Рабочая программа по физической культуре для профессии 15.01.05 "Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) "
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины "Физическая культура", в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федеральных государственных образовательных программ среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_fiz-ra_rerih1-2_kurs.docx | 101.12 КБ |
kimy_1-kurs_mss.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины | ОДБ.14 Физическая культура | |
для профессии | 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично | |
механизированной сварки (наплавки)» | ||
(код и наименование профессии) |
2016
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ |
предметной (цикловой) | |
комиссией | |
Председатель комиссии | Директор колледжа |
___________ Ю.Ю. Сомова | ___________ О.М. Акиньшина |
______________ 201 г. | __________________ 201 г. |
ОДОБРЕНО | |
методическим советом | |
Председатель методического совета | |
___________ Е. В. Селиванова | |
________________201 г. | |
Автор: | Рерих Л.В., преподаватель |
Рецензенты: | Скрынник В.И., руководитель физического воспитания
|
Содержание
Общая характеристика учебной дисциплины «Физическая культура» 4
Место учебной дисциплины в учебном плане 7
Результаты освоения учебной дисциплины 7
Содержание учебной дисциплины 12
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов 16
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины 20
Инфорационое обеспечение обучения 21
Приложение 1 Оценка уровня физических способностей студентов основной медицинской группы 23
Приложение 2 Оценка уровня физической подготовленности студентов
подготовительной медицинской группы 24
Приложение 3 Требования к результатам обучения студентов
специальной медицинской группы 26
Пояснительная записка
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Физическая культура», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).Содержание программы «Физическая культура» направлено на достижение следующих целей:
- формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
- формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно- оздоровительной деятельностью;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
- овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.
Программа учебной дисциплины «Физическая культура» служит основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих, осваиваемой профессии.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Общая характеристика учебной дисциплины «Физическая культура»
Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» направлено на укрепление здоровья, повышение физического потенциала, работоспособности обучающихся, формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Реализация содержания учебной дисциплины «Физическая культура» в преемственности с другими общеобразовательными дисциплинами способствует воспитанию, социализации и самоидентификации обучающихся посредством личностно и общественно значимой деятельности, становлению целесообразного здорового образа жизни.
Методологической основой организации занятий по физической культуре является системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и качества здоровья обучающихся.
В соответствии со структурой двигательной деятельности содержание учебной дисциплины «Физическая культура» представлено тремя содержательными линиями:
- Физкультурно-оздоровительной деятельностью;
- Спортивно-оздоровительной деятельностью с прикладной ориентированной подготовкой;
- Введением в профессиональную деятельность специалиста.
Первая содержательная линия ориентирует образовательный процесс на укрепление здоровья студентов и воспитание бережного к нему отношения. Через свое предметное содержание она нацеливает студентов на формирование интересов и потребностей в регулярных занятиях физической культурой и спортом, творческое использование осваиваемого учебного материала в разнообразных формах активного отдыха и досуга, самостоятельной физической подготовке к предстоящей жизнедеятельности.
Вторая содержательная линия соотносится с интересами студентов в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и достаточного уровня физической и двигательной подготовленности обучающихся.
Третья содержательная линия ориентирует образовательный процесс на развитие интереса студентов к будущей профессиональной деятельности и показывает значение физической культуры для их дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования и конкурентоспособности на современном рынке труда.
Основное содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в процессе теоретических и практических занятий и представлено двумя разделами: теоретическая часть и практическая часть.
Теоретическая часть направлена на формирование у обучающихся мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание студентами значения здорового образа жизни, двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий.
Содержание учебно-методических занятий обеспечивает: формирование у студентов установки на психическое и физическое здоровье; освоение методов профилактики профессиональных заболеваний; овладение приемами массажа и самомассажа, психо- регулирующими упражнениями; знакомство с тестами, позволяющими самостоятельно анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Темы учебно-методических занятий определяются по выбору из числа предложенных программой.
На учебно-методических занятиях преподаватель проводит консультации, на которых по результатам тестирования помогает определить оздоровительную и профессиональную направленность индивидуальной двигательной нагрузки.
Учебно-тренировочные занятия содействуют укреплению здоровья, развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма студентов, а также профилактике профессиональных заболеваний.
Для организации учебно-тренировочных занятий студентов по физической культуре кроме обязательных видов спорта (легкой атлетики, кроссовой подготовки, гимнастики, спортивных игр) дополнительно предлагаются нетрадиционные (ритмическая и атлетическая гимнастика).
Специфической особенностью реализации содержания учебной дисциплины «Физическая культура» является ориентация образовательного процесса на получение преподавателем физического воспитания оперативной информации о степени освоения теоретических и методических знаний, умений, состоянии здоровья, физического развития, двигательной, психофизической, профессионально-прикладной подготовленности студента.
Используя результаты медицинского осмотра студента, его индивидуальное желание заниматься тем или иным видом двигательной активности, преподаватель физического воспитания распределяет студентов в учебные отделения: спортивное, подготовительное и специальное.
Таким образом, освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» предполагает, что студентов, освобожденных от занятий физическими упражнениями, практически нет. Вместе с тем в зависимости от заболеваний двигательная активность обучающихся может снижаться или прекращаться. Студенты, временно освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий, осваивают теоретический и учебно-методический материал, готовят рефераты.
Все контрольные нормативы по физической культуре студенты сдают в течение учебного года для оценки преподавателем их функциональной и двигательной подготовленности, в том числе и для оценки их готовности к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «Физическая культура» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов в процессе освоения ОПОП СПО с получением среднего общего образования (ППКРС).
Место учебной дисциплины в учебном плане
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Физическая культура» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
В учебных планах ОПОП СПО дисциплина «Физическая культура» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин, формируемых из обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для профессий СПО технического профиля профессионального образования.
Результаты освоения учебной дисциплины
Освоение содержания учебной дисциплины «Физическая культура» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность устойчивой мотивации к здоровому образу жизни и обучению, целенаправленному личностному совершенствованию двигательной активности с валеологической и профессиональной направленностью, неприятию вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- потребность к самостоятельному использованию физической культуры как составляющей доминанты здоровья;
- приобретение личного опыта творческого использования профессионально- оздоровительных средств и методов двигательной активности;
- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, системы значимых социальных и межличностных отношений, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных действий в процессе целенаправленной двигательной активности, способности их использования в социальной, в том числе профессиональной, практике;
- готовность самостоятельно использовать в трудовых и жизненных ситуациях навыки профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность к построению индивидуальной образовательной траектории самостоятельного использования в трудовых и жизненных ситуациях навыков профессиональной адаптивной физической культуры;
- способность использования системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции, в спортивной, оздоровительной и физкультурной деятельности;
- формирование навыков сотрудничества со сверстниками, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно- оздоровительной деятельностью;
- умение оказывать первую помощь при занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- метапредметных:
- способность использовать межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) в познавательной, спортивной, физкультурной, оздоровительной и социальной практике;
- готовность учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками с использованием специальных средств и методов двигательной активности;
- освоение знаний, полученных в процессе теоретических, учебно-методических и практических занятий, в области анатомии, физиологии, психологии (возрастной и спортивной), экологии, ОБЖ;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию по физической культуре, получаемую из различных источников;
- формирование навыков участия в различных видах соревновательной деятельности, моделирующих профессиональную подготовку;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, норм информационной безопасности;
- предметных:
- умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни, активного отдыха и досуга;
- владение современными технологиями укрепления и сохранения здоровья, поддержания работоспособности, профилактики предупреждения заболеваний, связанных с учебной и производственной деятельностью;
- владение основными способами самоконтроля индивидуальных показателей здоровья, умственной и физической работоспособности, физического развития и физических качеств;
- владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной и производственной деятельности с целью профилактики переутомления и сохранения высокой работоспособности;
- владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности, готовность к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно- спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Тематический план
1 семестр
Наименование раздела и тематики | Максимальная учебная нагрузка студента | Кол-во часов | Самостоятел. Учебная нагрузка студента | ||
Всего | Теор. | Практ. | |||
Теоретическая часть: Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Практическая часть:
волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон. | 4 16 6 6 38 |
2 8 4 4 27
| 2
| 8 4 4 27 |
2 8 2 2 12 |
итого | 71 | 45 | 2 | 43 | 26 |
2 семестр | |||||
Теоретическая часть: Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями. Практическая часть: 1 Атлетическая гимнастика 2 Спортивная гимнастика 3 Спортивные игры: волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон. 4 Лёгкая атлетика | 4 10 10 47 14 | 2 6 6 35 8 | 2
| 6 6 35 8 |
2 4 4 12 6 |
итого | 85 | 57 | 2 | 55 | 28 |
3 семестр | |||||
Теоретическая часть: Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки. Практическая часть:
| 4 12 8 10 20 | 2 8 6 8 12
| 2
| 8 6 8
12 | 2 4 2 2 8 |
итого | 54 | 36 | 2 | 34 | 18 |
4 семестр | |||||
Теоретическая часть: Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности. Практическая часть:
волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон. итого | 4
12 8 6 17 47 | 2
8 4 4 15
33 | 2
2 | 8 4 4 15 31 | 2
4 4 2 2 14 |
Содержание учебной дисциплины
Теоретическая часть
Введение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО
Современное состояние физической культуры и спорта. Физическая культура и личность профессионала. Оздоровительные системы физического воспитания, их роль в формировании здорового образа жизни, сохранении творческой активности и долголетия, предупреждении профессиональных заболеваний и вредных привычек.
Особенности организации занятий со студентами в процессе освоения содержания учебной дисциплины «Физическая культура». Введение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Требования к технике безопасности при занятиях физическими упражнениями.
Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья
Здоровье человека, его ценность и значимость для профессионала. Взаимосвязь общей культуры обучающихся и их образа жизни. Современное состояние здоровья молодежи. Личное отношение к здоровью как условие формирования здорового образа жизни. Двигательная активность.
Влияние экологических факторов на здоровье человека. О вреде и профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Влияние наследственных заболеваний в формировании здорового образа жизни. Рациональное питание и профессия. Режим в трудовой и учебной деятельности. Активный отдых. Вводная и производственная гимнастика. Гигиенические средства оздоровления и управления работоспособностью: закаливание, личная гигиена, гидропроцедуры, бани, массаж. Материнство и здоровье. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания.
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями
Мотивация и целенаправленность самостоятельных занятий, их формы и содержание.
Организация занятий физическими упражнениями различной направленности. Особенности самостоятельных занятий для юношей и девушек. Основные принципы построения самостоятельных занятий и их гигиена. Коррекция фигуры. Основные признаки утомления. Факторы регуляции нагрузки. Тесты для определения оптимальной индивидуальной нагрузки. Сенситивность в развитии профилирующих двигательных качеств.
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки
Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Психофизиологические основы учебного и производственного труда.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Психофизиологическая характеристика будущей производственной деятельности и учебного труда студентов профессиональных образовательных организаций. Динамика работоспособности в учебном году и факторы, ее определяющие. Основные причины изменения общего состояния студентов в период экзаменационной сессии. Критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Методы повышения эффективности производственного и учебного труда. Значение мышечной релаксации.
Аутотренинг и его использование для повышения работоспособности.
Практическая часть
Учебно-методические занятия
Содержание учебно-методических занятий определяется по выбору преподавателя с учетом интересов студентов.
- Простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применение средств физической культуры для их направленной коррекции. Использование методов самоконтроля, стандартов, индексов.
- Методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями гигиенической и профессиональной направленности. Методика активного отдыха в ходе профессиональной деятельности по избранному направлению.
- Массаж и самомассаж при физическом и умственном утомлении.
- Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения опорно- двигательного аппарата. Профилактика профессиональных заболеваний средствами и методами физического воспитания. Физические упражнения для коррекции зрения.
- Составление и проведение комплексов утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности студентов.
- Методика определения профессионально значимых психофизиологических и двигательных качеств на основе профессиограммы специалиста. Спортограмма и профессиограмма.
- Самооценка и анализ выполнения обязательных тестов состояния здоровья и общефизической подготовки. Методика самоконтроля за уровнем развития профессионально значимых качеств и свойств личности.
- Ведение личного дневника самоконтроля (индивидуальной карты здоровья). Определение уровня здоровья (по Э. Н. Вайнеру).
- Индивидуальная оздоровительная программа двигательной активности с учетом профессиональной направленности.
Учебно-тренировочные занятия
При проведении учебно-тренировочных занятий преподаватель определяет оптимальный объем физической нагрузки, опираясь на данные о состоянии здоровья студентов, дает индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий тем или иным видом спорта.
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка
Решает задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышления.
Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4 100 м, 4 400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши), метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши), прыжки в длину с места.
Гимнастика
Решает оздоровительные и профилактические задачи. Развивает силу, выносливость, координацию, гибкость, равновесие, сенсоторику. Совершенствует память, внимание, целеустремленность, мышление.
Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями. Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики. Подтягивание, упражнение на пресс.
Акробатика:
юноши - перекаты, кувырки, стойка на голове, кувырок назад с выходом на руки;
девушки – кувырки, «березка», полушпагат, «мостик», «ласточка».
Опорный прыжок через «козел» способами: «согнув ноги», «ноги врозь».
Спортивные игры
Проведение спортивных игр способствует совершенствованию профессиональной двигательной подготовленности, укреплению здоровья, в том числе развитию координационных способностей, ориентации в пространстве, скорости реакции; дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения, формированию двигательной активности, силовой и скоростной выносливости; совершенствованию взрывной силы; развитию таких личностных качеств, как восприятие, внимание, память, воображение, согласованность групповых взаимодействий, быстрое принятие решений; воспитанию волевых качеств, инициативности и самостоятельности.
Из перечисленных спортивных игр профессиональная образовательная организация выбирает те, для проведения которых есть условия, материально-техническое оснащение, которые в большей степени направлены на предупреждение и профилактику профзаболеваний, отвечают климатическим условиям региона.
Волейбол
Исходное положение (стойки), перемещения, передача, подача, нападающий удар, прием мяча снизу двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении вперед и последующим скольжением на груди—животе, блокирование, тактика нападения, тактика защиты. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам волейбола. Игра по правилам.
Баскетбол
Ловля и передача мяча, ведение, броски мяча в корзину (с места, в движении, прыжком), вырывание и выбивание (приемы овладения мячом), прием техники защита — перехват, приемы, применяемые против броска, накрывание, тактика нападения, тактика защиты. зачётная комбинация. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам баскетбола. Игра по правилам.
Футбол (для юношей)
Удар по летящему мячу средней частью подъема ноги, удары головой на месте и в прыжке, остановка мяча ногой, грудью, отбор мяча, обманные движения, техника игры вратаря, тактика защиты, тактика нападения. Правила игры. Техника безопасности игры. Игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Игра по правилам.
Настольный теннис
Способы держания ракетки: вертикальная и горизонтальная хватки, набивание мяча, игра у стенки, перебрасывание мяча ракетками, стойки и передвижение теннисиста, подача, приёмы игры, подрезка, парная игра. Правила игры. Тактические действия.
Бадминтон
Держание ракетки, стойка игрока, жонглирование воланом, жонглирование в парах, игра в парах двумя и тремя воланами, подача, атакующие удары, игра через сетку. Правила игры. Тактические действия.
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах
Решает задачи коррекции фигуры, дифференцировки силовых характеристик движений, совершенствует регуляцию мышечного тонуса. Воспитывает абсолютную и относительную силу избранных групп мышц.
Круговой метод тренировки для развития силы основных мышечных групп с эспандерами, амортизаторами из резины, гантелями, гирей, штангой. Техника безопасности занятий.
Дыхательная гимнастика
Упражнения дыхательной гимнастики могут быть использованы в качестве профилактического средства физического воспитания.
Дыхательная гимнастика используется для повышения основных функциональных систем: дыхательной и сердечно-сосудистой. Позволяет увеличивать жизненную емкость легких. Классические методы дыхания при выполнении движений. Дыхательные упражнения йогов. Современные методики дыхательной гимнастики (Лобановой-Поповой, Стрельниковой, Бутейко).
Самостоятельная работа
- подготовка рефератов и информационных сообщений на заданные темы;
- занятия в секциях по видам спорта.
Темы рефератов:
1. Спорт в физическом воспитании студентов.
2. Физическая культура, как часть физического и спортивного совершенствования.
3. Основы методики обучения двигательным умениям и навыкам.
4. Методика составления комплексов упражнений по ОФП для индивидуальных самостоятельных занятий.
5. Средства, методы, принципы воспитания быстроты, силы, выносливости, гибкости, координационных способностей.
6. Закрепление и совершенствование техники изучаемых двигательных действий в процессе самостоятельных занятий.
7. Здоровый образ жизни. Вред курения и наркомании.
8. Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки.
Формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются и целями и задачами. Существует три формы самостоятельных занятий:
- утренняя гигиеническая гимнастика,
- упражнения в течение учебного дня,
- самостоятельные тренировочные занятия.
К самостоятельным занятиям относятся:
бег по пересечённой местности 15 минут, ходьба по пересечённой местности 30 минут, упражнения на пресс, подтягивание на перекладине, отжимания, упражнения с гантелями, прыжки через скакалку, катание на лыжах, катание на коньках, катание на велосипеде, подвижные игры, занятия в спортивных секциях.
Характеристика основных видов учебной
Содержание обучения | Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Теоретическая часть | |
Ведение. Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов СПО | Знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний. Знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно- спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) |
Основы методики самостоятельных занятий физическими упражнениями | Демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям. Знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены |
Самоконтроль, его основные методы, показатели и критерии оценки | Самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля |
Психофизиологические основы учебного и производственного труда. Средства физической культуры в регулировании работоспособности | Знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии. Умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности. |
Физическая культура в профессиональной деятельности специалиста | Обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности. Применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования |
Практическая часть | |
Учебно-методические занятия | Демонстрация установки на психическое и физическое здоровье. Освоение методов профилактики профессиональных заболеваний. Овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями. Использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Знание методов здоровьесберегающих технологий при работе за компьютером. Умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности |
Учебно-тренировочные занятия | |
Легкая атлетика. Кроссовая подготовка | Освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4 х100 м, 4 х 250 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши). Умение технически грамотно выполнять (на технику): Метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); прыжки в длину с места; сдача контрольных нормативов. |
Гимнастика | Освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения. Выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики. Выполнение опорного прыжка через «козёл» способами «ноги врозь» и «согнув ноги». Освоение техники акробатической связки в спортивной гимнастике. |
Спортивные игры | Освоение основных игровых элементов. Знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта. Развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения. Развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений. Развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности. Умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации. |
Виды спорта по выбору | Умение составлять и выполнять индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26—30 движений. |
Атлетическая гимнастика, работа на тренажерах | Знание и умение грамотно использовать современные методики дыхательной гимнастики. Осуществление контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. Знание средств и методов при занятиях дыхательной гимнастикой. Заполнение дневника самоконтроля. |
Дыхательная гимнастика | Умение составлять и выполнять с группой комбинации из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, включая дополнительные элементы. Знание техники безопасности при занятии спортивной аэробикой. Умение осуществлять самоконтроль. Участие в соревнованиях. |
Внеаудиторная самостоятельная работа | Овладение спортивным мастерством в избранном виде спорта. Участие в соревнованиях. Умение осуществлять контроль за состоянием здоровья (в динамике); умение оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Соблюдение техники безопасности. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
программы учебной дисциплины
Все помещения, объекты физической культуры и спорта, места для занятий физической подготовкой, которые необходимы для реализации учебной дисциплины «Физическая культура», должны быть оснащены соответствующим оборудованием и инвентарем в зависимости от изучаемых разделов программы и видов спорта. Все объекты, которые используются при проведении занятий по физической культуре, должны отвечать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Оборудование и инвентарь спортивного зала:
- стенка гимнастическая; перекладина навесная универсальная для стенки гимнастической; гимнастические скамейки; гимнастические снаряды – гимнастический «козёл», гимнастический мостик, тренажеры для занятий атлетической гимнастикой, гимнастические маты, канат для перетягивания, скакалки, мячи для метания, гантели (разные), гиря 16 кг, секундомер, весы напольные;
- кольца баскетбольные, щиты баскетбольные, сетки баскетбольные, мячи баскетбольные, сетка волейбольная, волейбольные мячи, футбольные мячи.
Открытый стадион:
- турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса препятствий, ворота футбольные, мячи футбольные, гранаты учебные Ф-1, нагрудные номера, тумбы «Старт—Финиш», секундомер.
В зависимости от возможностей, которыми располагают профессиональные образовательные организации, для реализации учебной дисциплины «Физическая культура» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования могут быть использованы:
- тренажерный зал;
- футбольное поле с замкнутой беговой дорожкой.
В зависимости от возможностей материально-технической базы и наличия кадрового потенциала перечень учебно-спортивного оборудования и инвентаря может быть дополнен.
Для проведения учебно-методических занятий целесообразно использовать комплект мультимедийного и коммуникационного оборудования: электронные носители, компьютеры для аудиторной и внеаудиторной работы.
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
- Барчуков И. С., Назаров Ю. Н., Егоров С. С. и др. Физическая культура и физическая подготовка: учебник для студентов вузов, курсантов и слушателей образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России / под ред. В.Я.Кикотя, И. С. Барчукова. — М., 2013, 235с.
- Барчуков И. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / под общ. ред. Г. В. Барчуковой. — М., 2013,321с.
- Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014, 231с.
- Гамидова С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий. — Смоленск, 2013, 354с.
- Решетников Н.В., Кислицын Ю. Л., Палтиевич Р. Л., Погадаев Г.И. Физическая культура: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2013, 356с.
- Сайганова Е.Г, Дудов В.А. Физическая культура. Самостоятельная работа: учеб. пособие. — М., 2013, 231с.
Дополнительные источники:
- Бишаева А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учеб. пособие. — М., 2013, 421с.
- Евсеев Ю. И. Физическое воспитание. — Ростов н/Д, 2013, 213с.
- Кабачков В. А. Полиевский С. А., Буров А. Э. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодежи: науч.-метод. пособие. — М., 2013, 321с.
- Литвинов А. А., Козлов А. В., Ивченко Е. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание. — М., 2014, 245с.
- Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании: учеб. пособие. — Тюмень, 2013, 356с.
- Миронова Т. И. Реабилитация социально-психологического здоровья детско-молодежных групп. — Кострома, 2014, 521с.
- Тимонин А. И. Педагогическое обеспечение социальной работы с молодежью: учеб. пособие / под ред. Н.Ф.Басова. — 3-е изд. — М., 2013, 412с.
- Хомич М.М., Эммануэль Ю.В., Ванчакова Н.П. Комплексы корректирующих мероприятий при снижении адаптационных резервов организма на основе саногенетического мониторинга / под ред. С.В.Матвеева. — СПб., 2013, 321с.
Интернет-ресурсы:
15 www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской Федерации).
16 www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»).
17 www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России).
18 www.goup32441.narod.ru (сайт: Учебно-методические пособия «Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).
Приложение 1
Оценка уровня физических способностей студентов
основной медицинской группы
Вид упражнения | Пол | Год обучения и оценка | |||||
I год обучения | II год обучения | ||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
Бег 100 м (сек.) | Ю | 14,0 | 14,4 | 15,0 | 13,6 | 14,0 | 14,4 |
Д | 16,5 | 17,5 | 18,0 | 16,0 | 16,5 | 17,5 | |
Бег 1000 м, 500 м (мин. сек.) | Ю | 3,40 | 3,50 | 4,0 | 3,30 | 3,40 | 3,50 |
Д | 1,55 | 2,0 | 2,15 | 1,48 | 1,55 | 2,0 | |
Бег 3000 м, 2000м(мин. сек.) | Ю | 13,5 | 14,3 | 15,0 | 13,30 | 13,5 | 14,3 |
Д | 11,15 | 12,0 | 12,5 | 10,50 | 11,15 | 12,0 | |
Прыжок в длину с места( м, см) | Ю | 2,15 | 2,0 | 1,90 | 2,25 | 2,15 | 2,0 |
Д | 1,75 | 1,60 | 1,50 | 1,85 | 1,75 | 1,60 | |
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги» ( м. см.) | Ю | 4,30 | 4,0 | 3,80 | 4,50 | 4,30 | 4,0 |
Д | 3,40 | 3,20 | 3,0 | 3,60 | 3,40 | 3,20 | |
Прыжок в высоту ( м, см.) | Ю | 1,26 | 1,20 | 1,15 | 1,35 | 1,30 | 1,26 |
Д | 1,05 | 1,0 | 90 | 1,15 | 1,10 | 1,05 | |
Метание гранаты 700г, 500 г( м, см.) | Ю | 29 | 25 | 23 | 32 | 28 | 25 |
Д | 18 | 13 | 11 | 21 | 18 | 15 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз) | Д | 30 | 25 | 20 | 40 | 30 | 25 |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | Ю | 11 | 9 | 7 | 13 | 11 | 9 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) | Ю | 30 | 25 | 20 | 40 | 35 | 30 |
Д | 10 | 8 | 6 | 15 | 11 | 8 | |
Приседание на одной ноге без опоры | Ю | 10/10 | 8/8 | 6/6 | 12/12 | 10/10 | 8/8 |
Д | 8/8 | 6/6 | 5/5 | 10/10 | 8/8 | 6/6 | |
В висе поднимание прямых ног до касания перекладины | Ю | 8 | 6 | 4 | 10 | 8 | 6 |
Челночный бег 3Х10 сек. | Ю | 8,0 | 8,4 | 8,7 | 7,5 | 8,0 | 8,4 |
Д | 8,7 | 9,3 | 9,7 | 8,4 | 8,7 | 9,3 | |
Бросок б/б мяча в корзину со штрафной линии (из 10 попыток) | Ю | 6 | 5 | 4 | 7 | 6 | 5 |
Д | 5 | 4 | 3 | 6 | 5 | 4 | |
Ведение б/б мяча с броском в корзину от щита (7 попыток) | Ю | 5 | 4 | 3 | 6 | 5 | 4 |
Д | 5 | 4 | 3 | 6 | 5 | 4 | |
Передача и ловля отскочившего баскетбольного мяча с расстояния 3 м за 30с. | Д | 25 | 20 | 15 | 30 | 25 | 20 |
Верхняя прямая подача в/б мяча в пределы площадки (5 попыток) | Ю | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 |
Д | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | |
Верхняя передача в/б мяча над собой (высота взлета мяча не менее 1м) | Д | 13 | 10 | 8 | 15 | 12 | 10 |
Ведение ф/б мяча с обводкой 4 стоек и удар по воротам (попадание обязательно) | Ю | 5 | 4 | 3 | 7 | 5 | 4 |
Удары ф/б мяча на точность в ворота с расстояния 16,5м, из 5 попыток | Ю | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 |
Приложение2
Оценка уровня физических способностей студентов
подготовительной медицинской группы
Вид упражнения | Пол | Год обучения и оценка | |||||
I год обучения | II год обучения | ||||||
«5» | «4» | «3» | «5» | «4» | «3» | ||
Бег 100 м. (сек.) | Ю | 14,4 | 15,0 | 15,5 | 14,0 | 14,4 | 15,0 |
Д | 17,5 | 18,0 | 18,5 | 16,5 | 17,5 | 18,0 | |
Бег 1000 м., 500 м. (мин. сек.) | Ю | 3,50 | 4,0 | 4,10 | 3,40 | 3,50 | 4,0 |
Д | 2,0 | 2,15 | 2,30 | 1,55 | 2,0 | 2,15 | |
Бег 3000 м. 2000 м. (мин. сек.) | Ю | 14,3 | 15,0 | 15,20 | 13,5 | 14,3 | 15,10 |
Д | 12,0 | 12,5 | 13,0 | 11,15 | 12,0 | 12,5 | |
Прыжок в длину с места ( м. см.) | Ю | 2,0 | 1,90 | 1,70 | 2,15 | 2,0 | 1,90 |
Д | 1,60 | 1,50 | 1,30 | 1,75 | 1,60 | 1,50 | |
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги» ( м. см.) | Ю | 4,0 | 3,80 | 3,60 | 4,30 | 4,0 | 3,80 |
Д | 3,20 | 3,0 | 2,80 | 3,40 | 3,20 | 3,0 | |
Прыжок в высоту ( м. см.) | Ю | 1,20 | 1,15 | 1,05 | 1,25 | 1,20 | 1,10 |
Д | 1,0 | 90 | 80 | 1,10 | 1,05 | 90 | |
Метание гранаты 700г., 500 г.( м. см.) | Ю | 25 | 23 | 21 | 28 | 25 | 23 |
Д | 13 | 11 | 10 | 18 | 15 | 13 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз) | Д | 25 | 20 | 17 | 30 | 25 | 20 |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | Ю | 9 | 7 | 6 | 11 | 9 | 7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) | Ю | 25 | 20 | 17 | 35 | 30 | 20 |
Д | 8 | 6 | 5 | 11 | 8 | 6 | |
Приседание на одной ноге без опоры | Ю | 8/8 | 6/6 | 5/5 | 10/10 | 8/8 | 6/6 |
Д | 6/6 | 5/5 | 4/4 | 8/8 | 6/6 | 5/5 | |
В висе поднимание прямых ног до касания перекладины | Ю | 6 | 4 | 3 | 7 | 6 | 5 |
Челночный бег 3Х10 сек. | Ю | 8,4 | 8,7 | 8,9 | 8,0 | 8,4 | 8,7 |
Д | 9,3 | 9,7 | 9,9 | 8,7 | 9,3 | 9,7 | |
Бросок б/б мяча в корзину со штрафной линии (из 10 попыток) | Ю | 5 | 4 | 3 | 6 | 5 | 4 |
Д | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | |
Ведение б/б мяча с броском в корзину от щита (7 попыток) | Ю | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 |
Д | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | |
Передача и ловля отскочившего баскетбольного мяча с расстояния 3 м за 30 сек | Д | 20 | 15 | 13 | 25 | 20 | 15 |
Верхняя прямая подача в/б мяча в пределы площадки(5 попыток) | Ю | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 |
Д | 4 | 3 | 2 | 5 | 4 | 3 | |
Верхняя передача в/б мяча над собой (высота взлета мяча не менее 1м | Д | 10 | 8 | 6 | 12 | 10 | 8 |
Ведение ф/б мяча с обводкой 4 стоек и удар по воротам (попадание обязательно) | Ю | 5 | 4 | 3 | 6 | 4 | 3 |
Удары ф/б мяча на точность в ворота с расстояния 16,5м, из 5 попыток | Ю | 3 | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Приложение 3
Требования к результатам обучения студентов специальной медицинской группы
- Уметь определить уровень собственного здоровья по тестам.
- Уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики.
- Уметь составлять комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления.
- Уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа.
- Овладеть техникой спортивных игр по одному из избранных видов.
- Повышать аэробную выносливость с использованием циклических видов спорта (кроссовой подготовке).
- Овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений.
- Знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности.
- Уметь определять индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
- Уметь выполнять упражнения:
- сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для девушек — руки на опоре высотой до 50 см);
- подтягивание на перекладине (юноши);
- поднимание туловища (сед) из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);
- прыжки в длину с места;
- бег 100 м;
- бег: юноши — 3 км, девушки — 2 км (без учета времени).
Предварительный просмотр:
Министерство образования Тульской области
ГПОУ ТО «Новомосковский строительный колледж»
РАССМОТРЕНО на заседании П(Ц)К Председатель комиссии _____________________Ю.Ю.Сомова «____» ___________ 201__ год | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР и КО __________________Е.В. Селиванова «____» ___________ 201___ год |
Назначение:
КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения ОДБ.15 Физическая культура по профессии 08.01.06 «мастер сухого строительства» по итогам II семестра
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов
Теоретическая часть:
- знание современного состояния физической культуры и спорта. Умение обосновывать значение физической культуры для формирования личности профессионала, профилактики профзаболеваний,
- знание оздоровительных систем физического воспитания. Владение информацией о Всероссийском физкультурно - спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО),
- демонстрация мотивации и стремления к самостоятельным занятиям,
- знание форм и содержания физических упражнений. Умение организовывать занятия физическими упражнениями различной направленности с использованием знаний особенностей самостоятельных занятий для юношей и девушек. Знание основных принципов построения самостоятельных занятий и их гигиены,
- самостоятельное использование и оценка показателей функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности,
- внесение коррекций в содержание занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля,
- знание требований, которые предъявляет профессиональная деятельность к личности, ее психофизиологическим возможностям, здоровью и физической подготовленности. Использование знаний динамики работоспособности в учебном году и в период экзаменационной сессии,
- умение определять основные критерии нервно-эмоционального, психического и психофизического утомления. Овладение методами повышения эффективности производственного и учебного труда; освоение применения аутотренинга для повышения работоспособности,
- обоснование социально-экономической необходимости специальной адаптивной и психофизической подготовки к труду. Умение использовать оздоровительные и профилированные методы физического воспитания при занятиях различными видами двигательной активности,
- применение средств и методов физического воспитания для профилактики профессиональных заболеваний. Умение использовать на практике результаты компьютерного тестирования состояния здоровья, двигательных качеств, психофизиологических функций, к которым профессия (специальность) предъявляет повышенные требования
Практическая часть:
- демонстрация установки на психическое и физическое здоровье,
- освоение методов профилактики профессиональных заболеваний,
- овладение приемами массажа и самомассажа, психорегулирующими упражнениями,
- использование тестов, позволяющих самостоятельно определять и анализировать состояние здоровья; овладение основными приемами неотложной доврачебной помощи. Знание и применение методики активного отдыха, массажа и самомассажа при физическом и умственном утомлении. Освоение методики занятий физическими упражнениями для профилактики и коррекции нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и основных функциональных систем. Знание методов здоровье сберегающих технологий при работе за компьютером,
- умение составлять и проводить комплексы утренней, вводной и производственной гимнастики с учетом направления будущей профессиональной деятельности,
Учебно-тренировочные занятия:
- освоение техники беговых упражнений (кроссового бега, бега на короткие, средние и длинные дистанции), высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования; бега 100 м, эстафетный бег 4 х100 м, 4 х 250 м; бега по прямой с различной скоростью, равномерного бега на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши),
- умение технически грамотно выполнять (на технику): метание гранаты весом 500 г (девушки) и 700 г (юноши); прыжки в длину с места; сдача контрольных нормативов,
- освоение техники общеразвивающих упражнений, упражнений в паре с партнером, упражнений с гантелями, выполнение упражнений для профилактики профессиональных заболеваний (упражнений в чередовании напряжения с расслаблением, упражнений для коррекции нарушений осанки, упражнений на внимание, висов и упоров, упражнений у гимнастической стенки), упражнений для коррекции зрения,
- выполнение комплексов упражнений вводной и производственной гимнастики,
- выполнение опорного прыжка через «козёл» способами «ноги врозь» и «согнув ноги»,
- освоение техники акробатической связки в спортивной гимнастике,
- освоение основных игровых элементов,
- знание правил соревнований по избранному игровому виду спорта,
- развитие координационных способностей, совершенствование ориентации в пространстве, скорости реакции, дифференцировке пространственных, временных и силовых параметров движения,
- развитие личностно-коммуникативных качеств. Совершенствование восприятия, внимания, памяти, воображения, согласованности групповых взаимодействий, быстрого принятия решений,
- развитие волевых качеств, инициативности, самостоятельности,
- умение выполнять технику игровых элементов на оценку. Участие в соревнованиях по избранному виду спорта. Освоение техники самоконтроля при занятиях; умение оказывать первую помощь при травмах в игровой ситуации,
- умение составлять и выполнять индивидуально подобранные композиции из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Составление, освоение и выполнение в группе комплекса упражнений из 26—30 движений,
- знание и умение грамотно использовать современные методики дыхательной гимнастики,
- осуществление контроля и самоконтроля за состоянием здоровья. Знание средств и методов при занятиях дыхательной гимнастикой,
- заполнение дневника самоконтроля,
- умение составлять и выполнять с группой комбинации из спортивно-гимнастических и акробатических элементов, включая дополнительные элементы,
- знание техники безопасности при занятии спортивной аэробикой,
- умение осуществлять самоконтроль. Участие в соревнованиях.
Таблица 1 - Нормативы (тесты) по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств для студентов основной медицинской группы
Вид упражнения | Пол | Год обучения и оценка | ||
I год обучения | ||||
«5» | «4» | «3» | ||
Бег 100 м (сек.) | Ю | 14,0 | 14,4 | 15,0 |
Д | 16,5 | 17,5 | 18,0 | |
Бег 1000 м, 500 м (мин. сек.) | Ю | 3,40 | 3,50 | 4,0 |
Д | 1,55 | 2,0 | 2,15 | |
Бег 3000 м, 2000м(мин. сек.) | Ю | 13,5 | 14,3 | 15,0 |
Д | 11,15 | 12,0 | 12,5 | |
Прыжок в длину с места( м, см) | Ю | 2,15 | 2,0 | 1,90 |
Д | 1,75 | 1,60 | 1,50 | |
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги» ( м. см.) | Ю | 4,30 | 4,0 | 3,80 |
Д | 3,40 | 3,20 | 3,0 | |
Прыжок в высоту ( м, см.) | Ю | 1,26 | 1,20 | 1,15 |
Д | 1,05 | 1,0 | 90 | |
Метание гранаты 700г, 500 г( м, см.) | Ю | 29 | 25 | 23 |
Д | 18 | 13 | 11 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз) | Д | 30 | 25 | 20 |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | Ю | 11 | 9 | 7 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) | Ю | 30 | 25 | 20 |
Д | 10 | 8 | 6 | |
Приседание на одной ноге без опоры | Ю | 10/10 | 8/8 | 6/6 |
Д | 8/8 | 6/6 | 5/5 | |
В висе поднимание прямых ног до касания перекладины | Ю | 8 | 6 | 4 |
Челночный бег 3Х10 сек. | Ю | 8,0 | 8,4 | 8,7 |
Д | 8,7 | 9,3 | 9,7 | |
Бросок б/б мяча в корзину со штрафной линии (из 10 попыток) | Ю | 6 | 5 | 4 |
Д | 5 | 4 | 3 | |
Ведение б/б мяча с броском в корзину от щита (7 попыток) | Ю | 5 | 4 | 3 |
Д | 5 | 4 | 3 | |
Передача и ловля отскочившего баскетбольного мяча с расстояния 3 м за 30с. | Д | 25 | 20 | 15 |
Верхняя прямая подача в/б мяча в пределы площадки (5 попыток) | Ю | 4 | 3 | 2 |
Д | 4 | 3 | 2 | |
Верхняя передача в/б мяча над собой (высота взлета мяча не менее 1м) | Д | 13 | 10 | 8 |
Ведение ф/б мяча с обводкой 4 стоек и удар по воротам (попадание обязательно) | Ю | 5 | 4 | 3 |
Удары ф/б мяча на точность в ворота с расстояния 16,5м, из 5 попыток | Ю | 4 | 3 | 2 |
Таблица 2 - Нормативы (тесты) по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств для студентов подготовительной медицинской группы
Вид упражнения | Пол | Год обучения и оценка | ||
I год обучения | ||||
«5» | «4» | «3» | ||
Бег 100 м. (сек.) | Ю | 14,4 | 15,0 | 15,5 |
Д | 17,5 | 18,0 | 18,5 | |
Бег 1000 м., 500 м. (мин. сек.) | Ю | 3,50 | 4,0 | 4,10 |
Д | 2,0 | 2,15 | 2,30 | |
Бег 3000 м. 2000 м. (мин. сек.) | Ю | 14,3 | 15,0 | 15,20 |
Д | 12,0 | 12,5 | 13,0 | |
Прыжок в длину с места ( м. см.) | Ю | 2,0 | 1,90 | 1,70 |
Д | 1,60 | 1,50 | 1,30 | |
Прыжок в длину с разбега «согнув ноги» ( м. см.) | Ю | 4,0 | 3,80 | 3,60 |
Д | 3,20 | 3,0 | 2,80 | |
Прыжок в высоту ( м. см.) | Ю | 1,20 | 1,15 | 1,05 |
Д | 1,0 | 90 | 80 | |
Метание гранаты 700г., 500 г.( м. см.) | Ю | 25 | 23 | 21 |
Д | 13 | 11 | 10 | |
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой (раз) | Д | 25 | 20 | 17 |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) | Ю | 9 | 7 | 6 |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (раз) | Ю | 25 | 20 | 17 |
Д | 8 | 6 | 5 | |
Приседание на одной ноге без опоры | Ю | 8/8 | 6/6 | 5/5 |
Д | 6/6 | 5/5 | 4/4 | |
В висе поднимание прямых ног до касания перекладины | Ю | 6 | 4 | 3 |
Челночный бег 3Х10 сек. | Ю | 8,4 | 8,7 | 8,9 |
Д | 9,3 | 9,7 | 9,9 | |
Бросок б/б мяча в корзину со штрафной линии (из 10 попыток) | Ю | 5 | 4 | 3 |
Д | 4 | 3 | 2 | |
Ведение б/б мяча с броском в корзину от щита (7 попыток) | Ю | 4 | 3 | 2 |
Д | 4 | 3 | 2 | |
Передача и ловля отскочившего баскетбольного мяча с расстояния 3 м за 30 сек | Д | 20 | 15 | 13 |
Верхняя прямая подача в/б мяча в пределы площадки(5 попыток) | Ю | 4 | 3 | 2 |
Д | 4 | 3 | 2 | |
Верхняя передача в/б мяча над собой (высота взлета мяча не менее 1м | Д | 10 | 8 | 6 |
Ведение ф/б мяча с обводкой 4 стоек и удар по воротам (попадание обязательно) | Ю | 5 | 4 | 3 |
Удары ф/б мяча на точность в ворота с расстояния 16,5м, из 5 попыток | Ю | 3 | 2 | 1 |
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Задания для обучающихся специальной группы:
- Внимательно прочитайте задание.
- Условия выполнения задания: для проведения дифференцированного зачёта по дисциплине используется 2 варианта тестовых заданий, в каждом из которых по 20 вопросов.
Перечень тестовых вопросов:
1 Способность выполнять координационно-сложные двигательные действия называется:
- ловкостью
- гибкостью
- силовой выносливостью
2 Плоскостопие приводит к:
- микротравмам позвоночника
- перегрузкам организма
- потере подвижности
3 Во время игры в баскетбол игра начинается при наличии на площадке:
- трех игроков
- четырех игроков
- пяти игроков
4 При переломе плеча шиной фиксируют:
- локтевой, лучезапястный суставы
- плечевой, локтевой суставы
- лучезапястный, локтевой суставы
5 К спортивным играм относится:
- гандбол
- лапта
- салочки
6 Динамическая сила необходима при:
- толкании ядра
- гимнастике
- беге
7 Расстояние от центра кольца до линии 3-х очкового броска в баскетболе составляет:
- 5 м
- 7м
- 6,25 м
8 Наиболее опасным для жизни является …… перелом.
- открытый
- закрытый с вывихом
- закрытый
9 Продолжительность туристического похода для детей 16-17 лет не должна превышать:
- пятнадцати дней
- десяти дней
- пяти дней
10 Основным строительным материалом для клеток организма являются:
- углеводы
- жиры
- белки
11 Страной-родоначальницей Олимпийских игр является:
- Древний Египет
- Древний Рим
- Древняя Греция
12 Наибольший эффект развития координационных способностей обеспечивает:
- стрельба
- баскетбол
- бег
13 Мужчины не принимают участие в:
- керлинге
- художественной гимнастике
- спортивной гимнастике
14 Самым опасным кровотечением является:
- артериальное
- венозное
- капиллярное
15 Вид спорта, который не является олимпийским – это:
- хоккей с мячом
- сноуборд
- керлинг
16 Нарушение осанки приводит к расстройству:
- сердца, легких
- памяти
- зрение
17 Спортивная игра, которая относится к подвижным играм:
- плавание
- бег в мешках
- баскетбол
18 Мяч заброшен в кольцо из-за площадки при вбрасывании. В игре в баскетбол он:
- засчитывается
- не засчитывается
- засчитывается, если его коснулся игрок на площадке
19 Видом спорта, в котором обеспечивается наибольший эффект развития гибкости, является:
- гимнастика
- керлинг
- бокс
20 Энергия для существования организма измеряется в:
- ваттах
- калориях
- углеводах
21 Способность противостоять утомлению при достаточно длительных нагрузках силового характера называется:
- быстротой
- гибкостью
- силовой выносливостью
22 Нарушение осанки приводит к расстройству:
- сердца, легких
- памяти
- зрения
23 Если во время игры в волейбол мяч попадает в линию, то:
- мяч засчитан
- мяч не засчитан
- переподача мяча
24 При переломе голени шину фиксируют на:
- голеностопе, коленном суставе
- бедре, стопе, голени
- голени
25 К подвижным играм относятся:
- плавание
- бег в мешках
- баскетбол
26 Скоростная выносливость необходима занятиях:
- боксом
- стайерским бегом
- баскетболом
27 Оказывая первую доврачебную помощь при тепловом ударе необходимо:
- окунуть пострадавшего в холодную воду
- расстегнуть пострадавшему одежду и наложить холодное полотенце
- поместить пострадавшего в холод
28 Последние летние Олимпийские игры современности состоялись в:
- Лейк-Плесиде
- Солт-Лейк-Сити
- Рио-де-Жанейро
29 Вес баскетбольного мяча составляет:
- 500-600 г
- 100-200 г
- 900-950 г
30 Энергия, необходимая для существования организма измеряется в:
- ваттах
- калориях
- углеводах
31 Отсчет Олимпийских игр Древней Греции ведется с:
- 776 г.до н.э.
- 876 г..до н.э.
- 976 г. до н.э.
32 Вид спорта, который обеспечивает наибольший эффект развития гибкости – это:
- бокс
- гимнастика
- керлинг
33 В баскетболе играют ….. периодов и …. минут.
- 2х15 мин
- 4х10 мин
- 3х30 мин
34 Под физической культурой понимается:
- выполнение физических упражнений
- ведение здорового образа жизни
- наличие спортивных сооружений
35 Кровь возвращается к сердцу по:
- артериям
- капиллярам
- венам
36 Идея и инициатива возрождению Олимпийских игр принадлежит:
- Хуан Антонио Самаранчу
- Пьеру Де Кубертену
- Зевсу
37 ЧСС у человека в состоянии покоя составляет:
- от 40 до 80 уд\мин
- от 90 до 100 уд\мин
- от 30 до 70 уд\мин
38 Длина круговой беговой дорожки составляет:
- 400 м
- 600 м
- 300 м
39 Вес мужской легкоатлетической гранаты составляет:
- 600 г
- 700 г
- 800 г
40 Высота сетки в мужском волейболе составляет:
- 243 см
- 220 см
- 263 см
Время на выполнение задания для одного студента составляет:
- основной медицинской группы - 20 минут,
- подготовительной медицинской группы – 20 минут,
- специальной группы - 15 минут.
Критерии оценки для дифференцированного зачета основной медицинской группы по нормативам (тестам) (Таблица 1), подготовительной медицинской группы (Таблица 2), для студентов специальной группы:
Процент результативности (правильных ответов) | Оценка уровня подготовки | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 - 100 | 5 | отлично |
80 - 89 | 4 | хорошо |
70 - 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
Для проведения дифференцированного зачета для студентов специальной группы необходимо: ручка, бумага; для проведения дифференцированного зачета для студентов основной медицинской группы, подготовительной медицинской группы: секундомер, рулетка, гимнастические маты, перекладина, мячи волейбольные и баскетбольные, волейбольная сетка, футбольные мячи.
По окончании проведения дифференцированного зачета заполняется зачетная ведомость, где выставляется оценка за семестр.
Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
- Лях, В.И., Зданевич, А.А. Физическая культура 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений [Текст]/ В.И. Лях. А.А. Зданевич; под общ. ред. В.И. Ляха. – М., Просвещение, 2014. – 207 с.
- Решетников, Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособие для студентов СПО. [Текст]/ Н.В. Решетников. – М., Академия, 2013. – 327 с.
- Помявский С. А. «Физическое воспитание учащейся мллодежи» М. Медицина 2011г.
- Новиков А. Д., Матвеев Л. П. «Теория и методика физического воспитания» М: - Физкультура и спорт 2014 г.
- Железняк, Портнов «Спортивные игры» Академия 2013г.
Дополнительные источники:
- Аршинник, С. П. Элементы кросса на уроках [Текст]/ С. П. Аршинник, В. И. Тхорев // Физическая культура в школе. – 2014. – № 1. – С. 23–26.
- Байков, В. П. Главное упражнение жизни – бег [Текст]/ В. П. Байков // Физическая культура в школе. –2013. – № 5. – С. 25-27.
- Глинская, Е. Г. Совершенствование приёмов волейбола [Текст]/ Е. Г. Глинская // Физическая культура в школе. – 2014. – № 5. – С. 33-36.
- Горшков, В. М. Подводящие игры при обучении баскетболу [Текст]/ В. М. Горшков // Физическая культура в школе. – 2013. – № 7. – С. 61-67.
- Лагутин, А. Б. Командные соревнования по физической подготовке [Текст]/ А. Б. Лагутин // Физическая культура в школе. – 2014. – № 7. – С. 48-51.
- Левинтов, И. Я. Обучая баскетбольному дриблингу [Текст]/ И. Я. Левинтов // Физическая культура в школе. – 2013. – № 2. – С. 25-26.
- Лепёшкин, В. А. Оптимизация обучения волейболу [Текст]/ В. А. Лепёшкин // Физическая культура в школе. – 2013. – № 2. – С. 17-24.
- Полтавский А. П. «400 упражнений» ФИС 1013г.
- Макаров А. Н. «Легкая атлетика» Просвещение М. 2013г.
3 Порядок выполнения задания
Студент основной медицинской группы /подготовительной медицинской группы выполняет перечень упражнений по нормативам (тестам) (Таблицы 1,2).
Студент специальной группы получает тестовое задание из 20 вопросов. Обучающийся отвечает на вопросы теста.
Преподаватель анализирует и оценивает работу студента, результат оформляется в зачетную ведомость, журнал и в зачетную книжку студента группы.
Разработчик: Л.В. Рерих
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Компьютерная графика для профессии СПО «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Компьютерная графика для профессии СПО «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»...
КИМ для контроля и оценки результатов освоения ОДБ.14 Физическая культура по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» по итогам II семестра
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов. Теоретическая и практическая части.Нормативы (тесты) по освоению навыков, умений, развитию двигательных качеств для студентов основной мед...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.04 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия для профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего обще...
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.05 Физическая культура по специальностям среднего профессионального образования: 15.01.05 Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)
При освоении программы общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» большое внимание уделяется получению общих сведений о специальностях через использование физкультурно-оздоровите...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ООД. 01 Русский язык 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»
Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является обязательной частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО в соответствии с ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщ...