Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 5 классов
рабочая программа по математике (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по математике «Математическая мозаика» для учащихся 5 класса направлена на развитие математических способностей учащихся, логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Учащиеся получат более глубокие знания по следующим темам математики: «Числа», «Логические задачи», «Головоломки и фокусы», «Оригами, геометрия клетчатой бумаги», «Исторические миниатюры», «Занимательные задачи», что будет способствовать повышению мотивации к предмету. Практическая работа со энциклопедиями, словарями,практикумы решения математических задач, конкурсы на занятиях помогут учащимся в формировании познавательного интереса, научат работать в команде, составлять учебные проекты. Программа составлена на учебный год- 34 занятия (1 час в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_mozaika_5_klass.docx | 23.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности по математике «Математическая мозаика» для учащихся 5 класса направлена на развитие математических способностей учащихся, логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Учащиеся получат более глубокие знания по следующим темам математики: «Числа», «Логические задачи», «Головоломки и фокусы», «Оригами, геометрия клетчатой бумаги», «Исторические миниатюры», «Занимательные задачи», что будет способствовать повышению мотивации к предмету. Практическая работа со энциклопедиями, словарями,практикумы решения математических задач, конкурсы на занятиях помогут учащимся в формировании познавательного интереса, научат работать в команде, составлять учебные проекты. Программа составлена на учебный год- 34 занятия (1 час в неделю).
Цель курса
1.Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
2.Научить конструировать, наблюдать,
3. Научить выстраивать логические цепочки рассуждений.
4. Проводить эксперименты
Формы проведения занятий:
- интерактивные лекции,
-практикумы решения математических задач
- дидактические игры,
- практическая работа со словарями, справочниками , энциклопедиями, ЭОР,
-олимпиады
- составление кроссвордов, ребусов
- конкурсы
Технологии:
1) Проблемное обучение
2) Модульное обучение
3) Развивающее обучение
4) Дифференцированное обучение
5) Игровое обучение
Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике
как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии
цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной
деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития,
формирование механизмов мышления, характерных для математической
деятельности.
.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
∙ Регулятивные УУД:
1)контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном
2)прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль
в форме сличения способа действия и его результата
3) коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в
случае расхождения результата от эталона.
4) синтез как составление целого из частей
5) планирование в виде построения последовательности промежуточных целей
∙ Познавательные УУД:
1) анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
2) синтез как составление целого из частей
3) сравнение и классификация по заданным объектам
4) установление причинно-следственных связей;
5) построение логической цепочки рассуждений
6) пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, интернетом в поиске нужной информации
∙ Коммуникативные УУД:
1)построение речевых высказываний, постановка вопросов.
2) договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
3) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
4) уметь слушать других, считаться с мнением других.
5) слышать и слушать других, принимать иную точку зрения
∙ Личностные УУД:
1) нравственно – эстетическое оценивание, самопознание
2) потребность в содержательном общении
Результаты курса
Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические
фигуры, уметь строить плоские и пространственные фигуры, уметь делать оригами. Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, решать несложные логические задачи, производить расчёты наиболее удобным способом в уме, видеть разнообразное применение математики в быту и различных жизненных ситуациях.
Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.
Уметь работать в группе.
Уметь оценивать свою работу.
Содержание курса
- Числа
- Логические задачи
- Головоломки и фокусы
- Оригами, геометрия клетчатой бумаги
- Исторические миниатюры
- Занимательные задачи
Календарно тематическое планирование.
Тема | Форма занятия | дата | |
1 | Из истории математики: цифры у разных народов. Счёт у первобытных людей. | лекция, презентация | |
2 | Мир больших чисел. | лекция, презентация | |
3 | Ребусы. Старинные меры длины. | лекция, презентация, творческие работы | |
4 | Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц. | практикум решения задач | |
5 | Понятие о выигрышной стратегии. Как играть, чтобы не проиграть? Метод проб и ошибок. | практикум решения задач | |
6 | Метод перебора всех вариантов. Цифровые ребусы. | практикум решения задач | |
7 | Решение олимпиадных задач. Задачи заочного тура. | практикум решения задач | |
8 | Школьный тур олимпиады. | олимпиада | |
9 | Разбор задач школьного тура олимпиады. Старинные меры веса. | практикум решения задач | |
10 | Математическое путешествие. Игра для 5 классов. | игра | |
11 | Приёмы умножения на 11. Признак делимости на 11. Парад чисел. | практикум решения задач, презентация | |
12 | Задачи со спичками. Арифметика Магницкого. Приёмы устного счёта. | практикум решения задач | |
13 | Задачи, решаемые с конца. | практикум решения задач | |
14 | Геометрические головоломки. Танграм. | практическая работа | |
15 | Геометрия нити. Уникурсальные кривые. | лекция, презентация | |
16 | Лабиринты. Использование графов при решении задач. | практикум решения задач | |
17 | Оригами. | практикум решения задач, презентация | |
18 | Турнир смекалистых. | игра | |
19 | Задачи на разрезание фигур. Биографическая миниатюра. Архимед. | лекция, презентация | |
20 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | презентация | |
21 | Перевод чисел из других систем в десятичную и обратно. | практикум решения задач | |
22 | Простейшие действия в других системах счисления. | практикум решения задач | |
23 | Математические фокусы. Биографическая миниатюра. Пифагор. | лекция, презентация | |
24 | Задачи – шутки. Приёмы счёта: деление на 25, 50, 125 | практикум решения задач, презентация | |
25 | Высказывания. Обозначения в логике. | лекция, презентация | |
26 | Решение задач конкурса «Кенгуру». | практикум решения задач | |
27 | Утверждения типа «хотя бы один». Старинные задачи. | практикум решения задач | |
28 | О доказательстве общих утверждений. | практикум решения задач | |
29 | Равносильность предложений. Приёмы счёта .Умножение на 9, 99, 999… | практикум решения задач | |
30 | Определения. Задачи в стихах. | практикум решения задач | |
31 | Геометрические фокусы. | практикум решения задач | |
32 | Геометрические иллюзии. | практикум решения задач | |
33 | Проценты в прошлом и настоящем. | творческие работы | |
34 | Использование процентов в быту. | творческие работы | |
Резерв времени | Решение олимпиадных задач. Викторина «Кто хочет стать отличником?2 | игра |
4. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности учащихся:
Презентации, газеты, плакаты, выступление на неделе математике.
Литература
1) ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия—М.: Дрофа,2012
2) М.И. Башмаков Математика в кармане «Кенгуру»—М.: Дрофа.2011.
3) Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные олимпиады—М.: Просвещение, 2010
4) Форкрв А.В. Математические олимпиады—М.: издательство «Экзамен», 2006
5) Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 классов. — М.: Илекса, 2003
6) Трошин В.В Занимательные дидактические материалы по математике»—М.:
Глобус,2008
7) Перельман Я.И. Занимательная математика—М.: Триада-литера, 2007
Материально-техническое и информационное обеспечение:
Образовательные ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"
Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...
рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс "Географический образ Кемеровской области"
программа по краеведению в 6 классе по ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"
Рабочая программа разработана с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"
Программа внеурочного занятия «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...
Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"
Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г
рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)
Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...