Рабочая программа "Подвижные игры" 1-4 класс.
рабочая программа по физкультуре на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_itog.docx | 41.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа №44
имени Михаила Яковлевича Вознесенского» г.Кемерово
Рабочая программа педагога
Корчагин Роман Викторович,
«Подвижные игры», 1-4 класс.
Кемерово
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы
(М., Просвещение, 2010 г.)
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих первоклассников наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией “встраивания” разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе;
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Содержание программы
“Подвижные игры” входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В “Кладовую подвижных игр” вошли народные игры, распространенные в России за последнее столетие. А также интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место в учебном плане
Программа рассчитана на 33 часа в год – 1 классы; 34 часа в год – 2-4 классы, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данной программы являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия,
– развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
– привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Содержание образовательной деятельности представлено календарно – тематическим планированием (приложение №1).
Методические рекомендации
Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок и заканчивая сложными салками, разные условия и разные правила.
Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игры способствует отдыху участников после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы.
Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.
Весь материал разделяется на отдельные разделы:
раздел - “Русские народные игры”, изучается с 1 по 4 класс.
раздел - “Игры народов России”, изучается со 2 по 4 класс.
раздел - “Подвижные игры”, изучается в 1-х и 2-х классах.
раздел - “Эстафеты”, изучается в 1-4-х классах.
Такое распределение изучения игр позволяет учителю следовать от простого к сложному, а детям - знакомиться с играми, которые соответствуют их возрастным способностям. Детям 6-7 лет присуще постоянно находиться в движении, поэтому учебный материал в этих классах простой и легко запоминающийся. Он позволяет детям удовлетворить их потребность в движении. А вот для обучающихся 8-10 лет, помимо движения, нужен еще и занимательный материал. Знакомясь с историей и играми различных народов, они не только развиваются физически, но еще и развивают свой кругозор.
Мы должны стремиться к тому, чтобы сделать из детей не атлетов, акробатов или людей спорта, а лишь здоровых, уравновешенных физически и нравственно людей.
Цели изучения по каждому разделу
“Русские народные игры”
Цели: провести знакомство с играми своего народа, развивать физические способности детей, координацию движений, силу и ловкость. Воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны.
На первом занятии проводится знакомство с историей русской игры.
“Игры народов России”
Цели: познакомить с разнообразием игр различных народов, проживающих в России. Развивать силу, ловкость и другие физические способности. Воспитывать толерантность при общении в коллективе.
“Подвижные игры”
Цели: совершенствовать координацию движений. Развивать быстроту реакции, сообразительность, внимание, умение действовать в коллективе. Воспитывать инициативу, культуру поведения, творческий подход к игре.
“Эстафеты”
Цели: познакомить с правилами эстафет. Развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения. Воспитывать чувства коллективизма и ответственности.
Личностными результатами программы “Подвижные игры” являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами программы “Подвижные игры” является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму;
Познавательные УУД:
умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.
Режим занятий:
В 1-4 классах начальной школы занятия продолжительностью 45 минут проводятся 1 раз в неделю.
Планируемый результат:
- у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
- сформировано начальное представление о культуре движения;
- младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
- обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
- умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса “Физическая культура” в частности.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий. Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Тематическое планирование
1-й класс (33 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1. | Гуси-лебеди | 1 | ||
2. | У медведя во бору | 1 | ||
3. | Филин и пташки | 1 | ||
4. | Палочка- выручалочка | 1 | ||
5. | Блуждающий мяч | 1 | ||
6. | Классики | 1 | ||
7. | Ловишка в кругу | 1 | ||
8. | Пчелки и ласточки | 1 | ||
9. | К своим флажкам | 1 | ||
10. | Кот идет | 1 | ||
11. | Северный и южный ветер | 1 | ||
12. | Соревнования скороходов | 1 | ||
13. | Колдунчики | 1 | ||
14. | Аисты | 1 | ||
15. | Пчелы и медведи | 1 | ||
16. | Хитрая лиса | 1 | ||
17. | Ловишки с приседаниями | 1 | ||
18. | Переправа с досками | 1 | ||
19. | Туннель | 1 | ||
20. | Собери урожай | 1 | ||
21. | На погрузке арбузов | 1 | ||
22. | Принеси мяч | 1 | ||
23. | Успей перебежать | 1 | ||
24. | С мячом | 1 | ||
25. | Весёлые старты | 1 | ||
26. | Совушка | 1 | ||
27. | Мышеловка | 1 | ||
28. | Пустое место | 1 | ||
29. | Карусель | 1 | ||
30. | Кто быстрее? | 1 | ||
31. | Конники-спортсмены | 1 | ||
32. | Лягушата и цыплята | 1 | ||
33. | Карлики и великаны | 1 |
Тематическое планирование
2-й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1. | Русская народная игра «Жмурки» | 1 | ||
2. | Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | ||
3. | Русская народная игра «Горелки» | 1 | ||
4. | Русская народная игра «Салки» | 1 | ||
5. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
6. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | ||
7. | Русская народная игра «Фанты» | 1 | ||
8. | Русская народная игра «Салки с приседаниями» | 1 | ||
9. | Русская народная игра «Волк» | 1 | ||
10. | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | ||
11. | Подвижная игра «Совушка» | 1 | ||
12. | Подвижная игра «Мышеловка» | 1 | ||
13. | Подвижная игра «Пустое место» | 1 | ||
14. | Подвижная игра «Карусель» | 1 | ||
15. | Подвижная игра «Кто быстрее?» | 1 | ||
16. | Подвижная игра «Конники-спортсмены» | 1 | ||
17. | Подвижная игра «Лягушата и цыплята» | 1 | ||
18. | Подвижная игра «Карлики и великаны» | 1 | ||
19. | Эстафета «Передача мяча» | 1 | ||
20. | Эстафета «С мячом» | 1 | ||
21. | Эстафета зверей | 1 | ||
22. | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | ||
23. | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | ||
24. | Эстафета по кругу | 1 | ||
25. | Эстафета с обручем | 1 | ||
26. | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | ||
27. | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | ||
28. | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | ||
29. | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | ||
30. | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | ||
31. | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | ||
32. | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | ||
33. | Чувашская игра «Рыбки» | 1 | ||
34. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 |
Тематическое планирование
3-й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1. | Русская народная игра «Краски» | 1 | ||
2. | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | ||
3. | Русская народная игра «Ляпка» | 1 | ||
4. | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | ||
5. | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | ||
6. | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | ||
7. | Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 | ||
8. | Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 | ||
9. | Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 | ||
10. | Игры народов Коми «Невод», «Стой, олень!» | 1 | ||
11. | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | ||
12. | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | ||
13. | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | ||
14. | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 1 | ||
15. | Чечено-ингушская игра «Чиж» | 1 | ||
16. | Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 | ||
17. | Мордовские народные игры «Котел», «Круговой» | 1 | ||
18. | Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | 1 | ||
19. | Чувашская игра «Рыбки» | 1 | ||
20. | Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | 1 | ||
21. | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | ||
22. | Эстафета по кругу | 1 | ||
23. | Эстафета с обручем | 1 | ||
24. | Эстафета с мячом | 1 | ||
25. | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | ||
26. | Эстафета «Встречная» | 1 | ||
27. | Эстафета «Весёлые старты» | 1 | ||
28. | Русская народная игра «Салки» | 1 | ||
29. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
30. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | ||
31. | Русская народная игра «Фанты» | 1 | ||
32. | Русская народная игра «Салки с приседаниями» | 1 | ||
33. | Русская народная игра «Третий лишний» | 1 | ||
34. | Русская народная игра «Птицелов» | 1 |
Тематическое планирование
4-й класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
По плану | По факту | |||
1. | Русская народная игра «Жмурки» | 1 | ||
2. | Русская народная игра «Кот и мышь» | 1 | ||
3. | Русская народная игра «Горелки» | 1 | ||
4. | Русская народная игра «Салки» | 1 | ||
5. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
6. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | ||
7. | Русская народная игра «Фанты» | 1 | ||
8. | Русская народная игра «Салки с приседаниями» | 1 | ||
9. | Русская народная игра «Волк» | 1 | ||
10. | Русская народная игра «Птицелов» | 1 | ||
11. | Русская народная игра «Гори, гори ясно!» | 1 | ||
12. | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень» | 1 | ||
13. | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 | ||
14. | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 | ||
15. | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 | ||
16. | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 | ||
17. | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 | ||
18. | Чувашская игра «Рыбки» | 1 | ||
19. | Эстафета «Передача мяча» | 1 | ||
20. | Эстафета «С мячом» | 1 | ||
21. | Эстафета зверей | 1 | ||
22. | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 | ||
23. | Эстафета «Вызов номеров» | 1 | ||
24. | Эстафета по кругу | 1 | ||
25. | Эстафета с обручем | 1 | ||
26. | Эстафета «Весёлые старты» | 1 | ||
27. | Русская народная игра «Салки» | 1 | ||
28. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
29. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 | ||
30. | Русская народная игра «Краски» | 1 | ||
31. | Русская народная игра «Гори, гори ясно» | 1 | ||
32. | Русская народная игра «Третий лишний» | 1 | ||
33. | Русская народная игра «Пятнашки» | 1 | ||
34. | Русская народная игра «Охотники и зайцы» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....