Программа внеурочной деятельности "Бадминтон"
рабочая программа по физкультуре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Бадминтон» Разработана учителем физической культуры: Евпатовым А.А. 2016 год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа направляет деятельность учащихся на изучение истории, техники и тактики избранного олимпийского вида спорта – бадминтона, на повышение мотивации к занятиям физической культурой и спортом, на сохранение здоровья, на развитие двигательных качеств и способностей.
Бадминтон - доступный вид спорта для учащихся школы, не требующий проявления предельных функциональных возможностей молодого растущего организма.
Бадминтон увлекает и мальчиков и девочек, так как:
- способствует повышению двигательной активности:
- способствует развитию двигательных качеств: ловкости, гибкости, быстроты, специальной выносливости, повышает функциональные возможности организма, развивает глазомер, точность, быстроту реакции;
- экипировка и инвентарь не требуют больших материальных затрат.
Цель программы:
Популяризация бадминтона, приобщение к систематическим занятиям физической культуры и спортом, повышение двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся с целью сохранения и укрепления здоровья.
Задачи программы:
Образовательные
- вооружение знаниями по истории развития бадминтона, правилам игры;
- обучение учащихся технике игры;
- обучение новым двигательным действиям, для использования их в прикладных целях;
- повышение уровня технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
- привлечение учащихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.
Оздоровительные
- профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- укрепление связок нижних и верхних конечностей;
- повышение резервных возможностей организма.
Воспитательные
- развитие двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, гибкости, точности, меткости;
- воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- повышение и воспитание у учащихся устойчивой мотивации к занятиям
по бадминтону.
Программа разработана для учащихся 5-6 классов, впервые изучающих спортивную игру «Бадминтон». Программа рассчитана на один год обучения.
Реализация программы предусматривает совместную деятельность школы и многофункционального спортивного комплекса «ДЮСШ».
Программа состоит из следующих разделов:
- основы знаний по избранному виду спорта;
- технические приёмы спортивной игры «Бадминтон»;
- общая физическая подготовка и специальная подготовка бадминтониста.
Метапредметные результаты:
- понимание бадминтона как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек;
- уважительное отношение друг к другу, проявление терпимости и толерантности при совместной игровой деятельности;
- проявление осознанной готовности отвечать за результаты собственной деятельности в процессе обучения:
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений;
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний
Правила безопасности при занятиях бадминтоном. Гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви занимающихся, спортивному сооружению и инвентарю. История возникновения бадминтона. История развития бадминтона в нашей стране. Организация соревнований по бадминтону. Содержание правил игры. Влияние нагрузки на организм занимающихся, признаки утомления, переутомления. Определение нагрузки по частоте сердечных сокращений (ЧСС). Самоконтроль при занятиях бадминтоном.
Техническая подготовка
Хват бадминтонной ракетки. Способы перемещения. Перемещения в различных стойках и направлениях. Жонглирование открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение подачи различной траектории открытой и закрытой стороной ракетки. Выполнение ударов (коротких, далёких, плоских).
Тактическая подготовка
Ознакомление с приёмами тактической борьбы. Обучение ведению спортивной борьбы. Умение отслеживать и предвидеть действия соперника.
Физическая и специальная подготовка
Развитие физических качеств, необходимых для данного вида спорта – быстроты, гибкости, ловкость, специальной выносливости, скоростно-силовых качеств, быстроты реакции на действия соперника. Повышение функционального состояния организма.
Распределение учебного времени на виды программного материала
1часа в неделю – 34 часа в год
Распределение учебного материала по бадминтону
№ п\п | Вид программного материала | Кол-во часов |
1 | Основы теоретических знаний | 5 |
2 | Технико-тактическая подготовка бадминтониста | 14 |
3 | Общая физическая и специальная подготовка бадминтониста | 8 |
4 | Учебно тренировочные игры, соревнования | 7 |
34 |
Тематическое планирование по бадминтону
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты | |||||||||
Знания | Умения | ||||||||||||||
1 | Знакомство с видом спорта. Техника безопасности на занятиях по бадминтону. Требование к одежде и инвентарю | 1 | Вводный | Просмотр презентации, конспектирование материала в тетради | Знать требования техники безопасности и требования, предъявляемые к одежде | Уметь быть дисциплинированным на занятиях по бадминтону | |||||||||
2 | Знакомство с бадминтоном, история возникновения и развития. Основные стойки и перемещения в них | 1 | Изучение нового материала | Просмотр презентации, видеофильма. Первичное освоение | текущий | Иметь представление о данном виде спорта. Знать историю развития бадминтона в нашей стране | Уметь занимать исходное положение бадминтониста и выполнять перемещения в ней | ||||||||
3 | Хватка бадминтонной ракетки, волана. Способы перемещения. | 1 | Изучение нового материала | Первичное ознакомление и освоение | Текущий | Знать, как правильно захватывать ракетку и перемещаться | Уметь управлять бадминтонной ракеткой, жонглировать | ||||||||
4 | Основы техники игры. Подача. Виды подачи. | 1 | Изучение нового материала | Первичное ознакомление и освоение | Текущий | Знать основные виды подачи | Уметь выполнять короткую и далёкую подачи | ||||||||
5 | Общая физическая подготовка (ОФП) и специальная подготовка бадминтониста | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Развитие двигательных качеств учащихся, специальных умений | Текущий | Знать способы определения ЧСС, двигательные качества человека. Признаки утомления, переутомления | Уметь подсчитывать ЧСС, определять степень утомления | ||||||||
6 | Основы техники игры Подача открытой и закрытой стороной ракетки | Обучение и закрепление | Ознакомление и освоение | Текущий | Знать основные типы подачи в бадминтоне | Уметь выполнять подачу открытой и закрытой сторонами ракетки | |||||||||
7 | Основы техники игры. Подача открытой и закрытой стороной ракетки | 1 | Тренировочный | Освоение и закрепление ЗУН | Текущий | Знать типы подач и способы их выполнения | Уметь выполнять подачу открытой и закрытой стороноами ракет | ||||||||
8 | Основы техники игры. Подачи и удары (классификация ударов). Далёкий удар с замаха сверху. | 1 | Урок освоения нового двигательного действия и повторения пройденного | Обучение и обобщение пройденного материала | Текущий | Знать названия основных ударов | Уметь выполнять далёкую короткую подачи. Удар с замаха сверху (далёкий удар). | ||||||||
9 | Общая физическая подготовка (ОФП), специальная подготовка бадминтониста | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Развитие двигательных качеств учащихся, специальных умений и навыков | Текущий | Знать виды упражнений для развития быстроты и гибкости. | Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств | ||||||||
10 | Удары справа и слева, высокодалёкий удар | 1 | Ознакомление и обучение | Освоение новых ударов | Оперативный | Знать способы выполнения ударов на заднюю линию площадки | Уметь выполнять удар на заднюю линию сверху с замаха различной силы и скорости | ||||||||
11 | Удары справа, слева открытой и закрытой стороной ракетки, высокодалёкий удар | 1 | Комбинированный | Контрольное выполнение подачи. Закрепление техники сложного двигательного действия | Текущий | Знать технику выполнения ударов | Уметь выполнять подачу разной траектории | ||||||||
12 | Плоская подача. Короткие удары | 1 | Обучающий | Освоение нового двигательного действия | Текущий | Знать, как выполняется плоская подача и короткие удары по волану | Уметь подавать плоскую подачу и выполнять короткие удары | ||||||||
13 | Общая физическая подготовка (ОФП) бадминтониста | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Развитие двигательных качеств учащихся | Текущий | Знать виды упражнений для развития силы и ловкости | Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств | ||||||||
14 | Подачи. Удары (короткие, высокодалёкие удары) | 1 | Тренировочный | Повторение и закрепление ЗУН | Текущий | Знать способы выполнения подачи и нанесения удара по волану | Уметь наносить удары по волану и своевременно выходить под удары противника | ||||||||
15 | Короткие быстрые удары | 1 | Изучение нового материала | Обучение | Текущий | Знать технику выполнения быстрых коротких ударов | Уметь быстро наносить короткий удар | ||||||||
16 | Короткие быстрые удары Короткие близкие удары | 1 | Комбинированный | Обучение и систематизирование знаний | Текущий | Знать технику выполнения короткого близкого и быстрого удара | Уметь выполнять короткие удары | ||||||||
17 | Общая физическая подготовка (ОФП) | 1 | Урок совершенствования умений и навыков | Развитие двигательных качеств учащихся | Текущий | Знать определения понятий: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость | Уметь самостоятельно выполнять физические упражнения на развитие двигательных качеств | ||||||||
18 | Правила бадминтона. Правила счёта и выполнение подачи | 1 | Урок лекция | Слушание, конспектирование, просмотр видеофильма | Опрос | Знать правила бадминтона, правила счёта. | Уметь играть на корте, соблюдая правила | ||||||||
19 | Освоение техники игры. Сочетание подачи и ударов | 1 | Тренировочный | Выполнение заданий по карточкам | Текущий | Знать значение технической подготовки в избранном виде спорта | Уметь последовательно выполнять подачу и удары | ||||||||
20 | Сочетание технических приёмов подачи и удара | 1 | Комбинированный | КУ Подача (зачёт) | Оперативный | Знать значение технической подготовки | Уметь выполнять подачу различной траектории полёта волана | ||||||||
21 | Развитие физических качеств. ОФП, специальная подготовка бадминтониста (СФП) | 1 | Тренировочный | Групповая работа по станциям (метод круговой тренировки) | Текущий | Уметь осуществлять самоконтроль при выполнении физических упр. | Уметь работать в группе | ||||||||
22 | Техника игры Далёкий с замаха и короткий удары | 1 | Контрольный | КУ далёкий и короткий удары | Оперативный | Знать технику выполнения длинного удара, короткого удара | Уметь быстро занимать исходное положение и выполнять удары в зависимости от полёта волана | ||||||||
23 | Технико-тактическая подготовка | 1 | Тренировочный | Умение вести тактическую игру | Игровой, соревновательный | Знать методы тактической борьбы | Уметь быстро принимать решение,, выполнять технически правильно удары и подачу | ||||||||
24 | Плоский удар. Перевод | 1 | Изучение нового материала | Освоение нового двигательного действия | Текущий | Знать отличие плоского удара от других ударов, значение перевода в игре | Уметь выполнять плоский удар и перевод | ||||||||
25 | Плоский удар. Перевод | 1 | Тренировочный | Освоение двигательного действия | Текущий | Знать технику выполнения ударов | Уметь выполнять плоский удар и перевод | ||||||||
26 | Сочетание технических приёмов в учебной игре | 1 | Соревновательный | Внутриклассные соревнования отдельно между мальчиками и девочками | Тематический | Знать приёмы ведения спортивной борьбы | Уметь быстро принимать верные решения и контролировать соперника | ||||||||
27 | Развитие физических качеств с помощью круговой тренировки (СФП) | 1 | Урок совершенствования физических качеств, необходимых бадминтонисту | Групповая работа по станциям | Текущий | Знать с помощью каких упражнений можно развить те или иные физические качества | Уметь работать в группе, исправлять ошибки одноклассников | ||||||||
28 | Совершенствование игровых действий | 1 | тренировочный | Игровая | Текущий | Знать правила бадминтона | Уметь играть в бадминтон, соблюдая правила | ||||||||
29 | Правила одиночной и парной игры | 1 | Урок закрепления пройденного материала | Учебная игра - соревнование | Применение знаний на практике | Знать правила игры | Уметь самостоятельно играть в бадминтон, соблюдая правила игры | ||||||||
30 | Организация соревнований по бадминтону | 1 | Комбинированный | Просмотр презентации. Учебная игра - соревнование | Применение знаний на практике | Знать правила организации соревнований | Уметь самостоятельно играть в бадминтон, соблюдая правила спортивной игры | ||||||||
31 | Технико-тактическая подготовка | 1 | Тренировочный | Умение вести тактическую игру | Игровой, соревновательный | Знать методы тактической борьбы | Уметь быстро принимать решение,, выполнять технически правильно удары и подачу | ||||||||
32 | Специальная подготовка бадминтониста (СФП) | 1 | Урок совершенствования специальных умений и навыков | Индивидуальная работа | Текущий | Знать, что такое специальная подготовка и, что в неё входит | Уметь осуществлять самоконтроль при выполнении физических упражнений | ||||||||
33 | Тестирование двигательных умений и навыков учащихся | 1 | Контрольный | Тестирование | Итоговый | Знать уровень совей технической подготовленности | Уметь выполнять специальные упражнения для проверки освоения техники | ||||||||
34 | Общая физическая подготовленность учащихся. Тестирование уровня физической подготовленности | 1 | Контрольный | Тестирование | Итоговый | Знать уровень своей физической подготовленности | Уметь выполнять специальные упражнения для проверки освоения техники |
Материально-техническое и методическое обеспечение
- Литература для учителя
- Галицкий А. Азбука бадминтона: учебное пособие / А. Галицкий, О.Мар-ков. – М.: ФиС, 1987.
- Киселёв П.А. Настольная книга учителя физической культуры: подготовка школьников к олимпиадам / П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. – М.: Глобус, 2008.
- Рыбаков Д. Основы спортивного бадминтона / Д. Рыбаков, М. Штильман. – М.: ФиС, 1982.
- Смирнов Ю.Н. Бадминтон: учебное пособие для институтов физической культуры / Ю.Н. Смирнов. – М.: 1989.
- http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6642163/ Приказ Министерства образования и науки РФ.
- http://www.obadmintone.ru.
- http://spo.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=240170.
- Для учащихся
- Лившиц В.Я. Бадминтон для всех / В.Я. Лившиц. – М.: ФиС, 1988.
- Щербаков А.В. Бадминтон. Спортивная игра: учебно-методическое пособие / А.В. Щербаков. – М.: 2010.
- http://news.sportbox.ru/Vidy_sporta/Badminton/topic/Azbuka-volana
Мячи для большого тенниса, волейбольные мячи
Секундомер. свисток
Спортивный зал, площадка, форма
Ракетки для бадминтона, валанчики
Стойки, сетка
Планируемый результат
В результате реализации программы учащиеся должны знать:
- историю появления бадминтона, развитие бадминтона в нашей стране;
- терминологию технических приёмов игры (подач, ударов);
- официальные правила бадминтона;
- гигиенические требования, предъявляемые к инвентарю, одежде занимающегося.
В результате реализации программы учащиеся 5-6 классов должны овладеть основными действиями и приемами игры в бадминтон, принимать участие во внутриклассных и внутришкольных соревнованиях по бадминтону.
В результате реализации программы учащиеся должны уметь самостоятельно заниматься во внеурочное время и проводить соревнования по упрощённым правилам, соблюдать правила техники безопасности и профилактики травматизма во время игры в бадминтон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.
Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)
Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...
Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»
Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...