Рабочая программа по физической культуре 1 класс (ФГОС ОВЗ)
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа по физической культуре 1 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass.docx | 48.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
1 класс
Вариант 1
Составитель: Репина Галина Андреевна
учитель по физической культуре
первой квалификационной категории
2017-2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по предмету «Физическая культура» составлена на основе: ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Учебного плана образовательного учреждения и реализует Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального образования. Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”.
Программа по курсу «Физическая культура» разработана с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ и направлена на разностороннее развитие личности учащихся.
На изучение предмета в подготовительном первом классе отводится по 3 часа в неделю, курс рассчитан на 99 часов (33 учебные недели). Программа может быть изменена, скорректирована в процессе обучения в зависимости от психофизических возможностей учеников с легкой степенью умственной отсталости, от степени восприятия детьми учебного материала, в случае карантина или других чрезвычайных обстоятельств. Рабочая программа не предусматривает использование учебника.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной жизни, производительному труду, воспитывает положительные качества личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Целью программы является всестороннее развитие личности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков психического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации.
Разнородность состава учащихся первого класса по психическим, двигательным и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие двигательных способностей в процессе обучения;
- укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
- формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;
- поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
- обогащение чувственного опыта;
- коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
- формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной деятельности.
Реализация этих задач осуществляется на основе оздоровительной и коррекционно-воспитательной направленности каждого урока. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется индивидуальный подход. Занятия по физкультуре проводятся в спортивном зале, а также на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
Оценка по предмету «Физическая культура» в первом классе не ставится, только поощрение и стимуляция работы учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
Результаты освоения учебного предмета «Физическая культура».
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- Личностные результаты:
- формирование представлений о собственных возможностях;
- формирование представления о себе;
- формирование навыков коммуникации и знакомство с принятыми нормами социального взаимодействия;
- формирование социально-значимых мотивов учебной деятельности;
- формирование эстетических потребностей, чувств;
- формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
2. Предметные результаты по курсу «Физическая культура» включают освоение обучающимися с легкой степенью умственной отсталости специфические умения, знания и навыки для данной предметной области.
Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Данная программа предполагает 2 уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Основным критерием предметных результатов является изменение результатов двигательных действий при сдаче тестов в конце учебного года.
Минимальный уровень
Теоретические сведения:
- Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
- Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием;
- Элементарные представления об основных физических качествах (сила, быстрота, выносливость, координация, гибкость).
Практический материал:
- Уметь выполнять простые инструкции учителя;
- Иметь представление о видах двигательной деятельности;
- Уметь выполнять комплекс упражнений с помощью учителя;
- Овладение начальными двигательными навыками бега, прыжков и метания.
Достаточный уровень
Теоретические сведения:
- Формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;
- Формирование навыка наблюдения за своим физическим состоянием;
- Иметь представление о показателях развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
- Правила повеления и техники безопасности на уроке;
- Знания о важности выполнения разминки;
Практический материал:
- Уметь выполнять команды учителя по словесной инструкции;
- Уметь выполнять комплекс упражнений самостоятельно;
- Уметь: выполнять упражнения для разминки; сочетать дыхание с движение во время бега; держать постоянный темп в беге; пробежать от 300 до 500 м без остановки.
Содержание курса «Физическая культура».
Содержание курса «Физическая культура» как учебного предмета для первого класса отражено в пяти разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Лыжная подготовка», «Игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Учебный материал, в данных разделах, располагается «от простого к сложному» и в достаточной степени, представляют основы физического воспитания необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ.
Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Физическая нагрузка и отдых. Осанка. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание.
ГИМНАСТИКА.
Теоретические сведения: Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные сведения о правильной осанке, равновесии. Развитие двигательных способностей и физических качеств с помощью средств гимнастики.
Практический материал:
Построения и перестроения. Построение в одну шеренгу, равнение по линии. Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Размыкание в шеренге на вытянутые руки. Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Выполнение команд: «Сесть!», «Встать!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись!»
Упражнения без предметов: Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. Дыхательные упражнения и упражнения для формирования правильной осанки. Простые комплексы общеразвивающих и корригирующих упражнений.
Упражнения с предметами: с гимнастическими палками; флажками; малыми обручами; малыми мячами; большим мячом; набивными мячами (вес 1 кг).
Лазания и перелезания. Лазание вверх-вниз по гимнастической стенке. Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (толкание мяча).
Висы. В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки.
Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), по наклонной скамейке. Ходьба по полу по начерченной линии.
Элементы акробатических упражнений. Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны. Стойка на лопатках.
Упражнения для развития пространственно- временной дифференцировки и точности движений. Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Построение в круг по ориентиру. Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Ходьба по ориентирам, начертанным на полу.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.
Теоретические сведения: Элементарные понятия о ходьбе, беге,
прыжках и метаниях. Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие
о начале ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков, метаний. Значение правильной осанки при ходьбе. Развитие двигательных способностей и физических качеств, средствами легкой атлетики.
Практический материал:
Ходьба. Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. Ходьба в чередовании с бегом. Ходьба с изменением скорости. Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя.
Бег. Бег на месте с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра. Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). Быстрый бег на скорость до 30 метров. Медленный бег. Чередование бега и ходьбы. Высокий старт.
Прыжки. Прыжки с ноги на ногу на отрезках. Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. Прыжки с высоты с мягким приземлением. Прыжки в длину с места. Прыжки в длину и высоту с шага.
Метание. Метание колец на шесты. Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. Метание большого мяча двумя руками из -за головы и снизу с места в стену. Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. Метание мяча с места в цель.
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА.
Теоретические сведения: Элементарные понятия о ходьбе и передвижении на лыжах. Одежда и обувь лыжника. Подготовка к занятиям на лыжах. Правила поведения на уроках лыжной подготовки. Лыжный инвентарь; выбор лыж и палок. Виды подъемов и спусков. Предупреждение травм и обморожений. Игры «Снайпер», «К деду морозу в гости».
Практический материал: Теоретические сведения. Подвижные игры. Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. Выполнение строевых команд. Ходьба на месте с подниманием носков лыж. Ходьба приставным шагом. Ходьба ступающим шагом. Скользящий шаг без палок и с палками. Прогулки на лыжах. Игра «Снайпер», «К деду морозу в гости».
ИГРЫ.
Теоретические сведения: Элементарные сведения о поведении во время игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником). Элементарные сведения по овладению игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по мячу).
Практический материал:
Подвижные игры: «Отгадай по голосу», «Карусели», «Что изменилось?», «Волшебный мешок».
Игры с элементами общеразвивающих упражнений: Салки маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики».
Игры с бегом, прыжками, лазанием: «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?», «У медведя во бору», «Пусто место».
Игры с построениями и перестроениями: «Становимся в шеренгу», «По местам», «Слушай сигнал», «Солдатики», «Кто быстрее из круга».
Игры с бросанием: «Охотники и утки», «Кто дальше бросит?».
Календарно-тематическое планирование
1 четверть – 24 часа
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата проведения |
Раздел программы «Знания о физической культуре» | |||
1 | Чистота одежды и обуви. Правила утренней гигиены и их значение для человека. Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Значение физических упражнений для здоровья человека. Формирование понятий: опрятность, аккуратность. Подвижные игры. | 1 | |
2 | Физическая нагрузка и отдых. Осанка. Понятия о предварительной и исполнительной командах. Предупреждение травм во время занятий. Предупреждение травм во время занятий. Значение и основные правила закаливания. Понятия: физическая культура, физическое воспитание. Подвижные игры. | 1 | |
Раздел программы «Лёгкая атлетика» | |||
3 | Теоретические сведения. Подвижные игры. | 1 | |
Ходьба | |||
4 | Ходьба по прямой линии, ходьба на носках, на пятках, на внутреннем и внешнем своде стопы. Ходьба с сохранением правильной осанки. | 1 | |
5 | Ходьба с различным положением рук: на пояс, к плечам, перед грудью, за голову. Ходьба с изменением скорости. | 1 | |
6 | Ходьба с изменением направлений по ориентирам и командам учителя. Ходьба в чередовании с бегом. | 1 | |
Бег | |||
7 | Бег на месте с высоким подниманием бедра. | 1 | |
8 | Бег с высоким подниманием бедра. | 1 | |
9 | Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). | 1 | |
10 | Медленный бег. | 1 | |
11 | Чередование бега и ходьбы. | 1 | |
12 | Высокий старт. | 1 | |
13 | Быстрый бег на скорость до 30 метров. | 1 | |
Прыжки | |||
14 | Прыжки с ноги на ногу на отрезках. | 1 | |
15 | Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, в стороны. | 1 | |
16 | Прыжки с высоты с мягким приземлением. | 1 | |
17 | Прыжки в длину с места. | 1 | |
18-19 | Прыжки в длину и высоту с шага. | 2 | |
Метание | |||
20 | Метание колец на шесты. | 1 | |
21 | Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. | 1 | |
22 | Метание большого мяча двумя руками из-за головы и снизу с места в стену. | 1 | |
23 | Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. | 1 | |
24 | Метание мяча с места в цель. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
2 четверть – 21 час
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата проведения |
Раздел программы «Гимнастика» | |||
1 | Теоретические сведения. Подвижные игры. | 1 | |
Построения и перестроения. Упражнения без предметов. | |||
2 | Построение в одну шеренгу, равнение по линии. Основные положения и движения рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте и в движении. | 1 | |
3 | Перестроение из одной шеренги в круг, взявшись за руки. Дыхательные упражнения. | 1 | |
4 | Размыкание в шеренге на вытянутые руки. Упражнения для формирования правильной осанки. | 1 | |
5 | Построение в колонну по одному, равнение в затылок. Комплекс общеразвивающих упражнений. | 1 | |
6 | Выполнение команд: «Сесть!», «Встать!», «Пошли!», «Побежали!», «Остановились!», «Повернулись! Комплекс корригирующих упражнений. | 1 | |
Упражнения с предметами. Упражнения для развития пространственно- временной дифференцировки и точности движений. | |||
7 | Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах). Комплекс упражнений с гимнастическими палками. | 1 | |
8 | Построение в колонну с интервалом на вытянутые руки. Комплекс упражнений с флажками. | 1 | |
9 | Построение в круг по ориентиру. Комплекс упражнений с малыми обручами. | 1 | |
10 | Увеличение и уменьшение круга движением вперед, назад, на ориентир, предложенный учителем. Комплекс упражнений с малыми мячами. | 1 | |
11 | Шаг вперед, назад, в сторону и воспроизведение его с закрытыми глазами. Комплекс упражнений с большим мячом. | 1 | |
12 | Ходьба по ориентирам, начертанным на полу. Комплекс упражнений с набивными мячами (вес 1 кг). | 1 | |
Лазания и перелезания | |||
13 | Лазание вверх-вниз по гимнастической стенке. | 1 | |
14 | Подлезание под препятствие и перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку. | 1 | |
15 | Передвижение на четвереньках по полу по кругу на скорость и с выполнением заданий (толкание мяча). | 1 | |
Висы | |||
16 | В висе на гимнастической стенке сгибание и разгибание ног. | 1 | |
17 | Упор на гимнастической стенке в положении стоя, меняя рейки. | 1 | |
Равновесие | |||
18 | Ходьба по гимнастической скамейке с различным положением рук. Кружение на месте и в движении. | 1 | |
19 | Ходьба по гимнастической скамейке с предметами (по выбору), по наклонной скамейке. Ходьба по полу по начерченной линии. | 1 | |
Элементы акробатических упражнений | |||
20 | Группировка лежа на спине, в упоре стоя на коленях. Перекаты в положении лежа в разные стороны. | 1 | |
21 | Стойка на лопатках. | 1 |
Календарно-тематическое планирование
3 четверть – 33 часа
№ урока | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата проведения |
Раздел программы «Лыжная подготовка» | |||
1 | Теоретические сведения. Подвижные игры. | 1 | |
2-4 | Построение в шеренгу с лыжами в руках. Переноска и надевание лыж. | 3 | |
5-6 | Выполнение строевых команд. | 2 | |
7 | Ходьба на месте с подниманием носков лыж. | 1 | |
8-11 | Ходьба приставным шагом. | 4 | |
12-16 | Ходьба ступающим шагом. | 5 | |
17-21 | Скользящий шаг без палок. | 5 | |
22-26 | Скользящий шаг с палками. | 5 | |
27-31 | Прогулки на лыжах. | 5 | |
32 | Игра «Снайпер». | 1 | |
33 | Игра «К деду морозу в гости». | 1 |
Календарно-тематическое планирование
4 четверть – 21 часа
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Дата проведения |
Раздел программы «Игры» | |||
1 | Теоретические сведения. Подвижные игры. | 1 | |
2 | Подвижные игры «Отгадай по голосу», «Карусели». | 1 | |
3 | Подвижные игры «Что изменилось?», «Волшебный мешок». | 1 | |
4 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Салки маршем», «Повторяй за мной». | 1 | |
5 | Игры с элементами общеразвивающих упражнений «Веревочный круг», «Часовые и разведчики». | 1 | |
6 | Игры с бегом, прыжками, лазанием «У ребят порядок строгий», «Кто быстрее?». | 1 | |
7 | Игры с бегом, прыжками, лазанием «У медведя во бору», «Пусто место». | 1 | |
8 | Игры с построениями и перестроениями «Становимся в шеренгу», «По местам». | 1 | |
9 | Игры с построениями и перестроениями «Слушай сигнал», «Солдатики», «Кто быстрее из круга». | 1 | |
10 | Игры с бросанием «Охотники и утки». | 1 | |
11 | Игры с бросанием «Кто дальше бросит?». | 1 | |
Раздел программы «Лёгкая атлетика» | |||
12 | Бег с высоким подниманием бедра. | 1 | |
13 | Бег с преодолением простейших препятствий (канавки, подлезание под сетку, обегание стойки и т. д.). | 1 | |
14 | Высокий старт. | 1 | |
15 | Быстрый бег на скорость до 30 метров. | 1 | |
16 | Прыжки с высоты с мягким приземлением. | 1 | |
17 | Прыжки в длину с места. | 1 | |
18 | Прыжки в длину и высоту с шага. | 1 | |
19 | Метание с места малого мяча в стенку правой и левой рукой. | 1 | |
20 | Броски набивного мяча (1 кг) сидя двумя руками из-за головы. | 1 | |
21 | Метание мяча с места в цель. | 1 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Мячи (малые, большие, волейбольные), гимнастические скакалки, обручи малые, гимнастические палки, флажки, мешочки с песком, набивные мячи (1 кг), гимнастические маты, баскетбольные кольца, комплекты лыж, гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, плакаты, секундомер.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
1. Болонов Г.П. Физическое воспитание в системе коррекционно – развивающего обучения: Программа закаливания, оздоровления, организации игр, секций, досуга. –М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002.
3. Евсеев С.ТТ., Шапкова Л. В.Адаптивная физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000.
4. Забрамная С. Д., Исаева Т. Н.Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — № 1. — С. 49-53.
- Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями развития/ Под общей редакцией проф. Л. В. Шапковой, М.: Советский спорт, 2002
- Матвеев А.П. Учебник для 1 класса «Физическая культура». - М.: Издательство «Просвещение», 2011.
7. Черник Е.С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учебное пособие. – М.: Учебная литература, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 5 класса
Программа разработана как дипломный проект на курсах повышения квалификации....
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС 5 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, с учетом Прим...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 5 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 6 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 7 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 8 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 7 класса.
Методическая разработка. Разработана программа по физической культуре по ФГОС с элементами тег -регби....