Программа курса внеурочной деятельности "Расти здоровым" 5 - 7 класс
рабочая программа по физкультуре (5, 6, 7 класс) на тему
Целями и задачами данной программы являются:
1. Физическое совершенствование, повышение уровня физической образованности, формирование здорового образа жизни.
2. Расширение физического потенциала, укрепление здоровья, стимуляция развития и проявления физических способностей обучающегося в условиях и режимах, адекватных его биологической и психологической природе.
3. Развитие эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, удовлетворение потребности в общении, взаимопомощи, расширение возможности духовного самосовершенствования.
4. Создание условий и предпосылок для самореализации и самовоспитания личности.
5. Формирование познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных и специальных умений и навыков при опоре на зону физического развития учащегося, посредством занятий атлетическими упражнениями с общеразвивающей и специализированной направленностью.
Реализация этих целей и задач обеспечивается:
осознанием физической культуры как средства развития и совершенствования личности;
взаимосвязью процессов физического, психического и нравственного развития детей и подростков;
ориентацией на «природосообразную» систему обучения, обеспечивающую формирование индивидуальности человека;
формированием умения применять полученные знания и навыки в практической деятельности.
Данная образовательная программа внеурочной деятельности направлена на использование индивидуальных технологий обучения и ориентирована на развитие личностных (физических, морально-волевых и нравственных) качеств обучающегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа курса внеурочной деятельности "Расти здоровым" 5 - 7 класс | 39.32 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клязьмогородецкая основная общеобразовательная школа»
Ковровского района Владимирской области
Программа внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
РАСТИ ЗДОРОВЫМ
5 – 7 класс
Составитель: Леонов С.В.
учитель физической культуры
Ковровский район
Пояснительная записка
Основная цель образования - формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать свой потенциал, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Одной из составляющих этого процесса является физическое воспитание.
Программа внеурочной деятельности курса «Расти здоровым» предназначена для детского спортивного коллектива общеобразовательного учреждения. Освоение учебного материала программы обеспечивает общее физическое развитие занимающихся, освоение и совершенствование техники общефизических упражнений, необходимые теоретические знания. Цели и задачи программы базируются на требованиях обязательного минимума содержания образования по физической культуре.
Программа реализует обычный уровень образования, соответствующий учебному курсу «Общефизическая подготовка» («ОФП»)
Целями и задачами данной программы являются:
- Физическое совершенствование, повышение уровня физической образованности, формирование здорового образа жизни.
- Расширение физического потенциала, укрепление здоровья, стимуляция развития и проявления физических способностей обучающегося в условиях и режимах, адекватных его биологической и психологической природе.
- Развитие эстетических и нравственных качеств личности обучающегося, удовлетворение потребности в общении, взаимопомощи, расширение возможности духовного самосовершенствования.
- Создание условий и предпосылок для самореализации и самовоспитания личности.
- Формирование познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных и специальных умений и навыков при опоре на зону физического развития учащегося, посредством занятий атлетическими упражнениями с общеразвивающей и специализированной направленностью.
Реализация этих целей и задач обеспечивается:
осознанием физической культуры как средства развития и совершенствования личности;
взаимосвязью процессов физического, психического и нравственного развития детей и подростков;
ориентацией на «природосообразную» систему обучения, обеспечивающую формирование индивидуальности человека;
формированием умения применять полученные знания и навыки в практической деятельности.
Данная образовательная программа внеурочной деятельности направлена на использование индивидуальных технологий обучения и ориентирована на развитие личностных (физических, морально-волевых и нравственных) качеств обучающегося.
ОФП - система различных упражнений, является эффективным средством укрепления здоровья, физического развития и воспитания. Организованный соответствующим образом педагогический процесс физического воспитания, естественным образом будет и процессом формирования личности ребенка. Занятия курса «Расти здоровым» воспитывают: волю, целеустремленность, трудолюбие, дисциплину. Разнообразие упражнений, средств и методов, позволяет целенаправленно развивать и совершенствовать двигательные качества и основные функции организма. Возможность дозирования нагрузки в широком диапазоне, делает общую физическую подготовку доступной для людей любого возраста, пола и физической подготовленности.
Особенностями данной программы являются:
- разноуровневые и разновозрастные учебные группы;
- оптимизация учебного процесса применительно к одаренным учащимся; предоставление воспитанникам свободы выбора ряда элементов учебного процесса.
- применение принципа вариативности - содержание учебного занятия, планируется с учетом индивидуальных возрастно-половых психофизиологических особенностей обучающихся, их личных желаний.
Это позволяет организовать учебный процесс посильный для всех, так как обучающиеся, не теряя в объеме и содержании учебного материала, движутся в освоении программы каждый своим темпом.
Учебный курс рассчитан на занятия в течение трех лет 1 час в неделю на протяжении 3 лет обучения. Учебный год длится с сентября по июнь месяц включительно. Занятия в летний период проводятся по отдельному плану, составленному с учетом имеющихся возможностей и плана спортивной подготовки.
Общий объем курса - 120 учебных часа, их них 19 часов теоретических и 101 час практических занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по сорок минут. Программа предусматривает теоретические и практические занятия, контрольные испытания, участие в соревнованиях.
На теоретических занятиях даются необходимые знания по истории возникновения и развития физкультуры и спорта, гигиене, о врачебном и самоконтроле, технике безопасности, об атлетических снарядах, тренажерах и упражнениях, правилах проведения соревнований. Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед по 15-20 минут, которые проводятся, как правило, в начале занятий (как часть комплексного занятия). Изучение некоторых тем, например просмотр и анализ видеозаписи соревнований и т.п., может проводиться на отдельном занятии длительностью до сорока минут.
На практических занятиях приобретаются умение и навыки безопасной работы в
спортивном зале, на спортплощадке, со снарядами и тренажерами. На базе общей физической подготовки изучается и совершенствуется техника соревновательных упражнений, развиваются специальные качества, необходимые спортсмену.
Основной метод обучения - квалифицированный показ и объяснение, производимые с учетом психофизических особенностей воспитанника. При развитой зрительной памяти упор делается на наглядном методе обучения; при аналитическом типе мышления и слуховой памяти показ дополняется подробным объяснением; при преобладании двигательной памяти необходимо ориентироваться на метод непосредственного выполнения. Особое внимание обращается на овладение техникой выполнения упражнений, что позволит избежать травм, повысит результативность тренировок.
Во время занятий курса «Расти здоровым» решаются следующие задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- использование упражнений для коррекции физического развития;
- привитие интереса к занятиям физкультурой, повышение физической и функциональной подготовленности;
- укрепление опорнодвигательного аппарата;
- освоение различных упражнений;
- определение возможной спортивной специализации.
В группах курса «Расти здоровым» могут заниматься дети с 10 лет.
Учебно-тематический план
№ | Учебная тема | Количество часов | |||||
1 год | 2 год | 3 год | |||||
Теор. | Пр. | Теор. | Пр. | Теор. | Пр. | ||
1 | Вводный блок - техника безопасности и правила поведения в спортивном зале | 2 | 2 | 2 | |||
2 | Краткий обзор развития физкультуры -народные игры -история развития физической культуры | 1 | 1 | 1 | |||
3 | Рабочие места, оборудование, снаряжение -терминология -снаряды и их устройство | 1 | 1 | 1 | |||
4 | Гигиена и самоконтроль -личная гигиена -режим дня | 3 | 2 | 2 | |||
5 | Общая физическая подготовка -упражнения на развитие быстроты -упражнения на развитие ловкости -упражнения на развитие силы -упражнения на развитие выносливости и т.п. | 24 | 25 | 25 | |||
6 | Контрольные упражнения | 3 | 3 | 3 | |||
7 | Соревнования -игровые эстафеты | 4 | 4 | 4 | |||
8 | Культурно-массовая работа -открытые уроки -праздники и концерты | 2 | 2 | 2 | |||
Итого | 40 | 40 | 40 |
Содержание программы 1 года обучения
Тема 1. Вводный блок
Правила поведения в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях со снарядами. Страховка и самостраховка при занятиях со снарядами. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях.
Тема 2. Краткий обзор развития физкультуры
История возникновения Олимпийских игр. Создание спортивных обществ и развитие физкультуры и спорта в Советском Союзе и России.
Тема 3. Рабочие места, оборудование, снаряжение
Спортивная терминология. Специальная терминология различных видов спорта. Рабочее место. Снаряжение для тренировок и соревнований: одежда, обувь.
Тема 4. Гигиена и самоконтроль занятий
Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Использование
естественных природных факторов для укрепления здоровья и закаливания. Вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Гигиена занятий. Понятие о тренировке и "спортивной форме".
Тема 5. Общая физическая подготовка
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и физиологии организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Дыхание во время занятий. Влияние занятий физическими упражнениями на функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Особенности и различия в занятиях юношей и девушек. Значение общей физической подготовки.
Общеразвивающие упражнения со скакалками, с гимнастическими палками, на гимнастических стенках, с набивными мячами и т.д. Базовые и специальные упражнения и комплексы в различных видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры, настольный теннис, туристическая подготовка Практические занятия. Разминка. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях (стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне): разводка, подтягивания, круговые вращения руками. Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы; наклоны, повороты, круговые движения туловищем. Упражнения для мышц брюшного пресса. Упражнения для мышц спины: наклоны, прогибы. Упражнения для мышц ног: приседания, отведения, прыжки, выпады.
Тема 6. Контрольные упражнения
Контрольные тесты проводятся четыре раза в год. Для тестов используются контрольные упражнения для оценки общей и специальной физической подготовленности. Кроме этих упражнений для тестирования, можно применять как соревновательные, так и вспомогательные упражнения.
Контрольные упражнения (тестирование)
Тема 7. Соревнования
Соревнования проводятся среди членов коллектива. Проведение соревнований можно планировать на Новый Г од, весенние каникулы, конец учебного года. Соревнования можно проводить по упрощенным правилам, а так же по вспомогательным упражнениям.
Тема 8. Культурно-массовая и воспитательная работа Вечера, экскурсии, посещение спортивных соревнований.
Ожидаемые результаты
Предметно - информационный компонент:
знание основ физической подготовки, как оздоровительной системы для решения личностных проблем;
знание составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов, определяющих здоровье.
Деятельностно - коммуникативный компонент:
применение знания, умения и навыков физической культуры в практической деятельности;
умение самостоятельно готовится к занятиям и упражнениям, осваивать разнообразные двигательные действия;
самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью освоения здорового образа жизни.
Ценностно - ориентационный компонент:
сформированность потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;
гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;
отношение к здоровью как ценности, условию самореализации и социальной адаптации;
ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Содержание программы 2 года обучения
Тема 1. Вводный блок
Правила поведения в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях со снарядами. Страховка и самостраховка при занятиях со снарядами. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях.
Тема 2. Краткий обзор развития физкультуры
История возникновения Олимпийских игр. Создание спортивных обществ и развитие физкультуры и спорта в Советском Союзе и России. Выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены. Лучшие спортсмены области и города.
Тема 3. Рабочие места, оборудование, снаряжение
Спортивная терминология. Специальная терминология различных видов спорта. Рабочее место. Устройство тренажеров и снарядов, их назначение и использование. Снаряжение для тренировок и соревнований: одежда, обувь.
Тема 4. Гигиена и самоконтроль занятий
Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Использование естественных природных факторов для укрепления здоровья и закаливания. Вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Гигиена занятий. Понятие о тренировке и "спортивной форме". Понятие об утомлении и о перетренированности. Врачебный контроль и самоконтроль.
Тема 5. Общая физическая подготовка
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и физиологии организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Дыхание во время занятий. Влияние занятий физическими упражнениями на функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Особенности и различия в занятиях юношей и девушек. Значение общей физической подготовки.
Общеразвивающие упражнения со скакалками, с гимнастическими палками, на гимнастических стенках, с набивными мячами и т.д. Базовые и специальные упражнения и комплексы в различных видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры, настольный теннис, туристическая подготовка Практические занятия. Разминка. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях (стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне): разводка, подтягивания, круговые вращения руками. Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы; наклоны, повороты, круговые движения туловищем. Упражнения для мышц брюшного пресса. Упражнения для мышц спины: наклоны, прогибы. Упражнения для мышц ног: приседания, отведения, прыжки, выпады.
Тема 6. Контрольные упражнения
Контрольные тесты проводятся четыре раза в год. Для тестов используются контрольные упражнения для оценки общей и специальной физической подготовленности. Кроме этих упражнений для тестирования, можно применять как соревновательные, так и вспомогательные упражнения.
Контрольные упражнения (тестирование)
Тема 7. Соревнования
Соревнования проводятся среди членов коллектива. Проведение соревнований можно планировать на Новый Г од, весенние каникулы, конец учебного года. Соревнования можно проводить по упрощенным правилам, а так же по вспомогательным упражнениям.
Тема 8. Культурно-массовая и воспитательная работа Вечера, экскурсии, посещение спортивных соревнований.
Ожидаемые результаты
Предметно-информационный компонент:
знание основ физической подготовки, как оздоровительной системы для решения личностных проблем;
знание составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов, определяющих здоровье.
Деятельностно-коммуникативный компонент:
применение знания, умения и навыков физической культуры в практической деятельности;
умение самостоятельно готовится к занятиям и упражнениям, осваивать разнообразные двигательные действия;
самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью освоения здорового образа жизни.
Ценностно-ориентационный компонент:
сформированность потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;
гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;
отношение к здоровью как ценности, условию самореализации и социальной адаптации;
ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.
Содержание программы 3 года обучения
Тема 1. Вводный блок
Правила поведения в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях со снарядами. Страховка и самостраховка при занятиях со снарядами. Инструктаж по технике безопасности и поведении при чрезвычайных ситуациях. Основы гигиены.
Тема 2. Краткий обзор развития физкультуры
История возникновения Олимпийских игр. Создание спортивных обществ и развитие физкультуры и спорта в Советском Союзе и России. Выдающиеся отечественные и зарубежные спортсмены. Лучшие спортсмены области и города. Игры разных стран.
Тема 3. Рабочие места, оборудование, снаряжение
Спортивная терминология. Специальная терминология различных видов спорта. Рабочее место. Устройство тренажеров и снарядов, их назначение и использование. Снаряжение для тренировок и соревнований: одежда, обувь.
Тема 4. Гигиена и самоконтроль занятий
Общий режим дня. Режим питания и питьевой режим. Использование естественных природных факторов для укрепления здоровья и закаливания. Вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков. Гигиена занятий. Понятие о тренировке и "спортивной форме". Понятие об утомлении и о перетренированности. Врачебный контроль и самоконтроль. Объективные данные: рост, вес, динамометрия, объемы мышц. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Дневник тренировок.
Тема 5. Общая физическая подготовка
Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Краткие сведения о строении и физиологии организма человека. Костно-связочный аппарат, мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о сердечно-сосудистой системе. Дыхание во время занятий. Влияние занятий физическими упражнениями на функционирование опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем организма. Особенности и различия в занятиях юношей и девушек. Значение общей физической подготовки.
Общеразвивающие упражнения со скакалками, с гимнастическими палками, на гимнастических стенках, с набивными мячами и т.д. Базовые и специальные упражнения и комплексы в различных видах спорта (легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные игры, настольный теннис, туристическая подготовка, бадминтон).
Практические занятия. Разминка. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса в различных положениях (стоя, сидя, лежа, лежа в наклоне): разводка, подтягивания, круговые вращения руками. Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны,
Овладение техникой ведения мяча. Ведение мяча правой и левой рукой. Ведение мяча с разной высотой отскока. Ведение с изменением направления. Ведение с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой ловли и передачи мяча. Ловля и передача мяча в парах, тройках на месте и в движении. Передача мяча одной рукой от плеча, двумя - от груди, с отскоком от пола. Передача мяча со сменой мест в движении. Передача мяча с пассивным сопротивлением защитника.
Овладение техникой бросков мяча. Бросок мяча одной рукой от плеча с места и в движении. Бросок мяча после ведения два шага. Бросок мяча после ловли и ведения.
Бросок после остановки. Бросок одной рукой от плеча со средней дистанции. Штрафной бросок.
Освоение индивидуальных защитных действий. Вырывание и выбивание мяча. Защитные действия 1X1.
Закрепление техники и развитие координационных способностей. Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок.
Тактическая подготовка (20 часов).
Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5 : 0) без смены мест. Позиционное нападение (5 : 0) со сменой мест. Нападение быстрым прорывом (1:0), (2:1). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди». Личная защита (1 : 1). Двухстороння игра по упрощенным правилам.
Общефизическая подготовка (10 часов).
Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
Парные и групповые упражнения: с сопротивлением, перетягивание,
переталкивание. Упражнения на гимнастических снарядах: висы, подтягивание, размахивание, смешанные висы и упоры, обороты и соскоки.
Акробатические упражнения: кувырки вперед, назад, в стороны, стойка на голове, стойка на руках.
Бег. Стартовые рывки с места. Повторные рывки на максимальной скорости на отрезках до 15 м. Бег со сменой направления по зрительному сигналу. Ускорения из различных исходных положений. Ускорения на 40, 60 м. Кросс 500-2000 м.
Прыжки. Опорные и простые прыжки с мостика или трамплина. Серийные прыжки с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх. Метание мячей в движущуюся цель с места и в движении.
Методическое обеспечение.
Минимальный набор тренажеров и онарядов: брусья, гимнастические скамейки, гимнастические маты, скакалки, гимнастические палки, различные мячи, оборудование для настольного тенниса, лыжи, гантели и гири. Наличие комплексной спортивной площадки и спортзала.
Большое значение имеет оформление зала: учебно-наглядные пособия, плакаты, с изображениями известных спортсменов, благотворно влияют на детскую психику, стимулируя желание заниматься, облегчают усвоение учебного материала, выполняют образовательно-воспитательную функцию. В спортивном зале желательно использовать аудиоаппаратуру.
Зал для занятий должен быть оснащен исправным оборудованием, обеспечивающим полноценный учебно-тренировочный процесс и безопасность занимающихся, удовлетворять требованиям электро и пожаробезопасности. Рекомендуемая норма площади - на каждого занимающегося должно приходиться примерно по 6 кв.м., то есть для группы из 10-15 человек достаточен зал площадью 60-90 кв.м. Эта площадь включает в себя место, занимаемое гимнастическими снарядами, свободное место для отдыха между подходами к снарядам. При меньших размерах нельзя установить достаточное количество оборудования и из-за скученности повышается вероятность получения травмы; в более просторном зале затрудняется контроль за проведением занятия, поведением занимающихся, что особенно важно при занятиях с новичками и с детьми младшего возраста. Помещение должно быть хорошо освещено. Гимнастические снаряды должны быть расположены так, чтобы при занятиях на них, исключить прямое попадание света в глаза.
Литература, рекомендуемая учащимся для самостоятельного изучения:
- Петров В. К. Грация и сила. М. Советский спорт. 1989.
- Вейдер Д. Строительство тела по системе Джо Вайдера. М. Физкультура и спорт. 1991.
- Воробьев А. Н., Сорокин Ю. К. Анатомия силы. М. Физкультура и спорт. 1987.
- Годик М. А., Барамидзе А. М., Киселева Т. Г. Стретчинг. М. Советский спорт, 1991.
- Зайцев Ю. М, Иванов Ю. И., Петров В. К. Занимайтесь гиревым спортом. М. Советский спорт. 1991.
- Сорокин Ю. К. Сестры Афродиты. М. Советский спорт, 1989.
- Шубов В. М. Красота силы. М. Советский спорт. 1990.
Журналы:
- Архитектура тела и развитие силы.
- Сила и красота.
- Спортивная жизнь России.
- Физкультура и спорт.
Используемая литература:
1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. М. Просвещение. 1968.
2. Вейдер Д. Строительство тела по системе Джо Вейдера. М. ФиС. 1991.
- Воробьев А. Н., Сорокин Ю. К. Анатомия силы. М. ФиС. 1987
- Государственный образовательный стандарт. Национально-региональный компонент Свердловской области. Екатеринбург. 1999.
- Дворкин Л. С. Тренировка юных тяжелоатлетов в 13-16 лет. Тяжелая атлетика. Ежегодник 1975. М., ФиС 1975
6. Зайцев Ю. М., Иванов Ю. И., Петров В. К. Занимайтесь гиревым спортом. М. Советский спорт. 1991.
7. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. М. Просвещение, 1983
8. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). //Российская газета. 15.12.1990г.
9. Обязательный минимум содержание учебного предмета “Физическая культура”. //Физическая культура в школе. 1998-№6 стр.2,1999 №1 стр8.
10. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М. Академия,
1998.
11. Петров В. К. Грация и сила. М. Советский спорт. 1989.
12. Примерная учебная программа по физической культуре. //Физическая
культура в школе. 1999 №2 стр.2.
13. Программа “Развитие физической культуры, спорта и туризма,
формирование здорового образа жизни в Свердловской области на 1999-2000 годы”. Екатеринбург. 1998.
14 Программы для внешкольных учреждений. Спортивные кружки. М.
“Просвещение” 1977.
- Рождественский Ю. В. Введение в культуроведение. М. ЧеРо, 1996.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. Народное образование. 1998.
17. Фарбер Д. И., Корниенко И. А., Сонькин В. Д. Физиология школьника. М.
“Просвещение” 1990.
- Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей.//Физическая культура в школе. М.Школа- Пресс, 1994 N: 1 - 3.
- Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Девочка - подросток - девушка. М. Просвещение 1981.
- Шагалов Р. Х., Слива О. П.. Пауэрлифтинг - спорт высших достижений. Екатеринбург 1998.
- Шварценеггер А. Энциклопедия современного бодибилдинга. М. ФиС, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 класс
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 класс
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»
Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс
Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...