Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года
рабочая программа по физкультуре на тему

Стеценко Вячеслав Михайлович

Программа дополнительного образования детей "Волейбол" на 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voleybol.doc172 КБ

Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНО В ДЕЙСТВИЕ                                                            УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора                                                          на Методическом совете МБОУ ДОД ДЮЦ

МБОУ ДОД ДЮЦ                                                    Протокол от           №                 

от                  №                                                     Председатель Метод. совета

директор                                                                                                        Ф. И. О.

                         Ф. И. О.                                                               (дата)

                         (дата)

М. П.

ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

«Волейбол»

(творческое объединение «Волейбол»)

Педагог ДО В.М. Стеценко

Срок реализации:  3 года

Возраст: 14-17 лет

г.п. Игрим, 2012 г.

Пояснительная записка.

Предлагаемая программа реализует концепцию физического совершенствования, стремления к ведению здорового образа жизни, формирует и воспитывает интерес к спорту. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по физической культуре.

Программой предусмотрены как теоретические, так и практические занятия, на которых представлены приёмы освоения умений и навыков игры в волейбол.

В соответствии с этим целью является формирование спортсмена-волейболиста, способного полноценно воспроизвести полученные навыки при игре.

Задачи определены целью и связаны с физической деятельностью и с основной функцией физической культуры как предмета. К их числу можно отнести:

  • усвоение основных приёмов игры;
  • совершенствование игры в волейбол;
  • тренировка свойств внимания: устойчивость, интенсивность, переключение.
  • совершенствование жизненно важных двигательных умений и навыков;
  • укрепление здоровья;
  • воспитание нравственных качеств: взаимовыручка, сопереживание, чувство коллективизма.

Средством достижения цели и задач является формирование навыков игры в волейбол, поэтому особое место в программе отводится практическим занятиям. На каждом году обучения формируется ведущая теоретико-практическая проблема.

Программа ориентирована на личностно-гуманистический подход к обучению, который объединяет индивидуальный подход, разноуровневое обучение, обучение в сотрудничестве, предусматривает дифференциацию процесса.

Программа предназначена для учащихся 14 – 17 лет.

Сроки реализации программы:

  • программа рассчитана на три года обучения
  •  занятия два раза в неделю (всего 4,5 часа).

Рассматривая формирование физической грамотности как единство теоретических знаний и практических умений и навыков, программа предлагает методику совершенствования игры в волейбол. Основной формой работы является практика, поэтому в программе большая часть времени отводится тренировкам, коллективным играм, соревнованиям.

Ожидаемые результаты.

1-й год обучения:

  1. Уметь принимать и передавать мяч сверху и снизу двумя руками.
  2. Выполнять подачу мяча через сетку.
  3. Применять полученные навыки в учебной игре.

2-й год обучения:

  1. Выполнять передачу мяча сверху и снизу двумя руками партнёру через сетку.
  2. Владеть навыками приёма мяча после отскока от сетки.
  3. Совершенствовать навыки нападающего удара.
  4. Совершенствовать полученные навыки в учебной игре.
  5. Выполнять подачу мяча через сетку сверху.
  6. Освоить навыки одиночного блокирования.
  7. Уметь выполнять передачи мяча по зонам, во время игры применять одиночное блокирование и нападающий удар.

3-й год обучения:

  1. Владеть в совершенстве приёмом мяча после подачи и нападающего удара.
  2. Уметь подавать мяч через сетку сверху.
  3. Выполнять нападающий и обманный удар по зонам.
  4. Владеть в совершенстве групповым блокированием.
  5. Уметь выполнять технико-тактические действия во время учебно-тренировочной игры.

Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере.

Обучение игре в волейбол способствует выявлению спортсменов – волейболистов, создаёт предпосылки для массового приобщения всех желающих к систематическим занятиям волейболом, а также способствует ведению здорового образа жизни и воспитанию нравственного потенциала.

Подведение итогов реализации программы проходит через участие обучающихся в разного рода тренировках, играх, соревнованиях.

Методическое обеспечение программы.

Совершенствование процесса игры в волейбол происходит с помощью таких методов и приёмов, как:

  • ознакомление – рассказ, показ, объяснение;
  • изучение – подбор упражнений и методов управления;
  • изучение приёма в усложнённых условиях;
  • закрепление – анализ выполнения приёма.

Основная форма занятий – игровая деятельность, которая носит соревновательный характер со специальным кодексом правил и требований.

Средства обучения игре в волейбол – это физические упражнения (соревновательно – тренировочные), показы учителем приёмов, демонстрация наглядных пособий, набивные мячи, гантели, прыжковые тумбы, волейбольные мячи.

Учебно-тематический план программы.

Первый год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Передача мяча сверху двумя руками.

20

1

19

2.

Приём мяча сверху двумя руками.

20

1

19

3.

Прием мяча снизу двумя руками.

20

1

19

4.

Передача мяча снизу двумя руками.

20

1

19

5.

Подача мяча через сетку снизу с 4 – 5 метров.

20

2

18

6.

Приём мяча после подачи снизу двумя руками.

20

2

18

7.

Двусторонняя игра

38

2

36

 

Итого

158

10

148

Второй год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Приём и передача мяча сверху двумя руками.

20

1

19

2.

Приём и передача мяча снизу двумя руками.

20

1

19

3.

Приём мяча после подачи снизу двумя руками.

20

1

19

4.

Подача мяча через сетку снизу с 6 – 8 метров.

20

1

19

5.

Одиночное блокирование мяча

20

2

18

6.

Нападающий удар.

20

2

18

7

Учебная игра

38

2

36

 

Итого

158

10

148

Третий год обучения.

№ п/п

Содержание

Количество часов

Теория

Практика

1.

Верхняя прямая передача двумя руками через сетку.

18

1

17

2.

Передача мяча снизу двумя руками через сетку

18

1

17

3.

Групповое блокирование мяча

18

1

17

4.

Подача мяча через сетку сверху

18

1

17

5.

Нападающий и обманный удар по зонам

18

1

17

6.

Приём мяча после подачи и нападающего удара.

18

1

17

7.

Сочетание передач мяча в парах, тройках

18

1

17

8.

Учебно-тренировочная игра

32

1

31

 

Итого

158

8

150

Содержание программы. 

1 год обучения 

 1. Овладение техникой передвижения, остановок, поворотов и стоек. 
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий.  Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности на занятиях волейболом. 

2. Освоение техники приема и передачи мяча. 
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. 

3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей 
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. 

4. Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму). 
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег с ведением и без ведения мяча и др.; метания в цель различными мячами ,жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. 

5.Развитие выносливости 
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 минут. 

6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. 
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Ведение мяча с высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. 
Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. 

7.Освоение техники нижней прямой подачи. 
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. 
Нижняя прямая подача через сетку. 

8.Освоение техники прямого нападающего удара. 
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 

9.Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. 
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. 

10.Освоение тактики игры. 
Тактика свободного нападения, 
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) 
Позиционное нападение с изменением позиций. 

11.Знания о физической культуре. 
Терминология избранной спортивной игры; техника приема, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). 

12.Овладение организаторскими умениями. 
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры. 

2 год обучения 

1.Овладение и совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек. 
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений (перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности при занятиях волейболом. 

2. Освоение и совершенствование техники приема и передачи мяча. 
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. Передача мяча над собой, во встречных колоннах. Отбивание мяча кулаком через сетку. 
Передача мяча у сетки и в прыжке через сетку. Передача мяча сверху, стоя спиной к цели. 

3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей 
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. 
Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. 

4. Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму). Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег; метания в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. 

5. Развитие выносливости 
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 мин. 

6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. 
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Верхняя передача над собой в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. 

7.Освоение техники нижней прямой подачи. 
Нижняя прямая подача с расстояния 3-6 м от сетки. 
Нижняя прямая подача через сетку. 
Нижняя прямая подача мяча в заданную часть площадки. Прием мяча после подачи. Прием мяча отраженного сеткой.

8.Освоение и совершенствование техники прямого нападающего удара. 
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 
Прямой нападающий удар при встречных передачах. 

9.Закрепление техники перемещений, владения мячом и развитие координационных способностей. 
Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. 

10.Освоение тактики игры. 
Тактика свободного нападения, 
Позиционное нападение без изменения позиций игроков (6:0) 
Позиционное нападение с изменением позиций. 
Игра в нападении в зоне 3. Игра в защите. 

11.Знания о физической культуре. 
Терминология избранной спортивной игры; техника приема, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). 

12.Овладение организаторскими умениями. 
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры. 

13. Соревновательная подготовка.

3 год обучения.

1.Совершенствование техники передвижения, остановок, поворотов и стоек. 
Стойка игрока. Перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Ходьба, бег и выполнение заданий. Комбинация из освоенных элементов техники передвижений ( перемещение в стойке, остановки, ускорения). Правила техники безопасности при занятиях волейболом. 

2.Совершенствование техники приема и передачи мяча. 
Передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед. Передачи мяча над собой, то же через сетку. Варианты техники приема и передачи мяча. 

3.Овладение игрой и комплексное развитие психомоторных способностей 
Игра по упрощенным правилам мини-волейбола. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков (2:2, 3:2, 3:3) и на укороченных площадках. 

4.Развитие координационных способностей (ориентирование в пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, дифференцирование силовых, пространственных и временных параметров движений, способностей к согласованию движений и ритму). 
Упражнения по овладению и совершенствованию в технике перемещений и владения мячом, типа бега с изменением направления, скорости, челночный бег; метание в цель различными мячами, жонглирование, упражнения на быстроту и точность реакций, прыжки в заданном ритме, всевозможные упражнения с мячом, выполняемые также в сочетании с бегом, прыжками, акробатическими упражнениями и др. Игровые упражнения типа 2:1, 3:1, 2:2, 3:2, 3:3. 

5.Развитие выносливости 
Эстафеты, круговая тренировка, подвижные игры с мячом, двухсторонние игры длительностью от 10 до 20 мин. 

6.Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей. 
Бег с ускорением, изменением направления, темпа, ритма, из различных положений. Передача мяча снизу над собой в высокой, средней и низкой стойке с максимальной частотой. Подвижные игры, эстафеты с мячом и без мяча. Игровые упражнения с набивными мячами, в сочетании с прыжками, метаниями и бросками мячей разного веса в цель и на дальность. 

7.Освоение техники верхней подачи. 
С
овершенствование техники подачи мяча снизу прямой и верхней. 

8.Совершенствование техники прямого нападающего удара. 
Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером. 
Варианты нападающего удара через сетку. 

9.Совершенствование техники защитных действий. 
Варианты блокирования нападающих ударов (одиночное и вдвоем), страховка. 
 
10.Совершенствование тактики игры. 
Тактика свободного нападения. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. 

11.Знания о физической культуре. 
Терминология избранной спортивной игры; техника ловли, передачи, тактика нападения. Правила и организация волейбола (цель и смысл игры, игровое поле, количество участников, поведение игроков в нападении и защите). 

12.Овладение организаторскими умениями. 
Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию волейбола, помощь в судействе. Комплектование команды, подготовка места проведения игры. 

13. Соревновательная подготовка.  

Список использованной литературы.

Литература для учителя:

  1. Белич С. Подача и прием мяча в волейболе. Журнал «Спорт в школе», № 8, 2008
  2. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры, М - «Физкультура и спорт» 2005г.
  3. Железняк Ю. Слуцкий Л. Волейбол в школе. – М. Просвещение: 2009.
  4. Клещев Ю.Н. Волейбол. –М. Физкультура и спорт, 2003.
  5. Лепешкин В.А. Волейбол в школе. Обучение тактике игры. – М. Чистые пруды, 2007 г.
  6. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. -        Москва, «Физкультура и спорт» 1991 год.
  7. Найминова Э. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2001 г.
  8. Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. Волейбол. -М. Физкультура и спорт, 2003.

Литература для учащихся:

  1. Журнал «Физкультура и спорт»

               

            КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1-3

 Правила игры и соревнований. Техника передач.

3

4-8

Техника верхних передач. Игра

5

9-12

Техника нижних передач. Игра

4

13-16

Групповые упражнения. Игра

4

17-20

Упражнения в движении. Учебная игра

4

21-25

Техника нижней прямой подачи. Учебная игра

5

26-30

Техника верхней прямой подачи. Учебная игра.

5

31-36

Игровые взаимодействия. Учебная игра

6

37-40

Групповые упражнения. Учебная игра.

4

41-45

Одиночное блокирование. Учебная игра.

5

46-52

Верхняя передача мяча в прыжке.  Учебная игра

7

53-56

 Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра

4

57-61

Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра

4

62-64

Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра.

3

65-70

Техника верхней прямой подачи. Учебная игра.

6

71-75

Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра

5

76-80

Сочетание способов перемещений .  Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра.

5

81-86

Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра.

6

87-90

Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра.

4

91-94

Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра.

3

95-97

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра.

3

98-102

Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра.

5

103-107

Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра.

5

108-112

 Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра.

5

113-117

Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра.

5

118-122

Чередование способов приема мяча. Подача мяча на игрока, слабо владеющего приемом Учебная игра.

5

123-127

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра.

5

128-130

Прием мяча снизу двумя руками. Нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра.

3

131-136

Передача мяча снизу после перемещения. Зонное блокирование. Учебная игра.

6

137-139

Прием мяча снизу двумя руками от сетки, Одиночное блокирование. Учебная игра.

3

140-142

Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Прямой нападающий удар. Учебная игра.

3

143-145

Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара и обман одной рукой.  Учебная игра.

3

146-148

Чередование способов передачи мяча. Чередование способов нападающего удара. Учебная игра.

3

149-151

Чередование способов подач. Имитация второй передачи и обман. Учебная игра.

3

152-154

Имитация передачи в прыжке. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра.

3

155

ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Учебная игра.

1

156

Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра.

1

157-158

Выбор способов отбивания мяча через сетку. Взаимодействие игроков передней и задней линии. Учебная игра.

2

Детей, посещающих творческое объединение «Волейбол», педагог ДО Стеценко В.М., 2012 – 13 уч. год.

                                                  Программа «Волейбол». 1 группа.

п/п

Фамилия, имя,

    отчество.

Год

обуче

ния

Школа

класс

Националь

    ность

Адрес, телефон

Сведения о родителях

Место работы родителей

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11

12

13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПО ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ для обучающихся 7-11 лет срок реализации программы 4 года

Программа является нормативным документом, регламентирующим деятельность тренеров-преподавателей, учителей физкультуры  в условиях общеобразовательной школы для вне учебной деятельности...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

Образовательная программа дополнительного образования «ВЯЗАНИЕ». Возрастной диапазон - 11 – 14 лет. Срок реализации программы – 3 года.

Дополнительная образовательная  программа  основного  курса «Вязание» является составной частью учебно-методического  комплекса   МОУ  ДОдД «Центр  дополн...