Формирование правильной осанки у детей при подготовке к школе
материал по физкультуре на тему
формирование правильной осанки при подготовке к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_pravilnoy_osanki_u_detey_pri_podgotovke_k_shkole.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование правильной осанки у детей при подготовке к школе
Подготовил:
Тренер-преподаватель
Варлашкин Евгений Павлович
Оглавление
Введение
Глава 1.
Укрепление мышц спины у детей дошкольного возраста.
- Анатомические особенности детей дошкольного возраста.
1.2. Методы и методика обучения и проведения занятий.
Глава 2.
Комплекс гимнастических упражнений для формирования правильной осанки у детей.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Видеть красивого, умного и здорового ребенка – желание каждого, кто находиться с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как и когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, считать писать.
Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника ( в подготовке ребенка к школе), название которому – движение.
Физиологи считают движение врожденной потребностью человека.
Полное ее удовлетворение особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все системы и функции организма. Гигиенисты и врачи считают, что движение – это преграда для любой болезни.
Движение также и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности.
В результате многочисленных исследований выявлено, что среди детей дошкольного и младшего школьного возраста практически здоровыми являются немногие, около 14-15%.
Уже в дошкольном возрасте у 15-20 % детей выявляются хронические заболевания, которые проявляются в большей или меньшей степени во время последующей жизни. Более чем у 50% детей наблюдаются функциональные отклонения от нормы.
Анализируя программу Т.Н.Дороновой «Радуга», «Старт» (см. Дошкольное воспитание 1996г.,№1-6), программу «Здоровье» И.Н.Ковальчук, мы видим, что почти все программы включают поддержку познавательной мотивации, специальной подготовки к школе (обучение математике, чтению и связанной речи, развитие логического мышления и т.д. в то же время в физическом развитии детей уделяется внимание в основном проведению занятий по ОФП, хотя давно назрел вопрос о решении конкретных лечебно – оздоровительных, профилактических задач в ДОУ.
Глава 1.
Укрепление мышц спины у детей дошкольного возраста
Недостаточная двигательная активность по названию гипокинезия все больше (молодеет). Она отмечается даже у детей дошкольного возраста.
Конечно, в первую очередь от нее страдает мышечная системы: снижается тонус мышц, уменьшается их масса и объем, ослабевают работоспособность и выносливость человека, что ведет к различным нарушениям его осанки.
Дошкольный период – выраженный этап в формировании правильной осанки ребенка, так как, несмотря на развитие организма, его костная система еще находится в стадии формирования.
Нарушение осанки – частый спутник многих хронических заболеваний у детей, что проявляется в их общей функциональной слабости: гипотоническом состоянии мышц и связочного аппарата.
Дефекты осанки также отрицательно сказываются и на деятельности сердца, желудка, печени, почек.
Основной профилактики и лечения нарушения осанки, особенно начальных стадий, является общая тренировка ослабленного организма ребенка. Она должна проходить на фоне хорошо организованного двигательного режима.
Цель данных рекомендаций – описание различных гимнастических комплексов и игр для формирования правильной осанки у ребенка.
- Анатомические особенности детей дошкольного возраста
Как известно, основной частью твердой опоры туловища человека является позвоночный столб. Он состоит из 24 свободных позвонков, крестца, копчика и соединений между ними. Строение позвоночного столба дает возможность больших смещений вышележащих позвонков по отношению к нижележащим и наоборот. Вместе с этим, позвоночный столб своей подвижностью увеличивает подвижность всех звеньев тела, в частности головы и конечностей.
Позвоночный столб имеет следующие отделы: шейный 7 позвонков, грудной 12 позвонков, поясничный 5 позвонков, крестцовый 5 позвонков, копчиковый 4-5 позвонков. Крестцовые и копчиковые позвонки срастаются между собой и образуют отдельные кости – крестец и копчик.
Мышечный аппарат туловища и шеи принято подразделять по топографоанотомическому признаку на мышцы: мышцы спины и выйной области, мышцы переднего отдела шеи, мышцы груди и живота.
Функции мышц туловища и шеи разнообразны.
Можно выделить следующие их основные функции:
-удержание в равновесии и выполнение движений позвоночного столба и головы;
- поддержание внутренних органов брюшной полости и регулирование внутрибрюшного давления;
-выполнение дыхательных движений.
Нормально сбалансированные физиологические изгибы позвоночника (шейный и поясничный лордоз, грудной и крестцовый кифоз) позволяют поддерживать вертикальное положение тела с минимальным мышечным напряжением, а вместе с эластичностью межпозвоночных дисков равномерно распределяет нагрузку по позвоночнику.
Различают пять основных видов осанки: нормальная, выпрямленная, сутуловатая, лордотическая, кифотическая.
Нормальная осанка характеризуется равномерным развитием всех изгибов позвоночного столба.
Выпрямленная осанка отличается от остальных видов осанки недостаточным развитием этих изгибов, в результате чего позвоночный столб и вся спина имеют уплощенную форму.
Сутуловатая осанка выделяется увеличенным грудным кифозом при несколько наклоненной вперед шее и выдвинутой вперед голове.
Лордотическая осанка классифицируется на основании сильно выраженного поясничного лордоза, в результате чего область поясницы принимает несколько седлообразную форму, а таз наклонен вперед сильнее, нежели при других видах осанки.
Кифотическая осанка определяется по ярко выраженному грудному кифозу.
- Методы и методика обучения и проведения занятий
Особое внимание в процессе обучения детей дошкольного возраста способам укрепления мышц спины уделяется сотворчеству педагога и ребенка; четко прослеживается методика занятий по системе «ненасильственное физическое воспитание».
В основу методики положены 3 принципа.
Принцип фасциации (очарования)
Принцип уникален для детей дошкольного возраста. Каждый ребенок наслаждается предметом действия (мяч красивый, яркий, красный), самим действием, действиями окружающих.
Принцип синкретичности (соединения, объединения) – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Этот принцип направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает истинное значение физических упражнений, природу их внедрения.
Принцип творческой направленности, результатом воздействия которого являются самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта, и наличие мотива, побуждающего его к творческой деятельности.
Методика проведения занятий
Основные методы, используемые при обучении
Репродуктивный метод преподавания можно считать основным. Дети повторяют за педагогом упражнения, которые он им показывает. На следующем этапе подключается частично – поисковый метод обучения. Дети могут придумывать новое упражнение с предметом или без него.
Требования к выбираемым методам
Учитывая психологические особенности дошкольного возраста, можно выделить следующие основные приемы и формы для изучения комплексов упражнений по формированию правильной осанки:
-начальный этап- от простого к более сложному –обучение начинается с исходного положения тела, различных захватов палки и обруча, упражнения у стены;
- переход от различных движений к комплексу упражнений;
- самостоятельное выполнение комплекса упражнений;
- игровой метод обучения, характерный для дошкольников.
При проведении занятий трехчастная их структура подготовительная, основная, заключительная части остается без изменений по содержанию, но изменяются форме. Вместо трех четко разграниченных переходов от одной части к другой Традиционной в данной системе занятий используется волнообразная система нагрузок, при которой дети меньше утомляются.
Глава 2.
Комплекс гимнастических упражнений для формирования правильной осанки у детей
Данные комплексы гимнастических упражнений направлены на:
- формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста;
- общее укрепление ослабленного организма;
- развитие его опорно-двигательного аппарата;
- усиление мышечного корсета позвоночника;
- улучшение функций дыхания, сердечнососудистой системы.
В данной работе мы рассмотрим следующие комплексы гимнастических упражнений:
*комплекс упражнений у стены;
* комплекс гимнастических упражнений с палкой;
*комплекс упражнений для укрепления мышц спины из положения лежа;
*комплекс упражнений с предметом на голове;
* игры, используемые на занятиях.
В комплексе гимнастических упражнений с палкой вместо нее может использовать любой другой предмет – обруч, скакалка, мяч.
Комплекс упражнений у стены
Ровные как палочки
- Встать, плотно прижавшись к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем назад и вернуться в исходное положение.
- Встать к стене, принять исходное положение. Отойти от стены, походить, стараясь сохранить принятое в п. 1 положение всех частей тела; подойти к стене, плотно прижаться к ней и проверить правильность осанки.
- Стоя у стены, принять исходное положение. Отойти от стены, наклониться с расслабленными руками (пополоскать белье), выпрямится и постараться вернуться в исходное положение.
- Встать, плотно прижавшись к стене, принять исходное положение, поднять руки в стороны, верх, опустить и вернуться в исходное положение.
- Встать к стене, принять исходное положение. Поочередно поднимать ноги вперед, не сгибая в коленях и не отрывая таза, плеч, головы от стены.
- Встать к стене, принять правильное положение, сделать несколько приседаний.
Комплекс гимнастических упражнений с палкой
- «В джунглях жило племя индейцев»
Встать в исходное положение, палка внизу. Поднять палку вверх и опустить ее.
- «Они были очень высокие»
Встать на носки. Поднять палку вверх.
- « и могли сбить кокос»
Держа палку в правой руке, встать на носки. Затем взять палку в левую руку и снова встать на носки.
- В джунглях жил добрый ягуар, он дружил с индейцами»
Поставить ноги на ширине плеч, сделать наклон вперед, вытянуть палку вперед. Сделать наклон назад, вытянув палку назад.
- «И жили там также обезьяны»
Палку зажать локтями, и сделать повороты в стороны.
- «Они были очень веселые и ловкие»
Держа палку согнутыми руками ( правая рука вверху, левая – внизу) сзади выпрямить обе руки, не опуская палку, держа палку обеими руками впереди, наклониться вперед и перешагнуть через нее.
- «Индейцы, ягуар и обезьяны жили мирно и играли все вместе»
Сделать прыжки через палку.
Комплекс упражнений с предметом на голове
Предметом могут быть кубик, мягкое кольцо, конус.
- «Солнечные лучики»
Дети входят в зал и строятся.
- «Утро. Просыпаются солнечные лучики»
Дети кладут на голову предмет, и дальше все упражнения выполняются с ним: развести руки в стороны и поднять их вверх, потянуться; встать на носки; повернуть голову вправо-влево.
- «По залу медленно двигается солнечный лучик»
Ходьба по залу, медленный бег, дыхательные упражнения.
- «Лучик остановился на коврике»
Дети встают на четвереньки.
- «Пришла кошечка»
Прогнуть спину, потянуться, лечь на живот, прогнуться, подняв
руки и ноги вверх, не роняя предмета.
- «Лучик ползет»
Проползи по дорожке. Встать, сделать наклоны, прогнув спину.
Игры, используемые на занятиях
«Ель, елочка, елка»
«В лесу стоит высокая ель» (встать ровно, выпрямиться)
«Дети идут и видят у высокой ели стоит сестричка елка» (сесть в полуприсяд)
«Дети идут дальше и видят маленькую елочку» (надо сесть на корточки).
«Ласточка»
Встать на одну ногу, развести руки в стороны, а другую ногу поднять.
Отметить того, кто дольше простоит в этом положении.
«Часы «Тик – Так»
Скрестив ноги, ребенок сидит, держа спину прямо, руки на коленях. По сигналу он начинает покачивать головой вперед-назад, вправо-влево, произнося при этом «тик-так».
«Почтальон»
Один из участников игры – Почтальон. Под музыкальное сопровождение он раздает «письма». Дети, принимая «письма», стоят по стойке «смирно».
«Зайка серый умывается»
Один из игроков назначается Зайкой. Все остальные становятся в круг. Дети читают стихотворение про Зайку. Зайка проделывает движения согласно тексту. Дети за ним повторяют движения. Тот, к кому он зашел в гости, сам становиться Зайкой.
Зайка ходит в гости к людям.
Мы с ним вместе мыться будем.
Зайка вымыл рот и уши.
Он хороший, он послушный.
Он помоет также лапки,
Оботрет их чистой тряпкой.
Одевается, скок, скок -
В гости мчится со всех ног.
«Зоопарк»
В качестве действующих лиц дети выбирают себе то или иное «животное».
Каждый «зверь» садится в свою «клетку» - в обруч. Незанятые в ролях дети изображают «поезд» и «едут» на прогулку в зоопарк». «Приехав и прогуливаясь по зоопарку», они подходят к «клетке» и спрашивают: «Какой зверь проживает в этой клетке?». Сидящие там «звери» должны движениями, мимикой и звуками показать, кого они изображают, приехавшие «экскурсанты» отгадать сидящих в «клетках» «зверей». По сигналу все дети выстраиваются в колонну и «едут домой».
Заключение
Осанка ребенка формируется по мере развития организма. Чем раньше начинают проявлять заботу о ней, тем легче бывает предупредить появление различных отклонений.
В формировании осанки важны не только сила мышц, сколько их равномерное развитие и правильное распределение мышечной тяги. Поэтому в каждый комплекс упражнений включены упражнения для туловища, начинающиеся из разных исходных положений. Эти упражнения укрепляют мышцы – разгибатели спины, межлопаточные мышцы и мышцы брюшного пресса.
Вовсе занятия включаются дыхательные упражнения. В частности, на носовое дыхание.
Упражнения с предметами помогают контролировать правильность положения осанки. Поэтому широко применяются упражнения с палкой, обручем, скакалкой. При этом на занятиях рекомендуется использовать один и тот же предмет многократно. Все это способствует увеличению физической нагрузки и повышению у детей интереса к занятиям. Для укрепления мышц спины и формирования правильной осанки используют подвижные игры и эстафеты. На занятиях игра служит не только средством физического воспитания, в процессе игры ребенок получает определенные эстетические эмоции. В различных ситуациях ему приходится самому принимать решения.
Им усваиваются определенные морально-нравственные нормы, так как в каждой игре существуют правила, которые нельзя нарушать. Наконец, ребенок получает удовольствие от удачно сыгранной роли.
Работа по укреплению мышц спины и формированию правильной осанки - один из важнейших факторов укрепления здоровья ребенка, его всестороннего физического развития. Успешность ее проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте педагога, родителей и детей.
Список использованной литературы
1.Глазырина Л.Д. физическая культура – дошкольникам – М.: Просвещение, 1982г.
2.Доэрти М. и Доэрти Д. Болезни суставов. – М.: Тивали, 1993г.
3.Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления. – М.: Линка-Пресс, 1999г.
4.Иваницкий М.Ф. Анатомия человека. – М.: Физкультура и спорт, 1956г.
5.Страновская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994г.
6. Шустова А.И. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1982г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осанка.Формирование правильной осанки
Цель применения данного материала состоит в том, чтобы учащийся как можно больше узнал об осанке и ее правильном формировании.Данный материал создан на основе «Комплексной программы физического воспит...
Использования элементов Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Министерство образование Республики Саха (Якутия)Таттинское управление образованием Использования элементов Хатха-йоги как условия формирова...
Родительское собрание "Стретчинг - как средство формирования правильной осанки у детей"
Родительский лекторий...
Методическая разработка мастер – класса Тема: «Игровые технологии для формирования правильной осанки у детей на занятиях Пилатес».
В результате проведения мастер – класса педагоги познакомятся с опытом работы по применению игровых методов и приемов на занятии Пилатес для формирования правильной осанки у детей, а также увидят возм...
Мастер- класс «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»
Мастер- класс: «Стретчинг – как средство формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста»...
Методическая разработка по теме «Формирование правильной осанки у детей и её непосредственная связь с ЗОЖ совместная задача семьи и сада».
Создание системы ваимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.Формирование у детей навыков правильной осанки и походки.Закрепление этих навыков в семье.Пропаган...
Теоретическое обоснование применения методики миофасциального релиза в процессе формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
Нарушения осанки и деформации позвоночника являются в настоящее время актуальной проблемой. Из анализа данных научно-методической литературы известно, что 96% из всех отклонений от нормальной осанки у...
Комментарии
Евгений Павлович! Если бы мне
Евгений Павлович! Если бы мне попалась Ваша статья лет так цать назад, то мне не пришлось бы самой изобретать велосипед, разыскивая секции и информацию "как исправить осанку ребенка". Очень полезная статья мне как родителю.
Очень рад,что пригодилась моя
Очень рад,что пригодилась моя работа.