РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
учебно-методический материал (физкультура и спорт) по теме
Доклад подготовлен для выступления на краевом фестивале "Инновационный поиск 2013 г"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_kompetentnostnogo_podhoda.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение.
В последнее время произошел качественный скачок в развитии новых технологий, резко возросла потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Одной из важнейших задач современного образования является сохранение здоровья школьников. Поэтому, наравне с решением педагогических задач перед педагогами стоит задача сопоставления учебной нагрузки с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Цель современного учителя физической культуры не только развивать физические способности своих учеников, но и формировать навыки самостоятельных физических занятий, сознательного укрепления тела физическими упражнениями.
Компетенции - это знания, умения, опыт в области физической культуры. Поэтому учитель должен все это передать своему ученику. Это относится не только к его физическим способностям, но и умения вести здоровый образ жизни, организовывать свой досуг и т.д.
Компетентностный подход (В.А.Болотов) - это способность человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций.
На уроках физической культуры и во внеурочной деятельности мы формируем следующие компетенции:
Ключевые компетенции:
Социальная компетенция (спортивные игры как средство развития социальной компетенции):
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.
В игре физические, эмоциональные, умственные качества учащихся включаются в творческий процесс, при котором учащиеся вступают в социальное взаимодействие, а значит, должны обладать социальной компетенцией.
Основными критериями социальной компетенции учащихся, проявляемой (например) в спортивных играх, будут:
• Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
• Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры;
• Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) систематически приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;
• Умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
• Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива;
• Умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры;
• Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками;
• Умение использовать своеобразность функций, закрепленных за игроком.
Познавательная компетенция:
– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.
Личностная компетенция:
– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.
Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию, и др.
Самообразовательная компетенция:
– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.
Компетенция самоконтроля и индивидуального физического развития- особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;
- особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование;
- выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).
Компетентное отношение к собственному здоровью:
– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.
Предметные компетенции:
Оздоровительно-адаптивная компетенция - особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры;
- факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека.
- выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности);
- выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Двигательно-прикладная компетенция - овладение способами и навыками прикладного характера, способствующие дальнейшей профессиональной деятельности (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний):
- выполнять передвижение по гимнастическому бревну с грузом на плечах, преодолевать препятствия способом перелазания, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);
- выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);
- выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Спортивно-рекреативная компетенция связана с формированием физкультурно - спортивного стиля жизни и физкультурно – спортивных компетенций подрастающего поколения. Ее сущность заключается в опосредованном управлении физическим воспитанием детей и молодежи через построение и обогащение физкультурно - спортивной среды, создающей условия и предоставляющей возможности для саморазвития и самовыражения личности.
Проектирование урока физической культуры проходит в несколько этапов:
- Анализ ситуации, определение целей и постановка задач. При этом необходимо совместить задачи физического развития учащихся и задачи развития их социальной компетенции. Объединение этих задач в ходе проведения уроков физкультуры, по моему мнению, является новизной и особенностью этих уроков.
- Определение последовательности шагов в работе учителя и учащихся на уроке.
- Подбор форм, средств и методов взаимодействия педагога и детей на каждом этапе урока. Для решения задач, поставленных на уроке, выбираются преимущественно групповые и командные формы организации деятельности учащихся в каждой из частей урока (подготовительной, основной, заключительной).
- Непосредственное проведение урока и сравнение полученных результатов с тем, что планировалось. Выявление положительных и отрицательных моментов проведенного урока. Уровень готовности учащихся оценивается по двум направлениям: физическая культура и социальная компетентность.
Таким образом, деятельность ученика должна быть высокой степени самостоятельной, носить творческий и исследовательский характер. При формировании ключевых компетентностей необходимо сопровождать учебный материал примерами влияния природных, внешних и внутренних факторов на здоровье человека, методами измерения и определения основных физических характеристик человека
Проявление ключевых компетенций в процессе образования в области физической культуры | ||
Ключевые компетенции | Социальная значимость | Личностная значимость |
1.Общекультурная | Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества | Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом |
2.Учебно-познавательная | Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности | Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом |
3. Коммуникативная | Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам | Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии |
4. Социальная | Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом | Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха |
5. Личностная | Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение | Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма |
Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся | ||
Формируемые компетенции | Цели физического воспитания | Средства физической культуры, умения |
Личностная 1. | Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний | Комплексы лечебной физической культуры. |
2. Социальная, | Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания | Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений. |
3. Учебно-познавательная, компетентность | Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности | Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом. Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности |
4. Общекультурная, личностная | Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом | Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Коммуникативная | Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам | Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии |
Внедрение данной программы по формированию компетенций в учебный процесс поможет сформировать у обучающихся:
•способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
• умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
•готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
•умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
•умение уживаться с другими;
• готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
• умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.
Выпускник школы должен обладать умениями и способностями, которые пригодятся независимо от того, какую профессию он изберет. Эти способности и называются ключевыми компетенциями. Это коммуникативная компетентность (общение) и компетентность в решении проблем (человек способен понять причины проблемы, предложить и воплотить идею решения). Ключевые компетенции – это то, что дает ключ к становлению компетентности. Если эти ключевые компетенции сформированы, это значит, что у человека есть некий особый ресурс достижения высокого уровня компетенции в любом виде деятельности.
Список литературы:
- Андреев А. Знания или компетенции?// Высшее образование в России.-2005.-№2.-С.3-11;
- Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. - http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
- Вербицкий А. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход // http: www.znanie.ru/
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.
- Каникин В.Б. Введение в теорию коммуникации. – Воронеж., ВГУ, 2000.
- Кларин М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. – М., 1997. – с. 337.
- Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А.В.Хуторского в РАО // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Краевский В.В. О культурологическом и компетентностном подходах к формированию содержания образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/
- О.Е.Лебедев. Компетентностный подход в образовании. http://www.nekrasovspb.ru/publication/cgi-bin/publ.cgi?event=3&id=22;
- Носов И.А. Модель учителя физической культуры // Сибирский учитель, №3, 2000.
- Ровен Дж. Компетентность в современном обществе. – М., Когито-центр, 2002.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие для педагогических университетов и институтов повышения квалификации. – М., Народное образование, 1998. – с. 34-28.
- Филатова Л.О.. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования//Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.9-11;
- Фрумин И.О. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9 –ой научно-практической конференции. – Красноярск, 2003. – с. 41-44.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / Доклады 4-й Всероссийской дистанционной августовской педагогической конференции "Обновление российской школы" (26 августа - 10 сентября 2002 г.). - http://www.eidos.ru/conf/
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
- Хуторской А.В.. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов". - http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm;
- Хуторской А. Ключевые компетенции. — Журнал «Народное образование» № 2, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
методический опыт...
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
Методический опыт...
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ О.А.Юрьеваучитель физической культуры СШ№19г. Астана Джон Равен пишет: «Общество нуждается в новых ...
Реализация учебного сотрудничества в рамках компетентностного подхода на уроках физической культуры
Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Обучение в сотрудничестве создает условия для позитивного взаимодействия между ...
Программа самообразования: «Личностно - ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности».
Представлена программа самообразования учителя физической культуры...
Представление педагогического опыта "Новые здоровьесберегающие подходы на уроках физической культуры и во внеурочное время" учителя физической культуры Кваскова Германа Вячеславовича
Состояние здоровья Российских детей вызывает тревогу. Так, диспансеризация детского населения показала, что за 4 года, прошедших от предыдущей диспансеризации, показатели состояния здоровья дете...
Статья - "Реализация идей компетентностного подхода на уроках физической культуры
Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека....