Программа внеурочной деятельности "Здоровейка"
рабочая программа по физкультуре на тему

Программа внеурочной деятельности "Здоровейка" состоит из нескольких разделов: Подвижные игры, Эстафеты, Физические упражнения с элементами детского фитнеса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_2015.doc349.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Современная школа стоит на пороге  разработки апробации и внедрения федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (ФГОС). На основе Приказа Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», зарегистрированного  в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. N 19707 внесены изменения в ФГОС НОО (Приказ МОиНРФ  от 06.10.2009 г. № 373). Обязательным компонентом  ФГОС является внеурочная деятельность. В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся  в рамках вариативной части образовательного плана.   

Программа по внеурочной деятельности подготовлена Касимовой С.Б., Раджабовой Е.В. и Шхафижевой М.К. по спортивно-оздоровительной направленности  секции «Здоровейка»  для учащихся 1 – 4 классов, разработана и рассчитана на 1 год обучения  на основе:  

- Программа «Физическая культура», 1-4 классы, авторы Петрова Т.А., Копылов Ю.В., Петров С.С. «Начальная школа ХХI века» М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2011 г.

- Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы   В.И.  Лях, А.А. Зданевич. - М.:Просвещение, 2008г., допущенной Министерством  образования и науки Российской Федерации;

- Примерной программы по физической культуре в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию (руководители проекта А.М. Кондаков, Л.П. Кезина. - М.: Просвещение, 2010).

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Цель: содействие  всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями учащихся.

Задачи   направлены на:

  • формирование здорового жизненного стиля и реализацию индивидуальных способностей каждого ученика;
  • обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  • воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
  • расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

Общая характеристика программы

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Подвижные игры, ритмические и фитнес занятия оказывают благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей. Принципиальное значение придается обучению младших школьников навыкам и умениям организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. В процессе использования учащимися приобретенных знаний, двигательных умений и навыков усиливается оздоровительно - коррекционный эффект физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня.

Место программы в учебном плане

Программа     соответствует   федеральному   компоненту   государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся  1 – 4 классов.  Рассчитана на 68 часов для 1 классов, 70 учебных часов для 2 – 4 классов  и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока - занятия ограниченного временем (40’) в 1 – 4 классах в системе целого учебного дня 2 раза в неделю.

Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.

Особенности набора детей – учащиеся 1 - 4 классов с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная и подготовительная (по заключению врача).

Количество обучающихся – 12-15 человек.

Формы занятий – в форме урока, беседы.

Формы контроля –  тесты-практикумы, соревнования.

Описание ценностных ориентиров содержания программы

Содержание курса отвечает генеральным целям физкультурного образования — ориентации на развитие личности обучающихся средствами и методами физической культуры, на усвоение универсальных жизненно важных двигательных действий, на познание окружающего мира. В процессе освоения курса у учащихся укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

- программа разработана для учащихся 1 – 4  классов;

- основу программы составляют физические упражнения с элементами фитнеса, дыхательные упражнения , упражнения на расслабления и растягивание мышц, подвижные игры, представленные согласно их классификации;

- реализация программы способствует созданию зоны комфорта и повышению   эмоционального фона;

- программа дает возможность работы с учащимися, имеющими разный уровень физической подготовленности;

- проведение занятий по данной программе позволяет подбирать нагрузку  и чередовать ее  в оздоровительно-коррекционных целях;

- содержит блок теоретических знаний;

-программа предполагает приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективной работы;

- занятия проводятся под музыку, которая используется как фон для снятия монотонности; как лидер, задающий ритм и темп выполняемых движений; как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.

Программа состоит из 3 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности школьников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Результаты освоения программы

к концу учебного года учащиеся 1 – 4  класса должны

понимать:

  • роль и значение занятий физическими упражнениями и играми для укрепления здоровья;

знать:

  • названия подвижных игр, инвентарь, оборудование;
  • правила   поведения   и   безопасности   во  время  занятий физическими упражнениями и играми;
  •  правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
  • терминологию, связанную с проведением игр, ритмических занятий;

уметь:

  • передвигаться различными способами (ходьба, бег, прыжки) в разных ситуациях;
  • выполнять упражнения (с предметами и без) для развития основных физических качеств (силы, быстроты, ловкости, координации, выносливости);
  • выражать в движении характер музыки и ее настроение; 
  • играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения;
  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
  • осуществлять индивидуальные и групповые действия в подвижных играх.

       

Содержание программы по внеурочным занятиям

Учебно-тематический план 1-4 класс

Наименование разделов, тем

Общее количество часов

1 класс

2 класс

3-4 классы

1

Подвижные игры

40

42

40

1.1

Сюжетные игры

19

19

15

1.2

Бессюжетные игры

15

17

19

1.3

Адыгейские народные  подвижные игры

6

6

6

2

Физические упражнения с элементами детского фитнеса

13

13

16

2.1

Упражнения для мышц живота

3

3

4

2.2

Упражнения мышц плечевого пояса

3

3

4

.3

Упражнения на растяжку

3

3

4

2.4

Упражнения со скакалкой

4

4

4

3

Эстафеты

15

15

14

Всего

68

70

70

Содержание программы

Предлагаемая программа помогает  улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической  культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же мой  практический опыт.

Каждый раздел состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых физических упражнений, подвижных игр, просмотр видеофильмов и презентаций. В данной программе не предусматривается проведение специальных теоретических занятий. Изучение теории вплетается в содержание каждого учебного занятия. Практическая часть представлена практическими действиями – физическими упражнениями. Двигательный опыт учащихся обогащается подвижными играми, ритмико-гимнастическими упражнениями и элементами детского фитнеса.

 Огромное  значение  для  ребёнка  имеет  участие в  жизни  класса  вне  школьных  уроков.  Для  многих  ребят - это  основной  мотив  посещения школы,  так  как  есть  возможность  проявить  инициативу  и  самостоятельность,  ответственность  и  открытость.  

Раздел 1 «Подвижные игры» (40ч.-42ч.) представлен темами: «Сюжетные игры», «Бессюжетные игры», «Адыгейские народные игры».

  Подвижная игра – это относительно самостоятельная деятельность детей, в которой ярко выражена роль движений. Игры - естественный источник радостных эмоций, самовыражения. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики и воспитания.  Игра – ведущая деятельность детей. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развитию физических качеств, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Порядок  работы с играми:  - Название игры -  Знакомство с содержанием игры - Объяснение  правил игры - Разучивание игры - Проведение игры.

1.1 Сюжетные игры (15ч.-19ч.) «Два мороза», «Русская лапта», «Гуси-лебеди», «Веселые ребята», «Космонавты»,  «Море волнуется», «Волк во рву»,  «Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот», «Белые медведи», «Вороны и воробьи»,  «Ловишки-перебежки», «Хвостики», «Коршун и наседка», «Колдунчики», «Кошки-мышки», «Птицы без гнезда», «Шишки, желуди, орехи», «Совушка», «Ящерица», «Свободное место», «Удочка», «Охотники и утки», «Воробьи и вороны», «Бульдоги», «Бездомный заяц». Для сюжетных игр характерны роли с соответствующими для них двигательными действиями. Сюжет может быть образный («Медведь и пчелы», «Зайцы и волк», «Воробушки и кот») и условный (ловишки, пятнашки, перебежки).                                                         

1.2 Бессюжетные игры (15ч.-19ч.) В бессюжетных играх все дети выполняют одинаковые движения. «Класс    смирно!»,  «Запрещенное движение,  «К своим флажкам», «Пустое место», «Карлики и великаны», «Найди себе пару», «Чья команда быстрее построится»,  «На одной ноге», «Землемеры»,  «Увернись от мяча», «Быстро по местам»,   «У ребят порядок  строгий»,  «Удочка», «Невод», «Третий лишний», «Передал – садись!», «Выбивной», «Гонка мячей по кругу».

1.3 Адыгейские народные игры (6ч.). «Скачки», «Гонщик бурдюка», «Прыжок лягушки»,  «Журавль и журавушки», «Ягненок», «Драчливый баран», «Кто быстрее», «Всадник», «Сильные ноги», «Пешие всадники», «Перетягивание веревки».

        

Раздел 2 «Физические упражнения с элементами детского фитнеса» (13ч-16ч.) состоит из четырёх тем: «Упражнения для мышц живота», «Упражнения для мышц плечевого пояса», «Упражнения на растяжку», «Упражнения со скакалкой». Упражнения данных разделов предназначены для укрепления отдельных мышечных групп, выполняются из различных исходных положений с использованием различных предметов.

2.1«Упражнения для мышц живота»(3ч.-4ч.)

2.2 «Упражнения для мышц плечевого пояса» (3ч-4ч.)

2.3 «Упражнения на растяжку» (3ч-4ч.)  включает упражнения на гибкость (растягивание мышц голени, передней и задней поверхности бедра, поясницы, живота, рук).

2.4 «Упражнения со скакалкой» (3ч-4ч.)

             Прыжки через скакалку являются одной из любимых игр детей. Основным содержанием раздела являются различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые со скакалкой индивидуально, в парах, группой, а также простейшие акробатические элементы. Специфика упражнений определяется также длиной скакалки: можно использовать короткую, длинную, две длинных. Длина скакалки подбирается следующим образом: нужно встать на скакалку, ноги на ширине бедер, и натянуть ее. Основания ручек должны доставать до подмышек. Если она окажется велика, можно сделать один или два узла у оснований ручек. При использовании веревочной скакалки без ручек узел делается на концах и фиксируется пластырем или скотчем.

           Прыжки через скакалку следует осваивать в следующем порядке:

1. Разучить подскоки, скачки и прочие элементы сначала без скакалки и без музыкального сопровождения.
2. Выполнить разученные элементы под музыку, постепенно ускоряя темп.
3. Разучить движения со скакалкой без музыки, затем под музыку.
4. Освоить навыки синхронного выполнения движений в парах, группой.
5. Разучить простейшие соединения без музыки, затем под музыку, добиваясь синхронности исполнения.
6. Составлять и осваивать комбинации под определенную музыку.

            Разнообразные подскоки, скачки, прыжки создают нагрузку для опорно-двигательного аппарата. С целью обеспечения безопасности уроков – избегания травм голеностопных, коленных суставов, а также предупреждения чрезмерной нагрузки на позвоночник – необходимо выполнять основные движения перекатом: во время фазы толчка с пятки на носок, приземления с подушечек пальцев на пятку. При этом пятка приближается к полу, но не касается его, туловище фиксируется мышцами живота, спины. Следует избегать прогиба в поясничной части позвоночника. Технически правильное владение скакалкой в значительной степени определяется темпом и ритмом ее вращения.                      Чтобы сохранить форму скакалки и избежать ее запутывания, необходимо поддерживать постоянное вращательное движение, которое достигается за счет активного движения руки, особенно кисти. Вращение скакалки должно быть достаточно быстрым; резкое снижение скорости приводит к изменению ее формы. Изменение темпа вращения связано не только с действиями кистей, но и с тягой скакалки, когда меняется радиус ее вращения. Его уменьшение за счет движения только кистями при фиксированном положении рук приводит к увеличению скорости вращения предмета. Напротив, увеличение радиуса вращения за счет активного движения в плечевых суставах способствует снижению темпа движения.

Разновидности подскоков на двух ногах. 

Скачки с ноги на ногу. При прыжках через скакалку широко используются скачки с ноги на ногу. Простейшая форма – скачки с ноги на ногу с небольшим сгибанием ног назад, которые выполняются на месте, с продвижением вперед – назад, а также с вращением назад – вперед.

Крест-накрест - перепрыгивать через скакалку, меняя положение ног во время прыжка. Ноги стоят на ширине плеч, затем выставить правую ногу вперед, вернуться и затем левую вперед.

Бег на месте - имитация бега, стоя на одном месте, при этом одновременно перепрыгивая через скакалку.

Подъем коленей вверх - похоже на бег на месте, только в данном случае надо поднимать колени высоко к груди.

Двойной прыжок - прыгнуть так высоко, чтобы успеть сделать два оборота скакалки.

Раздел 3 «Эстафеты» (14ч.-15ч.).  Цели: познакомить с правилами эстафет; развивать быстроту реакций, внимание, навыки передвижения; воспитывать чувства коллективизма и ответственности.

«Эстафета с мячом», «Эстафета зверей», «Перенос мячей», «Надень кольцо», «Игольное ушко», « Прыжки в обруче», «Переправа в обручах», «Прокати мяч», «Гонка мячей над головой», «Гонка мячей под ногами», «Передал – садись!»

Календарно – тематическое планирование для 1 – 2 классов

№ п/п

Тема занятия

дата

1.

Правила поведения и безопасности во время занятий подвижными играми.

2.

«Волк во рву», «Два мороза».

3.

«Гуси-лебеди», «Море волнуется».

4.

Упражнения для мышц живота.

5.

«Веселые ребята», «Класс    смирно!»  

6.

Эстафеты.

7.

Адыгейские народные игры «Драчливый баран», «Кто быстрее».

8.

Упражнения для мышц плечевого пояса.

9.

 «Невод», «Карлики - великаны», «Воробушки и кот».

10.

«Кошки-мышки», «Чья команда быстрее построится».

11.

Эстафеты.

12.

«Воробьи - Вороны», «Колдунчики».

13.

«Невод», «Здравствуйте», «Пустое место».

14.

Упражнения на растяжку.

15.

«Удочка», «Медведи и пчелы», «Карлики и великаны».

16.

Эстафеты.

17.

 «Вышибалы», «Третий лишний».

18.

 «Космонавты», «Волк во рву».

19.

Упражнения со скакалкой.

20.

Адыгейские народные игры «Прыжок лягушки», «Сильные ноги».

21.

«Ловишки», «Найди себе пару».

22.

Игры по выбору детей (из ранее изученных).

23.

Эстафеты.

24.

«Невод», «Запрещенное движение».

25.

Беговые эстафеты с мячами.

26.

« На одной ноге», «Выбивной».

27.

Упражнения для мышц живота.

28.

«Шишки, желуди, орехи», «Бульдоги».

29.

Эстафеты.

30.

Адыгейские народные игры «Журавль и журавушки», «Ягненок».

31.

«Увернись от мяча», «Быстро по местам».  

32.

Упражнения мышц плечевого пояса.

33.

Эстафеты.

34.

  «К своим флажкам», «Коршун и наседка».

35.

«Зайцы и волк», «Охотники и утки».

36.

Упражнения на растяжку.

37.

«Колдунчики», «Карлики, великаны».

38.

Эстафеты

39.

«Запрещенное движение», «Охотники и утки».

40.

«Третий лишний», «Совушка».

41.

«Бездомный заяц», «Запрещенное движение».

42.

Упражнения со скакалкой.

43.

Эстафеты.

44.

Адыгейские народные игры «Кто сильнее», «Всадник».

45.

«Передал – садись!», «Выбивной».

46.

 «Бульдоги», «Волк во рву».

47.

Эстафеты.

48.

«Ящерица», «Совушка».

49.

Упражнения для мышц живота.

50

Адыгейские народные игры «Прыжок лягушки», «Сильные ноги».

51.

Эстафеты.

52.

«Бездомный заяц», «Удочка».

53.

«Гонка мячей по кругу», «Выбивной».

54.

Упражнения мышц плечевого пояса.

55.

Эстафеты

56.

Индивидуальная работа со скакалкой.

57.

Упражнения на растяжку.

58.

Эстафеты.

59.

«Птицы без гнезда», «Охотники и утки».

60.

Игра «Русская Лапта».

61.

Игра «Русская лапта».

62.

 «Хвостики», «Коршун и наседка».

63.

Эстафеты.

64.

 «Гусеница», «Пятнашки».

65.

 Упражнения со скакалкой.

66.

Адыгейские народные игры «Гонщик бурдюка», «Перетягивание веревки».

67.

Эстафеты.

68.

Подвижные игры по выбору детей.

69.

«Ящерица», «Выбивной».

70.

Подвижные игры по выбору детей.

Календарно – тематическое планирование для 3 – 4 классов

№ п/п

Тема занятия

дата

1.

Правила поведения и безопасности во время занятий подвижными играми.

2.

«Волк во рву», «Охотники и утки».

3.

 Адыгейские народные игры «Драчливый баран», «Кто быстрее».

4.

«Свободное место», «Выбивной».

5.

 Упражнения для мышц живота.

6.

Эстафеты.

7.

Игра «Русская Лапта».

8.

Игра «Русская Лапта».

9.

 Упражнения мышц плечевого пояса.

10.

Эстафеты.

11.

Адыгейские народные игры «Журавль и журавушки», «Ягненок».

12.

«Ловишки», «Найди себе пару».

13.

Упражнения на растяжку.

14.

Эстафеты.

15.

«Воробьи - Вороны», «Колдунчики».

16.

«Увернись от мяча», «Чья команда быстрее построится».

17.

 Упражнения со скакалкой.

18.

 Эстафеты.

19.

«Пятнашки»,  «Удочка».

20.

«Передал – садись!», «Выбивной».

21.

«Вышибалы», «Третий лишний».

22.

Упражнения для мышц живота.

23.

Эстафеты.

24.

Адыгейские народные игры «Прыжок лягушки», «Сильные ноги».

25.

«Удочка», «Воробьи и вороны».

26.

«Пустое место», «Увернись от мяча».

27.

Упражнения мышц плечевого пояса.

28.

 «Колдунчики», «Запрещенное движение».

29.

«Бездомный заяц», « Выбивной».

30.

Эстафеты.

31.

Упражнения на растяжку.

32.

«Охотники и утки»,  «Ящерица».

33.

«Гонка мячей по кругу», «Удочка».

34.

Эстафеты.

35.

Упражнения со скакалкой.

36.

«Воробьи и вороны», «Кошки-мышки».

37.

«Найди себе пару», «Ящерица».

38.

Эстафеты.

39.

 «Третий лишний», «Невод».

40.

Упражнения для мышц живота.

41.

Адыгейские народные игры «Кто сильнее», «Всадник».

42.

Эстафеты.

43.

«Пустое место», «Охотники и утки».

44.

Упражнения мышц плечевого пояса.

45.

«Колдунчики», «Бульдоги».

46.

«Бездомный заяц», «Удочка».

47.

Эстафеты.

48.

Упражнения на растяжку.

49.

«Колдунчики», «Увернись от мяча».

50

«Передал – садись!», «Выбивной».

51.

Упражнения со скакалкой.

52.

«Гонка мячей по кругу», «Выбивной».

53.

Адыгейские народные игры «Прыжок лягушки», «Сильные ноги».

54.

Эстафеты.

55.

«Бездомный заяц», «Увернись от мяча».

56.

Упражнения для мышц живота.

57.

Игра «Русская Лапта».

58.

Игра «Русская Лапта».

59.

Эстафеты.

60.

«Пятнашки», «Охотники  и утки».

61.

Упражнения мышц плечевого пояса.

62.

Эстафеты.

63.

Игра «Русская Лапта».

64.

Упражнения на растяжку.

65.

 Эстафеты.

66.

Адыгейские народные игры «Гонщик бурдюка», «Перетягивание веревки».

67.

Упражнения со скакалкой.

68.

Подвижные игры по выбору детей.

69.

«Ящерица», «Выбивной».

70.

Подвижные игры по выбору детей.

Подвижные игры.

          «Воробьи и вороны». Играющие становятся в две шеренги посредине площадки. Расстояние между ними – 2-3 м. Первая шеренга – «воробьи», вторая – «вороны». Когда воспитатель произносит: «Воробьи» – играющие в этой шеренге разбегаются, пытаясь скрыться за линией «дома», расположенной в конце площадки. Ученики из второй шеренги их ловят. Затем воспитатель произносит «Вороны» – и учащиеся меняются ролями. Воспитатель одну и ту же шеренгу может назвать 2 раза подряд. Побеждает команда, которая поймает большее количество игроков противоположной команды.

         «Два мороза». На игровой площадке на расстоянии 15—25 м друг от друга проводятся две линии. За этими линиями располагаются «домики», а между ними — игровое поле.

Из общего числа играющих выбирают двух водящих, которые становятся в центре площадки и говорят рифмовку:

Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я Мороз — Красный Нос,
А я Мороз — Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь дороженьку пуститься?!..

Дети, стоящие за одной из черт в «домике», хором отвечают:

Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!

После этих слов они стараются перебежать игровую площадку и скрыться за другой линией в доме. Оба Мороза стараются коснуться рукой («запятнать») как можно больше перебегающих детей. Тот игрок, которого коснулась рука Мороза, застывает на месте, а остальные играющие скрываются за линией дома.

Затем следует перебежка в другую сторону. Во время этой перебежки играющие могут выручить своих «осаленных» товарищей, коснувшись их рукой. После этого ранее «запятнанный» игрок возвращается в игру и старается скрыться за линией дома.

          «Русская лапта». Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поля на расстоянии от 10 до 20 м находится город, а с другой — отводится место для кона.

По жребию игроки одной группы идут в город, а другой — расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удается, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона.

Однако не всегда удается игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

Может быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждет, когда мяч пробьет следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.

Правила:

1. Игроки города подают мяч в поле по очереди; отбивающий мяч не должен переступать черту города; если в городе остался один игрок, а все остальные за чертой кона, то разрешается ему подать мяч 3 раза; ведущему разрешается пробить 3 мяча.

2. Игроки поля пятнают бегущего с того места, где поднят или пойман мяч; чтобы быстрее запятнать бегущего, разрешается мяч передавать игрокам своей партии.

3. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона; все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город; во время перебежки игрока города осалили.

              «Гуси-лебеди». На игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15—25 м (в зависимости от возраста играющих). Из числа играющих выбирается «волк» (реже — два), который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники — «гуси», а за другой — учитель.

Учитель обращается к гусям: «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают:

— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да, да, да!
— Ну летите!
— Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!
— Ну летите, злого волка берегитесь!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать») как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается новый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

            «Космонавты». Подготовка. По углам и сторонам зала чертят 5-8 больших треугольников - "ракетодромов". Внутри каждого "ракетодрома" рисуют 2-5 кружков - "ракет". И общее количество должно быть на 5-8 меньше, чем играющих. Сбоку каждого "ракетодрома" можно написать маршруты, например:

З-Л-З (Земля - Луна - Земля)
З-М-З (Земля - Марс - Земля)
З-Н-З (Земля - Нептун - Земля)
З-В-З (Земля - Венера - Земля)
З-С-З (Земля - Сатурн - Земля)

Играющие, взявшись за руки, в центре зала образуют круг.

Содержание игры. Дети идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим - места нет!

Как только сказано последнее слово, все разбегаются по "ракетодромам" и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных "ракет".  Опоздавшие на "рейс" становятся в общий круг, а "космонавты", занявшие места, громко по 3 раза объявляют свои маршруты. Это значит, что они совершают прогулку в "космосе". Затем все снова становятся в круг, берутся за руки и игра повторяется.  Выигрывают те, кому удалось совершить три полёта.

Правила игры: 1. Начинать игру – только по установленному сигналу руководителя. 2. Разбегаться – только после слов: «Опоздавшим – места нет!»

                      «Море волнуется». С помощью считалочки выбирается водящий. Он отворачивается и говорит:

«Море волнуется раз,

море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура* на месте замри!»

Игроки в это время раскачиваются и кружатся, расставив в руки стороны.

При слове «замри», замирают в позе, изображая любой предмет или животное, имеющее отношение к морской тематике. Далее ведущий подходит к кому-то из игроков и дотрагивается до него «оживляя» фигуру. Игрок начинает двигаться, показывает свое «представление», так, чтобы ведущий узнал ,что за фигуру изображает игрок.

Тот, кто изобразит наименее похоже, становится «водящим» и игра начинается сначала.

           «Волк во рву». На игровой площадке проводятся две линии на расстоянии 1—1,5 м. Расстояние между ними — это ров, в котором находится водящий-волк. Волк может передвигаться только между этими линиями.

Остальные играющие — «козочки» — по сигналу учителя перебегают с одной стороны площадки на другую, перепрыгивая через ров. В это время волк старается поймать козочек, коснувшись рукой. Игроки, которых коснулся волк, останавливаются и выбывают из игры.

    «Медведи и пчелы». Играющие делятся на две равные команды: одна — пчелы, другая — медведи.

На одной стороне зала находится улей, а на противоположной — луг. В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений - гимнастической стенки, гимнастических скамеек и т. д.), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом. Воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями.

Перед игрой воспитатель напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не спрыгивать, на лестницу залезать не выше 4—5-й рейки. Воспитатель обязательно осуществляет страховку детей; если возникает необходимость, оказывает помощь

         «Зайцы и волк».  Одного из играющих назначают волком, остальные изображают зайцев. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе места шишками, камушками, из которых выкладывают кружочки или квадраты. Вначале игры зайцы стоят на своих местах. Волк находится на противоположном конце площадки – в овраге. Воспитатель говорит: «Зайки скачут, скок – скок – скок, на зеленый на лужок. Травку щиплют, слушают, не идет ли волк». Зайцы выпрыгивают из кружков и разбегаются по площадке. Прыгают на 2 ногах, присаживаются, щиплют траву и оглядываются в поисках волка. Воспитатель произносит слово «Волк», волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать, коснуться. Зайцы убегают каждый на свое место, где волк их уже не может настигнуть. Пойманных зайцев волк отводит себе в овраг. После того, как волк поймает 2-3 зайцев, выбирается другой волк. Зайцы выбегают при словах – зайцы скачут. Возвращаться на места можно лишь после слова «Волк! ».

Нельзя ловить тех зайцев, которым подала лапу зайчиха - мать. На пути поставить кубы – пенечки, зайцы оббегают их. Выбрать 2 волков. Волку перепрыгнуть через преграду – ручей.

        «Воробушки и кот».  Дети становятся на обручи, положенные на пол (или нарисованные круги) в одной стороне площадки. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей сидит кот, он спит. "Воробушки полетели", - говорит воспитатель, и дети разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит "мяу-мяу" и бежит ловить воробушков которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.

        «Белые медведи». Подготовка. Площадка представляет собой море. В стороне очерчивается небольшое место - льдина. На ней стоит водящий - "белый медведь". Остальные "медвежата" произвольно размещаются по всей площадке.

Содержание игры. "Медведь" рычит: "Выхожу на ловлю!" - и устремляется ловить "медвежат". Сначала он ловит одного "медвежонка" (отводит на льдину), затем другого. После этого два пойманных "медвежонка" берутся за руки и начинают ловить остальных играющих. "Медведь" отходит на льдину. Настигнув кого-нибудь, два "медвежонка" соединяют свободные руки так, чтобы пойманный очутился между руками, и кричат: "Медведь, на помощь!" "Медведь" подбегает, осаливает пойманного и отводит на льдину. Следующие двое пойманных также берутся за руки и ловят "медвежат". Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все "медвежата". Последний пойманный становится "белым медведем". Побеждает последний пойманный игрок.

          «Ловишки-перебежки». Дети стоят за чертой на одной стороне площадки. На второй стороне также проведена черта. Сбоку стоит Ловишка. На слова воспитателя: «Раз, два, три – беги!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а Ловишка их ловит. После 2-3 перебежек ловишку выбирают из самых ловких и быстрых детей, которые небыли пойманы.

         «Пятнашки». По считалке играющие выбирают водящего - пятнашку. Все дети разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Тот, кого пятнашка коснётся рукой, становится водящим пятнашкой

          «Хвостики». Играющие разбиваются на 2 команды, условно "синие" и "красные". Каждому участнику выдается лента, того цвета команды, которую он затыкает запояс либо за ремень, так чтобы висел свободный конец. По команде ведущего начнается игра. Участники должны сорвать хвост у своих соперников, в то время пытаясь сохранить свой "хвостик". Естественно, победила та, команда чьи "хвостики" остались целыми, хотя бы один.

          «Коршун и наседка». В игре принимают участие 8—12 детей, из которых выбирают двоих: «коршуна» и «наседку». Остальные дети — «цыплята».

Сбоку игровой площадки чертится круг диаметром 1,5—2 м. Это «гнездо» «коршуна». Он отходит к своему гнезду, а «наседка» выводит гулять «цыплят» на игровую площадку. Они идут цепочкой: держатся друг за друга (за руки или за пояс).

По сигналу воспитателя из гнезда вылетает «коршун» и пытается схватить последнего в цепочке «цыпленка». «Наседка», расставив руки, не подпускает «коршуна» к «цыплятам».

        «Колдунчики».  Выбирают колдуна. Затем все разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и дотронуться рукой. Пойманный замирает, разведя руки в стороны. Расколдовать его могут другие игроки, если они дотронутся до него рукой. А колдун следит за своей жертвой и, как только кто-нибудь снимает чары, стремится повторным ударом снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто отваживается выручить товарища. Заколдованный игрок остается на месте. Заколдованный трижды сам становится колдуном, а предыдущий колдун присоединяется к убегающим.

        «Кошки-мышки». Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка располагается в кругу, а кошка — за кругом.

По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлазить под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь. Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку». Запрещается лишь подставлять подножки и смыкаться плечами.

Если кошка прорвалась внутрь круга, мышка может выбежать за его пределы (но не слишком далеко). Если «кошка» всё-таки догнала «мышку», то «мышка» становится «кошкой». «Кошка» встаёт в круг отдыхать, а игроки выбирают новую «мышку» и игра продолжается.

         «Птицы без гнезда».  Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от Друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу,– гнездо, второй за ним – птица.

В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз...» – игроки, изображающие гнезда, ставят руки на пояс; «Два...» – игрок-птица кладет руки на плечи впереди стоящему, т.е. птица садится в гнездо; «Три!» – птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «Все птицы по домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд.

При повторении игры дети меняются ролями.

Правила игры. Птицы вылетают только на счет «Три!». Водящий не должен выходить за границы малого круга, пока птицы летают по площадке.

         «Шишки, желуди, орехи». Подготовка. Игроки образуют круг, в середине которого становится водящий, а остальные, разбившись по тройкам, встают один за другим лицом к центру (первый номер - в трёх-четырёх шагах от водящего). Руководитель даёт всем играющим названия: первые в тройках "шишки", вторые "жёлуди", третьи "орехи".

Содержание игры. По сигналу водящий громко произносит, например: "Орехи". Все играющие, названные "орехами", должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удаётся, то игрок, оставшийся без места, становится водящим. Если водящий скажет "жёлуди", меняются местами стоящие в тройках вторыми, если "шишки" - стоящие в тройках первыми. Когда игра освоена, водящему можно вызывать двух или даже трёх игроков в тройках, например: "шишки, орехи". Вызванные также должны поменяться местами.

Побеждают игроки, которые ни разу не были водящими

        «Охотники и утки». На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).  Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники»    за кругом. «Охотники» получают мяч. По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга. Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.

         «Удочка». Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.

Водящий становится В центр крута. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.

         «Свободное место». Из числа играющих выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг, очерчивая к тому же небольшой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и игрок — в другую. Каждый из них стремится быстрее обежать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продолжается.

         «Совушка». Подготовка. Из числа играющих выбирается "совушка". Её гнездо - в стороне от площадки. Оно может быть очерчено, отгорожено гимнастической скамейкой. Играющие на площадке располагаются произвольно. "Совушка" в гнезде.

Содержание игры. По сигналу ведущего: "День наступает, всё оживает!" - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жуков, изображая лягушат, мышек, котят. По второму сигналу: "Ночь наступает, всё замирает - сова вылетает!" - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застал сигнал. "Совушка" выходи на охоту. Заметив шевельнувшегося игрока, она берёт его за руку и уводит в своё гнездо. За один выход она может добыть двух или даже трёх играющих.

Затем "совушка" опять возвращается в своё гнездо и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке. Побеждают игроки, которые не были пойманы ни разу.

           «Бульдоги».

Дети назначают двух ловцов («бульдогов»). «Бульдоги» стоят с одной стороны площадки, а все остальные – с противоположного. За сигналом одного из «бульдогов» все игроки должны перебежать в другую сторону. Но так, чтобы игрока не словили «бульдоги». Того, кого поймают, стает ловцом. Игра продолжается до тех пор, пока все бегуны не превратятся на «бульдоги».

       

         «Ящерица». Играют две команды. Одна из них встаёт, образуя круг. Вторая выстраивается внутри этого круга в колонну по одному, держась за локти стоящих впереди: это- ящерица. Игроки, стоящие по кругу, стараются попасть мячом в последнего из колонны. Команда-ящерица увёртывается, стараясь спасти последнего играющего. Если его осалят, он выходит из круга, а игроки уже салят того, кто стоит последним. Игра продолжается до тех пор. Пока не будут выбиты все участники, тогда команды меняются ролями.

        «Бездомный заяц».

Для организации игры потребуется мел или гимнастические обручи в достаточном количестве – на каждого игрока за исключением охотника и бездомного зайца. Данных персонажей выбирают перед началом игры (по желанию детей или с помощью «считалки»). Остальные участники игры становятся простыми зайцами. Каждый заяц должен иметь свой домик. Он обозначается гимнастическим обручем, либо чертится мелом окружность. Не стоит располагать домики вплотную друг к другу. Игра начинается, когда все зайцы займут свои места в домиках. По сигналу ведущего бездомный заяц начинает спасаться бегством от охотника. В любой момент бездомный заяц может заскочить в первый попавшийся домик. Участник игры, стоявший в этом кругу, в тот же момент становится бездомным зайцем и его задача — убежать от охотника. Пойманный игрок становится охотником, а роль бездомного зайца достается охотнику. .

         «Класс  -  смирно!». Дети строятся в одну шеренгу. Водящий стоит перед детьми. По его указанию и показу дети должны выполнить движение только в том случае, если было произнесено слово "класс". Если играющий допустил ошибку: не выполнил движение, или выполнил без указания "класс", то он делает шаг вперед. Выигрывают те, кто не сделал ни одного шага вперед.

           «Запрещенное движение». Водящий показывает какое-нибудь движение и говорит, что оно запрещенное — его нельзя выполнять. Потом делает любые движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте.

Правило. Если игрок хотя бы попытался выполнить запретное движение, ошибка засчитывается, и он отходит назад.

  

         «К своим флажкам». Играющие делятся на три группы. Каждая группа становится в круг, в центре которого находится игрок с цветным (красным, желтым, зеленым) флажком. По 1 первому сигналу руководителя (хлопок в в ладоши) все, кроме игроков с флажками, 1 разбегаются по площадке. По второму сигналу дети останавливаются, приседают и закрывают глаза, а игроки с флажками переходят на другие места. По команде ведущего: «К своим флажкам!» дети открывают глаза и бегут к флажкам своего цвета, стараясь первыми построиться в круг. Выигрывают те, кто первыми построились в ровный круг и стоят, взявшись за руки.

       «Пустое место». Игра в кругу. Играющие образуют круг, а водящий за кругом. Водящий ходит за кругом, выбирает себе игрока, дотрагивается до его плеча или руки. Это означает, что он вызывает его на соревнование. Водящий и выбранный игрок бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Встретившись, они здороваются и продолжают вдвоем бежать на перегонки, стараясь занять свободное место (оставленное вызванным игроком).Оставшийся без места , становится водящим, игра продолжается.

        «Карлики и великаны». Игроки строятся в одну шеренгу (или в круг). По команде «Великаны» они встают на носки и поднимают руки вверх, а по команде «карлики» - приседают как можно ниже, руки на пол. Тот, кто ошибся, должен сделать шаг вперед. После 6-8 команд подвести итоги.

Вариант. Можно усложнить игру. Преподаватель подает команду «Карлики», а сам поднимается на носки; по команде «Великаны» - приседает. Дети должны выполнять то, что слышат, а не то, что видят.

         «Найди себе пару». Играющие стоят вдоль стены. Воспитатель дает каждому по одному флажку. По сигналу воспитателя – дети разбегаются по площадке. По другому сигналу, или по слову «Найди себе пару! », дети, имеющие флажки одинакового цвета, находят себе пару, каждая пара, используя флажки, делает ту или иную фигуру. В игре участвуют нечетное число детей, 1 должен остаться без пары. Играющие говорят: «Ваня, Ваня – не зевай, быстро пару выбирай! ». Играющие становятся в пары и разбегаются по сигналу (слову) воспитателя. Каждый раз играющие должны иметь пару. Вместо флажков использовать платочки.

         «Чья команда быстрее построится». Дети распределяются на три группы с одинаковым числом игроков. Каждая подгруппа выбирает определённый предмет, например шишку или камешек и т.д. все дети одной группы имеют один и тот же предмет. В разных концах площадки выбирают места для этих подгрупп – пенёк, куст, дощечка, которые обозначаются таким же предметом. Под удары бубна все ходят или бегают в разных направлениях. По сигналу «На места» бегут и строятся у соответствующего предмета в колонну.

2 вариант. Воспитатель даёт сигнал: «Стой!». Дети останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет места предметов, затем подаёт сигнал «На места!». Дети открывают глаза, бегут к своим предметам и строятся.

         «На одной ноге». Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.

          «Землемеры». На площадке проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12-15 м. Играющие делятся на две команды и располагаются с гимнастическими палками на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил

          «Увернись от мяча». На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.

          «Быстро по местам». Дети строятся в две колонны на расстоянии вытянутых вперед рук. После слов учителя «На прогулку!» играющие разбегаются по площадке в разные стороны. По второй команде «По местам!» они строятся на том же месте и в том же порядке, как и в начале игры. Побеждает колонна, сумевшая первой построиться правильно.

          «У ребят порядок  строгий». Ученики по одному или по двое спокойно ходят по площадке по разным направлениям и поют (на мотив марша):

У ребят порядок строгий,
Знают все свои места;
Ну, трубите веселее:
Тра-та-та, тра-та-та!

По окончании этого куплета учитель, вытягивая левую руку в сторону, командует: «Становись!» Ученики стараются как можно скорее выполнить эту команду, строясь по росту в шеренгу по направлению, указанному учителем (самый высокий по росту становится позади учителя, в трех шагах от него). Когда все участники игры построятся, учитель командует: «По носкам — равняйсь!», «Смирно!», «Прыжком направо!» «Шагом марш!» С началом движения, под ритм шага, ученики повторяют куплет. Все стремятся пройти в колонне как можно лучше. По окончании куплета учитель произносит: «Разойтись!» Ученики расходятся по разным направлениям, запевая песню сначала. Затем учитель подает снова команду «Становись!», указывая ученикам новое направление для построения шеренги. Быстрота построения проверяется по громкому подсчету учителя: «Раз, два, три и т. д.» Ученики, ставшие в шеренгу последними или прошедшие в колонне с плохой осанкой (опустив голову, сгорбившись), проигрывают.

          «Невод». Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя невод. Их задача - поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб - не попасться в невод. Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.

        «Третий лишний». Игроки команд располагаются парами внутри площадки.

Расстояние между парами 2—3 м.

Водящий и один из игроков (убегающий) располагаются за линией.

Водящий стремится запятнать убегающего, а убегающий может встать перед одной из пар, тогда последний игрок пары становится «третьим лишним» и убегает от водящего.

Если же водящему удается запятнать свободного игрока, то они меняются ролями.

           «Выбивной».

 На земле чертят две параллельные линии на расстоянии 5-6 метров друг от друга. Можно нарисовать и боковые линии так, чтобы получился прямоугольник. Выходить за пределы площадки (очерченной или воображаемой) нельзя. Двое игроков встают за чертой, друг напротив друга, а один игрок по центру, между ними. Игроки-водящие перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в  игроков, находящихся в центре и «выбить» их.

         

        «Гонка мячей по кругу».

Играющие образуют большой круг и рассчитываются на первый - второй. Первые номера - одна команда, вторые - другая. Два рядом стоящих игрока - капитаны. У них в руках по мячу. После сигнала руководителя мячи передаются по кругу в разные стороны через одного игрокам своей команды. Каждая команда стремится передавать мяч как можно быстрее, чтобы он быстрее вернулся к капитану.

Адыгейские народные игры

       «Скачки»

Цель игры, развитие быстроты, умения ориентироваться, укрепление мышц ног.

Игра предназначена для детей 6-7 лет. На игровой площадке отмечаются линии старта и финиша (на расстоянии 20 - 30 м).

Игроки садятся на «коня», то есть пропускают между ног хворостину, придерживая ее рукой. По команде каждый должен добежать до линии поворота, развернуться и прибежать назад, пересечь линию старта (финиша).

Правила игры:

выигрывает тот, кто первый пересечет линию финиша;

если хворостина во время бега окажется в другом положении (то есть не между ног), игроку засчитывается поражение.

        «Гонщик бурдюка»

Цель игры: тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой системы, развитие быстроты, выносливости.

Для проведения игры у каждого участника должен быть накачанный воздухом бурдюк (бурдюк можно заменить резиновой игрушкой). В игре принимают участие двое и более детей.

Участники игры заходят в воду по пояс, по команде ложатся животом на бурдюк и гребут вдоль берега до установленной линии (20 - 25 м). Правила игры:

выигрывает тот, кто быстрее доберется до установленной линии;

потерявший бурдюк может взять его снова, принять исходное положение и продолжать движение.

        «Прыжок лягушки»  

 Цель игры: укрепление костно-мышечного аппарата ног, туловища. На игровой площадке отмечается линия старта. Право первым начать игру определяется жребием. Игрок, получивший право на выполнение задания, выходит на линию старта и принимает позу лягушки (становится на четвереньки с опорой на кисти и подошвы ног), затем прыгает вперед три раза. Последнее место приземления отмечается. Затем то же самое выполняют следующие игроки. Правила игры:

нельзя переступать через линию старта и отрывать ладошки от земли до начала прыжка. Нарушивший правило проигрывает;

выигрывает тот, кто прыгнет дальше всех.

Вариант игры: прыжки выполняются спиной вперед.

         «Журавль и журавушки»

Цель игры: развитие внимание, координации движений, укрепление мышц туловища, спины, живота.

Для игры выбирается водящий-матка - «журавль». На игровой площадке дети выстраиваются в цепочку, лицом к ним стоит матка. Колонна все время движется, сначала медленно, потом ускоряя темп. При этом она выполняет указания вожака. Например, когда водящий говорит: «Желтобрюхая змея», колонна «журавлей» выстраивается в клиновидную фигуру. Если говорит о лягушках, то колонна в полуприседе прыгает вперед и т. д.

Правила игры:

проигравшим считается тот, кто не смог выполнить задание и разорвал круг;

проигравший игрок становится на самый конец колонны; матка - «журавль» меняется по договоренности.

          «Ягненок»

Цель игры: развитие трудовых навыков, ловкости, сообразительности, имитационных движений.

В игре принимают участие 6 и более детей. Свою верхнюю одежду, которую иногда заменяют листьями, складывают в одно место (куча шерсти). Для игры выбирается «пастух» и «ягненок».

Пастух приглашает к себе других участников игры - стригалей на кош. Они имитируют работу стригалей друг на друге. Хозяин вместе с ягненком ходит и следит за качеством работы, иногда давая советы, делая замечания. И вот стригалям надоедает ягненок. Они его уводят и прячут в «куче шерсти». Пастух сначала не замечает пропажи, а потом начинает поиски ягненка. Когда он его находит, то помогает ему подняться и бросается ловить стригалей. Кого поймает, тот становится пастухом.

Правила игры.

«ягненок» не оказывает сопротивления, когда его уводят, и не встает сам, пока его не поднимет «пастух»;

пойманным или раненным считается тот, кого пастух хлопнет по спине или по плечу.

          «Драчливый баран»

Цель игры: развитие выносливости, укрепление мышц туловища.

На игровой площадке очерчивается круг диаметром . 1,5 - 3,5 м (в зависимости от возраста детей).

Два игрока становятся на четвереньки друг перед другом так, чтобы правое (левое) плечо упиралось в правое (левое) плечо соперника. По условному сигналу судьи соперники стараются вытолкнуть друг друга из круга.

Правила игры:

по договоренности можно менять плечи. Для этого нужно поднять руку, чтобы судья остановил встречу.

Проигравшим считается тот, кто:

коснется какой-нибудь частью тела земли за очерченным участком; упадет или перейдет в другое положение, чем на четвереньках.

          «Кто быстрее»

 Цель игры: развитие быстроты, ловкости, укрепление мышц ног.

На игровой площадке выстраиваются желающие играть. На расстоянии 50 - 60 м от начала игровой площадки обозначается место, до которого должен добежать игрок и дотронуться рукой. Во время бега можно задерживать впереди бегущего захватами рук.

Правила игры:

выигрывает тот, кто первый добежит до условленного места:

нельзя толкать в спину или в бок соперника, В этом случае игрок получает условленное количество штрафных очков. Варианты игры:

то же задание, что и при основном варианте, но бег осуществлять спиной вперед; участники делятся на две команды.

Добежавший первым приносит 4 выигрышных очка, вторым - 2. Пришедший последним получает 4 штрафных очка.

Победителем считается команда, набравшая большее число выигрышных очков.

          «Всадник»

         Цель игры: развитие внимания, умения ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях.

Играющие распределяются по парам: один - «конь», другой - «наездник». Игрок-«конь» вытягивает руки назад-вниз. игрок-«наездник» берет его за руки. По команде в таком положении пары должны добежать до финиша. Победитель пары затем соревнуется с победителем другой пары.

Правила игры: побеждает пара, которая ни разу не проиграла заезд.

           «Сильные ноги»

Цель игры: развитие силы, укрепление мышц туловища, стоп.

В игре участвуют два мальчика. Они ложатся на спину и упираются стопами согнутых в коленях ног. По сигналу судьи игроки должны выпрямить ноги. Правила игры:

выигрывает тот, кто передвинет или заставит согнуть ноги противника; при выполнении задания руки игроков должны лежать на груди.

            «Пешие всадники»

Цель игры: развитие выносливости, ловкости, укрепление мышц туловища, нижних конечностей, координации движений.

Играющие выбирают себе пары, а внутри каждой пары определяют, кто будет «всадником», а кто «лошадью». «Всадник» садится на спину «лошади» и плотно захватывает его туловище ногами. Нижний партнер также помогает «всаднику» руками удержаться в «седле». Затем «лошади» сходятся, а «всадники» стараются сбросить своего противника с «коня».

Правила игры:

побеждает та пара, которая удержалась на ногах и не упала;

пара выбывает из игры в том случае, если кто-либо из партнеров упадет на землю; «лошадь» в непосредственную борьбу не вступает. Варианты игры:

можно играть командами. Членам одной команды, не выбывшим из игры, разрешается помогать друг другу;

           «Перетягивание веревки»

Цель игры, развитие выносливости, ловкости, укрепление мышц туловища, рук, ног.

На игровой площадке чертится круг диаметром 3 - 4 м. Играющие заходят в круг и надевают веревку так, чтобы она прошла под руками (веревка завязывается так, чтобы с обеих сторон были кольца диаметром 1,5-2 м). Подав корпусом немного вперед, игроки натягивают веревку. По команде каждый играющий стремится выйти из круга.

Правила игры.

выигрывает тот, кто первым выйдет из круга двумя ногами; нельзя дотрагиваться до пола руками.

Вариант игры:  можно игру завершить после перетягивания противника из круга.

Упражнения для мышц живота:

  1. И.п.: лежа на спине, руки за головой. 1 – поднять туловище, 2 – и.п.

  1. И.п.: лёжа на спине, ноги вместе подняты вертикально вверх, колени слегка согнуты, руки вдоль корпуса на полу, поясница прижата к полу.

1 - поднять ноги вверх, так чтобы копчик приподнялся над полом на несколько сантиметров. 2 – и.п.

  1. И.п.: лежа на спине, руки за головой, кисти не сцеплены и на затылок не давят, локти разведены в стороны. Одна нога поднята и согнута в колене под прямым углом, другая на полу полностью выпрямлена.

1 - Поднять плечи и повернуть туловище так, чтобы левый локоть тянулся к правому (поднятому) колену, 2 – и.п., 3 – то же в другую сторону. Стараться, чтобы во время движения ноги и плечи не касались пола.

  1. И.п.: лежа на спине, ноги вместе, подняты вертикально вверх и слегка согнуты в коленях. Руки в стороны, ладонями на полу.

1 - опустить ноги в правую сторону,2 – и.п. 3 – опустить ноги в левую сторону, 4 – и.п.  Во время выполнения упражнения, лопатки и ладони остаются плотно прижатыми к полу.

И.п.: лёжа на спине, руки выпрямлены за головой, ноги вместе слегка согнуты в коленях.

Одновременно поднять руки и ноги навстречу друг другу, опираясь только на ягодицы.

    5.   И.п.: лежа на спине, руки за головой, кисти не сцеплены и на затылок не давят, локти разведены в стороны. Одна нога поднята и согнута в колене под прямым углом, другая на полу полностью выпрямлена.1 - Поднять плечи и туловище так, чтобы левый локоть тянулся к правому (поднятому) колену. 2 – и.п.

    6.   И.п.: лёжа на спине, ноги вместе подняты до прямого угла по отношению к полу, колени слегка согнуты; руки выпрямлены за головой.

1 - Поднять руки, и коснуться пальцев стоп. 2 – и.п.

    7.  И.п.: лежа на спине, руки за головой, локти разведены в стороны; ноги вместе, согнуты в коленях, стопы на полу; поясница прижата к полу.

1 - медленно поднять верхнюю часть корпуса максимально высоко по направлению к бёдрам, оставляя поясницу плотно прижатой к полу. 2 – и.п.

    8.   И.п.: лежа на спине, ноги вместе, подняты вертикально вверх и слегка согнуты в коленях. Руки в стороны, ладонями на полу.

1 - опустить ноги попеременно в левую и правую стороны, сохраняя исходное положение ног и рук. 2 – и.п.  Во время выполнения упражнения, лопатки и ладони остаются плотно прижатыми к полу.

      9.  И.п.: лежа на спине, ноги вместе навису, согнуты в коленях под прямым углом. Руки на полу, положив кисти под ягодицы. Поясница плотно прижата к полу.

1 - выпрямить ноги вперёд и вверх под углом 45 градусов по отношению к полу, 2 –опустить ноги вниз, 3 – согнуть колени и подтянуть к груди, 4 – и.п.

Упражнения для мышц плечевого пояса:

  1. Исходное положение - на месте или в ходьбе вращения руками: одновременные, поочередные, попеременные и последовательные в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах.
  2. Сгибание/разгибание рук в упоре, передвижение на руках при помощью партнера.
  3. Исходная позиция - лежа на спине, сведение и разведение рук в разных плоскостях.
  4. Исходное положение - стоя на месте, доставание одной рукой другую за спиной в разных плоскостях.
  5. Подтягивание на перекладине

Упражнения на растяжку:

1. И.п.: о.с., руки вверх. 1 – наклон вправо – удерживать положение. 2 – и.п. 3 – наклон влево. 4 – и.п.

2. И.п.: о.с. Наклон вперед – держать.

3. И.п.: о.с. Упор, стоя согнувшись – держать.

4. И.п.: лежа на животе, руки согнуты на уровне груди. Выпрямляя руки, прогнуться, голову назад – удерживать положение.

5. И.п.: лежа на животе. 1 – согнуть ноги в коленных суставах, захватить руками за щиколотки. 2 – поднять бедра и голову, прогнуться – удерживать.

6. И.п.: лежа на спине. 1 – упор согнутыми ногами. 2 – положить колени вправо на пол – удерживать. То же в другую сторону.

                                                      Прыжки со скакалкой:
1. Вращая скакалку вперед или назад, прыжки на месте.
2. Те же прыжки, но ноги скрестно.
3. Те же прыжки, но выпрыгивать высоко и прогибаться.
4. Вращая скакалку вперед, прыгать на двух ногах в полуприседе.
5. Вращая скакалку вперед, сильно согнуть ноги, подтягивая колени к животу.
6. Вращая скакалку вперед, чередовать прыжки на двух и на одной ноге. Свободную прямую или согнутую ногу выносить вперед, в сторону или назад.
7. Вращая скакалку вперед, чередовать прыжки с вращением скакалки прямо и скрестно.
8. Вращая скакалку вперед, выполнить  прыжки с одной ноги на другую: на каждый счет, по два и по четыре счета.
9. Сложенную вчетверо скакалку держать одной рукой. Вращать ее вдоль пола, выполняя круговое движение рукой, поочередно переставляя то одну, то другую ногу.
10. Прыжки на двух ногах с двойным вращением скакалки за один прыжок.

11.Прыжки через длинную скакалку

Упражнения со скакалкой для пресса:

1) Исходное положение: сидя на полу, левую ногу согни в колене, а правую выпрями. 1 -сложить скакалку вчетверо и, удерживая концы, упереться в нее стопой левой ноги (той, что согнута). 2 - отклониться назад и лечь на пол, подтянув колено к груди. 3 -исходное положение. Повторить 20 раз.

2) Исходное положение: сидя на полу ноги вытянуты. Сложенную скакалку держать обеими руками впереди себя. 1 -выполнить наклон и дотянуться скакалкой до носков. Следить, чтобы ноги в коленях не сгибались. Во время наклона втягивать живот. Повторить 20 раз.

3) Исходное положение: стоя, ноги расставлены, руки вверху, прямые, удерживают скакалку, согнутую вдвое. 1- выполнить наклоны из стороны в сторону. 2 - потянуться, как можно дальше. 3 -  зафиксировать это положение. Выполнить 20-30 повторов.

Комплекс упражнений со скакалкой для плечевых суставов:

1.И.п.  - скакалка, сложенная вдвое, сзади. 1 - Поднять руки вверх, слегка растягивая скакалку. Повторить 6—8 раз.

2. И.п. – скакалка  сложенная вдвое, внизу. 1 - поднять прямые руки вверх. 2 – опустить руки назад. 3 – и.п. Повторить 6—8 раз.

3. И.п. – то же. 1 - поднять вверх прямые руки со скакалкой, сложенной вчетверо. 2 - опустить в сторону левую руку и сильно потянуть за голову правую. То же в другую сторону. Повторить по 4—6 раз.

4. И.п. - скакалка, сложенная вчетверо, сзади: правая согнутая рука находится над правым плечом, а левая за спиной. 1 - Разгибая левую руку, сильно потянуть 3 раза правую вниз, за спину. То же, поменяв положение рук. Повторить по 3—4 раза.

Эстафеты:

«Эстафета с мячом».

Участники выстраиваются в две команды и выполняют задания эстафеты.

 Каждый участник эстафеты выполняет свое задание,

возвращается, передает мяч следующему игроку команды и становится в конец

своей команды.

1— бег с мячом, держа его в руках перед собой.

2— держит мяч над головой;

3— бежит, зажав мяч коленями;

4— бежит с мячом, держа его на вытянутой правой

руке;

5— бежит с мячом, держа его на вытянутой левой руке;

6— держит мяч на правом плече, придерживая его рукой;

7— держит мяч на левом плече, придерживая его рукой;

8— бежит, держа мяч за спиной;

9— бежит, ударяя мячом о пол.

10— бежит, перекладывая мяч из одной руки в другую.

«Эстафета зверей».

Ученики делятся на 2—4 равные команды и выстраиваются в колонны по

одному, одна параллельно другой. Играющие в командах принимают названия

зверей: «Медведи», «Зайцы», «Лисы» и др. Перед впередистоящими игроками

проводится стартовая черта. Впереди каждой колонны на расстоянии примерно

10—20 м ставится стойка (булава). На расстоянии 2 м от старта чертится линия

финиша. Учитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого

животного, выбегают вперед, обегают стоящий напротив них предмет и

возвращаются обратно. Тот, кто первым прибежит в свою команду, выигрывает

очко для своей команды. Учитель вызывает зверей вразбивку, некоторых может

вызвать 2 раза.

«Перенос мячей».

10 теннисных, а лучше малых резиновых мячей лежат в кругу. В 10—15 м

от него чертятся еще два круга диаметром 1 м, в каждом из которых

располагается по одному участнику от каждой команды. По команде оба

участника устремляются к кругу с мячами и, захватив руками как можно

больше мячей, переносят их в свой круг, после чего бежит следующий

участник. Участники выполняют перебежки до тех пор, пока не перенесут все

мячи.

Побеждает та команда, которая перенесет больше мячей.

Эстафеты:

«Надень кольцо».

На расстоянии 8-10 м. от линии старта поставить стойку. Первый игрок  держит  в руках кольцо. По сигналу бежит к стойке, надевает на нее кольцо и возвращается обратно. Второй игрок бежит к стойке, забирает кольцо и передает его следующему игроку и т. д.

«Игольное ушко».

На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить обруч. Стартуя, первый игрок должен добежать до обруча, поднять его и продеть через себя, затем положить обруч и вернуться бегом  обратно, передав эстафету следующему.

«Прыжки в обруче».

На расстоянии 8-10 м. от линии старта положить обруч. После сигнала первый игрок, добежав до обруча, берет его в руки и делает через него три прыжка, затем кладет на пол и бежит обратно в колонну.

«Переправа в обручах».

У первого игрока в руках 2 обруча. По сигналу игрок кладет один обруч, наступает внутрь обруча, затем кладет второй обруч рядом, переходит внутрь второго обруча, переносит первый обруч вперед и так передвигается  до стойки и возвращается обратно, передав обручи следующему игроку.

«Прокати мяч».

 Перед первым игроком каждой команды лежит мяч. Игрок ведет мяч по земле вперед руками. Обогнув стойку, игрок возвращается так же к своей команде  и передает мяч следующему игроку.

 «Гонка мячей над головой».

У стоящих впереди по волейбольному мячу. По сигналу начинается передача мячей назад. Когда мяч дойдет до стоящего сзади, он бежит с мячом в голову колонны, становится первым и начинает передачу мяча назад и т. д.

«Гонка мячей под ногами».

 Первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами и т. д.

«Передал – садись!»

         Играющие делятся на 2-3 равные команды, которые строятся за линией в колонку по одному. Впереди каждой команды в 6-8 метрах становится капитан с мячом в руках.

      По сигналу капитан передает мяч первому игроку своей команды. Тот, поймав мяч, возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму игроку и т. д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает его вверх, а вся команда быстро встает. Выигрывает команда, которая первой выполнит задание и ее капитан поднимет мяч вверх. Игрок, уронивший мяч, должен его взять, вернуться на свое место и продолжать передачи. Также игроки не должны пропускать свою очередь.


Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

 - малые и большие мячи, скакалки, гимнастические скамейки, флажки (ленты), обручи, коврики,  диски СD с фонограммами, музыкальный центр.  

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. Гришина Г.Н «Любимые детские игры»  серия «Вместе с детьми», Москва, ООО «ТЦ Сфера», 1999 г.,-96 с., ISBN 5-89144-012-1;
  2. Кенеман А.В.  «Детские подвижные игры народов СССР»  под ред. Т.И.Осокиной, Москва, Просвещение, 1989 г.- 239 с., ISBN 5-09-002913-X
  3. Ковалёва Е.А. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых» серия «Азбука развития», Москва,  ООО «ИД РИПОЛ классик», ISBN 978-5-7905-4426-2, ООО «. ДОМ. XXI век, 2007 г.,-189 с., ISBN 978-5-91213-003-8;
  4. Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.
  5. Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы». Ростов н/д.: Феникс, 2005.-157.: ил.- (Школа развития)
  6. Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.
  7. Примерная  основная   образовательная   программа образовательного учреждения. Начальная школа   (сост.Е. С. Савинов). — М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  8. Рабочие     программы     по  физической   культуре.  1-11  классы  (по программам   В.И.  Ляха) 2007.-126с-(Образовательный  стандарт).
  9. Степанова О.А «Игра и оздоровительная работа в школе», серия «Игровые технологии», Москва ООО «ТЦ Сфера» 2004 г., ISBN 5-89144-323-6,- 144 с.;
  10. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми» Москва «Просвещение», 1983 г.
  11.  ФГОС 2 поколения
  12. Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.      

Для учащихся:

  1. Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.
  2. Гришин В. Г.  Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.
  3. Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.
  4. Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Конспекты внеурочных занятий по английскому языку. Программа внеурочной деятельности по английскому языку 1-4 классы.

Представлены конспекты мероприятий для начальной школы (начальный этап изучения английского языа) и программа внеурочной деятельности по английскому языку для 1-4 классов....

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...