Академический урок с элементами ЭОР по физической культуре на тему: «Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика». 5класс
план-конспект урока по физкультуре (5 класс) на тему

Устимова Алевтина Васильевна

КОНСПЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОГО УРОКА

  1. Оборудование и инвентарь: наглядные пособия, интерактивная доска, компьютер.

Место проведения: кабинет.

  1. Задача: освоение учащимися исторических основ Олимпийского движения. Создать общее представление об истории Олимпийских игр.
  2. Цель:
    • Образовательная: способствовать осознанному отношению к физической культуре, как части общей культуры человека.
    • Развивающая: развитие познавательного интереса к различным видам спорта.
    • Оздоровительная: способствовать формированию ценностного отношения к физической культуре и спорту, как средству сохранения и укрепления здоровья.
    • Воспитательная: воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

 

 

 

Предварительно дано задание трем учащимся  подготовить  небольшие сообщения о возникновении Олимпийских игр; о последних играх, которые прошли в г. Пекине в 2008 году.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon akadem.urok_s_eor.5kl.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

академического урока с элементами ЭОР

по физической культуре на тему: «Возрождение Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии, цель и задачи олимпийского движения, олимпийские идеалы и символика».

5класс

Выполнила:

Устимова А.В.

2014 г

КОНСПЕКТ АКАДЕМИЧЕСКОГО УРОКА

  • Оборудование и инвентарь: наглядные пособия, интерактивная доска, компьютер.

Место проведения: кабинет.

  • Задача: освоение учащимися исторических основ Олимпийского движения. Создать общее представление об истории Олимпийских игр.
  • Цель:
  • Образовательная: способствовать осознанному отношению к физической культуре, как части общей культуры человека.
  • Развивающая: развитие познавательного интереса к различным видам спорта.
  • Оздоровительная: способствовать формированию ценностного отношения к физической культуре и спорту, как средству сохранения и укрепления здоровья.
  • Воспитательная: воспитание интереса и привычки к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.

Предварительно дано задание трем учащимся  подготовить  небольшие сообщения о возникновении Олимпийских игр; о последних играх, которые прошли в г. Пекине в 2008 году.

Часть урока

Содержание

Дози

ровка

Метод.

указания

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводная

Олимпийские игры – крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования современности, которые проводятся каждые четыре года.

    Как же оно все-таки возникло – это легендарное, это удивительное явление под названием Олимпийские игры? Мы знаем, что мировое сообщество развивалось собственным трудом и старанием, и притом очень не быстро – веками, тысячелетиями отмывало, оттирало свою темную некогда звериную душу, учило, образовывало свой узкий первобытный ум. Вот появился великий изобретатель колеса. Потом пришел великий Архимед, затем великий Ньютон и не менее великий Эйнштейн. То есть что я хочу сказать? Выражаясь строго, «процес развития человечества был постепенно-поступательным». И это мы с вами проследили на примере истории физики.

Но были вещи и явления, которые сразу возникли совершенными, не требующими доработки и доделки. Таковы скульптуры великих мастеров древности, таковы египетские пирамиды, таковы «Илиада» и «Одиссея» таинственного Гомера. Но такие «сразу совершенные» творения возникали не столько в древности. Про творения эти нечего сказать-то невозможно. Только головой покачаешь: «Надо же... Воистину божественно!»

Вот к таким «сразу – совершенным» творениям человечества надо отнести и идею Олимпийских игр… Конечно, программа их не раз и не два менялась, совершенствовалась, а то и… ухудшалась. Но не это важно. Осталось главное – именно сама идея бескорыстных, честных, до конца товарищеских игр.

В течение всего урока мы с вами будем говорить о видах спорта, которые входят в Олимпийские виды спорта.

И первый вопрос: какая страна является родиной Олимпийских игр.                                                

   

  Молодцы,  ребята. Греция.                                              Здесь же, у подножия горы Кронос до сих пор зажигается огонь современных игр.

   Первый  ученик.         Греция.

      Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии – роща Альтис, расположенная вдоль реки Алфей. Место выбрано очень удачно. Все постройки и ранние и поздние – храмы, сокровищницы, стадион, ипподром – возведены в ровной долине, обрамленной мягкими, покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии как бы проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливается на время Олимпийских игр. В священную рощу съезжались тысячи зрителей. Помимо зрелищ состязаний атлетов, здесь заключались торговые сделки, проходили публичные выступления поэтов и музыкантов, выставки работ скульпторов и художников. Здесь оглашались новые законы, договоры, обсуждались важные документы. С момента объявления священного месяца игр все враждующие стороны прекращали военные действия.

Греция.

5-7 мин.

После первых слов учителя дается слово первому ученику.

Ссылка на сайт:

http://www.youtube.com/watch?v=t7HFjX90b5g

Внимательно

слушаем и

 записываем.

   Отсюда начинается факельная эстафета. Олимпийский огонь является одним из символов Олимпийских игр. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания. Традиция зажигания Олимпийского огня существовала в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр. Олимпийский огонь служил напоминанием о подвиге Прометея, по легенде похитившего огонь у Зевса и подарившего его людям.

Установлено с очевидной бесспорностью, что первая известная нам Олимпиада проходила в 776 г. до нашей эры.

Но кто же является основателем игр?

Второй       ученик.                

     Нет числа мифам – один прекраснее другого! – о возникновении Олимпийских игр.       Почетнейшими родоначальниками игр считают богов, царей, правителей и героев.   Так одна из легенд утверждает, что придумал и организовал первые игры не кто иной, как знаменитейший сын Зевса, тот самый, который совершил свои двенадцать легендарных подвигов – Геракл. Причем легенда донесла до нас одну очень интересную подробность. Геракл собственными стопами отмерил дистанцию для бега – 600 стоп. Так появилась одна из наиболее распространенных мер длинны в              Древней Греции – «стадий». Отсюда возникло слово «стадион». Если перевести эту меру вши, современные единицы, то получится192 м 27 см. Легенда утверждает, что долгое время атлеты выявляли победителя только в этом виде соревновании. Геракл ввел и другие спортивные дисциплины. Например, панкратион довольно-таки суровый вид спорта, соединивший в себе борьбу и кулачный бой. Известно об этом виде состязаний лишь потому, что в нем принял участие сам Геракл И победил!

Дается слово второму

 Ученику.

Соревнования проходили необыкновенно упорно, а главное – честно. В соревнованиях имели право принимать участие только свободные люди и только мужчины. Победители в отдельных видах соревнований - Олимпионики, награждались оливковым ветвью или лавровым венком. Олимпийский герой въезжал в родной город на колесницы, одетый в пурпур, увенчанный венком. Причем въезжал не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день заделывали, чтобы олимпийская победа вошла в город и никогда не покинула его. Имя победителя – Олимпионика, имя его отца и отчества торжественно объявлялись и высекались на мраморных плитах, выставленных в Олимпии для всеобщего обозрения. Их ждала бессмертная слава не только в своем родном городе, но и во всем греческом мире.

Игры помогали грекам настолько хорошо воевать, сколько хорошо… дружить – регулярно встречаться, общаться. Кроме прикладного знания греки любили спорт еще и за то, что он возвышает, облагораживает душу, что он неразрывно связан с умственным, эстетическим и нравственным развитием. Нельзя быть человеком культурным, если ты ленишься заниматься физкультурой, хотя бы для себя! О некультурном человеке греки говорили: «Не умеет ни читать, ни плавать!»

Олимпийские игры проводятся непрерывно 1169 лет 292 раза. В 394 году до нашей эры римский император Феодосий I запретил олимпийские соревнования.

Основная

 Возрождение Олимпийских игр.

Показ видеоролика.

По-настоящему древними Играми стали интересоваться лишь, когда начались раскопки Олимпии, спящие под многовековыми наслоениями. находки одна удивительнее другой поражали! Все чаще стали раздаваться голоса за возрождение великих соревнований. А к тому времени, т. е. последней четверти XIX века, робко, но уже появляется национальные и международные спортивные союзы. Олимпийские игры просто должны были состояться!

        Однако дело это ведь очень сложное: целые горы организованной работы. А, кроме того, нужны не малые средства, а также необходимы единые правила, которые своей объективностью подходили бы всем. Главное же – нужен был человек, который бы положил на это жизнь. Который был бы не только предан идеи олимпизма, но к тому, же образован, благороден, энергичен. И такой человек нашелся. Его звали… Пьер- Де- Кубертен. Олимпийские игры современности обязаны своим возрождением этому французскому общественному деятелю, педагогу, историку барону Пьеру- Де- Кубертену.

        Не надо думать что, идеи Кубертена сразу увлекла весь спортивный мир.

        А сомневающихся и противников у нее было хоть отбавляй. Еще больше – спортсменов и спортивных деятелей, которые говорили, что общее – то дело это хорошее, но сами заниматься этим хорошим делом не хотели. Кубертен же объезжает многие страны мира, спорит, убеждает, доказывает, пишет сотни писем во всевозможные спортивные организации.

        Новое вообще воспринимается с трудом. Однако Пьер- Де- Кубертен говорил столь убедительно, что французские спортивные деятели принимают решения созвать международный спортивный конгресс и пригласить на него представителей крупнейших спортивных держав.

        И вот 23 июня 1894 года на Конгрессе в Париже был создан Международный Олимпийский Комитет – МОК, в который вошли наиболее авторитетные и независимые граждане разных стран. МОК решил, что в апреле 1896 г. в столице Греции – Афинах пройдут первые Олимпийские игры современности! Это была великая победа мирового спорта, великий подвиг Пьера Де Кубертена!

        Не так давно мировое общество торжественно и празднично отметило 100-летний юбилей олимпийского движения современности, образование Международного Олимпийского Комитета. Организация объединенных наций объявила год 100-летия МОК – 1994 год – Международным годом спорта и Олимпийского идеала. Высший орган мирового сообщества возродил и древнюю миротворческую традицию – ООН призвала все государства соблюдать олимпийское перемирие. День 23 июня традиционно отмечается в десятках странах мира, в том числе и в России, как Олимпийский день.        Пьер Де Кубертен не был поэтом, но написал одно прекрасное стихотворение «Ода спорту». В «Оде спорту» девять глав. Одна из них называется «О, спорт! Ты – мир!». Слова эти давно стали крылатыми среди олимпийцев. В своем произведении Кубертен находит простые и прекрасные слова, которые понятны каждому спортсмену. «Спорт! Ты вестник мира! Стоит тебе улыбнуться, стоит тебе пройти по стране упругой радостной походкой, и над землей разливается спокойствие. Люди через континенты и океаны протягивают друг другу руки со словами: «Здравствуй, друг!». Теперь каждый знает олимпийский символ пять разноцветных соединенных колец, символизирующих единство пяти сторон в олимпийском движении. Цвет колец в верхнем ряду – голубой для Европы, черный для Африки, красный для Америки, в нижнем ряду – желтый для Азии, зеленый для Австралии. Девиз: Быстрее, Выше, Сильнее. Перед началом состязаний спортсмены произносят олимпийскую клятву. Известно и о прекрасной традиции зажигать в Греции олимпийский огонь, который несут эстафетой через разные страны преданные спорту люди, несут пылающий факел к месту проведения игр очередной Олимпиады. Флаг – белое полотнище с олимпийскими кольцами, с 1920 поднимается на всех Играх. Все это было задумано Пьером Де Кубертеном!

Где же проводились последние Олимпийские игры?

Третий ученик.

            Последние Олимпийские игры начались 8 августа 2008 г. в 8ч. 8мин. и прошли в Пекине – столице Китая. 26 апреля 2007 года в Пекине, МОК объявил программу проведения Эстафеты олимпийского огня. Девиз эстафеты – «Путешествие Гармонии» Эстафета, которая началась за 137 дней до открытия Олимпийских игр, была самой продолжительной за всю историю Олимпийских эстафет (137000 км). Из Олимпии Огонь прошел вдоль территории Греции и 31 марта прибыл в Пекин. Из столицы Китая Огонь отправился в путь по всем континентам, за исключением Антарктиды. Эстафета прошла также по городам Великого шелкового пути, символизируя древние связи Китая с остальным миром. Огонь прошел через 22 города мира, и через множество городов Китая. Олимпийский факел сконструирован так, что он не угасает при ветре в 65 км/ч и ливне в 50 миллиметров в час. Эстафета завершилась на центральном стадионе столице игр, в конце церемонии открытия. Последний участник эстафеты зажег огонь в чаше, установленной на стадионе, где он горел до окончания игр.                  

32-35 мин.

 

Ссылка на сайт:

http://zdorovosport.ru/sovrem_olymp.html

 Программа современных Олимпийских игр значительно отличается от программы античных Игр. На Олимпиаде в Пекине 2008 было разыграно 302 комплекта медалей (165 мужских, 127 женских и 10 смешанных) в 31 видах.

  • Легкая атлетика – совокупность видов спорта, объединяющая такие дисциплины, как ходьба, бег, прыжки (в длину, высоту, тройной, с шестом), метание (диска, копья, молота), толкание ядра и легкоатлетические многоборья. Один из основных и наиболее массовых видов спорта.
  • Гимнастика: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, прыжки на батуте.
  • Спортивные игры: баскетбол; футбол; волейбол; пляжный волейбол, гандбол, хоккей на траве, бейсбол – исключен из программы Летних Олимпийских Игр. Решение вступает в силу начиная с олимпиады 2012 года в Лондоне.
  • Теннис: настольный теннис; бадминтон
  • Водный спорт: плавание, синхронное плавание, прыжки в воду, водное поло.
  • Бокс: борьба; дзюдо; тхэквондо, тяжелая атлетика.
  • Стрельба пулевая: стрельба из лука: стрельба стендовая. И другие виды спорта: велосипедный спорт; гребля академическая; гребля на байдарках и каноэ; конный спорт; парусный спорт; фехтование.

 Зимние Олимпийские Игры 2014 г.

        Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако, начиная с 1994 время проведения Зимних олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.

        Зимние олимпийские виды спорта:

  • Лыжный спорт: горнолыжный спорт, лыжное двоеборье, лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, сноубординг, фристайл, биатлон.
  • Конькобежный спорт: конькобежный спорт, фигурное катание, шорт-трек.
  • Хоккей с шайбой
  • Санный спорт: Бобслей, скелетон
  • Керлинг

        Зимних олимпийских видов спорта значительно меньше, чем летних. Поэтому продолжительность зимних игр – не больше 10 дней, а летних – не больше 15.

А теперь нам осталось лишь вспомнить одно слово «Столица Зимних Олимпийских игр 2014 г.»

Правильно, ребята.

 Место проведения Олимпиады выбирает международный Олимпийский комитет. В 2007 г. МОК постановил, что право на организацию и проведение XXII Зимних Олимпийских игр 2014 года предоставляется городу СОЧИ, Россия. Если вы помните, то это событие праздновалось не только в самом городе Сочи, но и во всей стране. И сейчас идет огромная подготовка к Олимпиаде, строительство спортивных объектов. Мы с вами будем свидетелями, а у вас даже есть возможность стать участником этих Олимпийских игр.

 

г. Сочи, Россия.

Заключи тельная

              Итак, подведем итоги урока. Мы с вами написали виды спорта входящие в Олимпийские игры. Сегодня мы узнали, что с древних лет Олимпийские игры были главным спортивным событием всех времен и народов. В дни проведения олимпиад на всей земле воцарялось согласие и примирение. Войны прекращались и все сильные, и достойные люди соревновались в честной борьбе за звание лучшего. За много веков олимпийское движение преодолело много препятствий, забвение и отчуждение. Но несмотря, ни на что Олимпийские игры живы и по сей день. Конечно это уже не те соревнования, в которых принимали участие обнаженные юноши и победитель которых въезжал в город через пролом в стене. В наши дни Олимпиада – одно из крупнейших событий в мире. Игры оснащены по последнему слову техники – за результатами следят компьютеры и телекамеры, время определяется с точностью до тысячных долей секунды, спортсмены и их результаты во многом зависят от технического оснащения. Благодаря средствам массовой информации не осталось ни одного человека в цивилизованном мире. Который не знал – бы, что такое Олимпиада или не видел соревнования по телевизору. Спорт играет все большую роль в жизни людей!

        Домашнее задание: подготовить буклет – рекламу одного из олимпийских видов спорта: девочки – летние виды, мальчики – зимние.

          Всем спасибо, всего доброго, жду вас на следующем уроке.

3-5           мин

В буклете должен быть рисунок, краткое описание вида

 спорта и эмблема.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ю. Шанин «От эллинов до наших дней»; Москва 1975.
  2. В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олимпиадой»; Москва 1985.
  3. Б. Базунов «Эстафета олимпийского огня»; Москва 1990.
  4. Л. Кун «Всеобщая история физической культуры и спорта»; Москва 1987.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку, раздел "Основы знаний о физической культуре" на тему: "Олимпийские мгновения. 22 Олимпийские игры в Москве-1980 год" для учащихся 8-9 классов

Презентация демонстрирует участников Олимпиады, Московские рекорды, олимпийские клятвы, сильнейшую команду Олимпиады, героев игр....

План-конспект урока для 5 класса по физической культуре на тему: "Техника бега на короткие дистанции"

Конспект урока по физической культуре для 5  класса.Раздел программы  Легкая атлетикаТема урока:  Техника бега на короткие дистанции.Задачи урока:  1. Выявлять различия в основных ...

План-конспект урока для 7 класса по физической культуре на тему: "Техника бега на короткие дистанции"

План-конспект урока для 7  класса по физической культуре на тему: "Техника бега на короткие дистанции"...

Технологическая карта урока для 3 класса по физической культуре на тему "Гимнастика"

Данная технологическая карта разработана для 3 класса , тема урока "Гимнастика"...

Открытый урок в 6 классе по физической культуре на тему «Баскетбол. Ведение ведущей и неведущей рукой»

Задачи:1.     Обучение технике ведения ведущей и неведущей рукой, технике броска одной рукой в движении.2.     Развитие координации, скоростно-силовых качеств.3...