РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
статья (физкультура и спорт) по теме
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
О.А.Юрьева
учитель физической культуры СШ№19
г. Астана
Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать.
Для реализации стратегического плана развития РК на период до 2020 года перед образовательной школой поставлено ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся При этом содержание образовательных программ обучения будет пересмотрено таким образом, чтобы уделять больше внимания развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии.
Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, в настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Мне стало интересно, как реализовывается компетентностный подход на уроках физической культуры. Я поставила перед собой цель — найти и выделить приёмы работы на уроках физической культуры, которые способствовали бы реализации компетентностного подхода.
Для решения изложенной проблемы и реализации поставленной цели я выдвинула перед собой следующие задачи:
— изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по данной проблеме;
— найти и обозначить критерии компетентностного подхода на предметном уровне — уровне урока физической культуры;
— выделить приёмы реализации компетентностного подхода на уроках физкультуры, реализовать выделенные приёмы.
Изучив методическую литературу, я выяснила, что компетентностный подход изучали следующие авторы: Бермус А.Г., Фрумин И.Д., Болотов В.А., Эльконин Б.Д., Башев В.В., Аронов А.М., Щедровицкий П.Г.
Изучив педагогические труды педагогов В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, я попыталась систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся. Исходя из изученного материала, можно выделить следующие ключевые компетенции, которые проявляются на уроках физической культуры: общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная, профессиональная. Определив ключевые компетенции, которые формируются у учащихся на уроках физической культуры, я решила проанализировать, как же реализуется компетентностный подход на уроке.
Для этого я определила для себя программу деятельности по формированию ключевых компетенций. В основу программы заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.
Чтобы определить, как проявляются ключевых компетенций в процессе физической культуры, я проанализировала следующие моменты, связанные с уроком физкультуры. Например, для достижения цели физического воспитания: воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний. Я использую средства физической культуры, умения, знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье: комплексы лечебной физической культуры, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, медитацию. Оказание первой помощи при травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.
Все это позволяет сформировать личностную компетенцию: владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма. Для овладения технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, я использую комплексы профессионально-прикладных физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности, релаксационные упражнения, медитацию.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни позволяет формировать социальную компетентность. Это: обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. Общая и прикладная физическая подготовка. Это овладение техникой горного, пешеходного туризма, навыками ориентирования. Наша школа на протяжении 16 лет работает в условиях ТКД, при анализе поступления учащихся окончивших школу, видно, что благодаря навыкам, полученным как на уроках физической культуры, так и уроках туризма, наши многие выпускники смогли определиться с выбором своей профессии.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности формирует учебно-познавательная компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний. Учебно-познавательная компетентность содержит в себе: познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом. Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха. На уроке это проявляется в умении самостоятельно провести разминку, уметь контролировать свое физическое состоянии при выполнении различных упражнений. Выполнение тестов с целью определения уровня физического развития.
Может быть реализована информационная компетенция, т.к. она подразумевает использование учащимся различных информационных ресурсов. Ученикам я предлагаю задания подобного типа: «С помощью Интернета найдите информацию о развитии спорта в древности, о лучших спортсменах Казахстана.
Коммуникативная компетентность - владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам. Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение применять различные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формирование этой компетенции происходит через организацию деятельности учащихся на уроке: это работа в парах, тройках, командах. Это постоянное общение
учащихся внутри класса, с окружающими. Большое значение для формирования коммуникативной компетенции имеют игры: в младших классах - это подвижные игры, в старших – спортивные игры. В играх ученики учатся взаимодействовать в команде, сопереживать за общий результат, выполняя отдельные ролевые задания. Развитию коммуникативной компетенции способствуют применяемые в уроках элементы туристского мастерства, уроки скалолазания, спортивного ориентирования. Так как туризм, требует от учащихся не только спортивного мастерства, но и большое значение имеет общение, взаимодействие, сотрудничество, выполнение четко разграниченных обязанностей.
Общекультурная, личностная компетентность- усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, Полученные знания помогут учащимся при самостоятельных занятиях физической культурой. Для того, чтобы ученик получил определенный багаж знаний, я использую проектную технологию. Метод проектов позволяет создавать для учащихся условия для проведения самостоятельных исследований в области физической культуры, что приводит к осознанному изучению предмета. Как правило, все привыкли считать предмет физическую культуру уроком, на котором учащиеся выполняют упражнения двигательного характера. Считают то, что ребенок умеет бегать, прыгать - этого достаточно. Но практика доказала, что учащийся который знает теоретический материал более осознано подходит к самому уроку. Ученик, который сам провел небольшие исследования в области физической культуры понимает, насколько важно знать, как правильно распределить нагрузку, какие могут быть положительные и отрицательные моменты в ходе выполнения того или иного двигательного упражнения. Опыт применения проектной технологии доказывает, что ученик становиться более просвещенным в области физической культуры, что позволяет избежать ситуации, которые могут нанести вред его здоровью. Метод проектов я применяю как в индивидуальной работе с учащимися, так и групповой. Презентация проектов учащихся проходит на школьной научно-практической конференции.
Если проанализировать один из уроков, то можно увидеть, что на уроке учитель формирует несколько компетенций у учащихся. Например, урок совершенствования техники горного и пешеходного туризма. (Приложение 3) Где цель: совершенствовать технику лазания по скальному рельефу, и совершенствовать технику прохождения туристкой полосы препятствий. Если это урок скалолазания, то прежде чем перейти к основной части урока, я провожу с учащимися разминку. Комплекс разминки включает в себя суставную гимнастику, так как при выполнении техники лазания по скальному рельефу необходимо, чтобы были разогреты суставы. Следующим приемом у меня запланировано провести игру «Север, юг, восток» - цель научить учащихся определять стороны света, что в свою очередь поможет им не только выполнить задание - ориентироваться и найти заданное направление при работе с картой, но и в жизни может пригодиться для ориентирования на местности. При прохождении туристской полосы препятствий ребята попадают в условия, где необходимо сработать быстро и на результат. Но результат зависит от того, как пройдет вся команда. В заключительной части урока обязательно провожу анализ урока и рефлексию, что способствует развитию самоанализа, самооценивания. На этом уроке формировались несколько компетенций: это социальная, коммуникативная, учебно-познавательная компетентность.
При компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития. В процессе обучения ученики занимают разные позиции внутри педагогического взаимодействия.
Необходимость развития компетентностей уже в рамках школьного образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.
Эффективностью применения компетентностного подхода на своих уроках я считаю достижения своих учеников: это призеры республиканских, городских соревнований. Это их профессиональное самоопределение. Это рост качества знаний по предмету в экспериментальном классе.
Подводя итог по теме «Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры » могу сделать следующие выводы:
1. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
2. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
3. Обучение на уроках физической культуры носит деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том, и в другом. Это поможет самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Мною были адаптированы и внедрены конкретные приёмы реализации на уроке физической культуры всех компетенций, составляющих образовательную компетентность школьника.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход на уроке физической культуры существует и реализуется.
Список использованной литературы.
1. Алексютина Н. Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге. Учительская газета.,2002. №51.
2. Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции. Интернет–журнал «Эйдос». 2003. 24 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm.
3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО . Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm
4. Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода». Первое сентября. — 2005, № 8
5. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.М.Безруких. – М., 2003.
6. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Учительская газета. 2002. №36.
7. Харламова Т. Компетентное обсуждение. Школьный психолог. — 2002. №20.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы. Народное образование., 2003. № 2. С. 58–64.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.chteniya_yureva_o.a._sshno19.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
О.А.Юрьева
учитель физической культуры СШ№19
г. Астана
«Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь» Китайская мудрость
Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых убеждениях и ожиданиях. Но их нельзя развивать безотносительно к личным системам ценностей, и система образования, школьного и социального, должна это учитывать.
Для реализации стратегического плана развития РК на период до 2020 года перед образовательной школой поставлено ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся При этом содержание образовательных программ обучения будет пересмотрено таким образом, чтобы уделять больше внимания развитию компетенций, необходимых в жизни и профессии.
Современный заказ общества на образовательные услуги претерпевает множество изменений. Одним из таких изменений является требование к реализации компетентностного подхода в процессе обучения. Такой подход требует от педагога четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику общеобразовательной школы в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Таким образом, в настоящее время всё более актуальным становится вопрос компетентностного подхода в образовании.
Физическая культура – одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении.
Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся.
Мне стало интересно, как реализовывается компетентностный подход на уроках физической культуры. Я поставила перед собой цель — найти и выделить приёмы работы на уроках физической культуры, которые способствовали бы реализации компетентностного подхода.
Для решения изложенной проблемы и реализации поставленной цели я выдвинула перед собой следующие задачи:
— изучить психологическую, дидактическую, методическую и правовую литературу по данной проблеме;
— найти и обозначить критерии компетентностного подхода на предметном уровне — уровне урока физической культуры;
— выделить приёмы реализации компетентностного подхода на уроках физкультуры, реализовать выделенные приёмы.
Изучив методическую литературу, я выяснила, что компетентностный подход изучали следующие авторы: Бермус А.Г., Фрумин И.Д., Болотов В.А., Эльконин Б.Д., Башев В.В., Аронов А.М., Щедровицкий П.Г.
Изучив педагогические труды педагогов В.В. Давыдова, В.Д. Шадрикова, И.А. Зимней, А.В. Хуторского, я попыталась систематизировать проявления ключевых компетенций в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура», определив их социальную и личную значимость для обучающихся. Исходя из изученного материала, можно выделить следующие ключевые компетенции, которые проявляются на уроках физической культуры: общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная, личностная, профессиональная. Определив ключевые компетенции, которые формируются у учащихся на уроках физической культуры, я решила проанализировать, как же реализуется компетентностный подход на уроке.
Для этого я определила для себя программу деятельности по формированию ключевых компетенций. В основу программы заложен образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре, где в основных требованиях к уровню подготовки выпускников старшей школы указано, что ученик должен приобрести следующие компетентности: в сфере оздоровительной, двигательной деятельности, самоконтроля и индивидуального физического развития.
Чтобы определить, как проявляются ключевых компетенций в процессе физической культуры, я проанализировала следующие моменты, связанные с уроком физкультуры. Например, для достижения цели физического воспитания: воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний. Я использую средства физической культуры, умения, знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье: комплексы лечебной физической культуры, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, медитацию. Оказание первой помощи при травмах. Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности. Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.
Все это позволяет сформировать личностную компетенцию: владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма. Для овладения технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, я использую комплексы профессионально-прикладных физических упражнений. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности, релаксационные упражнения, медитацию.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни позволяет формировать социальную компетентность. Это: обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности. Общая и прикладная физическая подготовка. Это овладение техникой горного, пешеходного туризма, навыками ориентирования. Наша школа на протяжении 16 лет работает в условиях ТКД, при анализе поступления учащихся окончивших школу, видно, что благодаря навыкам, полученным как на уроках физической культуры, так и уроках туризма, наши многие выпускники смогли определиться с выбором своей профессии.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности формирует учебно-познавательная компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний. Учебно-познавательная компетентность содержит в себе: познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом. Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха. На уроке это проявляется в умении самостоятельно провести разминку, уметь контролировать свое физическое состоянии при выполнении различных упражнений. Выполнение тестов с целью определения уровня физического развития.
Может быть реализована информационная компетенция, т.к. она подразумевает использование учащимся различных информационных ресурсов. Ученикам я предлагаю задания подобного типа: «С помощью Интернета найдите информацию о развитии спорта в древности, о лучших спортсменах Казахстана.
Коммуникативная компетентность - владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам. Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение применять различные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Формирование этой компетенции происходит через организацию деятельности учащихся на уроке: это работа в парах, тройках, командах. Это постоянное общение
учащихся внутри класса, с окружающими. Большое значение для формирования коммуникативной компетенции имеют игры: в младших классах - это подвижные игры, в старших – спортивные игры. В играх ученики учатся взаимодействовать в команде, сопереживать за общий результат, выполняя отдельные ролевые задания. Развитию коммуникативной компетенции способствуют применяемые в уроках элементы туристского мастерства, уроки скалолазания, спортивного ориентирования. Так как туризм, требует от учащихся не только спортивного мастерства, но и большое значение имеет общение, взаимодействие, сотрудничество, выполнение четко разграниченных обязанностей.
Общекультурная, личностная компетентность- усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, Полученные знания помогут учащимся при самостоятельных занятиях физической культурой. Для того, чтобы ученик получил определенный багаж знаний, я использую проектную технологию. Метод проектов позволяет создавать для учащихся условия для проведения самостоятельных исследований в области физической культуры, что приводит к осознанному изучению предмета. Как правило, все привыкли считать предмет физическую культуру уроком, на котором учащиеся выполняют упражнения двигательного характера. Считают то, что ребенок умеет бегать, прыгать - этого достаточно. Но практика доказала, что учащийся который знает теоретический материал более осознано подходит к самому уроку. Ученик, который сам провел небольшие исследования в области физической культуры понимает, насколько важно знать, как правильно распределить нагрузку, какие могут быть положительные и отрицательные моменты в ходе выполнения того или иного двигательного упражнения. Опыт применения проектной технологии доказывает, что ученик становиться более просвещенным в области физической культуры, что позволяет избежать ситуации, которые могут нанести вред его здоровью. Метод проектов я применяю как в индивидуальной работе с учащимися, так и групповой. Презентация проектов учащихся проходит на школьной научно-практической конференции.
Если проанализировать один из уроков, то можно увидеть, что на уроке учитель формирует несколько компетенций у учащихся. Например, урок совершенствования техники горного и пешеходного туризма. (Приложение 3) Где цель: совершенствовать технику лазания по скальному рельефу, и совершенствовать технику прохождения туристкой полосы препятствий. Если это урок скалолазания, то прежде чем перейти к основной части урока, я провожу с учащимися разминку. Комплекс разминки включает в себя суставную гимнастику, так как при выполнении техники лазания по скальному рельефу необходимо, чтобы были разогреты суставы. Следующим приемом у меня запланировано провести игру «Север, юг, восток» - цель научить учащихся определять стороны света, что в свою очередь поможет им не только выполнить задание - ориентироваться и найти заданное направление при работе с картой, но и в жизни может пригодиться для ориентирования на местности. При прохождении туристской полосы препятствий ребята попадают в условия, где необходимо сработать быстро и на результат. Но результат зависит от того, как пройдет вся команда. В заключительной части урока обязательно провожу анализ урока и рефлексию, что способствует развитию самоанализа, самооценивания. На этом уроке формировались несколько компетенций: это социальная, коммуникативная, учебно-познавательная компетентность.
При компетентностном подходе ученик сам отвечает за собственное продвижение, субъект собственного развития. В процессе обучения ученики занимают разные позиции внутри педагогического взаимодействия.
Необходимость развития компетентностей уже в рамках школьного образования обусловлена изменениями в жизни общества, особенно в сфере труда.
Эффективностью применения компетентностного подхода на своих уроках я считаю достижения своих учеников: это призеры республиканских, городских соревнований. Это их профессиональное самоопределение. Это рост качества знаний по предмету в экспериментальном классе.
Подводя итог по теме «Реализация компетентностного подхода на уроках физической культуры » могу сделать следующие выводы:
1. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
2. Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Содержание материала внутри предмета подбирается преподавателем под сформулированный результат. Меняются так же и подходы к оценке — в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
3. Обучение на уроках физической культуры носит деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.
Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающемуся: приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное обучение. Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным и в том, и в другом. Это поможет самостоятельно повышать свой профессиональный уровень, обучаться на протяжении всей жизни.
Мною были адаптированы и внедрены конкретные приёмы реализации на уроке физической культуры всех компетенций, составляющих образовательную компетентность школьника.
Таким образом, можно сделать вывод, что компетентностный подход на уроке физической культуры существует и реализуется.
Список использованной литературы.
1. Алексютина Н. Вопросы компетентностного обучения обсуждались в Петербурге. Учительская газета.,2002. №51.
2. Доманский Е.В. Рефлексия как элемент ключевой образовательной компетенции. Интернет–журнал «Эйдос». 2003. 24 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2003/0424.htm.
3. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В. Хуторского в РАО . Интернет–журнал «Эйдос». — 2002. — 23 апреля. — http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm
4. Лобок А. Главная сложность «компетентностного подхода». Первое сентября. — 2005, № 8
5. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Под ред. М.М.Безруких. – М., 2003.
6. Фрумин И. За что в ответе? Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования. Учительская газета. 2002. №36.
7. Харламова Т. Компетентное обсуждение. Школьный психолог. — 2002. №20.
8. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы. Народное образование., 2003. № 2. С. 58–64.
Приложение 1.
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры | ||
Ключевые компетенции | Социальная значимость | Личностная значимость |
1. Общекультурная | Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества | Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом |
2. Учебно-познавательная | Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности | Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом |
3. Коммуникативная | Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам | Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии |
4. Социальная | Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом | Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха |
5. Личностная | Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение | Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма |
Приложение 2
Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся | ||
Цели физического воспитания | Средства физической культуры, умения | Формируемые компетенции |
1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний | Комплексы лечебной физической культуры. | Личностная |
2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания | Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений. | Социальная, |
3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности | Общая и прикладная физическая подготовка. | Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний |
4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации | Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | Общекультурная, личностная |
Приложение 3
Конспект урока
по физической культуре в 7 «В» классе
Тема урока: « Выполнение техники горного и пешеходного туризма».
Класс: 7 «В»
Дата проведения: 23.12.12г.
Место проведения: СШ№ 19, спортзал.
Ф.И.О. учителя: Юрьева Оксана Анатольевна.
Цель: Совершенствовать лазания по скальному рельефу, навыков прохождения туристской полосы препятствий.
Задачи урока:
1. Совершенствование техники лазания на трудность (высоту подъема), работы со страховочным снаряжением, прохождения туристской полосы препятствий (выполнять «Маятник», «кочки», «траверс» )
2. Развитие силы гибкости, ловкости, координации движений, быстроты.
3. Воспитание активности, самостоятельности, дисциплинированности, чувства ответственности за порученное дело, сопереживания за товарищей.
Тип урока: урок совершенствования.
Метод проведения: фронтальный, индивидуальный, групповой, соревновательный.
Оборудование и инвентарь: гимнастические маты, страховочное снаряжении, гимнастические лавочки, веревки, жерди, тренажер «скальный рельеф». Маршрутные листы, карточки-задания.
№ | Содержание | Дозировка | Организационно-методические указания | Примеча- ние |
I. 1. 2. 3. 4. 5. 6. II. 1. 2. III . | Подготовительная часть Построение. Рапорт Сообщение задач урока Строевые упражнения: Повороты на месте Ходьба на пятках, на носках, внешней внутренней стороне стопы Бег 1) бег равномерный; 2) бег приставными шагами (правым, левым боком); 3) бег с высоким подниманием колен, 4)Бег с захлестом голени назад. 5) бег равномерный; Ходьба. Перестроение в 2 колонны в движении ОРУ. (Комплекс суставной гимнастики) .И.П.- стойка, ноги врозь, руки вдоль туловища, 1-2--3- потянуться вверх, руки прямые через стороны вверх, ладони во внутрь. 4- И,П. .И.П.- стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 круговые вращения головой в левую сторону 5-8 круговые вращения головой в правую сторону .И.П.- стойка, ноги врозь, руки прямые вперед. 1-4- круговые вращения лучезапястными суставами в правую сторону. 5-8 круговые вращения лучезапястными суставами в левую сторону. .И.П.- стойка, ноги врозь, руки прямые вперед. 1-4- круговые вращения локтевым суставам в правую сторону 5-8 круговые вращения локтевым суставом в левую сторону. И.П.- стойка, ноги врозь, руки прямые в стороны. 1-4- круговые вращения плечевым суставам вперед 5-8 круговые вращения плечевым суставом в левую сторону. .И.П.- стойка, ноги врозь, правая на поясе, левая прямая вверх. 1-3 наклоны туловища влево 4 И.П. 5-7 наклоны туловища вправо 8 И.П. И.П.- стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1-4 круговые вращения туловищем в правую сторону 5-8 круговые вращения туловищем в левую сторону. . И.П.- стояка ноги врозь, руки на поясе. правая нога согнута в колене 1-4 круговые вращения влево 5-8 круговые вращения вправо. Тоже левой ногой. И.П.- стояка ноги врозь, Руки на поясе. 1-4 круговые вращения тазобедренным суставом влево. 5-8 круговые вращения тазобедренным суставом вправо. Тоже левой ногой. Распределение на группы. Основная часть. Группа № 1. Работа с веревками. Вязка узлов. Группа № 2. Лазание по скальному рельефу на трудность. 1 ) Техника безопасности при лазании по скальному рельефу. 2. Проверка страховочного снаряжения. 3. Распределение на пары. 4.Лазание -проверка страховки. -выполнение команд: «выдай», «выбери», «закрепи, «спуск». Уборка инвентаря. Туристская полоса препятствий «Ромашка». Распределение учащихся на связки (группы). Установка полосы препятствий. Выдача маршрутных листов. Распределение судей на этапы. Прохождение полосы препятствий: 1 «Маятник» 2. «Нижний траверс». 3. «Гать» 4. «Бревно» 5. «Кочки» 6. «Траверс со страховочным снаряжением.» 7. Теоретический материал. Уборка инвентаря, снаряжения. Заключительная часть. Построение. Подведение итогов эстафеты. (Работа судейской бригады Игра «Север, юг, запад, восток» Анализ урока. Выставление оценок. Рефлексия. Домашнее задание: выпрыгивания из полного приседа 2*8 раз(юн.), 2*6 раз(дев) Упражнение на пресс: 2-15 р(дев) Сгибание разгибание рук в упоре лежа (юн.) 2*12 раз | 12 мин 30 сек 30 сек 30 сек 2 мин 1-1,5 м 5мин 0,30-1 мин. | Дежурный сдает учителю рапорт Проверить осанку, равнение Выполнение команд «Нале-во». «Напра-во», «Кру-гом». Упражнения выполняют поточно в колонне по одному. Соблюдать дистанцию и интервал. Упражнения на восстановления дыхания. Понять голову вверх, посмотреть на руки, поднятые вверх. Выполнять медленно, на 4 счета- один круг. Спина прямая. Следить за осанкой. Следить за осанкой. Руки на уровне плеча, спина прямая. Выполнять без рывка.. руки не сгибать в локтевом суставе. Рука прямая , наклоны как можно глубже в сторону. На 4 счета круг в одну сторону, ноги прямые. Бедро параллельно полу, спина прямая. Круговые движения без рывка. Стопой не касаться пола. Спина прямая. Учащиеся освобожденные уходят в группу № 1. Объяснения задания. Обратить внимание. Задача: залазить как можно выше. Устный опрос учащихся. Проверить наличия возврата в пряжке. Пара формируется согласно весовой категории. Наличие «перекрута» на страховке, проверить карабины. Проверка страховки на высоте 1м Четко выполнять команды, следить за страховкой во время лазания, не отклоняться от маршрута. Класс строиться в шеренгу. Согласно маршрутных листов. Инструктаж по маршрутам. Судьи на этапах- освобожденные по состоянию здоровья учащиеся Старт дается всем связкам одновременно. Каждая связка проходит полосу согласно маршрутного листа. Учитывается время прохождения трассы, правильность выполнения заданий каждым участником. Класс строится в одну шеренгу. Игра на внимание, закрепление направлений для работы с картой по азимуту. Оценивание учащихся по итогам прохождения полосы препятствий. Ребята» Вам понравился урок? Легко ли вам было справиться с заданиями. Что вы сейчас чувствуете? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»
Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»
Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...