"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"
учебно-методический материал по музыке на тему
проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования.
Объект исследования: духовно-нравственная сфера обучающихся.
Предмет исследования: уроки музыки в МБОУ СОШ №46 г.Хабаровска.
Гипотеза: уроки музыки способствуют формированию духовной культуры
школьников, а использование инновационных технологий
способствует повышению интереса к занятиям на этом предмете.
Цель исследования: Изучить влияние музыки на формирование духовно-
нравственной сферы учащихся в контексте медиаобразования.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
· дать определение духовной личности,
· проанализировать возможности программы по музыке, способствующей формированию и развитию духовной культуры обучающихся,
· изучить возможности использования современных методик и технологий для развития познавательного интереса обучающихся к урокам музыки, формирования их духовной культуры;
· экспериментальным путём доказать значение уроков музыки в формировании духовной культуры школьника.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа по теме:
"Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования"
учителя музыки МБОУ СОШ №46 города Хабаровска
высшей квалификационной категории
Ибрагимовой Натальи Владимировны
Содержание
Стр.
Введение. …………………………………………………………………………3.
- Основная часть.
1.1. Сущность и понятие духовности. ……………………………………4 .
1.2. Процесс формирования духовной культуры личности. ………… 5.
1.3. Возможности школьной авторской программы
по музыке Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой. ……………………..6.
1.4. Возможности современных методик и технологий
и их использование на уроках музыки для
формирования духовной культуры школьников,
развития их познавательного интереса. ………………………….8.
- Экспериментальная часть. ……………………………………… ………12.
- Заключение. ………………………………………………………… …….15.
Список литературы ……………………………………………………………..17.
Введение.
Педагогика должна быть
духовна и воспитывать
духовную общность.
Ш.А.Амонашвили,
педагог-новатор.
Стремительные перемены происходят сегодня в жизни общества. И перемены эти, при всей их разнонаправленности, с точки зрения традиционных ценностей, носят во многом характер деструктивный, дестабилизирующий. Разрушаются уклады быта, семьи, производственных отношений, подвергаются пересмотру нравственные и моральные категории. Тревогу вызывает психическое и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые и искажённые духовно-нравственные ориентиры в обществе, пропаганда насилия, эротики и алчности в СМИ, тяжелые социальные условия, разрушение семей, дороговизна, неопределённость и многое другое нелёгким бременем легли на детские души.
В этих условиях наиболее остро ощущается социальная потребность в духовно - нравственном воспитании человека, обладающего свободным духом, независимостью и личной ответственностью. Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств (интеллектуальных, физических и других), поэтому моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем воспитанию в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности. Все дети соприкасаются с миром прекрасного, и в идеале, каждый школьный предмет должен эстетически воспитывать, раскрывая красоту и целесообразность окружающего мира. В воспитании духовной культуры и нравственного облика обучающихся особенно велика роль уроков музыки, с наибольшей силой воздействующей на эмоциональный мир школьника и облагораживающей его душу.
Всё это обусловило выбор проблемы моего исследования: формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования.
Объект исследования: духовно-нравственная сфера обучающихся.
Предмет исследования: уроки музыки в МБОУ СОШ №46 г.Хабаровска.
Гипотеза: уроки музыки способствуют формированию духовной культуры
школьников, а использование инновационных технологий
способствует повышению интереса к занятиям на этом предмете.
Цель исследования: Изучить влияние музыки на формирование духовно-
нравственной сферы учащихся в контексте медиаобразования.
Поставленная цель конкретизируется в следующих задачах:
- дать определение духовной личности,
- проанализировать возможности программы по музыке, способствующей формированию и развитию духовной культуры обучающихся,
- изучить возможности использования современных методик и технологий для развития познавательного интереса обучающихся к урокам музыки, формирования их духовной культуры;
- экспериментальным путём доказать значение уроков музыки в формировании духовной культуры школьника.
Методы исследования:
- теоретический: изучение и анализ научно-популярной литературы по теме исследования;
- экспериментальный: тестирование обучающихся, мониторинг.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе обработанных имеющихся по данному вопросу публикаций, а также на основе своих наблюдений, мною выявлена роль музыки в формировании духовно-нравственной сферы личности и значение уроков музыки в формировании духовной культуры школьника в контексте медиаобразования.
1. Основная часть.
1.1 Понятие и сущность духовности.
Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания: в трудах Эразма Роттердамского, И.В.Киреевского, П.Я. Чаадаева, Л.Н. Толстого, В.С.Соловьёва, Альбера Камю, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, Н.К. и Е.И. Рерих и многих других., но до сих пор в науке нет однозначной трактовки понятия духовности.
В «Толковом словаре» В. Даля читаем: «Духовный – всё относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Из словаря русского языка С. И. Ожегова: «Духовность – относящийся к умственной деятельности, к области духа». «Культура –культурность, степень общественного и умственного развития».
Духовная культура пробуждает, поддерживает и развивает в человеке личность. Поэтому духовная культура не тождественна "начитанности" или "образованности", и никакие знания сами по себе не могут сделать человека личностью, способной к сознательным и ответственным поступкам.
Духовная культура - это обычаи, нормы, мораль, духовные ценности.
1.2. Процесс формирования духовной культуры личности.
Процесс формирования духовной культуры личности можно отразить в следующей схеме:
Содержание духовности включает три начала: интеллектуальное, нравственное, эстетическое.
Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость.
Важнейшим признаком духовной культуры личности является наличие ума, знания жизни, дальновидности, накопленного огромного жизненного опыта. Продуктом деятельности человеческого духа выступает знание. Отсюда вытекает важность роли педагогов в формировании духовности.
Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности, которая основывается на общечеловеческих ценностях. А это есть добро, справедливость, искренность, совесть, бескорыстие. Потому формирование нравственного в педагогике должно опираться на потребности ребенка в познавательной деятельности.
Третье начало — эстетическое. Через приобщение обучающихся к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино – воспитывается у них чувство красоты, развивается способность видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни.
По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовной культуры происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.
Одна из основных составляющих духовной культуры – искусство, отражение в художественной форме представлений человека о мире, об окружающей действительности. Искусство – способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Искусство играет огромную роль и в пере даче человеку моральных ценностей.
1.3 Возможности школьной авторской программы по музыке Е.Д.Критской.
В целях формирования у учащихся любви и понимания музыки во всем богатстве ее форм и жанров, т.е. воспитания в учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, стремлюсь увлечь учеников всем тем, что люблю сама, хочу, чтобы мои ученики с удовольствием приходили ко мне на уроки и в чем-то были похожи на меня. Ученики для меня во многом соратники, собеседники, друзья – люди, с которыми мне бесконечно интересно.
Первым шагом для реализации поставленных задач был выбор программы. Я работаю по авторской программе Критской Е.Д., в которой ярко представлена духовная музыка. Учебник Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной – это замечательная возможность развивать духовную культуру учащихся. Слушая музыку, рассматривая иллюстрации учебника, отвечая на вопросы, ребёнок начинает своё знакомство с произведениями современных композиторов, великих композиторов прошлого, с народной и духовной музыкой.
Работая с УМК "Музыка” для учащихся 1 – 4 классов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, считаю, что именно с такого начала своеобразного духовно – нравственного стержня уроков музыки происходит дальнейшее раскрытие наиболее важных для формирования ребенка "вечных тем” - тем добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.
Духовно – нравственное развитие включает четыре раздела тем: "Россия – Родина моя”, "День, полный событий”, "О России петь, что стремиться в храм”, "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” Я согласна с авторами программы в том, что именно возвращение к родным истокам, "погружение” в мир родных интонаций, тем, образов создает необходимую почву для более глубокого понимания учащимися шедевров мирового искусства, по образному выражению художника Б.М.Неменского, "от родного порога”.
В 1 классе в разделе «Музыка вокруг нас» есть темы, в которых уделяется внимание изучению старинного музыкального инструмента – органа, учащиеся знакомятся с музыкой Иоганна Себастьяна Баха, который, в большинстве своем, писал музыку для церкви. Сегодня всё чаще поворачиваются лицом к народным, религиозным праздникам. Этому уделено внимание на нескольких уроках в изучении темы «С Рождеством Христовым!».
"День, полный событий” - так называется раздел во 2 классе. Задача – раскрыть перед учащимися связь музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, воспринимать музыку как интонационно – образную речь, обращенную к сердцу, уму и душе человека.
"О России петь – что стремиться в храм” - этот раздел, названный поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения "Запевка”. Он абсолютно новый в содержании программы и посвящен постепенному и очень бережному введению учащихся в художественные образы духовной музыки. С самого начала изучения данного раздела, учащиеся узнают о колокольных звонах, о благовесте. Наряду с музыкальными произведениями знакомятся с картинами великих русских художников (И. Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»), со святыми земли русской: Александром Невским (С. Прокофьев кантата «Александр Невский», картина П. Корина «Александр Невский»), Сергием Радонежским (народные песнопения о Сергии Радонежском, М.Нестеров «Видение отроку Варфоломею», «Юность Сергия Радонежского»). Школьники знакомятся со сборником Петра Ильича Чайковского «Детский альбом». Слушают пьесы «Утренняя молитва», «В церкви», размышляют о чувствах, которые навевает эта духовная музыка.
"Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” - раздел, в котором русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. Люди издавна считали, что музыка обладает великой чудодейственной силой. Среди вечных тем музыкального искусства есть одна, которую даже трудно назвать "темой”, так велико и так всеобъемлюще ее значение в музыке различных эпох. Она связана с той частью человеческого существа, которая во все века стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему все лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела.
Еще на рубеже 16 – 17 столетий появились произведения, написанные на религиозные тексты или сюжеты, но не предназначенные для обязательного исполнения в церкви. Такие сочинения называют духовными, так как слово "духовный” имеет более широкое значение, чем "церковный”.
В четвертом классе продолжается изучение раздела «О России петь – что стремиться в храм» такими темами, как «Святые земли Русской». Вспоминают имена русских святых, с которыми уже знакомились ранее А. Невский, С. Радонежский княгиня Ольга и князь Владимир… Что они сделали для Русской земли? Учащиеся узнают о том, что в честь всех святых в церкви исполняют торжественную песнь-гимн – стихиру.
Тематика уроков в программе в классах среднего звена разработана таким образом, чтобы обеспечить их преемственность с материалом, известным детям по предыдущим занятиям:
Пятый класс - Истоки и источники русской духовной музыки – на уроках сравниваем духовные песнопения с хорошо знакомыми русскими народными песнями, особо подчеркивая их явное сходство с песнями славления, плачами, лирическими песнями. С помощью тщательно подобранных слайдов, музыкального сопровождения рассказываю, как пришло христианство на Русь, как влияло оно на развитие русской культуры, а вместе с тем подчеркивается тема влияния древнерусского искусства на бессмертные творения великих русских композиторов.
Шестой класс – Образы русской народной духовной музыки – все уроки по русской духовной музыке посвящены общей теме, которая выбрана не случайно. Православное богослужение в России складывалось веками, и вместе с формами церковной службы формировались жанры русской духовной музыки. На занятиях по этой теме необходимо обязательно подчёркиваю нарастание в русских духовных песнопениях песенных традиций Руси, отображения в них особого национального восприятия мира, нравственных ценностей, особенностей образа жизни русских людей, складывающихся из века в век.
Седьмой класс – Музыкальное зодчество России. Героическая тема в русской музыке - довожу до сознания учеников те нравственные ценности, которые стали основой русского национального характера, Рассматриваются образы русских национальных героев: Ивана Сусанина, князя Игоря, Александра Невского. Огромный след в сознании учащихся оставляет сравнительное слушание органной музыки И.С.Баха, духовных произведений С.Рахманинова и П.Чайковского, старинной русской духовной музыки.
Программа Критской Е.Д. позволяет мне осуществлять метапредметность. интегрировать учебный материал разных школьных предметов: литературы, ИЗО, истории. Компетентности, развиваемые с помощью метапредметности – это один из основных показателей результативности музыкального образования.
1.4. Возможности современных методик и технологий и их использование на уроках музыки для формирования духовной культуры школьников, развития их познавательного интереса.
Решению задачи формирования духовной культуры учащихся на уроках музыки служит метод проблемного обучения, который использую постоянно в своей педагогической деятельности. Главная идея проблемного обучения четко сформулирована в работах М.И.Махмутова: “Знания в значительной своей части не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими в процессе самостоятельной деятельности в условиях проблемной ситуации”. Этот метод позволяет мне организовывать на уроках дискуссии, развивать музыкальное мышление ребят, их оценочные представления.
Рассмотрим конкретный пример. Проблемное изучение музыки Моцарта в 7 классе (сонаты, пьесы малой формы). При проведении занятий, очень важно, раскрывая учебные проблемы – внутренние закономерности воссоздания музыкального образа (характер звучания, темпо-ритмический рисунок, тембр и др.), помочь ученику сразу же найти методически верный путь к осмыслению интерпретации целого направления музыкального творчества – музыка высокого классицизма, ярчайшим представителем которого был Моцарт.
Проникновение в существо моцартовского стиля невозможно без нахождения верного характера звука, тембра, воспитания звукокрасочного слышания музыки композитора. Следовательно, на уроке должна быть поставлена и решена определенная познавательно - поисковая задача, которую можно сформулировать как поиск идеала Моцарта. Цель тематического поиска – создание целостного представления о звукокрасочной палитре моцартовских сочинений.
Установка на поиск моцартовской звучности, во-первых, обусловит более пристальное обращение к разбору самого текста произведений. Учащийся откроет для себя, что характерные черты моцартовского стиля: прозрачность фактуры, ясная детализация фразировочных линий, пластика динамики предполагают при исполнительской передаче разнохарактерную звучность, которая отличается ясностью, прозрачностью и в тоже время тонко дифференцированной силой. Созданная проблемная ситуация требует на уроке сравнительного анализа и обобщений физических принципов ранее исполняемых обучающимся произведений других музыкальных стилей.
Проводимый при проблемном обучении музыкального материала принцип комплексности обуславливает непременное использование технических средств обучения, у меня на уроках это чаще всего мультимедиа.
Актуальным для преподавания музыки в общеобразовательной школе становится широкое использование медиаресурсов. Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т.п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.
Компьютеризация учебно-воспитательного процесса открывает новые перспективы в художественном образовании. Это и расширение искусствоведческих знаний учащихся, и знакомство с новыми произведениями искусства, которые недоступны для обычного ознакомления (например, компьютерные путешествия и экскурсии в знаменитые музеи и галереи мира). Звуковые и цветовые эффекты компьютерной техники знакомят школьников с произведениями искусства (к примеру, памятниками архитектуры), которые учащиеся могут рассмотреть и изучать в различных проекциях и на любом расстоянии. Сочетание «музыки, комментария и клипа создают отличную от обычного урока атмосферу общения с произведениями искусства, приближает учащихся к той, которая происходит в жизни. Индивидуальный темп продвижения, возможность возврата к интересующему ученика произведению, поисковая деятельность, созерцание, рассматривание, в сочетании с музыкой и анимацией – все это способствует развитию более глубокого интереса к искусству» [Новые педагогические и информационные технологии…, 2000, с. 105]. Такие формы работы как создание компьютерных альбомов, виртуальные экскурсии по музеям и галереям мира, компьютерный пленэр, игротеки, групповые медиапроекты и т. д. позволяют сделать обычный урок более увлекательным, интересным, познавательным. Таким образом, применение компьютерной техники открывает широкие перспективы для учебного процесса.
Новые информационные технологии представляют большой интерес для системы образования, и, в частности, для медиапедагогики, так как отвечают основным задачам медиаобразования. Например:
–– развитие способности к восприятию и аргументированной оценке информации которое осуществляется в процессе совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой). К примеру, разработка творческой идеи предполагает «создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения» и т.д. [Новые педагогические и информационные технологии…, 2000, с. 205], что, как известно, является материалом для медиаобразовательной деятельности;
– интегрирование знаний и умений, получаемых на учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творчества: специфической особенностью подобных проектов является то, что они «по самой своей сути всегда межпредметны. Для решения проблемы необходима, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая знакомство с особенностями национальной культуры партнера, его мироощущения» [Новые педагогические и информационные технологии…, 2000, с. 204].
Применение на уроках мультимедиа даёт учителю большие возможности сделать изучение учебного материала по музыке захватывающим, интересным и наглядным. В музыкальном образовании мною компьютер используется как для создания музыкальных произведений (музыкальные редакторы), так и для расширения знаний по истории и теории музыки (разные программы энциклопедического плана).
Выделяю такие направления применения мультимедиа:
- прослушивание и анализ музыкальных произведений;
- создание музыки;
- изучение истории и теории музыкального материала, который одновременно подается в виде текста, аудиозвучания, видеоизображение;
- создание мультимедийных презентаций к урокам;
- создание учащимися исследовательских проектов и их защита;
- получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Использование мультимедиа возможно на разных этапах обучения на уроках разных типов:
- объяснение нового материала;
- формирование и усвоение умений и навыков;
- обобщающих;
- повторение и закрепление знаний.
Структура таких уроков будет зависеть от поставленной учителем цели, полученной информации о результатах усвоения материала, методах и приемах обучения, использованных на уроке, уровня подготовки и развития учеников, а также места компьютерных программ в изучении темы.
Медиаобразование – важное звено в образовании вообще. При подготовке заданий с использованием компьютера учащиеся развивают не только предметные компетентности. Самостоятельная работа над заданием учителя включает несколько этапов: анализ материала; эти сведения дополняются слушанием музыкальных фрагментов, углублением в историю создания этих произведений.
Для учебного процесса особый интерес представляют игровые музыкальные программы, которые очень разнообразны по смыслу, структуре и форме. Например, программа с игровыми элементами "Щелкунчик", в которой обучающиеся в игровой форме знакомятся с биографией композитора П. И. Чайковского, историей создания балета "Щелкунчик", инструментами симфонического оркестра, музыкой из балета и из "Детского альбома". Такие программы помогают активизировать внимание учеников, больше прослушать разной музыки, ориентироваться в эпохах, стилях; а игровой элемент, который присутствует в программе, позволяет сделать ее не скучной и интригующей.
Программы-тесты и викторины. Программы этой группы разрабатываются с учетом конкретной цели и содержания урока. Например, игра "Морской бой". Ученики выбирают цену ответа и отвечают на него. За правильные ответы присуждаются баллы. Формировать вопросы и ответы к этой игре учитель может по своему усмотрению. Часто я сама создаю тесты для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по конкретной теме или разделу.
Проектная деятельность обучающихся также является важным фактором активизации их познавательного интереса к музыке, т.к. она способствует развитию интеллектуальной инициативы, создаёт предпосылки для развития научного образа мышления, воспитывает эстетический вкус и развивает интерес к духовным ценностям.
В основе организации проектной деятельности обучающихся лежит метод учебного проекта. В моей педагогической деятельности это один из эффективных способов организации самостоятельной деятельности учащихся. Проектная деятельность интегрирует в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие подходы в обучении.
В моей практике выполняются следующие виды учебных проектов
• Исследовательский проект (Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов, социальный опрос. К примеру, проект учащейся 7 класса по теме «Бах и современность»)
• Информационный проект (направлен на сбор информации о каком-то музыкальном объекте, явлении с целью его публичного представления)
• Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это творческие работы по изобразительному искусству и созданные учениками видеоролики и видеофильмы.
Предлагаемый тематический выбор достаточно широк и разнообразен, например:
1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного).
2. История одного шедевра (о любимом произведении).
3. Из жизни музыкальных инструментов: русские народные, клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д..
4. Музыкальный калейдоскоп современности.
5. Русская народная музыка – от истоков до современности.
6. И. С. Бах и современность, и другие.
Мною сформирована уже достаточно большая медиатека проектов учащихся 6-7 классов по разным темам (см. в приложении).
Принципиально новые возможности открытия музыкальной культуры учениками и преподавателям предоставляю информационно-коммуникационная технология, а именно сеть ИНТЕРНЕТ, которая применяется мной в музыкальном обучении для:
- получения доступа к современным оригинальным учебным материалам;
- значительного усиления индивидуализации обучения;
- обеспечение информационной деятельности учителя и учеников по сбору и распространению информации;
- развития музыкального познавательного интереса школьников.
Учитывая перспективы дистанционного обучения, можно ожидать, что эта форма обучения станет более распространенной в XXI ст. и для музыкального образования.
2. Экспериментальная часть.
С целью выявления эффективности исследовательской работы «Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования" мною было проведено анкетирование среди обучающихся 2-х, и 6-7 классов по определению духовно-нравственных качеств, уровню познавательного интереса, мотивации к урокам музыки, отношения к урокам музыки, уровень удовлетворённости преподаванием.
Для меня важным и необходимым было оценивать у учащихся 2-х классов:
1) уровень сформированности понятий/представлений о таких ценностях, как «любовь», «мир», «дружба», «забота», «добро», «уважение», предложенные в качестве предмета для их творческой деятельности;
2) умение оперировать этими понятиями/представлениями в процессе музыкального обучения и общения на уроках музыки;
3) умение вообразить и отобразить/спроецировать усвоенные понятия о нравственно-духовных ценностях в виде конкретных образов/представлений.
Согласно психологической методике Б.Лонга, Р. Зиллера, Р. Хендерсона, детям 2 А. Б было предложено нарисовать картинки к одному из слов «любовь, мир, дружба, забота, добро, уважение, чтобы изучить уровень сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников.
Оценивание в ходе диагностирования проводилось мной по 5-балльной системе:
1 балл - низкий уровень,
2 балла - пограничный уровень,
3 балла - достаточный уровень,
4 балла - хороший уровень,
5 баллов - оптимальный (высокий) уровень.
Вывод:
за период с сентября 2014 года по декабрь 2015 года уровень сформированности духовно-нравственных ценностей второклассников значительно возрос (во 2А классе на 16%, а во 2Б – на 20%).
Результаты анкетирования 7А,Г класса по теме «Как я отношусь к духовной музыке» свидетельствуют о положительном отношении учащихся к духовной музыке в целом.
Нравится | Не нравится | Равнодушен | Не понимаю |
45 | 3 | 4 | 3 |
Вывод:
из 55 опрошенных учеников 45 человек (82%) проявили повышенный интерес к духовной музыке, но наличие негативных и равнодушных высказываний учащихся (10 человек – 18 %) по отношению к духовной музыке указывает учителю на необходимость дальнейшей работы в данном направлении.
Предметная мотивация изучалась при составлении карты интереса к учебным предметам у учащихся 6 - 7-х классов (2014-2015 учебный год).
В шестых и седьмых классах было проведено анкетирование учащихся по выявлению интересов к учебным предметам. По сравнению с предметами математики, русского языка, литературы, физической культуры ученики отдают предпочтение уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету.
Вывод Анкетирование учащихся по карте интересов показало, что учащиеся проявляют значительный интерес к уроку музыки. По сравнению с предметами математики, русского языка, литературы, физической культуры ученики отдают предпочтение уроку музыки. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития учебной мотивации к данному предмету.
3. Заключение.
Думаю, что многие мои ученики запомнят наши удивительные праздники, концерты и уроки. Для многих это станет интересной страницей в школьной жизни. Я считаю, что во имя этого стоит работать. Музыка воспитывает детей, делая из них Человека. Одухотворенного человека, который, живя в мире людей, творит добро, способен чувствовать, сопереживать.
Из сочинений учащихся 7 классов на тему "Мои размышления о духовной музыке”:
"Духовная музыка торжественна и величественна, эта музыка не для развлечений, а для глубоких раздумий, слушая ее, забываешь о сиюминутном и думаешь о вечном и незыблемом.”
"Церковная музыка дарит людям надежду и укрепляет веру”.
"Духовная музыка оттого и называется духовной, потому что она написана для души. Ее спокойствие и мелодичность очищают нашу душу, приводят наш внутренний мир к гармонии”.
"В Вечерней молитве” уже благодаришь за все то, что произошло за весь день, задумываешься о том, что надо изменить”.
"В духовной музыке заложены глубокие чувства. Слушая ее, рядом с тобой царствует спокойствие”.
"Это очень благородная музыка, она успокаивающая, добрая, наводящая только на хорошие мысли”.
Главное для меня – передать ребёнку стремления к добру, красоте и правде, а как сложится его жизнь – выбор за ребёнком. Вот, что по этому поводу пишет Симон Соловейчик в "Педагогике для всех":
"Именно духовность, это невидимое, но совершенно реальное и определённое явление, вносит укрепляющий, дисциплинирующий момент, который не позволяет человеку поступать дурно, делает его дисциплинированным, добрым человеком, человеком долга".
Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществам, задачи которого:
• всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого,
• ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, способствовать в дальнейшем на
участие в духовном развитии общества,
• оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на положительное, на успех.
Анализ результатов моей исследовательской работы позволяет сделать вывод, что уроки музыки в общеобразовательной школе открывают широкие возможности в изучении духовной культуры как основы нравственной культуры человека и действительно способствуют формированию духовной культуры школьника. Использование инновационных технологий способствует повышению интереса к занятиям на этом предмете. И главное, на этих уроках дети соприкасаются с вечным, с самым ценным духовным опытом человечества.
Нет на земле живого существа
Столь жесткого, крутого адски злого,
Чтоб не могла хотя на час один
В нем музыка свершить переворота.
В. Шекспир
Список литературы:
- Александрова В., Есть внутренняя музыка души… Музыка в школе №3 1990. 2.
- Алексеева В. Самое важное, но невидимое. Искусство в школе №2, 1999 – 48с.
- Борис Черных. Чистая лампада: пед. Альм. Вып.2, Благовещенск, 201
- Иванова Л.А. Медиаобразование учащихся среднего школьного возраста на уроках иностранного языка. – В сб.: Вопросы педагогического образования. – Иркутск, 1999, с.107-115.
- Киселева Н. Русская духовная музыка как одна из граней культуры моего народа// Искусство в школе № 2, 1999 – 51с.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М: Арена, 1994.
- Кошмина И. Наследие духовной культуры. №4, Искусство в школе – 38с.
- Коротяев Б, И, Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989.
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Музыка. 1 – 4 классы. М., «Просвещение» 2002.
- Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.
- Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование мыслительных операций у старшеклассников. М.: Педагогика, 1989.
- Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.
- Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ш. А. АМОНАШВИЛИ, ПЕДАГОГ-НОВАТОР. Педагогика должна быть духовна и воспитывать духовную общность
Представление опыта работы Т ем а « Формирование духовной культуры школьника на уроках музыки в контексте медиаобразования »
Духовная культура Интеллекту-альное Нравствен - ное Эстетическое Ум Дух Сердце
Задачи: проанализировать возможности программы по музыке, способствующей формированию и развитию духовной культуры обучающихся; изучить возможности использования современных методик и технологий для развития познавательного интереса обучающихся к урокам музыки, формирования их духовной культуры; экспериментальным путём доказать значение уроков музыки в формировании духовной культуры школьника.
Образовательная система обучения Соответствующая программа по музыке «Школа 2100» и «Гармония» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка» «Школа XXI века» Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыкальное искусство» Система Л.В. Занкова Ригина Г.С. «Музыка» Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А. «Музыкальное искусство»
Программы общеобразовательных учреждений Цель музыкального образования и воспитания Учебно-методический комплект Программы «Музыка» (1-4 классы), авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина (М., 2001, М.,2007); «Музыка» (5-9 классы), авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (М., 2002, М.,2007) постижение школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков («золотой фонд»), сочинений современных композиторов . учебники (1-4 классы); рабочие тетради для учащихся; хрестоматии музыкального материала; фонохрестоматии (аудиокассеты, диски); методическое пособие для учителя. -------------------------------------- учебники (5- 7 классы); творческая тетрадь; хрестоматия музыкального материала; пособие для учителя; фонохрестоматии (аудиокассеты, диски).
1–4 классы. Раздел «О России петь – что стремиться в храм» П.И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома»: «Утренняя молитва», «В церкви»; С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»; народные песнопения о Сергии Радонежском.
1-4 классы. Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» русские народные песни; русские народные инструменты; певцы русской старины: Садко, Баян, Лель; народные праздники: масленица, троица.
5 класс. Раздел « Небесное и земное в звуках и красках » П. Чайковский «Богородице Дево, радуйся» И .- С . Бах – Ш . Гуно «Ave Maria» Дж . Каччини «Ave Maria» Ф . Шуберт «Ave Maria»
6 класс. Раздел « Образы русской духовной музыки » М. Березовский. «Не отвержи мене во время старости». Духовный концерт; С. Рахманинов. «Концерт №3 для фортепиано с оркестром»; В. Кикта. «Фрески Софии Киевской». Концертная симфония для арфы с оркестром.
7 класс. Раздел « Сюжеты и образы духовной музыки » В.А. Моцарт «Реквием»; И.С.Бах «Высокая месса»; С.В.Рахманинов «Всенощная»; Э. Л. Уэббер. Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда».
Компетентности, развиваемые с помощью метапредметности: умение слушать музыкальное произведение; умение анализировать музыкальное произведение (характеризовать музыкальный образ через прослушивание, определять средства музыкальной выразительности); умение сопоставлять музыкальное произведение с литературным или произведением живописи; информационно-коммуникационные компетентности.
Инновацинные технологии и методики на уроках музыки: метод проблемного обучения; эвристический метод; метод проектов; групповые технологии; компьютерные технологии; игровые технологии.
6 класс . Тема: Любовь и музыка. Цель: Формирование личностного отношения к музыкальному образу как единству правды и красоты. Способ создания проблемной ситуации Способ разрешения проблемной ситуации Проблемный вопрос Проведение сравнительного анализа двух музыкальных произведений в опоре на события жизни их авторов. Выявление зависимости образа безответной любви в вокальной и инструментальной музыке от личности композитора, поэта, его отношения к жизни, к людям. «Что значит быть счастливым в любви?» - звучит и в начале, и в конце урока. Репертуар: М.И.Глинка «Я помню чудное мгновенье» Л.В. Бетховен «Лунная соната»
Направления применения мультимедиа: прослушивание и анализ музыкальных произведений; изучение истории и теории музыкального материала; создание мультимедийных презентаций к урокам; создание исследовательских проектов и их защита; получение музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ.
Использование мультимедиа на различных этапах обучения: формирование и усвоение умений и навыков; обобщающи е урок и ; повторение и закрепление знаний. объяснение нового материала;
Формирование информационно-коммуникационных компетентностей обучающихся: развитие способности к восприятию и аргументированной оценке информации; интегрирование знаний и умений, получаемых на учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творчества.
Компьютерные программы и игры, используемые на уроках музыки: Мультимедийная программа с игровыми элементами « Щелкунчик» Мультимедийная энциклопедия «Про музыку» Мультимедийные презентации игр «Морской бой» , «Своя игра» и другие . Музыкальный класс «Нью Медиа Дженерейшн»
Компьютерные программы и игры, используемые на уроках музыки: Мультимедийная программа «Шедевры музыки» Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов» Детские электронные книги и презентации http :// viki.rdf.ru /
Виды учебных проектов: исследовательский проект; информационный проект; творческий проект.
Тематика ученических проектов : 1. Жизненный и творческий путь любимого композитора (русского, зарубежного). 2. История одного шедевра (о любимом произведении). 3. Из жизни музыкальных инструментов: русские народные, клавишные; струнные; струнно-смычковые; духовые и т.д.. 4. Музыкальный калейдоскоп современности. 5. Русская народная музыка – от истоков до современности. 6. И. С. Бах и современность и другие.
Уровень сформированности духовно-нравственных ценностей младших школьников Баллы
Результаты анкетирования семиклассников: «Как я отношусь к духовной музыке?» Вопрос: Нравится Не нравится Равнодушен Не понимаю Количество обучающихся 45 3 4 3
Карта интереса к учебным предметам у обучающихся
Из сочинений семиклассников на тему « Мои размышления о духовной музыке » : « В духовной музыке заложены глубокие чувства. Слушая ее, рядом с тобой царствует спокойствие… » « Духовная музыка оттого и называется духовной, потому что она написана для души. Ее спокойствие и мелодичность очищают нашу душу, приводят наш внутренний мир к гармонии… » « Это очень благородная музыка, она успокаивающая, добрая, наводящая только на хорошие мысли… »
Вывод: уроки музыки открывают широкие возможности в изучении и формировани и духовной культуры школьника; использование инновационных технологий способствует повышению интереса к занятиям музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образы православных святых и их роль в формировании духовной культуры школьника
Как можно использовать образы православных святых на уроках русского языка и литературы....
Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...
Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания.
Создание полиэтнического пространства в образовательном пространстве-это наиважнейшая цель в работе современной школе. Многое зависит от учителей истории и обществознания.В статье я показала некоторые...
«Формирование исполнительской культуры школьников на уроках оркестра русских народных инструментов»
В данной исследовательской работе раскрыты основные аспекты формирования исполнительской культуры школьников....
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии
Работа с учебной книгой, как способ формирования информационной культуры школьников на уроке биологии...
Роль учителя музыки в процессе формирования духовной культуры школьника
В этом материале затрагивается проблема разития духовной культуры человека. Эта статья из опыта работы учителя музыки. Она может быть полезна учителям музыки, классным руководителям....
«Педагогические условия формирования творческой деятельности школьников на уроках музыки через мотивацию учащихся».
Начальный этап исследовательской работы...