Рабочая программа по внеурочной деятельности по плаванию
рабочая программа по физкультуре на тему

Гребельный Владимир Тимофеевич

Программа для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_pr_po_vneur.deyat_._plavanie.docx48.88 КБ
Файл rab.pr_po_vneur_deyat_sport.smena_.docx48.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №8»

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

от «____»_____20___ г.

 

Утверждаю:

Директор МБОУ

«Гимназия №8» Н.С.Сазонова

_________________

«___»____20____ г.

Программа внеурочной деятельности

«Плавание»

Составитель : Гребельный В.Т.

                                                                                                                      учитель физкультуры

высшей категории                                                                              

Сроки  реализации программы:

01.09.2016г.-31.05.2017г.

 Рубцовск, 2016

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………........3                                                            

2. Планируемая результативность курса …………………………………  5

3. Содержание программы курса (занятий) внеурочной деятельности…    7

4. Тематический план ………………………………………………………9

5. Формы оценки результатов внеурочной деятельности …………. 11

6. Материально-техническое и учебно-методическое

     обеспечение программы…………………………………………    12

7. Литература…………………………………………………………   13      

8. Лист внесения изменений…………………………………………   14

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Плавание» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2010г. с целью реализации внеурочной деятельности с учётом требований ФГОС НОО, и обеспечена УМК для 1 – 4 кл., авторов В.И. Ляха, А,А, Зданевича.

Программа рассчитана для 1 класса 33 часа из расчета 1 час в неделю.

Физическая культура совместно с другими предметами решают одну из важных проблем – проблему здоровья ребёнка.

Плавание – один из тех видов спорта, который разносторонне влияет на гармоническое развитие организма человека. Навыки плавания жизненно необходимы и детям, и взрослым в их повседневной жизни.

Не менее важно и оздоровительное значение плавания. Правильно организованные занятия плаванием разносторонне развивают человека, способствуют формированию силы, выносливости, ловкости, быстроты и других качеств.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на физическое развитие человека, особенно в детском возрасте. Известно, что в воде тело человека находится во взвешенном состоянии. Относительная невесомость тела, горизонтальное положение в воде раскрепощают опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию различных систем организма, облегчают деятельность внутренних органов. К тому же вода, очищая кожу, улучшает кожное дыхание.

При правильном проведении занятий у детей повышаются функциональные возможности сердечно - сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная емкость легких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы.

Систематические занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.

Начинать заниматься плаванием лучше с первого класса. Дети быстро овладевают техникой плавания спортивными способами. Этому способствует лучшая, чем у взрослых, плавучесть и обтекаемость их тела.

Учитывая эти особенности, целью данной программы является подготовка ребенка к здоровому образу жизни и поиск индивидуального пути самосовершенствования; формирование всесторонней развитой личности, посредством приобщения

детей к здоровому образу жизни; развитие двигательной активности для нормального физического развития ; приобретения детьми теоретических знаний о роли физических упражнений и воспитание у детей стремления к высоким спортивным достижениям; приобретение жизненно важных навыков для выживания в экстремальных ситуациях; формирование умения использовать эти навыки; формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;

– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм на воде, посредством обще развивающих упражнений, упражнений на развитие гибкости

– формирование общих представлений о значении плавания в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;

– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Задачами данного курса по плаванию является овладение умением проплыть 25м, соблюдая правильную координацию рук, ног в сочетании с дыханием, а также умение прыгать и погружаться в глубокую воду. Закрепление и совершенствование достигнутого в приобщении к водной среде.

- закрепление и совершенствование двигательного стереотипа безопорных скольжений.

- ознакомление с техникой движений ногами и руками в способах плавания «Кроль на спине », «Кроль на груди».

- создать первоначальный двигательный стереотип умений и навыков в плавании способами «Кроль на спине» и «Кроль на груди».

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься плаванием, применять их в целях отдыха; укрепления здоровья, самостоятельного сознательного обеспечения безопасности на открытых водоемах;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Программа обучения направлена на:

– реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (глубина бассейна, инвентарь).

– реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;

– соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестно- му» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

– расширение меж предметных связей, ориентирующих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области физической культуры, разделе плавание.

всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;

– усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях плаванием.

Определение всестороннего развития личности предполагает овладение детьми младшего школьного возраста основами плавания и умения свободно держаться на воде. В это определение можно включить крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, своеобразный и новый уровень двигательных способностей, знания и навыки в плавании, мотивы и умения (освоенные способы плавания) вести физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, предпосылки для самостоятельных занятий, а так же прикладную значимость в плавание на открытых водоемах в периоды летнего отдыха.

Реализация данной программы будет способствовать развитию навыков плавательной подготовки детей, знаниям и умениям в области личной гигиены и закаливания, безопасном поведении их на открытых водоёмах, а также общему укреплению здоровья детей и формированию сознательного стремления к занятиям спортом и физической культурой в условиях Крайнего Севера.

Планируемая результативность курса

По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах физкультурно-оздоровительной деятельности, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

—основные этапы истории олимпийского движения;

—основные социальные функции физкультуры и спорта;

—олимпийскую символику;

—правила поведения и безопасности при ведении подвижных, спортивных игр;

—сущность и специфические особенности различных видов спорта;

—основы методики проведения физкультурных комплексов, физминуток;

—основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

—способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

—способы ведения ЗОЖ.

Обучающиеся должны уметь:

—общаться с людьми;

—вести дневники наблюдений за состоянием здоровья;

—вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

—выступать с докладами;

—оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

—работать с научно-популярной литературой;

—соблюдать правила личной гигиены;

—овладеть элементарными навыками ведения подвижных игр и спортивных состязаний;

— составлять и выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

—владеть техникой перемещения на местности пешком,  бегом и на лыжах;

—владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

—инициативностью;

—аккуратностью;

—коммуникабельностью;

—целеустремлённостью;

—самокритичностью;

—творческой активностью;

—способностью к оказанию взаимопомощи;

—самостоятельностью;

—исполнительностью;

—способностью к взаимодействию в команде;

—физической активностью;

—выносливостью;

—упорством в достижении поставленных целей;

—уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

—милосердием, заботой о старших и младших;

—экологической культурой;

—любовью к своей малой родине;

—трудолюбием.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

– умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

– умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

– умения доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстника ми на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

– оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

– находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

– общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

– обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

– организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

– планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе её выполнения;

– анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

– видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

– оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

– управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

– технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

– планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

– излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;

– представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

– измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;

– оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстни- кам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважи- тельно объяснять ошибки и способы их устранения;

– организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

– бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

– организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

– характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по - развитию физических качеств;

– взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

– в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

– подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;

– находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы

Содержание программы курса (33 часа)

        На занятиях по плаванию осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительной направленности и овладение навыком плавания.

Основные задачи подготовки:

- укрепление здоровья и закаливание;

- овладение жизненно необходимым навыком плавания;

- обучение основам техники кроль на груди, кроль на спине и широкому кругу двигательных навыков;

- развитие физических качеств ( выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);

- воспитание морально-этических и волевых качеств.

1 класс

Теория. Основы знаний.

1.Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде.

Краткие и доступные сведения о влиянии занятий плавания на организм детей, как закаливающего организм фактора, как прикладного вида спорта, двигательные навыки которого необходимы в повседневной жизни, значение воды как естественной силы природы. Данные темы вариативно по желанию преподавателя можно включать в объяснения в течение урока на протяжении всего учебного года.

Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на открытых водоемах.

2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах.

Основные требования к местам купания в летний период. Принадлежности (купальный костюм, шапочка, тапочки, очки для плавания). Требования медицинского персонала бассейна в отношении внешнего вида и посторонних предметов (украшения, заколки для волос и т.п.). Гигиена приема душевых процедур, принадлежности личной гигиены.

Практика.

1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной средой.

Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного движения) или разминочного варианта.

2. Дыхательные упражнения в воде.

В воде подняться на носки, сделать вдох широко открытым ртом, задержать дыхание (закрыть рот и надуть щеки), погрузиться в воду и медленно выдыхать, сложив губы трубочкой, то же, но с более длительной задержкой дыхания (выдох выполняется во время вставания из воды в воду). Выдохи на воду, в воду, стоя свободно, вдох и выдох без задержки дыхания, наклонившись в воду (голову в воду, только лицо в воду).

3. Безопорные скольжения, упражнения для ознакомления с первыми движениями в плавании.

4.Спортивный способ «Кроль на спине».

Начинают с изучения движений на суше (сухое плавание).

Выполнение их в воде.

После выполнения упражнений у бортиков дети могут выполнять его без поддержки руками. Скольжение на спине. Скольжение с последующим движением ног; то же с движением рук. плавание с помощью только ног, то же с помощью только рук. проплывание отрезков в полной координации.

 Старт из воды.

Для совершенствования техники плавания повторное проплывание отрезков 2–8 раз по 10–12 метров; 4–6 раз по 25 метров.

Игры: “Кто быстрее?”, “Волны на море”, “Караси и щуки”, “Насос”, “Пятнашки с поплавками”, “Цапля и лягушки”.

5. Способ плавания «Кроль на груди»

 Движения ног: сидя на краю бортика, с опорой руками о бортик бассейна; то же с выполнением выхода в воду.

Выдохи в воду с поворотом головы на вдох.

Скольжение с доской, без доски, с движением ног.

Упражнения для ознакомления с техникой движения руками.

На суше. Ученики принимают удобное исходное положение в наклоне.

В воде. Из прежнего исходного положения (как на суше), но подбородок на поверхности воды, делают непрерывные движения руками, как при плавании кролем па груди. Затем те же движения, но опустив лицо в воду.

6. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.

Гребковые движения рук: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, без работы ног, с работой ног. Согласование движений рук с дыханием: стоя на дне, в сочетании с ходьбой, с работой ног. Скольжение на груди с движением рук. Проплывание отрезков с задержкой дыхания Плавание с дыханием через 2 гребка, через 3 гребка. Плавание с помощью ног и гребков одной рукой: с различными положениями другой руки, вдох в сторону прижатой руки. Плавание в полной координации.

Подвижные игры в воде.

Тематический план

         №

         п/п

Вид программного материала

1 класс

Плавание

33

      1.

Основы знаний

      2.

Обучение и совершенствования техники плавания

26

кроль на груди

*

кроль на спине

*

старты

*

повороты

*

      3.

Развитие двигательных способностей на суше и воде

7

Скорости

*

Гибкости

*

Силы

*

ловкости

*

прыгучести

*

 п/п

Тема урока и его содержание

Количество часов

Дата проведения

1.

 Инструктаж по ТБ Построение. Расчет. Гимнастическая разминка

1

1 неделя     сентября

2.

  Разминка. Свободный бег. Подвижная игра.

1

2 неделя     сентября

3.

   Зарядка. Бег, прыжки. Игры: «Воробышки летят», «Птички»

1

3 неделя     сентября

4.

   Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц.

1

4 неделя     сентября

5.

  Зарядка, ходьба разными видами, приседание, гимнастические шаги.

1

1 неделя октября

6.

Ходьба. Работа рук ног в воде. Игры в воде. “Караси и щуки”

1

2 неделя октября

7.

Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде. “Цапля и лягушки”

1

3 неделя октября

8.

Ходьба  в воде с изменениями направления. Игры в воде. “Волны на море”

1

4 неделя октября

9.

 Отталкивание от бортика. Игры в воде.

1

5 неделя октября

10.

 Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос”

1

2 неделя ноября

11.

12.

Комплекс упражнений в воде. Игры «Насос», «Цапля и лягушки».

1

1

3 неделя ноября

4 неделя ноября

13.

 Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра “Пятнашки с поплавками”

1

1 неделя декабря

14.

Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры.

1

2 неделя декабря

15.

Прыжки. Погружение. Скольжение. И г р ы: «Кто быстрее спрячется под воду»,

1

3 неделя декабря

16

Упражнения на задержку дыхания в комплексе.  Игры.

1

4 неделя декабря

17.

 Отталкивание, скольжение на груди. Игры

1

3 неделя января

18

 Скольжение на груди с задержкой дыхания.  Игры

1

4 неделя января

19

 Специальные упражнения. Скольжение на спине.   Игры.

1

5 неделя января

20.

Скольжение на груди, прямые руки впереди.

 Скольжение на спине, прямые руки вверху.

1

1 неделя февраля

21.

 Скольжение на груди с различным положением рук .

1

2 неделя февраля

22.

Скольжение на спине с различным положением рук (одна рука вверху, вторая прижата к бедру; две руки прижаты к бедру).

1

4 неделя февраля

23.

 Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытяну ты вперед.

Скольжение на груди и спине с последующей работой ног кролем.

1

1 неделя

 марта

24

Разминка в воде. Скольжение с движением руками кролем.

1

2 неделя

 марта

25

Скольжение на груди и спине кролем. Игры

1

3 неделя

 марта

26

Скольжение кролем в согласовании с дыханием.

1

4 неделя

 марта

27

28

 Скольжение на груди кролем с поворотом головы.  

2

1 неделя апреля

2 неделя апреля

29

30

Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием

2

3 неделя апреля

4 неделя апреля

31

Разминка. Бег, прыжки.  Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше.

1

1 неделя

мая

32

 Разминка. Бег, прыжки.  Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше

1

2 неделя  

мая

33.

Разминка. Имитация кролем. Попеременные движения ногами. Гребковые движения руками. Игры

1

3 неделя  

мая

Формы оценки результатов ВД:

  • наблюдения;
  • собеседование;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование учащихся;
  • тестирование и мониторинг здоровья.

Материально-техническое обеспечение

Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

Программа

Д

Учебно-дидактические пособия и рекомендации

Д

Журнал «Физическая культура в школе»

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения)

Д

Технические средства обучения

Музыкальный центр

Д

Учебно-практическое оборудование

Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

Палка гимнастическая

К

Скакалка детская, обруч  детский

К

Кегли

К

Аптечка

Д

Литература

  1. “Комплексная программа физического воспитания учащихся I–XI классов”. - В.М. Лях, Л.Б. Кофман, Г.Б. Мейксон 2007 г.
  2. Типовая сквозная программа “Юный пловец” А. Никулин, Е. Никулина 2006г.
  3. Булгакова Н.Ж. Плавание. – М.: Физкультура и спорт, 1999.
  4. Макаренко Л.П. Юный пловец. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  5. Плавание: Учебник/под ред. В.Н.Платонова. – Киев: Олимпийская литература, 2000.
  6. Водные виды спорта, Булгакова Н.Ж.,М., «Академ» - 2010 г.
  7. Плавание, Викулов А.Д., М., «Владос Пресс» - 20010г.
  8. Игры у воды, на воде, под водой, Булгакова Н.Ж.,М., «ФиС» - 2011 г.
  9. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников, Протченко Т.А. Семенов Ю.А., М.,«Айрис пресс» - 2010 г.
  10. Учись плавать, Дорошенко И.В., М., «Советский спорт»- 2009 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ «Гимназия №8»

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

протокол № ________

от «____»_____20___ г.

Зав.  МК/МО_________

«Согласовано»

заместитель  директора по УВР/ УМР

_________________

«___»_____20__ г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«Гимназия №8» Н.С.Сазонова

_________________

«___»____20____ г.

Программа внеурочной деятельности

«Спортивная смена»

3 классы

Составитель программы:

Гребельный В.Т.,

учитель физической культуры

высшей категории

Срок реализации программы:

01.09.2015 – 30.05.2016.

г. Рубцовск, 2015

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………........3                                                            

2. Планируемая результативность курса …………………………………… 4

3. Содержание программы курса (занятий) внеурочной деятельности……...6

4. Тематический план ………………………………………………………....8

5. Формы оценки результатов внеурочной деятельности …………...11

6. Материально-техническое и учебно-методическое

     обеспечение программы……………………………………………..11

7. Литература…………………………………………………………….12      

8. Лист внесения изменений……………………………………………. 13

                                         Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивная смена» для 3 классов разработана на основе «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва - 2010г. с целью реализации внеурочной деятельности с учётом требований ФГОС НОО.

Цель программы: развитие двигательной, коммуникативной и познавательной активности обучающихся, укрепление их  физического психоэмоционального здоровья.

 Программа рассчитана для 3 класса 34 часа из расчета 1 час в неделю. Данная программа ориентируется на решение следующих  задач:

- совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, лазанье, метании, беге;

- обучение физическим упражнениям по легкой атлетике, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр;

- развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации   движений, гибкости;

- формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;

- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.

             Предлагаемая программа характеризуется направленностью:

- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности  

   детей;

      - на соблюдение дидактических правил “от известного к неизвестному” и “от простого к сложному”, ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного  его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;

- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе  активного использования детьми освоенных знаний, умений и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях в режиме дня, самостоятельных занятий  

Основные направления реализации программы:

  • – организация и проведение инструктажа по технике безопасности.
  • организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры (пионербол, баскетбол, элементы волейбола), развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.);
  • – организация и проведение динамических прогулок  и игр на свежем воздухе в любое время года;
  • – активное использование спортивных площадок (футбольная, баскетбольная, волейбольная, беговые дорожки)  
  • – проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек;
  • – санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;
  • –  проведение совместных мероприятий с родителями и детьми,
  • – организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся.

Планируемая результативность курса

По окончании занятий внеурочной деятельности по предлагаемой программе обучающиеся должны обладать определёнными знаниями, умениями и навыками в вопросах физкультурно-оздоровительной деятельности, которые можно применять в социальной практике, в туристских походах и путешествиях, в межличностной коммуникации, в быту и обществе, при продолжении образования в основной школе.

Обучающиеся должны знать:

—основные этапы истории олимпийского движения;

—основные социальные функции физкультуры и спорта;

—олимпийскую символику;

—правила поведения и безопасности при ведении подвижных, спортивных игр;

—сущность и специфические особенности различных видов спорта;

—основы методики проведения физкультурных комплексов, физминуток;

—основные принципы сохранения здоровья и здорового образа жизни;

—способы передвижения и преодоления естественных и искусственных препятствий в пешеходных и лыжных путешествиях;

—способы ведения ЗОЖ.

Обучающиеся должны уметь:

—общаться с людьми;

—вести дневники наблюдений за состоянием здоровья;

—вести элементарную поисково-исследовательскую работу по алгоритмам;

—выступать с докладами;

—оформлять стенды, фотовыставки и т. п.;

—работать с научно-популярной литературой;

—соблюдать правила личной гигиены;

—овладеть элементарными навыками ведения подвижных игр и спортивных состязаний;

— составлять и выполнять самостоятельно элементарные комплексы физических упражнений;

—владеть техникой перемещения на местности пешком,  бегом и на лыжах;

—владеть техническими и тактическими приёмами преодоления естественных и искусственных препятствий.

Обучающиеся должны обладать следующими качествами:

—инициативностью;

—аккуратностью;

—коммуникабельностью;

—целеустремлённостью;

—самокритичностью;

—творческой активностью;

—способностью к оказанию взаимопомощи;

—самостоятельностью;

—исполнительностью;

—способностью к взаимодействию в команде;

—физической активностью;

—выносливостью;

—упорством в достижении поставленных целей;

—уважением к старшим, родителям, семейным традициям;

—милосердием, заботой о старших и младших;

—экологической культурой;

—любовью к своей малой родине;

—трудолюбием.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

 изучения предмета:

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы«Спортивная смена» являются следующие умения:

— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

— проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы«Спортивная смена»  являются следующие умения:

— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

— организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

— планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

— видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;

— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;

— управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы «Спортивная смена»  являются следующие умения:

— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

— представлять ОФП как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;

— оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;

— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

— бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

— организовывать и проводить занятия ОФП с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

— характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

— взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

— в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

— находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

— выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

— выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

— выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях

Содержание программы курса (34 часа)

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия. Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий.

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий .

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и  проведение подвижных игр.

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Занятия по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения, лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение, лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев;  

2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера.

Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Легкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.

Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.

На материале спортивных игр:

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; разновидности ходьбы, глубокие выпады; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты. «Выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений по развитию гибкости.

Развитие координации: преодоление простых препятствий; передвижение с изменяющимся направлением и остановками; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну, поворотами и приседаниями; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища, преодоление полос препятствий, перелезание  через горку матов; комплексы упражнений на координацию, равновесие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы). Перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений.

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6 минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; преодоление препятствий (15–20 см). Передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди). Повторное выполнение беговых нагрузок; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.

На материале лыжных гонок

Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки). Комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.

Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.

Тематический план

 

п/п

Тема

Количество часов 3класс

1

Знания о физической культуре.

Наблюдение за физическим развитием и физической подготовленностью

В процессе занятия

2

Легкая атлетика

13

Ходьба и бег

5

Прыжки

4

Метание малого мяча

4

3

Подвижные и спортивные игры

8

4

Лыжная подготовка

6

5

Гимнастика с основами акробатики

7

Всего

34

Календарно-тематическое планирование

 

п/п

Тема

Элементы содержания

Количество часов

Дата проведения

Легкая атлетика 6 часов

1

Ходьба и бег

Способы передвижения человека. Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И

1

1 неделя     сентября

2

Ходьба и бег

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И.

1

2 неделя сентября

3

Прыжки

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И.

1

3 неделя сентября

4

Прыжки

Основные физические качества. Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты

1

4 неделя сентября

5

Метание малого мяча

Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И

1

1 неделя октября

6

Метание малого мяча

Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки через скакалку. П/И

1

2 неделя октября

Подвижные игры 8 часов

7

Подвижные и спортивные игры

Бросок мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. П/И. Развитие координационных способностей

1

3 неделя октября

8

Подвижные и спортивные игры

Передача в парах, по кругу в шеренге. Перекаты мяча. П/И

1

4 неделя октября

9

Подвижные и спортивные игры

Бросок мяча двумя руками от груди.

Передачи мяча по кругу. П/И

1

5 неделя октября

10

Подвижные и спортивные игры

Передачи мяча снизу и двумя руками от груди. Ловля мяча на месте.

1

2 неделя ноября

11

Подвижные и спортивные игры

Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля мяча на месте. П/И

1

3 неделя ноября

12

Подвижные и спортивные игры

Ведение мяча на месте и в шаге. Эстафета с ведением мяча.

1

4 неделя ноября

13

Подвижные и спортивные игры

Бросок мяча снизу на месте в цель. Ловля, передача мяча. Ведение мяча.

1

1 неделя декабря

14

Подвижные и спортивные игры

Бросок мяча в горизонтальную и вертикальную цель. П/И

2 неделя декабря

Лыжная подготовка 6 часов

15

Лыжная подготовка

Техника ступающего шага без палок

1

3 неделя декабря

16

Лыжная подготовка

Техника ступающего и скользящего шага без палок.

1

4 неделя декабря

17

Лыжная подготовка

Техника ступающего и скользящего шага без палок.

1

3 неделя января

18

Лыжная подготовка

Повороты переступанием. Передвижение до 1 км.

1

4 неделя января

19

Лыжная подготовка

Повороты. Подъемы. Спуски. Игры.

1

5 неделя января

20

Лыжная подготовка

Передвижение на лыжах. Прохождение дистанции до 1 км

1

1 неделя февраля

Гимнастика 7 часов

21

Гимнастика с основами акробатики

Группировка. Перекаты. Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места

1

2 неделя февраля

22

Гимнастика с основами акробатики

Стойка на лопатках. Ходьба по гимнастической скамейке. Прыжок в длину с места. П/И.

1

3 неделя февраля

23

Гимнастика с основами акробатики

Ходьба по гимнастической скамейке, перешагивание через предметы

1

4 неделя февраля

24

Гимнастика с основами акробатики

Упражнения для формирования правильной осанки. Лазание по гимнастической стенке. Развитие силовых способностей

1

1 неделя марта

25

Гимнастика с основами акробатики

Прыжки через скакалку. Челночный бег. Развитие координационных способностей/И.

1

2 неделя марта

26

Гимнастика с основами акробатики

Передвижение по наклонной гимнастической скамейке. Развитие гибкости.

1

3 неделя марта

27

Гимнастика с основами акробатики

Правила контроля за физической нагрузкой. Лазание, перелазание. Прыжковые упражнения.

1

4 неделя марта

Легкая атлетика 7 часов

28

Ходьба и бег

Сочетание различных видов ходьбы. Бег 30 м. Бег до 3 мин. П/И

1

1 неделя апреля

29

Ходьба и бег

Бег с изменением направления, ритма и темпа. Челночный бег 3х10м. Развитие скоростных способностей. П/И.

1

2 неделя апреля

30

Прыжки

Прыжки на одной ноге, на двух на месте. Прыжки с продвижением вперед. П/И.

1

3 неделя апреля

31

Прыжки

Прыжки через скакалку. Прыжок в длину с места. Эстафеты

1

4 неделя апреля

32

Метание малого мяча

Метание малого мяча на дальность. Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И

1

1 неделя  

мая

33

Метание малого мяча

Метание малого мяча в вертикальную цель. Развитие скоростно-силовых качеств. Прыжки через скакалку. П/И

1

2 неделя

мая

34

Ходьба и бег

 Эстафеты с бегом и прыжками. Развитие скоростно-силовых качеств. П/И

1

3 неделя

мая

Формы оценки результатов ВД:

  • наблюдения;
  • собеседование;
  • анкетирование родителей;
  • анкетирование учащихся;
  • тестирование и мониторинг здоровья.

Место проведения:

  • Спортивная площадка;
  • Футбольное поле;
  • Волейбольное поле;
  • Беговые дорожки;
  • Класс (для теоретических занятий);
  • Спортивный зал.

Материально-техническое обеспечение

Д – демонстрационный экземпляр ( 1 экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5–6 человек)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

Программа

Д

Учебно-дидактические пособия и рекомендации

Д

Журнал «Физическая культура в школе»

Д

Печатные пособия

Таблицы, схемы (в соответствии с программой обучения)

Д

Технические средства обучения

Музыкальный центр

Д

Учебно-практическое оборудование

Бревно напольное

П

Перекладина гимнастическая пристеночная

П

Стенка гимнастическая

П

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

П

Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч (мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

Палка гимнастическая

К

Скакалка детская, обруч  детский

К

Мат гимнастический

П

Кегли

К

Аптечка

Д

Литература:

1. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М. «Физкультура и спорт» 2000г.

2. Ж. К. Холодов. В. С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта. М. «Академия»2003г.

3. Н.А. Козленко. В.П. Мацулевич  Физическое воспитание учащихся первых классов. К. «Радянська школа» 1988г.

4. И. М. Коротков. Подвижные игры детей. М. «Советская Россия» 1987г.

5. Н.Г. Соколова Практическое руководство по детской лечебной физкультуре. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2007г.

6. В. И. Лях Мой друг физкультура. М. «Просвещение» 2006г.

7. Вавилова Е.Н. Учите прыгать, бегать, лазить, метать. М.: «Просвещение»    1983

8. Веселая З.А. Игра принимает всех. М. «Полымя». 1985

9. Гришин В.Т. Игры с мячом и ракеткой. М.: «Просвещение». 1982 г

10. Губерт К.Д., Рысс М.Г.  Гимнастика  и  массаж  в  школьном  возрасте  11.Пособие для учителя. М.: «Просвещение"» 1981 г.

12. Минских  Е.М.  Игры  и  развлечения  в  группе  продленного  дня.  М. «Просвещение». 1984

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по внеурочной деятельности "Плавание"

Образовательная область «Физическая культура», раздел «Плавание», призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении  к своему здоров...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Первая помощь» для 5 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Актуальность курса.  В современных условиях все возрастающей сложности и напряженности жизни, пребывания людей в стрессовых ситуациях, роста аварийности на предприятиях и дорогах, возрастает роль...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по плаванию

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности по плаванию(спортивно – оздоровительное)...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Плавание»

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности«Плавание»...