Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года
рабочая программа по физкультуре на тему
Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voleybol.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора на Методическом совете МБОУ ДОД ДЮЦ
МБОУ ДОД ДЮЦ Протокол от №
от № Председатель Метод. совета
директор Ф. И. О.
Ф. И. О. (дата)
(дата)
М. П.
ПРОГРАММА
дополнительного образования детей
«Волейбол»
(творческое объединение «Волейбол»)
Педагог ДО В.М. Стеценко
Срок реализации: 3 года
Возраст: 14-17 лет
г.п. Игрим, 2012 г.
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа реализует концепцию физического совершенствования, стремления к ведению здорового образа жизни, формирует и воспитывает интерес к спорту. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.
Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, на которых представлены приёмы освоения умений и навыков игры в волейбол.
В соответствии с этим целью является формирование спортсмена-волейболиста, способного полноценно воспроизвести полученные навыки при игре.
Задачи определены целью и связаны с физической деятельностью и с основной функцией физической культуры как предмета. К их числу можно отнести:
- усвоение основных приёмов игры;
- совершенствование игры в волейбол;
- тренировка свойств внимания: устойчивость, интенсивность, переключение.
- совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
- укрепление здоровья;
- воспитание нравственных качеств: взаимовыручка, сопереживание, чувство коллективизма.
Средством достижения цели и задач является формирование навыков игры в волейбол, поэтому особое место в программе отводится практическим занятиям. На каждом году обучения формируется ведущая теоретико-практическая проблема.
Программа ориентирована на личностно-гуманистический подход к обучению, который объединяет индивидуальный подход, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, предусматривает дифференциацию процесса.
Программа предназначена для учащихся 14 – 17 лет.
Сроки реализации программы:
- программа рассчитана на три года обучения
- занятия два раза в неделю (всего 4,5 часа).
Рассматривая формирование физической грамотности как единство теоретических знаний и практических умений и навыков, программа предлагает методику совершенствования игры в волейбол. Основной формой работы является практика, поэтому в программе большая часть времени отводится тренировкам, коллективным играм, соревнованиям.
Ожидаемые результаты.
1-й год обучения:
- Уметь принимать и передавать мяч сверху и снизу двумя руками.
- Выполнять подачу мяча через сетку.
- Применять полученные навыки в учебной игре.
2-й год обучения:
- Выполнять передачу мяча сверху и снизу двумя руками партнёру через сетку.
- Владеть навыками приёма мяча после отскока от сетки.
- Совершенствовать навыки нападающего удара.
- Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.
- Выполнять подачу мяча через сетку сверху.
- Освоить навыки одиночного блокирования.
- Уметь выполнять передачи мяча по зонам, во время игры применять одиночное блокирование и нападающий удар.
3-й год обучения:
- Владеть в совершенстве приёмом мяча после подачи и нападающего удара.
- Уметь подавать мяч через сетку сверху.
- Выполнять нападающий и обманный удар по зонам.
- Владеть в совершенстве групповым блокированием.
- Уметь выполнять технико-тактические действия во время учебно-тренировочной игры.
Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере.
Обучение игре в волейбол способствует выявлению спортсменов – волейболистов, создаёт предпосылки для массового приобщения всех желающих к систематическим занятиям волейболом, а также способствует ведению здорового образа жизни и воспитанию нравственного потенциала.
Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.
Методическое обеспечение программы.
Совершенствование процесса игры в волейбол происходит с помощью таких методов и приёмов, как:
- ознакомление – рассказ, показ, объяснение;
- изучение – подбор упражнений и методов управления;
- изучение приёма в усложнённых условиях;
- закрепление – анализ выполнения приёма.
Основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.
Средства обучения игре в волейбол – это физические упражнения (соревновательно – тренировочные), показы учителем приёмов, демонстрация наглядных пособий, набивные мячи, гантели, прыжковые тумбы, волейбольные мячи.
Учебно-тематический план программы.
Первый год обучения.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Передача мяча сверху двумя руками. | 20 | 1 | 19 |
2. | Приём мяча сверху двумя руками. | 20 | 1 | 19 |
3. | Прием мяча снизу двумя руками. | 20 | 1 | 19 |
4. | Передача мяча снизу двумя руками. | 20 | 1 | 19 |
5. | Подача мяча через сетку снизу с 4 – 5 метров. | 20 | 2 | 18 |
6. | Приём мяча после подачи снизу двумя руками. | 20 | 2 | 18 |
7. | Двусторонняя игра | 38 | 2 | 36 |
| Итого | 158 | 10 | 148 |
Второй год обучения.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Приём и передача мяча сверху двумя руками. | 20 | 1 | 19 |
2. | Приём и передача мяча снизу двумя руками. | 20 | 1 | 19 |
3. | Приём мяча после подачи снизу двумя руками. | 20 | 1 | 19 |
4. | Подача мяча через сетку снизу с 6 – 8 метров. | 20 | 1 | 19 |
5. | Одиночное блокирование мяча | 20 | 2 | 18 |
6. | Нападающий удар. | 20 | 2 | 18 |
7 | Учебная игра | 38 | 2 | 36 |
| Итого | 158 | 10 | 148 |
Третий год обучения.
№ п/п | Содержание | Количество часов | Теория | Практика |
1. | Верхняя прямая передача двумя руками через сетку. | 18 | 1 | 17 |
2. | Передача мяча снизу двумя руками через сетку | 18 | 1 | 17 |
3. | Групповое блокирование мяча | 18 | 1 | 17 |
4. | Подача мяча через сетку сверху | 18 | 1 | 17 |
5. | Нападающий и обманный удар по зонам | 18 | 1 | 17 |
6. | Приём мяча после подачи и нападающего удара. | 18 | 1 | 17 |
7. | Сочетание передач мяча в парах, тройках | 18 | 1 | 17 |
8. | Учебно-тренировочная игра | 32 | 1 | 31 |
| Итого | 158 | 8 | 150 |
Содержание программы.
1 год обучения
1. Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек.
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности на занятиях волейболом.
2. Освоение техники приема и передачи мяча.
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку.
3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.
4. Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму).
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами ,жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.
5.Развитие выносливости
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 минут.
6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Ведение мяча с высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча.
Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.
7.Освоение техники нижней прямой подачи.
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки.
Нижняя прямая подача через сетку.
8.Освоение техники прямого нападающего удара.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
9.Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей.
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
10.Освоение тактики игры.
Тактика свободного нападения,
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)
Позиционное нападение с изменением позиций.
11.Знания о физической культуре.
Терминология избранной спортивной игры; техника приема, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).
12.Овладение организаторскими умениями.
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры.
2 год обучения
1.Овладение и совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек.
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
2. Освоение и совершенствование техники приема и передачи мяча.
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку.
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели.
3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола.
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.
4. Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму). Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.
5. Развитие выносливости
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 мин.
6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Верхняя передача над собой в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.
7.Освоение техники нижней прямой подачи.
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки.
Нижняя прямая подача через сетку.
Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки. Прием мяча после подачи. Прием мяча отраженного сеткой.
8.Освоение и совершенствование техники прямого нападающего удара.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Прямой нападающий удар при встречных передачах.
9.Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей.
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом.
10.Освоение тактики игры.
Тактика свободного нападения,
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0)
Позиционное нападение с изменением позиций.
Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите.
11.Знания о физической культуре.
Терминология избранной спортивной игры; техника приема, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).
12.Овладение организаторскими умениями.
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры.
13. Соревновательная подготовка.
3 год обучения.
1.Совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек.
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений ( перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности при занятиях волейболом.
2.Совершенствование техники приема и передачи мяча.
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. Варианты техники приема и передачи мяча.
3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках.
4.Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму).
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3.
5.Развитие выносливости
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 мин.
6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей.
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Передача мяча снизу над собой в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность.
7.Освоение техники верхней подачи.
Совершенствование техники подачи мяча снизу прямой и верхней.
8.Совершенствование техники прямого нападающего удара.
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Варианты нападающего удара через сетку.
9.Совершенствование техники защитных действий.
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка.
10.Совершенствование тактики игры.
Тактика свободного нападения. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите.
11.Знания о физической культуре.
Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите).
12.Овладение организаторскими умениями.
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры.
13. Соревновательная подготовка.
Список использованной литературы.
Литература для учителя:
- Белич С. Подача и прием мяча в волейболе. Журнал «Спорт в школе», № 8, 2008
- Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры, М - «Физкультура и спорт» 2005г.
- Железняк Ю. Слуцкий Л. Волейбол в школе. – М. Просвещение: 2009.
- Клещев Ю.Н. Волейбол. –М. Физкультура и спорт, 2003.
- Лепешкин В.А. Волейбол в школе. Обучение тактике игры. – М. Чистые пруды, 2007 г.
- Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. - Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.
- Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.
- Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. -М. Физкультура и спорт, 2003.
Литература для учащихся:
- Журнал «Физкультура и спорт»
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятия | Кол-во часов | Дата | |
1-3 | Правила игры и соревнований. Техника передач. | 3 | |
4-8 | Техника верхних передач. Игра | 5 | |
9-12 | Техника нижних передач. Игра | 4 | |
13-16 | Групповые упражнения. Игра | 4 | |
17-20 | Упражнения в движении. Учебная игра | 4 | |
21-25 | Техника нижней прямой подачи. Учебная игра | 5 | |
26-30 | Техника верхней прямой подачи. Учебная игра. | 5 | |
31-36 | Игровые взаимодействия. Учебная игра | 6 | |
37-40 | Групповые упражнения. Учебная игра. | 4 | |
41-45 | Одиночное блокирование. Учебная игра. | 5 | |
46-52 | Верхняя передача мяча в прыжке. Учебная игра | 7 | |
53-56 | Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра | 4 | |
57-61 | Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра | 4 | |
62-64 | Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра. | 3 | |
65-70 | Техника верхней прямой подачи. Учебная игра. | 6 | |
71-75 | Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра | 5 | |
76-80 | Сочетание способов перемещений . Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра. | 5 | |
81-86 | Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 6 | |
87-90 | Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра. | 4 | |
91-94 | Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра. | 3 | |
95-97 | Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра. | 3 | |
98-102 | Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра. | 5 | |
103-107 | Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра. | 5 | |
108-112 | Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра. | 5 | |
113-117 | Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 5 | |
118-122 | Чередование способов приема мяча. Подача мяча на игрока, слабо владеющего приемом Учебная игра. | 5 | |
123-127 | Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра. | 5 | |
128-130 | Прием мяча снизу двумя руками. Нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра. | 3 | |
131-136 | Передача мяча снизу после перемещения. Зонное блокирование. Учебная игра. | 6 | |
137-139 | Прием мяча снизу двумя руками от сетки, Одиночное блокирование. Учебная игра. | 3 | |
140-142 | Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Прямой нападающий удар. Учебная игра. | 3 | |
143-145 | Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара и обман одной рукой. Учебная игра. | 3 | |
146-148 | Чередование способов передачи мяча. Чередование способов нападающего удара. Учебная игра. | 3 | |
149-151 | Чередование способов подач. Имитация второй передачи и обман. Учебная игра. | 3 | |
152-154 | Имитация передачи в прыжке. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра. | 3 | |
155 | ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Учебная игра. | 1 | |
156 | Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра. | 1 | |
157-158 | Выбор способов отбивания мяча через сетку. Взаимодействие игроков передней и задней линии. Учебная игра. | 2 |
Детей, посещающих творческое объединение «Волейбол», педагог ДО Стеценко В.М., 2012 – 13 уч. год.
Программа «Волейбол». 1 группа.
№ п/п | Фамилия, имя, отчество. | Год обуче ния | Школа класс | Националь ность | Адрес, телефон | Сведения о родителях | Место работы родителей |
1. | |||||||
2. | |||||||
3. | |||||||
4. | |||||||
5. | |||||||
6. | |||||||
7. | |||||||
8. | |||||||
9. | |||||||
10. | |||||||
11 | |||||||
12 | |||||||
13 | |||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)
предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года
Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.
Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года
Образовательная программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная, трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...
Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.
Дополнительная образовательная программа основного курса «Вязание» является составной частью учебно-методического комплекса МОУ ДОдД «Центр дополн...