Рабочая программа по физической культуре 5 класс (ФГОС)
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
В настоящей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по Фк 5 класс (ФГОС) | 374.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шелеховского района «Гимназия»
РАССМОТРЕНО заседание кафедры протокол №___ от «___» августа 2015 ______ /А.С. Дубель | СОГЛАСОВАНО «___» августа 2015 заместитель директора ______ /О.А. Журавлёва- Борн | УТВЕРЖДАЮ приказ №___ от «___» августа 2015 МБОУШР «Гимназия» ______ / А.А. Боровская |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре________
(наименование предмета)
__________________5 классы_______________
(класс)
___________2015–2016 учебный год_______
(срок реализации)
Разработчики:
Жукова С.Г., учитель физической культуры,
первой квалификационной категории
Латышко Н.Г., учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
г. Шелехов, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089, письма от 31 октября 2003г. № 13-51-263-/123 об оценивании обучающихся отнесенных к различным медицинским группам) и рабочей программы по физической культуре с учетом ФГОС для 5-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2011.,
В настоящей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся.
Цель курса: содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачи:
• содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
• обучение основам базовых видов двигательных действий;
• развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости) способностей;
• формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
• выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
• углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий;
• воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
• выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды;
• формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
• воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
• содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знании, умении и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три физкультурные группы: основную, подготовительную и специальную. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала. Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной физкультурной группе. Обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья относятся к подготовительной физкультурной группе. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе для основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? И уметь на него отвечать нравственно этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; планирование, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; оценка выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолении препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а так же постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Результаты освоения программного материала по предмету “Физическая культура”:
Знания о физической культуре
Обучающийся научится основной и подготовительной физкультурной группы:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Обучающийся научится основной и подготовительной физкультурной группы:
использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
Физическое совершенствование
Обучающийся научится основной и подготовительной физкультурной группы:
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Обучающийся научиться основной физкультурной группы демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с | 9,2 | 10,2 |
Силовые | Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 180 20 | 165 18 |
К выносливости | Кроссовый бег 2 км Передвижение на лыжах 2 км | 8 мин 50 с 16 мин 30 с. | 10 мин 20 с. 21 мин 00 с. |
К координации | Челночный бег 3/10 м., с | 8,8 | 9,7 |
Учителю физической культуры для оценки обучающийся подготовительной физкультурной группы необходимо использовать те упражнения, которые с учётом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимися.
Заболевания | Противопоказания и ограничения | Рекомендации |
Сердечно - сосудистая система | Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений | Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе ¦ |
Органы дыхания(хронический воспаление легких, бронхит бронхиальная | Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса | Дыхательные |
Заболевания почек (нефрит пиелонефрит нефроз) | Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела | При проведении |
Нарушения нервной системы | Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре) ограничивается время игр | Дыхательные упражнения, |
Органы зрения | Исключаются прыжки с разбега, кувырки упражнения со статическим напряжением мышц стойки на руках и голове | Упражнения на |
Хронические | Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки |
Тематическое распределение часов
3 часа в неделю, всего 102 часа
Вид программного материала | Четверть | ||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год | |
часы | |||||
Основы знаний | В процессе урока | ||||
Навыки и умения | |||||
Легкая атлетика | 15 | 12 | 27 | ||
Гимнастика с элементами акробатики | 8 | 6 | 14 | ||
Лыжная подготовка | 8 | 14 | 22 | ||
Подвижные игры | 4 | 6 | 10 | ||
Спортивные игры | |||||
Баскетбол | 3 | 8 | 4 | 15 | |
Волейбол | 8 | 6 | 14 | ||
Развитие двигательных качеств | В процессе урока | ||||
Итого | 27 | 21 | 30 | 24 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре
Программный материал по данному разделу можно осваивать как на специально отведенных уроках (1—2 ч в четверти), так и в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств.
История физической культуры. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр в древности. Исторические сведения о древних Олимпийских играх и особенностях их проведения. Виды состязаний и правила проведения древних Олимпийских игр. Известные участники и победители в древних Олимпийских играх.
Базовые понятия физической культуры. Физическое развитие человека. Основные показатели физического развития. Осанка как показатель физического развития; основные ее характеристики и параметры; основные факторы, влияющие на форму осанки. Характеристика основных средств формирования и профилактики нарушений осанки.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность. Физкультминутки (физкультпаузы) и их значение для профилактики утомления. Правила закаливания организма способами обтирания, обливания, душ. Правила соблюдения личной гигиены во время и после занятий физическими упражнениями (соблюдение чистоты тела и одежды).
Значение физических упражнений для поддержания работоспособности. Правила безопасности при выполнении физических упражнений в спортивном зале, на спортивной площадке, при занятиях спортивными играми, легкой атлетикой, гимнастикой и лыжной подготовкой.
Спортивные игры
С 5 класса начинается обучение технико-тактическим действиям одной из спортивных игр. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч, волейбол или футбол.
Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.
Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития, прежде всего координационных (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации) и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.), воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.
Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные виды игровой деятельности.
Материал игр является прекрасным средством и методом формирования потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому материалу содействует самостоятельным занятиям спортивным играм.
Основная направленность | Содержание на усвоение материала |
Баскетбол На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение) |
На освоение ловли и передач мяча | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге) |
На освоение техники ведения мяча | Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой |
На овладение техникой бросков мяча | Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины 3,60 м |
На освоение индивидуальной техники защиты | Вырывание и выбивание мяча |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок |
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
На освоении тактики игры | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение (5:0) без изменения позиций игроков. Нападение быстрым прорывом (1:0). Взаимодействие двух игроков «Отдай мяч и выйди» |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам мини-баскетбола Игры и игровые задания 2:1. 3:1. 3:2. 3:3 |
Волейбол На овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек | Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения) |
На освоение техники приема и передач мяча | Передача мяча сверху и снизу двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой. То же через сетку |
На овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей | Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках |
На развитие выносливости | Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом (пионербол, Два капитана), двусторонние игры длительностью от 20 с до 12 мин |
На развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму) | Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме; всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3 |
На развитие скоростных и скоростно-силовых способностей | Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных и. п. Ведение мяча в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой в течение 7—10 с. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивным мячом, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность |
На освоение техники нижней прямой подачи | Нижняя прямая подача мяча с расстояния 3—6 м от сетки |
На освоение техники прямого нападающего удара | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером, имитационные и специальные упражнения |
На закрепление техники владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов: прием, передача, удар |
На закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей | Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом |
На освоение тактики игры | Тактика свободного нападения. Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) |
На знания о физической культуре | Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, ведения мяча или броска; тактика нападений (быстрый прорыв, расстановка игроков, позиционное нападение) и защиты (зонная и личная защита). Правила и организация избранной игры (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). Правила техники безопасности при занятиях спортивными играми |
На овладение организаторскими умениями | Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры |
Самостоятельные занятия | Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски или удары в цель, ведение, сочетание приемов). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию разучиваемых спортивных игр. Правила самоконтроля |
Гимнастика с элементами акробатики
В 5 классе обучение гимнастическим упражнениям, начатое в 1—4 классах, расширяется и углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях, общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (мячами, палками, обручами, скакалками), акробатические упражнения, упорные прыжки, упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах.
Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве, согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости).
С 10-11 лет усиливается дифференцированный подход к мальчикам и девочкам при выборе снарядов, дозировке гимнастических упражнений. Для повышения интереса детей к занятиям, содействия эстетическому воспитанию большое значение приобретает музыкальное сопровождение занятий.
После овладения отдельными элементами гимнастические упражнения рекомендуется выполнять в связках, варьируя сочетания, последовательность и число упражнений, включенных в несложные комбинации.
Занятия по отделениям, строгая регламентация, необходимость соблюдения дисциплины и порядка позволяют воспитывать такие волевые качества, как самостоятельность, дисциплинированность, чувство коллективизма. Гимнастические упражнения создают благоприятные условия для воспитания самоконтроля и самооценки достигнутых результатов.
С учетом большой доступности, возможности индивидуальных тренировок гимнастические упражнения являются хорошим средством для организации и проведения самостоятельных занятий, особенно при развитии силы, гибкости и улучшении осанки.
Основная направленность | Содержание на усвоение материала |
На освоение строевых упражнений | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием, по восемь в движении |
На освоение обшеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении | Сочетание различных положений рук, ног, туловища. Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Простые связки. Обшеразвивающие упражнения в парах |
На освоение общеразвивающих упражнений с предметами | С большим мячом, с обручами, палками, скакалками, на гимнастической скамейке |
На освоение совершенствование висов и упоров | Мальчики: висы согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе; поднимание прямых ног в висе. Девочки: смешанные висы; подтягивание из виса лежа, вис на перекладине |
На освоение акробатических упражнений | Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках, переворот боком, стойка на руках |
На развитие координационных способностей | Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; то же с различными способами ходьбы, бега, прыжков, вращений. Акробатические упражнения. Эстафеты и игры с использованием гимнастических упражнений и инвентаря |
На развитие силовых способностей и силовой выносливости | Лазанье гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах, набивными мячами |
На развитие скоростно-силовых способностей | Прыжки со скакалкой, через гимнастическую скамейку |
На развитие гибкости | Общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. |
На знания о физической культуре | Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости; страховка и помощь во время занятий; обеспечение техники безопасности; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений |
На овладение организаторскими умениями | Помощь и страховка; демонстрация упражнений; выполнение обязанностей командира отделения; установка и уборка снарядов; составление с помощью учителя простейших комбинаций упражнений. Правила соревнований |
Самостоятельные занятия | Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки |
Легкая атлетика
После усвоения основ легкоатлетических упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в содержание программы начальной школы, с 5 класса начинается обучение бегу на короткие и средние дистанции, прыжкам в длину метаниям.
Данный материал содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д. для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития координационных и кондиционных способностей.
Правильное применение материала по легкой атлетике способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливанию.
Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений, особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий (тренировок) в конкретных условиях проживания.
Основная направленность | Содержание на усвоение материала |
На овладение техникой спринтерского бега | Высокий старт от 10 до 15 м. Бег с ускорением от 30 до 40 м Скоростной бег до 40 м Бег на результат 30м, 60 м |
На овладение техникой длительного бега | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м |
На овладение техникой прыжка в длину | Прыжки в длину с места, с 7—9 шагов разбега способом «согнув ноги» |
На овладение техникой метания малого мяча на дальность | Метание теннисного мяча с места на дальность отскока от стены, на заданное расстояние, на дальность, в коридор 5—6 м, в горизонтальную и вертикальную цель (lxl м) с расстояния 6—8 м, с 4—5 бросковых шагов на дальность и заданное расстояние |
На развитие выносливости | Кросс до 15 мин, бег с препятствиями и на местности, минутный бег, эстафеты, круговая тренировка |
На развитие скоростно-силовых способностей | Всевозможные прыжки и многоскоки. Метания на дальность и в цель |
На развитие скоростных способностей | Эстафеты, старты из различных и. п., бег с ускорением, с максимальной скоростью |
На развитие координационных способностей | Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны |
На знания о физической культуре | Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; разминка для выполнения легкоатлетических упражнений; представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой |
На овладение организаторскими умениями | Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; помощь в оценке результатов |
Самостоятельные занятия | Правила самоконтроля и гигиены |
Лыжная подготовка
В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное прохождение дистанции длиной 2—3 км. Затем с увеличением скорости передвижения дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к сдаче контрольных нормативов.
Умению правильно распределять силы на дистанции учащиеся обучаются на кругах длиной до 1 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и последующим анализом результатов. Рекомендуется также провести 1—2 темповые тренировки, что помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функциональные показатели школьников.
На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике, возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.
Успешное освоение техники передвижения на лыжах во многом зависит не только от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся и выполнения домашних заданий. Задача педагога — ознакомить учащихся с правилами самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного эффекта.
Основная направленность | Содержание на усвоение материала |
На освоение техники лыжных ходов | Попеременный двухшажный и одновременный бесшажный ходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3 км. На результат до 1км. |
На знания о физической культуре | Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах |
Подвижные игры
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий и др.). В содержание включены игры с бегом, метанием, на координацию, с прыжками. Основными продолжают оставаться игры применяемые на последующих уроках: «Два капитан», «Лапта», «Охотники и Зайцы».
Формы контроля: (текущего, рубежного, итогового)
В целях контроля за результативностью урока физической культуры для основной физкультурной группы, проверки уровня общей физической подготовленности обучающихся два раза в год проводится мониторинг физического развития учеников: бег 30м, прыжок в длину с места, наклон на гибкость, бег 1 км, подтягивание на высокой перекладине (мальчики) и на низкой перекладине (девочки), а в качестве тестов для обучающихся подготовительной группы используются только те упражнении, которые им не противопоказаны.
Успеваемость. Знания, умения, навыки, уровень развития физических качеств оцениваются по пятибалльной системе. Может оцениваться как абсолютный результат, так и степень прироста того или иного физического качества у конкретного учащегося.
Предварительный учет осуществляется для выявления и уточнения условий проведения занятий, состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности, характера производственной деятельности учащихся.
Текущий учет – это учет показателей учебной работы: посещаемости, успеваемости, выполнения программы, а также учет данных врачебного контроля и выполнения учебных нормативов.
Итоговая оценка – за четверть, за год выставляется за сдачу конкретных нормативов. Преподаватель имеет право как повышать, так и понижать учебный норматив, в зависимости от индивидуальных возможностей конкретного учащегося, а также учитывать его отношение к учебе, соблюдение норм здорового образа жизни.
Содержание данной рабочей программы предназначено для обучающийся основной и подготовительных физкультурных групп. Учащиеся освобожденные от уроков физической культуры на небольшой промежуток времени и относящиеся к специальной физкультурной группе, присутствуют на уроках в спортивной обуви и выполняют отдельные поручение учителя, по возможности принимают участие в различных мероприятиях, выполняют теоретические задания. По рекомендации медицинского работника им необходимо посещать занятия лечебной физической культуры в специальных медицинских учреждениях.
Учебно-методическое обеспечение: А.П. Матвеев «Физическая культура» учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение» 2007 год.
Материально-техническое оснащение учебного процесса: спортивный инвентарь, спортивная площадка, спортивный зал.
Основная литература для учителя: 1) Ланда Б.Х.. Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008; 2). Лях В. И. , Зданевич А.А. Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, М.: «Просвещение», 2007; 3) Рабочая программа по физической культуре с учетом ФГОС для 5-9 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях. – М.: Просвещение,2011 го
Дополнительная литература для учителя: 1) Видякин М.В., Система лыжной подготовки детей и подростков – Волгоград.: Учитель, 2008; 2) Деректеева Н.И., Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья 1-5 классы – М.: ВАКО, 2004 г. 3) Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г., Сборник нормативных документов. Физическая культура. М.: «Дрофа», 2007; 4) Железняк Ю.Д., Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения. – М.: Издательский центр «Академия», 2002; 5) Кисилев П.А., Кисилева С.Б., Справочник учителя физической культуры – Волгоград: Учитель, 2010 6) Кузнецова В.С., Колодницкий Г.А., Физическая культура. Безопасность уроков, соревнований и походов. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003; 7) Лях В. И. , Комплексная программа по физическому воспитанию для учащихся 1-11 классов, М.: «Просвещение», 1993; 8) Петров П.К., Методика преподавания гимнастики в школе – М.: Гуманист. Изд.центр ВЛАДОС, 2000
Календарно-тематическое планирование по предмету «Физическая культура» 5 класс - 102 часа.
Календарные сроки | № урока | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деят-сти уч-ся | |||
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | ||||||||
По плану | Факт | ||||||||
I четверть – 24 часа Раздел I. Легкая атлетика (15 часов) | |||||||||
1 нед. сентября | 1 | Основы знаний. Техника безопасности на уроках лёгкой атлетике | обучающий | Знать ТБ на уроках физической культуры. Инструктаж по ТБ на уроках по Л/атлетике, при пожаре. | Понимать информацию, адекватно оценивать правильность своих действий | Раскрывают понятие физическая культура, группы здоровья, физкультурные группы, профилактика травматизма на уроках лёгкой атлетике, виды лёгкой атлетики Дыхание во время бега. Питание и двигательный режим школьника. | |||
2 нед. сентября | 2 | Специально беговые упражнения. | совершенствование | Знать выполнение СБУ | Осуществлять постановку учебной задачи, анализировать свои возможности | ОРУ на месте фронтальным способом, равномерный бег 500м., СБУ(сгибание голени назад, высокое поднимание бедра, бег с прямыми ногами вперёд, крестный бег, прыжки с ноги на ногу, подскоки, семенящий бег) - 2 серии по 15м., с пробеганием 10м | |||
2 нед. сентября | 3 | Спринтерский бег (бег по дистанции, стартовый разгон) | обучающий | Уметь выполнять стартовый разгон | Осуществлять постановку учебной задачи, осуществлять сотрудничество со сверстниками | ОРУ в кругу Высокий страт, низкий старт до 10-15 м, бег с ускорением 30-40 м, специальные беговые упражнения, развитие скоростных качеств. | |||
2 нед. сентября | 4 | Спринтерский бег (высокий старт, финиширование) | обучающий | Уметь выполнять высокий старт, финиширование | Планировать пути достижения результата, вносить коррективы, брать на себя инициативу | Высокий старт до 10-15 м, бег с набеганием 50-60 м, финиширование специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. Прыжок в длину с места. Влияние легкоатлетических упражнений на различные системы организма. | |||
3 нед. сентября | 5 | Бег на результат 30 метров | к/проверочный. | Уметь выполнять бег 30м с максимальной скоростью | Способность к волевому усилию. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. | Бег 30 м на результат, специальные беговые упражнения, развитие скоростных возможностей. | |||
3 нед. сентября | 6 | Кроссовый бег (дыхание) | совершенствование | Знать выполнение работы дыхательной системы при длительном беге | Уметь самостоятельно контролировать свои возможности и управлять ими. Понимать информацию, адекватно оценивать правильность своих действий | Равномерный бег 800м (д), 1000м (м), ОРУ на развитие общей выносливости. Дыхание. Фазы утомления. | |||
3 нед. сентября | 7 | Кроссовый бег (бег по дистанции) | совершенствование | Уметь правильно распределять силы по дистанции | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | Бег по дистанции 1000 м без учета времени. Правильное дыхание. Подвижная игра. | |||
4 нед. сентября | 8 | Бег на результат 60 метров | к/проверочный. | Уметь выполнять бег 60м с максимальной скоростью | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнении по ходу его реализации | ОРУ.СБУ. Ускорение 3/10м. Бег на результат 60 метров 2раза. Лучший результат фиксируется | |||
4 нед. сентября | 9 | Прыжок в длину с места (отталкивание, полёт, приземление) | совершенствование | Уметь выполнять прыжок в длину с места, знать фазы прыжка | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | ОРУ. СБУ. Выполнение прыжка в длину с места 10-15раз. Предварительный результат. Подвижная игра | |||
4 нед. сентября | 10 | Прыжок в длину с места на результат | к/проверочный. | Уметь выполнить прыжок в длину с места с максимальными усилиями | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | Определение ОФП - прыжок в длину с места учет результата | |||
5 нед. сентября | 11 | Прыжок в длину с разбега (фазы отталкивание, полёт) | обучающий | Знать выполнение прыжка в длину с разбега (фазы) | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | СБУ. Прыжки: толчком двумя ногами, одной, боком, прямо. Разбег, отталкивание, полёт, приземление. СФУ: вылет в шаге через шаг, через 3 шага. Выполнение прыжка с 7-9 беговых шагов | |||
5 нед. сентября | 12 | Метание малого мяча на дальность | обучающий | Знать выполнения метания малого мяча на дальность с места | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | Метание малого мяча с места. Показ. Основные фазы метания. И.П. при метании, отведение руки назад, разворот туловища, бросок. | |||
5 нед. сентября | 13 | Метание малого мяча на результат | к/проверочный. | Уметь выполнить метание малого мяча на дальность с максимальными усилиями | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | Фазы метания. Метание малого мяча на дальность. Фиксирование результата. | |||
1 нед. сентября | 14 | Бег на средние дистанции | обучающий | Знать какие виды бега относятся к средним дистанциям | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | ОРУ.СБУ. Бег 200м. Высоки старт, бег по дистанции, финиширование. Отдых | |||
1 нед. октября | 15 | Бег на результат 1000 метров | к/проверочный. | Уметь демонстрировать физические кондиции | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | Определение ОФП - Бег 1000 м с учетом времени. | |||
Раздел II. Гимнастика с элементами акробатики (6 часов) Раздел III. Спортивные игры, баскетбол (3 часа) | |||||||||
1 нед. октября | 16 | Основы знаний по гимнастике | обучающий | Знать ТБ по гимнастике, страховка | Осуществлять постановку учебной задачи, анализировать свои возможности | ТБ в спортивном зале, по гимнастике. Страховка и самостраховка. Фронтальный опрос. | |||
2 нед. октября | 17 | Висы. Строевые упражнения | обучающий | Знать строевые упражнения на месте | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Перестроение из колонны по одному в колонну по два, по три, по четыре. Повороты на месте. Сдача рапорта. Смена направляющих. Висы согнувшись и прогнувшись, на согнутых ногах, руках. Хваты руками на перекладине. | |||
2 нед. октября | 18 | Основы знаний по спортивным играм(б/л) | обучающий | Знать ТБ по спортивным играм, самостраховка | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Основы техники безопасности, профилактика травматизма. Самостраховка История игры баскетбол. Основные правила игры. Количество игроков на площадке. Правила разминки. | |||
2 нед. октября | 19 | Кувырок вперёд | обучающий | Уметь выполнить кувырок вперёд | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Кувырок вперед, в группировки. Страховка, самостраховка | |||
3 нед. октября | 20 | Кувырок назад | обучающий | Уме 5ть выполнить кувырок назад | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Кувырок назад. Упор присев, постановка рук. Страховка, самостраховка | |||
3 нед. октября | 21 | Стойка баскетболиста, ведение мяча (б/л) | обучающий | Уметь выполнить ведение мяча правой и левой руками | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Стойка баскетболиста. Передвижения, остановка прыжком. Ведение мяча правой и левой рукой в движении и на месте. | |||
3 нед. октября | 22 | Стойка на лопатках, переворот боком | обучающий комбинированный | Умение выполнить стойку на лопатках, переворот боком, центром тяжести в пространстве Развитие равновесия | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | ОРУ. Стойка на лопатках (с согнутыми ноками, затем выпрямить) из положения упор присев. Держать 3сек. Переворот боком махом одной толчком другой по одному. Страховка. | |||
4 нед. октября | 23 | Подтягивание (мал), вис (дев) на результат | к/проверочный. | Знать основные висы Развитее силовых качеств, скоростной выносливости. | Осуществлять постановку учебной задачи, анализировать свои возможности | Определение ОФП - подтягивание (мал), вис (дев) на результат | |||
4 нед. октября | 24 | Передача мяча от груди (б/л) | обучающий | Уметь выполнить передачу от груди | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Обучение, освоение ловли и передачи мяча от груди. Техника выполнения на месте и движении. | |||
2 нед. ноября | 25 | Развитие гибкости | совершенствование | Знать упражнения на развитие гибкости | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | ОРУ на развитие гибкости стоя, сидя. Выполнения упражнений «Мост», «Полушпагат», «Шпагат», «Поза лотоса» | |||
2 нед. ноября | 26 | Кувырок вперёд и назад | Комбиниро-нный | Знать выполнения кувырка вперёд и назад | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; продуктивное взаимодействие | ОРУ в парах. Выполнение серии кувырков вперёд и назад. Подвижная игра. | |||
2 нед. ноября | 27 | Передача мяча одной рукой от плеча(б/л | обучающий | Уметь выполнить передачу мяча одной рукой от груди Развитие координационных способностей | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Обучение, освоение ловли и передачи мяча одной рукой от плеча. Техника выполнения на месте и в движении | |||
II четверть – 24 часа Гимнастика с элементами акробатики (8 часов) Спортивные игры, баскетбол (8 часов) Раздел IV. Лыжная подготовка (8 часов) | |||||||||
3 нед. Ноябр я | 28 | Развитие координационных способностей | совершенствование | Знать упражнения на развитие координации | Выполнение действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, самоконтроль, коррекция | Упражнения с гимнастической скакалкой, с мячом. Челночный бег 3х10 м. | |||
3 нед. ноября | 29 | Стойка на руках | обучающий | Уметь выполнить стойку на руках | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | ОРУ на гимнастической скамейке. Выполнение стой на руках возле стены, со страховкой | |||
3 нед. ноября | 30 | Бросок мяча двумя руками в баскетбольное кольцо(б/л) | обучающий | Уметь выполнить бросок в баскетбольное кольцо с места | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Броски мяча двумя руками с места и после ведения мяча. Основные виды траекторий и площадь кольца. Техника выполнения. | |||
4 нед. ноября | 31 | Прыжки на скакалке на резул ьтат | к/проверочный. | Уметь правильно выполнять прыжки на скакалке за короткий промежуток времени с максимальной скоростью | Осознание качества и уровня усвоения действия | Определение ОФП - прыжки на скакалке за 30сек. | |||
4 нед. ноября | 32 | Акробатическая связка | обучающий | ДУ и навыки, уметь составлять акробатическую связку. | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Кувырок вперед – стойка на лопатках - кувырок назад- прыжок прогнувшись (м.) Кувырок вперед - кувырок назад в полушпагат – встать(д.) | |||
4 нед. ноября | 33 | Ведение, передача и ловля мяча (б/л) | обучающий | Уметь завладеть мячом за короткий отрезок времени | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Стойка защитника. Вырывание и выбивание мяча. Выбивание мяча при ведении. Подвижная игра «Прорвись». | |||
5 н ед. ноября | 34 | Наклон вперёд из положение сед ноги врозь на результат | к/проверочный. | Знать выполнения наклона на гибкость, уметь выполнить его с максимальной амплитудой. Развитие гибкости | Осознание качества и уровня усвоения действия | Определение уровня ОФП – гибкость. (наклон из положения сидя, фиксирование результата). | |||
5 нед. ноября | 35 | Акробатическая связка на результат | к/проверочный. | Знать акробатическую связку в целом Уметь выполнить без ошибок | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Кувырок вперед – стойка на лопатках - кувырок назад- прыжок прогнувшись (м.) Кувырок вперед - кувырок назад в полушпагат – встать(д.) на результат | |||
1 нед. декабря | 36 | Учебная игра в баскетбол(б/л) | обучающий | Уметь играть игру в баскетбол | Осознание качества и уровня усвоения действия | Упражнения для развития быстроты. Игра в баскетбол по упрощенным правилам | |||
2 нед. декабря | 37 | Основы знаний по лыжной подготовке | обучающий | Знать ТБ по лыжной подготовке | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | ТБ по лыжной подготовке. Температурный режим. Виды лыжного спорта Фронтальный опрос. | |||
2 нед. декабря | 38 | Подбор лыжного инвентаря. Разминка. Строевые упражнения | обучающий | Уметь подобрать лыжный инвентарь | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Знать размер ботинок, лыж, палок. Построение. Строевые упражнения на месте и в движении. Имитационные упражнения. | |||
2 нед. декабря | 39 | Бросок баскетбольное кольцо, ведение мяча (б/л) | обучающий | Уметь выполнить бросок одной рукой в кольцо | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Ведение мяча с изменением направления, броски одной рукой от плеча партнёру и в кольцо. Подвижные игры. | |||
3 нед. декабря | 40 | Попеременный двушажный ход | обучающий | Уметь стоять на лыжах и передвигаться пешим ходом | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции пешим ходом 2 км без учета времени. | |||
3 нед. декабря | 41 | Одновременный бесшажный ход | обучающий | Уметь стоять на лыжах Развитие силы | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Одновременный бесшажный ход Имитационные упражнения. Старт, финиш. Подвижная игра. | |||
3 нед. декабря | 42 | Комбинация из основных элементов (ловля, передача, ведение, бросок(б/л) | к/проверочный. | Знать комбинацию, и уметь выполнить без ошибок на технику | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Составление комбинации, выполнение поточным способом на технику. Эстафеты с использованием баскетбольных упражнении | |||
4 нед. декабря | 43 | Повороты переступанием | обучающий | Уметь выполнить повороты | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Повороты переступанием вправо, влево, 180гр., 360гр. | |||
4 нед. декабря | 44 | Подъем «елочкой» | обучающий | Уметь подняться в гору | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые кор рективы в исполнение по ходу реализации | Подъем полуелочкой, ёлочкой 5-8 раз | |||
4 нед. декабря | 45 | Учебная игра в баскетбол(б/л) | обучающий | Уметь играть в игру баскетбол | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Упражнения для развития быстроты. Игра в баскетбол по упрощенным правилам (3:3, 2:2) | |||
5 нед. декабря | 46 | Торможение плугом | обучающий | Уметь выполнить торможение по трассе | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Торможение плугом по дистанции, при спуске с горки 30-40гр. | |||
5 нед. декабря | 47 | Прохождение дистанции 3 км. | к/проверочный | Уметь распределять силы по дистанции, следить за дыханием | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Прохождение дистанции с использованием изученных ходов, спусков, подъемов и торможений. | |||
5 нед. декабря | 48 | Комбинация из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом(б/л) | к/проверочный | Уметь выполнить комбинации на результат | Осознание качества и уровня усвоения действия | Выполнение комбинации на результат | |||
III четверть – 30 часов Спортивные игры, баскетбол (4 часов) Лыжная подготовка (14 часов) Раздел V. Спортивные игры, волейбол (8 часов) Раздел VI. Подвижные игры (4 часа) | |||||||||
3 нед. января | 49- 50 | Одновременные ходы | обучающий | Уметь работать руками и ногами, следить за дыханием | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Одновременный одношажный ход Одновременный двухшажный ход. Прохождение дистанции до 1500м. Имитационные упражнения. Старт, финиш. Подвижная игра. | |||
3 нед. января | 51 | Броски в баскетбольное кольцо(б/л) | обучающи | Уметь владеть мячом | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Броски мяча рукой от плеча с места и в движении. Основные виды траекторий и площадь кольца. Техника выполнения. | |||
4 нед. января | 52-53 | Попеременные ходы. | обучающий | Уметь работать руками и ногами, следить за дыханием | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Попеременный двухшажный и одновременные ходы. Мальчики – 2км, девочки – 1 км равномерно с интенсивностью, ниже средней. Дыхание. | |||
4 нед. января | 54 | Нападение и защита(б/л) | обучающий | Уметь быстро реагировать на противника | Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата | Стойка защитника. Техника выполнения (1:1). Перемещения в защитной стойке. Игра в баскетбол по упрощенным правилам. | |||
1 нед. февраля | 55-56 | Подъем в гору «лесенкой», спуск с горы, торможение. | обучающий | Уметь подниматься в гору и скатываться с горы, тормозить. Развитие координации | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение по ходу реализации | Подъём в гору лесенкой, спуск с горы низкая посадка и средняя, торможение плугом, выход на дистанцию | |||
1 нед. февраля | 57 | Техника и тактика игры(б/л) | обучающий | Знать правила баскетбола | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Расстановка, правила. Игра баскетбол (4:4) | |||
2 нед. февраля | 58-59 | Прохождение дистанции до 3км (д, до 4км. (м) | Уметь переходить с одного хода на другой, преодолевать подъёмы и спуски, распределять силы, следить за дыханием | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Переход с одновременных ходов на попеременные | ||||
2 нед. февраля | 60 | Техника и тактика игры(б/л) | обучающий | Знать правила баскетбола | Активное включение в коллективную деятельность, взаимодействовие со сверстниками в достижении общих целей | Упражнения для развития быстроты. Игра в баскетбол по упрощенным правилам | |||
3 нед. февраля | 61-62 | Прохождение дистанции 1км (интенсивность) | совершенствование | Уметь распределить силы на старте, по дистанции, на финиши | Распределять силы в беге на большие дистанции. | Прохождение дистанции 1км. Предварительный результат. Подвижные игры на снегу | |||
3 нед. февраля | 63 | Основы знаний. Стойка и перемещение волейболиста (в/л) | обучающий | Знать ТБ по волейболу. Что такое игра в волейбол. | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Правила волейбола (площадка, сетка, расстановка, количество играков). Стойка игрока. Ходьба, бег, прыжки с остановками и выполнением задания по сигналу. | |||
4 нед. февраля | 64-65 | Прохождение дистанции до 1км на результат | к/проверочный | Уметь проходить дистанцию с максимальной скоростью | Распределять силы в беге на большие дистанции. | Прохождение дистанции 1км на результат Подвижные игры на снегу | |||
4 нед. февраля | 66 | Передача и прием мяча сверху(в/л) | обучающий | Уметь выполнить технику передачи и прием мяча сверху | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Изучение и закрепление элементов техники перемещений в волейбольной стойке, остановки, ускорения. Обучение передачи мяча двумя руками сверху. Положение кистей рук и расположение пальцев на мяче. Имитационные упражнения Основные ошибки | |||
5 нед. февраля 1 нед. марта | 67-68 | Подвижные игры на снегу. | обучающий | Уметь стоять на лыжах и передвигаться, ориентироваться в пространстве | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | «Лыжники по местам!», «Гонка с преследованием», «Гонка с гандикапами». | |||
1 нед. марта | 69 | Подвижная игра «Пионербол» | обучающий | Знать правила игры Развитие координации | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Ловля, передача, подача мяча в парах и через сетку. Правила игры | |||
2 нед. марта | 70 | Прием и передача мяча снизу(в/л) | обучающий | Уметь выполнять передачу снизу | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Прием и передача мяча снизу двумя руками, на месте, после набрасывания и после перемещения. | |||
2 нед. марта | 71 | Подвижная игра «Пионербол» | обучающий | Знать правила игры Быстрота двигательной реакции | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | ОРУ. Бег с изменением направления. Игра в пионербол через сетку (6:6) по упрощенным правилам | |||
2 нед. марта | 72 | Прием и передача мяча снизу и сверху(в/л) | обучающий | Уметь выполнять прием снизу и сверху | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Комбинации из освоенных элементов передвижений остановок, поворотов. Обучение передачи и приему мяча снизу и сверху двумя руками, на месте и после перемещения. | |||
3 нед. марта | 73 | Прямая подача снизу(в/л) | обучающий | Уметь выполнить подачу снизу | Активное включение в коллективную деятельность, взаимодействовие со сверстниками в достижении общих целей | Освоение техники нижней подачи, в парах, 3-6 м от сетки. Техника выполнения. Эстафеты. | |||
3 нед. марта | 74 | Подвижная игра «Пионербол» | обучающий | Владеть техникой ловли и передач мяча | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | ОРУ. Бег с изменением направления. Игра в пионербол через сетку (6:6) на счёт по правилам игры | |||
3 нед. марта | 75 | Прямая подача снизу(в/л) | обучающий | Уметь выполнить подачу снизу через сетку | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Освоение техники нижней подачи, 3-6 м от сетки. Развитие силы и скоростно – силовых качеств. Подвижная игра. | |||
4 нед. марта | 76 | Прием и передача снизу и сверху(в/л) | обучающий | Уметь выполнять передачу сверху и снизу над собой | Активное включение в коллективную деятельность, взаимодействие со сверстниками в достижении общих целей | Изучение и закрепление элементов техники перемещений. Комбинации из освоенных элементов передвижений, остановок, поворотов. Обучение и закрепление передачи мяча сверху двумя руками, снизу. Техника выполнения. Передача над собой – оценка выполнения. | |||
4 нед. марта | 77 | Подвижная игра «Пионербол» | обучающий | Владеть техникой и тактикой игры | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе | Игра в пионербол через сетку (6:6) (выявление сильнейших игроков для соревнований) | |||
4 нед. марта | 78 | Техника и тактика игры в волейбол(в/л) | обучающий | Знать правила и владеть техникой игры | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Построение, расстановка, переход, правила. Игра в волейбол по упрощенным правилам | |||
VI четверть – 24 часа Спортивные игры, волейбол (6 часов) Подвижные игры (6 часа) Лёгкая атлетика (12часов) | |||||||||
2 нед. апреля | 79 | Прямая подача сверху (в/л) | обучающий | Уметь выполнить подачу сверху. Развитие силы | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Обучение прямой подачи сверху. Исходное положение. Техника выполнения. Ошибки. 3-6 метров. | |||
2 нед. апреля | 80 | Подвижная игра «Два Капитана» | обучающий | Знать правила игры | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | ОРУ. Правила игры. Выбор капитанов и команд. Игра по упрощенным правилам | |||
2 нед. апреля | 81 | Техника и тактика игры в волейбол(в/л) | обучающий | Знать правила и владеть техникой игры | Организовывать самостоятельную деятельность с учётом правил и требований безопасности | Игра в волейбол по упрощенным правилам. Судейство | |||
3 нед. апреля | 82 | Прямой нападающий удар(в/л) | обучающий | Уметь выполнить технику нападающего удара | Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности | Показ. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером с места. Фазы: «разбег», «отталкивание», «ударное движение», «приземление ». | |||
3 нед. апреля | 83 | Подвижная игра «Охотники и зайцы» | обучающий | Знать правила игры | Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | ОРУ. Правила игры. Выбор охотников и зайцев. Игра по упрощенным правилам | |||
3 нед. апреля | 84 | Техника и тактика игры в волейбол(в/л) | обучающий | Знать правила и владеть техникой игры | Активное включение в коллективную деятельность, взаимодействие со сверстниками в достижении общих целей | Игровые задания с ограниченным числом игроков (3:2; 3:3). Комбинации из освоенных элементов (приема, передачи, удара). | |||
4нед. апреля | 85 | Прямой нападающий удар(в/л) | обучающий | Знать технику выполнения нападающего удара | В доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять | Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером, с малым мячом. Фазы: «разбег», «отталкивание», «ударное движение», «приземление после удара». | |||
4 нед. апреля | 86 | Подвижная игра «Два Капитана» | обучающий | Владеть техникой и тактикой игры | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | Игра по правилам | |||
4 нед. апреля | 87 | Техника и тактика игры в волейбол(в/л) | обучающий | Знать правила и владеть техникой и тактикой игры | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе . согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Игра в волейбол по упрощенным правилам. Нижняя прямая подача – оценка выполнения. Судейство | |||
1 нед. мая | 88 | Подвижная игра «Русская лапта» | обучающий | Знать правила игры | Организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | Правила игры, деление на команды. Удар по мячу, подброс мяча, ловля мяча. | |||
1 нед. мая | 89 | СБУ. Спринтерский бег | совершенствование | Знать упражнения, технику выполнения низкого и высокого старта | Осознание качества и уровня усвоения действия | ТБ на спортивной площадке. Низкий старт. Финиш. СБУ. Бег 30м (предварительный результат). | |||
1 нед. мая | 90 | Подвижная игра «Русская лапта» | обучающий | Знать правила игры | Организовывать взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) | Игра «Русская лапта» по упрощенным правилам. | |||
2 нед. мая | 91 | Метание малого мяча на дальность | обучающий | Знать технику выполнения метания малого мяча | Осознание качества и уровня усвоения действия | Метание малого мяча на дальность. Закрепление техники метания. Переменный бег девочки 600м, мальчики 1000 м. | |||
2 нед. мая | 92 | Подвижная игра «Русская лапта» | совершенствование | Знать правила игры | Находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Игра «Русская лапта» по правилам судейства. | |||
2 нед. мая | 93 | Кроссовый бег | совершенствование | Уметь работать над дыханием и распределять силы по дистанции | Распределять силы в беге на большие дистанции. Иметь представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости | Сгибание разгибание туловища за 30 секунд - тест. Переменный бег 1500 м. | |||
3 нед. мая | 94 | Метание малого мяча на дальность | к/проверочный. | Уметь выполнить метание мяча с максимальными усилиями | Осознание качества и уровня усвоения действия | Метание малого мяча на результат. Повторение техники выполнения. Основные технические ошибки. | |||
3 нед. мая | 95 | Эстафетный бег | обучающий | Уметь выполнить передачу палочки | Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований правил и безопасности | Общие понятия. Передача эстафетной палочки (прием эстафетной палочки) правой и левой рукой на месте. Зоны передачи. Дистанции эстафетного бега. Вариант передачи снизу. | |||
3 нед. мая | 96 | Спринтерский бег | к/проверочный. | Знать технику выполнения низкого старта и финиширования | Осознание качества и уровня усвоения действия | Бег 60 м с максимальной скоростью – на результат | |||
4 нед. мая | 97 | Эстафетный бег | обучающий | Уметь выполнить передачу и приём палочки | Активное включение в коллективную деятельность, взаимодействие со сверстниками в достижении общих целей | Передача и прием эстафетной палочки на месте, в беге на месте, в беге на месте с переходом в ускорение. Подвижная игра «Русская лапта». | |||
4 нед. мая | 98 | Прыжок в длину с разбега | комбинированный | Знать технику выполнения | Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности | Выполнение прыжка с 7-9 беговых шагов. Тест – прыжок в длину с места | |||
4 нед. мая | 99 | Бег на средние дистанции | обучающий | Знать технику бега | Организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности | ОРУ.СБУ. Бег 400м. без учёта времени | |||
5 нед. мая | 100 | Кроссовый бег | к/проверочный | Уметь следить за дыханием, пробежать с максимальными усилиями | Распределять силы в беге на большие дистанции. Иметь представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости | ОРУ. Бег 1000м. на результат. Упражнения на дыхание. | |||
5 нед. мая | 101 | Прыжок в длину с разбега | к/проверочный | Знать технику выполнения | Осознание качества и уровня усвоения действия | ОРУ.СБУ. Прыжок в длину с разбега на результат. | |||
5 нед. мая | 102 | Овладение организаторскими умениями | обучающий | Уметь следить за процессом работы, оценивать результаты | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем | Измерение результатов; подача команд; демонстрация упражнений; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 5 класса
Программа разработана как дипломный проект на курсах повышения квалификации....
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС 5 класс
Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, с учетом Прим...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 5 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 6 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 7 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре стандарты ФГОС 8 класс
Программа составлена на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 го...
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 7 класса.
Методическая разработка. Разработана программа по физической культуре по ФГОС с элементами тег -регби....