Инновационная программа олимпийского образования "Наш шаг к Олимпиаде"
проект по физкультуре на тему
Учитывая тот факт, что потенциальными зрителями и болельщиками Олимпийских игр в Сочи являются сегодняшние 8-15 летние подростки, представляется важным разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование активной жизненной и гражданской позиции современного молодого поколения, проявляющейся, в том числе, и в отношении к знаковым спортивным событиям, которые в ближайшем будущем пройдут в России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_olimpiyskogo_obrazovaniya_nash_shag_k_olimpiade.doc | 772.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Наименование программы | Инновационная программа олимпийского образования «Наш шаг к Олимпиаде» |
Основание для разработки программы | Учитывая тот факт, что потенциальными зрителями и болельщиками Олимпийских игр в Сочи являются сегодняшние 8-15 летние подростки, представляется важным разработка и реализация образовательных программ, направленных на формирование активной жизненной и гражданской позиции современного молодого поколения, проявляющейся, в том числе, и в отношении к знаковым спортивным событиям, которые в ближайшем будущем пройдут в России. Имена, мужество, мастерство российских спортсменов – путеводная звезда, пример для подражания, бесценное ядро олимпийского образования молодежи, которая учится у наших лучших олимпийцев любви к своему Отечеству, благородству в спорте и в жизни. |
Цель программы | Реализация модели формирования основ здоровой жизнедеятельности и воспитания социально значимых личностных качеств учащихся посредством олимпийского образования. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации программы | Программа реализуется в период с 2013 по 2015 годы. |
Социальный эффект реализации программы |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
|
Разработчики программы | Шиблёва Елена Николаевна инструктор-методист НГ МОАУ ДОД СДЮСШОР «Сибиряк» |
Пояснительная записка
За последние два десятилетия в Российской Федерации одним из последствий неблагоприятных изменений в различных сферах жизнедеятельности общества стало ухудшение здоровья детей, в том числе рост хронических форм соматической патологии и психических расстройств, повышение частоты врождённых пороков развития, снижение показателей физического развития. Указанные процессы явились предметом медико-социальных, медико-организационных и других научных исследований, направленных на решение современных проблем детства. Разработанные меры позволили решить многие научные и практические вопросы совершенствования охраны здоровья детей, однако, как отмечают Т.В. Яковлева и А.А.Баранов (2011), в течение последних лет динамика ряда важных показателей состояния здоровья детского населения не имеет тенденции к улучшению.
В своей речи президент Р.Ф, отметил: «Важнейшее направление государственной политики - охрана здоровья детей, развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятия физкультурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организовываем в нашей стране крупнейшие международные соревнования - Олимпиаду. Но эту задачу, задачу занятий спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счет проведения международных спортивных соревнований и форумов и увеличения даже учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать». [http://www.regnum.ru/news/polit/1603695.html#ixzz2fj07IZkl]
Президент Международного олимпийского комитета доктор Жак Рогг в своем послании подчеркнул, что олимпийское движение является педагогическим явлением, и его цель - поставить спорт на службу делу гармоничного развития человечества. Проведение подобных соревнований, обмен опытом способствуют прогрессу в совершенствовании физического воспитания, распространении олимпийской философии и улучшении здоровья молодежи.
России быть великой державой - в олимпийском движении означает не только сияние вручаемых медалей и звучание российского гимна на зарубежных стадионах, но и распространение олимпийских идеалов среди россиян. Мы убеждены, что великая олимпийская Россия должна быть гармонично великой – и в олимпийском спорте, и в олимпийском образовании.
Имена, мужество, мастерство российских спортсменов – путеводная звезда, пример для подражания, бесценное ядро олимпийского образования молодежи, которая учится у наших лучших олимпийцев любви к своему Отечеству, благородству в спорте и в жизни, пытается воспринять мудрую миротворческую и человеколюбивую философию – олимпизм.
Актуальность
За годы своего существования олимпийские игры превратились в крупнейший международный форум планеты, играющий важную роль не только в спортивной, но и в культурной и общественно-политической жизни мирового сообщества. Особенность олимпийского спорта согласно Олимпийской хартии состоит как в направленности на физическое совершенствование человека, так и в объединении "в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума", т.е. во всестороннем физическом, нравственном, умственном и эстетическом воспитании, соединении спорта с образованием, культурой и искусством "с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства" без какой-либо дискриминации.
Проанализировав ситуацию в школе, можно сделать вывод, что учащиеся мало знают об истории Олимпийских игр и имеют недостаточно знаний и навыков в области здоровья, умения применять полученные знания в жизни.
Однако мало выявить и обозначить проблему - важно предложить пути ее решения. Безусловно, нам надо повышать интерес к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, ведь именно в них - залог здоровья. Для этого разработана программа олимпийского образования: совместная деятельность всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья и распространению олимпийских и паралимпийских идеалов.
В нашем образовательном учреждении реализуется программа Олимпийского образования «Наш шаг к Олимпиаде», комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классы, программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности «Здоровому – всё здорово», социально-просветительский проект «Олимпийцы среди нас», социальный проект волонтерского движения по здоровью «Юные учителя здоровья», работает центр Здоровья. Одна из главных задач нашего образовательного учреждения - сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов, приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, популяризация всех видов спорта и здорового образа жизни, тем самым привлечение к занятиям как можно большее количество детей и подростков, в том числе трудных подростков и предоставление каждому возможности для занятий. Необходимо проделать интересную познавательную интеллектуальную творческую работу и это должно носить необязательный характер, а добровольный.
Основанием для разработки программа «Наш шаг к Олимпиаде» стали:
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав человека;
- Конвенция о правах ребенка;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 года;
- Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2015 г.;
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 7 мая 2012 года № 599;
- Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 года № 761;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148-р;
- Программа духовно – нравственного развития и воспитания учащихся и воспитанников;
- Программа развития воспитательной компоненты в образовательных учреждениях;
- Письмо Минобрнауки России от 23 мая 2012 г. № 19-155 "О плане мероприятий по внедрению системы олимпийского образования «Сочи 2014»,
Программа определяет содержание и основные пути развития системы воспитания учащихся школы и направлена на пропаганду олимпийского движения, здорового образа жизни, получение знаний и навыков в области здоровья, умения применять полученные знания в жизни. Программа предполагает совместную деятельность учащихся, педагогов, родителей (законных представителей), волонтерского движения по здоровью «Юные учителя здоровья», социальных партнеров, знаменитых спортсменов Ханты-Мансийского округа-Югра.
Данная программа включает в себя различные направления воспитательного воздействия на учащихся и содержит материал, связанный с изучением истории и развития Олимпийского и Паралимпийского движения, его героев, с воспитанием толерантности, дружелюбия, гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Программа рассчитана на проведение различных воспитательных мероприятии: занятий, акций, конкурсов, соревнований, викторин, флешмобов, туристических походов, социально- полезных дел, Спартианских игр.
Программа направлена на воспитание в каждом учащемся гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа содержит разделы:
1.Цель и задачи.
2.Основные направления реализации программы.
3. Механизм реализации программы.
4.Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по приобщению к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, физической культуре и спорту учащихся.
5.Ожидаемые результаты.
6. Ресурсное обеспечение
7.Перечень воспитательных форм и мероприятий (спортивно-оздоровительных).
8.Диагностика учащихся начальной школы.
Олимпийское образование - этим понятием обозначают распространение знаний об Олимпийских играх, олимпийском движении и олимпизме. Ее главная цель — освоение подрастающим поколением общечеловеческих идеалов и ценностей олимпизма, олимпийского движения, Олимпийских игр, формирование у детей принципов справедливого, честного поведения, стремления к гармоничному развитию физических и интеллектуальных способностей.
1. Цель и задачи по приобщению к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, физической культуре и спорту учащихся.
Основная педагогическая цель — воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
В Концепции такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Цель программы: Реализация модели формирования основ здоровой жизнедеятельности и воспитания социально значимых личностных качеств учащихся посредством олимпийского образования.
Исходя, из цели определены следующие задачи по реализации программы
- Разработать и апробировать модель формирования основ здоровой жизнедеятельности и воспитания социально значимых личностных качеств учащихся посредством олимпийского образования.
- Приобщать к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, физической культуре и спорту, повышать физкультурно-спортивную активность.
- Расширить использования современных деятельностных технологий при организации внеурочной, внеучебной деятельности.
- Внедрить единую накопительную систему оценки образовательных достижений обучающихся (система портфолио).
- Воспитание чувства гордости за российских спортсменов, за свою страну.
- Создать электронный банк сценариев проведения спортивно – оздоровительных мероприятий с направленностью в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся.
- Распространить опыт работы в образовательной системе города в форме проведения семинаров - практикумов.
Программа рассчитана на два года с 2013 – 2015год.
Для формирования олимпийской ментальности современного социума необходимо задействовать новейшие педагогические технологии, использовать инновационные подходы в процессах социализации при условии создания олимпийской культуры человека, социальной группы, олимпийской культуры общества. Только на основе знаний, идей и философии олимпизма, мотивации на активное освоение спортивной практики, двигательных умений и спортивных навыков формируется олимпийская культура школьника, студента, взрослого человека.
- Основные направления реализации программы.
Комплекс мероприятий Программы направлен на участие в них детей, молодёжи, родителей (законных представителей), педагогов, социальных партнеров.
1.Совершенствование процесса воспитания в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания.
Системой мер по совершенствованию процесса воспитания в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания предусматривается:
- мероприятия по совершенствованию системы подготовки организаторов работы в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания;
- развитие физических и волевых качеств;
- дальнейшее развитие и совершенствование спортивно массовой работы в школе.
2.Развитие научно-теоретических и методических основ в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания.
Системой мер по развитию научно-теоретических и методических основ в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания предусматривается:
- разработка методических рекомендаций по проблемам распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания;
- изучение и обобщение передового опыта в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания для его внедрения в практику.
3.Координация деятельности объединений дополнительного образования в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания
Системой мер по координации деятельности объединений дополнительного образования в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания предусматривается:
- создание условий для участия объединений дополнительного образования в работе по распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания;
- развитие активных форм взаимодействия объединений и организаций в работе по распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания;
- воспитание молодёжи на традициях олимпийских и паралимпийских идеалов.
Основные направления реализации программы
Направления | Содержание | Формы работы |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества. | -элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; -представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; -элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; -элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; -интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; -уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; -ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; -начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; -элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России, её народов; -интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится образовательное учреждение; -стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города; -любовь к образовательному учреждению, своему городу, народу, России; -уважение к защитникам Родины; - уважение к известным спортсменам; -умение отвечать за свои поступки; -негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. | -диалоги, чтение книг, изучение предметов, предусмотренных базисным учебным планом, на плакатах, картинах; -в процессе экскурсий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания, изучения основных и вариативных учебных дисциплин; -сюжетно-ролевые игры, творческие конкурсы, спортивные праздники, изучение вариативных учебных дисциплин; -участие в социальных проектах, акциях; -проведение бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении игр военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими, знаменитыми спортсменами; -встречи и беседы с выпускниками образовательного учреждения, ознакомление с биографиями выпускников, явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма. |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое. | -ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников; -элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); -элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; -понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; -интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; -первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; -первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; -отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. | -на уроках физической культуры, беседы, просмотр учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий; -беседы о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; -в спортивных секциях школы и внешкольных учреждений, при подготовке и проведении подвижных игр, туристических походов, спортивных соревнований; -составление здоровьесберегающего режима дня и контроль его выполнения, поддержание чистоты и порядка в помещениях, соблюдение санитарно-гигиенических норм труда и отдыха; -просмотра учебных фильмов, игровых и тренинговых программ в системе взаимодействия образовательных и медицинских учреждений; -беседы с педагогами, медицинскими работниками образовательного учреждения, родителями (законными представителями); |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание. | -развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; -ценностное отношение к природе и всем формам жизни. | -изучение учебных дисциплин, бесед; -экскурсии, прогулки по родному городу; - туристические походы. |
Воспитание в области распространения олимпийских и паралимпийских идеалов среди учащихся, а также интеграция олимпийского знания. Ценности: гуманистические идеалы и ценности олимпизма, физической культуры и спорта. | - развитие интереса к олимпийским играм и паралимпийским играм; - ценностное отношение к олимпийским и паралимпийским идеалам; - развитие интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом и физкультурой; - приобретение знания по вопросам здорового питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности; - элементарные знания о судействе, организации и проведении соревнований различного уровня; - уважение и гордость с российским спортсменам. | -на уроках физической культуры, беседы, - просмотр учебных фильмов, видеороликов, презентаций в системе внеурочных мероприятий (олимпийские знания), -спортивно-оздоровительные мероприятия, - встречи с известными спортсменами, - туристические походы, - посещение соревнований, открытых чемпионатов разного уровня, - участие в соревнованиях, конкурсах, открытых чемпионатах разного уровня, |
3. Механизм реализации программы.
Уклад школьной жизни педагогически интегрирует основные виды и формы деятельности ребёнка: урочную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно полезную, трудовую, эстетическую, социально коммуникативную и др. на основе базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, национальных духовных традиций народов России.
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители (законные представители) разделяют ключевые смыслы олимпийских идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении уроков;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности олимпизма и смысла;
- в личном примере ученикам.
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.
В основе программы лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал (олимпизма), который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания. Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни, обеспечивает возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации. Программа олимпийского воспитания учащихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание олимпийского воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами олимпийского движения.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами олимпийского воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Диалог не допускает сведения олимпийского воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием того педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов олимпийского воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на приобщение к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, физической культуре и спорту, учащихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, и внешкольной, в том числе общественно полезной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности учащихся в рамках программы осуществляется и на основе базовых национальных ценностей.
Для решения воспитательных задач учащиеся вместе с педагогами, родителями (законными представителями), иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
• общеобразовательных дисциплин;
• произведений искусства;
•периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
• олимпийского образования;
• истории, традиций и современной жизни своей Родины, моего края, своей семьи;
жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
• общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
• других источников информации и научного знания.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: МБОУ ДОД «ДЮСШ № 2», МБОУ ДОД «СДЮШОР по зимним видам спорта», МБОУ ДОД «ДДТ», МБОУ ДОД ЦДО «Поиск», МЦ «Юность», МБУК «Городская библиотека», МБОУ «Прогимназия «Сообщество», МБОУ СОШ №8 и т.д.
Модель
формирования основ здоровой жизнедеятельности и воспитания социально значимых личностных качеств посредством олимпийского образования
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих программ и проектов:
Программа предусматривает привитие учащимся нравственных и эстетических норм, передачу накопленных знаний об окружающей среде и её богатствах и способах существования в ней. В программу введен модуль, «Олимпийское образование», который формирует у учащихся не только определенную систему знаний об Олимпийском движении, истории Олимпийских Игр, идеалах и ценностях олимпизма, но также направлен на формирование активного и гуманистического отношения к физкультурно-спортивной деятельности, содействует развитию физических качеств и способностей. Содержание каждого из разделов излагается в логике от общего к частному и от частного к конкретному, что задает определенную направленность в освоении школьниками учебного предмета, переводе осваиваемых знаний в практические умения, связанные с промыслово-трудовой деятельностью и олимпийским движением.
Теоретический материал излагается в форме диалога на занятиях, которые знакомят обучающихся с национальными обычаями и традициями народов Севера, с его героико-богатырским эпосом, с историей народных игр, танцев, состязаний, самобытных физический упражнений, национальных видов спорта и национальной борьбы с характерными особенностями традиционных средств закаливания. Знакомит с историей и развитием Олимпийских и Паралимпийских игр, с олимпийскими видами спорта, о идеалах и ценностях Олимпийского движения, и о гуманистическом потенциале спорта.
Программа внеурочной деятельности «Здоровому - все здорово». Актуальность данной программы в том, что занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению не только здоровья, и формирования потребности в здоровом образе жизни, но и формированию личностной и социальной компетентности. Программа так же направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь в адаптации учащимся в массовой школе, нацелена на популяризацию здорового образа жизни через освоение подростками ценностей олимпизма.
Учитывая приближение XXII Олимпийских зимних игр и XI, Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, программа «Здоровому - все здорово» связана с олимпийской тематикой.
Программа внеурочной деятельности, имеет физкультурно-спортивную, оздоровительную и социально – просветительскую направленность, разработана для занятий с учащимися младшего школьного возраста. Данная программа направлена:
- на повышение уровня физического здоровья,
- на повышение уровня физической подготовленности,
- на развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом,
- на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, ценности олимпизма,
- на формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья,
- на развитие культуры личности подрастающего поколения.
Программа «Центр здоровья» Особое значение приобретает разъяснительная работа с педагогами, родителям, учащимися о важности систематических занятий физическими упражнениями, воспитания у них привычки самостоятельно играть, бегать, кататься на коньках и лыжах, совершать прогулки, выполнять утреннюю гимнастику. В данном направлении запланированы педсоветы, общешкольные родительские собрания, встречи со спортсменами, классные часы. На данных мероприятиях доводятся до сведения показатели здоровья детей, заслушиваются итоги работы в данном направлении, ведётся пропаганда олимпийского движения, методов закаливания и оздоровления.
В системе сохранения и укрепления здоровья важное место занимает работа школьного психолога. В данном направлении ведётся следующая работа:
1. Мониторинг здоровья учащихся.
2. Психолого-профилактические беседы в ходе родительских собраний по профилактике психосоматических заболеваний и созданию условий для обеспечения психологического здоровья учащихся.
3. Диагностика эмоционально-личностного состояния учащихся.
Инновационный социально – просветительский проект «Олимпийцы среди нас». Особенностью проекта является создание группы заинтересованных партнеров в формировании социальных компетенций участников образовательного процесса, через мотивацию родителей (законных представителей) и детей к массовым занятиям физической культурой и спортом, что позволит обеспечить занятость несовершеннолетних и будет способствовать развитию спорта: только в 13 микрорайоне организованы три спортивные площадки для жителей микрорайона, на базе образовательного учреждения имеется комплекс спортплощадок (комбинированные спортплощадки) с новейшим оборудованием и покрытием.
Для реализации проекта имеются соответствующие предпосылки:
- созданы условия для приобщения детей к идеалам олимпизма, которые ориентированы на духовно-нравственные ценности, связанные со спортом;
- разработаны программы, методические рекомендации, социальные проекты, которые получили высокую оценку в конкурсах различного уровня:
- Программа «Создание здоровьесберегающей образовательной среды как основополагающего фактора получения качества образования»
- Подпрограмма «Здоровая семья – счастливая семья»
- Воспитательная система образовательного учреждения «Духовно – нравственное патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников посредством ценностей русской традиционной культуры»
Социальный проект по здоровью «Юные учителя здоровья». Особенность проекта в организации волонтерского движения по здоровью. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром. Во-первых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся решать конфликты, несут ответственность. Во-вторых, передавая информацию, своим сверстникам, проводя тематические выходы в классы, профилактические сказки и театрализованные представления, конкурсы, акции, социально-полезные дела; оформляя информационные листовки, своего тематического уголка - все это способствует формированию социальной компетентности, толерантности, активной жизненной и гражданской позиции.
Средовое проектирование.
Создание среды, школьного пространства олимпийского воспитания учащихся является важнейшей задачей деятельности школы.
Именно в этом пространстве декларируются, осмысливаются, утверждаются, развиваются и реализуются гуманистические идеалы и ценности олимпизма, физической культуры и спорта.
В образовательном учреждении организованы подпространства, позволяющие учащимся:
• изучать символы российской государственности и символы родного края; общенациональные, муниципальные и школьные праздники; историю, культурные традиции, достижения учащихся и педагогов образовательного учреждения; связи школы с социальными партнерами;
• осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (тематически оформленные стенды, используемые в воспитательном процессе); эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; ценности здорового образа жизни.
• демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (наличие оборудованных помещений для проведения школьных спортивно – оздоровительных мероприятий, соревнований, праздников, культурных событий, социальных проектов).
- Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по приобщению к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, физической культуре и спорту учащихся.
Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия образовательного учреждения и семьи в целях олимпийского воспитания, приобщения к здоровому образу жизни учащихся в следующих направлениях: повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов образовательного учреждения по итогам работы за год, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов.
Система работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении олимпийского воспитания, приобщение к здоровому образу жизни, физической культуре и спорту учащихся младшего школьного возраста должна быть основана на следующих принципах:
• совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения, в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по приобщению к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, физической культуре и спорту учащихся, в разработке содержания и реализации программ олимпийского воспитания учащихся, оценке эффективности этих программ;
• сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);
• педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);
• поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);
• содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
• опора на положительный опыт семейного воспитания.
Знания, получаемые родителями (законными представителями), должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях и открывать им возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей (законных представителей) путем организации совместных спортивно – оздоровительных мероприятий, праздников, акций, флешмобов (например, традиционный весенний спортивный праздник, театральные постановки ко дню Всемирного здоровья и т.п.).
Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Управляющего совета школы, активизации деятельности общешкольного родительского комитета, проведения совместных школьных акций в микрорайоне образовательного учреждения.
Календарь традиционных школьных дел и праздников
спортивно – оздоровительной направленности
Месяц | Тема мероприятия |
Сентябрь | Обновление школьного стенда «Лучшие спортсмены школы», конкурс рисунков и изготовление календаря «Ура – олимпиаде!», день бегуна рамках Всероссийской программы «Спорт вместо наркотиков». |
Октябрь | Соревнования на уровне муниципалитета «Папа, мама, я - лучшие спортивные друзья спортивная семья», Спортивный праздник «Олимпийцы среди нас». |
Ноябрь | Городские соревнования «Веселые старты»,спортивный праздник «День матери»,городские соревнования «Президентские состязания», флешмоб «Здоровому – все здорово» |
Декабрь | Спортивный праздник «Зимушка-зима», спортивный праздник «Эстафета олимпийского огня», день здоровья «Зимние забавы», городские соревнования «Президентские состязания». |
Январь | Спортивный праздник «Лыжные гонки», конкурс рисунков «Мы выбираем здоровье», спортивно-просветительское мероприятие «Пять колец олимпиады». |
Февраль | Смотр –конкурс песни и строя, физкультурный праздник «Один день армейской жизни», городская олимпиада школьников. |
Март | Туристический поход на лыжах, спортивный праздник «Олимпийцы вперед». |
Апрель | Акция «Чистота вокруг нас», неделя здоровья «Наши шаги к олимпиаде». |
Май | Спортивно-музыкальный праздник «До свидания, школа, здравствуй лето», чествование лучших учеников, родителей (законных представителей), лучших спортсменов, педагогов «Вершина Олимпа» |
5. Ожидаемые результаты по приобщению к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма учащихся.
По каждому из заявленных направлений воспитания учащихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
• первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры, ценностей олимпизма;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
• элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
3) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
4) Воспитание ценностного отношения к олимпийским и паралимпийским идеалам:
• ценностное отношение к олимпийским и паралимпийским идеалам,
• элементарные знания истории и развития олимпийских игр,
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
• первоначальный опыт участия в соревнованиях различного уровня,
• личный опыт участия в спортивно-оздоровительной деятельности.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности учащихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение учащимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценности олимпизма, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, спортсменом, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях олимпизма;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются учащимися и становятся их личностными смыслами, приобщение к здоровому образу жизни, к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма, физической культуре и спорту учащихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов олимпийского воспитания учащихся — формирование основ здорового образа жизни, приобщение к ценностям олимпизма, повышение физкультурной и спортивной активности учащихся.
Целенаправленный подход к вопросам пропаганды олимпийского и параолимпийского движения, пропаганды ЗОЖ, к профилактике вредных привычек даёт положительный результат: увеличивается количество детей-участников спортивных соревнований различных уровней (муниципальный, окружной, федеральный, международный), дети становятся более ответственными в поведении и учебе, дисциплинированными, родители (законные представители) становятся активными участниками спортивной, социально – значимой деятельности образовательного учреждения.
6. Ресурсное обеспечение
Кадровые ресурсы: педагоги, инструктора по физической культуре, учителя физической культуры, педагог – психолог, медицинский работник, заместитель директора по учебно –воспитательной части.
Материально-технические ресурсы: спортивный зал, спортивная площадка, спортивный инвентарь, аудио – видео аппаратура, компьютеры, интерактивные доски, проектор.
Программно-методическое обеспечение: дополнительная методическая литература (методическое сопровождение), сценарии физкультурно-спортивных мероприятий, рекомендации для учащихся, педагогов и родителей (законных представителей), сайт учреждения.
Финансовые ресурсы: Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счёт школьного бюджета, средств внебюджетных источников, спонсорства, за счет добровольного пожертвования депутата Думы города Нефтеюганска V созыва Бессонова А.И., родителей учащихся образовательного учреждения.
7.Перечень воспитательных форм и мероприятия.
Уровень | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 уровень | Диалоги: «Что такое доброта?», «Государственные символы России», «Символы Олимпийских игр» Классные часы: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Моя малая Родина», «Олимпийские талисманы» | Диалоги: «Все мы - дружная семья», «Береги здоровье смолоду», «Сочи - 2014», «Олимпиада объединяет страны». Классные часы: «Все мы разные, но все мы равные», «С детства дружбой дорожи», «Олимпийский огонь», «Малое историческое Олимпийское путешествие», | Диалоги: «Природа - это тоже твой дом», «Курение вред», «Мой вклад в Олимпиаду», «Наши Олимпийские чемпионы» Классные часы: «Если занимаешься спортом», «Полезная и вредная пища», «Путешествие по континентам», «Родина Олимпийских игр» | Диалоги: «Воспитай себя», «Добрым быть совсем не просто» «Россия-Родина моя!», «Символика олимпийских игр», «Пять колец Олимпиады», «Югра-олимпийская». Классные часы: «Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Что значит - быть полезным людям?», « Скажи наркотикам – нет!», «Олимпийцы среди нас», «Югорский округ – округ спортивных побед » |
2 уровень | Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов Школьные праздники и социально значимые мероприятия: - спортивные праздники «День матери», «Один день Армейской жизни», - дни здоровья «Здоровый югорчанин» «Только смелым, сильным покоряются дела». Спортивные соревнования Спортивные соревнования «Весёлые старты», «Зимушка-зима», «Эстафета Олимпийского огня», «Посвящение в олимпийцы». Проектная деятельность «Дружи всегда, дружи везде, дружи повсюду на земле», «Ура, Олимпиада!» | Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов Школьные праздники и социально значимые мероприятия: - спортивные праздники «День матери», «Один день Армейской жизни», «Первые шаги в космос», «Здоровье Югры» - дни здоровья «Здоровый югорчанин» «Только смелым, сильным покоряются дела», «Спорт всегда с нами», спортивный праздник «Олимпийцы среди нас». Спортивные соревнования Спортивные соревнования «Весёлые старты», «Зимушка-зима», «Лыжные гонки», «Олимпийские гонки». Проектная деятельность «Познаём мир вместе», «Давайте жить дружно», «Сильные, смелые, спортивные». Исследовательская деятельность «Влияние двигательной активности на снижение заболеваемости простудного характера». | Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов Школьные праздники и социально значимые мероприятия: - спортивные праздники «День матери», «Один день Армейской жизни», «Первые шаги в космос», «Русская рубаха», «Здоровье Югры» - дни здоровья «Здоровый югорчанин» «Только смелым, сильным покоряются дела», «Спорт всегда с нами», спортивный праздник «Олимпийцы среди нас». - спортивно-туристические походы «Школа выживания». Спортивные соревнования Спортивные соревнования «Выше, сильнее, быстрее», «Весёлые старты», «Зимушка-зима», «Лыжные гонки», губернаторские состязания Городские соревнования по ОФП, «Наши рекорды -Олимпиаде». Проектная деятельность «Мир моих увлечений», «Олимпийцы среди нас», «Спортивная жизнь – это здоровье» Создание видеороликов «Спорт, здоровье - мы», «Олимпийцы среди нас» Исследовательская деятельность «Влияние индивидуального двигательного режима на увеличении уровня физической подготовленности» | Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов Школьные праздники и социально значимые мероприятия: - спортивные праздники «День матери», «Один день Армейской жизни», «Первые шаги в космос», «Русская рубаха», «Здоровье Югры» - дни здоровья «Здоровый югорчанин» «Только смелым, сильным покоряются дела», «Спорт всегда с нами». - спортивно-туристические походы «Школа выживания», «Мой шаг к Олимпиаде». Спортивные соревнования Спортивные соревнования «Весёлые старты», «Зимушка-зима», «Лыжные гонки», губернаторские состязания, городские соревнования по ОФП, «Наши рекорды -Олимпиаде». Проектная деятельность «Олимпийцы среди нас», «Только смелым покоряется спорт». Создание видеороликов «Взгляд на мир через движение», «Наши спортивные кумиры», «Наш шаг к олимпиаде». Исследовательская деятельность Участие в городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в секции «Медицина и здоровье. Биология» |
3 уровень | Концертная программа для детей дошкольного возраста; для жителей микрорайона, для ветеранов спорта «Вершина Олимпа» |
8. Диагностика обучающихся начальной школы.
Класс | Задачи | Форма диагностики |
1класс | необходимость выявить некоторые ценностные характеристики личности (направленность «на себя», «на общение», «на дело»), которые помогут учителю грамотно организовать взаимодействие с детьми | Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника |
2 -3 класс | особенности самооценки и уровня притязаний каждого ребенка, его положение в системе личных взаимоотношений класса («звезды», «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «пренебрегаемые»), а также характер его отношения к школе. | Анкета «Отношение учащихся к школе, себе и другим» |
4 класс | изучения самооценки детей младшего школьного возраста | Методика «Оцени себя» |
Основные результаты олимпийского воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей (законных представителей), партнеров образовательного учреждения); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
К результатам, не подлежащим итоговой оценке индивидуальных достижений выпускников начальной школы, относятся:
• ценностные ориентации выпускника, которые отражают его индивидуально-личностные позиции (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
• характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
• индивидуальные личностные характеристики (доброта, дружелюбие, честность и т.п.).
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности учащихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационная программа «Создание инновационной модели школы с целью адаптации, индивидуализации и всестороннего развития личности школьников в 1 ступени образования»
Программа позволяет создатьинновационную модель школы 1 ступени для обеспечения качества обучения,успешной адаптации и всестороннего развития учащихся через предшкольную подготовку и индиви...
Статья для информационного стенда "Значение олимпийской символики и история олимпиады"
Статья содержит простую информацию о значении олимпийской символики и истории олимпиады для учащихся средней школы...
Сценарий Малых Олимпийских игр посвященных ХХ Олимпиаде СОЧИ 2014
Формирование здорового ораза жизни учащихся с помощью организации внеклассной спортивной работы.Форма проведения :Малые Олимпийские игры, соревнование, спортивный праздник.Предлагаю вашему вниманию сц...
олимпийский урок "Навстречу Белой олимпиаде"
Урок поможет раскрыть сущность Олимпизма, рассказать учащимся о олимпийской истории, олимпийских ценностях, познакомить с олимпийскими видами спорта, повысить интерес к олимпийским и параолимпийским и...
Программа олимпийского образования
документация...
Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"
Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...
Поурочный план "Гимнастика в программе Олимпийских игр"
ЦЕЛИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: - ознакомление с основными видами спортивной гимнастики в программе олимпийских игр, формирование навыков работы с Интернет-ресурсами.ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:...