Академический урок с элементами ЭОР по физической культуре на тему: «Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика». 5класс
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) на тему
КОНСПЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОГО УРОКА
- Оборудование и инвентарь: наглядные пособия, интерактивная доска, компьютер.
Место проведения: кабинет.
- Задача: освоение учащимися исторических основ Олимпийского движения. Создать общее представление об истории Олимпийских игр.
- Цель:
- Образовательная: способствовать осознанному отношению к физической культуре, как части общей культуры человека.
- Развивающая: развитие познавательного интереса к различным видам спорта.
- Оздоровительная: способствовать формированию ценностного отношения к физической культуре и спорту, как средству сохранения и укрепления здоровья.
- Воспитательная: воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Предварительно дано задание трем учащимся подготовить небольшие сообщения о возникновении Олимпийских игр; о последних играх, которые прошли в г. Пекине в 2008 году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akadem.urok_s_eor.5kl.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект
академического урока с элементами ЭОР
по физической культуре на тему: «Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика».
5класс
Выполнила:
Устимова А.В.
2014 г
КОНСПЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОГО УРОКА
- Оборудование и инвентарь: наглядные пособия, интерактивная доска, компьютер.
Место проведения: кабинет.
- Задача: освоение учащимися исторических основ Олимпийского движения. Создать общее представление об истории Олимпийских игр.
- Цель:
- Образовательная: способствовать осознанному отношению к физической культуре, как части общей культуры человека.
- Развивающая: развитие познавательного интереса к различным видам спорта.
- Оздоровительная: способствовать формированию ценностного отношения к физической культуре и спорту, как средству сохранения и укрепления здоровья.
- Воспитательная: воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Предварительно дано задание трем учащимся подготовить небольшие сообщения о возникновении Олимпийских игр; о последних играх, которые прошли в г. Пекине в 2008 году.
Часть урока | Содержание | Дози ровка | Метод. указания | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||
Вводная | Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года. Как же оно все-таки возникло – это легендарное, это удивительное явление под названием Олимпийские игры? Мы знаем, что мировое сообщество развивалось собственным трудом и старанием, и притом очень не быстро – веками, тысячелетиями отмывало, оттирало свою темную некогда звериную душу, учило, образовывало свой узкий первобытный ум. Вот появился великий изобретатель колеса. Потом пришел великий Архимед, затем великий Ньютон и не менее великий Эйнштейн. То есть что я хочу сказать? Выражаясь строго, «процес развития человечества был постепенно-поступательным». И это мы с вами проследили на примере истории физики. Но были вещи и явления, которые сразу возникли совершенными, не требующими доработки и доделки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» таинственного Гомера. Но такие «сразу совершенные» творения возникали не столько в древности. Про творения эти нечего сказать-то невозможно. Только головой покачаешь: «Надо же... Воистину божественно!» Вот к таким «сразу – совершенным» творениям человечества надо отнести и идею Олимпийских игр… Конечно, программа их не раз и не два менялась, совершенствовалась, а то и… ухудшалась. Но не это важно. Осталось главное – именно сама идея бескорыстных, честных, до конца товарищеских игр. В течение всего урока мы с вами будем говорить о видах спорта, которые входят в Олимпийские виды спорта. И первый вопрос: какая страна является родиной Олимпийских игр.
Молодцы, ребята. Греция. Здесь же, у подножия горы Кронос до сих пор зажигается огонь современных игр. | Первый ученик. Греция. Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща Альтис, расположенная вдоль реки Алфей. Место выбрано очень удачно. Все постройки и ранние и поздние – храмы, сокровищницы, стадион, ипподром – возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливается на время Олимпийских игр. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия. Греция. | 5-7 мин. | После первых слов учителя дается слово первому ученику. Ссылка на сайт: http://www.youtube.com/watch?v=t7HFjX90b5g Внимательно слушаем и записываем. | |
Отсюда начинается факельная эстафета. Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям. Установлено с очевидной бесспорностью, что первая известная нам Олимпиада проходила в 776 г. до нашей эры. Но кто же является основателем игр? | Второй ученик. Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками игр считают богов, царей, правителей и героев. Так одна из легенд утверждает, что придумал и организовал первые игры не кто иной, как знаменитейший сын Зевса, тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов – Геракл. Причем легенда донесла до нас одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – 600 стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длинны в Древней Греции – «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру вши, современные единицы, то получится192 м 27 см. Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в этом виде соревновании. Геракл ввел и другие спортивные дисциплины. Например, панкратион довольно-таки суровый вид спорта, соединивший в себе борьбу и кулачный бой. Известно об этом виде состязаний лишь потому, что в нем принял участие сам Геракл И победил! | Дается слово второму Ученику. | |||
Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. В соревнованиях имели право принимать участие только свободные люди и только мужчины. Победители в отдельных видах соревнований - Олимпионики, награждались оливковым ветвью или лавровым венком. Олимпийский герой въезжал в родной город на колесницы, одетый в пурпур, увенчанный венком. Причем въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покинула его. Имя победителя – Олимпионика, имя его отца и отчества торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире. Игры помогали грекам настолько хорошо воевать, сколько хорошо… дружить – регулярно встречаться, общаться. Кроме прикладного знания греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физкультурой, хотя бы для себя! О некультурном человеке греки говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!» Олимпийские игры проводятся непрерывно 1169 лет 292 раза. В 394 году до нашей эры римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования. | |||||
Основная | Возрождение Олимпийских игр. Показ видеоролика. По-настоящему древними Играми стали интересоваться лишь, когда начались раскопки Олимпии, спящие под многовековыми наслоениями. находки одна удивительнее другой поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований. А к тому времени, т. е. последней четверти XIX века, робко, но уже появляется национальные и международные спортивные союзы. Олимпийские игры просто должны были состояться! Однако дело это ведь очень сложное: целые горы организованной работы. А, кроме того, нужны не малые средства, а также необходимы единые правила, которые своей объективностью подходили бы всем. Главное же – нужен был человек, который бы положил на это жизнь. Который был бы не только предан идеи олимпизма, но к тому, же образован, благороден, энергичен. И такой человек нашелся. Его звали… Пьер- Де- Кубертен. Олимпийские игры современности обязаны своим возрождением этому французскому общественному деятелю, педагогу, историку барону Пьеру- Де- Кубертену. Не надо думать что, идеи Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир. А сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй. Еще больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что общее – то дело это хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает, пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации. Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Пьер- Де- Кубертен говорил столь убедительно, что французские спортивные деятели принимают решения созвать международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав. И вот 23 июня 1894 года на Конгрессе в Париже был создан Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран. МОК решил, что в апреле 1896 г. в столице Греции – Афинах пройдут первые Олимпийские игры современности! Это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера Де Кубертена! Не так давно мировое общество торжественно и празднично отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образование Международного Олимпийского Комитета. Организация объединенных наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год – Международным годом спорта и Олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие. День 23 июня традиционно отмечается в десятках странах мира, в том числе и в России, как Олимпийский день. Пьер Де Кубертен не был поэтом, но написал одно прекрасное стихотворение «Ода спорту». В «Оде спорту» девять глав. Одна из них называется «О, спорт! Ты – мир!». Слова эти давно стали крылатыми среди олимпийцев. В своем произведении Кубертен находит простые и прекрасные слова, которые понятны каждому спортсмену. «Спорт! Ты вестник мира! Стоит тебе улыбнуться, стоит тебе пройти по стране упругой радостной походкой, и над землей разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами: «Здравствуй, друг!». Теперь каждый знает олимпийский символ пять разноцветных соединенных колец, символизирующих единство пяти сторон в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду – голубой для Европы, черный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду – желтый для Азии, зеленый для Австралии. Девиз: Быстрее, Выше, Сильнее. Перед началом состязаний спортсмены произносят олимпийскую клятву. Известно и о прекрасной традиции зажигать в Греции олимпийский огонь, который несут эстафетой через разные страны преданные спорту люди, несут пылающий факел к месту проведения игр очередной Олимпиады. Флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх. Все это было задумано Пьером Де Кубертеном! Где же проводились последние Олимпийские игры? | Третий ученик. Последние Олимпийские игры начались 8 августа 2008 г. в 8ч. 8мин. и прошли в Пекине – столице Китая. 26 апреля 2007 года в Пекине, МОК объявил программу проведения Эстафеты олимпийского огня. Девиз эстафеты – «Путешествие Гармонии» Эстафета, которая началась за 137 дней до открытия Олимпийских игр, была самой продолжительной за всю историю Олимпийских эстафет (137000 км). Из Олимпии Огонь прошел вдоль территории Греции и 31 марта прибыл в Пекин. Из столицы Китая Огонь отправился в путь по всем континентам, за исключением Антарктиды. Эстафета прошла также по городам Великого шелкового пути, символизируя древние связи Китая с остальным миром. Огонь прошел через 22 города мира, и через множество городов Китая. Олимпийский факел сконструирован так, что он не угасает при ветре в 65 км/ч и ливне в 50 миллиметров в час. Эстафета завершилась на центральном стадионе столице игр, в конце церемонии открытия. Последний участник эстафеты зажег огонь в чаше, установленной на стадионе, где он горел до окончания игр. | 32-35 мин. |
Ссылка на сайт: | |
Программа современных Олимпийских игр значительно отличается от программы античных Игр. На Олимпиаде в Пекине 2008 было разыграно 302 комплекта медалей (165 мужских, 127 женских и 10 смешанных) в 31 видах.
Зимние Олимпийские Игры 2014 г. Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения Зимних олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр. Зимние олимпийские виды спорта:
Зимних олимпийских видов спорта значительно меньше, чем летних. Поэтому продолжительность зимних игр – не больше 10 дней, а летних – не больше 15. А теперь нам осталось лишь вспомнить одно слово «Столица Зимних Олимпийских игр 2014 г.» Правильно, ребята. Место проведения Олимпиады выбирает международный Олимпийский комитет. В 2007 г. МОК постановил, что право на организацию и проведение XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года предоставляется городу СОЧИ, Россия. Если вы помните, то это событие праздновалось не только в самом городе Сочи, но и во всей стране. И сейчас идет огромная подготовка к Олимпиаде, строительство спортивных объектов. Мы с вами будем свидетелями, а у вас даже есть возможность стать участником этих Олимпийских игр. |
г. Сочи, Россия. | ||||
Заключи тельная | Итак, подведем итоги урока. Мы с вами написали виды спорта входящие в Олимпийские игры. Сегодня мы узнали, что с древних лет Олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные, и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего. За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря, ни на что Олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире. Который не знал – бы, что такое Олимпиада или не видел соревнования по телевизору. Спорт играет все большую роль в жизни людей! Домашнее задание: подготовить буклет – рекламу одного из олимпийских видов спорта: девочки – летние виды, мальчики – зимние. Всем спасибо, всего доброго, жду вас на следующем уроке. | 3-5 мин | В буклете должен быть рисунок, краткое описание вида спорта и эмблема. |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Ю. Шанин «От эллинов до наших дней»; Москва 1975.
- В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олимпиадой»; Москва 1985.
- Б. Базунов «Эстафета олимпийского огня»; Москва 1990.
- Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Участие российских спортсменов в развитии олимпийского движения в России и мире" для учащихся 8-9 классов
В презентации рассматривается история развития олимпийского движения в России и мире"....
Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские игры" для учащихся 5-9 классов
В презентации демонстрируется символика и ритуалы Олимпийских игр....
Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские мгновения. 22 Олимпийские игры в Москве-1980 год" для учащихся 8-9 классов
Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....
План-конспект урока для 5 класса по физической культуре на тему: "Техника бега на короткие дистанции"
Конспект урока по физической культуре для 5 класса.Раздел программы Легкая атлетикаТема урока: Техника бега на короткие дистанции.Задачи урока: 1. Выявлять различия в основных ...
План-конспект урока для 7 класса по физической культуре на тему: "Техника бега на короткие дистанции"
План-конспект урока для 7 класса по физической культуре на тему: "Техника бега на короткие дистанции"...
Технологическая карта урока для 3 класса по физической культуре на тему "Гимнастика"
Данная технологическая карта разработана для 3 класса , тема урока "Гимнастика"...
Открытый урок в 6 классе по физической культуре на тему «Баскетбол. Ведение ведущей и неведущей рукой»
Задачи:1. Обучение технике ведения ведущей и неведущей рукой, технике броска одной рукой в движении.2. Развитие координации, скоростно-силовых качеств.3...