Компетентностно - деятельностный подход на уроках физической культуры
материал по физкультуре (11 класс) на тему
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kompetentnostno_-_deyatelnostnyy_podhod.docx | 29.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Промышленно-технологический колледж»
Доклад
на тему:
«Компетентностно - деятельностный подход
на уроках физической культуры»
Подготовила:
преподаватель
физической культуры
Болдырева Т.В.
Мичуринск, 2016
«Компетентностно - деятельностный подход
на уроках физической культуры»
В процессе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов результатом освоения дисциплины «Физическая культура» являются не только знания и умения, но и обозначенные стандартом общие компетенции.
При этом содержание образовательных программ обучения пересмотрено таким образом, чтобы уделять больше внимания развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии. Поэтому в настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся
Ключевые компетенции – способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках легкой атлетики, лыжной подготовки, плавания); способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях).
Обобщенные предметные умения: к ним относятся умения выполнять правильно физические упражнения (техника выполнения упражнений, бега, прыжков, лыжных ходов и т.д.).
Прикладные предметные умения: это умение выполнять физические упражнения вне урока (на практике, на службе в армии, в туристических походах, на различных состязаниях, в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека).
Жизненные навыки – необходимы для поддержания здорового образа жизни посредством занятий физическими упражнениями, в нестандартных ситуациях (переправиться через водную преграду, когда нет плавательных средств, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему и т.д.)
Все это можно назвать функциональной грамотностью в области физической культуры.
Чтобы определить, как проявляются ключевые компетенции в процессе физической культуры, проанализируем следующие моменты, связанные с уроком физкультуры.
Например, для достижения таких целей физического воспитания как воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний, используются средства физической культуры, умения, знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье комплексы лечебной физической культуры, дыхательные упражнения; оказание первой помощи при травмах; определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности; понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры. Все это позволяет сформировать личностную компетенцию.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни позволяет формировать социальную компетентность. Это обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности, это общая и прикладная физическая подготовка (овладение техникой туризма, навыками ориентирования, комплексы ППФП, профессиограмма).
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности формирует учебно-познавательная компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний.
Учебно-познавательная компетентность содержит в себе познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности; приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки, регулярных занятий спортом; умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха (контролировать свое физическое состояние при выполнении различных упражнений).
На уроках может быть реализована информационная компетенция, т.к. она подразумевает использование обучающимся различных информационных ресурсов, предлагаются задания подобного типа: «С помощью интернета найдите информацию о развитии спорта в древности, о лучших спортсменах и т.д.», тестирование на компьютерах по разделам программы.
Коммуникативная компетентность - владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам. Умение анализировать и оценивать свою деятельность, деятельность соперников; применять различные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе.
Формирование данной компетенции происходит через организацию деятельности обучающихся на уроке: это работа в парах, тройках, командах.
Умение работать в команде – одно из ключевых качеств личности, востребованное сегодня на рынке труда как никогда. Масштабные задачи требуют привлечения масштабных человеческих ресурсов и не просто привлечения, а их слаженной совместной работы. Отсюда и вытекает естественная потребность организаций в людях, способных работать в команде. Именно на учебных занятиях по физической культуре, осваивая такие виды спорта как волейбол, футбол, баскетбол формируется умения командной игры, командного взаимодействия. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счете, работает на результат. Очень важным механизмом в формировании эффективно работающей команды, являются игры - соревнования между учебными группами, курсами, студентами из других учебных заведений, так как именно здесь находит свое воплощение ряд важнейших потребностей каждого человека - участника группы.
Командные игры являются эффективным средством формирования одной из основных черт личности - самооценки человека и оценки поведения людей с точки зрения моральных правил и норм. Подобные игры, показывают свой уровень физического развития, и при умелой поддержке преподавателя может являться хорошим мотивом для самосовершенствования.
Развитию коммуникативной компетенции способствуют туристические походы, уроки спортивного ориентирования, так как туризм, требует от обучающихся не только спортивного мастерства, но и большое значение имеет общение, взаимодействие, сотрудничество, выполнение четко разграниченных обязанностей.
Общекультурная, личностная компетентность - усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации. Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, Полученные знания помогут обучающимся при самостоятельных занятиях физической культурой. Для того, чтобы студент получил определенный багаж знаний, используется проектная технология. Метод проектов позволяет создавать для обучающихся условия для проведения самостоятельных исследований в области физической культуры, что приводит к осознанному изучению предмета.
Как правило, все привыкли считать предмет физическую культуру уроком, на котором обучающиеся выполняют упражнения двигательного характера. Считают то, что умение бегать, прыгать - этого достаточно. Но практика доказала, что обучающийся который знает теоретический материал более осознано подходит к самому уроку. Студент, который сам провел небольшие исследования в области физической культуры понимает, насколько важно знать, как правильно распределить нагрузку, какие могут быть положительные и отрицательные моменты в ходе выполнения того или иного двигательного упражнения.
Опыт применения проектной технологии доказывает, что студент становиться более просвещенным в области физической культуры, что позволяет избежать ситуации, которые могут нанести вред его здоровью. Метод проектов может применяться как в индивидуальной работе, так и групповой. Презентация проектов обучающихся проходит на научно-практических конференциях.
При компетентностном подходе обучающийся сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития. В процессе обучения студенты занимают разные позиции внутри педагогического взаимодействия.
Необходимость развития компетентностей в рамках образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.
Подводя итог можно сделать следующие выводы:
1. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы преподавателя.
2. Целью обучения становится не процесс, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается наблюдение за деятельностью обучающихся.
3. Обучение на уроках физической культуры носит деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.
Поэтому измениться должны и способы предоставления знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное обучение.
Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести студента в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том, и в другом. Это поможет самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Таким образом, компетентностно - деятельности подход на уроках физической культуры существует и реализуется.
Библиографический список
1. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО. Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm
2. Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода». Первое сентября. — 2005, № 8
3. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.М.Безруких. – М., 2003.
4. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Учительская газета. 2002. №36.
5. Харламова Т. Компетентное обсуждение. Школьный психолог. — 2002. №20.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О.А.Юрьеваучитель физической культуры СШ№19г. Астана Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых ...
Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода на уроках физической культуры
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между ...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доклад подготовлен для выступления на краевом фестивале "Инновационный поиск 2013 г"...
Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры
В материале раскрываются ключевые моменты организации деятельностного подхода на уроках физической культуры....
Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.
Для реализации стратегического плана развития физической культуры на период до 2020 года перед школой поставлено ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих совр...
Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"
В настоящей презентации расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...
Статья - "Реализация идей компетентностного подхода на уроках физической культуры
Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека....