Инновационный педагогический опыт
методическая разработка по физкультуре по теме

Плюшкин Павел Юрьевич

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii.docx47.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г.Боготол

«Описание инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Плюшкина П. Ю.»

г. Боготол

2017

Важно, чтобы люди не чувствовали себя ограниченными

                                                       в возможностях здоровья… Это люди, которым судьба

           послала сложные испытания…

                                                        Только сочувствия мало, надо развивать возможности. 
                                                                                                                                  (Л. И. Швецова) 

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ. 

Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития. 

В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. 

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. 

Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. К каждому такому ребенку требуется индивидуальный подход в обучении.

Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленная на реабилитацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полной жизни, а так же сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества. 

В своей работе я использую разнообразные средства и методы физической культуры, одним из которых является ритмическая гимнастика.

Ритмика – это воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Он призван содействовать формированию, оздоровлению, реабилитации и развитию ребенка, способного к социально – психологической адаптации в дальнейшей жизни, готовности к необходимым физическим и умственным нагрузкам, а так же сознательной потребности в систематических занятиях, чтобы подойти к здоровому образу жизни.

Тема моего инновационного педагогического опыта: «Использование ритмической гимнастики, как формы адаптивной физической культуры с детьми ОВЗ в рамках с ФГОС».

Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является формирование эмоциональной устойчивости и психологического комфорта на занятиях адаптивной физической культурой с детьми ОВЗ средствами и методами ритмической гимнастики, благодаря дисциплине, высокой плотности занятия, высокой эмоциональности.

Цели педагогической деятельности следующие:

Обучающая цель: формирование умений и навыков выполнять танцевальные движения под музыкальное сопровождение, совершенствование физических способностей.

Развивающая цель: повышение уровня устойчивого эмоционального состояния, повышение уровня физической подготовленности учащихся.

Воспитательная цель: воспитание уважительного отношения к физической культуре.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • Содействовать формированию правильной осанки и предупреждать плоскостопие. 
  • Воспитывать интерес к двигательной активности и потребности в ней. 
  • Развивать физические, двигательные и координационные способности, укреплять здоровье детей с ОВЗ.
  • Воспитывать нравственно-волевые черты личности - активности и самостоятельности.

 Ритмическая гимнастика, за счет двигательных действий под музыкальное сопровождение, сильно влияет на эмоциональное состояние ребенка.

Дети с ОВЗ характеризуются разными уровнями проявления эмоциональной устойчивости.

 Критериями и показателями уровней выступают:

  • - адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью;
  • - сила выраженности переживаемых эмоций;
  • - стабильность особенностей эмоционального реагирования;
  • Индивидуальные особенности проявления эмоциональной устойчивости детей с овз выражаются в индивидуальном сочетании ряда показателей эмоциональной устойчивости, которые обусловлены типом нервной системы ребенка, особенностями воспитания, физическим и психическим состоянием в данный момент и др.

Эмоции выступают как внешний знак внутреннего состояния, показатель социально-психического благополучия, индикатор личностного развития в школьном возрасте. Кроме того, оказывают влияние практически на все сферы психического развития - регуляцию поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, освоение социального опыта.

 К важной группе эмоциональных явлений исследователи относят эмоциональную устойчивость, как уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние, способность сохранять стабильность психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях.  

Информационная карта инновационного  педагогического опыта

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

(контактные  телефоны, почтовый адрес)

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Плюшкин Павел Юрьевич

662060, Красноярский край,

г. Боготол,

ул.Куйбышева, дом 43

Учитель физической культуры

8 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 «Использование ритмической гимнастики, как формы адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС»

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

1. Ритмика вызывает положительные эмоции, эмоциональный подъем.

 2. Индивидуальные особенности проявления эмоциональной устойчивости детей с ОВЗ.

 1.наличие двигательной   деятельности танцевального  характера.

 2. релаксационные, дыхательные,  оздоровительные гимнастики (аэробика), подвижные игры и др., и вариативность их использования;

 3. индивидуально-дифференцированный подход

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащегося на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки.

Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс обучения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей (предметных ЗУН, метапредметных и личностных). 

 Игровая технология  Ценность игровой деятельности заключается в том,  что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам, формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху.

Здоровьесберегающая технология - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.

1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

2.Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

3.Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению о своем здоровье и формированию культуры здоровья. Заключается в коррекции и профилактике отклонений в состоянии здоровья детей, информировании и обучении родителей. Одной из главенствующих  задач является выработка у детей разумного отношения к своему организму, привитию основных санитарно-гигиенических навыков, обучению вести здоровый образ жизни с самого раннего детства.

Информационные технологии. Применение на уроке демонстрационных средств (показ мультимедийных презентаций, фильмов о физкультуре, музыкальное сопровождение учебного процесса), направлены на формирование у детей образных представлений, а на их основе – понятий. 

1. технология развивающего обучения;

2. компетентностный и деятельностный      

подход;

3. игровая технология;

4. здоровьесберегающая технология;

5. использование икт при подготовке урока.

 

4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

С внедрением новых технологий меняется методика преподавания адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ. 

Применяемая методика позволяет индивидуализировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью ребенка, трудом, игрой. Поэтому ритмическая гимнастика и индивидуальный подход лучше помогают раскрыть способности детей, вызвать их к общению, раскрепостить.

 Использование традиционных и современных педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения.

5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

-Разработка системы диагностики, определяющей эффективность применения данного опыта.

-Понимание личностно-ориентированного подхода, интеграции.

-Овладение технологией и ее элементами.

-Подбор и обязательное использование дополнительного материала, научно-методические знания в области преподавания адаптивной физической культуры.

-Разработка системы занятий на основе индивидуальных особенностей детей с овз.      

-Желание заниматься поисково-исследовательской работой.  

-Технология обучения в сотрудничестве, развивающее обучение, информационные технологии.

высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности, знание  возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий, готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег – все это необходимые условия реализации изменений.

1.Личностно-профессиональные качества педагога (эмпатия, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью и др.). 

2. Наличие необходимой материально - технической базы (различный спортивный инвентарь: гимнастические мячи, набивные мячи, гимнастические палки, гимнастические коврики и др.; икт).

6.Результат изменений

1. Ребенок проявляет положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и  на уроках физической культуры с применением средств и методов ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение.

2. Ребенок самостоятельно технически правильно выполняет танцевальные и ритмические движения, использовать их в повседневной деятельности.

3.Ребенок  планирует занятия физическими  упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств и методов ритмической гимнастики, а также на уроках адаптивной физической культуры; представлять ритмическую гимнастику  как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека.

 1. Личностный уровень результатов

 

2.Метапредметный уровень результатов

 

3. Предметный уровень результатов

III. Описание инновационного опыта.

Исследования многих авторов (Л.М. Аболин, В.Э. Мильман, Я. Рейковский, М. И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, О.А. Черникова и др.) показывают, что устойчивое положительное, комфортное эмоциональное состояние является основой всего отношения ребенка с овз к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.

На занятиях ритмикой для развития эмоциональной устойчивости детей с ОВЗ, а также и на обычных уроках физической культуры я использую такие средства, как:

  • Релаксационные упражнения (Вводная часть перед каждым настроем):

Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка). Учитель: «Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»

Например, упражнение «Воздушные шарики»

Представьте себе, что вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

  •  дыхательные, оздоровительные гимнастики (аэробика), подвижные игры и др ), и вариативность их использования
  • индивидуально-дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости. Дети, с которыми я работаю, отличаются полом, возрастом, характером заболевания. Поэтому каждому ребенку необходимо индивидуальное образовательное пространство. Применяя оно и тоже упражнение с разными детьми необходимо варьировать нагрузку, количество выполнения задания и др.
  • наличие двигательной деятельности танцевального характера, которая вызывает положительные эмоции, эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление), создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта, усиливает физиологические процессы в организме и улучшает работу всех органов и систем.

В подготовительной части урока необходимо  организовать внимание ребенка, ввести в ситуацию общения: сообщить тему урока, вместе поставить цель и задачи урока, настроить ребенка на деятельность, замотивировать. Затем формируем знания о способностях человека. Детально разбираем физические способности человека. Актуализируем знание и выполняем пробное учебное действие: например, ОРУ с мячом. Разминочная связка из базовых шагов ритмики (например: восточный танец).

В основной части урока выполняем танцевальную связку ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение. Танцевальная связка строится из элементов базовой аэробики различного направления: например, восточных танцев. Затем выполняем упражнения в сухом бассейне на мелкую моторику рук и меткость. После чего  выполняем упражнение «Преодоление полосы препятствий без предметов и с предметами: например, с фитболом (гимнастическим мячом).

В заключительной части урока выполняем рефлексию учебной деятельности. Снижаем нагрузку, проводим игру на внимание: например, «Светофор». Ребенку предлагается по команде на зеленый сигнал светофора  имитировать (если ребенок не может бежать) или выполнять   беговое упражнение,  на желтый свет – маршировать  на месте, на красный – стоять неподвижно.

Перспективы занятий:

1. Развитие музыкальности.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.

4. Развитие творческих способностей.

5. Развитие и тренировка психических процессов.

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Баева И. А.: Психология в понятиях, образах, переживаниях. //М., «Центр гуманитарного образования, 1996.
  2. Белкин А. С.: Основы возрастной педагогики. // Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М., «Академия», 2000.
  3. Демидова А. Первый детский чемпионат по танцам на колясках / А. Демидова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2008. - N 1. - С. 50-51.
  4. Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972. 
  5. Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001. - С. 8-13. 
  6. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005. 
  7. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил. 
  8. Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология.– 2008. - № 1. – С. 71-78. 
  9. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение - М.: МГППУ, 2008. – 464 с.  
  10.  Плаксунова Э. В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры / Плаксунова Э. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 1. - С. 64-68.
  11.  Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004.
  12. Селевко Г. К.: Современные образовательные технологии. // Учебное пособие. М., «Народное образование. 1998.
  13. Хода Л. Д. Интегративная функция адаптивной физической культуры неслышащих детей и взрослых / Хода Л. Д. // Коррекц. педагогика. - 2006. - N 4. - С. 5-9.
  14. Храмов В. В. Здоровье и адаптивный спорт / В. В. Храмов // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - N 2. - С. 47-49.
  15. Храмов В. В. Преемственность адаптивной двигательной активности - важнейший фактор медико-социальной реабилитации инвалидов / В. В. Храмов // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2007. - N 4. - С. 44-46.

Андросова Юлия Олеговна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...

инновационный педагогический опыт

«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение  речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...

Мой инновационный педагогический опыт.

Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....

Инновационный педагогический опыт

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...

Инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...