"Организация внеурочной деятельности по плаванию"
методическая разработка по физкультуре на тему
"Организация внеурочной деятельности по плаванию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-_kopiya.docx | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте!
Представляю Вам доклад: "Организация внеурочной деятельности по плаванию"
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами.
Младший школьный возраст - это тот уникальный сенситивный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и саморегуляции, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной саморегуляции, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.
В связи с этим одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, психологически здоровой образовательной среды, способствующей воспитанию у детей привычек, а затем и потребностей в здоровом образе жизни, формирования навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления здоровья.
Согласно новому федеральному государственному образовательному стандарту общего образования внеурочная деятельность является обязательным компонентом.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растёт количество функциональных отклонений ,особенно со стороны опорно –двигательного аппарата , большое значение приобрела потребность в организации внеурочной деятельности по плаванию в нашей школе.
На родительских собраниях вначале учебного года я провела анкетирование родителей ,где было выявлено количество детей желающих посещать внеурочную деятельность по плаванию, а также какие результаты они ожидают получить от занятий :
Ожидаемые результаты
-Увеличение учащихся умеющих плавать
-Увеличение учащихся регулярно посещающих плавательный бассейн
-Изменение динамики заболеваемости острыми респираторными заболеваниями у детей в сторону понижения негативных показателей
-Снижения количества несчастных случаев на воде с участием детей.
Набирая детей в группы я предлагаю пройти тест «Моё здоровье» ,который помогает мне выявить мотивацию детей к внеурочным занятиям по плаванию ,а детям обратить внимание на своё здоровье.
Тест “Моё здоровье” включает в себя следующие вопросы:
Сколько раз в неделю ты посещаешь бассейн?
Как часто ты болеешь простудными заболеваниями?
Есть ли у тебя нарушение осанки?
Какие стили плавания ты знаешь?
Нравится ли тебе заниматься плаванием?
По итогам подсчета очков ребенку оглашается полученный результат, сформулированный в виде обращения:
-ты в полном порядке!
-уделяй больше внимания своему здоровью!
- пора подумать серьёзно о своём здоровье!
Будь здоров!
Рабочая программа внеурочной деятельности по плаванию для 1-4го классов разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы внеурочной деятельности.
Программа внеурочной деятельности по плаванию направлена на спортивно-оздоровительный процесс. Она определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования, включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Учащиеся МОУ СОШ № 11, занимающиеся внеурочной деятельностью проходят курс обучения плаванию, составляющий 68 часов в год, 2 часа в неделю для 2-4 классов и 66часов в год ,2 часа в неделю для 1 классов.
Основной идеей программы является:
Реализация программы обучения плаванию на всех уровнях процесса обучения, создание условий для самореализации личности ребёнка.
Программа решает следующие задачи:
- Выработать у учащихся положительный интерес к занятиям плаванием.
- Овладеть жизненно необходимым навыком плавания.
- Обучать и совершенствовать технику основных стилей спортивного плавания (кроль на груди, кроль на спине, брасс, баттерфляй).
- Укреплять здоровье учащихся, повышать и поддерживать на оптимальном уровне физическую и умственную работоспособность, спортивную тренированность.
- Прививать необходимые теоретические знания в области гигиены, медицины, физической культуры и спортивного плавания.
- Развивать и совершенствовать физические качества, поддерживая их на высоком уровне, на протяжении всех лет обучения.
7. Воспитывать высокие нравственные качества: чувство коллективизма, взаимопомощи.
Для успешного обучения плаванию соблюдаю основные педагогические принципы, отражающие методические закономерности обучения и воспитания, – принципы сознательности и активности, систематичности, доступности, наглядности и индивидуализации.
При обучении плаванию пользуюсь тремя основными группами методов: словесными, наглядными и практическими.
Словесные методы используя описание, объяснение, рассказ, беседу, разбор, давая указания, оценку действий, команды и распоряжения, подсчет, помогают ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, направленность воздействия, осмыслить и устранить ошибки.
Краткая, точная, образная и понятная речь педагога повышает эффективность применения этих методов. В связи со спецификой плавания все необходимые объяснения, разборы, оценки проводятся в подготовительной и заключительной частях урока на суше. Анализ и обсуждение допускаемых ошибок при выполнении упражнений, нарушений правил игры и др. Использование этого метода нацеливает учеников на корректировку своих действий. Указание чаще всего носит методический характер, акцентируя внимание на деталях или ключевых моментах выполняемого движения, освоение которых дает возможность, затем выполнить упражнение в целом. Методические указания на уроках плавания даются для предупреждения и устранения ошибок перед выполнением каждого упражнения, во время и после него. Указания уточняют отдельные моменты в выполнении упражнения, - разъясняют условия для правильного его воспроизведения, подсказывают ощущения, которые должны возникать при этом. Команды и распоряжения применяются для управления группой и процессом обучения. Урок плавания, как на суше, так и в воде проводился под команду преподавателя. Команды и распоряжения подавались громко, четко.
Наглядные методы. Использование наглядных методов помогает создать у занимающихся конкретные представления об изучаемом движении, что особенно важно при обучении спортивной технике. Просмотр изучаемого движения с одновременным воспроизведением темпа или ритма создают представление о форме и характере его воспроизведения. Наряду с образным объяснением наглядное восприятие помогает понять сущность движения, что способствует быстрому и прочному его освоению. Особенно велика роль наглядного восприятия при обучении детей. Сильно выраженная склонность к подражанию, особенно у младших школьников, делает наглядность наиболее эффективной формой обучения движениям. К наглядным методам относятся показ упражнений и техники плавания, использование учебных пособий.
Метод упражнений. Этот метод характеризуется многократным выполнением движения в целом и по частям с учетом величины физической нагрузки, которая регулируется путем изменения количества выполняемых упражнений в уроке, их сложности, количества повторений, темпа выполнения, продолжительности отдыха между упражнениями .
Изучение техники плавания проводилось путем многократного выполнения отдельных ее элементов, направленного на овладение способом плавания в целом, т.е. применяются два метода разучивания – по частям и в целом. Все упражнения, используемые в процессе обучения плаванию, составляют единую методическую систему, - предусматривающую последовательность изучения отдельных упражнений, подводящих к освоению техники плавания в целом.
Метод разучивания по частям. Разучивание по частям облегчает освоение техники плавания, уменьшает количество допускаемых ошибок. Освоение отдельных элементов техники расширяет двигательный опыт, обогащая моторику занимающегося. Основу метода разучивания по частям составляет система подводящих упражнений, последовательное изучение которых ведет в конечном итоге к освоению способа плавания в целом. В процессе начального обучения плаванию применяется большое количество подводящих упражнений, которые по структуре сходны с движениями изучаемого способа плавания. Как уже говорилось, в основе разработки этих упражнении лежит «положительный перенос» двигательных навыков, который проявляется наиболее эффективно на начальных этапах обучения.
Широкое использование этих упражнений не только реализует принцип доступности в практике начального обучения, но и постепенно подводит обучаемого к целостному выполнению двигательного действия, уменьшая при этом количество допускаемых ошибок. Разучивание по частям на начальных этапах обучения плаванию психологически мотивировано, так как освоение простейших движений приносит моральное удовлетворение, воспитывает уверенность в своих силах, что особенно важно на первых шагах обучения.
Метод разучивания в целом. Сюда входит плавание с полной координацией движений, а также плавание с помощью движений ног и рук с различными вариантами сочетания этих движений. Этот метод применяется на завершающих этапах освоения техники способа плавания после изучения ее элементов по частям. Совершенствование техники плавания проводится только путем целостного выполнения плавательных движений:
проплывание коротких отрезков с задержкой дыхания; проплывание коротких отрезков кролем с дыханием через 2–3 гребка; плавание с помощью рук кролем и выдохами в воду с поплавком между ногами и другие упражнения. Затем по мере освоения техники чередуют плавание в облегченных и плавание в обычных условиях, постепенно переходя па плавание с полной координацией движений.
Соревновательный и игровой методы. У этих методов есть много общего. Они широко применяются при начальном обучении плаванию для повышения эмоциональности и динамизма занятий.
Соревновательный метод. Его отличают следующие признаки:
1) достижение победы в результате предельной мобилизации своих возможностей
2) умение показывать максимальный уровень физической и психической подготовленности в борьбе за первенство. Все это предъявляет высокие требования к морально-волевым качествам, содействуя воспитанию волн, настойчивости, самообладания уже на первых занятиях в бассейне. Применение соревновательного метода дает большую физическую и психическую нагрузку, чем обычный метод многократных повторений.
Игровой метод. Для него характерны:
1) эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;
2) вариативное применение полученных умений и навыков в связи с изменяющимися условиями игры;
3) умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
4) комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, быстроты, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе и др. Игра помогает воспитанию чувства товарищества, выдержки, сознательной дисциплины, умения подчинять своп желания интересам коллектива. Игра, как и соревнование, повышает эмоциональность занятий плаванием, являясь хорошим средством переключения с однообразных, монотонных движений, характерных для плавания. Поэтому соревновательный и игровой методы необходимо применять с первых уроков плавания.
Программа по плаванию для 1-4 класса представлена теоретическим, практическим и контрольным разделами.
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях плаванием. Техника безопасности на занятиях в бассейне. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средство укрепления здоровья. Вспомогательные средства для занятий плаванием.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца.
Имитационные и подводящие упражнения.
Практический раздел рассмотри поподробнее.
Упражнения для освоения с водой: ходьба и бег по дну бассейна, «Поплавок», « Звёздочка», «Медуза», выдохи в воду, выполняются для обеих возрастных категорий.
Кроль на груди:
Для программы 1 класса выполняются
Движения ног кролем: сидя на бортике, лежа на груди с опорой о бортик бассейна и опусканием лица в воду на задержке дыхания, в скольжении. Плавание на груди с движением ног кролем на задержке дыхания. Плавание с движением ног в согласовании с дыханием с дощечкой.
Движения рук кролем: гребок правой, левой, одновременные. Плавание отрезков с помощью гребков руками на задержке дыхания.
Для 4-го класса добавляется элемент
Кроль на груди в полной координации: отрезки на выполнение техники плавания, отрезки на скорость преодоления дистанции.
Кроль на спине:
Для 1-4 класса выполняются следующие элементы:
Движение ног: сидя на бортике бассейна, с опорой о бортик, в скольжении. Плавание отрезков на спине с движением ног кролем и различным исходным положением рук и с дощечкой.
Движения рук: Гребок правой, левой, одновременные, попеременные.
Для 4-го класса в программу включаются:
Кроль на спине в полной координации: отрезки на выполнение техники плавания, отрезки на скорость преодоления дистанции.
Поворот «Маятник»: в плавании кролем на груди и кроль на спине.
Баттерфляй: движения ног в плавании баттерфляй (на груди, на спине, на боку)
Брасс: движения ног в плавании брасс
Широко используются такие элементы обучения как
Прыжки в воду: в длину, «солдатик», спад в воду.
Игры в воде: «Насосы», «Кто дольше?», «Морской бой», «Караси и щуки», эстафеты.
В результате изучения курса обучающийся должен знать:
Названия плавательных упражнений.
Способов плавания и предметов для обучения.
Влияние плавания на состояние здоровья.
Правила гигиены, техники безопасности и поведения в экстремальной ситуации
Каждый ученик должен уметь проплыть 25 метров вольным стилем.
Актуальным вопросом на сегодняшний день является укрепление здоровья младших школьников. В связи с этим необходимо подчеркнуть оздоровительное значение плавания. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии, относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.
При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.
Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Особенность изучаемого курса состоит не только в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, но и в том, что занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Эти и другие морально-волевые качества формируются входе правильно организованных и регулярных уроков, а также во время соревнований.
Весьма важно прикладное значение плавания. К прикладному плаванию относят ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.
Отличительными чертами данной программы является то, что большое внимание уделено игровому фактору. Игра – это естественная потребность ребёнка, удовлетворение которой позволяет проводить занятие на высоком эмоциональном уровне; делать более эффективными подготовительные упражнения; выявлять предрасположенность к определённому способу плавания.
Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Детям предоставляется возможность из большого количества упражнений и разных способов плавания выбрать те, которые у них легче получаются. Это даёт возможность каждому относиться к обучению более сознательно и активно.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»
В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на взаимосвязи внутре...
Внеурочная деятельность по плаванию
План - конспект внеурочной деятельности по плаванию во втором классе....
Описание практики организации внеурочной деятельности с участием школьной видеостудии в общеобразовательной организации.
Видеостудия "Фотон"руководитель: Тютина Гульсина Гелусовна, учитель информатики и ИКТРаботают под девизом: «Нести людям свет - в этом успехов секрет»История создания видеостудии «Фотон» начинает...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по плаванию
Программа для начальной школы...
Презентация "Внеурочная деятельность по плаванию для обучающихся 5-х классов"
Презентация составлена для проведения занятий внеурочной деятельности с обучающимися 5-х классов. Презентация построена на основе теоретического курса по обучннию техники плавания. Теоретический курс ...
Организация и проведение занятий внеурочной деятельности по плаванию в младшем школьном возрасте
Презентация"Организация и проведение занятий внеурочной деятельности по плаванию в младшем школьном возрасте"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по плаванию
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по плаванию(спортивно – оздоровительное)...