Программа внеурочной деятельности учащихся "Здоровячок" 1 класс
рабочая программа по теме
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 1 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности учащихся "Здоровячок" 1 класс | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Селивановского района
МОУ Волосатовская СОШ
Принято на заседании педагогического совета Протокол от 02.09.2015 № 1 | Согласовано: Протокол от _________№____ Главный специалист, эксперт МУ "ЦБУ и методической работы системы образования" ________ Лебедева О. А. | Утверждено: Директор школы _______________ Н.В.Рябова Приказ от 02.09.2015 № 188-од |
Программа внеурочной деятельности учащихся
"Здоровячок"
(разработано для учащихся 1 класса
срок реализации программы: 1 год)
Программу составил: Анисимов Игорь Александрович учитель физической культуры |
п. Новый Быт
2015
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся «Здоровячок» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы " Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 - 11 классов" В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2011). Курс предназначен для обучения учащихся 1 класса. В настоящее время происходит резкое снижение уровня здоровья школьников, растёт количество детей, имеющих всевозможные отклонения в состоянии здоровья, в особенности в состоянии опорно-двигательного аппарата (ОДА). В этой связи укрепление здоровья детей является одной из важнейших задач социально-экономической политики нашего государства. Одним из направлений этой работы являются профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний ОДА, особенно профилактика нарушений осанки и плоскостопия.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений ОДА. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Особенно необходимы занятия оздоровительной физической культурой обучающимся начальной школы. Ведь начало обучения в школе связано с резкой переменой двигательного режима, выражающейся в длительном пребывании в сидячей позе, в снижении двигательной активности.
Именно в первые школьные годы важно компенсировать неблагоприятное влияние данных факторов за счёт использования корригирующих упражнений, что и нашло отражение в данной программе.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях со школьниками спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные подвижные игры с элементами гимнастических упражнений: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей.
Кроме того, для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются психорегулирующие упражнения, приёмы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выполнять саморегуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.
В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.
Таким образом, целью реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности является:
Передача школьникам необходимых знаний о здоровом образе жизни и профилактике отклонений в состоянии здоровья.
Задачи:
- сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
- научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
- добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Ожидаемые результаты реализации программы.
Воспитательные результаты внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьником знаний о правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения; о принятых в обществе нормах отношения к природе, окружающим людям; об ответственности за поступки, слова и мысли, за своё физическое и душевное здоровье; о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к спорту и физкультуре, к природе: животным, растениям, деревьям, воде и т. д.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
Описание места кружка в учебном плане.
Кружок проводится 1 раз в неделю в рамках внеурочной деятельности, 35 минут -продолжительность одного занятия в течение первого полугодия и 40 минут – во втором полугодии , 34 занятия в год.
Описание ценностных ориентиров
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, предметные, метапредметные результаты освоения курса.
Предметные
Знать:
- Не менее 10 считалок для использования их в игре;
- Правила не менее 15 народных игр;
- Правила безопасного поведения во время проведения игр.
Уметь:
- Сотрудничать друг с другом во время проведения занятий;
- Участвовать в организации и проведении игры в группе и классе.
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «По тропе здоровья»;
- способность к самооценке;
- начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
- навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- умение ставить и формулировать проблемы;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
- установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
- использование речи для регуляции своего действия;
- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
Тематический план
№ п/п | Разделы | Теория | Практика |
1 | Игры на взаимодействие между учащимися | 1 | 7 |
2 | Игры, содействующие развитию двигательных качеств | 1 | 8 |
3 | Игры с элементами гимнастики | 1 | 10 |
4 | Игры с элементами спортивных игр | 1 | 3 |
5 | Игры по выбору детей | 2 | |
Всего часов | 4 | 30 | |
Всего часов по программе | 34 |
Календарно - тематическое
планирование учащихся 1 класса
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Кол-во часов | |||
план | факт | |||||
Игры на взаимодействие между учащимися. | 8 | |||||
1 | Игра "Гном как тебя зовут". | 1 | ||||
2 | Игра "Мы веселые ребята". | 1 | ||||
3 | Игра "Гуси - лебеди". | 1 | ||||
4 | Игра "Угадай кто". | 1 | ||||
5 | Игра "К своим флажкам". | 1 | ||||
6 | Игра "Волк во рву". | 1 | ||||
7 | Соревнование скороходов. | 1 | ||||
8 | Эстафета с мячами. | 1 | ||||
Игры, содействующие развитию двигательных качеств. | 9 | |||||
9 | Эстафета зверей. | 1 | ||||
10 | Игра "Стой!". | 1 | ||||
11 | Игра "Веселые музыканты". | 1 | ||||
12 | Игра "Совушка". | 1 | ||||
13 | Игра "Паровозик". | 1 | ||||
14 | Игра "Воробьи и вороны". | 1 | ||||
15 | Игра "Салки". | 1 | ||||
16 | Игра "Мишки и шишки". | 1 | ||||
17 | Повторение изученных игр. | 1 | ||||
Игры с элементами гимнастики. | 11 | |||||
18 | Эстафета кенгуру. | 1 | ||||
19 | Эстафета со скакалками. | 1 | ||||
20 | Эстафета с гимнастическими палками. | 1 | ||||
21 | Игра "Симон говорит". | 1 | ||||
22 | Игра "Прыгающие воробушки". | 1 | ||||
23 | Игра "Повтори за мной". | 1 | ||||
24 | Игра "Придумай упражнение". | 1 | ||||
25 | Игра "Переправа". | 1 | ||||
26 | Эстафета с обручами. | 1 | ||||
27 | Игра "Пролезь через мост". | 1 | ||||
28 | Эстафеты с акробатическими элементами. | 1 | ||||
Игры с элементами спортивных игр. | 4 | |||||
29 | Эстафета с мячами. | 1 | ||||
30 | Игра "Вышибалы". | 1 | ||||
31 | Игра "Прыгуны и пятнашки". | 1 | ||||
32 | Веселые старты. | 1 | ||||
Игры по выбору. | 2 | |||||
33 | Игры по выбору. | 1 | ||||
34 | Игры по выбору. | 1 |
Содержание рабочей программы
Правила игр, соревнований, места занятий, инвентарь (включается во все занятия).
Правила проведения игр и соревнований. Определение допустимого риска и правил безопасности в различных местах занятий: спортивная площадка, спортивный зал. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта. При проведении занятий можно выделить два направления:
оздоровительная направленность, обеспечивающая наряду с укреплением здоровья активный отдых, восстановление или поддержание на оптимальном уровне умственной работоспособности; повышение двигательной подготовленности учащихся, отвечающей требованиям учебной программы.
«Подвижные игры» — это еженедельные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе, которые проводятся внеурочное время. Это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью, и способствует повышению двигательной активности школьников. Занятия, проводимые на открытом воздухе, имеют оздоровительную ценность.
Материально - техническое обеспечение.
Стенка гимнастическая |
Козел гимнастический |
Перекладина гимнастическая |
Скамейка гимнастическая |
Гантели |
Маты гимнастические |
Мяч набивной 1 кг |
Скакалка гимнастическая |
Мяч малый (мягкий) |
Обруч гимнастический |
Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой |
Мячи баскетбольные |
Стойки волейбольные универсальные |
Мячи волейбольные |
Мячи футбольные |
Комплект лыж |
Ботинки для лыж ( пара ) |
Коньки |
Стол теннисный |
Сетка теннисная |
Ракетка теннисная (пара) |
Шарики теннисные |
Учебно - методическое обеспечение
1. Стандарты второго поколения Примерная программа по учебным предметам часть 2, М.: "Просвещение" 2010
2. В. И. Лях. Комплексная программа физического воспитания 1 - 4 классы М.: "Просвещение", 2007
3. Сборник нормативных документов Физическая культура, М.: Дрофа, 2004
4. А. Ю. Патрикеев. Подвижные игры, - издательство "ВАКО", 2007
5. Учебно - практическое оборудование:
Список литературы для учителя:
1. В. К. Шурухина. Физкультурно - оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М.: Просвещение, 1980
2. Е. М. Геллер Игры на переменах для школьников1 - 3 класс. М.: ФКиС, 1985
3. Г. А. Воронина. Программа регионального компонента"Основы развития двигательной активности младших школьников" Киров, КИПК и ПРО, 2007
Список литературы для детей и родителей:
1. Г. К. Зайцев. "Твое здоровье" Укрепление организма. Санкт - Петербург. 2006
2. Е. П. Гайдай. "Игры, забавы, развлечения". М.: "АРКТИ" 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность
Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"
Программа «Дружный класс» представляет собой комплексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие установок толерантности у учащихся начальной школы. Включает в себя непоср...
программа внеурочной деятельности 6 класс "Деловая активность"
Программа внеурочной деятельности «Деловая активность» составлена на основе программы непрерывного социально экономического образования и воспитания учащихся 1-11 класс (научный руководитель и редакто...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
Программа внеурочной деятельности 5 класса
Программа кружка "Рукодельница" для 5-го класса....