Программа внеурочной деятельности "Олимпийское образование России"
рабочая программа на тему

Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» по целевой и содержательной направленности является спортивно-оздоровительной и предназначена для работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту в 1–4 классах.

Олимпийское образование занимает все более важное место  в  системе образования,  воспитания  и  обучения  подрастающего  поколения. 

Приобщение  детей   и   молодежи   к   идеалам   олимпизма,   которые ориентированы  на общечеловеческие,  гуманистические, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно актуально в современных условиях  нашей страны. Олимпийское образование – одно из направлений современных наук, которое призвано воспитывать в человеке патриотические качества, чтить и прославлять традиции русского народа, изучать историю развития спорта и физической культуры, гордиться героями олимпийских игр.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпийское образование

1. Пояснительная записка

1.1. Введение

Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.

Время, отводимое на внеурочную деятельность  используется по желанию обучающихся  в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» по целевой и содержательной направленности является спортивно-оздоровительной и предназначена для работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту в 1–4 классах.

Олимпийское образование занимает все более важное место  в  системе образования,  воспитания  и  обучения  подрастающего  поколения.  

Приобщение  детей   и   молодежи   к   идеалам   олимпизма,   которые ориентированы  на общечеловеческие,  гуманистические, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно актуально в современных условиях  нашей страны. Олимпийское образование – одно из направлений современных наук, которое призвано воспитывать в человеке патриотические качества, чтить и прославлять традиции русского народа, изучать историю развития спорта и физической культуры, гордиться героями олимпийских игр.  

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование двигательных качеств, оценки физического развития и овладение современными здоровьесберегающими технологиями.

Факторы, определяющие актуальность предлагаемого вида деятельности:

  • Снижение уровня здоровья и физической подготовленности учащихся;
  • Низкий уровень развития патриотических качеств у школьников;
  • Недостаточная образованность детей и их родителей в сфере физической культуры, что ограничивает их возможности перейти к целенаправленному улучшению своего здоровья, организации здорового образа жизни.

Новизна педагогического опыта определяется несколькими обстоятельствами:

  • цель и содержание программы являются новыми, ранее не рассматриваемыми в системе общего образования, так как олимпийское образование – новое, малоизученное направление культуры, которое является частью общемировой физической культуры во многих государствах;  
  • сопряженность с содержанием основной части предмета физическая культура и содержанием с другими обязательными предметами школьного курса: биология,  история, обществоведение и др.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию олимпийской культуры обучающихся являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Планируемые результаты основного общего образования;
  • Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Примерная программа по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010);
  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Авторская программа по физической культуре В.И. Ляха, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, (год издания 2012 г);
  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
  • Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск.

Тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего предметной линии учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:  
Учебники: Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура»: Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.

1.2 Общая характеристика учебного предмета, курса

Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.

Цель педагогической деятельности в  рамках  олимпийского  образования  – формирование у детей и молодежи  знаний,  интересов,  умений  и  навыков, которые ориентируют  их на  высокие  достижения  в  спорте,   на   соответствующую физическую подготовку, позволяют  правильно  оценить  и  в полной мере использовать гуманистический   потенциал  спорта  и  физического воспитания, не допускать  их  антигуманного  применения. В образовательном плане эта педагогическая деятельность  предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

       1) об олимпийских играх и олимпийском движении,  их  истории,  целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о  принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

       2) о спорте, его разновидностях, о  средствах  и  методах  спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

       3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта,  о  здоровом образе жизни  человека,  о  его  месте  в  системе  средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также  о  заключенных  в  нем возможностях для  позитивного  воздействия  на  нравственную,  эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на  его  интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

       4) о концепции и основных идеях гуманизма  в  целом,  его  идеалах  и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

Цель конкретизирована следующими задачами:

  • Формировать  олимпийскую культуру у  обучающихся.
  • Пропагандировать  преимущества  здорового образа жизни, расширять кругозор  детей в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
  • Разработать и внедрить в школьную жизнь систему «выращивания воспитанников», показывающих высокие спортивные результаты.
  • Развивать массовую физическую культуру  и спорт в ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск на основе олимпийских ценностей, выявлять и поощрять сильнейших спортсменов.
  • Выявление и развитие новых форм образовательной деятельности в области физкультуры и спорта в сельской местности.
  • Научить детей заботиться о своем здоровье, демонстрируя на своем примере здоровый образ жизни.

1.3. Эти задачи полностью соответствуют целям и задачам ООП ООО, реа- лизуемой в нашем учреждении и решаются через вовлечение в олимпийское движение как можно больше учащихся, учителей, родителей, медицинских работников, а также администрацию, привлечение внешних партнеров; грамотное и профессиональное решение задач по организации и реализации учебного процесса, внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.

1.4 Основные принципы, на которых базируется программа:

  • Учет возрастных особенностей школьников. Информация, преподносимая обучающимся должна быть доступна, понятна, интересна.
  • Научная обоснованность. Информация, которая используется для работы с детьми, должна быть достоверной и иметь научное обоснование.
  • Практическая целесообразность. Все формируемые навыки и умения должны быть востребованы в повседневной жизни обучающихся, находить практическое применение.
  • Культурологическая сообразность подразумевает формирование олимпийской культуры человека, с учетом культурных традиций народа и страны в целом.
  • Расширение межпредметных связей.  Интеграция в вопросах изучения олимпизма с другими учебными дисциплинами (история, биология, литература, изобразительное искусство и др.)

1.5 Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.

Программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» состоит из нескольких модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию, как теоретических знаний, так и практических навыков.

Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность которых соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.

Практические занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке, занятия по теоретической подготовке - в учебном кабинете, в библиотеке, в конференц-зале с использованием IT- технологий.   Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.

Каждый из модулей направлен на разные виды деятельности, реализация которых способствует формированию знаний и умений, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.

Используя предложенные формы работы, педагог может самостоятельно выстроить план действий воспитательной деятельности. При этом порядок реализации модулей определяется самим педагогом.

Здесь возможны два варианта: первый, когда в течение  учебного года каждый из модулей реализуется последовательно, и второй, при котором происходит неоднократное обращение к каждому из модулей.

1.6 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Согласно  учебному  плану  ГБОУ  ООШ  №  12  на  2013  –  2014  учебный  год  на  изучение  программного материла внеурочной деятельности «Олимпийское образование отводится  1  учебный час в  неделю, итого 33  часа  в  год в 1 классе, 34 ч в год 2-4 классах.

1.7 Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.

Учебно-тематический план спортивно-оздоровительного кружка «Олимпийское образование»

1 класс

№ п/п

Наименование разделов и занятий

теория

практика

Всего часов

1

Древние Олимпийские игры

1 ч

2

Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения

1 ч

3

Современные Олимпийские игры

1 ч

4

Символика Олимпийских  игр

1 ч

5

Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских  игр:

  • Летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт).
  • Зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях).

16 ч

16 ч

Соревнования по разным видам спорта;

Физкультурно-массовые мероприятия:

 «Олимпийский день»,

 «Малые Олимпийские игры»;

Игры на основе олимпийских видов спорта.

8 ч

8 ч

6

Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта;

2 ч

2 ч

7

Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК);

1 ч

1 ч

8

Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику

В течение всего учебного года

9

Оформление стендов и фотовыставок

В течение всего учебного года

Встречи   с известными спортсменами, участниками олимпийских  игр  и  тренерами  сборных команд;

В течение всего учебного года

Итого:

7 ч

26 ч

33 ч

2 класс

1

Древние Олимпийские игры

1 ч

2

Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения

1 ч

3

Современные Олимпийские игры

1 ч

4

Символика Олимпийских  игр

1 ч

5

Победители и призеры Олимпийских игр

1 ч

6

Знакомство

с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских  игр:

  • Летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт).
  • Зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях).

16 ч

16 ч

7

Соревнования по разным видам спорта;

Физкультурно-массовые мероприятия:

 «Олимпийский день»,

 «Малые Олимпийские игры»;

Игры на основе олимпийских видов спорта.

8 ч

8 ч

8

Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта;

2 ч

2 ч

9

Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК);

1 ч

1 ч

10

Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику

В течение всего учебного года

11

Оформление стендов и фотовыставок

В течение всего учебного года

12

Встречи   с известными спортсменами, участниками олимпийских  игр  и  тренерами  сборных команд;

В течение всего учебного года

Итого:

8 ч

26 ч

34 ч

3 класс

1

Древние Олимпийские игры

1 ч

2

Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения

1 ч

3

Символика Олимпийских  игр Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы  «Фэйр  плэй»

1 ч

4

Современные Олимпийские игры

1 ч

5

Победители и призеры Олимпийских игр

1 ч

6

Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских  игр:

летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт);

зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях).

16 ч

16 ч

7

Соревнования по разным видам спорта;

Физкультурно-массовые мероприятия:

 «Олимпийский день»,

 «Малые Олимпийские игры»;

Игры на основе олимпийских видов спорта.

9 ч

8 ч

8

Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта;

2 ч

2 ч

9

Понятие «Олимпийская культура»;

Победители и призеры Олимпийских игр.

10

Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК);

1 ч

1 ч

11

Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику

В течение всего учебного года

12

Оформление стендов и фотовыставок

В течение всего учебного года

13

Встречи   с известными спортсменами, участниками олимпийских  игр  и  тренерами  сборных команд;

В течение всего учебного года

Итого:

7 ч

27 ч

34 ч

4 класс

1

Древние Олимпийские игры

1 ч

2

Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения

1 ч

3

Символика Олимпийских  игр Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы  «Фэйр  плэй»

1 ч

4

Современные Олимпийские игры

1 ч

5

Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских  игр:

летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт);

зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях).

16 ч

16 ч

6

Соревнования по разным видам спорта;

Физкультурно-массовые мероприятия:

 «Олимпийский день»,

 «Малые Олимпийские игры»;

Игры на основе олимпийских видов спорта.

9 ч

8 ч

7

Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта;

2 ч

2 ч

8

Понятие «Олимпийская культура»;

Победители и призеры Олимпийских игр.

9

Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК);

1 ч

1 ч

10

Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику

В течение всего учебного года

11

Оформление стендов и фотовыставок

В течение всего учебного года

13

Встречи   с известными спортсменами, участниками олимпийских  игр  и  тренерами  сборных команд;

В течение всего учебного года

Итого:

7 ч

27 ч

34 ч

№ п/п

Содержательный модуль

Содержание модуля

Форма реализации

1

«Знатоки олимпизма»

Освоение теоретических знаний по следующим вопросам:

  • Древние Олимпийские игры;
  • Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения;
  • Символика Олимпийских  игр;
  • Современные Олимпийские игры;
  • Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы  «Фэйр  плэй»;
  • Понятие «Олимпийская культура»;
  • Победители и призеры Олимпийских игр.
  • Мини-лекции с презентацией;
  • «Олимпийский урок»;
  • «Олимпийский час» с использованием различных  методических  материалов,  включая  кино  и   видеофильмы; с приглашением известных спортсменов и почетных работников физической культуры;
  • Экскурсия в музей;
  • Посещение библиотеки;
  • Семинары, диспуты, дискуссии;
  • Конференции;
  • КВН по олимпийской тематике;
  • Спортивный квест;
  • Спортивная лотерея.

2

Олимпийские виды спорта

Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских  игр:

  • Летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт;
  • Зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях).

Модуль включает в себя как теоретические занятия, так и практические, на  которых дети имеют возможность освоить олимпийские виды спорта.

  • Мини-лекции с презентацией;
  • Занятия практической направленности по овладению двигательными действиями;
  • Веселые старты;
  • Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта;
  • Игры на основе видов спорта.

3

«Быстрее, выше, сильнее!»

Модуль, который предусматривает организацию соревновательной деятельности на гуманной основе, т.е соблюдение олимпийского принципа: «Главное не победа, а участие!»

  • Соревнования по разным видам спорта;
  • «Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «На олимпийской волне», «Малые Олимпийские игры»;
  • Спартакиада;
  • Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта;
  • Игры на основе олимпийских видов спорта.

4

Пропаганда идей олимпизма на основе творческой и проектной деятельности обучающихся

Данный модуль представляет собой систему культурно – спортивной работы, которая призвана обеспечить   целостное, позитивное  воздействие  спортивной  деятельности  в  интеграции  с  другими видами  творческой деятельности на личность и человеческие  отношения  и  тем самым  содействовать  решению   широкого   круга   социально-педагогических, культурных задач применительно к различным группам населения.

 

  • Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК);
  • Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику;
  • Создание школьного Олимпийского музея «Пять олимпийских колец для миллионов детских сердец»;
  • Организация  переписки  со  школьниками,  студентами,  спортсменами   других стран,  интересующихся   проблемами олимпийского   движения;
  • Встречи   с известными спортсменами, участниками олимпийских  игр  и  тренерами  сборных команд;
  • Организация шефской помощи ветеранам  спорта,  бывшим  олимпийцам;
  • Оформление стендов и фотовыставок.

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Олимпийское образование»

2.1 Личностными результатами освоения обучающихся данной  программы по являются:

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
  • владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами,  индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
  • способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
  • культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
  • владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
  • владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности,
  • технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
  • умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

Метапредметными результатами освоения обучающизся программы являются:

В области познавательной культуры:

• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;

• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Результаты освоения предмета «Физическая культура»

ИКТ-компетентности обучающихся:

• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

• способность к сотрудничеству и коммуникации;

• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:

Способность выполнения  индивидуального итогового проекта.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

2.2 Описание требований к УУД, которые должны быть сформированы в процессе занятий по программе:

Личностные: 

-мотивационная основа на занятиях по олимпийскому движению;

-учебно-познавательный интерес к занятиям олимпийских уроков.

Регулятивные:

-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на  формирование и развитие двигательных качеств при освоении олимпийских видов спорта;

- планировать свои действия при занятиях физической культурой, при выполнении комплексов упражнений с предметами и без;

- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

-оценивать правильность выполнения двигательных действий.

Познавательные:

-осуществлять анализ выполненных упражнений;

-активно включаться в процесс выполнения заданий по физической подготовке

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).

Коммуникативные: 

- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и обучающимися;

-участвовать в коллективном обсуждении выполненных упражнений.

2.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Низкий уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий. Средний уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности. Высокий уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта

2.4 Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.

3.1 Материально – техническое обеспечение

К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.

Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.

Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.

Таблица

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

Основная литература для  учителя

1.1.

Стандарт  начального общего образования по физической культуре

Д

1.2.

Твой олимпийский учебник, Москва, «Советский спорт», 2012 г

Д

1.3.

Лях В.И. Мой друг – физкультура.  Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006.

Д

1.4.

Рабочая программа по физической культуре

Д

2.

Дополнительная литература для учителя

2.1.

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура»

Ф

2.2.

Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт,  2010

Д

2.3.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998.

Д

2.4.

Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре  1-4  класс, Москва «Вако» 2006

Д

3.

Дополнительная литература для обучающихся

3.1.

Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению.

Д

4.

Технические средства обучения

 

4.1.

Компьютер, принтер, мультимедийный проектор

Д

4.2.

Магнитофон,аудиозаписи

Д

5.

Учебно-практическое оборудование

 

5.1.

Козел гимнастический

П

5.2.

Канат для лазанья

П

5.3.

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

5.4.

Стенка гимнастическая

П

5.5.

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной  4 м)

П

5.6.

Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

П

5.7.

Мячи:  набивные весом 1 кг, малый  мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

5.8.

Палка гимнастическая

К

5.9.

Скакалка детская

К

5.10.

Мат гимнастический

П

5.11.

Гимнастический подкидной мостик

Д

5.12.

Кегли

К

5.13.

Обруч пластиковый детский

Д

5.14.

Планка для прыжков в высоту

Д

5.15.

Стойка для прыжков в высоту

Д

5.16.

Флажки: разметочные с опорой, стартовые

Д

5.17.

Рулетка измерительная

К

5.18.

Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

Д

5.19.

Лыжи детские (с креплениями и палками)

П

5.20.

Ботинки лыжные

К

5.21.

Сетка волейбольная

Д

5.22.

Аптечка

Д

5.23.

Гольф

П

5.24.

Степ-доски

Ф

5.25.

Набор для тенниса

Д

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект

3.2 Учебно – методическое обеспечение:

1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.

2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.

3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. М., 1984.

4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе": Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-130.

5. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск, 1997, с. 139-172.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности основного общего образования духовно-нравственной направленности «Мой край - Россия» для 5 класса

Данная программа внеурочной деятельности  предназначена для обучающихся 5класса и предполагает реализацию в рамках социального направления, так как предполагает выполнение социально значимых прое...

Программа внеурочной деятельности "Искусство России"

Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры  России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»

Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...

Программа внеурочной деятельности «История России в лицах»

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность и...