Программа внеурочной деятельности "Олимпийское образование России"
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» по целевой и содержательной направленности является спортивно-оздоровительной и предназначена для работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту в 1–4 классах.
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно актуально в современных условиях нашей страны. Олимпийское образование – одно из направлений современных наук, которое призвано воспитывать в человеке патриотические качества, чтить и прославлять традиции русского народа, изучать историю развития спорта и физической культуры, гордиться героями олимпийских игр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Олимпийское образование
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Внеурочная деятельность обучающихся общеобразовательных учреждений объединяет все виды деятельности обучающихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Время, отводимое на внеурочную деятельность используется по желанию обучающихся в формах, отличных от урочной системы обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено физкультурно-спортивное и оздоровительное направление.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» по целевой и содержательной направленности является спортивно-оздоровительной и предназначена для работы с обучающимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту в 1–4 классах.
Олимпийское образование занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения.
Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно актуально в современных условиях нашей страны. Олимпийское образование – одно из направлений современных наук, которое призвано воспитывать в человеке патриотические качества, чтить и прославлять традиции русского народа, изучать историю развития спорта и физической культуры, гордиться героями олимпийских игр.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование двигательных качеств, оценки физического развития и овладение современными здоровьесберегающими технологиями.
Факторы, определяющие актуальность предлагаемого вида деятельности:
- Снижение уровня здоровья и физической подготовленности учащихся;
- Низкий уровень развития патриотических качеств у школьников;
- Недостаточная образованность детей и их родителей в сфере физической культуры, что ограничивает их возможности перейти к целенаправленному улучшению своего здоровья, организации здорового образа жизни.
Новизна педагогического опыта определяется несколькими обстоятельствами:
- цель и содержание программы являются новыми, ранее не рассматриваемыми в системе общего образования, так как олимпийское образование – новое, малоизученное направление культуры, которое является частью общемировой физической культуры во многих государствах;
- сопряженность с содержанием основной части предмета физическая культура и содержанием с другими обязательными предметами школьного курса: биология, история, обществоведение и др.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию олимпийской культуры обучающихся являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты основного общего образования;
- Примерные программы основного общего образования по учебным предметам. Примерная программа по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010);
- Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- Авторская программа по физической культуре В.И. Ляха, допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, (год издания 2012 г);
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобрнауки России от 04.10.2010 г. N 986 г. Москва);
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск.
Тематический план ориентирован на использование учебника, принадлежащего предметной линии учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха, рекомендованные МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники: Завершенная предметная линия учебников «Физическая культура»: Лях В.И. Физическая культура. 1-4 кл.
1.2 Общая характеристика учебного предмета, курса
Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования.
Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского образования – формирование у детей и молодежи знаний, интересов, умений и навыков, которые ориентируют их на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, не допускать их антигуманного применения. В образовательном плане эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:
1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);
2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;
3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;
4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.
Цель конкретизирована следующими задачами:
- Формировать олимпийскую культуру у обучающихся.
- Пропагандировать преимущества здорового образа жизни, расширять кругозор детей в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
- Разработать и внедрить в школьную жизнь систему «выращивания воспитанников», показывающих высокие спортивные результаты.
- Развивать массовую физическую культуру и спорт в ГБОУ ООШ № 12 пос. Шмидта г.о. Новокуйбышевск на основе олимпийских ценностей, выявлять и поощрять сильнейших спортсменов.
- Выявление и развитие новых форм образовательной деятельности в области физкультуры и спорта в сельской местности.
- Научить детей заботиться о своем здоровье, демонстрируя на своем примере здоровый образ жизни.
1.3. Эти задачи полностью соответствуют целям и задачам ООП ООО, реа- лизуемой в нашем учреждении и решаются через вовлечение в олимпийское движение как можно больше учащихся, учителей, родителей, медицинских работников, а также администрацию, привлечение внешних партнеров; грамотное и профессиональное решение задач по организации и реализации учебного процесса, внеклассной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы.
1.4 Основные принципы, на которых базируется программа:
- Учет возрастных особенностей школьников. Информация, преподносимая обучающимся должна быть доступна, понятна, интересна.
- Научная обоснованность. Информация, которая используется для работы с детьми, должна быть достоверной и иметь научное обоснование.
- Практическая целесообразность. Все формируемые навыки и умения должны быть востребованы в повседневной жизни обучающихся, находить практическое применение.
- Культурологическая сообразность подразумевает формирование олимпийской культуры человека, с учетом культурных традиций народа и страны в целом.
- Расширение межпредметных связей. Интеграция в вопросах изучения олимпизма с другими учебными дисциплинами (история, биология, литература, изобразительное искусство и др.)
1.5 Особенности реализации программы внеурочной деятельности: количество часов и место проведения занятий.
Программа внеурочной деятельности «Олимпийское образование» состоит из нескольких модулей, содержание которых охватывает основные направления работы по формированию, как теоретических знаний, так и практических навыков.
Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность которых соответствует рекомендациям СанПиН, т.е. 45 минут.
Практические занятия проводятся в спортивном зале или на пришкольной спортивной площадке, занятия по теоретической подготовке - в учебном кабинете, в библиотеке, в конференц-зале с использованием IT- технологий. Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям занимающихся.
Каждый из модулей направлен на разные виды деятельности, реализация которых способствует формированию знаний и умений, которые должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе.
Используя предложенные формы работы, педагог может самостоятельно выстроить план действий воспитательной деятельности. При этом порядок реализации модулей определяется самим педагогом.
Здесь возможны два варианта: первый, когда в течение учебного года каждый из модулей реализуется последовательно, и второй, при котором происходит неоднократное обращение к каждому из модулей.
1.6 Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ ООШ № 12 на 2013 – 2014 учебный год на изучение программного материла внеурочной деятельности «Олимпийское образование отводится 1 учебный час в неделю, итого 33 часа в год в 1 классе, 34 ч в год 2-4 классах.
1.7 Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Занятия проводятся на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов. Оптимальная численность группы 12-15 человек.
Учебно-тематический план спортивно-оздоровительного кружка «Олимпийское образование» 1 класс | ||||||
№ п/п | Наименование разделов и занятий | теория | практика | Всего часов | ||
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | 1ч | |||
3 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
4 | Символика Олимпийских игр | 1ч | 1 ч | |||
5 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр:
| 16 ч | 16 ч | |||
Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | 8 ч | 8 ч | ||||
6 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | 2 ч | 2 ч | |||
7 | Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК); | 1 ч | 1 ч | |||
8 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года | ||||
9 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года | ||||
Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года | |||||
Итого: | 7 ч | 26 ч | 33 ч | |||
2 класс | ||||||
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | 1ч | |||
3 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
4 | Символика Олимпийских игр | 1 ч | 1ч | |||
5 | Победители и призеры Олимпийских игр | 1 ч | 1ч | |||
6 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр:
| 16 ч | 16 ч | |||
7 | Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | 8 ч | 8 ч | |||
8 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | 2 ч | 2 ч | |||
9 | Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК); | 1 ч | 1 ч | |||
10 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года | ||||
11 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года | ||||
12 | Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года | ||||
Итого: | 8 ч | 26 ч | 34 ч | |||
3 класс | ||||||
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | 1ч | |||
3 | Символика Олимпийских игр Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы «Фэйр плэй» | 1 ч | 1ч | |||
4 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
5 | Победители и призеры Олимпийских игр | 1 ч | 1ч | |||
6 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр: летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт); зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях). | 16 ч | 16 ч | |||
7 | Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | 9 ч | 8 ч | |||
8 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | 2 ч | 2 ч | |||
9 | Понятие «Олимпийская культура»; Победители и призеры Олимпийских игр. | |||||
10 | Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК); | 1 ч | 1 ч | |||
11 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года | ||||
12 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года | ||||
13 | Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года | ||||
Итого: | 7 ч | 27 ч | 34 ч | |||
4 класс | ||||||
1 | Древние Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
2 | Пьер де Кубертен - основоположник олимпийского движения | 1 ч | 1ч | |||
3 | Символика Олимпийских игр Основные идеалы и ценности олимпизма, принципы «Фэйр плэй» | 1 ч | 1ч | |||
4 | Современные Олимпийские игры | 1 ч | 1ч | |||
5 | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр: летние виды спорта: (легкая атлетика, триатлон, баскетбол, волейбол, бадминтон, футбол, настольный теннис, гимнастика, велосипедный спорт); зимние виды спорта (лыжные гонки, биатлон, конькобежный спорт, хоккей, гонки на санях). | 16 ч | 16 ч | |||
6 | Соревнования по разным видам спорта; Физкультурно-массовые мероприятия: «Олимпийский день», «Малые Олимпийские игры»; Игры на основе олимпийских видов спорта. | 9 ч | 8 ч | |||
7 | Эстафеты с элементами олимпийских видов спорта; | 2 ч | 2 ч | |||
8 | Понятие «Олимпийская культура»; Победители и призеры Олимпийских игр. | |||||
9 | Создание «Школьного Олимпийского комитета (ШОК); | 1 ч | 1 ч | |||
10 | Выполнение проектов, презентаций, докладов, творческих работ разного характера на олимпийскую тематику | В течение всего учебного года | ||||
11 | Оформление стендов и фотовыставок | В течение всего учебного года | ||||
13 | Встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; | В течение всего учебного года | ||||
Итого: | 7 ч | 27 ч | 34 ч |
№ п/п | Содержательный модуль | Содержание модуля | Форма реализации |
1 | «Знатоки олимпизма» | Освоение теоретических знаний по следующим вопросам:
|
|
2 | Олимпийские виды спорта | Знакомство с видами спорта, которые входят в программу Олимпийских игр:
Модуль включает в себя как теоретические занятия, так и практические, на которых дети имеют возможность освоить олимпийские виды спорта. |
|
3 | «Быстрее, выше, сильнее!» | Модуль, который предусматривает организацию соревновательной деятельности на гуманной основе, т.е соблюдение олимпийского принципа: «Главное не победа, а участие!» |
|
4 | Пропаганда идей олимпизма на основе творческой и проектной деятельности обучающихся | Данный модуль представляет собой систему культурно – спортивной работы, которая призвана обеспечить целостное, позитивное воздействие спортивной деятельности в интеграции с другими видами творческой деятельности на личность и человеческие отношения и тем самым содействовать решению широкого круга социально-педагогических, культурных задач применительно к различным группам населения.
|
|
2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Олимпийское образование»
2.1 Личностными результатами освоения обучающихся данной программы по являются:
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности,
- технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметными результатами освоения обучающизся программы являются:
В области познавательной культуры:
• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
• владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
• владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Результаты освоения предмета «Физическая культура»
ИКТ-компетентности обучающихся:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности:
Способность выполнения индивидуального итогового проекта.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
• знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
• знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
• способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
• способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
2.2 Описание требований к УУД, которые должны быть сформированы в процессе занятий по программе:
Личностные:
-мотивационная основа на занятиях по олимпийскому движению;
-учебно-познавательный интерес к занятиям олимпийских уроков.
Регулятивные:
-умения принимать и сохранять учебную задачу, направленную на формирование и развитие двигательных качеств при освоении олимпийских видов спорта;
- планировать свои действия при занятиях физической культурой, при выполнении комплексов упражнений с предметами и без;
- учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
-оценивать правильность выполнения двигательных действий.
Познавательные:
-осуществлять анализ выполненных упражнений;
-активно включаться в процесс выполнения заданий по физической подготовке
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всех учащихся.
-преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных и схематических рисунков).
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем и обучающимися;
-участвовать в коллективном обсуждении выполненных упражнений.
2.3 Критерии оценки знаний, умений и навыков
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу “портфолио”.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьные праздники.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах. Низкий уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно-исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведение мероприятий. Средний уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно-исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, применять полученную информацию на практике.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый ребенок будет значимым участником деятельности. Высокий уровень физической подготовленности и освоения двигательными действиями по олимпийским видам спорта
2.4 Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы.
3.1 Материально – техническое обеспечение
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование ― безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
Таблица
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Основная литература для учителя | |
1.1. | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2. | Твой олимпийский учебник, Москва, «Советский спорт», 2012 г | Д |
1.3. | Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2006. | Д |
1.4. | Рабочая программа по физической культуре | Д |
2. | Дополнительная литература для учителя | |
2.1. | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | Ф |
2.2. | Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 2010 | Д |
2.3. | Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 1998. | Д |
2.4. | Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2006 | Д |
3. | Дополнительная литература для обучающихся | |
3.1. | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. | Д |
4. | Технические средства обучения |
|
4.1. | Компьютер, принтер, мультимедийный проектор | Д |
4.2. | Магнитофон,аудиозаписи | Д |
5. | Учебно-практическое оборудование |
|
5.1. | Козел гимнастический | П |
5.2. | Канат для лазанья | П |
5.3. | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
5.4. | Стенка гимнастическая | П |
5.5. | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
5.6. | Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
5.7. | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
5.8. | Палка гимнастическая | К |
5.9. | Скакалка детская | К |
5.10. | Мат гимнастический | П |
5.11. | Гимнастический подкидной мостик | Д |
5.12. | Кегли | К |
5.13. | Обруч пластиковый детский | Д |
5.14. | Планка для прыжков в высоту | Д |
5.15. | Стойка для прыжков в высоту | Д |
5.16. | Флажки: разметочные с опорой, стартовые | Д |
5.17. | Рулетка измерительная | К |
5.18. | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям | Д |
5.19. | Лыжи детские (с креплениями и палками) | П |
5.20. | Ботинки лыжные | К |
5.21. | Сетка волейбольная | Д |
5.22. | Аптечка | Д |
5.23. | Гольф | П |
5.24. | Степ-доски | Ф |
5.25. | Набор для тенниса | Д |
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
П – комплект
3.2 Учебно – методическое обеспечение:
1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту //Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.
2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.
3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. М., 1984.
4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе": Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-130.
5. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система олимпийского образования школы-комплекса №39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск, 1997, с. 139-172.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности основного общего образования духовно-нравственной направленности «Мой край - Россия» для 5 класса
Данная программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5класса и предполагает реализацию в рамках социального направления, так как предполагает выполнение социально значимых прое...
Программа внеурочной деятельности "Искусство России"
Цель курса – формирование у учащихся представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры России.Отличительной особенностью программы является то, что в методик...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС ООО «Путешествие по России на английском языке: 10 мест в России, которые надо увидеть своими глазами»
Практическая значимость программы заключается в системном характере краеведческого материала; данная программа составлена в соответствии с календарно-тематическим планированием уроков английского язык...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс
Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса
Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...
Программа внеурочной деятельности «История России в лицах»
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность и...