Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода на уроках физической культуры
статья по физкультуре по теме
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.
В результате реализации учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентносного подхода на уроках физической культуры
Автор: Ягудова Ирина Юрьевна, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 904
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1). Взаимозависимость членов группы.
2). Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3). Равная доля участия каждого члена группы.
4). Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами.
В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу.
При подготовке проведения урока в сотрудничестве в рамках компетентностного подхода была использована технологическая карта изучения темы.
1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока.
Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельности школьников, которые учитель планирует организовать на уроке.
Пример 1.
При ознакомлении с темой урока после фронтального объяснения, ознакомления с темой урока в учебном пособии и дистанционного показа техники выполнения упражнения, учитель предлагает школьникам ответить на вопросы по этому материалу, пользуясь учебной литературой. Возможны два варианта работы учеников:
Индивидуальные ответы;
Подготовка ответов на вопросы в группах.
Пример 2.
Ученики должны ответить на вопросы по этой теме. Эта работа также может быть проведена несколькими вариантами:
Ученики выходят к доске по одному, а остальные работают с учебником, сверяясь с ответом отвечающего;
Ученики работают с тестовыми заданиями индивидуально.
2 этап. Предметные умения, УУД.
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, была разработана методика, т.е. выявлены методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 1-4 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Рекомендации по разработке методики:
- Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не зповторили готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
- Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 7-11 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то 5-11 классах они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.
3 этап. Подготовить задания для занятия, необходимый спортивный материал.
Подготовка заданий для групповой работы, необходимого спортивного инвентаря - центральное и самое трудоемкое звено технологии. При этом, чем больше сил тратит учитель подготовку инвентаря, тем успешнее пройдет урок сотрудничества и тем большее удовлетворение получит от него педагог.
При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
1) разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что определяется темой и целью урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы, но важно, чтобы группы не соревновались между собой;
2) задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом чем разносторонне эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст задание.
Пример 1.
На уроке физической культуры в развивающей игре "Зимняя сказка " учитель дает группам, состоящим из 5-7 человек, задание придумать и показать композицию зимней сказки (снежинки, новогодней ёлки, новогодних игрушек, деда мороза со снегурочкой и т.д., используя различный спортивный инвентарь: различные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи и т.д.;
Роли членов группы и содержание их деятельности может быть следующим:
- ведущий (1 чел) предлагает общую композицию: какой фрагмент сказки будет представлен в композиции; какие фигурки в какой позе, с каким настроением следует показать; продумывает расположение фигурок в зале; распределяет предметы и роли по исполнителям; представляет готовую работу;
- исполнители (5-7 чел) изготавливают отдельные композиции;
Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:
1. единым результатом - создать общую композицию;
2. общими ресурсами – одно место на группу;
3. распределением ролей - каждый ребенок отвечает за своё изображение, но согласует его с остальными;
4. общей оценкой.
Группы имеют право выбрать разные эпизоды сказки или создать свою собственную композицию по одному и тому же эпизоду. В этом случае при подведении итогов игры интересно будет сравнить результаты различных групп. Возможен и другой вариант: группам предлагаются разные композиции. В этом случае выбор сказки может осуществляться по жребию.
4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке инвентаря в спортивном зале.
На первых уроках, лучше комплектовать небольшие группы, по 3-4 человека. Желательно, чтобы в группу вошли ученики:
- с разными физическими и учебными возможностями;
- мальчики и девочки.
Обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже проникают в материал.
Скорее всего, группа, составленная только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в ней некому руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не смогут помочь друг другу.
Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу закадычных подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Иногда следует обратить внимание и на личностные качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.
Пример.
Группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 4 человека: сильный, двое средних и один слабый ученик. Работа может быть построена следующим образом: сильный ученик выбирает для показа самую сложное упражнение и руководит работой группы; два других ученика в связке с первым демонстрируют более лёгкие упражнения, а слабый ученик поддерживает этих двух учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.
5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.
Организация обучения в сотрудничестве предполагает специальное внимание к определению и распределению внутригрупповых ролей. Естественно, что каждое задание требует и своего состава исполнителей. Готовясь к уроку, учитель должен составить список возможных ролей, необходимых для выполнения определенного задания. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями. Для того, чтобы способствовать формированию адекватной самооценки каждого ученика и создать условия для его самоопределения, необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Однако учитель может помочь школьникам в этом. Желательно, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в наибольшем числе ролей, побывать и лидером, и исполнителем, и критиком.
Часто бывает так, что во время выполнения задания дети часто меняются ролями.
Пример.
Задание "Зимние олимпийские виды спорта".
При изображении бобслея с четвёркой бобслеистов один из учеников (капитан) отдаёт команду остальным четверым ученикам, затем проверяет готовность команды. После этого роль капитана переходит к следующему ученику пятёрки и т.д.
6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.
В ходе выделения этапов урока, на которых планируется организация групповой работы, и продумывания, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет 5-7 минут, т.е. достаточно невелика. Это связано с тем, что школьники, не обладая необходимыми для сотрудничества социальными умениями, часто создают излишний шум, который может стать помехой для освоения учебного материала. Кроме того, работая в группе, ученики остаются практически на едином для всех ее участников уровне освоения знаний, но некоторым учащимся этого явно мало, у них появляется неудовлетворенность, потребность в более трудных и оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более слабыми товарищами нежелательна. Поэтому некоторые учителя практикуют время от времени создание специальных, так называемых олимпиадных групп из сильных учеников или организуют их индивидуальную работу.
К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на различных этапах урока, сообразуясь с необходимостью и целесообразностью такой работы. В таком случае говорят: "Собираем группы" или "Рассыпаем группы".
7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.
Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения школьников, комментировать проявленные ими коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело. Существует несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и социальных достижений школьников, а именно:
относительно учебных достижений:
- производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами;
- любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;
- групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;
б) относительно социальных достижений:
- если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;
- все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
- необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
- если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не следует ругать, а надо постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем случае, попытаться переформировать ее;
- необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
- важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Дело в том, что, предлагая новый материал, учитель старается излагать его хотя и доступно, но на достаточно научном уровне, а не все учащиеся воспринимают, осмысливают его объяснения. Кроме того, различные способности школьников, различный темп обучаемости приводят к тому, что некоторые из учеников испытывают большие затруднения при изучении нового материала. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.
Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика.
При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что все занимаются общим делом вместе.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.
В результате реализации учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства, без тесного сотрудничества с детьми в рамках компетентного подхода никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.
Предварительный просмотр:
Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода на уроках физической культуры
Автор: Ягудова Ирина Юрьевна, учитель физической культуры ГБОУ СОШ № 904
Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что он может добиться успеха (т.е. овладеть определенными знаниями) только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей).
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1). Взаимозависимость членов группы.
2). Личная ответственность каждого. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3). Равная доля участия каждого члена группы.
4). Рефлексия - обсуждение группой качества работы и эффективности сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее членами.
В ходе обучения в сотрудничестве учитель контролирует не только успешность выполнения задания группами учащихся, но и характер их общения между собой, оказания необходимой помощи друг другу.
При подготовке проведения урока в сотрудничестве в рамках компетентностного подхода была использована технологическая карта изучения темы.
1 этап. Выбрать тему, цель и задачи урока.
Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельности школьников, которые учитель планирует организовать на уроке.
Пример 1.
При ознакомлении с темой урока после фронтального объяснения, ознакомления с темой урока в учебном пособии и дистанционного показа техники выполнения упражнения, учитель предлагает школьникам ответить на вопросы по этому материалу, пользуясь учебной литературой. Возможны два варианта работы учеников:
Индивидуальные ответы;
Подготовка ответов на вопросы в группах.
Пример 2.
Ученики должны ответить на вопросы по этой теме. Эта работа также может быть проведена несколькими вариантами:
Ученики выходят к доске по одному, а остальные работают с учебником, сверяясь с ответом отвечающего;
Ученики работают с тестовыми заданиями индивидуально.
2 этап. Предметные умения, УУД.
Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, была разработана методика, т.е. выявлены методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся 1-4 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.
Рекомендации по разработке методики:
- Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не зповторили готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
- Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 7-11 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то 5-11 классах они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.
Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому.
3 этап. Подготовить задания для занятия, необходимый спортивный материал.
Подготовка заданий для групповой работы, необходимого спортивного инвентаря - центральное и самое трудоемкое звено технологии. При этом, чем больше сил тратит учитель подготовку инвентаря, тем успешнее пройдет урок сотрудничества и тем большее удовлетворение получит от него педагог.
При подборе заданий для групповой работы в сотрудничестве следует иметь в виду следующее:
1) разные группы могут получить либо одинаковые, либо различные задания, что определяется темой и целью урока, а также выбранным вариантом организации групповой работы, но важно, чтобы группы не соревновались между собой;
2) задание должно обеспечивать взаимозависимость участников группы, при этом чем разносторонне эта взаимозависимость, тем больший развивающий эффект даст задание.
Пример 1.
На уроке физической культуры в развивающей игре "Зимняя сказка " учитель дает группам, состоящим из 5-7 человек, задание придумать и показать композицию зимней сказки (снежинки, новогодней ёлки, новогодних игрушек, деда мороза со снегурочкой и т.д., используя различный спортивный инвентарь: различные мячи, гимнастические палки, скакалки, обручи и т.д.;
Роли членов группы и содержание их деятельности может быть следующим:
- ведущий (1 чел) предлагает общую композицию: какой фрагмент сказки будет представлен в композиции; какие фигурки в какой позе, с каким настроением следует показать; продумывает расположение фигурок в зале; распределяет предметы и роли по исполнителям; представляет готовую работу;
- исполнители (5-7 чел) изготавливают отдельные композиции;
Данное задание полностью обеспечивает взаимозависимость членов группы. В самом деле, при его выполнении ученики связаны:
1. единым результатом - создать общую композицию;
2. общими ресурсами – одно место на группу;
3. распределением ролей - каждый ребенок отвечает за своё изображение, но согласует его с остальными;
4. общей оценкой.
Группы имеют право выбрать разные эпизоды сказки или создать свою собственную композицию по одному и тому же эпизоду. В этом случае при подведении итогов игры интересно будет сравнить результаты различных групп. Возможен и другой вариант: группам предлагаются разные композиции. В этом случае выбор сказки может осуществляться по жребию.
4 этап. Продумать вопрос о численности и комплектовании групп, расстановке инвентаря в спортивном зале.
На первых уроках, лучше комплектовать небольшие группы, по 3-4 человека. Желательно, чтобы в группу вошли ученики:
- с разными физическими и учебными возможностями;
- мальчики и девочки.
Обладая разной обучаемостью, интересами и работоспособностью, такие ученики будут дополнять друг друга. Сильные ученики в этом случае успевают не только сами выполнить свою часть работы, но и оказать помощь товарищам, наблюдать за их работой, предупредить появление у них ошибок. В результате они и сами глубже проникают в материал.
Скорее всего, группа, составленная только из слабых учеников, будет неработоспособна, так как в ней некому руководить познавательной деятельностью, а учащиеся не смогут помочь друг другу.
Планируя состав группы, необходимо учитывать психологическую совместимость детей. Нежелательно включать в одну группу закадычных подружек или, наоборот, детей, недолюбливающих друг друга. Иногда следует обратить внимание и на личностные качества отдельных учеников, такие, как медлительность, вспыльчивость, обидчивость и др.
Пример.
Группам дается задание построить спортивную пирамиду. В группе 4 человека: сильный, двое средних и один слабый ученик. Работа может быть построена следующим образом: сильный ученик выбирает для показа самую сложное упражнение и руководит работой группы; два других ученика в связке с первым демонстрируют более лёгкие упражнения, а слабый ученик поддерживает этих двух учеников, осознавая, что это очень важное и ответственное задание.
5 этап. Наметить возможные внутригрупповые роли.
Организация обучения в сотрудничестве предполагает специальное внимание к определению и распределению внутригрупповых ролей. Естественно, что каждое задание требует и своего состава исполнителей. Готовясь к уроку, учитель должен составить список возможных ролей, необходимых для выполнения определенного задания. Полезно выписать их на карточку и познакомить с ними учеников, попросив их самим определиться с ролями. Для того, чтобы способствовать формированию адекватной самооценки каждого ученика и создать условия для его самоопределения, необходимо, чтобы участники группы сами распределяли роли. Однако учитель может помочь школьникам в этом. Желательно, чтобы каждый ученик мог попробовать себя в наибольшем числе ролей, побывать и лидером, и исполнителем, и критиком.
Часто бывает так, что во время выполнения задания дети часто меняются ролями.
Пример.
Задание "Зимние олимпийские виды спорта".
При изображении бобслея с четвёркой бобслеистов один из учеников (капитан) отдаёт команду остальным четверым ученикам, затем проверяет готовность команды. После этого роль капитана переходит к следующему ученику пятёрки и т.д.
6 этап. Выделить этапы урока, на которых планируется организация групповой работы, продумать, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, определить продолжительность групповой работы.
В ходе выделения этапов урока, на которых планируется организация групповой работы, и продумывания, как будет осуществляться интеграция групповой работы в общую структуру урока, учителю полезно иметь в виду, что продолжительность групповой работы в начальной школе на первых порах составляет 5-7 минут, т.е. достаточно невелика. Это связано с тем, что школьники, не обладая необходимыми для сотрудничества социальными умениями, часто создают излишний шум, который может стать помехой для освоения учебного материала. Кроме того, работая в группе, ученики остаются практически на едином для всех ее участников уровне освоения знаний, но некоторым учащимся этого явно мало, у них появляется неудовлетворенность, потребность в более трудных и оригинальных заданиях. Для таких учеников длительная работа в группе совместно с более слабыми товарищами нежелательна. Поэтому некоторые учителя практикуют время от времени создание специальных, так называемых олимпиадных групп из сильных учеников или организуют их индивидуальную работу.
К групповой работе на одном уроке можно обращаться несколько раз, на различных этапах урока, сообразуясь с необходимостью и целесообразностью такой работы. В таком случае говорят: "Собираем группы" или "Рассыпаем группы".
7 этап. Разработать правила индивидуального и группового оценивания на данном уроке.
Оценивание результатов групповой работы - важный и обязательный момент такого урока. Наряду с учебными достижениями учеников и выставлением им отметок, необходимо оценивать и социальные достижения школьников, комментировать проявленные ими коллективистские качества, подмечать проявления помощи товарищам, взаимовыручки, подчеркивать вклад в общее дело. Существует несколько правил такого оценивания, которые касаются учебных и социальных достижений школьников, а именно:
относительно учебных достижений:
- производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами;
- любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом;
- групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы;
б) относительно социальных достижений:
- если группы работают охотно, то хвалить и поощрять группы не следует;
- все члены группы должны получать одинаковое поощрение или не получать никакого;
- необходимо избегать выделения какой-либо одной группы, не устраивать соревнования;
- если какая-либо группа работала плохо, не заслужила поощрения, то ее не следует ругать, а надо постараться найти способ дополнительной практики, в крайнем случае, попытаться переформировать ее;
- необходимо обсудить психологические результаты: что удалось и почему; к чему следует стремиться;
- важно обсудить трудности, с которыми участники групп встретились на этом уроке, выявить приемы, которые помогли справиться с ними.
Обучение в сотрудничестве на основе малых групп помогает каждому ученику лучше освоить учебный материал, более глубоко вникая в его содержание. Дело в том, что, предлагая новый материал, учитель старается излагать его хотя и доступно, но на достаточно научном уровне, а не все учащиеся воспринимают, осмысливают его объяснения. Кроме того, различные способности школьников, различный темп обучаемости приводят к тому, что некоторые из учеников испытывают большие затруднения при изучении нового материала. Обучение в сотрудничестве на основе малых групп дает каждому ученику возможность систематически проговаривать учебный материал, выражать свои мысли вслух, что способствует осознанному обобщению знаний. Выполняя групповое задание, каждый ученик подвергается пооперационному контролю со стороны своих товарищей, что помогает предупредить возникновение ошибок.
Работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения и чувства удовлетворенности не только результатами, но и самим процессом обучения, особенно если учитель создает, подмечает и поддерживает ситуацию успеха каждого ученика.
При групповой работе в сотрудничестве все ученики класса работают на уроке. Сама организация урока настолько захватывающая, что все занимаются общим делом вместе.
Принцип личной ответственности каждого за успехи всех, правило распределения работы и ролей, а также принцип рефлексии приводят к тому, что ученики стремятся выбирать себе способ внутригруппового участия с учетом максимальной пользы для общего дела, а это, в свою очередь, способствует формированию адекватной самооценки и самоопределению школьника, помогает развитию его творческих возможностей.
Подготовка к уроку в сотрудничестве - довольно трудоемкий процесс, требующий от учителя определенного энтузиазма. Кроме того, объем материала, подлежащего изучению на уроке в сотрудничестве, меньше, чем объем материала обычного урока. Следовательно, должны быть достаточно очевидные преимущества обучения в сотрудничестве на основе малых групп, делающих данные приемы и технологию привлекательной для учителей и учеников.
В результате реализации учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода педагог будет способен обеспечить положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии молодого поколения.
Учитель физической культуры без увлеченности своим трудом, без преданности ему, без постоянных творческих поисков, целеустремленности, смелости, новаторства, без тесного сотрудничества с детьми в рамках компетентного подхода никогда не заслужит авторитета и любви учащихся, их глубокого искреннего уважения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О.А.Юрьеваучитель физической культуры СШ№19г. Астана Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых ...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Доклад подготовлен для выступления на краевом фестивале "Инновационный поиск 2013 г"...
Общая физическая подготовка,как условие реализации здоровьесберегающего подхода на уроках физической культуры.
}Качественное обучение физическим упражнениям, умениям и навыкам;}Обучение обрабатыванию и обобщению полученной информации при проведении тестов по уровню физической подготовленности;}Обучение с...
Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры
В материале раскрываются ключевые моменты организации деятельностного подхода на уроках физической культуры....
Компетентностно - деятельностный подход на уроках физической культуры
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся....
Статья. Тема: " Реализация идей системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры.
Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе Федеральные государственные образовательные...
Статья - "Реализация идей компетентностного подхода на уроках физической культуры
Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека....