Программа внеурочной деятельности "Спортивная мозаика"
презентация к уроку по физкультуре на тему

Осипова Ирина Олеговна

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.                                                                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon внеурочка128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования.

 Как сказал премьер-министр  РФ Д.А. Медведев, именно система дополнительного образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и реализовывать свои идеи.

                                          В ближайшее время педагогу предстоит работать в условиях   увеличивающегося  расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням материальной обеспеченности и уровням общей образованности, в конкуренции с плотно работающими с сознанием ребёнка различными средствами массовой информации (телевидение, Интернет, печать)  и видео-аудио- компьютерной индустрии, на фоне резкого снижения уровня чтения, особенно классической художественной литературы; при                                                             ограниченности общения детей со сверстниками вне школы и внешкольных занятий;  а так же:                                                                                                                    - неучастия современных детей в деятельности детских и подростковых общественных организаций;                                                                                    - разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих от реальности;                                                                                           - экспансии молодёжной субкультуры, ориентирующей молодых людей на существование в обществе потребления;                                                               - нарастания межнациональных, межконфессиональных, межвозрастных и разного рода межгрупповых напряжений.

 Таким образом, актуальность внеурочных занятий обусловливается:                       - мировыми и отечественными тенденциями изменения условий формирования личности;                                                                                           - необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей;                                                                                                                  - спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.                                                                               Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся  должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать  новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения. 

Организация внеурочной деятельности.

Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты.                                                                                                 Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении мета - предметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека возрастает удельный вес внеурочной деятельности, так как   ученик выбирает, чем будет заниматься исходя из своих интересов, мотивов.        Ведь согласно требованиям стандарта к организации ВУД школьников     часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся, все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.  Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. 

Цель внеурочной деятельности является создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

В связи с этим каждой школе приходится решать следующие задачи организации внеурочной деятельности:                                                                 - изучить  пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения.                                                                                                                                - определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных  классов.                                                 - проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её  реализации в собственном образовательном учреждении.                                                                               - разработать  рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.                                                                                                                    - овладеть методами  и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.                           - эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

И практически каждая школа сталкивается с проблемами организации и введения внеурочной деятельности.

 К ним можно отнести:  и организацию выбора программ внеурочной деятельности учащимися, и заключение договора о совместной деятельности с учреждениями системы дополнительного образования, организацию двухразового питания, индивидуализацию нагрузки ребенка с учетом его физических возможностей, презентацию курсов внеурочной деятельности для родителей, необходимо современное нормативно-правовое обеспечение внеурочной деятельности, совмещение расписания уроков и внеурочных занятий, не хватку помещений для занятий внеурочной деятельностью, отсутствие программно – методического обеспечения, трудности в составлении программ.

И нашей школе пришлось преодолевать эти трудности. Педагогический коллектив определил основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, общекультурное, обще-интеллектуальное, социальное и спортивно-оздоровительное. Был утвержден кадровый состав обеспечивающий проведение внеурочной деятельности.

Реализация внеурочной деятельности.

 Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

–  овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

-  формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Я представляю спортивное направление внеурочной деятельности.                       В организации занятий прежде всего пришлось решать проблему отсутствия пригодных для занятий помещений. Здание щколы спроектировано и построено в 60-е годы прошлого века, в ней нет актового зала, да и размеры единственного спортивного зала практически равны волейбольной площадке.

И если урочная деятельность для начальной школы организована в спортивном зале и на спортивной площадке, то для внеурочных занятий зал  не всегда может быть использован, так как там проходят уроки средней и старшей школы и занятия спортивных секций.

Когда позволяет погода, внеурочные занятия проходят на свежем воздухе. Если же погодные условия неблагоприятны, то мы используем помещение рекреации  на этаже, занимаемом начальной школой.

Для спортивных занятий был приобретён инвентарь, позволяющий эффективно и разнообразно проводить занятия с учащимися.

Исходя из этих данностей и руководствуясь требованиями СанПиНа, на основании  положений Федерального государственного образовательного стандарта, была составлена программа для занятий спортивного направления начальной школы во внеурочной деятельности.  

                                              Целью данной программы является физическое воспитание учащихся 1-2 класса.

Достижение этой цели решают следующие задачи:                                                                   - укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия;

- содействие гармоническому физическому развитию; выработка       устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

- овладение школой движений; 

- развитие координационных пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве и кондиционных способностей, формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влияние физических упражнений на состояние здоровья;

- выработку представлений об основных видах спорта, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов, формирование коммуникативных компетенций.

Содержание курса «СПОРТИВНАЯ МОЗАИКА».

Координационные упражнения на основе комплекса йоги.

Профилактические комплексы зрительной и дыхательной гимнастики.

Игры на развитие мелкой моторики : пальчиковая гимнастика. Пальчиковые упражнения совершенствуют умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Многим ученикам задания знакомы с дошкольной подготовки, они с удовольствие декламируют стихи и выполняют упражнения.

Подвижные игры. Игра – не имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая помогает ребёнку само реализоваться  В игре преодолеваются трудности, даётся выход энергии. Элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Формируются нормы поведения, развитие социальных способностей и умений. Основы игровой деятельности направлены на совершенствование, прежде всего естественных движений. Элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу), и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнёром, командой и соперником).

Подвижные игры на материале гимнастики с элементами строя и обще развивающих упражнений, с основами акробатики :

В программный материал входят простейшие виды построений и перестроений (Класс смирно!; У ребят порядок строгий; Быстро по местам ), большой круг обще развивающих упражнений без предметов и с разнообразными предметами, упражнения в лазании, в равновесии, несложные акробатические и танцевальные упражнения. Акробатические упражнения разносторонне влияют на организм детей, но особенное значение их заключается в сильном воздействии на вестибулярный аппарат. С помощью этих упражнений наиболее эффективно развивается ориентировка в пространстве, чувство равновесия.                          Упражнения для развития равновесия. Умение сохранять равновесие весьма важно в жизненной практике человека. Оно отчетливо проявляется в ряде сложных движений и положений тела, связанных с быстротой перемещения, быстротой смены положений, непривычностью позы, уменьшением и повышением площади опоры. Упражнения в равновесии, кроме того, способствуют развитию координации движений, ориентировки в пространстве, самообладания, смелости.                                               Танцевальные упражнения помогают улучшить осанку, выработать плавность, легкость и непринужденность походки. Это своеобразная азбука выразительности и грациозности движений. В программе для начальных классов танцевальные упражнения представлены в виде подготовительных упражнений, танцевальных элементов и их комбинаций — танцевальных игр и танцев. Подготовительные танцевальные упражнения помогают научить детей принимать правильное и устойчивое положение туловища, соблюдать точные направления в движениях рук и ног, избавиться от скованности.

Подвижные игры на материале легкой атлетики.

Бег, прыжки, метание. Используются, чаще всего, в виде эстафет и полос препятствий.

Подвижные игры на материале лыжной подготовки.

Ознакомление с простейшими правилами обращения с лыжным инвентарём, обучение основным строевым приёмам с лыжами.

Подвижные игры на материале спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) используются для начальной школы по упрощенным правилам.

Подвижные игры для формирования правильной осанки. Они выделены особо, поскольку осуществление этой задачи имеет  важное   значение в начальной школе.

Подвижные игры на свежем воздухе.

Командные игры типа веселых стартов, старты надежд, с преодолением полосы препятствий, игры на лыжах.

Примерное календарно-тематическое планирование

Внеурочные занятия физической культурой                                                                           «Спортивная мозаика» (68 ч.)                                                       Класс : 2

п/п

Дата

        Название темы  

1.

Сент.

Пальчиковая гимнастика. Зрительная гимнастика. Подвижная игра «Хвосты».

2.

Сент.

Упражнения для мимики лица. Прыжки со скакалкой, игра «Удочка».

3.

Сент.

Упражнения для формирования правильной осанки. Игры: «Живая цепочка»,

«С кочки на кочку».

4.

Сент.

Ходьба с изменением длины и частоты шага. Эстафеты.

Игра «Запрещённое движение».

5.

Сент.

Прыжки через скакалку. Игры на внимание «Вызов номеров»

6.

Сент.

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?». Игра « К своим флажкам».

7.

Сент.

Чередующий бег. Прыжки через скакалку. Игра «Конники-спортсмены».

8.

Сент.

Гимнастические упражнения на коврике. Игра  «Два и три».

9.

Окт.

Полоса препятствий «Морское приключение»

10.

Окт.

Пальчиковая гимнастика. Игры: «Хитрая лиса», «Волк во рву».

11.

Окт.

Комплекс упражнений дыхательной и звуковой гимнастики. Игра «Мышеловка»

12.

Окт.

Танцевальные упражнения. Игра «Третий лишний».

13.

Окт.

Йога в игре. Игры: « Запрещенное движение», «Охотники и утки».

14.

Окт.

Боковые перекаты . Игра «Проползи – не урони».

15.

Окт.

Полоса препятствий «Прогулка в лесу».

16.

Окт.

Эстафеты и подвижные игры на скорость «Волк во рву», «Невод».

17.

Нояб.

Пальчиковая гимнастика. Игра «Охотники и утки».

18.

Нояб.

ОРУ с мячом. Игра в футбол по упрощённым правилам.

19.

Нояб.

Мимические упражнения. Прыжки со скакалкой. Игра «Удочка».

20.

Нояб.

Гимнастические упражнения на коврике. Игра «К своим флажкам».

21.

Нояб.

Эстафеты и игры с в/мячом.

22.

Нояб.

Комплекс упражнений для глаз. Игра «Третий лишний».

23.

Нояб.

Упражнения для формирования правильной осанки. Игра «Два и три».

24.

Нояб.

Психогимнастика. Игра «Охотники и утки».

25.

Дек.

Танцевальные упражнения. Игра «Волк во рву».

26.

Дек.

Дыхательная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Игра «Хвосты», «Невод».

27.

Дек.

Комплекс упражнений дыхательной и звуковой гимнастики. Игра «Хитрая лиса».

28.

Дек.

Полоса препятствий «Морское приключение».

29

Дек.

Упражнения на  гимнастическом коврике. Игра «Хитрая лиса».

30.

Дек.

Йога в игре. Игры: «Запрещенное движение», «Море волнуется».

31.

Дек.

Упражнения в группировке, боковые перекаты. Игра «Проползи – не урони».

32.

Дек.

Эстафеты и подвижные игры.

33.

Янв.

Прогулка по лыжне. Игра в снежки: «Кто дальше бросит?»

34.

Янв.

ОРУ на лыжах без палок. Игра «Веселые пингвины».

35.

Янв.

ОРУ на лыжах с палками. Игра «Воротики».

36.

Янв.

Катание с горки на санках и лыжах. Игра в снежки «Кто дальше бросит?»

37.

Янв.

Повороты на лыжах переступанием на месте. Игра «Воротики».

38.

Янв.

Спуски с горки в высокой стойке лыжника. Игра «Весёлые пингвины»

39.

Янв.

Катание на санках с горки. Игры «Подними предмет», «Через ворота».

40.

Февр.

Эстафеты с гимн. скакалкой, палкой, обручем, фитболом.

41.

Февр.

Комплекс дыхательной и звуковой гимнастики. Йога в игре.

Игры «Хитрая лиса», «Море волнуется»

42.

Февр.

Движение по пересечённой местности. Игра «Кто дальше бросит?»

43.

Февр.

Упражнения на гимнастической скамейке. Подвижная игра «Дед Мороз».

44.

Февр.

Спуски с горки на лыжах, санках, ледянках. Игра «Веселые пингвины».

45.

Февр.

Упражнения на гимнастическом коврике. Игра «Дед Мороз»(«Колдунчики»).

46.

Февр.

Пальчиковая гимнастика. Упражнения для мимики лица. Игра «Охотники и утки».

47.

Февр.

Прыжки со скакалкой. Упражнения в равновесии стоя на месте и в движении.

Игра «Круговые салки», «Волк во рву».

48.

Март.

Танцевальные упражнения. ОРУ в парах. Игра «Охотники и утки».

49.

Март.

Упражнения в группировке, перекаты, кувырки. Игра «Два и три».

50.

Март.

Упражнения с фитнесболом (в равновесии, силовые, координационные)

51.

Март.

Танцевальные упражнения. Игра «Дед Мороз»

52.

Март.

Комплекс дыхательной гимнастики. Игра «Конники-спортсмены».

53.

Март.

Дыхательная гимнастика. Зрительная гимнастика. Игра «Охотники и утки».

54.

Март.

Эстафеты с мячом. Игра в футбол по упрощённым правилам.

55.

Апр.

Йога в игре. Подвижная игра «Северный и южный ветер».

56.

Апр.

Танцевальные упражнения. Игра «Третий – лишний».

57.

Апр.

Пальчиковая гимнастика. Игра «Хитрая лиса».

58.

Апр.

Упражнения на гимнастическом коврике. Игра «Северный и южный ветер».

59.

Апр.

Упражнения для формирования правильной осанки. Игра «Мышеловка».

60.

Апр.

Йога в игре. Игра «Мышеловка», «Проползи – не урони».

61.

Апр.

Упражнения в равновесии. Игра «Два Мороза».

62.

Апр.

ОРУ с  мячом. Игра «Не давай мяч водящему».

63.

Май.

Беговые упражнения. Игра в футбол по упрощенным правилам.

64.

Май.

Гимнастическая полоса препятствий «Прогулка в лесу».

65.

Май.

Метание т/мяча с места. Подвижная игра «Кто дальше?»

66.

Май.

«Весёлые старты». Прыжки со скакалкой. Игра «Удочка».

67.

Май.

Комплекс упражнений дыхательной и звуковой гимнастики. Игра «Хитрая лиса».

68.

Май.

Лапта по упрощенным правилам. Игры по выбору.

Использованная литература:

  Физическая культура. Учебник для начальной школы.  (1–2 классы). Егоров Б.Б., Пересадина Ю.Е.  – М. : Баласс, 2011. – 80 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).

Физическая культура: Учебник для 1-4 классов / В.Н. Шаулин, А.В. Комаров, И.Г. Назаров, Г.С. Шустиков. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. – 176 с.: ил.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Программа внеурочной деятельности для учащихся первых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся первых классов...

Программа внеурочной деятельности для учащихся третьих классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности  для учащихся третьих  классов...

Программа внеурочной деятельности "Пластилиновая мозаика"

Данная программа помогает обеспечивать своевременное и всестороннее развитие личности, с учётом его индивидуальных возможностей. Дети разного уровня развития могут быть одинаково успешными т.к. есть в...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Лаборатория «Химическая мозаика» составлена на основе примерной разработана программы внеурочной деятельности.В.А Горского - М: «Прос...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 5 классов

Программа внеурочной деятельности по математике   «Математическая мозаика» для учащихся 5 класса направлена на  развитие математических способностей учащихся, логического мы...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 6классов

Программа  внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математическая мозаика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандар...