Образовательная программа дополнительного образования детей "Волейбол"
методическая разработка по физкультуре

Программа дополнительного образования.

Секция волейбол

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voleybol.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

Санаторный детский дом №39

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Образовательная программа

 дополнительного образования детей

 «Волейбол»

( модифицированная )

Срок реализации программы:- 6 лет

Год разработки - 2013

Форма организационной деятельности- спортивная секция

Возрастная категория: 11-16 лет

Составитель:

Холмовский Сергей Сергеевич

инструктор по физкультуре

г. Москва

2013

                                                          Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                3-5 стр.
  2. Учебно – тематическое планирование                       6-8 стр.
  3. Содержание программы                                              9- 12 стр.
  4. Список литературы                                                      13  стр.    

                                                  Пояснительная записка

В настоящее время, из-за большой учебной нагрузки и увлечения компьютерными играми существует проблема недостатка двигательной активности у школьников, и занятия спортом помогают решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, она направлена  на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития. В процессе игр у детей формируется такие жизненно важные качества как  упорство, честность,    мужество, смелость, взаимовыручка

 Спортивные игры оказывают существенное влияние на процесс физического и психического развития личности, не даром в педагогической литературе встречаются мнения о доминирующем влиянии спортивных игр на процесс физического развития человека. И даже существует мнение о том, что спортивные игры в полной мере могут заменить другие виды физической деятельности, благодаря тому разнообразию движений, которые они в себе несут. Занятия спортивными играми всесторонне воздействуют на организм, развивают такие физические качества как сила, быстрота , выносливость, гибкость, координацию движений. Существенно влияют на  развитие -физиологических систем организма, на воспитание морально-волевых качеств.  

  Цель:  Программа секции предусматривает овладение техническими приемами и тактическими действиями, приобретение необходимых знаний и умений для проведения судейства в волейболе

Задачи:

- развитие качеств, необходимых волейболисту — быстроты, силы, выносливости, ловкости;

- изучение основных приемов техники игры и простейших тактических действий в нападении и защите;

- ознакомление с некоторыми теоретическими сведениями о влиянии физических упражнений на организм занимающихся и об игре в волейбол;

- укрепление и развитие  опорно-двигательного аппарата и мышечной системы

- воспитание морально-волевых качеств

- развитие дыхательной  и сердечно сосудистой систем организма

- повышение интереса к занятиям физической культуры.

- формирование здорового образа жизни

Программа предусматривает изучение избранного вида спорта по следующим разделам:

1.  Общие основы волейбола.
2.  Основы техники и тактики волейбола..
3.  Основы физической подготовки в волейболе.

Основные принципами обучения являются: принцип последовательности ( от простого к сложному), принцип систематичности (регулярное выполнение   совершенствование техники упражнений и изучение новых упражнений чередование работы и отдыха.), принцип доступности ( постановка реальных задач), принцип наглядности( демонстрация упражнений, словесное описание, фото материалы), принцип сознательности и активности( осмысленное посещение занятий).

   Методика обучения

В обучение элементам игры волейбол выделяется три этапа: ознакомление , разучивание и закрепление, каждый этап включает в себя подводящие, подготовительные, закрепляющие  упражнения, подобранные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей , а так же с учетом физической подготовленности занимающихся. Основные методы: строго регламентированного упражнения, частично регламентированного упражнения, игровой. Программа включает в себя набор комплексов разноуровневых одиночных и групповых упражнений применяемых как в обычной так и в групповой формах.

Программа секции «Волейбол» рассчитана на 1 года обучения детей 11-18 лет.

Занятия проходят 2 часа в неделю

Прогнозируемые результаты: освоение основных элементов игры, знание основ тактики игры и взаимодействия игроков, освоение основ судейства, развитие физических качеств необходимых волейболисту.  

Основными формами подведения итогов работы являются нормативные тесты, соревнования между занимающимися.

                               

Учебно-тематический план  

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1-2

 Правила игры и соревнований. Техника передач.

2

3-4

Техника верхних передач. Игра

2

5-6

Техника нижних передач. Игра

2

7-8

Групповые упражнения. Игра

2

9-10

Упражнения в движении. Учебная игра

2

11-12

Техника нижней прямой подачи. Учебная игра

2

13-14

Техника верхней прямой подачи. Учебная игра.

2

15-16

Игровые взаимодействия. Учебная игра

2

17-18

Групповые упражнения. Учебная игра.

2

19-20

Одиночное блокирование. Учебная игра.

2

21-22

Верхняя передача мяча в прыжке.  Учебная игра

2

23-24

 Прием мяча снизу двумя руками. Учебная игра

2

25-26

Прямой нападающий удар через сетку. Учебная игра

2

27-28

Упражнения с мячом в парах через сетку. Учебная игра.

2

29-30

Техника верхней прямой подачи. Учебная игра.

2

31-32

Передача мяча сверху двумя руками из глубины площадки. Прямой нападающий удар. Учебная игра

2

33-34

Сочетание способов перемещений .  Прием мяча снизу двумя руками от сетки. Учебная игра.

2

35-36

Передача мяча снизу двумя руками. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра.

2

37-38

Передача мяча одной рукой сверху, имитация нападающего удара. Учебная игра.

2

39-40

Прием снизу двумя руками. Одиночное блокирование. Учебная игра.

2

41-42

Влияние физических упражнений на организм занимающихся. Групповое блокирование. Учебная игра.

2

43-44

Чередование способов передачи мяча. Блокирование ударов с задней линии. Учебная игра.

2

45-46

Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара. Учебная игра.

2

47-48

 Передача мяча одной рукой сверху в прыжке. Нападающий удар с задней линии. Учебная игра.

2

49-50

Чередование способов подач. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра.

2

51-52

Чередование способов приема мяча. Подача мяча на игрока, слабо владеющего приемом Учебная игра.

2

53-54

Передача мяча сверху двумя руками, стоя спиной к направлению передачи. Учебная игра.

2

55-56

Прием мяча снизу двумя руками. Нападающий удар сильнейшей рукой. Учебная игра.

2

57-58

Передача мяча снизу после перемещения. Зонное блокирование. Учебная игра.

2

59-60

Прием мяча снизу двумя руками от сетки, Одиночное блокирование. Учебная игра.

2

61-62

Передача мяча двумя руками сверху в прыжке. Прямой нападающий удар. Учебная игра.

2

63-64

Чередование способов приема мяча. Имитация нападающего удара и обман одной рукой.  Учебная игра.

2

65-66

Чередование способов передачи мяча. Чередование способов нападающего удара. Учебная игра.

2

67-68

Чередование способов подач. Имитация второй передачи и обман. Учебная игра.

2

69-70

Имитация передачи в прыжке. Взаимодействие игроков передней линии. Учебная игра.

2

71-72

ОФП. Взаимодействие игроков задней линии. Учебная игра.

2

73-74

Сочетание одиночного и группового блокирования. Учебная игра.

2

75-76

Выбор способов отбивания мяча через сетку. Взаимодействие игроков передней и задней линии. Учебная игра.

2

                                                   

         Содержание программы. 

Техническая подготовка

   Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока(исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.

   Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте  после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.

     Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

     Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).

     Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

                                Тактическая подготовка 

  Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

    Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.

   Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.

   Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Общефизическая подготовка (на каждом занятии)

 Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

      Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого . Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.

       Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением  до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.

Соревнования

Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

    Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год(декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.

                           Контрольные испытания.

общефизическая подготовка.

Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения  в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.

       Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат. 

       Техническая подготовка.

      Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.

       Испытание на точность передачи через сетку.

        Испытания на точность подач.

        Испытания на точность нападающего удара.

         Испытания в защитных действиях.                                                                                                            Тактическая подготовка.

 Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или

 выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.

   

Список литературы

1.Спортивные игры:техника,тактика,методика обучения;

Учебник для студентов высших педагогических учреждений под редакцией Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. 2-е издание Москва 2004г. 520 стр.

2.Железняк Ю.Д. Волейбол.У истоков мастерства Москва "Фаир-пресс" 1998 г. 336 стр.

3.Соловьева.Н.И. Волейбол.Основы методики обучения.Учебно- методическое пособие.Ярославлб.издательство ЯГПУ им.Ушинского 2008, 32 стр.

4. Общеразвивающие и специальные упражнения, методические рекомендации по общей и специальной физической подготовке. Составитель А. П. Колтановский., г. Москва 1979г.

5.Настольная книга учителя физической культуры. Составитель Г. И. Погадаев, - М.: Физкультура и спорт, 2000г. 496 стр.

6. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста. Методическое пособие. Составитель Муравьев В. А., Назарова Н. Н.

Волейбол в школе, пособие для студентов вузов Составитель Железняк Ю. Д.  Москва 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Волейбол» (спортивное направление) Возраст обучающихся: 11-16 лет Срок реализации программы: 3 года

Образовательная  программа дополнительного образования имеет физкультурно-спортивную направленность, модифицированная,  трехгодичная, рассчитана на обучающихся с 11 до 16 лет и предназначена...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Волейбол»

Общеразвивающая программа «Волейбол» имеет физкультурно-спортивную направленность. Уровень освоения программы общекультурный.Занятия в объединении волейбола призваны сформировать у обучающихся устойчи...