Карточки наблюдений и анализа уроков физической культуры.
методическая разработка по физкультуре на тему
Данные карточки могут использовать как учителя физической культуры, так и завучи для анализа урока.
Содержание:
1. Организационное обеспечение урока.
2. Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.
3. Условия и характер деятельности учителя на уроке.
4. Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.
5. Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке.
6. Применение методов слова.
7. Применение методов наглядного восприятия.
8. Использование практических методов обучения двигательным действиям.
9. Обеспечение сознательности и активности занимающихся.
10. Развитие двигательных качеств.
11. Формирование основ знаний.
12. Учет успеваемости учащихся.
13. Формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
14. Воспитание трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Карточки наблюдений и анализа уроков физической культуры. | 161 КБ |
Предварительный просмотр:
Карточка №1. Организационное обеспечение урока.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить организаторские способности учителя, педагогическую целесообразность его действий в соответствии с конкретными учебно-воспитательными задачами урока.
Содержание анализа.
- Приход учащихся к месту занятий (свободно по мере подготовки к уроку; по звонку строем), роль в этом учителя, дежурного, физорга. Своевременность начала урока, причины, вызывающие его задержку.
- Распределение времени между частями урока и видами упражнений (игры, метания и др.). Причины иного распределения времени в сравнении с рекомендуемыми и предусмотренными в плане урока.
- Распределение учащихся на подгруппы, команды. Выделение судей, водящих, капитанов, групповодов, дежурных и т.д.
- Построение и перестроение, размещение учащихся для выполнения различных видов упражнений (общеразвивающих, ходьбы, бега, прыжков, метаний, игр и др.). Целесообразность выбранных форм размещения и способов перемещения учащихся для выполнения заданий и обеспечение оптимальных пространственных условий работы (хорошей видимости учителя, удобства выполнения упражнений, обзора учителем всех занимающихся, обеспечение безопасности занимающихся, экономии времени занятий).
- Использованные способы организации учебной работы – фронтальный, поточный, сменный, групповой, индивидуальный и их варианты. Целесообразность использования форм и способов занятий для руководства учебной деятельностью и обеспечения качества обучения и воспитания учащихся.
- Подготовка инвентаря к занятиям, установка снарядов, МУГСов и т.д. Распределение обязанностей между занимающимися при установке и уборке инвентаря (организация деятельности учащихся, экономия времени, соблюдение ТБ).
- Организация учащихся, освобожденных от занятий на уроках (выполнение ими: а) отдельных упражнений, например строевых; б) заданий учителя по оцениванию, комментированию техники выполнения упражнений другими учениками, их поведения, прилежания; в) ответы на вопросы по основам знаний, страховка и т.д.).
- Выбор учителем места при показе различных видов упражнений, для контроля и наблюдений за всем классом в процессе занятий.
- Завершение урока (своевременность, построение, подведение итогов урока, уход учащихся в раздевалку).
Примечание. Следует отметить положительные стороны урока, имеющиеся недостатки, сделать выводы, высказать предложения, советы и рекомендации по устранению недочетов.
Карточка №2. Условия и характер деятельности занимающихся на уроке.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и дать оценку деятельности, поведения и прилежания учащихся на уроке.
Содержание анализа.
- Внешний вид занимающихся (аккуратность, единообразная форма, прическа).
- Дисциплина учащихся на уроке в целом и при выполнении отдельных видов упражнений (строевых, общеразвивающих, игр и др.). Поведение учащихся в условиях соревнования.
- Отношение школьников к уроку в целом, отдельным видам упражнений и, в частности, к упражнениям вспомогательного характера.
- Отношение к учителю, товарищам, в том числе к слабоподготовленным и нарушителям дисциплины. Сплоченность ученического коллектива. Общественное мнение класса по вопросам дисциплины, характера и стиля общения.
- Отношения к местам занятий, инвентарю и оборудованию. Участие в подготовке мест занятий и уборки инвентаря.
- Качество использования обязанностей физорга, групповода, дежурного, судьи и отдельных заданий и поручений учителя. Знание и выполнение функциональных обязанностей. Форма, содержания и своевременность работы учителя по инструктированию учащихся-помощников.
- Методы оценки и стимулирования труда учащихся-помощников учителя. Их роль в формировании правильного отношения к выполняемым обязанностям, стремлении и желаний выполнять их добросовестно.
- Активность, сознательность, инициатива и настойчивость в овладении учебным материалом. Навыки самостоятельного выполнения упражнений, умение страховать и оказывать помощь товарищам.
- Общефизическая, техническая и тактическая подготовленность занимающихся. Общая культура движений (осанка, походка, манера держаться).
Примечание. Собранные и обработанные данные должны отражать положительные стороны учебно-воспитательного процесса и рекомендации по устранению недостатков.
Карточка №3. Условия и характер деятельности учителя на уроке.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить общепедагогические и специальные знания и умения учителя физической культуры.
Содержание анализа.
- Умение владеть классом, организовать учебный процесс, поддержать интерес и внимание к занятиям у учащихся, способствовать к самостоятельности в их действиях, высокой сознательной дисциплине.
- Отношение педагога к ученическому коллективу, отдельным занимающимся с учетом их возраста и индивидуальных способностей (воспитанность, подготовленность, быстрота овладения учебным материалом, реакция на нагрузку, исполнительность, инициатива и др.). Педагогический такт.
- Умение правильно распределять места занятий учащихся в спортивном зале, выбирать своё место в ходе урока, замечать и исправлять ошибки школьников, изменять темп урока, по ходу его вносить содержание изменения, продиктованные внешними условиями, состоянием занимающихся (утомление, возбуждение и т.п.).
- Речь учителя, его умение четко и доступно объяснять учебный материал, показать упражнение, убеждать учащихся. Владение командами, знание терминологии.
- Использование оценки как средства стимулирования учащихся к овладению учебным материалом, правильному поведению в коллективе.
- Методы педагогического воздействия, используемые учителем на уроке (убеждение, приучение, поощрение и порицание).
- Бодрость и живость (или, наоборот, вялость и медленность) в работе учителя.
- Двигательная подготовленность педагога: качество показа физического упражнения, игрового приема, общая культура движений и манера держаться перед классом.
- Внешний вид учителя (костюм, прическа и пр.).
Примечание. Собранные и проанализированные данные (положительные и отрицательные) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выводы и разобрать соответствующие предложения и рекомендации.
Карточка № 4. Дозировка упражнений и регулирование нагрузки на уроке.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить дозировку отдельных упражнений, дифференцированное распределение нагрузки на уроке.
Содержание анализа.
- Приемы дозировки физической нагрузки, применяемые учителем (темп, повторяемость упражнений, продолжительность выполнения, применение отягощений, внешние условия выполнения задания).
- Дифференцированный подход к учащимся. Способы дифференциации нагрузки. Индивидуализация заданий.
- Соответствие дозировки выполняемых упражнений педагогическим задачам (развитие двигательных качеств, чередование режима работы с активным отдыхом и др.), особенностям занимающихся (пол, возраст, подготовленность, состояние здоровья, индивидуальные способности), внешним условиям (температура, атмосферные явления, одежда занимающихся).
- Способы регулирования нагрузки на протяжении всего урока (паузы для отдыха, чередование упражнений, специальные упражнения в расслаблении, упражнения на регулирование дыхания). Темп урока его моторная плотность.
- Учет учителем внешних признаков утомления занимающихся при регулировании физической нагрузки на уроке (потоотделение, покраснение или побледнение лица, резкое учащение дыхания, нарушение координации движений, жалобы на усталость, боль в ногах, в области сердца, головную боль; тошнота, рвота).
- Стимулирование учащихся к поддержанию высокой физической активности при овладении учебным материалом. Время работы на уроке околопредельных нагрузок.
Примечание. Охарактеризовать и оценить эффективность использованных средств и методов, повышающих качество учебно-воспитательного процесса, КПД упражнений, достигнутые результаты.
Карточка №5. Страховка, помощь и взаимопомощь на уроке.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить знания и профессиональные действия учителя при оказании помощи и страховки, а также навыки самостраховки и взаимопомощи, сформированные у учащихся.
Содержание анализа.
- При выполнении каких упражнений применялись помощь и страховка.
- Цель применения помощи и страховки (первоначальное изучение, уточнение представлений, преодолеть страх и поверить в возможность выполнения упражнения) и их целесообразность в каждом отдельном случае.
- Своевременность и правильность приемов помощи и страховки.
- Привлечение занимающихся к оказанию помощи и страховки. Вооруженность учащихся знаниями и умениями методического характера (назначение упражнения, основные требования к технике выполнения, знание ошибок в технике движений и умение их исправлять).
- Роль учителя в руководстве учащимися, оказывающими помощь и страховку. Наличие (или отсутствие) инструктирования по оказанию помощи, его содержание и польза.
- Виды поощрения учащихся, оказавших помощь и страховку. Их роль в формировании у учащихся желания и стремления самостоятельно оказывать помощь товарищам, нуждающимся в ней.
Примечание. Наблюдение следует организовать по видам упражнений, где применялись помощь и взаимопомощь, страховка и самостраховка. Обобщение материалов сопроводить предложениями, направленными на устранение недостатков, а также советами и выводами, обеспечивающими безопасность занятий учащихся на уроке.
Карточка №6. Применение методов слова.
Задачи наблюдений: установить знание учителем основного состава методов, в частности методов слова, а также умение целесообразно подбирать и эффективно применять их в учебно-воспитательном процессе.
Содержание анализа.
- Методы слова, применяющиеся на уроке в целях вооружения учащихся основами знаний, обучения физическим упражнениям, нравственного воспитания занимающихся.
- Использование рассказа при сообщении учащимся основ знаний, изложении содержания и правил игры, информация о правилах и нормах поведения и общения в ходе данного урока. Точность и логичность изложения; образность, краткость, доходчивость и другие особенности речи учителя; достигнутая познавательная и воспитательная ценность рассказа.
- Применение описания при ознакомлении учащихся с техникой предлагаемых движений, тактическими приемами. Полнота и точность описания, целесообразная последовательность характеристики элементов предлагаемых упражнений; наличие проверки воспринятого; ориентировка детей на мысленное построение модели собственных двигательных действий по данному описанию.
- Использование объяснений для раскрытия причинно-следственных отношений, закономерностей изучаемого, выяснение взаимосвязи его с раннее полученными знаниями по другим предметам и по физической культуре. Четкость определения назначения усваимого материала; убедительность обоснования требований к процессу изучения и его результатам; стремление привлекать к объяснению учащихся (стимулирование участия в рассуждениях, выводах); научно- познавательная и воспитательная ценность данного метода.
- Применение метода заданий при осуществлении наблюдений, комментирования решения двигательных задач, приобретении новых знаний, выполнений упражнений и пр. Характер предложенных заданий (исполнительский, поисковый, творческий); их форма, доступность формулировок; степень подготовленности и отношение учащихся к самостоятельному выполнению заданного; качество учебной работы по заданию, ее эффективность.
- Использование беседы для формирования положительного отношения к изучаемому, углубление и расширение знаний, выявления интересов, понимания изучаемого, определения затруднений в работе, развитие у занимающихся логического мышления, коллективного решения учебных задач. Характер беседы (вопросно-ответное выявление знаний, взглядов, отношений, суждений, оценок, свободное двух и многостороннее обсуждение, деловой спор). Умение учителя вести беседу, внимательно слушать, активизировать учащихся, тактично направлять обсуждение, обобщать высказывания; степень подготовленности и отношение учащихся к беседе, ее воспитательно-образовательное значение.
- Использование указаний для ориентировки занимающихся возможных или уже допущенных ошибках, способах их предупреждения и исправления; в целях предупреждения травматизма, обеспечения организованности в коллективных действиях по поводу поведения и общения учащихся. Соблюдение меры в количестве указаний. Отметить целесообразность и авторитетность указаний, их роль в обучении и воспитании занимающихся, отношение к ним учащихся. Выяснить, обеспечен ли достаточный простор учащимся для принятия самостоятельных решений, проявления личной активности и ответственности.
- Использование метода разбора при подведении итогов в части или всей проделанной работы, выявлении достижений, определении направленности, характера дальнейших учебных действий и т.п. Виды разбора: односторонний (проводимый учителем или учеником), коллективный (проводимый совместно учителем и учащимся или только учащимися). Умение учителя руководить разбором, регулировать обмен мнениями, обеспечивать деловитость высказываний, корректность взаимоотношений. Достигнутый эффект разбора.
- Применение команд, распоряжение и словесной сигнализации при управлении действиями занимающихся, организованном начале, продолжении и завершении заданной работы; регулирование темпа движений. Соблюдение терминологических требований к командам в зависимости от возраста и подготовленности учащихся, особенностей выполняемых упражнений (строевых, гимнастических). Темп подачи команд и распоряжений с учетом конкретных условий проведения урока(в помещении или на открытом воздухе, местоположения учащихся, их состояние и др.).
- Использование методов убеждения, поощрения и порицания в нравственном воспитании учащихся; их целесообразностью; достигнутые результаты.
- Использование слов в целях оценки успеваемости и поведения учащихся. Виды оценок (оценочные суждения, оценка в баллах, определение оценки). Объективность оценок, их своевременность и форма объяснения детям; отношение учащихся к оценкам; привлечение к оцениванию учащихся приемы побуждения к самооцениванию выполняемых упражнений, поведения и отношений между учащимися.
Примечание. Оценить умение педагога творческих сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы конкретными методическими приемами, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения урока, учебные ситуации и возможности учащихся. Сделать вывод и дать рекомендации учителю. В практической работе учителя физической культуры осуществляют обучение физическим упражнениям, взаимосвязано используя несколько способов сочетания методов словесной передачи знаний и демонстраций. Так, например, при изучении новой учебной темы слово предшествует показу. Сам по себе показ учителя не должен сопровождаться объяснением.
Подобная взаимосвязь методов слова с методами наглядного восприятия, где объяснение следует за показом, показ сопровождается объяснением, делает процесс обучения насыщенным и высокоэффективным.
Карточка №7. Применение методов наглядного восприятия.
Задачи наблюдений: Знание учителем, проводящим урок, основного состава методов, в частности методов наглядного восприятия, а также умение целесообразно подбирать и эффективно использовать их в учебно-воспитательном процессе.
Содержание анализа.
- Показ учителем изучаемых упражнений, действий, чтобы создать представление об изучаемом движении, его отдельных сторонах, деталях и др. Достоинства и недостатки показа техники движений учителем: своевременность показа, продолжительность; обеспечение предварительной подготовки учащихся к наблюдениям; влияние показа на характер последующей учебной работы (механическое подражание, осмысленное воспроизведение, творческое варьирование), достигнутый результат.
- Показ изучаемых упражнений, движений, действий выделенным для этого хорошо подготовленным учеником. Причины, побудившие это сделать: Учитель сам по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить двигательное действие; при показе учитель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять; необходимо снять предубеждение учеников в невыполнимости задания; на примере ученика можно нагляднее показать индивидуализацию техники выполнения. Достигнутый результат.
- Применение иллюстративных материалов (схем, рисунков, фотоснимков, кинограмм, моделей для демонстрации положений и перемещений частей тела при выполнении упражнений и др.). Использование слухового, зрительного и суставно-мышечного ориентирования (хлопков, метронома, цветных флажков, разметок, предметных ориентиров, организации «прочувствования» относительно пассивных движений, направляемых партнером, и др.) Продуманность соответствующих приемов, умение правильно использовать их. Достигнутая степень наглядности, ее влияние на процесс обучения.
- Музыка на уроке. Цель использования музыки (регулирование темпа, ритма; формирование представления, стимулирование воображения, эмоциональное воздействие и др.) Умение выбрать музыкальное произведение и руководить выполнением под него упражнений. Отношение детей к занятиям под музыку, их эффективность.
- Взаимосочетание методов демонстрации. Применение сочетания: показа упражнения в целом с повторным акцентированным показом какой-либо части или элемента; показа учителя (учащегося) с демонстрацией какого-либо иллюстративного материала. Умение обоснованно подбирать такие сочетания и гибко реализовывать их в условиях урока; достигнутая эффективность таких сочетаний.
- Двигательная подготовленность учителя, культура движений.
Примечание. Анализируя просмотренный урок, оценить умение педагога творчески сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы и методические приемы, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения занятий, учебные ситуации и возможности учащихся. В ходе анализа урока сделать выводы и дать конкретные рекомендации учителю.
Карточка №8. Использование практических методов обучения двигательным действиям.
Задачи наблюдений: определить знание учителем методов практического обучения двигательным действиям, а также умение целесообразно подбирать и эффективно использовать их в учебном процессе.
Содержание анализа.
- Варианты расчлененного (по частям) разучивания двигательных действий: раздельное разучивание составных частей движения с последующим объединением их в единое целое; последовательное «поточное» разучивание элементов гимнастической комбинации, связывая очередной элемент с предыдущим и др. Целесообразность избранного расчленения, соблюдения меры в изолированной работе над составными частями, своевременность перехода к целостному выполнению разучиваемого; внимание к организации процесса запоминания учащимися элементов и связей между ними. Подводящие упражнения, используемые для облегчения усвоения целостного двигательного акта. Закрепление усвоенного, доведение его до непринужденного, выразительного исполнения.
- Вариант целостного разучивания двигательных действий: первоначальное разучивание в упрощенной форме; разучивание в облегченных условиях; целостное разучивание в основном варианте и др. Целесообразность избранного варианта, наличие необходимых предпосылок для полноценного обучения (достаточная физическая, координационная и психологическая подготовленность учащихся), невозможность расчленения двигательного действия на части; простота двигательного действия, особенно при хорошей подготовке учеников.
- Умение акцентировать внимание учащихся на основе (основном механизме) техники движений, затем – на более существенных деталях и, наконец, на всех деталях (с учетом индивидуальных возможностей учащихся); умение своевременно обнаружить и исправить допускаемые учащимися общие и индивидуальные ошибки, переключать их от выполнения упрощенных форм действий в облегченных условиях к углубленному разучиванию в типичных ситуациях, совершенствование в технике и закрепление навыка в усложненных, изменяющихся условиях.
- Умение в ходе обучения рассчитать первоначальные нагрузки и постепенно увеличивать их с целью совершенствования действий, обеспечения развития интеллектуальных, двигательных и волевых качеств. Результативность обучения.
Примечание. Следует охарактеризовать и оценить целесообразность выбора той или иной методики обучения двигательным действиям на уроке. Дать советы, высказать рекомендации по устранению выявленных недостатков с целью улучшения качества учебно-воспитательного процесса.
Проследить, как учитель использовал игры и соревнования в условиях усложнения двигательной деятельности. Примененные учителем игры, игровые и соревновательные упражнения; их соответствие программным требованиям, уровню подготовленности детей, условиям занятий, логике учебного процесса. Разработанность конкретных воспитательно-образовательных и гигиенических задач при выполнении игровых и соревновательных упражнений (обучение самостоятельному применению приобретенных умений и навыков в усложненных условиях, совершенствование в технических и тактических действиях, воспитание в игре моральных и волевых качеств стимулирование процесса физического развития и т.д.). Умение учителя сконцентрировать внимание занимающихся на качестве действий и поступков, добиваться своевременного понимания и исправления недочетов и ошибок, корректировать эмоциональные проявления.
Качество судейства игры, соревнования; его влияние на поведение занимающихся, умение определить результаты и оценить достижения, а также недостатки в коллективных и индивидуальных действиях участников игры, соревнования; способность учащихся наметить задачи дальнейшего совершенствования в данном виде игровой и соревновательной деятельности.
Как сочетались на уроке основные принципы обучения, к примеру сознательность и активность. Сознательность в обучении связана прежде всего с пониманием цели учения, понимания того, для чего нужен изучаемый материал. Сознательное усвоение задания, осмысленное формирование двигательных умений и навыков невозможно без активности занимающихся.
Карточка №9. Обеспечение сознательности и активности занимающихся.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить умение учителя использовать данные принципы и добиваться положительных практических результатов в условиях урока. Определить соответствие (или несоответствие) использованных принципов задачам урока и содержания обучения.
Содержание анализа.
- Привлечение внимания учащихся к определению, разъяснению и конкретизации цели занятий. Сообщение о задачах урока, назначение новых упражнений, техника и тактика их выполнения.
- Средства формирования осмысленного отношения к изучаемому материалу, выбор времени включения их в урок (в начале занятия, перед выполнением определенного упражнения, в период овладения им).
- Наличие четкой установки для передачи учащимся знаний и умений, а также стремлении приобщить занимающихся к поисковой деятельности, создавать в учебном процессе проблемные ситуации, добиваться от каждого самостоятельных творческих усилий, наличие определенного сочетания сознательности и активности как дидактических принципов, рождающих данное методическое направление, его воспитательно-образовательная ценность.
- Понимание учащимися (или отсутствие понимания) выполняемого упражнения, приема. Осознание ошибок в разучиваемых упражнениях и поиск путей их устранения. Умение занимающихся анализировать успехи и неудачи.
- Правильное (или неправильное) сочетание активности учителя и учащихся; активизация учебной деятельности учащихся, формирование самостоятельности и уверенности в себе.
- Средства мотивации познавательных умений, навыков самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки.
- Достижения (или потери) учителя в развитии у школьников любознательности, наблюдательности, активности, инициативы, в воспитании у них познавательных способностей, самостоятельности и чувства ответственности за свои действия, поведение и прилежание в учебном труде.
Примечание. При характеристике и оценке способов и приемов обеспечения на уроке сознательности и активности занимающихся учитывать возрастные особенности учащихся, уровень их двигательной подготовленности, длительность работы учителя с классом. Охарактеризовать используемые принципы, приемы и средства, дать рекомендации по устранению недостатков.
Карточка №10. Развитие двигательных качеств.
Задачи наблюдений: дать характеристику используемых на данном уроке средств и методов, оценить их эффективность для решения задач развития двигательных качеств.
Содержание анализа.
- Планирование учебного материала по развитию двигательных качеств в годовом плане-графике и конспекте анализируемого урока. Отбор материала; дозировка; распределение по частям урока.
- Подготовка необходимых методических пособий (карточек, рисунков) и учебного оборудования.
- Формирование у учащихся интереса к учебному материалу, постановка задач перед напряженной самостоятельной работой.
- Использованные средства (упражнения, комплексы, эстафеты, подвижные игры и т.д.) и их эффективность в решении задач урока.
- Применение методов (повторный, переменный, равномерный, соревновательный, круговой тренировки) при выполнении различных упражнений и достигнутые результаты.
- Дифференцированный подход к учащимся в развитии двигательных качеств (состояние здоровья, физическое развитие, двигательная подготовленность и т.д.) Приемы дифференциации нагрузки.
- Знание учителем и учет критических зон развития основных двигательных качеств в работе с учащимися различных возрастных групп.
- Знание и учет в работе внешних признаков утомления (резкое покраснение или побледнение лица, потливость, учащение дыхания, появление некоординированных движений, покачивание, замедленное выполнение команд, жалобы на усталость, боль в ногах и сердце, одышка, тошнота).
- Формирование навыков самоконтроля за реакцией организма на нагрузку и использование их в ходе урока.
- Задания для самостоятельных занятий учащихся в послеурочное время. Их оценивание. Выставление отметок в дневник, журнал.
Примечание. При подведении результатов наблюдений следует дать характеристику эффективности каждого из средств и методов, использованных на уроке, высказать советы и конкретные предложения по устранению отмеченных недостатков.
Карточка №11. Формирование основ знаний.
Задачи наблюдений: дать характеристику применяемых на уроке средств и методов, оценить их эффективность в решении поставленных задач, формирование основ знаний.
Содержание анализа.
- Материал раздела «Основы знаний» в годовом плане-графике и конспекте урока. Отбор материала для урока; уточнение его объема и перечня.
- Подготовка необходимых методических пособий-таблиц, рисунков, карточек, технических средств.
- В какой момент урока сообщались знания, учитывались ли при этом специфика изучаемого материала. Многократность обращений к изучаемым фактам. Понятиям на данном уроке, нескольких или серий уроков.
- Умение учителя экономно и логично преподносить учебный материал, отбирать факты, четко излагать основные понятия и ведущие идеи. Умение конкретизировать внимание учащихся на главном.
- Межпредметные связи. Использование знаний учащихся, полученных на уроке физики. Математики, природоведения, анатомии и физиологии человека, общей биологии, истории и обществоведения.
- Создание условий для формирования навыков и умений применять полученные знания в практической деятельности (правила составления комплекса упражнений для утренней зарядки; определение функциональной нагрузки по ЧСС; подготовка мест занятий; судейство игр и т.д.).
- Способы повышения познавательных возможностей учащихся. Проблемные ситуации, вопросы к учащимся.
- Проверка усвоения материала урока; глубина усвоения с учетом разного уровня возможностей учащихся. Формы проверки (беглый, выборочный, тотальный опрос; оценка фрагмента диафильма, карточки, посвященной соответствующей проблеме, например, расставить в нужном порядке упражнения, найти ошибку в правилах и др.).
- Сообщение учителем списка литературы для самостоятельного закрепления пройденного на уроке материала, углубления и расширения знаний.
Примечание. Собранные и обработанные данные должны отражать положительные стороны учебно-воспитательного процесса и рекомендации по устранению недостатков.
Карточка №12. Учет успеваемости учащихся.
Задачи наблюдений: характеризовать и оценить целесообразность и правильность организации и проведения учета успеваемости учащихся.
Содержание анализа.
- Учет степени усвоения заданий, выработки умений и навыков. Каковы формы учета (опрос по вызову, беседа в группе и др.) Анализ ошибок занимающихся, исправление их учителем, формы оценок (в балах, словами «хорошо», «плохо»), оценочные суждение.
- Контроль и учет овладения техникой изученных действий. Какое упражнение подверглось учету, форма проведения учета (вызов каждого отдельно, выполнение заданий в небольшой группе, выборочный просмотр занимающихся на фоне остальной группы). Поправки учителя, повторное выполнение упражнения, формы оценок (баллы, данные результатов и др.). Оценочные суждения.
- Учёт выполнения учебных нормативов, отражающих физическую и техническую подготовленность занимающихся. Укажите, какое упражнение подверглось учету (вызов каждого ученика отдельно, выполнение заданий в небольшой группе, выборочная проверка).
- Создание условий для качественного выполнения оцениваемого упражнения. В какой части урока проводилось контрольное выполнение (в конце – после большой общей нагрузки; в середине – после разминки; в начале урока – без спецподготовки). Включение спецупражнений, игровых заданий для снижения нервного и физического напряжения. Атмосфера взаимоотношения между учителем и учащимися во время контрольных упражнений.
- Комментированное оценивание: оценку получаем за то, чему учились на уроках, объясняется причина снижения отметки, дается разрешение на дополнительную попытку выполнить упражнение. Оценивание в соответствии с рекомендациями программы (учебные нормативы), выявленные отступления – завышение или снижение требований. Причины иного подхода к нормам оценивания. Оценивается фактическое выполнение упражнения или с учетом поведения, прилежания учащихся.
- Системность учета: текущий (за выполнение отдельных упражнений, заданий на дом, за устные ответы на вопросы учителя, за выполнение контрольных упражнений, нормативов); контрольный (учет усвоения знаний, овладение техникой изученных действий или выполнение учебных норм); сочетание текущего и контрольного учетов.
- Привлечение актива, всех учащихся к проведению учета успеваемости. Обучение учащихся оценивании.
- Учет поведения занимающихся, активности, трудолюбия, прилежания.
Примечание. При подведении результатов наблюдения следует дать характеристику эффективности каждого вида и формы учета успеваемости на уроке, высказать советы и предложения по устранению замеченных недостатков.
Карточка №13. Формирование устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
Задачи наблюдений: оценить умение учителя планировать и использовать на уроке средства и методы формирования у учащихся интереса к занятиям физическими упражнениями.
Содержание анализа.
- Планирование развития устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Использование непредвиденных обстоятельств для активизации внимания учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями.
- Методы и приемы формирования интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Средства, формирующие интерес к занятиям физической культурой (подвижные игры, имитационные упражнения, соревнования, подборка материалов о спорте, спортсменах).
- Условия, обеспечивающие формирование интереса к урокам физической культуры (музыкальное сопровождение, эстетическое оформление мест занятий, предметные ориентиры, индивидуализация обучения и воспитания, разнообразные формы самостоятельно работы, помощь ученику в преодолении трудностей, обеспечение успеха в учении и др.).
- Мотивация творческого отношения к занятиям физическими упражнениями (объяснение значения выполняемых упражнений для улучшения здоровья, физического развития, достижения высокого уровня двигательной подготовленности и личных количественных показателей, подготовки к будущей профессии, предстоящей военной службе).
- Нравственно-психологический климат урока. Радость общения, чувство бодрости, жизнерадостности. Общий можорный тон, заданный учителем; опора на положительное, вера педагога в каждого из учащихся. Нешаблонное проведение урока, использование методических приемов, которые позволяют проявить инициативу, творчество, активность, самостоятельность.
- Педагогическое мастерство учителя – непременное условие заинтересованного отношения учащихся к урокам. Понимание педагогом психологических особенностей школьников разного возраста, умение учитывать их запросы и формировать жизненные потребности. Является ли учитель образцом, примером, достойным подражания. Его моральный облик, общая и педагогическая культура.
Примечание. Следует проаналировать эффективность использованных средств, методов и приемов формирования интереса к занятиям физическими упражнениями в соответствии с возрастом , конкретными задачами и возможностями занимающихся. Дать рекомендации по устранению недостатков, реализации неиспользованных возможностей.
Карточка №14. Воспитание трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению.
Задачи наблюдений: охарактеризовать и оценить средства и методы воспитания трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению.
Содержание анализа.
- Отражение задач воспитания трудолюбия, формирование готовности к труду и профессиональному самоопределению в годовом плане-графике и конспекте урока и конспекте урока.
- Отношение учащихся к заданиям учителя, качество выполнения физических упражнений (выполняются все задания; задания выполняются качественно и в полном объеме; класс работает в заданном темпе весь урок и т.д.)
- Формирование волевых качеств (урок на открытом воздухе в любых погодных условиях; работа на полосе препятствий; организация игровых ситуаций и соревнований; усложнение игр и заданий специальными правилами).
- Обеспечение условий для качественного решения задач урока (максимальная занятость учащихся на уроке; высокая моторная плотность занятий; дифференцированные и индивидуальные задания).
- Формирование умения трудиться на уроке в заданном темпе и на заданное время, начинать и заканчивать упражнения строго по команде учителя, согласовывать свои действия с действиями сверстников. Формирование навыков судейства и руководства группой товарищей.
- Участие занимающихся в подготовке мест занятий, инвентаря (быстро, слаженно, организованно); целесообразное распределение обязанностей, нахождение верного пути и способа расстановки и уборке оборудования, экономия сил и времени, дифференцированный подход и т.д.
- Подготовка учащихся к определенным видам профессий. Включение в урок специальных упражнений ППФП для формирования навыков, развития двигательных качеств, соответствующих трудовой деятельности, использование наиболее полезных и значимых с учетом профессионального самоопределения учащихся физических упражнений для самостоятельных занятий в качестве домашних заданий
Примечание. Собранные данные (положительные и недостатки) соотнести с качеством учебно-воспитательного процесса, сделать выводы и разработать конкретные рекомендации и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ...
Рекомендации к анализу урока физической культуры коллегой-предметником.
Все учителя и преподаватели, работающие в учебных заведениях, особенно в школах посещают уроки своих коллег с целью обмена опытом, знакомства со стилем работы с учащимися другим учителем, с целью полу...
Схема анализа урока физической культуры
С помощью этой схемы можно коректно оценить урок....
Анализ урока физической культуры
Анализ урока физической культуры по ФГОС (шаблон)...
Анализ урока физической культуры по ФГОС.
Применение методов и методических приёмов: разнообразие методов и методических приёмов, используемых в уроке; правильность выбора и применение методов и методических приёмов в уроке в целом и при обуч...
Карточка «Самостоятельная работа на уроке физической культуры»
Карточка «Самостоятельная работа на уроке физической культуры». Тема: «Круговая тренировка по баскетболу»....
анализ урока физической культуры
анализ урока физической культуры...