Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 5 классов
рабочая программа по математике (5 класс) на тему

Рум Алла Валерьевна

Программа внеурочной деятельности по математике   «Математическая мозаика» для учащихся 5 класса направлена на  развитие математических способностей учащихся, логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.  Учащиеся получат более глубокие знания по следующим темам математики: «Числа», «Логические задачи», «Головоломки и фокусы», «Оригами, геометрия клетчатой бумаги», «Исторические миниатюры», «Занимательные задачи»,  что будет способствовать повышению мотивации к предмету.  Практическая работа со энциклопедиями, словарями,практикумы решения математических задач, конкурсы  на занятиях  помогут  учащимся в формировании познавательного интереса, научат работать в команде, составлять учебные проекты. Программа составлена на учебный год- 34 занятия (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_mozaika_5_klass.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка.

Программа внеурочной деятельности по математике   «Математическая мозаика» для учащихся 5 класса направлена на  развитие математических способностей учащихся, логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе.  Учащиеся получат более глубокие знания по следующим темам математики: «Числа», «Логические задачи», «Головоломки и фокусы», «Оригами, геометрия клетчатой бумаги», «Исторические миниатюры», «Занимательные задачи»,  что будет способствовать повышению мотивации к предмету.  Практическая работа со энциклопедиями, словарями,практикумы решения математических задач, конкурсы  на занятиях  помогут  учащимся в формировании познавательного интереса, научат работать в команде, составлять учебные проекты. Программа составлена на учебный год- 34 занятия (1 час в неделю).

Цель курса

1.Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.

2.Научить конструировать, наблюдать,

3. Научить выстраивать  логические цепочки рассуждений.

4. Проводить эксперименты

                            Формы проведения занятий:

- интерактивные лекции,

-практикумы решения математических задач

- дидактические игры,

- практическая работа со словарями, справочниками , энциклопедиями, ЭОР,

-олимпиады

- составление кроссвордов, ребусов

- конкурсы

                                         Технологии:

1) Проблемное обучение

2) Модульное обучение

3) Развивающее обучение

4) Дифференцированное обучение

5) Игровое обучение

Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:

1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике

как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии

цивилизации и современного общества;

развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной

деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной

культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;

3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития,

формирование механизмов мышления, характерных для математической

деятельности.

.

Планируемые результаты

Универсальные учебные действия:

Регулятивные УУД:

1)контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном

2)прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль

в форме сличения способа действия и его результата

3) коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в

случае расхождения результата от эталона.

4) синтез как составление целого из частей

5) планирование в виде построения последовательности промежуточных целей

Познавательные УУД:

1) анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

2) синтез как составление целого из частей

3) сравнение и классификация по заданным объектам

4) установление причинно-следственных связей;

5) построение логической цепочки рассуждений

6) пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, интернетом в поиске нужной информации

Коммуникативные УУД:

1)построение речевых высказываний, постановка вопросов.

2) договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

3) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

4) уметь слушать других,  считаться с мнением других.

5) слышать и слушать других, принимать иную точку зрения

Личностные УУД:

1) нравственно – эстетическое оценивание, самопознание

2) потребность в содержательном общении

Результаты курса

Учащиеся должны уметь находить в пространстве разнообразные геометрические

фигуры, уметь строить плоские и пространственные фигуры, уметь делать оригами. Уметь выстраивать логические цепочки рассуждений, решать несложные логические задачи,  производить расчёты наиболее удобным способом в уме, видеть разнообразное применение математики в быту и различных жизненных ситуациях.

Научить слушать других, уважать друзей, считаться с мнением одноклассников.

Уметь работать в группе.

Уметь оценивать свою работу.

Содержание курса

  1. Числа
  2. Логические задачи
  3. Головоломки и фокусы
  4. Оригами, геометрия клетчатой бумаги
  5. Исторические миниатюры
  6. Занимательные задачи

Календарно тематическое планирование.

Тема

Форма занятия

дата

1

Из истории математики: цифры у разных народов. Счёт у первобытных людей.

лекция, презентация

2

Мир больших чисел.

лекция, презентация

3

Ребусы. Старинные меры длины.

лекция, презентация, творческие работы

4

Логические задачи. Решение логических задач с помощью таблиц.

практикум решения задач

5

Понятие о выигрышной стратегии.

Как играть, чтобы не проиграть? Метод проб и ошибок.

практикум решения задач

6

Метод перебора всех вариантов. Цифровые ребусы.

практикум решения задач

7

Решение олимпиадных задач. Задачи заочного тура.

практикум решения задач

8

Школьный тур олимпиады.

олимпиада

9

Разбор задач школьного тура олимпиады. Старинные меры веса.

практикум решения задач

10

Математическое путешествие. Игра для 5 классов.

игра

11

Приёмы умножения на 11. Признак делимости на 11. Парад чисел.

практикум решения задач, презентация

12

Задачи со спичками. Арифметика Магницкого. Приёмы устного счёта.

практикум решения задач

13

Задачи, решаемые с конца.

практикум решения задач

14

Геометрические головоломки. Танграм.

практическая работа

15

Геометрия нити. Уникурсальные кривые.

лекция, презентация

16

Лабиринты. Использование графов при решении задач.

практикум решения задач

17

Оригами.

практикум решения задач, презентация

18

Турнир смекалистых.

игра

19

Задачи на разрезание фигур. Биографическая миниатюра. Архимед.

лекция, презентация

20

Системы счисления.  Двоичная система счисления.

презентация

21

Перевод чисел из других систем в десятичную и обратно.

практикум решения задач

22

Простейшие действия в других системах счисления.

практикум решения задач

23

Математические фокусы. Биографическая миниатюра. Пифагор.

лекция, презентация

24

Задачи – шутки. Приёмы счёта: деление на 25, 50, 125

практикум решения задач, презентация

25

Высказывания. Обозначения  в логике.

лекция, презентация

26

Решение задач конкурса «Кенгуру».

практикум решения задач

27

Утверждения типа «хотя бы один». Старинные задачи.

практикум решения задач

28

О доказательстве общих утверждений.

практикум решения задач

29

Равносильность предложений. Приёмы счёта .Умножение на 9, 99, 999…

практикум решения задач

30

Определения. Задачи в стихах.

практикум решения задач

31

 Геометрические фокусы.

практикум решения задач

32

Геометрические иллюзии.

практикум решения задач

33

Проценты в прошлом и настоящем.

творческие работы

34

Использование процентов в быту.

творческие работы

Резерв времени

Решение олимпиадных задач.

Викторина «Кто хочет стать отличником?2

игра

4. Возможные результаты («выходы») проектной деятельности учащихся:

Презентации,  газеты,  плакаты,  выступление на неделе математике.

Литература

1) ШарыгинИ.Ф. ,Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия—М.:  Дрофа,2012

2) М.И. Башмаков Математика в кармане «Кенгуру»—М.: Дрофа.2011.

3) Агаханов Н.Х., Подлипский О.К.  Математика. Районные олимпиады—М.: Просвещение, 2010

4) Форкрв А.В. Математические олимпиады—М.: издательство «Экзамен», 2006

5) Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 классов. — М.: Илекса, 2003

6) Трошин В.В  Занимательные дидактические материалы по математике»—М.:

Глобус,2008

7) Перельман Я.И. Занимательная математика—М.: Триада-литера, 2007

Материально-техническое и информационное обеспечение:

Образовательные ресурсы сети Интернет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...