Инновационный педагогический опыт
методическая разработка по физкультуре по теме
Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tehnologii.docx | 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г.Боготол
«Описание инновационного педагогического опыта учителя физической культуры Плюшкина П. Ю.»
г. Боготол
2017
Важно, чтобы люди не чувствовали себя ограниченными
в возможностях здоровья… Это люди, которым судьба
послала сложные испытания…
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
(Л. И. Швецова)
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ.
Специфика разработки специального федерального государственного стандарта образования определена тем, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
В основе стандартов лежит принцип договоренности, согласия и взаимных обязательств личности, семьи, общества и государства. Государственный специальный образовательный стандарт является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития. К каждому такому ребенку требуется индивидуальный подход в обучении.
Адаптивная физическая культура – это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленная на реабилитацию к нормальной социальной среде детей с ограниченными возможностями здоровья, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полной жизни, а так же сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
В своей работе я использую разнообразные средства и методы физической культуры, одним из которых является ритмическая гимнастика.
Ритмика – это воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Он призван содействовать формированию, оздоровлению, реабилитации и развитию ребенка, способного к социально – психологической адаптации в дальнейшей жизни, готовности к необходимым физическим и умственным нагрузкам, а так же сознательной потребности в систематических занятиях, чтобы подойти к здоровому образу жизни.
Тема моего инновационного педагогического опыта: «Использование ритмической гимнастики, как формы адаптивной физической культуры с детьми ОВЗ в рамках с ФГОС».
Основной идеей моей педагогической деятельности на данном этапе является формирование эмоциональной устойчивости и психологического комфорта на занятиях адаптивной физической культурой с детьми ОВЗ средствами и методами ритмической гимнастики, благодаря дисциплине, высокой плотности занятия, высокой эмоциональности.
Цели педагогической деятельности следующие:
Обучающая цель: формирование умений и навыков выполнять танцевальные движения под музыкальное сопровождение, совершенствование физических способностей.
Развивающая цель: повышение уровня устойчивого эмоционального состояния, повышение уровня физической подготовленности учащихся.
Воспитательная цель: воспитание уважительного отношения к физической культуре.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- Содействовать формированию правильной осанки и предупреждать плоскостопие.
- Воспитывать интерес к двигательной активности и потребности в ней.
- Развивать физические, двигательные и координационные способности, укреплять здоровье детей с ОВЗ.
- Воспитывать нравственно-волевые черты личности - активности и самостоятельности.
Ритмическая гимнастика, за счет двигательных действий под музыкальное сопровождение, сильно влияет на эмоциональное состояние ребенка.
Дети с ОВЗ характеризуются разными уровнями проявления эмоциональной устойчивости.
Критериями и показателями уровней выступают:
- - адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью;
- - сила выраженности переживаемых эмоций;
- - стабильность особенностей эмоционального реагирования;
- Индивидуальные особенности проявления эмоциональной устойчивости детей с овз выражаются в индивидуальном сочетании ряда показателей эмоциональной устойчивости, которые обусловлены типом нервной системы ребенка, особенностями воспитания, физическим и психическим состоянием в данный момент и др.
Эмоции выступают как внешний знак внутреннего состояния, показатель социально-психического благополучия, индикатор личностного развития в школьном возрасте. Кроме того, оказывают влияние практически на все сферы психического развития - регуляцию поведения, овладение ребенком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, освоение социального опыта.
К важной группе эмоциональных явлений исследователи относят эмоциональную устойчивость, как уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние, способность сохранять стабильность психических и психомоторных процессов при сильных эмоциях.
Информационная карта инновационного педагогического опыта
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта (контактные телефоны, почтовый адрес) | Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом | Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала | Стаж работы в должности |
Плюшкин Павел Юрьевич | 662060, Красноярский край, г. Боготол, ул.Куйбышева, дом 43 | Учитель физической культуры | 8 лет |
II. Сущностные характеристики опыта
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | «Использование ритмической гимнастики, как формы адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ в рамках ФГОС» | |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | 1. Ритмика вызывает положительные эмоции, эмоциональный подъем. 2. Индивидуальные особенности проявления эмоциональной устойчивости детей с ОВЗ. | 1.наличие двигательной деятельности танцевального характера. 2. релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики (аэробика), подвижные игры и др., и вариативность их использования; 3. индивидуально-дифференцированный подход |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Технология развивающего обучения предполагает взаимодействие педагога и учащегося на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения учебных задач посредством организации учебного диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся. Включает стимулирование рефлексивных способностей ребенка, обучение навыкам самоконтроля и самооценки. Компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определенных результатов. Овладение же компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности, т.е. компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности. В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс обучения, т.е. в процесс приобретения знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетентностей (предметных ЗУН, метапредметных и личностных). Игровая технология Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам, формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху. Здоровьесберегающая технология - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся. 1.Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующие предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний; 2.Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми; 3.Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению о своем здоровье и формированию культуры здоровья. Заключается в коррекции и профилактике отклонений в состоянии здоровья детей, информировании и обучении родителей. Одной из главенствующих задач является выработка у детей разумного отношения к своему организму, привитию основных санитарно-гигиенических навыков, обучению вести здоровый образ жизни с самого раннего детства. Информационные технологии. Применение на уроке демонстрационных средств (показ мультимедийных презентаций, фильмов о физкультуре, музыкальное сопровождение учебного процесса), направлены на формирование у детей образных представлений, а на их основе – понятий. | 1. технология развивающего обучения; 2. компетентностный и деятельностный подход; 3. игровая технология; 4. здоровьесберегающая технология; 5. использование икт при подготовке урока.
|
4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | С внедрением новых технологий меняется методика преподавания адаптивной физической культуры с детьми с ОВЗ. Применяемая методика позволяет индивидуализировать обучение детей, предполагают гармоничное развитие, активную, самостоятельную работу учащихся. Они обеспечивают связь обучения с жизнью ребенка, трудом, игрой. Поэтому ритмическая гимнастика и индивидуальный подход лучше помогают раскрыть способности детей, вызвать их к общению, раскрепостить. | Использование традиционных и современных педагогических технологий для повышения эффективности процесса обучения. |
5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | -Разработка системы диагностики, определяющей эффективность применения данного опыта. -Понимание личностно-ориентированного подхода, интеграции. -Овладение технологией и ее элементами. -Подбор и обязательное использование дополнительного материала, научно-методические знания в области преподавания адаптивной физической культуры. -Разработка системы занятий на основе индивидуальных особенностей детей с овз. -Желание заниматься поисково-исследовательской работой. -Технология обучения в сотрудничестве, развивающее обучение, информационные технологии. высокий уровень мотивации на повышение уровня педагогической компетентности, знание возрастных и психологических особенностей обучающихся и современных образовательных технологий, готовность к обобщению и распространению собственного опыта и освоению опыта коллег – все это необходимые условия реализации изменений. | 1.Личностно-профессиональные качества педагога (эмпатия, выражающуюся в эмоциональной отзывчивости на переживания ребенка, в чуткости, доброжелательности, заботливости педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей, их родителей педагогическую зоркость, предполагающую умения фиксировать существенное в развитии ребенка, предвидеть перспективы, динамику становления личности каждого воспитанника педагогическую рефлексию, как самоанализ проделанной работы, оценку полученных результатов, соотнесение их с поставленной целью и др.). 2. Наличие необходимой материально - технической базы (различный спортивный инвентарь: гимнастические мячи, набивные мячи, гимнастические палки, гимнастические коврики и др.; икт). |
6.Результат изменений | 1. Ребенок проявляет положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и на уроках физической культуры с применением средств и методов ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение. 2. Ребенок самостоятельно технически правильно выполняет танцевальные и ритмические движения, использовать их в повседневной деятельности. 3.Ребенок планирует занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств и методов ритмической гимнастики, а также на уроках адаптивной физической культуры; представлять ритмическую гимнастику как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека. | 1. Личностный уровень результатов
2.Метапредметный уровень результатов
3. Предметный уровень результатов |
III. Описание инновационного опыта.
Исследования многих авторов (Л.М. Аболин, В.Э. Мильман, Я. Рейковский, М. И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, О.А. Черникова и др.) показывают, что устойчивое положительное, комфортное эмоциональное состояние является основой всего отношения ребенка с овз к миру и влияет на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками.
На занятиях ритмикой для развития эмоциональной устойчивости детей с ОВЗ, а также и на обычных уроках физической культуры я использую такие средства, как:
- Релаксационные упражнения (Вводная часть перед каждым настроем):
Дети ложатся на ковёр, устраиваются поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка). Учитель: «Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушайтесь к вашему дыханию… (пауза) Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…»
Например, упражнение «Воздушные шарики»
Представьте себе, что вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.
- дыхательные, оздоровительные гимнастики (аэробика), подвижные игры и др ), и вариативность их использования
- индивидуально-дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости. Дети, с которыми я работаю, отличаются полом, возрастом, характером заболевания. Поэтому каждому ребенку необходимо индивидуальное образовательное пространство. Применяя оно и тоже упражнение с разными детьми необходимо варьировать нагрузку, количество выполнения задания и др.
- наличие двигательной деятельности танцевального характера, которая вызывает положительные эмоции, эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление), создает у детей повышенный тонус всего организма, состояние психологического комфорта, усиливает физиологические процессы в организме и улучшает работу всех органов и систем.
В подготовительной части урока необходимо организовать внимание ребенка, ввести в ситуацию общения: сообщить тему урока, вместе поставить цель и задачи урока, настроить ребенка на деятельность, замотивировать. Затем формируем знания о способностях человека. Детально разбираем физические способности человека. Актуализируем знание и выполняем пробное учебное действие: например, ОРУ с мячом. Разминочная связка из базовых шагов ритмики (например: восточный танец).
В основной части урока выполняем танцевальную связку ритмической гимнастики под музыкальное сопровождение. Танцевальная связка строится из элементов базовой аэробики различного направления: например, восточных танцев. Затем выполняем упражнения в сухом бассейне на мелкую моторику рук и меткость. После чего выполняем упражнение «Преодоление полосы препятствий без предметов и с предметами: например, с фитболом (гимнастическим мячом).
В заключительной части урока выполняем рефлексию учебной деятельности. Снижаем нагрузку, проводим игру на внимание: например, «Светофор». Ребенку предлагается по команде на зеленый сигнал светофора имитировать (если ребенок не может бежать) или выполнять беговое упражнение, на желтый свет – маршировать на месте, на красный – стоять неподвижно.
Перспективы занятий:
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
3. Развитие умений ориентироваться в пространстве.
4. Развитие творческих способностей.
5. Развитие и тренировка психических процессов.
6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Баева И. А.: Психология в понятиях, образах, переживаниях. //М., «Центр гуманитарного образования, 1996.
- Белкин А. С.: Основы возрастной педагогики. // Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. М., «Академия», 2000.
- Демидова А. Первый детский чемпионат по танцам на колясках / А. Демидова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2008. - N 1. - С. 50-51.
- Конорова Е. В. Методическое пособие по ритмике. // М. «Музыка», 1972.
- Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями) // Актуальные проблемы интегрированного обучения [Текст]: материалы Междунар. науч.-практической конф. по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями) 29-31 января 2001 года. - М., 2001. - С. 8-13.
- Кукушкина, О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронный ресурс]: монография / О.И. Кукушкина. –– М.: Полиграф Сервис, 2005.
- Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.: ил.
- Малофеев, Н.Н. Базовые модели интегрированного обучения [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Дефектология.– 2008. - № 1. – С. 71-78.
- Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение - М.: МГППУ, 2008. – 464 с.
- Плаксунова Э. В. Социализация детей с аутизмом в процессе игровой деятельности на уроках адаптивной физической культуры / Плаксунова Э. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2009. - № 1. - С. 64-68.
- Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. А.: Учите детей танцевать.// Владос, 2004.
- Селевко Г. К.: Современные образовательные технологии. // Учебное пособие. М., «Народное образование. 1998.
- Хода Л. Д. Интегративная функция адаптивной физической культуры неслышащих детей и взрослых / Хода Л. Д. // Коррекц. педагогика. - 2006. - N 4. - С. 5-9.
- Храмов В. В. Здоровье и адаптивный спорт / В. В. Храмов // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - N 2. - С. 47-49.
- Храмов В. В. Преемственность адаптивной двигательной активности - важнейший фактор медико-социальной реабилитации инвалидов / В. В. Храмов // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2007. - N 4. - С. 44-46.
Андросова Юлия Олеговна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА
В данной программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...
инновационный педагогический опыт
«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...
Мой инновационный педагогический опыт.
Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....
Инновационный педагогический опыт
Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...
Инновационный педагогический опыт
Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...
Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"
Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...