Программа олимпийского образования
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора школы-интерната по внеклассной работе /___________/ Подгорных Н.А. «____»____________2013 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор школы-интерната /_____________/ Е.В. Дубникова/ «___»______________2013 г. |
ПРОГРАММА ОЛИПИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ:
«БУДУЩИЕ ОЛИМПИЙЦЫ»
Автор составитель:
Волков Игорь Александрович
с. Панаевск, 2013
Пояснительная записка
Проблема сохранения здоровья – одна из более актуальных проблем нашего времени. И с каждым годом спорт, здоровый образ жизни играет все более важную роль в развитии, взросления и социализации детей и подростков. С раннего детства необходимо воспитывать в детях желание заниматься спортом. И с раннего детства необходимо рассказывать детям об истории спорта, о рекордах, о великих спортсменах, об Олимпийском и Паралимпийском движениях в мире и в нашей стране.
Знание истории Олимпийского движения, олимпийских ценностей, традиций, талисманов – очень важны. А знание достижений своего народа на Олимпийских играх, служат отличным примером для реализации целей не только в спорте, но и в жизни. Через них формируется нравственный мир человека. Олимпийская педагогика является интересным, современным и перспективным средством для воспитания активного, спортивного, здорового подрастающего поколения. Освоение знаний об олимпизме, олимпийском движении, Олимпийских играх способствует формированию у подростков принципов благородного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и духовных способностей.
У нашей страны великое прошлое! Нам есть чем гордиться! Олимпийские рекорды, история страны и достижения спортсменов на Олимпийских, и особенно, Паралимпийских играх – все это, собранное воедино должно передаваться из поколения в поколение. Это часть духовности нашего народа. А уважительное отношение к истории спорта в целом – признак гражданской зрелости.
Проанализировав ситуацию в школе, можно сделать вывод, что учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр. Необходимо проделать интересную познавательную интеллектуальную творческую работу и это должно носить необязательный характер, а добровольный.
Данная программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия на обучающихся и содержит материал, связанный с изучением истории Олимпийского и Паралимпийского движения, его героев, с воспитанием толерантности. Программа рассчитана на обучающихся 1-11 классов и предусматривает проведение различных мероприятии: олимпийских уроков, внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин, пресс-конференций, классных часов и других форм работы по олимпийской тематике.
В преддверии Олимпийских игр в Сочи 2014 году, данная программа дает учащимся возможность более обстоятельно познакомиться с историей Олимпийского движения, развивает творческий потенциал учителей, руководителей секций, способствует формированию здорового образа жизни.
Всё это находит подтверждение в нормативно-правовых документах:
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года в числе приоритетных направлений социальной и молодежной политики рассматривается интеграция России в мировой культурный процесс с формированием положительного имиджа российской культуры, государства и общества[1].
- В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены приоритетные направления образования, среди которых одними из главных стали усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования[2].
- В Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2020 года одними из основных задач названы сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
воспитание патриотов России, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов[3]. - Ориентиры для воспитания юного гражданина страны отражены в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева: "В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
- В Федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" в числе приоритетов обозначена популяризация массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений)[4].
- В Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" в числе основных целей и задач дальнейшее развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, а также внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы[5].
- В проекте Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации в числе приоритетов обозначено формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры[6].
Таким образом, сформулирован заказ современного общества и государства - потребность в формировании и развитии гражданской позиции подростков, воспитании социально активной личности. Именно эта потребность легла в основу создания программы олимпийского воспитания «Будущие олимпийцы».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
создание условий для построения в школе здоровьесозидающей образовательной среды, становления инновационной системы физкультурно-спортивного образования.
Задачи программы:
- приобщение школьников, их родителей и педагогов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганда здорового образа жизни.
- комплексное решение проблем двигательной активности и укрепления здоровья школьников, родителей, педагогов.
- выявление двигательно-одаренных детей для их дальнейшей целенаправленной подготовки в спортивных секциях с. Панаевск
- формирование гражданской идентичности через идею сплочения народа при подготовке к олимпийским играм 2014 года, организация олимпийского образования.
- модернизация деятельности школьного кабинета здоровья.
- дать школьникам наиболее полное представление об истории Олимпийских игр, включить их в активное освоение системы олимпийских ценностей.
- актуализация информации об Олимпийских играх, распространение олимпийских и паралимпийских ценностей для создания дружественной среды.
- пропаганда здорового образа жизни, привлечение детей в спорт, развитие их творческих способностей.
- воспитание чувства гордости за российских спортсменов, за свою страну.
Целевая аудитория
в разработку, внедрение, апробацию и реализацию программы могут быть включены:
- обучающиеся 1 – 11 классов школы любого уровня подготовленности и всех групп здоровья;
- педагогический коллектив школы;
- инструкторы по физической культуры;
- родители обучающихся;
социальные партнеры по реализации программы
- управления по культуре, спорту и делам молодежи МО Ямальский район
- администрации МО с. Панаевск
- КДЦ МО с. Панаевск
- органы исполнительной власти и местного самоуправления.
ключевые направления программы «Будущие олимпийцы»
- олимпийское образование.
- вовлечение обучающихся школы в систему дополнительного образования спортивной направленности и волонтерское движение
- пропаганда здорового образа жизни.
- воспитание толерантности.
ключевые проблемы, на разрешение которых направлена программа
- проблема малого охвата занятиями физкультурой и спортом обучающихся и недостаточной двигательной активности.
- проблема низкого уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся, педагогов, родителей.
- проблема наличия большого числа ослабленных наиболее распространенными, в том числе социально обусловленными, болезнями детей и подростков.
- проблема неравного доступа к занятиям физкультурой и спортом здоровых и ослабленных детей.
- проблема наличия значительного числа обучающихся, педагогов, родителей, имеющих вредные привычки.
- проблема низкого уровня просвещенности населения об олимпийском движении, отсутствие олимпийского образования.
- проблема низкой мотивации обучающихся к активной деятельности на уроках физической культуры, достижению положительных результатов.
- проблема отсутствия индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся на уроках физической культуры.
- проблема несформированности системы целенаправленной работы со спортивно одаренными детьми.
- проблема психологической, методической, мотивационной, личностной, ресурсной неготовности педагогического коллектива к организации здоровье созидающей деятельности.
- проблема ресурсного обеспечения здоровье созидающей деятельности, работы по олимпийскому образованию и просвещению и пропаганде здорового образа жизни.
- проблема профессионального выгорания педагогов.
- проблема школьного травматизма.
- проблема отсутствия системы мониторинга состояния здоровья, двигательной активности, спортивных достижений, уровня культуры здоровья и других показателей здоровье созидающей деятельности.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы: 2013-2016г.
I этап: сентябрь – декабрь 2013 г. – выявление перспективных направлений развития физической культуры и спорта в школе с целью построения здоровьесозидающей образовательной среды.
II этап: январь 2014 г. – май 2015 г. – реализация программы.
III этап: август 2015 г. – анализ и обобщение достигнутых результатов, выявление перспектив дальнейшего развития.
IV этап: сентябрь 2015 г. – декабрь 2016 г. - диссеминация опыта школы по реализации программы «Будущие олимпийцы»
План разработки и апробации программы
№ | Мероприятия | Участники |
|
Подготовительный этап (сентябрь – декабрь 2013 г.) |
| ||
| 1. | Проведение анализа состояния здоровье сберегающей и здоровье созидающей системы школы, нормативных документов, действующей образовательной программы, программы развития, иных локальных актов школы. | Администрация |
| 2. | Совещание при директоре об участии школы в программе «Будущие олимпийцы» | Администрация |
| 3. | Формирование творческой группы для реализации программы «Будущие олимпийцы» | Администрация Педагогический коллектив |
| 4. | Оценка уровня материального обеспечения МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» для реализации программы | Администрация, МО учителей ФК и ОБЖ |
| 5. | Обсуждение проекта программы «Будущие олимпийцы» | Педсовет ОУ |
| 6. | Заседания методического объединения по вопросу обновления учебных программ, реализуемых образовательным учреждением, и определения компонентов программ, подлежащих изменению | Председатель МО учителей ФК И ОБЖ |
| 7. | Проведение общественной и профессиональной экспертизы проекта программы «Будущие олимпийцы» в образовательном учреждении | Администрация, участники образовательного процесса, учителя МО ФК и ОБЖ, инструктор по спорту КДЦ с. Панаевск |
| 8. | Выработка мер по оптимизации системы поддержки учителей, внедряющих инновационные педагогические и образовательные технологии
| Администрация |
| Основной этап (январь 2014 г.- май 2015 г.) | ||
| 1. | Внесение изменений в образовательную программу школы | Педсовет |
| 2. | Оптимизация учебного плана и расписания занятий | Администрация |
| 3. | Разработка нормативных документов школы, направленных на реализацию программы | Администрация |
| 4. | Планирование и организация работы через годовой план школы | Администрация |
| 5. | Планирование и организация внутри школьного контроля реализации программы «Будущие олимпийцы» | Администрация |
| 6. | Организация и проведение Школьных олимпийских игр | Администрация, педагоги дополнительного образования, учителя ФК |
| 7. | Организация мониторинга реализации проекта, представление отчетов на совещании при директоре | Администрация, учителя ФК |
| 8. | Отчеты творческой группы на педагогическом совете о ходе реализации проекта «Будущие олимпийцы» | Творческая группа |
| 9. | Разработка пакета методических материалов для внедрения программы «Будущие олимпийцы» | Администрация Творческая группа |
| 10. | Организация информирования о ходе реализации программы участников образовательного процесса, общественности через публичный отчет, сайт школы | Администрация, творческая группа |
| 11. | Проведение педагогического совета «Проектирование образовательного процесса как здоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности всех его участников» | Администрация Педагогический коллектив Кабинет здоровья |
| 12. | Проведение семинара «Диагностика эффективности зоровьесберегающей и здоровьесозидающей деятельности школы» | Администрация Педагогический коллектив Кабинет здоровья |
| 13. | Проведение методического дня «Инновационные технологии для организации здоровьесозидающей деятельности школы» с серией открытых уроков учителей-предметников | Администрация Педагогический коллектив Кабинет здоровья |
| 14. | Проведение мастер-классов «Организация олимпийского образования и просвещения» | МО учителей ФК и ОБЖ |
| 15. | Проведение семинара «Разработка системы мониторинга реализации программы «Будущие олимпийцы» | МО учителей ФК и ОБЖ |
| 16. | Проведение родительских собраний «Работа с родителями учащихся по вовлечению их в здоровьесозидающую деятельность школы» | Администрация, кл. руководители
|
| 17. | Проведение круглого стола участников образовательного процесса «Удовлетворенность участниками образовательного процесса реализацией программы «Будущие олимпийцы» | Администрация, творческая группа |
| 18. | Организация обучения по программе дополнительного профессионального образования по проблеме инновационного проекта | Администрация ОУ, творческая группа |
| 19. | Закупка и установка оборудования, техники и программного обеспечения | Администрация |
| 22. | Публикации в СМИ
| Администрация, творческая группа |
Аналитический этап (август 2015 год) | |||
| 1. | Анализ результатов реализации программы «Будущие олимпийцы» | Творческая группа
|
| 2. | Проведение общественной и профессиональной экспертизы результатов реализации программы «Будущие олимпийцы» | Администрация Органы исполнительной власти и местного самоуправления Научная и педагогическая общественность |
| 3. | Обобщение и подготовка к диссеминации | Администрация, творческая группа |
| Диссеминация опыта школы по реализации программы «Будущие олимпийцы» (сентябрь 2015 - декабрь 2016г.) | ||
| 1. | Накопление, обобщение, экспертиза и трансляция опыта реализации программы «Будущие олимпийцы» | Администрация, творческая группа |
| 2. | Тьюторская поддержка школы | МО учителей ФК и ОБЖ |
| 3. | Организация и стимулирование диссеминационной деятельности учителей | Администрация
|
| 4. | Правовая поддержка деятельности по распространению инновационного опыта | Администрация |
| 5. | Информирование в СМИ достижений школы в данной деятельности и пропаганда занятий физической культурой и спортом | Администрация
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям.
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, и вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.). Опираясь на этот общий подход к пониманию педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, охарактеризуем более конкретно ее цели и задачи.
В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:
- об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах "Фэйр плэй", идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);
- о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;
- о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;
- о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.
в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:
- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;
- такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;
- потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;
- интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;
- желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами "честной игры");
- ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: "Возвышенный дух в развитом теле!";
- стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;
- гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д.
Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:
- умений использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;
- умений добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;
- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;
- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте "по законам красоты" и отображать его средствами искусства;
- умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.;
- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;
- умений разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.
Решение этих задач - одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения. Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.
Программа включает в себя комплекс действий по организации информационных, познавательных, спортивно-развлекательных мероприятий на базе МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО». Мероприятия проводятся при поддержке Администрации школы и детско-юношеской организации МОРЖ.
Перечень мероприятий по реализации поставленных задач:
1. Мероприятия просветительской деятельности:
- игры;
- викторины;
- беседы;
- дискуссии;
- тематические вечера;
- конференции;
- круглые столы;
- открытые мероприятия;
- олимпийские уроки;
- олимпиады.
2. Воспитательная работа:
- создание агитбригад;
- создание отряда юных волонтеров;
- проведение спортивных соревнований;
- создание информационных листовок, буклетов, газет.
Ключевые направления программы «Будущие олимпийцы» по внедрению системы олимпийского образования в МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» на 2013-2016г.
№ | Наименование мероприятия | Класс | Сроки | Ответственный |
1 | Включение уроков по олимпийской тематике в содержание учебных предметов | 1-11 | В течение года | учителя предметники |
2 | Ежедневная утренняя гимнастика | 1-11 | ежедневно | учителя физической культуры |
3 | Обновление стенда «Олимпиада в Сочи», «Я выбираю спорт как альтернативу ЗОЖ», «Лучшие спортсмены школы» | 1 - 11 | В течение года | учителя физической культуры |
4 | Вовлечение учащихся в систематические занятия физической культурой и спортом, спортивные кружки и секции. | 1-11 | ежегодно | кл. руководители, учителя физической культуры |
5 | Школьные соревнования по: настольному теннису, силовому многоборью, шахматам, волейболу, баскетболу, мини-футболу, легкой атлетике, лыжным гонкам. | 1-11 | Ежегодно | учителя физической культуры |
6 | Участие в районных соревнованиях по различным видам спорта | 5-11 | ежегодно | учителя физической культуры |
7 | Беседы, лекции, круглые столы на темы «Сочи 2014», «Я выбираю спорт!», «Здоровым быть модно» и др. | 1-11 | В течение года ежегодно | кл. руководители |
8 | Традиционный «День Здоровья» | 1-11 | сентябрь | кл. руководители, учителя физической культуры |
9 | Участие в конкурсах «Я выбираю спорт!», «Спорт вместо наркотиков», «Здоровье нации - в наших руках!» | 5-9 | ежегодно | кл. руководители |
10 | Конкурс рисунков «Олимпийские виды спорта» | 1-4 | декабрь | кл. руководители |
11 | Круглый стол «История Олимпийских игр» | 5-7 | октябрь | учителя истории |
12 | Спортивные соревнования | 1-4 | январь | Кл. руководители, учителя ФК |
13 | Месячник спортивно-оборонной массовой работы | 1-11 | февраль | учителя физической культуры |
14 | «Командарм-Патриот» | 7-8; 9-11 | февраль ежегодно | учителя физической культуры |
15 | Спортивные соревнования «А, ну-ка, парни!» | 8 - 11 | февраль ежегодно | учителя физической культуры |
16 | Открытое интегрированное мероприятие «Олимпийские игры древности» | 5-6 | декабрь ежегодно | учителя физической культуры, и истории |
17 | Круглый стол для родителей на темы: «Личная гигиена школьника», «Распорядок дня и двигательный режим школьника», «Воспитание правильной осанки у детей)». | 1-11 | ежегодно | кл. руководители, учителя ФК |
18 | Конкурс презентационных работ «Олимпиада вчера, сегодня и завтра» | 8-9 | ежегодно | кл. руководители, учителя физической культуры |
19 | Районный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» | 5-11 | ежегодно | учитель физической культуры |
20 | Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре | 7-11 | октябрь, ноябрь ежегодно | учителя физической культуры |
21 | Международный «День Здоровья» | 1-11 | апрель | кл. руководители, учителя физической культуры |
22 | Мониторинг Олимпийского движения | 1-11 | ежегодно | учителя физической культуры |
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Примерные программы по учебным предметам Физическая культура. 5-9 классы | Д | |
1.3 | Рабочие программы по физической культуре | Д | |
1.4 | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха | К | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Р.Ф., входят в библиотечный фонд; Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд |
1.5 | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7 | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | Д | В составе библиотечного фонда |
2 | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
2.2 | Плакаты методические | Д | Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, ОРУ и коррегирующим упражнениям |
2.3 | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (в «цифре») | Д | |
3.2 | Аудиозаписи | Д | |
4 | Технические средства обучения | ||
4.1 | Телевизор с универсальной приставкой | Д | Не менее 72 см.по диагонали |
4.2 | DVD-плеер или DVD-рекордер (с набором дисков) | Д | |
4.3 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | Д | |
4.4 | Микрофон петличный | Д | |
4.5 | Мегафон | Д | |
4.6 | Мультимедийный компьютер | Д | |
4.7 | Сканер | Д | |
4.8 | Принтер лазерный | Д | |
4.9 | Копировальный аппарат | Д | |
4.10 | Цифровая видеокамера | Д | |
4.11 | Цифровая фотокамера | Д | |
4.12 | Мультимедиапроектор | Д | |
4.13 | Экран на штативе | Д | Минимальный размер 1,25х1,25 |
5 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
5.1 | Стенка гимнастическая | Г | |
5.2 | Бревно гимнастическое напольное | Г | |
5.3 | Бревно гимнастическое высокое | Г | |
5.4 | Козёл гимнастический | Г | |
5.5 | Конь гимнастический | Г | |
5.6 | Перекладина гимнастическая | Г | |
5.7 | Канат для лазанья с механизмом крепления | Г | |
5.8 | Мост гимнастический подкидной | Г | |
5.9 | Скамейка гимнастическая жёсткая | Г | |
5.10 | Комплект навесного оборудования | Г | В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания |
5.11 | Скамья атлетическая наклонная | Г | |
5.12 | Гантели наборные | Г | |
5.13 | Коврик гимнастический | Г | |
5.14 | Акробатическая дорожка | Г | |
5.15 | Маты гимнастические | Г | |
5.16 | Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) | Г | |
5.17 | Мяч малый (теннисный) | К | |
5.18 | Скакалка гимнастическая | К | |
5.19 | Палка гимнастическая | К | |
5.20 | Обруч гимнастический | К | |
5.21 | Коврики массажные | К | |
5.22 | Секундомер настенный с защитной сеткой | Д | |
5.23 | Сетка для переноса малых мячей | Д | |
6 | Легкая атлетика | ||
6.1 | Планка для прыжков в высоту | Д | |
6.2 | Стойка для прыжков в высоту | Д | |
6.3 | Флаги разметочные на опоре | Г | |
6.4 | Лента финишная | Д | |
6.5 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г | |
6.6 | Рулетка измерительная (10-50 м) | Д | |
6.7 | Номера нагрудные | Г | |
7 | Подвижные и спортивные игры | ||
7.1 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д | |
7.2 | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г | |
7.3 | Мячи баскетбольные для мини-игры | Г | |
7.4 | Сетка для переноса и хранения мячей | Д | |
7.5 | Жилетки игровые с номерами | Г | |
7.6 | Стойки волейбольные универсальные | Д | |
7.7 | Сетка волейбольная | Д | |
7.8 | Мячи волейбольные | Г | |
7.9 | Табло перекидное | Д | |
7.10 | Ворота для мини-футбола | Д | |
7.11 | Сетка для ворот мини-футбола | Д | |
7.12 | Мячи футбольные | Г | |
7.13 | Номера нагрудные | Г | |
7.14 | Ворота для ручного мяча | Д | |
7.15 | Мячи для ручного мяча | Г | |
7.16 | Компрессор для накачивания мячей | Д | |
8 | Туризм | ||
8.1 | Палатки туристские (двухместные) | Г | |
8.2 | Рюкзаки туристские | Д | |
8.3 | Комплект туристский бивуачный | Д | |
9 | Измерительные приборы | ||
9.1 | Пульсометр | Г | |
9.2 | Шагомер электронный | Г | |
9.3 | Комплект динамометров ручных | Д | |
9.4 | Динамометр становый | Д | |
9.5 | Ступенька универсальная (для степ-теста) | Г | |
9.6 | Тонометр автоматический | Д | |
9.7 | Весы медицинские с ростомером | Д | |
10 | Средства медицинской помощи | ||
10.1 | Аптечка медицинская | ||
11 | Дополнительный инвентарь | ||
11.1 | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Передвижная | |
12 | Спортивные залы (кабинеты) | ||
12.1 | Спортивный зал игровой | 2 | С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек |
12.2 | Спортивный зал гимнастический | - | |
12.3 | Зоны рекреации | ||
12.4 | Кабинет учителя | ||
12.5 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | Включает в себя стеллажи, контейнеры | |
13 | Пришкольный стадион (площадка) | ||
13.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д | |
13.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
13.3 | Сектор для прыжков в высоту | Д | |
13.4 | Игровое поле для футбола | Д | |
13.5 | Площадка игровая баскетбольная | Д | |
13.6 | Площадка игровая волейбольная | Д | |
13.7 | Гимнастический городок | Д | |
13.8 | Полоса препятствий | Д | |
13.9 | Лыжная трасса | Д |
Примечание: Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учётом средней наполняемости класса (26—30 учащихся). Условные обозначения: Д — демонстрационный экземпляр (I экз.); К — комплект (из расчёта на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Количественный показатель
№ | Наименование показателя | Единица измерения | Целевой ориентир |
1. | Удовлетворенность обучающихся количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, олимпийским образованием | % | Не менее 90 |
2. | Удовлетворенность родителей количеством и качеством программ спортивно-оздоровительной направленности, олимпийским образованием | % | Не менее 75 |
3. | Удовлетворенность педагогического коллектива | % | Не менее 90 |
4. | Рейтинг школы среди школ Ямальского района | место | Не ниже 3 |
5. | Доля обучающихся основной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием | % | 100 |
6. | Доля обучающихся подготовительной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием | % | Не менее 90 |
7. | Доля обучающихся специальной группы здоровья, охваченных занятиями физкультурой и спортом, олимпийским образованием | % | Не менее 60 |
8. | Доля семей, посещающих спортивные мероприятия школы от общей численности семей обучающихся | % | Не менее 25 |
9. | Доля обучающихся, имеющих вредные привычки | % | Не более 3 |
10. | Доля учителей и персонала школы, имеющих вредные привычки | % | Не более 2 |
11. | Доля учителей, освоивших и применяющих здоровьесберегающие и здоровьесозидающие технологии | % | 100 |
12. | Включенность педагогов и персонала школы в работу по реализации программы | % | 100 |
13. | Включенность участников образовательного процесса в олимпийское образование и просвещение | % | 90 |
14. | Снижение пропусков занятий в связи с заболеваемостью обучающихся | детодней | Не более 7 |
15. | Доля обучающихся, не имеющих пропусков занятий в связи с заболеваниями от общего количества обучающихся | % | Не менее 20 |
16. | Доля победителей в индивидуальном и командном зачете от общего числа проведенных соревнований | % | Не менее 30 |
17. | Доля выявленных обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения, для которых сформированы индивидуальные образовательные маршруты от общего числа обучающихся | Чел. | 18 |
18. | Доля обучающихся 1-х классов, для которых ведутся «Паспорта здоровья» | % | 100 |
Планируемые изменения в целях и содержании образования
Одной из целей образовательной программы школы станет создание материально-технических, кадровых, мотивационных, информационных, научно-методических, социальных условий для здоровьесозидающей деятельности, массового привлечения обучающихся к занятиям спортом, олимпийского образования и просвещения. В содержании учебных программ по физической культуре будут отражены вопросы олимпийской и параолимпийской тематики, разработана система здоровьесозидающего и физкультурно-спортивного воспитания, предусматривающая, в том числе, организацию олимпийского образования.
Планируемые изменения в методиках, средствах, приемах, технологиях педагогического процесса
Программой предусматривается
- освоение педагогическим коллективом здоровьесберегающих и здоровьесозидающих технологий
- приобретение и использование современных средств, для построения здоровьесозидающей среды, информационных ресурсов и технологий нового поколения
- разработка методик работы с обучающимися подготовительной и специальной групп здоровья на уроках физической культуры
- разработка методик мониторинга здоровьесозидающей деятельности и состояния здоровья обучающихся, эффективности вводимых инноваций и качества образовательного процесса как качества его условий, процессов и результатов.
Планируемые изменения в формах и способах организации обучения и воспитания
- Организация системы школьного олимпийского образования и проведение соревнований «Олимпиада начинается в школе» по видам спорта для обучающихся основной группы и по видам спорта для групп поддержки.
- Разработка системы здоровьесозидающей и здоровьесберегающей деятельности.
- Изменение системы дополнительного образования школьников. Часы дополнительного образования, выделенные на спортивно-оздоровительные виды деятельности, будут направлены на выбор школьниками индивидуальных образовательных маршрутов во второй половине дня в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Дополнительное образование подразумевает привлечение родителей обучающихся, будет расширять спектр спортивно-оздоровительных программ.
Одной из задач дополнительного образования является выявление одаренных детей, привлечение их для освоения программ профессиональной направленности как внутри образовательного учреждения. Гибкость структуры образовательного процесса основного и дополнительного образования позволит учесть потребности и возможности каждого ребенка, его интересы и индивидуальный темп продвижения по выбранной образовательной траектории.
- Освоение новых способов организации воспитательной работы: школьное олимпийское движение, спортивное самоуправление; волонтерство, социальное проектирование, проведение специальных акций (реклама, видеоролики, агитбригады). Все это войдет в систему работы по просвещению и популяризации спорта и здорового образа жизни наряду с классными часами, организацией встреч с выдающимися спортсменами, подготовкой массовых спортивных праздников.
Планируемые изменения в деятельности участников образовательного процесса
- Объединение всех участников образовательного процесса общей идеей проведения школьных олимпийских игр.
- Формирование основы осмысленного здоровьесбережения и здоровьесозидания для олимпийского образования и просвещения.
- Формирование традиций общешкольных праздников Открытия и Закрытия школьных соревнований, совместного участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях обучающихся, педагогов, выпускников, родителей.
Таким образом, программа будет реализовывать инновационный подход к инвестированию в человеческий капитал. Предполагается создание модели управления инновационной деятельностью школы как эффективной системы информационного обеспечения и коммуникаций, сбора и анализа информации о результативности реализации программы, актуализации мотивационных ресурсов, включения педагогов в инновационную деятельность.
Реализация инновационной программы предполагает организацию интегративного взаимодействия всех элементов образовательной системы школы направленного на решение ее задач. Исходя из вышеизложенного, изменения в результате реализации инновационной образовательной программы по масштабности будут являться системными, охватывающими все образовательное учреждение и распространяющимися за его пределы.
Индивидуальный показатель
- Демонстрация подростком осознанного позитивного отношения к XXII Олимпийским играм зимним и XI Паралимпийским зимним играм в 2014 г. в г. Сочи и знаний о ценностях Олимпийского и Паралимпийского движений, истории игр, особенностях подготовки к играм;
- Демонстрация культуры и норм поведения во время спортивных соревнований, культуры поведения болельщика, толерантного общения и отношения к сопернику;
- Наличие у учащихся собственного сформированного отношения к здоровому образу жизни как ценности;
4. Активное участие в предлагаемых образовательно-воспитательных пространствах;
5. Обогащение опыта организаторской, коммуникативной и аналитической деятельности;
6. Увеличение количество детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом;
7. Повышение уровня олимпийского образования в общеобразовательном учреждении;
8. Внедрению разнообразных форм проведения спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков.
Критерии и способы оценки результатов реализации программы
целевые показатели эффективности реализации программы
Удовлетворение потребностей всех участников образовательного процесса:
Обучающихся - в программах физкультурно-спортивной направленности основного и дополнительного образования, реализуемых дифференцированно с учетом их индивидуальных особенностей, в обеспечении их здоровьесбережения, достаточного уровня физической активности, в олимпийском образовании и просвещении, в созданных условиях для роста и становления успешной и конкурентоспособной личности.
- Родителей - в обеспечении условий для максимального развития детей, в соответствии с их потенциальными возможностями, в решении проблем разобщенности и конфликтов в семьях.
- Педагогического коллектива – в обеспечении возможностей повышения профессиональной компетентности, дополнительных возможностей творческой самореализации в образовательном процессе, в решении проблем профессионального выгорания педагогов.
- Образовательного учреждения – в позиционировании на рынке образовательных услуг как ОУ, внедряющего инновационные образовательные программы, создании позитивного имиджа, повышении конкурентоспособности среди школ Ямальского района, создании благоприятных условий для дальнейшего развития.
- Увеличение охвата обучающихся и родителей, педагогов, персонала школы занятиями физкультурой и спортом.
- Снижение количества обучающихся и их родителей, персонала школы, имеющих вредные привычки.
- Выявление и формирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, показывающих высокие спортивные достижения.
- Увеличение числа призеров в индивидуальном и командном зачете в районных и окружных соревнованиях.
- Снижение заболеваемости обучающихся и персонала школы.
- Снижение травматизма обучающихся.
- Организация комплексной программы мониторинга состояния здоровья обучающихся и сотрудников, программы мониторинга физической и двигательной активности, участия в спортивных соревнованиях.
- Положительная динамика личностного роста обучающихся, наличие опыта социальных проб.
- Положительная динамика сплоченности коллектива участников образовательного процесса.
- Повышение профессионального уровня педагогов и руководителей школы.
- Улучшение материально-технической базы школы для организации здоровьесозидающей, здоровьесберегающей деятельности, просветительской работы.
- Расширение социального партнерства школы.
Критерии и способы оценки результатов индивидуально показателя реализации программы
Критерием оценки качества реализации программы является оценка индивидуального уровня достижения приоритетных для программы результатов. Приоритетные результаты, способы их оценки и фиксации представлены в следующей схеме:
Литература, используемая при разработке программы
- Валентик Ю.В., Мартыненко А.В., Полесский В.А. и др. Монография «Формирование здорового образа жизни молодёжи». – М.: Медицина, 1988.
- Википедия – свободная энциклопедия. URL:: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 28.07.2011)
- Воспитательные формы и технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников. Концепция эксперимента Центра образования № 825 г. Москвы / Научн. рук. В. А. Караковский [электронный ресурс]
- Воспитательные формы и технологии, обеспечивающие становление российской идентичности школьников. Концепция эксперимента Центра образования № 825 г. Москвы / Научн. рук. В. А. Караковский [электронный ресурс]
- Все о мотивации. Методическое описание опыта педагогов ВДЦ «Орленок». Сост. Л. И. Славкина. – ВДЦ «Орленок», 2007
- И. Л. Гуляева. «Гражданином быть обязан…»: формирование гражданской позиции личности // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. — Вологда: Книжное наследие, 2007. — С. 683-686
- Измайлова Д. Нравственные смыслы гражданского образования. // Народное образование, 2007
- Кремль.org – политическая экспертная сеть [Электронный ресурс] / Стенографический отчет о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Москва, Кремль, 19 мая 2010 года — Электрон. дан. — М.: Интернет-портал www.kreml.org ,— Режим доступа: http://www.kreml.org/other/244850338, свободный. — Загл. с экрана
- Кузнецова Л. В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 9
- Лубышева Л.И., Ценности олимпийской культуры и воспитание юношества // Международный форум "Молодежь - Наука - Олимпизм", 14 - 18 июля 1998 г., г. Москва: Материалы. - М.: 1998,.Советский спорт
- Молодцова И.В. Становление гражданской позиции старших подростков: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. пед. наук: 13.00.01 / И.В. Молодцова; Красноярский пед. гос. ун-т. Им.В.П. Астафьева – Красноярск, 2007г. – 23 с
- Назарова Е. Н., Жилов Ю. Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. – М.: Издательство: "Академия", 2007.
- Олимпийская Хартия, М., 1996, с.7
- Официальный сайт [Электронный ресурс] Интернет-портал www.sochi2014.com,— Режим доступа: http://www.olymps.ru/sochi-2014/sochi_prog, свободный. — Загл. с экрана
- Словарь по этике [Электронный ресурс] Интернет-портал www.moralphilosophy.ru,— Режим доступа: http://www.moralphilosophy.ru/index.htm, свободный. — Загл. с экрана
- Хвыля-Олинтер Н.А. Национально-культурная идентичность современной российской молодёжи в условиях глобализации: методология социологического анализа: Автореф. дис. на соискание ученой степени канд. соц. наук
[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
[2] Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждёна распоряжением Правительства Российской Федераций от 29.12.2001 № 1756-Р.
[3] Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Утверждена 4 октября 2000 года постановлением Правительства РФ № 751. г. Москва
[4] Федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 г. № 7
[5] Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утверждена постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795
[6] Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс] / Проект. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации — Электрон. дан. — М.: Интернет-портал http://mon.gov.ru/ ,— Режим доступа: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/, свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014»
Программа по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014» в МКОУ "Приморская СОШ"...
Внеклассное мероприятие по олимпийскому образованию. Викторина "Олимпийские игры" (6-8 класс)
Викторина проходит в 4 тура: «Разминка», «Исключи лишнее», «Верите ли вы, что …», «Герои спорта». Викторина сопровождается мультимедийной презентацией. В викторине могут принимать участие от 2 к...
Олимпийское образование. Из истории Олимпийских игр
История возникновения Олимпийских игр. Первые чемпионы и первые рекорды!!!...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «История физической культуры и основы олимпийского образования»
Цель курса - формирование научного мировоззрения и физической культуры школьников на культурно-исторических традициях отечественной системы физической культуры и олимпийского спорта.Задачи курса:рас...
Программа внеурочной деятельности "Олимпийское образование России"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» по целевой и содержательной направленности является спортивно-оздоровительной и предназначена для работы с обучающимися, проявляющим...
Инновационная программа олимпийского образования "Наш шаг к Олимпиаде"
Учитывая тот факт, что потенциальными зрителями и болельщиками Олимпийских игр в Сочи являются сегодняшние 8-15 летние подростки, представляется важным разработка и реализация образовательных программ...
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"
Программа развития физической культуры и спорта, олимпийского образования "Вместе к олимпийским вершинам"...