Рабочая программа объединения "Подвижные игры"
рабочая программа по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы обусловлена интересом детей к игровой деятельности. Игра — это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели посредством активных действий: бега, прыжков, метания различных предметов, преодоления сопротивления соперника и др. Игровая деятельность очень многообразна: детские игры с игрушками, настольные игры, хороводные игры, игры подвижные, игры спортивные. Подвижные игры — игры, связанные с движением, быстрым перемещением игроков. В процессе игры происходит формирование эмоционального мира человека, поэтому она представляет собой большую ценность в учебной и воспитательной деятельности с детьми и молодёжью, что является весьма актуальным на сегодняшний день. Среди проблем, связанных с воспитанием личностно и физически здорового ребенка, занятие подвижными играми позволяет педагогам решать социально-значимые задачи, важными из которых являются: воспитание коллективизма и коммуникативности, самоутверждение, самореализация, саморазвитие, чувство долга, ответственность.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при ее освоении повышается мотивация к занятиям физической культурой и спортом, развиваются физические качества, формируются личностные и волевые качества.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Подвижные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. Проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Подвижные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине, её культуре и наследию. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем школьникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций.
По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Сказанное выше объясняет необходимость проведения кружка «Подвижные игры» в режиме дня школьников.
Цель программы:
воспитание физически развитой личности, проявляющей интерес к систематическим регулярным занятиям физической культурой, через приобщение к подвижным играм, формирование здорового образа жизни.
Отличительная особенность программы в сравнении с близкими по тематике программами заключается в широком применении игровых технологий при воспитании разносторонне развитой личности.
Задачи
Обучающие:
- научить детей играть в подвижные и малоподвижные игры, под руководством старших и самостоятельно;
- осваивать теоретические знания о гигиене физического воспитания, технике безопасности;
- формировать потребность в поиске и ознакомлении с новыми играми;
Воспитательные:
- воспитывать взаимоуважение, коллективизм, целеустремленность, ответственность, взаимовыручку, коммуникативность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность;
- формировать потребность в физическом развитии, как необходимого условия для успешного взаимоотношения со сверстниками и сохранения своего здоровья;
- популяризация подвижных игр.
Развивающие:
- развивать физические и личностные качества обучающихся, двигательные умения и навыки;
- развивать активность, самостоятельность, ответственность;
- развивать статистическое и динамическое равновесие, глазомер, произвольное внимание;
- приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу;
При разработке программы учитываются ведущие принципы образования:
- гуманизма – отношение преподавателя к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития; осуществления целостного подхода к воспитанию;
- природосообразности – соответствие содержания образования возрастным особенностям обучающихся, формирование у них ответственности за развитие самих себя и социально-приемлемых интересов и потребностей;
- культуросообразности – воспитание разносторонне развитой личности на общечеловеческих ценностях, руководствующейся в своей деятельности высокими нравственными принципами жизни;
- принцип эффективности социального взаимодействия – осуществление воспитания личности в системе образования средствами физкультуры и спорта, что в целом формирует навыки социальной адаптации и самореализации в будущем.
Содержание программы включает:
теоретический раздел (информационный компонент): получение знаний о физической культуре и спорте в России, значении подвижных игр в физическом и личностном развитии обучающихся, влиянии физических упражнений на организм, о гигиенических требованиях к занимающимся физической культурой, профилактике травматизма, историю народных игр и др.;
практический раздел включает начальные умения и навыки, общую физическую подготовку на основании использования подвижных игр, способы самостоятельной деятельности обучающихся, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Методическое обеспечение программы заключается в планировании учебных занятий; применении приемов, форм и методов подготовки обучающихся через подвижные игры.
Дидактический материал соответствует тематике занятий, подбирается педагогом индивидуально в соответствии с целями и задачами занятия: карточки со схемами и описанием упражнений и подвижных игр, народных игр.
Методическое обеспечение также включает врачебный контроль и самоконтроль за здоровьем обучающихся.
Применяемые методы и формы работы с обучающимися:
образовательные методы:
- словесный (рассказ, объяснение, лекция, беседа, анализ и обсуждение своих действий и действий соперника и др.);
- наглядность упражнений (показ упражнений и др.);
- методы практических упражнений
- метод контроля: врачебный, самоконтроль, контроль усвоения программы,
- метод самореализации через творческие дела, участие в соревновательно-игровой деятельности.
Методы организации занятий:
- фронтальный;
- групповой;
- поточный.
Техническое оснащение занятий соответствует подбору и проведению подвижных игр. Для реализации программы необходим инвентарь:
- Мячи (резиновые, баскетбольные, футбольные, тряпичные, набивные и др.)
- Скакалки
- Гимнастические палки
- Обручи
- Конусы
- Секундомер
- Рулетка
- Флажки
- Кегли и др.
Основными формами организации образовательно-воспитательного процесса в учреждении являются групповые занятия. Теоретические занятия, как правило, являются частью занятия.
Психологическое обеспечение программы заключается в создании комфортной доброжелательной атмосферы на занятиях; применении индивидуальных, групповых и массовых форм обучения; разработке и подборе диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.
Воспитательная работа с обучающимися осуществляется педагогом в ходе занятий подвижными играми, соревновательно-игровой деятельностью. Основной целью воспитательной работы является формирование у детей положительных личностных качеств.
Прогнозируемые результаты основаны на приобретении первоначальных знаний, умений и навыков физической культуры с помощью подвижных игр, теоретической и практической подготовке обучающихся, первоначальной сформированности основных физических качеств. На данном этапе осуществляется знакомство с информацией о физической культуре и спорту, выявляются способные и желающие в дальнейшем заниматься спортивными играми обучающиеся, формируются навыки самостоятельной деятельности обучающихся.
В результате освоения содержания образовательной программы обучающиеся должны знать:
- историю развития физической культуры, ее значение для укрепления здоровья человека;
- о гигиене и санитарии, их значении в жизни человека;
- о значении режима труда и отдыха, питания;
- о профилактике простудных заболеваний, значении закаливания организма.
- виды и формы подвижных игр;
- названия, историю и правила различных подвижных игр;
- характерные спортивные травмы при участии в подвижных играх и их предупреждение;
- понятия «эстафета», «соревнование»;
- считалочки;
уметь:
- владеть мячом: ведение, держание, передача, ловля, броски в процессе подвижных игр;
- выполнять комплексы общеразвивающих упражнений (с предметами, без предметов);
- самостоятельно проводить разминку;
- организованно играть в подвижные игры.
Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется с помощью методов тестирования, анкетирования, педагогического наблюдения, создания педагогических ситуаций.
Практическая значимость программы заключается в возможности ее реализации как в условиях учреждений дополнительного образования детей, так и в условиях общеобразовательных школ, ввиду доступности предложенных средств подготовки обучающихся.
Условия для реализации программы.
Программный материал предусматривает соревновательно-игровую деятельность. Предлагаемая программа носит физкультурно-спортивную направленность, рассчитана на 2 года обучения , 36 учебных недель в год, количество часов в неделю – 2, в год – 72. Возраст обучающихся 7–12 лет, наполняемость учебных групп: оптимальная – 10 человек, допустимая – 20. Запись в физкультурно-спортивные группы осуществляется на основании медицинской справки врача. Данная программа разработана на основе нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму РФ, опыта учителей МАОУ «СОШ №112 с углубленным изучением информатики» г. Новокузнецка и приведена в соответствие с "Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей", утвержденные на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России от 03. 06. 2003 г., а также требованиями СанПиНа. Является адаптированной к условиям работы в учреждении МКУДО «ОДДТ».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 год обучения
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Теоретические основы физического воспитания | 16 | 16 | - |
2 | Подвижные игры | 39 | 39 | |
3 | Народные игры | 16 | 6 | 10 |
4 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Учебно-тематический план
1 год обучения
№
| Тема | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Теоретические основы физического воспитания | 16 | 16 | - |
1.1 | Введение | 2 | 2 | |
1.2 | Физическая культура человека и общества. | 1 | ||
1.3 | Гигиенические требования к обучающимся | 2 | ||
1.4 | Режим и питание. | 2 | ||
1.5 | Профилактика заболеваемости и травматизма при занятиях подвижными играми. | 9 | ||
2 | Подвижные игры | 39 | 39 | |
2.1 | Игры на развитие быстроты. | 5 | ||
2.2 | Игры на развитие ловкости. | 5 | ||
2.3 | Игры на развитие выносливости. | 5 | ||
2.4 | Игры на развитие скоростно-силовых качеств. | 5 | ||
2.5 | Командные игры, эстафеты, соревнования-поединки. | 9 | ||
2.6 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 5 | ||
2.7 | Подвижные игры с элементами футбола | 5 | ||
3 | Народные игры | 16 | 6 | 10 |
3.1 | Русские народные игры | 12 | 4 | 8 |
3.2 | Народные игры Тульской области | 4 | 2 | 2 |
4 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
Учебный план 2 года обучения
№ п/п | Перечень разделов | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Теоретические основы физического воспитания | 16 | 16 | |
2. | Подвижные игры | 39 | 39 | |
3. | Игры народов мира | 16 | 6 | 10 |
4 | Итоговое занятие | 1 | 1 | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ | Тема | Общее количество часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Теоретические основы физического воспитания | 16 | 16 | - |
1.1 | Введение | 2 | 2 | |
1.2 | Физическая культура человека и общества. | 1 | ||
1.3 | Гигиенические требования к обучающимся | 2 | ||
1.4 | Режим и питание. | 2 | ||
1.5 | Профилактика заболеваемости и травматизма при занятиях подвижными играми. | 9 | ||
2 | Подвижные игры | 39 | 39 | |
2.1 | Игры на развитие быстроты. | 5 | ||
2.2 | Игры на развитие ловкости. | 5 | ||
2.3 | Игры на развитие выносливости. | 5 | ||
2.4 | Игры на развитие скоростно-силовых качеств. | 5 | ||
2.5 | Командные игры, эстафеты, соревнования-поединки. | 9 | ||
2.6 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 5 | ||
2.7 | Подвижные игры с элементами футбола | 5 | ||
3 | Игры народов мира | 16 | 6 | 10 |
3.1 | Игры народов различных регионов Робии | 12 | 4 | 8 |
3.2 | Игры народов ближнего зарубежья | 4 | 2 | 2 |
4 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | |
Итого: | 72 | 22 | 50 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
- Теоретические основы физического воспитания
- Вводное занятие. Техника безопасности и правила поведения в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Правила проведения игр и соревнований. Оборудование и инвентарь для занятий подвижными играми. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
- Физическая культура человека и общества.
Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья и физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины.
1.3. Гигиенические требования к обучающимся.
Личная гигиена, предметы гигиены. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к питанию, одежде и обуви. Гигиеническое значение кожи, значение сна, утренней зарядки в режиме дня. Врачебный контроль и самоконтроль
1.4. Режим и питание.
Требования к режиму дня спортсмена, режим питания, регулирование веса. Режим учебы, отдыха, занятий физкультурой. Значение витаминов и минеральных веществ, их нормы. Понятие о рациональном питании. Профилактика «вредных» привычек, их негативное влияние на здоровье спортсмена
1.5. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Меры личной и общественной профилактики заболеваемости и травматизма. Травматизм в спорте. Виды и способы оказания первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
- Подвижные игры.
- Игры на развитие быстроты. ОРУ с мячами. Игры «Заяц без логова», «Шишки, жёлуди, орехи», «Дождь, ветер, гроза, буря», «10 палочек», «Квадрат», «Третий лишний», «Мяч в воздухе», «Стандбол» и др.
- Игры на развитие ловкости. ОРУ со скакалкой, с гимнастической палкой. Игры «Охотники и утки», «Ящерица», «Хвостики», «Невод», «Заяц», «Ястреб», «Белые медведи», «Просто горелки», «Рыбачок и рыбки», «Билетики», «Цепи», «Дуэль», «Прыжки через ров» и др.
- Игры на развитие выносливости. ОРУ с мешочками с песком. Игры «Караси и щука», «Белые медведи», «Коршун и наседка», «Снайпер», «Джузи-топи», «Сумасшедшая рыбка», «Яблоко» и др.
- Игры на развитие скоростно-силовых качеств. ОРУ с набивными мячами. Игры «Удочка», «Попрыгунчики-воробушки», «Чижик», «Домики», «Лапта», «Салки», «Волк во рву», «Салки на одной ноге», «Ловля «кузнечиков»», «Охотник и сторож», «У медведя во бору» и др.
- Командные игры, эстафеты, соревнования-поединки. ОРУ. Игры «Успей взять кеглю», «Сбей мяч», «Бег за флажками», «Перетягивание по кругу», «Перестрелка», «Мяч среднему», «Передача мяча по кругу» и др. Игры-эстафеты «Бег по кочкам», «Эстафета с обручами», «Посадка овощей», «Бег сороконожек» и др.
- Подвижные игры с элементами баскетбола. ОРУ. Игры: «Пятнашки ногами»,
«Попади в кольцо». «Точный бросок», «Охотники и утки» и др.
2.7. Подвижные игры с элементами футбола. ОРУ. Игры: «Слепой футболист»,
«Передача в колоннах», «Эстафеты с элементами футбола», «Меткий футболист» и др.
3. Народные игры.
3.1. Русские народные игры.
Теория: Из истории русских народных игр «Какие они были?» Практика: «У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Кот и мыши», «Горелки», «Земля-вода-небо», «Золотые ворота», Капканчики» «Коршун», «Лапка», «Ловишка в кругу», «Молчанка», «Жмурки обыкновенные», «Мелечина-калечина», «Палочка выручалочка», «Птицелов», «Стадо» и др.
3.2. Народные игры Тульской области.
Теория: Игры туляков «Во что играли наши предки?»
Практика: «Плетень» (хороводная), «Сидит дрема» ( игра на Покров), «Жмурки с колокольчиком», «Утушкой играть», «Слепой козел» (« Жмурки»), «Лалолом играть», «Тетерка», «Серый волк».
4. Итоговое занятие
Практика: самые запомнившиеся игры.
2 год обучения
1. Теоретические основы физического воспитания
- Вводное занятие. ТБ и правила поведения на занятиях. Определение допустимого риска в различных местах занятий. Правила проведения игр и соревнований. Оборудование и инвентарь для занятий подвижными играми. Средства, способствующие физическому, духовному и социальному здоровью: режим дня, личная гигиена, физические упражнения, отказ от вредных привычек, самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
- Физическая культура человека и общества.
Физическая культура как составная часть общей культуры. Значение ее для укрепления здоровья и физического развития граждан России в их подготовке к труду и защите Родины
1.3. Гигиенические требования к обучающимся.
Личная гигиена, предметы гигиены. Гигиенические правила занятий физическими упражнениями. Гигиенические требования к питанию, одежде и обуви. Гигиеническое значение кожи, значение сна, утренней зарядки в режиме дня. Врачебный контроль и самоконтроль
1.4. Режим и питание.
Требования к режиму дня спортсмена, режим питания, регулирование веса. Режим учебы, отдыха, занятий физкультурой. Значение витаминов и минеральных веществ, их нормы. Понятие о правильном питании. Режим дня во время соревнований. Профилактика «вредных» привычек, их негативное влияние на здоровье спортсмена
1.5. Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Меры личной и общественной профилактики заболеваемости и травматизма. Травматизм в спорте. Виды и способы оказания первой медицинской помощи при травмах и несчастных случаях.
2. Подвижные игры.
- Игры на развитие быстроты. ОРУ с мячами. «Мини-баскетбол», «Мини-футбол», «Кто последний», «Удочка», «Тише едешь», «Вызов номеров», «Чёрные и белые», «Лови мяч», «Простые пятнашки», «Гонка мячей по кругу», «Охота на уток», «Мяч среднему» и др.
- Игры на развитие ловкости. ОРУ со скакалкой, с гимнастической палкой. Игры «Летучий мяч», «Ловкий крот», «Пятнашки», «Зоркий глаз», «Падающая палка», «Мяч над верёвкой», «Подача волейболиста», «Бомбардир», «Точная подача», «Смена кругов» и др.
- Игры на развитие выносливости. ОРУ с мешочками с песком., «Лабиринт», «Палочка-выручалочка», «Кто быстрее», «Тигробол», «Сумей догнать» и др.
- Игры на развитие скоростно-силовых качеств. ОРУ с набивными мячами. Игры «Шалунишки», «Зверюшки навострили ушки», «Репка», «Поймай и попади», «Пустое место», «Кто дальше», «Перетягивание», «Кто сильнее», «Удержись в круге», «Крепче круг», «Ванька-встанька», «Бой на руках» и др.
2.5. Командные игры, эстафеты, соревнования-поединки. ОРУ. Игры «Бег по
кочкам», «Эстафета с обручами», «Посадка овощей», «Бег сороконожек»,
«Вьюны», «Скорый поезд», «На новое место», «эстафета с мячами»,
«Передал - садись», «Рак пятится назад», «Пингвин с мячом», «Иголка
и нитка» и др. Соревнования-поединки «Петушки», «Не теряй равновесия»,
«Перетягивание с верёвкой», «Кому достанется кегля», «Шесть городков»,
«Потяни шнур», «Сбей городок», «Мишень на колёсах», «Мотальщики»,
«Прыгалки- скакалки» и др.
2.6. Подвижные игры с элементами баскетбола. ОРУ. Игры: «Пятнашки ногами»,
«Попади в кольцо». «Точный бросок», «Мяч по кругу», «Эстафеты с элементами баскетбола», «Старт после броска», «Охотники и утки» и др.
2.7. Подвижные игры с элементами футбола. ОРУ. Игры: «Грибной футбол», «Футбол на спине», «Слепой футболист», «Передача в колоннах», «Эстафеты с элементами футбола», «Меткий футболист» и др.
3. Игры народов мира.
1.1. Игры народов различных регионов России.
Теория: Из истории народных игр.
Практика: Игры народов Сибири, Дальнего Востока, Севера и др. регионов России
1.2. Игры народов ближнего зарубежья .
Теория: Знакомство с играми разных народов.
Практика: Игры народов Украины, Белоруссии, Киргизии и др. стран.
4. Итоговое занятие
Практика: самые запомнившиеся игры.
Литература для педагога
- Валентинов В. 150 весёлых игр. - СПб,: Литера, 2002.
- Видякин М.В. «Внеклассные мероприятия по физической культуре в средней школе» -Волгоград: Учитель, 2004.
- Громова О.Е. « Спортивные игры для детей» - М,: ТЦ Сфера, 2009.
- Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых». - М: ДОМ. XXI век, 2007..
- Коджаспиров Ю.Г., «Развивающие игры на уроках физической культуры» - М,: Дрофа, 2003.
- Степанова О.С. «Игра и оздоровительная работа в школе» - М: ТЦ Сфера, 2004.
- Фисанович Т., Милованова А., Кузина О., Трифонова Н. « Игры во дворе и на улице» -М,: Рипол Классик, 2011.
- Шашина В.П. «Весёлые игры для детских вечеринок» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- «Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе»/ авт.-сост. М. В. Видякин.-Волгоград: Учитель, 2006
- «Спортивные праздники и мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры»/ авт.-сост. М.В. Видякиин, Волгоград: Учитель, 2007
- «Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе (Дни здоровья, спортивные праздники, конкурсы)»/ авт.-сост. О.В. Белоножкина и др. - Волгоград: Учитель, 2007
- «Учимся, играя: методическое пособие.» С. Шмаков - М.: ЦГЛ, 2004
- «Система образовательно-воспитательной деятельности учителя - предметника физической культуры. Учебно-методическое пособие», авт.-сост. Киселев Н., Буланова И., ГОУ РМЭ «Научно-методический центр профессионального образования», Йошкар - Ола, 2009
.14. «Физкультурно-оздоровительная работа в школе: метод. Пособие» В. Кузнецов, Г. Колодницкий. - М.: изд. НЦ ЭНАС, 2006
- А. Шварцнегер «Арнольд детям. От рождения до 10 лет» - СПб., 1993
- И. Кортков «Подвижные игры в пионерском лагере», М.: государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1958
- «Детские подвижные игры народов СССРЯ» п/р Т. Осокиной, М.: «Просвещение», 1988
- С. Якуб «Вспомним забытые игры» - М.: «Детская литература», 1988
- Игры народов СССР / сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1985
Литература для обучающихся
- Валентинов В. 150 весёлых игр. - СПб,: Литера, 2002.
- Громова О.Е. « Спортивные игры для детей» - М,: ТЦ Сфера, 2009.
- Фисанович Т., Милованова А., Кузина О., Трифонова Н. « Игры во дворе и на улице» -М,: Рипол Классик, 2011.
- Шашина В.П. «Весёлые игры для детских вечеринок» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.
- А. Шварцнегер «Арнольд детям. От рождения до 10 лет» - СПб., 1993
- И. Кортков «Подвижные игры в пионерском лагере», М.: государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1958
- «Детские подвижные игры народов СССРЯ» п/р Т. Осокиной, М.: «Просвещение», 1988
- С. Якуб «Вспомним забытые игры» - М.: «Детская литература», 1988
- Игры народов СССР / сост. Былеева Л.В., Григорьев В.М. - М.: Физкультура и спорт, 1985
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа обучения игре в волейбол (8-11 классы)
Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения навыков участия в игре и организации самостоятельных...
Рабочая программа "Подвижные игры"
Рабочая программа создана для учащихся начальной школы...
Рабочая программа. Подвижные игры. 4 класс.
На основе авторской программы В.И. Ляха....
Рабочая программа кружка "Игра воображения"
Развитие воображения младших школьников...
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 час в неделю....
Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 класс.
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 час в неделю...
Рабочая программа "Спортивные игры"(Веселые старты) к дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности,1-й год обучения
Общей целью программы является популяризация здорового образа жизни,формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью,целостном развитии физических и психических ка...