Карта инновационного педагогического опыта
методическая разработка по физкультуре на тему

Лодягин Владимир Владимирович

Актуальность педагогического опыта «Здоровьесберегающее сопровождение учебно - воспитательного процесса в условиях реализации специального (коррекционного) образования в общеобразовательной школе» обусловлена с одной стороны социально-образовательным заказом, и политикой в области образования, определенной на уровне Российской Федерации, с другой востребованностью в практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_innovatsionnogo_opyta.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4 г. Советский

Карта инновационного педагогического опыта

Автор:

Лодягин Владимир Владимирович,

учитель физической культуры

Образование по диплому:

высшее

2000 г. Уральский профессионально - педагогический

университет по специальности «социальный педагог»,

1984 г., Свердловский техникум физической культуры по специальности

«Преподаватель физической культуры» Квалификационная категория:

высшая

г. Советский

Карта инновационного педагогического опыта

1. Формальные параметры:

1.1. Наименование педагогического опыта

Здоровьесберегающее сопровождение

учебно - воспитательного процесса в

условиях реализации специального

(коррекционного) образования в

общеобразовательной школе

1.2. Автор

Лодягин Владимир Владимирович

1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения:

Муниципальное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

г. Советский.

1.4. Период формирования и

функционирования

педагогического

опыта

2007-2011 гг.

1.5. Адрес педагогического опыта

Ханты - Мансийский

автономный округ, Тюменская область,

г. Советский, ул. Советская, 10А.

2.  Содержательные параметры:

2.1.    Актуальность педагогического опыта.

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развитая России исключительно значима и актуальна, поскольку за последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований здравоохранения РФ, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний.

Это, прежде всего, обусловлено ухудшением социально-экономической обстановки, обострением проблем рационального питания, снижением уровня здоровья родителей и детей, наследственностью. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний, здорового образа жизни.

Официально определены три основных факторов риска для здоровья школьников: нерациональная организация образовательного процесса, несоответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьясбережения учащихся и отсутствие в школе целостной системы формирования культуры безопасного образа жизни.

Новые федеральные государственные  образовательные Стандарты предъявляют требования к образовательным учреждениям в части организации здоровьесберегающей деятельности. Оценка здоровьесберегающей деятельности школы не менее важна, чем оценка предметных знаний и умений детей на едином государственном экзамене.

В связи с этим одним из основных направлений деятельности становится формирование системы физического воспитания и развития обучающихся на всех ступенях общего образования. Это должно выразиться в показателе увеличения до 80% доли обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом. Достижение такого результата возможно только посредством совершенствования всей системы физического воспитания, цель которых определена Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской федерации до 2020 года: создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи вести здоровый образ жизни и систематически заниматься физической культурой и спортом.

В Российской Федерации сегодня созданы нормативно - правовые и организационные условия для реализации стратегического приоритета политики в сфере детства - формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. На федеральном и региональном уровне последовательно реализуются:

-        положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 30.11.2010 г.;

-Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

  • Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2010 г. № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников»;
  • Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 № 367-р;

-Концепция    долгосрочного    социально    -    экономического  развития Российской Федерации на период до 2020 года;

-Стратегия   развития   физической   культуры   и   спорта   в   Российской Федерации до 2020  года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 г. № 1101 -р4

-Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской федерации».

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 утверждены Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Данные требования представляют собой систему необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья школьников, сформированы с учетом факторов, оказывающих влияние на здоровье. Настоящие Требования включают в себя 8 групп требований, среди которых:

  • целостность системы формирования культуры здорового образа жизни;
  • рациональная организация образовательного процесса;
  • организация физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работы в образовательном учреждении и др.

Педагогический опыт востребован в практике образовательного учреждения. В школе с 2006/2007 учебного года идет процесс создания специальных условий обучения (воспитания) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья: специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, психолого-педагогическое сопровождение, технические средства коллективного и индивидуального пользования, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие среду образования и жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ с ограниченными возможностями здоровья невозможно (или затруднительно).

Доля обучающихся, которым по заключениям психолого-медико-педагогической комиссии и лечебно-профилактических учреждений, рекомендовано обучение по программам специальных (коррекционных) ОУ VII, VIII вида увеличилось с 10% в 2006 до 20% в 2011 году. Из общего количества детей с отклонениями в развитии 47% являются инвалидами детства.

В школе №4 актуальна проблема роста заболеваемости школьников: по результатам профилактических осмотров различные заболевания регистрируются у 61% подростков. Отмечается увеличение диспансерного контингента школьников (30%), которые имеют одно и более хронических заболеваний. Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни опорно-двигательного аппарата (9,5%), органов дыхания (6,3%), сердечно - сосудистой системы (3,8%), патологии эндокринной системы (5,7%), кариес (19,7%).

Таким образом, актуальность педагогического опыта «Здоровьесберегающее сопровождение учебно - воспитательного процесса в условиях реализации специального (коррекционного) образования в общеобразовательной школе» обусловлена с одной стороны социально-образовательным заказом, и политикой в области образования, определенной на уровне Российской Федерации, с другой востребованностью в практике.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта.

Система педагогического опыта имеет следующие содержательные формы:

2.2.1.«Комплексная программа физической подготовки с учетом
регионального компонента»

Программа направлена как на увеличение двигательной активности школьников, так и на формирование понятия здорового образа жизни как основной человеческой ценности. Уроки рационально сочетают в себе как практические занятия спортом и коррекционной физической культурой, так и теоретические, рассматривающие основы гигиены физического воспитания и закаливания, основы воспитания физических качеств, основы тестирования и самоконтроль.

Учебный материал сочетает в себе обще развивающие упражнения и игровые моменты, способные заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к двигательной активности.

Комплексная программа состоит из нескольких разделов: конькобежный спорт, настольный теннис, мини -футбол. Отдельным разделом выделены «Губернаторские тесты» как форма контроля за уровнем физической подготовленности детей.

2.2.2.Методические рекомендации для составления программы диагностики  и  коррекции  нарушений  осанки  и  физического  развития детей, по проведению физкультминуток в начальной школе.

Рекомендации содержат описание условий, необходимых для профилактики нарушений осанки как дома, так и в школе, перечень и описание основных методов коррекции, описание методики проведения занятий лечебной физкультуры.

Большую ценность для школы, работающей над сохранением здоровья школьников, имеют подготовленные рекомендации по проведению физкультминуток в начальной школе. Физкультминутки играют важную роль в преодолении утомляемости школьника на уроке. Данные рекомендации соотносят физические и предмет, на котором они проводятся, интересны по своему содержанию, в них присутствуют игровые элементы.

2.2.3.Рабочая программа по лечебной физической культуре. На основе программы курса лечебной физкультуры, составители: Козырева Н. Б. Волошина Е.Ю., инструкторы лечебной физкультуры г. Нягань 2004г., разработана программа по лечебной физической культуре для детей школьного возраста.

Предмет изучения лечебной физкультуры - это, прежде всего, физическая активность - одно из необходимых условий жизни, имеющее не только биологическое, но и социальное значение. ЛФК является:

  • методом неспецифической терапии, а применяемые физические упражнения   -   неспецифическими   раздражителями.   Они   вовлекают   в ответную реакцию все звенья нервной системы;
  • методом патогенетической терапии, систематическое применение физических упражнений способно повлиять на реактивность организма, как на общую реакцию, так и ее местное проявление; методом активной функциональной терапии, т.к. регулярная дозированная   тренировка   стимулирует,   тренирует   весь    организм   к возрастающим физическим нагрузкам, что, в конечном итоге, приводит к функциональной адаптации;
  • методом поддерживающей терапии, применяемой обычно на завершающих этапах медицинской реабилитации.

2.3.4.Рабочие программы по «Баскетболу», «Мини-футболу».

В целях физического воспитания обучающихся образовательной школы, содействия улучшению здоровья и на этой основе обеспечения нормального физического развития растущего организма и разносторонней физической подготовленности организованы спортивные секции: 2008/2009 - баскетбол; 2010/2011 - мини-футбол. Это способствует приобретению обучающимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни. Рабочие программы по «Баскетболу», «Мини-футболу» направлены на привитие детям умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки, призваны подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом.

2.3.5.Педагогический проект «Слагаемые здоровья.
Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса в адаптивной школе», 2007 год.

В целях разработки и внедрения в учебно - воспитательный процесс школы психолого - педагогических условий, чтобы школьники через разнообразные виды школьной деятельности получали возможность сохранения и развития своего физического и психического здоровья, разработан педагогический проект «Слагаемые здоровья. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса в адаптивной школе».

Данный проект имеет своим результатом:

  • Организацию  деятельности  Координационного  совета  школы  по охране здоровья детей.
  • Организацию конкурсных мероприятий в школе: «Самый здоровый класс», «Самый спортивный ученик» и др.
  • Использование   третьего   часа   физической   культуры   с   целью регионализации спортивного воспитания.
  • Организация уроков лечебной физической культуры.

2.3.6.Педагогический проект «Шаги к успеху. Здоровое поколение». 2011 год.

Цель проекта:

  • Формирование системы спортивно - оздоровительной работы с детьми,      с      ослабленным      состоянием      здоровья.      Личностно ориентированный подход в работе с учётом заболеваний.
  • Реализация комплексной системы по оздоровлению учащихся с ослабленным  состоянием  здоровья  и формированию  здорового  образа жизни.
  • Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием. Постепенная адаптация организма к физическим      нагрузкам,      расширение     диапазона     функциональных возможностей организма.

Для реализации цели поставлены задачи проекта:

  • Разработать эффективную методику изучения двигательных способностей детей;
  • Наблюдать за процессом физического роста каждого ребенка в динамике его развития;
  • Анализировать полученные данные и разработать всем учащимся индивидуальную траекторию их физического развития;
  • Внедрять        в        процесс        мониторинга нформационно-коммуникационные технологии.
  • Воспитание навыка регулярного выполнения оздоровительных упражнений,    рекомендованных    учащемуся    с    учетом    особенностей имеющегося у него заболевания. Обучение способом самоконтроля при выполнении физических нагрузок.
  • Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств.    Закаливание   организма,    повышение   его    защитных   сил   и сопротивляемости.

Если значительные потери здоровья детей и подростков связаны в основном с обучением в школе, а также с несформированностью культуры ЗОЖ, то внедрение личностно - ориентированного подхода к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся позволит сохранить и повысить уровень здоровья и общей культуры школьников.

Проект предполагает изменения в методиках и технологиях преподавания уроков физической культуры, формах организации внеклассной деятельности.

Организована система мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, в частности это:

  • Соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • Улучшение материально-технической базы школы;
  • Организация спортивно-оздоровительной работы в школе;
  • Использование    здоровьесберегающих    технологий    в    организации учебно-воспитательного процесса;
  • Работа спортивных секций с учетом возрастных и  физиологических особенностей.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта

Новизна педагогического опыта заключается в комплексном решении задач физического воспитания обучающихся. Комплексное решение задач имеет следующие составляющие:

  • удовлетворение потребностей организма в двигательной активности при использовании видов спорта как средства физического воспитания
  • ответственность обучающихся за своё физическое здоровье как условие биологического, психического и социального здоровья
  • содержание основного и дополнительного образования

сочетание охранительной и тренирующей стратегии. Для учащихся создан такой уровень учебной нагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося) соответствует тренирующему режиму, таким образом, является охранительным (щадящим), ниже утомляющего. Для каждого ученика составлен оптимальный уровень нагрузки.

2.4. Методологическая база педагогического опыта.

В основе построения педагогического опыта находится
междисциплинарный
        подход.        Основными составляющими

междисциплинарного подхода являются системный, динамический, практико-деятельностный      и      личностно-ориентированный      подходы.

Системный подход.

С позиций системного подхода здоровье понимается, с одной стороны, как значимый структурный элемент личности, с другой стороны, как многомерное динамическое состояние, взаимосвязанная совокупность трёх составляющих - физического, психического и социального здоровья. Отклонения в одном из видов здоровья непременно сказывается на другом, что приводит к снижению устойчивости организма к воздействию патогенных факторов, нарушает взаимодействие человека с окружающей средой и препятствует осуществлению его биологических и социальных функций.

В соответствии с системным подходом здоровьесбережение и деятельность по его формированию рассматривается как определенный процесс, система, элементы которой связаны и взаимообусловлены. Системный подход также определяет необходимость участия в здоровьесберегающей деятельности всех участников образовательного процесса - педагогов, обучающихся и их родителей.

Динамический подход.

С позиций динамического подхода система здоровьесбережения должна рассматриваться как динамическая система, способная к изменению, развитию. Динамический подход предполагает необходимость выявления системных характеристик здоровьесбережения не только в сегодняшнем, актуальном  состоянии, но и в динамике, в перспективе, с учётом зоны ближайшего        развития        человека.

Изучается здоровьесберегающий     потенциал     человека,     его     резервы, обучаемость   и   самообучаемость   основам   сохранения   и   укрепления здоровья.

Практико - деятельностный подход.

В соответствии с практико-деятельностным подходом, координатами, определяющими развитие в образовании в целом, являются ведущая деятельность и  возраст обучающихся.   Это  означает,  что для каждого конкретного периода образования и обучения система задач и действий, выполняемых обучающимися, должна быть адекватна ведущей деятельности конкретного возрастного периода и является условием и движущей силой развития        ребёнка.

           В педагогическом опыте основные положения практико-деятельностного подхода реализуются в учёте индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значении видов деятельности и форм общения для определения целей здоровьесбережения и путей их достижения.

Личностно - ориентированный подход

При применении личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса приоритет отдаётся потребностям и интересам человека, созданию условий для развития его ресурсов, творческих возможностей, устранению факторов, тормозящих развитие человека.

В соответствии с личностно-ориентированным подходом педагогический опыт в центр образовательной системы ставит личность участников образовательного процесса, обеспечение безопасных, комфортных условий для развития и реализации природных возможностей.

Содержание методологических подходов, определяющих направления формирования у участников образовательного процесса ценностей здоровья и здорового образа жизни, конкретизируется в основных принципах    создания    здоровьесберегающей    образовательной    среды:

  • принцип приоритета - обеспечение в образовательной деятельности приоритета программ, методик и технологий, обладающих здоровьесохраняющим        и      здоровьеразвивающим     потенциалом;
  • принцип природосообразности - осуществление образования и воспитания с учетом имеющегося потенциала, на основании закономерностей        внутреннего        развития личности;
  • принцип преемственности - обеспечение преемственности между целями, содержанием, формами, методами и характером психолого-педагогического взаимодействия, валеологизации образовательного процесса и технологиями развития физического и психологического адаптационного ресурса личности;
  •  принцип непрерывности -обеспечение непрерывности здоровьесберегающего процесса и обучения здоровому   образу   жизни   на  всех  этапах   образовательного   процесса;
  • принцип целостности - осуществление комплексного развития познавательной, эмоциональной и личностной сферы всех участников образовательного процесса, а также направленность здоровьесберегающих воздействий на физический, психический и социальный компоненты здоровья.

- принцип   индивидуализации   -   индивидуализация   содержания,   форм, методов и психолого-педагогических средств достижения идеалов здоровьесбережения;

- принцип    интеграции    -    осуществление    междисциплинарных    и межведомственных        взаимодействий        в        деятельности        по

здоровьесбережению; участие в организации здоровьесбережения педагогов, психологов, медиков, родителей; интеграция межпредметных связей в системе преподавания, центром которой является человек.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Основная идея педагогического опыта - идея формирования ценности здоровья и здорового образа жизни посредством создания здоровьесберегающей образовательной среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями участников образовательного процесса.

Основные ключевые элементы, определяющие смысловую направленность педагогического опыта отражены в педагогическом проекте «Шаги к успеху. Здоровое поколение»:

  • Формирование системы спортивно - оздоровительной работы с детьми, с ослабленным состоянием здоровья. Личностно - ориентированный подход в работе с учётом заболеваний.
  • Реализация комплексной системы по оздоровлению учащихся с ослабленным состоянием здоровья и формированию здорового образа жизни.
  • Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием. Постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам, расширение диапазона функциональных возможностей организма.

Проект предполагает изменения в методиках и технологиях преподавания уроков физической культуры, формах организации внеклассной деятельности.

В школе организована работа с учащимися с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, что требует существенного ограничения физических нагрузок, определенных учебной программой:

- из детей, диагноз которых подтвержден компетентными медицинскими организациями, формируются специальные физкультурные группы;

- преподавание физической культуры в группах осуществляется по программе, разработанной методическим объединением учителей физической культуры на основе программы по физической культуре для учащихся специальных медицинских групп 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Авт.-сост.  А. П. Матвеев, Т.  В. Петрова, Л. В. Каверкина, утвержденной Министерством просвещения СССР;

- в программе предусматриваются следующие практические разделы: спортивные игры, легкая атлетика, лыжи, гимнастику заменили на фитнес, который включает аэробику и силовой фитнес, футбол, раздел плавание, за не имением бассейна, заменили на восточные оздоровительные системы и танцевальные движения;

-кроме того, в учебный материал добавлены специальные упражнения оздоровительного характера (корректирующие осанку, дыхательные и др.).

Классификация клинических заболеваний ослабленных детей.

Как правило, ослабленные дети, имеющие клинические диагнозы, ведут малоподвижный образ жизни, нормальный двигательный режим для них может на первых порах явиться сильным раздражителем. Поэтому перед учителем и врачом стоит задача кропотливо подбирать оптимальный индивидуальный двигательный режим и убеждать каждого ученика, что только систематические занятия физкультурой помогут ему избавиться от недуга.

Опыт работы с детьми, у которых имеются проблемы со здоровьем, позволяет классифицировать их заболевания по трем основным группам:

  1. Нарушения опорно-двигательного аппарата
  2. Заболевания сердечно-сосудистой системы
  3. Бронхо-легочная патология

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта.

Педагогический проект рассчитана основную массу детей, имеющих 1 и 2 группы здоровья, таких большинство, но есть и такие, которым противопоказаны физические нагрузки, предусмотренные образовательной программой и нормативами. Эти учащиеся не могут полностью реализовать себя в двигательной активности.

Проблему определяют следующие противоречия:

  • Желания детей подготовительной и специальной группы здоровья заниматься физической культурой и несоответствие нормативов физическим возможностям этих учащихся.
  • Отсутствие специальных программ для детей, страдающих хроническими заболеваниями и задачей стопроцентного охвата занятиями физической культурой.

Таким образом, основными субъектами педагогического опыта являются обучающиеся на ступенях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, имеющие основную группу здоровья, подготовительную и специальные медицинские показания.

2.7.        Социальная направленность педагогического опыта.

Взаимосвязь семьи, школы и общества настолько естественна, что рассматривать педагогический опыт вне контекста социальной среды не имеет смысла. Социальная направленность педагогического проекта выражена в:

-интеграции общего и дополнительного образования;

-вовлечении детей в спортивные секции и клубы;

-опыте по использованию современных технологий, средств и
методов сохранения, укрепления физического, психического, социального и духовно-личностного здоровья обучающихся;

-организации воспитательных мероприятий физкультурно-
оздоровительной направленности.

Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта:

  • изучается и адаптируется опыт других педагогов, формируется собственная педагогическая технология;
  • приобретаются и осваиваются инновационные педагогические технологии: использование информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
  • формируются навыки создания учебных программ, образовательных и воспитательных проектов;
  • формируется опыт межличностных отношений;
  • формируется опыт межведомственного сотрудничествами.

2.8.Воспроизводимость педагогического опыта.

  1. Занятия в рамках программы (Комплексная программа физической
    подготовки с учетом регионального компонента) по настольному теннису используются не только для уроков физической культуры, но и для дополнительных занятий с учащимися, страдающими миопией, так как научно доказано, что занятия теннисом (слежение за движением мяча) являются мощной тренировкой глазных мышц. Это особенно актуально, так как данные за последние годы показывают, что процент учащихся с заболеваниями глаз достигает 26% от общего количества детей.
  2. Методические рекомендации для составления программы диагностики и коррекции нарушений осанки и физического развития детей, по проведению физкультминуток в начальной школе представлены на районных методических объединениях учителей физической культуры и используются в школах города и района.

Методики и технологии преподавания уроков физической культуры, формы организации внеклассной деятельности в рамках педагогического проекта «Шаги к успеху.  Здоровое поколение» могут быть   использованы   в   общеобразовательных   школах   при   организации уроков физической культуры и ЛФК.

Таким образом, педагогический опыт может использоваться как в образовательном учреждении, так и на муниципальном и региональном уровнях.

2.9.       Ресурсное       обеспечение       педагогического       опыта.

Характеристика минимальных требований к кадровому обеспечению:

  • Педагогический коллектив отличается стабильностью, отсутствует текучесть кадров.
  • Созданы мотивационные условия для повышения качественного уровня педагогического персонала через прохождение аттестации.
  • Основная часть педагогов обеспечена педагогической нагрузкой.

Характеристика  минимальных  требований   к  учебно  -  методическому обеспечению:

Использование учебно - методической литературы:

  • Физкультура. 5-11 классы: календарно-тематическое планирование по трехчасовой программе / авт.-сост. В. И. Виненко- Волгоград: Учитель, 2006.
  • Петров П. К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.
  • Физкультура: тематическое планирование по2- и 3-часовой программам. 1-11 классы / сост. К. Р. Мамедов. - Волгоград: Учитель, 2007.
  • Осинцев В. В. Лыжная подготовка в школе: 1-11 кл.: Метод. Пособие. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  • Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов.: В.И.Лях, А.А. Зданевич. -М.: Просвещение, 2007.
  • Образовательная программа «Физическая культура » (А.П.Матвеев) М. «Просвещение» 2009 г.

Систематизация средств обучения, разработка методических пособий:

  • Комплексная программа физической подготовки школьников с учетом регионального компонента, 2009.
  • Методические рекомендации «Подготовка учителя физической культуры к уроку».
  • Методические рекомендации «Физкультминутки на уроках для детей младшего школьного возраста».
  •         Методические рекомендации «Губернаторские тесты через
    содержание учебного предмета.
  • Наличие медиатеки, электронных образовательных ресурсов:

  • Видеопособие по обучению детей гимнастическим упражнениям, 5 -11 класс.
  • СД «Организация спортивной работы в школе» - издательство Учитель 2010.
  • СД «История Спорта».
  • СД «Физическая культура 1-11 классы» - издательство Учитель 2010.

Характеристика  минимальных требований  к  материально  -техническому обеспечению: Спортивный инвентарь и  оборудование:

  • Спортивные залы (большой и малый), лыжная база
  • Стадион (яма для прыжков в длину, ворота футбольные, беговая дорожка, трибуна)
  • Оборудование: мячи баскетбольные, гандбольные, футбольные, стойки, обручи, маты, коврики, шведские стенки, гимнастические снаряды, кегли, скакалки, мячики метательные, ворота гандбольные.
  • Компьютер, магнитофон, музыкальный центр
  • Секундомеры, свистки, силомеры, спортивная игровая форма

3. Результативные параметры:

3.1.    Эффективность    педагогического    опыта    с    точки    зрения полученных результатов.

Увеличение количества учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровня

Анализ         протоколов олимпиад      школьного       и муниципального уровня

2008/2009

2009-2010

2010-2011

Школьный уровень

Количество участников Количество призеров

10 6

10 6

12 6

Муниципальный уровень

Количество участников Количество призеров

2 1

2

2 2

Список призеров и победителей олимпиад муниципального уровня

Учебный год

ФИ

Класс

Место

2008-2009

Кашлева Мария

9А класс

3 место

2010-2011 учебный год

Пупышева Дарья

7А класс

1 место

Сулейманов Талех

7А класс

3 место

Применение практико - ориентированного, деятельностного подхода в организации внеклассной работы обеспечило подготовку победителей и призеров спортивных соревнований муниципального уровня (2008 - 2010).

Соревнования

Место

2010 -2011 г.

Количество участников

Эстафета   среди    1-2    классов общеобразовательных      учреждений Советского       района       в       честь празднования «Дня Весны и труда»

1

8

Турнир      по      мини-футболу, посвященному   65-   той   годовщине Победы   в   Великой   Отечественной войне    среди    общеобразовательных

учреждений

3

12

Соревнования по мини-футболу среди     5-6 классов общеобразовательных     учреждений Советского   района       в  честь празднования «Дня весны и труда»

2

12

Легкоатлетическая       эстафета, посвященная    Дню Победы в ВОВ среди 9-11 классов

3

12

Легкоатлетическая       эстафета, посвященная    Дню Победы в ВОВ среди 5-8 классов

3

12

Муниципальный      этап      VIII Всероссийского                   спортивно-оздоровительного                 фестиваля школьников                «Президентские состязания»    среди    учащихся    7-х классов ОУ Советского района

2

12

3.2. Распространение педагогического опыта.

Опыт работы над методической темой «Здоровьесберегающее сопровождение учебно - воспитательного процесса в условиях реализации специального (коррекционного) образования в общеобразовательной школе» представлен на заседаниях районных методических объединений учителей физической культуры в 2009, 2010, 2011 г.; размещен на сайтах общеобразовательного учреждения, межшкольного методического центра.

Показатели

2009

2010

2011

Муниципальный уровень

ьный уровень

Участие в работе

«Технология

«Организация

«Здоровь

методического

формирования

системы

есберегающее

объединения

оздоровительного

иросветительско

сопровождение

(темы доклада)

режима ученика»

и и методической

учебно-

работы                с

воспитательног

участниками

о    процесса    в

образовательного

условиях

процесса           по

реализации

вопросам

специального

организации

(коррекционно

здорового образа

го)

жизни»

образования    в общеобразоват

ельнои школе»

Признание опыта педагогическим сообществом - участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах

Нахожусь в постоянном творческом поиске, являюсь участником всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации». Педагогические проекты: «Слагаемые здоровья. Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса», «Шаги к успеху. Здоровое поколение» отмечены дипломами лауреата II степени (2007, 2011 гг.). Являюсь победителем муниципального конкурса «Спортивная элита 2007» в номинации «Учитель физической культуры», победителем муниципального конкурса «Лучший педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения Советского района» (2011 г.)

Участие  в     муниципальных,     федеральных  профессиональных конкурсах

Форма участия

2007

2010

2011

Уча стие        в конкурсах

•Всероссийский
конкурс «Педагогические
инновации    -    2007»    -диплом 2 степени.

•Муниципальный
конкурс    «Спортивная
элита 2007» - Победитель
в   номинации   «Учитель
физической культуры»

Всероссийский

конкурс

«Педагогические

инновации

2010»

сертификат

участника

Всероссийский конкурс

«Педагогические инновации  -  2011»   -диплом 2 степени

Муниципальный конкурс на получение премии               Главы Советского       района «Лучший          педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения Советского района»   -диплом победителя

В

составе жюри

Муниципальный этап          всероссийского конкурса «Педагог года»

Муниципальный   этап всероссийского конкурса       «Педагог года»

Повышение квалификации

Тема курсов

Практико - ориентированный мониторинг физического развития и физической подготовленности детей, подростков и молодежи образовательных учреждений

Место прохождение

Г. Югорск, 2008 г.

№ удостоверения

4856

3.3.       Стабильность   педагогической  эффективности заявленного опыта.

             Добиваюсь        устойчивых        положительных  результатов образовательной деятельности. При 100% успеваемости качество обученности по предмету в 2009 - 2011 гг. составило 70-80%>. Качество результатов итоговой аттестации за курс основного общего образования за последние три года в среднем составляет 76%.

Позитивная динамика общей успеваемости по физической культуре (процент учащихся не имеющих «2» по итогам учебного года и полугодия)
за последние три года

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

полугодие

год

полугодие

год

полугодие

год

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Позитивная    динамика    «качества    обученности»    учащихся    по физической культуре за последние три года

2008-2009 уч.г.

2009-201

0 уч.г.

2010-2011 уч.г.

полугодие

год

полугодие

год

полугодие

год

70%

76%

72%

78%

80%

80%

Результаты итоговой аттестации по физической культуре

2008-2009 уч.г.

2009-2010 уч.г.

2010-2011 уч.г.

-

85%

-

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта.

Направление

Доля педагогов и обучающихся,

участвующих в осуществлении

педагогического опыта

Организационно-деятельностное

15% обучающихся на уровне образовательного учреждения

Научно - методическое

10% педагогов на муниципальном уровне

Информационно- методическое

90% педагогов на уровне образовательного учреждения

Материально - техническое

100% учителей физической культуры

3.5. Обобщение и распространение опыта

2009

2010

2011

Методические

Публикация    на

Педагогический

рекомендации

сайте школы:

проект «Шаги к успеху.

«Подготовка учителя        учителя

Наставничество

Здоровое поколение»      поколение»

физической   культуры   к

в педагогической         педагогической

размещен      на сайте     сайте

уроку»

среде

общеобразовательного

«Физкультминутки

86sch4-sov.edusite.ru

учреждения:         8б5сп4-

на    уроках  для детей   детей

86sch4-sov.edusite.ru

младшего школьного        школьного

возраста»

«Губернаторские

тесты   через содержание  содержание

учебного предмета»

Автор опыта:      __________  В.В. Лодягин

Директор школы  _________  В.И. Эдель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта педагога

Описание своего педагогического опыта в виде сводной таблицы...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся средней школы....

Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя

Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Представление собственного инновационного педагогического опыт...

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Педагогическая идея:Школа  несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразовательной подготовки определяет базис общей культуры человека...

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Социальные проекты имеют исключительную актуальность и важность для современного этапа социального развития России. Социальная направленность способствует развитию гражданской позиции обучающихся, п...