Физическая культура как дополнение к духовной культуре человека в контексте его саморазвития
статья по физкультуре (9 класс) на тему
«Откормленное и избалованное тело – это уже враг,
а не друг человека. Его требования заглушают и
подавляют духовные стремления и способности»
Пестов Н.Е.
Если открыть современный толковый словарь, то у такого понятия, как «культура», мы обнаружим несколько значений. Остановимся на главном из них. Культура, в общем понимании этого слова, - это совокупность духовных и материальных ценностей человечества, а также способов их создания. Как мы видим, различают культуру духовную и культуру материальную (физическую). Возникает вопрос: дополняет ли одна другую или же противостоит ей? Цель нашей статьи – попытка ответить на этот вопрос.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizicheskaya_kultura_kak_dopolnenie_k_duhovnoy_kulture_cheloveka.docx | 38.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Физическая культура как дополнение к духовной культуре человека в контексте его саморазвития
«Откормленное и избалованное тело – это уже враг,
а не друг человека. Его требования заглушают и
подавляют духовные стремления и способности»
Пестов Н.Е.
Если открыть современный толковый словарь, то у такого понятия, как «культура», мы обнаружим несколько значений. Остановимся на главном из них. Культура, в общем понимании этого слова, - это совокупность духовных и материальных ценностей человечества, а также способов их создания. Как мы видим, различают культуру духовную и культуру материальную (физическую). Возникает вопрос: дополняет ли одна другую или же противостоит ей? Цель нашей статьи – попытка ответить на этот вопрос.
Первым делом, поясним, что такое культура духовная. Чаще всего под этим понимают совокупность благ, помогающих в развитии внутреннего мира человека. При этом в качестве факторов, способствующих такому развитию, обычно принимают предметы и явления даже материального мира (кино, театр, живопись и т.д.). Однако здесь уместно обратить внимание на то, что в основе слова «духовный» лежит корень «дух», а значит, круг «материальных» факторов необходимо расширить и включить в них религиозный аспект – ту часть жизненного мира человека, которая является отправной точкой в векторе именно духовного саморазвития. Стало быть, отвечая на вопрос, поставленный выше, будет правомерно обратиться к святоотеческому наследию, а также рассуждениям священнослужителей-современников.
Православное христианство всегда обращается к творениям святых отцов и учителей Церкви. Великие мужи прошлого оставили нам наследие, в котором можно найти ответ на любой злободневный вопрос. О современном спорте отцы не писали, но писали о вещах похожих. Они осуждали прежде всего то, что уводит человека от Бога – страсти. В этом смысле большой спорт неизбежно сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать. Если вспомнить историю, то достаточно сказать, что ради лаврового венка и славы олимпийцы тренировались всю жизнь, гладиаторы гибли на аренах Колизея. Не чуждо желание победить любой ценой (включая допинг) и современным спортсменам.
По словам диакона храма преподобного Максима Исповедника Сергия Будникова, «…тело спортсмена должно всегда быть в хорошей форме — это аксиома. Но, увы, часто забота о физическом состоянии своего тела перерастает в его культ…в то время как тело должно служить бессмертной душе, а не наоборот». Значит, поддержание тела – не цель, а средство в самосовершенствовании человека. «…попечения о плоти не превращайте в похоти», - читаем на страницах Священного Писания, призывающего соблюдать определённую меру в заботе о физическом состоянии человека. Неслучайно святые отцы иногда сравнивали тело с ослом: перекормишь его — он будет упрям, недокормишь — ослабнет.
Спорт, однако, может быть безобидным увлечением, и, более того, в каком-то смысле он может способствовать достижению целей христианства. Святые отцы намекали на это в своих творениях, говоря о том, что физические упражнения полезны для здоровья, а также закаляют характер, прививают такие важные качества, как целеустремленность и усердие. Тут вполне уместным будет разграничить понятия «спорт» и «физическая культура». Если первое, как мы уже убедились, не всегда может дополнять духовное развитие человека, а стало быть, препятствует ему, то с физкультурой всё значительно проще.
Важно отметить, что жизнь современного человека имеет за собой много факторов, которые приводят к резкому снижению его здоровья и эмоциональному истощению. Влияние их на здоровье человека настолько велико, что внутренние защитные функции самого организма не в состоянии справиться. Как показывает опыт, лучшим противодействием этим факторам являются регулярные занятия физической культурой. Такая забота о теле вполне одобряема и с точки зрения медицинской, и точки зрения духовной. «Без здоровья,- говорит Святитель Филарет Дроздов, - нельзя вполне наслаждаться прочими благами жизни и употреблять легко и беспрепятственно как телесные, так и душевные силы, даже при лучшей воле».
Таким образом, в контексте саморазвития человека физическая культура вполне может выступать дополнением к культуре духовной, при условии, что первая не превосходит по своей значимости вторую. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», — писал апостол Павел в послании к Коринфянам. Возьмём эти слова в качестве главного вывода наших рассуждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»
Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению....
Я помогаю воспитывать в детях музыкальную культуру, как часть общей духовной культуры помочь ребенку раскрыться, поверить в себя, в собственные силы.
Музыкальный руководитель – это человек, который воодушевляет ребенка, вселяет в него уверенность в собственные силы, надежду на светлое будущее, помогает детям в дальнейшем добиваться успеха в с...
Физическая культура как средство обеспечения духовного и физического здоровья и самосовершенствования учащихся
Обобщение опыта учителя физической культуры...
"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"
проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования. Объект исследования: духовно-нравственная сфера обучающихся. Предме...
Технологическая карта урока обществознания. "Духовная культура общества" (Часть 2. "Многообразие культур")
Данный материал является методической разработкой урока по обществознанию в 10 классе по базовой программе на основе УМК Л.Н.Боголюбова. Технологическая карта составлена с учетом ФГОС....
«Формирование музыкальной культуры школьника, как части духовной культуры»
laquo;Влияние музыки на детейблаготворно, и чем раньшеони начнут её использоватьна себе, тем лучше для них»В.Г. Белинский...
Методическая разработка цикла занятий по курсу ОДНКНР (Раздел I «Россия – наш общий дом») Занятие 1. Тема «Истоки родной культуры» Занятие 2. Тема «Материальная культура» Занятие 3. Тема «Духовная культура»
В методической разработке представленные уроки входят в первый тематический блок «Россия – наш общий дом». Данный цикл занятий связан с понятием «культура».Так на п...