Рабочая программа внеурочной деятельности "Математическая мозаика" для 6классов
рабочая программа по математике (6 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математическая мозаика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_mozaika_6_klass.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 6 класса по математике «Математическая мозаика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Цель курса
1.Развитие геометрической интуиции, пространственного воображения, глазомера, изобразительных навыков.
2.Научить конструировать, наблюдать,
3. Научить выстраивать логические цепочки рассуждений.
4. Знакомство с историей математики.
5. Выполнять устную прикидку результатов вычислений.
6. Проводить эксперименты
Формы проведения занятий:
- интерактивные лекции,
-практикумы решения математических задач
- дидактические игры,
- практическая работа со словарями, справочниками , энциклопедиями, ЭОР,
-олимпиады
- составление кроссвордов, ребусов
- конкурсы
Технологии:
1) Проблемное обучение
2) Модульное обучение
3) Развивающее обучение
4) Дифференцированное обучение
5) Игровое обучение
Общая характеристика учебного курса
Программа внеурочной деятельности по математике «Математическая мозаика» для учащихся 6 класса направлена на развитие математических способностей учащихся, логического мышления, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе. Учащиеся получат более глубокие знания по следующим темам математики: «Числа. Признаки делимости», «Основы логики. Логические задачи», «Оригами, геометрия клетчатой бумаги», «Исторические миниатюры», «Занимательные задачи», что будет способствовать повышению мотивации к предмету. Занятия рассчитаны на детей, проявляющих интерес к изучению математики.
Практическая работа со энциклопедиями, словарями, практикумы решения математических задач, конкурсы на занятиях помогут учащимся в формировании познавательного интереса, научат работать в команде, составлять учебные проекты. Программа составлена на учебный год - 34 занятия (1 час в неделю).
Работа с учащимися во внеурочное время направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития: формирование представлений о математике
как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии
цивилизации и современного общества;
развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении: создание фундамента для математического развития,
формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Планируемые результаты
Универсальные учебные действия:
-Регулятивные УУД:
1)контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном
2)прогнозирование в виде предвосхищения результата, контроль
в форме сличения способа действия и его результата
3) коррекция в виде внесения необходимых дополнений в план в
случае расхождения результата от эталона.
4) синтез как составление целого из частей
5) планирование в виде построения последовательности промежуточных целей
-Познавательные УУД:
1) анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков
2) синтез как составление целого из частей
3) сравнение и классификация по заданным объектам
4) установление причинно-следственных связей;
5) построение логической цепочки рассуждений
6) пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями, интернетом в поиске нужной информации
Коммуникативные УУД:
1)построение речевых высказываний, постановка вопросов.
2) договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
3) учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
4) уметь слушать других, считаться с мнением других.
5) слышать и слушать других, принимать иную точку зрения
-Личностные УУД:
1) нравственно – эстетическое оценивание, самопознание
2) потребность в содержательном общении
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
1) в личностном направлении:
-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
-умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
2) в метапредметном направлении:
-умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
-умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
-умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
-умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
3) в предметном направлении:
-умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
-развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
- умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание курса
- Удивительный мир чисел.
- Как мы рассуждаем?
- Математическая шкатулка.
- Решение олимпиадных задач.
Календарно тематическое планирование.
Тема занятия | Форма организации занятия | Основные виды деятельности учащихся | |
Тема 1. Удивительный мир чисел. 6 часов | |||
1 | Признаки делимости на 4,25,8,125. | лекция, презентация, практикум решения задач | |
2 | Признак делимости на 11. Совершенные числа. | лекция, презентация, практическая работа со справочниками, практикум решения задач, | |
3 | Признак делимости на 7. Числа Ферма. Пьер Ферма. | лекция, презентация, творческие работы | |
4 | Признак делимости на 13. Дружественные числа. П.Л.Чебышев. | практикум решения задач, творческие работы, проект | |
5 | Алгоритм Евклида. Евклид. | презентация, практическая работа со справочниками, практикум решения задач | |
6 | Свойства НОД и НОК в задачах. | практикум решения задач, работа в группах | |
Тема 4. Решение олимпиадных задач. 2 часа. | |||
7 | Решение олимпиадных задач. Задачи заочного тура. | практикум решения задач | |
8 | Школьный тур олимпиады. | олимпиада | |
Тема 2. Как мы рассуждаем? 12 часов. | |||
9 | Разбор задач школьного тура олимпиады. Высказывания. Общие утверждения. | лекция, презентация | |
10 | Утверждение «Хотя бы один». Решение задач | практикум решения задач, презентация | |
11 | О доказательстве общих утверждений. | практикум решения задач, презентация | |
12 | Математические обозначения. | практикум решения задач | |
13 | Равносильность предложений. | практикум решения задач | |
14 | Понятие отрицания. | практическая работа | |
15 | Отрицание общих высказываний. | лекция, презентация | |
16 | Отрицание высказываний существования. | практикум решения задач | |
17 | Понятие логического следования. Решение логических задач. | практикум решения задач, презентация | |
18 | Обратное утверждение. | лекция, презентация | |
19 | Следование и равносильность. Решение логических задач. | лекция, презентация, практикум решения математических задач | |
20 | Математическая игра «Своя игра» | игра, работа в группах | |
Тема 3. Математическая шкатулка. 10 часов. | |||
21 | Оригами. | практикум решения задач | |
22 | Шифровки. | практикум решения задач | |
23 | Магические квадраты 3х3. | лекция, презентация, работа в группах | |
24 | Магические квадраты 4х4. | практикум решения задач, презентация, работа в группах | |
25 | Магические квадраты 5х5 и другие. | лекция, презентация | |
26 | Лист Мёбиуса. | лекция, презентация, практическая работа со справочниками | |
27 | Топологические опыты. | практикум решения задач | |
28 | Лабиринты. | практикум решения задач | |
29 | Бордюры. | творческие работы, проект | |
30 | Орнаменты. | творческие работы, проект | |
Тема 4. Решение олимпиадных задач. 5 часов. | |||
31 | Задачи на проценты | практикум решения задач, работа в группах | |
32 | Задачи на составление уравнений | практикум решения задач, работа в группах | |
33 | Задачи на раскраску | практикум решения задач, работа в группах | |
34 | Логические задачи | практикум решения задач, работа в группах | |
Резерв времени | Викторина «Кто хочет стать отличником?» | игра |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности учащихся:
Презентации, газеты, плакаты, выступление на неделе математике.
Литература
1) Шарыгин И.Ф. , Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия—М.: Дрофа,2012
2) М.И. Башмаков Математика в кармане «Кенгуру»—М.: Дрофа.2011.
3) Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные олимпиады—М.: Просвещение, 2010
4) Фарков А.В. Математические олимпиады—М.: издательство «Экзамен», 2006
5) Ершова А. П., Голобородько В. В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 классов. — М.: Илекса, 2003
6) Трошин В.В Занимательные дидактические материалы по математике»—М.:
Глобус,2008
7) Перельман Я.И. Занимательная математика—М.: Триада-литера, 2007
8) Коннова Е.Г. Математика. Поступаем в ВУЗ по результатам олимпиад. 5-8 класс. Часть1. Издание 3-е./ Под редакцией Ф.Ф.Лысенко.—Ростов-на-Дону:Легтон-М,2009
Материально-техническое и информационное обеспечение:
Образовательные ресурсы сети Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Технология" 6класс
Рабочая программа учебного курса "Технология" 6 класс...
Рабочая программа по математике для 6класса
Рабочая программа по математике по программе Л.Г.Петерсон для 6 класса. Программа содержит цели и задачи обучения, календарное и тематическое планирование на 2012-2013 учебный год....
Рабочая программа по математике 5-6класс
Базисный учебный (образовательный) план на изучение математики в 5-6 классах отводит 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 340 уроков. Согласно проекту Базисного учебного (об...
Рабочие программы по Истории России 6класс
Программа по истории России 6класс...
Рабочая программа по математике в 6классе
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и на основе программы общеобр...
Рабочая программа по физической культуре 6класс ФГОС.
Программа по физической культуре для 6 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС ....