ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10 класс
рабочая программа по русскому языку (10 класс)
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._trening_po_russkomu_yazyku._rabochaya_programma.docx | 25.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРЕНИНГ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
НАПРАВЛЕНИЕ - общеинтеллектуальное
КЛАСС __10__
Составила:
Саргсян Анаит Левони
(учитель русского языка и литературы)
МОСКВА
2020 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
3. Содержание программы
4. Тематическое планирование
5. Список литературы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Тренинг по русскому языку» для 10 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного среднего образования ГБОУ ШКОЛА № 37
Программа реализуется в рамках общеинтеллектуального направления
развития личности плана внеурочной деятельности СО.
По учебному плану на изучение курса в 10 классе отводится 34 часа, что составляет 1 час в неделю.
Программа курса «Тренинг по русскому языку» позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы. Решение задач, интересных по формулировке и требующих активизаций мозговой деятельности, закрепит интерес к лингвистике, будет способствовать развитию творческого мышления и общему интеллектуальному развитию.
Одним из важных факторов реализации программы является стремление развивать у учащихся самостоятельно думать, работать, решать научные задачи. Занятия кружка научат детей логике, мышлению, краткости и точности речи, умению рассуждать, анализировать условия лингвистических задач, а также свои действия. Дети, посещающие дополнительные занятия, имеют возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Для всех желающих решать лингвистические задачи, разгадывать лингвистические ребусы, разбираться в истории языка и т.д. предназначены занятия курса «Тренинг по русскому языку». Само понятие «тренинг» подразумевает отработку определённых навыков, доведение их до совершенства, постоянную тренировку умений, формирование ряда поисковых и творчески ориентированных навыков.
Программа развивает интеллектуальные возможности учащихся и повышает мотивацию к познанию сложных вопросов лингвистики и теории языка. Содержание программы включает в себя такие разделы, которые не только прививают интерес к языку, но и углубляют и расширяют базовый учебный материал, дают новые знания по изучаемому школьному курсу. Учащиеся закрепляют и развивают навыки анализа языковых единиц, грамотного письма и внимательного чтения, умение логически мыслить и сопоставлять разнообразные данные. В процессе занятий ученики узнают историю становления лингвистической науки, имена великих лингвистов, их вклад в развитие языкознания, что вызывает дополнительный интерес к предмету и желание изучать его. Вся программа курса способствует привитию интереса к лингвистике, развитию творческого и научного потенциала детей, настойчивости и целеустремленности.
Цель и задачи реализации программы:
Целью курса «Тренинг по русскому языку» является создание условий для развития лингвистических (научных) и творческих способностей учащихся. Задачи, которые реализуются в процессе работы:
формирование коммуникативных навыков;
формирование глубоких знаний в области лингвистики;
формирование качеств личности, характерных для профессиональной деятельности;
развитие логического мышления;
развитие способности сопоставлять языковой материал, анализировать;
решать нестандартные лингвистические задачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении основ лингвистического знания в школе, являются: наличие представлений о языке как составной части социума; понимание роли языка в современном мире; владение первичными навыками анализа и оценки получаемой единиц языка различных уровней; способность понимать взаимосвязь языка и речи, развитие навыков эффективной устной и письменной речи; способность и готовность к принятию культурно-языковых ценностей за счет формирования бережного и толерантного отношения к иным языковым системам, к культурноисторической и в целом гуманитарной составляющей любого языка; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении основ лингвистического знания в школе, являются: владение общепредметными понятиями «язык», «речь», «система», «единица языка», «функции языка», «функции речи» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; наличие опыта принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов языковой и речевой деятельности; владение навыками решения коммуникативных задач: постановка и формулирование коммуникативной цели; поиск и выделение необходимой информации, применение разнообразных методов достижения эффективной коммуникации; самостоятельное создание условий для решения вопросов эффективной коммуникации; умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; умения и навыки использования полученных знаний о языке и речи при решении иных задач творческого, исследовательского, коммуникативного, социального характера.
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении основ лингвистического знания в школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: языке, речи, коммуникации – и их свойствах; формирование представления о языке как основном средстве человеческого общения; формирование представлений о языке как средстве мышления и хранения информации; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств; применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике в различных ситуациях.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении основ лингвистического знания в школе, являются: наличие представлений о языке как составной части социума; понимание роли языка в современном мире; владение первичными навыками анализа и оценки получаемой единиц языка различных уровней; способность понимать взаимосвязь языка и речи, развитие навыков эффективной устной и письменной речи; способность и готовность к принятию культурно-языковых ценностей за счет формирования бережного и толерантного отношения к иным языковым системам, к культурно-исторической и в целом гуманитарной составляющей любого языка; воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.
Проверка результатов усвоения программы курса проходит в процессе занятия при выполнении групповых и индивидуальных заданий, при подготовке учащимися интересных заданий для общего обсуждения, подготовке сообщений, проведении и активном участии в конкурсах, праздниках.
По желанию учащегося оценка за труд выставляется в журнал, что является дополнительным стимулом посещения занятий кружка и активного участия в работе.
Итоговый контроль проходит в виде кратких сообщений учащихся по различным темам занятий (индивидуальных или групповых).
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1.
Трудные случаи русской орфографии (14 часов)
Содержание учебного материала:
Трудные случаи написания имен существительных, имен прилагательных.
Трудные случаи написания глаголов и глагольных форм.
Трудные случаи написания наречий.
Трудные случаи написания сложных слов.
Трудные случаи употребления прописных и строчных букв. Трудные случаи написания предлогов и частиц.
Тема 2.
Трудные случаи русской пунктуации (12 часов)
Содержание учебного материала:
Трудные случаи обособления второстепенных членов предложения.
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях.
Трудные случаи постановки знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях.
Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях,
грамматически не связанных со структурой основного предложения.
Трудные случаи оформления прямой речи, косвенной речи, цитирования и др.
Тема 3.
Вопросы культуры русской речи (8 часов)
Содержание учебного материала:
Орфоэпические и акцентологические нормы. Варианты норм.
Работа с нормативными словарями.
Словоупотребительные нормы.
Преодоление речевых ошибок.
Редактирование.
Грамматические нормы и возможные варианты образования форм и построения
предложений. Динамика грамматических норм.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов в неделю: - 1 час в неделю
Годовое количество часов: - 34 часов
Номер занятия | Тема | Часы |
1. | Трудные случаи русской орфографии | 14 |
1.1 | Трудные случаи написания имен существительных, имён прилагательных. | 2 |
1.2 | Трудные случаи написания глаголов и глагольных форм. | 3 |
1.3 | Трудные случаи написания наречий. | 2 |
1.4 | Трудные случаи написания сложных слов. | 2 |
1.5 | Трудные случаи употребления прописных и строчных букв. | 1 |
1.6 | Трудные случаи написания предлогов и частиц. | 3 |
1.7 | Контрольный диктант. | 1 |
2 | Трудные случаи русской пунктуации | 12 |
2.1 | Трудные случаи обособления второстепенных членов предложения. | 2 |
2.2 | Трудные случаи постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях. | 3 |
2.3 | Трудные случаи постановки знаков препинания в сложных бессоюзных предложениях. | 2 |
2.4 | Трудные случаи постановки знаков препинания в конструкциях, грамматически не связанных со структурой основного предложения. | 2 |
2.5 | Трудные случаи оформления прямой речи, косвенной речи, цитирования и др. | 2 |
2.6 | Контрольный диктант | 1 |
3 | Вопросы культуры русской речи | 8 |
3.1 | Орфоэпические и акцентологические нормы. Варианты норм. | 2 |
3.2 | Работа с нормативными словарями. | 2 |
3.3 | Словоупотребительные нормы. Преодоление речевых ошибок. Редактирование. | 2 |
3.4 | Грамматические нормы и возможные варианты образования форм и построения предложений. Динамика грамматических норм. | 2 |
Учебно – методическое обеспечение
- Таблицы
- Комплекты карточек
- Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы
Литература
1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
2. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку 2020 г.
3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
8. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
9. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».
Литература для учащихся
1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс
Учебная программа курса внеурочной деятельности: "Основы исследовательской и проектной деятельности" 6 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс
Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного о...
Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"
Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...