Урок ритмики по ФГОС "Еремеевский марш". Фигура "Сбор"
план-конспект урока по физкультуре на тему
На уроке учащиеся знакомятся с фольклорным танцем "Еремеевский марш",который является визитной карточкой нашего Троицко-Печорского района Республики Коми,с его историей, разучивают первую фигуру танца - "Сбор". Материал состоит из технологической карты изучения новой темы и конспекта урока с презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ritmiki_eremeevskiy_marsh_figura_sbor.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ритмики по ФГОС
Автор: учитель ритмики и физической культуры Штефаница Тамара Борисовна,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск Республики Коми
Тема: «Еремеевский марш». Фигура «Сбор»
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Знакомство с историей танца «Еремеевский марш». Разучивание фигуры «Сбор».
Задачи:
обучающие: - познакомить с историей танца «Еремеевский марш»;
- разучить последовательность движений фигуры «Сбор»;
- умение применить полученные знания, навыки в новых условиях;
развивающие: - развитие фантазии, творчества;
- развитие музыкальности исполнения;
воспитательные: - воспитание чувства гордости, уважения к культуре и традициям своего народа, района;
- воспитание интереса к народному творчеству: к танцевальному фольклору Троицко-Печорского
района Республики Коми;
- воспитание чувства прекрасного;
- внимания друг другу.
Технологии: проблемное обучение, проектная, ИКТ.
Межпредметные связи: краеведение, музыка
Организация пространства: работа фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: медиапроектор, презентация, видеофрагменты танца «Еремеевский марш», музыкальные фрагменты: «Полька», «Кадриль», «Краковяк», «Марш».
Планируемые результаты: привитие интереса к фольклорному танцевальному творчеству, освоение танцевальной фигуры «Сбор».
Технологическая карта изучения новой темы
Основные этапы организации учебной деятельности | Форма организации деятельности | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Личностные УУД | познавательная | коммуникативная | регулятивная | |||
I этап. Организационный момент. Цель – активизация учащихся.
| фронтальная | 1.Приветствие учителя. 2.Мотивация. Игра «Угадай название танца по музыкальному фрагменту». О чем пойдет речь на этом уроке? | 2.Прослушивание фрагментов, ответы учащихся. Предположения учащихся. | 1.Приветствие учеников. Умение выражать свои мысли, вступать в диалог. | ||
II этап. Актуализация знаний. | фронтальная | 1.Демонстрация видеофрагмента - Какая часть танца была показана в фильме? - Сформулируйте тему нашего урока. 2. Тема нашего урока: «Еремеевский марш». Фигура «Сбор». | Просмотр видеофрагмента, ответы учащихся. | Умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать и понимать других.
| Формулировка темы. Постановка учебных целей. | |
III этап. Изучение нового материала. Постановка проблемы. Открытие нового: Цели: 1.Познакомить учащихся с историей танца. 2.Изучить фигуру «Сбор». | индивидуальная фронтальная фронтальная | 1.Подготовка учеников к восприятию информации. 2. Переход на танцпол для изучения фигуры «Сбор». Видеопоказ фигуры «Сбор». Разбор рисунка танца фигуры «Сбор». 3.Отличается ли разнообразием приглашение на танец в видеофрагменте? Вспомним движения русского танца. Какие из этих движений можно будет использовать, приглашая на «Еремеевский марш»? | Приобщение к достижениям и традициям национальной культуры. | 1.Сообщение ученика об истории танца с показом презентации. Восприятие учащимися новой информации. Видеопросмотр фигуры «Сбор». Анализ полученной информации. Исполнение фигуры «Сбор». Ответы учащихся. Повторение движений: простой ход, дробная дорожка, одинарный притоп, тройной притоп, ключ, поклон, присядка, хлопушка. | Владение монологической формой речи. Умение слушать и понимать. Участие в обсуждении проблемных вопросов, формулирование собственного мнения и его аргументация. | Определение и понимание учебной задачи. |
IV. Закрепление | групповая | Организация работы в группах и контроль за выполнением задания. | Формирование потребности в творческом самовыражении. Развитие умения выявлять и передавать настроения и чувства, выраженные в музыке. Развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям | Решение творческой задачи: создание своего варианта приглашения к танцу. | Планирование: определение цели, функций участников, способов взаимодействия. | Проектная работа: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения. |
V. Итог урока. Рефлексия деятельности. Цель – подвести итог проделанной работы на уроке. | фронтальная индивидуальная | Какие движения вы использовали, приглашая друг друга? Почему? Интересно ли было вам, юному современному поколению, окунуться в атмосферу старинного танца? Как вы думаете: нужно ли знать и сохранять культуру и обычаи наших дедушек, бабушек? Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: Я знаю… запомнил … смог… | Формирование потребности в творческом самовыражении. | Ученики называют выбранные движения, объясняют почему выбрали именно их. Ответы учащихся. | Формулирование собственного мнения и его аргументация. Формулирование собственного мнения и его аргументация. | Умения оценивать свои действия. |
Конспект урока «Еремеевский марш». Фигура «Сбор».
- Организационный этап.
- Приветствие учителя.
- Мотивация.
- Я предлагаю вам поиграть. А игра называется «Угадай название танца по музыкальному фрагменту».
(Поочередно включаются музыкальные фрагменты танцевальной музыки: «Краковяк», «Полька», «Кадриль», «Марш».
Ученики называют по фрагменту жанр танца).
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке? (предположения учащихся)
- Действительно, все эти танцы имеют отношение к нашему уроку. Они являются частями одного фольклорного танца, получившего название «Еремеевский марш». Итак, тема урока связана с необычным танцем, который зародился в нашем районе, в деревне Еремеево.
II. Актуализация знаний.
- Сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент. Вам предстоит после просмотра ответить на вопрос: «Какая часть танца была показана в фильме?»
- Верно, это начало танца.
- Какое действие происходит в танце в этот момент? (Ответы учащихся)
- Правильно, именно поэтому представленная фигура называется «Сбор».
III. Изучение нового материала. Тема нашего урока: «Еремеевский марш». Фигура «Сбор» («Чукöртчöм»).
- Какие задачи мы поставим перед собой, исходя из темы урока? (Ответы учащихся)
- Интересно узнать об истории возникновения этого танца?
(Сообщение ученика об истории создания «Еремеевского марша» с показом презентации). (Приложение)
Сообщение ученика: «Еремеевский марш» появился в начале 20 века. Другое название танца по-коми «Öтласа йöктöм», а по-русски оно звучит как «Общий танец».
В конце 40-х годов ХХ-го века люди разных национальностей приехали осваивать север, и каждый привозил с собой новые песни и новые танцы. К старым, известным мелодиям марша добавлялись новые.
«Еремеевский марш» можно смело назвать межнациональным, потому что в него входят не только коми танцы, но и «Барыня», «Полька», «Краковяк», «Падеспань».
По традиции этот танец завершает каждое сельское гулянье. В нем принимают участие все без исключения. Танец длится 2-3 часа, поэтому гармонисты вынуждены много раз менять друг друга. В нем более 50 различных фигур, связанных логичными переходами. Каждая фигура имеет свое название. Некоторые названия фигур связаны с деятельностью человека, с предметами труда, с природой – со всем, с чем сталкивался в жизни человек. Сами названия фигур говорят за себя. Например: «Капуста», «Корзина», «Топор», «Распилка дров», «Плетеный пояс», «Упитанный гусь», «Сани-розвальни», «Сети», «Ручей», «Волна», «Раздвоение реки», «Игла».
До сегодняшних дней танец сохранился в верховьях Печоры, на реке Илыч, в деревне Еремеево. Сохранили танец жители, передавая от старших к младшим. Почти каждый житель, каждый ребенок деревни знает этот танец от своих бабушек, родителей.
«Еремеевский марш» - одно из самых ярких явлений коми народной хореографии. В нем заключено такое обилие хореографических рисунков, интересных перестроений, неожиданных образных решений, какое могла создать творческая фантазия нескольких поколений троицко-печорцев.
(Переход на танцпол)
Учитель: «Еремеевский марш» - это скорее хороводная пляска. Заводил танец хороводник, распорядитель марша - самый умелый танцор, который знал все фигуры танца, обладал фантазией, мастерством импровизации. Он выкрикивал названия фигур, руководил танцем. По его команде танцующие переходили к новой фигуре. А так как в танце участвовала вся деревня, нужно было действительно быть большим умельцем, чтобы ничего не запутать.
Начинал танец сам хороводник сольной пляской, он своим умением зазывал и заводил всех присутствующих.
После пляски хороводника начиналась первая фигура - "Сбор". В отличие от остальных фигур, которые могли меняться местами, не имели обязательного порядка, «Сбор» - это всегда начало, приглашение на танец, и приглашали тех, кто нравился.
(Видеопросмотр фигуры «Сбор» в исполнении учащихся 4-го класса)
Учитель: Ответьте, отличается ли разнообразием приглашение на танец в данном исполнении? Нет. В то время как в фигуре «Сбор» момент приглашения на танец – это импровизация, простор для фантазии. Но всякая импровизация основывается на знаниях. Поэтому сейчас мы вспомним движения русского танца: простой ход, дробную дорожку, одинарный притоп, тройной притоп, ключ, поклон, присядку, хлопушку.
(Звучит русская народная мелодия, учащиеся выходят на середину зала и повторяют знакомые движения).
Учитель: Подумайте и скажите: какие из этих движений можно будет использовать, приглашая на «Еремеевский марш»? Как интереснее это сделать?
Итак, представьте, что вы на праздничном гулянии. Появляется хороводник, перед своим танцем он усаживает в удобном месте гармонистов, которым предстоит трудная работа, и заказывает им свою любимую плясовую мелодию. Как только гармонисты начинают играть, он пускается в обход по кругу, импровизируя на ходу и задорно выделывая замысловатые коленца. Показав себя, хороводник подходит к девушке и поклоном либо притопами приглашает ее в танец. Вдвоем они подходят к парню, таким же способом хороводник приглашает и его. Парень становится за девушкой. Дальше они уже отправляются втроем. Приглашают вторую девушку, за ней – второго парня. Фигура продолжается до тех пор, пока хороводник не пригласит на танец всех присутствующих.
(Учащиеся разбирают рисунок фигуры «Сбор»)
IV. Закрепление.
Учитель: А теперь, вслушиваясь в музыку и используя свои знания, попробуйте пофантазировать и придумать свой вариант приглашения к танцу, отразив настроение музыки, отразив смысл приглашения, стараясь понравиться. Попробуйте не просто исполнить танцевальное движение, но придать ему окраску манерой исполнения: игривой, кокетливой или строгой.
(Групповая работа. Каждая группа выбирает свой вариант приглашения из ранее повторенных движений русского танца или придумывает собственный вариант, который им подсказала музыка. Затем все исполняют фигуру «Сбор» в обновленном виде).
Учитель: Итак, какие движения мы использовали, приглашая друг друга? Чье приглашение вам понравилось больше? Почему?
(Ответы учащихся)
V. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Учитель: Сегодня мы разобрали первую фигуру, самое начало танца. И хочется услышать от вас: интересно ли было вам, юному современному поколению, окунуться в атмосферу танца предыдущих поколений?
- Как вы думаете: нужно ли знать и сохранять культуру и обычаи наших дедушек, бабушек? (Учащиеся высказывают свое мнение)
Учитель: Я думаю, все мы должны ощущать гордость за своих предков, восхищаться их гениальностью и мудростью, богатством фантазии и творчества. Это и интересно и познавательно. Ведь не бывает нового без старого. Нет настоящего без прошлого, нет развития без истории. Только зная свои истоки, мы обогащаемся, растем духовно, становимся лучше и на этом знании можем создавать что-то новое.
- Итак, начало положено! А впереди много интересного. Посмотрите видеофрагмент.
(Показ танца «Еремеевский марш» в исполнении учащихся 4-го класса)
Учитель: Захотелось ли вам научиться танцевать этот танец? (Ответы учащихся)
- К сожалению, урок подходит к концу. А впереди – изучение новых фигур танца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»
«Уроки ритмики, как часть оздоровительной работы в школе. Из опыта работы.»...
Урок музыки 7 класс «Марш - музыкальный жанр или зеркало истории?»
Тип урока: музыкально-творческий практикумформа: урок-исследованиеЦель: Определить роль марша в жизни людей путем исследования исторических фактов и...
Методическая разработка урока ритмики в 7 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца сальса»
Тема урока: "Введение клубной латины в школьную программу на примере танца сальса"...
Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: «Введение клубной латины в школьную программу на примере танца аргентинское танго»
Методическая разработка урока ритмики в 8 классе, с использованием ИКТ тема урока: " Введение в клубную латину в школьную програму на примере танца аргентинское танца"...
Конспект урока музыки "Эти разные марши", 2 класс
Тема урока: «Эти разные марши»Тип урока: урок -открытия новых знанийФорма урока: комбинированныйЦель урока: Формировать представление о марше как жанре музыки.Задачи:·...
Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»
Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...
ПЛАН открытого урока с обучающимися 2 класса хореографического отделения на тему: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета».
Тема урока: «Развитие координации обучающихся на уроки ритмики с использованием предмета». Цель урока: развитие координации путем повторения и отработки пройденных движений. Выяв...