Использования элементов Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
статья по физкультуре на тему
Министерство образование Республики Саха (Якутия)
Таттинское управление образованием
Использования элементов Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
МДОУ ЦРР- детский сад «Кэнчээри»
Инструктор ФИЗО: Харитонова Т.А.
с.Ытык-Кюель, 2014 г.
Содержание
Глава I. Теоретические основы формирования навыков правильной осанки у детей дошкольного возраста ……………………………………………………….7.
1.1. Педагогические и физиологические основы формирования навыков правильной осанки …………………………………………………………… 7.
1.2.Хатха-йога в воспитательно-образовательном процессе детского сада ……………………………………………………………………………………….9
1.3. Особенности методики использования Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки ……………………………………..10
Глава II. Организационно - педагогические условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста средствами Хатха-йоги………………………..………………………………………………………...16
2.1. Исследование навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………. 16
2.2. Методика развития навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста через занятия по йоговскими упражнениями………….18
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования………………………….21
Заключение……………………………………………………………..…………..23
Список литературы…………………………………………………………...……25
Приложение………………………………………………………………...………27
Введение
В Концепции дошкольного образования Республики Саха (Якутия) указывается, что актуальной задачей воспитания детей дошкольного возраста является совершенствование двигательной, эмоциональной сфер на основе формирования потребностей в движении и привитии навыков здорового образа жизни. [11]
Р. Нордемар в своей работе подчеркивает, что причинами возникновения болезней позвоночника в дошкольном возрасте являются нарушение осанки, отсутствие воспитания правильной осанки и внешние бытовые условия.
Из медицинской литературы, в частности, из книги А.А.Очерета можно узнать, что сутулость возникает при слабом развитии мышечной системы, в первую очередь мышц спины. При этом голова и шея наклонены вперед, грудная клетка уплачена, плечи сведены кпереди, живот несколько выпячен.
Многие болезни по мнению М.Александера, вызываются неправильной работой и использованием мышц тела. При правильной телесной позе голова должна вести тело, спина – должна быть свободной от аномальных изгибов и давления, а поддерживающие скелетную основу мышцы должны находится в динамическом равновесии [13].
Психофизическая тренировка с элементами Хатха-йоги, которую вел врач психотерапевт Л. Л. Линкевич, указал путь к здоровью. Каждое занятие приносило силу, бодрость, вселяло веру в выздоровление. Уходили головные боли, головокружение, бессонница, неуверенность в себе. Постепенно появилась гибкость, а с ней и успехи в освоении все более сложных упражнений. Самое главное, что занятия должны быть регулярными.
Хатха-йога - это путь к сознанию себя частью природы, космоса, единства всего сущего. Йога – это полный контроль над различными и модификациями нашего сознания. С помощью методов Хатха-йоги можно сознательно формировать характер человека. И.Н. Полтавцев считает, что «статистика позы йогов направлены не столько на оздоровительные результаты, сколько на изменение психики и сознания.
На рубеже XVIII и XIX веков сведения о йоге просочились в Европу, появилось много так называемых учителей, но их знания были примитивны, не имели ничего общего с истинным учением древней и вечно молодой йоги [16].
Индийский врач С.Субраманьян пишет, что йога является не только эффективным средством против возникновения и развития многих заболеваний, но и «могла бы помочь в борьбе с одним из страшных современных недугов наркоманией, а также в перевоспитании преступников".
В нашей стране уже создан центр по излечению больных наркоманией с помощью упражнений и методов из системы Хатха-йоги, который называется «Кундала».
П.П. Лачинов еще в 1909г. писал что выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из позже всегда. Осанка и поза имеют большое значение в сознании облика человека.[10]
Для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна людям любого возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йоги основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Поэтому для детей с дефектами позвоночника должны быть организованы дополнительные занятия в группах корригирующей гимнастики. Систематические занятия: корригирующей гимнастикой помогают устранить дефекты позвоночника, а так же способствуют развитию двигательной активности мышечной выносливости.
Актуальность выбранной темы заключается в огромной важности предмета исследования для исправления осанки детей и ее стабильного функционирования, правильное формирование физического здоровья ребенка.
В данной работе указаны комплексы статических упражнений поз йоги, упражнения для развития силы воли, внимания, воображения, советы. Как показывает статистика, из года в год уменьшается количество здоровых детей. Многие страдают хроническими заболеваниями внутренних органов, одним из причин возникновения хронических заболеваний внутренних органов является заболевание позвоночника. Как известно, к заболеваниям позвоночника ведет нарушение осанки еще в дошкольном возрасте. Изучение причин нарушения осанки может предупредить возникновение многих заболеваний.
Нарушение осанки сопровождается расстройствами деятельности внутренних органов: уменьшаются экскурсия грудной клетки и диафрагмы, колебание внутригрудного давления, понижается жизненная емкость легких. Эти изменения неблагоприятно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, приводя к снижению физиологических резервов детского организма.
Объектом исследования является процесс формирования навыков правильной осанки.
Предмет исследования- педагогические условия использования упражнений Хатха-йоги в формировании навыков правильной осанки у старших дошкольников.
Целью данной работы является выявление возможности использования Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить влияние использования упражнений Хатха-йоги на формирование навыков правильной осанки.
Гипотеза исследования: Если в воспитательно-образовательном процессе ДОУ использовать систему упражнений Хатха-йоги, то возможно формировать у детей навыки правильной осанки
В практической части курсовой работы была поставлена следующая задача, исследование влияния использования упражнений Хатха-йоги на формирование навыков правильной осанки.
Методологическую основу исследования составляют положения психолого-педагогической литературы (Труды Игнатьева Т.П., Латохина Л.И., Осокина Т.И., Олонцева Г.Н., Велитченко В.К.)
Методом исследования являются:
- Теоретический анализ психолого-педагогический литературы по проблеме исследования.
- Педагогический эксперимент
Новизна и практическая значимость данной темы определяется тем, что решается важная проблема, имеющая большое практическое значение, в частности, использование упражнений Хатха-йога в практике детского сада даст возможность обогатить содержание физического воспитания в ДОУ, повысить уровень физической подготовленности детей.
Занятия йоги воспитывают у детей такие важные качества как усердие, терпение, трудолюбие, внимательность и умение доводить начатое дело до конца.
Структура работы состоит из введений двух глав, заключения, списка использованных литературы и приложения.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась старшая группа детского сада ДОУ «Кэнчээри» Таттинского улуса, с. Ытык-Кюель.
Исследование проводилось с 10.12.2006 г. по 1.03.2007 г.
Глава I. Теоретические основы формирования навыков правильной осанки у детей дошкольного возраста
1.1. Педагогические и физиологические основы формирования навыков правильной осанки
Формирование правильной осанки у детей одна из важных задач физического воспитания.
Осанка - понятие функциональное, а следовательно, осанка не бывает врожденной и, не является чем-то постоянным. Осанка формируется в течение жизни и зависит от наследственных данных: формы позвоночника, костей таза и условий внешней среды.
Формирование осанки – важная задача физического воспитания. Правильный выбор занятия спортом и лечебная физкультура обеспечивают исправление нарушенной осанки. Позвоночник, как известно, имеет физиологические изгибы: шейный и поясничный, грудной и крестцовый, которые плавно переходят один в другой. Появление изгибов обусловлено физиологическим развитием ребенка: шейный – умением держать голову, поясничный – умением сидеть. Чрезмерная выраженность этих изгибов обуславливает отклонения от нормальной осанки.
Воспитание этого навыка начинается с создания представления правильной осанке. Для этого детям показывают и объясняют, как надо сидеть при различных видах деятельности, стоять, ходить. Затем практически вырабатывают ощущения правильного положения и закрепляют их. В процессе различных видов деятельности необходимо напоминать детям, как надо сидеть, стоять, ходить.
Н.А. Ноткина подчеркивает, что возможность организма выполнять определенную по величине и характеру мышечную нагрузку обусловлена многими факторами, в том числе уровнем физического и функционального развития.
Формировать осанку необходимо с первых дней жизни ребенка. Изгиба позвоночника появляются постепенно, но мере роста ребенка. Позвоночник новорожденного, состоящий из хрящевой ткани, в первые месяцы почти прямой. Когда ребенка начинают держать в вертикальном положении и выкладывать на живот, то постепенно образуется изгиб позвоночника в шейной части. Когда ребенок начинает сидеть, стоять, у него появляется изгиб в поясничной части (области). Эти изгибы позвоночника еще не закреплены и в положении лежа выпрямляются. В процессе различных упражнений к концу года все изгибы уже сформулированы: шейный, грудной, поясничный, крестовый.
Типы нарушения осанок:
- Осанка с плоской спиной – физиологические изгибы равномерны, но выражены недостаточно;
- Осанка с круглой спиной – грудной изгиб чрезмерно выражен, компенсация его в поясничном отделе отсутствует;
- Осанка с кругло вогнутой спиной - оба изгибы – поясничный и грудной компенсируют друг друга;
- Лордатическая осанка - усиление поясничного изгиба позвоночника без компенсации его в грудном отделе;
- Сколиотическая осанка – отклонение отделов позвоночника вправо, влево.
Упражнения каждой из пяти групп имеют подгруппы – первой, второй и третьей степени трудности. Такое распределение на подгруппы сделано для того для исправления отдельных недостатков: сутулой осанки, лордотической (прогнутой в поясничной области), сколиозов (боковых искривлений позвоночника) и плоскостопия.
Упражнения каждой из пяти групп имеют под группы-первой, второй и третьей степени трудности. Такое распределение на подгруппы сделано для того, чтобы занимающиеся овладевали упражнениями постепенно . Строгое наблюдение постепенно при выполнении описанных упражнений – обязательное условие для эффективного воздействия упражнений на формирование правильной осанки и исправления ее недостатков .
Данные исследований Л. П. Африкановой говорит о том, что у дошкольников в отличие от взрослых голова немного наклонена вперед, плечевой пояс незначительно смещен впереди, не выступая за уровень грудной клетки. Линия грудной клетки плавно переходит на линию живота, который в норме выступает на 1-2 см изгибы позвоночника слабо выражены, угол наклона таза невелик. Осанка формируется в течение всего дошкольного возраста [24].
1.2.Хатха-йога в воспитательно-образовательном процессе детского сада
Одной из составных частей йоги является Хатха-йога. Элементы этой древнейшей, стройной, полезной для каждого человека системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, физическую культуру.
Йога - древнейшее индийское учение, систематизированное мудрецом Патанджали примерно во II веке до н.э. и признанное практически всеми последователями йоги.
Йога - это соединение, гармония трех начал человека - физического, психического и духовного.
Хатха-йога- в переводе это солнце-символ жизненных сил, энергии, бодрости и луна – символ покоя. Соединение этих слов - символов говорит о том, что эта система основана на союзе противоположностей, который создает равновесии, гармонию [13].
Для детей йоговские упражнения- это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Но и не только это. Дети становятся спокойнее, добрее, увереннее в себе. Йоговские упражнения помогают им стать более внимательными, так как при выполнении каждого упражнения требуются особая сосредоточенность.
Упражнение нужно выполнять на ровной, твердой поверхности, лучше на полу, застеленном ковриком (или одеялом). Зимой заниматься в помещении, а летом на природе. Если такой возможности нет, то в комнате обязательно открывать окна, чтобы был постоянный приток свежего воздуха.
Чтобы предупредить искривление позвоночника, необходимо постоянно следить за своей осанкой, не носить и не поднимать слишком тяжелые предметы, спать на жесткой постели с плоской подушкой, обязательно заниматься физическими упражнениями, в том числе и гимнастикой с элементами Хатха-йоги.
Йоги особое внимание уделяют дыханию. Они считают, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, так как прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.
Выполняйте дыхательные упражнения утром и вечером перед сном. Полезно сделать 5-6 полных дыханий или диафрагмальное дыхание перед комплексами статических упражнений. Это поможет подготовить организм к предстоящей нагрузке.
1.3. Особенности методики использования Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки
При правильной осанке создается наиболее выгодные (максимально благоприятные) для нормальной деятельности (функционирование) сердечно сосудистой, дыхательной, нервной системе, внутренних органов, для повышенной работо способности. Правильную хорошую осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирование навыка осанки лежит механизм условно рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать.
Большое влияние на формировании осанки ребенка оказывает состояние его стоп. Форма стопы зависит главным образом от состояния ее мышц и связок. При нормальной форме стопы нога опирается на наружный продольный свод. Внутренний свод работает в основном как рессора, с его помощью обеспечивается эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие нормальной свод стопы, ослабевает вся нагрузка и ложится на связки, которые, растягиваясь уплощают стопу. У детей до 3 – 4 лет на подошве стопы хорошо развита так называемая жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие по отпечатку стопы невозможно.
Для детей с нарушенной осанкой и плоскостопием не реже 2 раз в сутки целесообразно проводить специальную лечебную физкультуру под наблюдением медицинского персонала.
Важно у детей развить мышечные ощущения правильного положения тела. Этому помогают различные упражнения. Например: дети встают к стене, прикасаются к ней затылком, лопатками, ягодицами, пятками и запоминают это положение.
Разработка методов устранения нарушения осанки у детей дошкольного возраста привели к тому, что есть необходимость подбора комплекса упражнений. Для устроения нарушения осанки детей предлагаем следующий комплекс упражнений:;
Упражнения в равновесии.
Разные виды ходьбы, бега, прыжков, ползаний по доске (15-20см), лежащей на полу.
Ходьба по канату и доске с поворотами, наклонами и крушениями.
Упражнения в равновесии с использованием природных условий.
Ходьба через ямку или ручеек, проход по палке или бревну.
Ходьба и скольжение по ледяной дорожке и т.д.
Упражнения в равновесии на гимнастической скамейке.
Ходьба с выполнением движений руками, ногами и туловищем.
Ходьба боковым приставным шагом.
Упражнения на гимнастической скамейке: «Ласточка на одной ноге).и.п.о.с. При этом прогнуть грудь и голову. Как «лебедь»,т.е.
Стойки.
Стойка-это вертикальное тела, способствующие для укрепления мышц рук, плечевого пояса и туловища в целом.
Стойки на лопатках –это упражнения укрепляющие мышцы спины, рук и подводящие к выполнению стоек на голове и руках.
Последовательность разучивания:
а) согнув ноги, прямая;
б) прямая с опорой о пол, без опоры;
стойка на груди-это упражнения укрепляющие мышцы туловища, шеи, рук. Оно служить подводящим к выполнению стоек на предплечьях.
Стойки на голове-это основные йоговские упражнения для начинающих, укрепляющие мышцы шеи, туловища, рук, подводящие к выполнению стоек на руках. Используются в одиночных, парных и групповых упражнениях.
Последовательность разучивания:
А) Стоя согнув ноги, прямая;
Б) В полушпагате, согнувшись;
«Стойка» (на голове); и.п. стоя лицом к мату. Присесть. Кисти рук поставить на край мата на ширине плеч, а голову на лобную часть в центре между рук, но дальше от края мата и рук на целый шаг. Получается «Треугольник». Затем медленно поднимать таз (ноги пока согнутые в коленях, поднимаются за тазом). Когда ребенок научится поднимать и удержать свой таз вертикально, он поднимает и выпрямляет соединенные ноги с вытянутыми носками. Выход из положения стойки; ребенок сгибает ноги в коленях, опуская ступни, затем таз, приземляется на ступни и возвращается в основную стойку. Страховка при выполнении упражнения; помочь ребенку держать руки и голову, поднимает таз, поддерживая двумя руками с боков и сохранять равновесие, выпрямить ноги.
Стойка на руках- это упражнения укрепляющие мышцы рук, туловища. Выполнятся в вольных, парных и групповых упражнениях всех спортивных разрядов.
Последовательность разучивания6
а) полустойка;
б) стойка махом;
в)сойка толчком;
г)стойка полушпагатом;
«Стойка на руках» (у стены) и.п.о.с. лицом к стене на расстоянии одного шага. Одновременно маховые движения двумя руками вперед, вверх и мах одной ногой, толчок другой ногой, рывком согнувшись вперед, руки поставить на ширине плеч, пальцы широко расставлены, плечи над кистями рук, спина слегка прогнута поясничной части, смотреть на кисти.
Выход из стойки; опустить прямые ноги вперед и вставить в о.с.
Мосты .
Мосты-это упражнения, которые способствуют развитию силы, гибкости, они являются подводящими выполнению переворотов вперед и назад.
Последовательность разучивания:
а) «Мостик» (из положения лежа на спине) и.п. лежа на спине. Ноги согнутые в коленях, с упором на ступни, упор руками за плечами, при этом ладони развернуты пальцами к плечам.
Сначала пытаться приподнимать таз от пола выше и выше. Затем выпрямляя руки в локтях, приподнимать от пола голову. С опором на ступни и ладони прогнуть туловища вверх, при этом пытаться выпрямить руки, а затем и ноги.
б) «Верблюд» или мостик с двух колен мост из положения на коленях.
в) «Мостик» мост наклоном назад из о.с. стоя спиной гимнастической стойки, отойти от нее на шаг. Ноги поставить на ширине плеч. Захватить двумя руками рейку над головой, медленно и поочередно переставлять руки вниз по рейкам, кто сколько сможет. Затем подниматься по рейкам вверх до и.п.
Шпагаты .
Шпагаты упражнения, способствующие развитию гибкости. Это качество необходимо в большинстве видов спорта, так как гибкость позволяет увеличивать амплитуду движения, предупреждает возможность растяжения мышц при падениях и резких движениях. Йоги широко используют различные шпагаты в вольных упражнениях, парами групповых пирамидах.
Последовательность разучивания:
а) полушпагат;
б) шпагат правой и левой ногой;
в) шпагат кольцом;
г) прямой шпагат;
«Шпагат» (прямо) и.п.о.с. медленно расставлять прямые ноги в стороны, носки вытянуты, колени выпрямленно. Когда ноги будут расставлены шире плеч, необходимо опора на двух руках. Обе руки поставить на пол перед собой продолжать расставлять ноги в стороны на столько, на сколько это возможно.
«Шпагат» (боком) и.п. одна нога впереди, другая сзади, поставить руки с 2-х сторон около ноги, которая выставлена вперед для опоры. И продолжать раздвигать ноги одну вперед, другую назад.
«Полный шпагат» -это раздвинутые прямые ноги на одной прямой.
Упор.
Упоры –это упражнения, укрепляющие мышцы рук и туловища, подводящие к стойкам на руках.
Последовательность разучивания:
а) упор лежа на одной руке;
б) упор лежа боком;
в) упор согнув ноги;
упор углам;
Перекаты, кувырки.
Перекаты и кувырки-это йоговские упражнения, развивающие вестибулярный аппарат (ориентировку в пространстве) и способствующие освоению различных сальто. Начинать надо с простейших группировок, перекатов, а затем уже переходить на кувырки. Каждое упражнение следует разучивать сначала в медленном темпе и выполнять 2-3 раза подряд. Всего по 4-8 раз каждое. По мере усвоения делать подряд по 3-5 кувырков или перекатов, повторяя 5-10 раз.
Перекаты в группировке.
Группировка-это положение согнув ноги с захватом руками за голени.
Перекаты прогнувшись.
перекаты вперед и назад, прогнувшись в упоре лежа. Упражнения выполняются плавно, стараться как можно больше прогибаться в исходном и конечном положении, колени не сгибать.
Перекат назад, прогнувшись из стойки на голове. Стойку нужно удерживать не менее 3 с., затем слегка приподняться на руки и прогибаясь, перекатиться на грудь, живот и бедра находятся в положении упора лежа прогнувшись.
Кувырки вперед- это упражнение выполнять из упора присев с легким толчком ног; руки поставить на шаг вперед. Встречая опору, руки согнуть, голову поставить на затылок и выполнить быстрый перекат вперед в и.п.
Последовательность разучивания:
а) из упора стоя на коленях;
б) из полушпагата;
в) из упора лежа, подтягивая ноги силой;
г) из стойки ноги врозь, с опорой на руки и без опорой;
д) из равновесия, не сгибая опорную ногу;
е) из положения выпада вперед с опорой на руки без опоры;
ж) из стойки на голове;
з) из стойки на руках.
Кувырок назад- это упражнение выполняется из упора присев быстрым перекатом назад в группировке; в конце переката положение рук ладонями на пол у плеч, ноги остаются максимально согнутыми, ставятся за головой на носки, руки разгибаются, поднять выполняющего упражнение в положение упора присев.
Таким образом, различные методы и комплекс упражнений, направленные на устранение нарушений осанки детей, имеют возможность воздействовать положительно.
Глава II. Организационно - педагогические условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста средствами Хатха-йоги
2.1. Исследование навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Опытно- экспериментальная работа проводилась на базе детского сада «Кэнчээри» Таттинского улуса село Ытык-Кюель, в старшей группе.
Исследование проводилось с 10.12.20056г. по 1.03.2007 г. при участии 14 детей из контрольной и экспериментальной группы (См. приложение № 1)
В этом саду мы совместно с мед. работником Константиновой Марией Петровной проводили, физкультурно - оздоровительную работу с детьми.
Помещение зала просторное и светлое, зал эстетично и красиво оформлен, оборудован необходимым инвентарем для проведения физкультурных занятий, после каждого занятия комната проветривается.
Для профилактики нарушения осанки и плоскостопия в физкультурном зале имеется ребристая дорожка, иппликаторы для ног, мешки с песком, кольца, гимнастические скамейки, гимнастические палки.
Дети на занятия приходят в специальной форме: футболка, гольфы, и шорты, одевают чешки и другую легкую обувь, что очень важно для проведения занятий. Работа ведется по перспективному и календарному плану.
В эксперименте участвовали 14 детей: 9 входили в экспериментальную группу, 5 детей - контрольную.
Были поставлены следующие задачи: выявить навыки развития правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления общего уровня Хатха-йоги как условия формирования навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста, нами был использованы тренировки с элементами Хатха-йоги. В начале изучались познание системы Хатха-йоги. Детям для восстановления нарушенной осанки нужны специальные упражнения. Для этого мы использовали гимнастические упражнения с элементами Хатха-йоги. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике Хатха-йога основное внимание уделяется статическому поддерживанию поз.
Поэтому для детей с дефектами обследование осанки осуществлялось в трех положениях: спереди, сбоку и сзади, стоя и наклоне.
При осмотре спереди обратили внимание на положение головы, уровень плечь, симметричность грудной клетки и ее форму, уровень стояния сосков, форму и положение ног.
После обследования было проведено наблюдение индивидуальных особенностей строения организма детей. Нас интересовало: какое положение тела они принимают в разных ситуациях, при ходьбе, сидя, стоя и лежа. При внимательном наблюдении во время занятия, мы заметили, что дети опускают голову, наклоняются вперед грудью на стол, или принимают еще более неудобные позы; туловище отклоняют вправо, влево, ноги поджимают под стул дети принимают и при ходьбе, сгибают туловище вперед и раскачивают его в стороны. Во время игр на ковре многие дети часто сидели, подложив одну под себя. У некоторых детей сформировалось привычка стоять с опорой на одну ногу. При этом они опускают голову, наклоняются на бок и выпячивают живот.
В процессе анализа, с помощью упражнений корригирующей гимнастики в экспериментальных группах были выделены критерии, позволяющие определить уровень физической подготовленности: высокий, средний, низкий.
На 1-м этапе эксперимента по показателю из 9 детей экспериментальной группы 4 ребенка (40%), высокий, 3 детей (33%) - средний, 2 ребенка (27%) - низкий уровень корригирующей гимнастики.
В контрольной же группе на высоком уровне выполнили работу 3 ребенка (60%), на среднем-2 ребенка (40%), на низком уровне -1 ребенок (20%).
Таким образом, после проведения констатирующего этапа эксперимента мы пришли к выводу, что уровень формирования осанки у детей старшей группы ДОУ «Кэнчээри» Таттинский улус село Ытык-Кюель, в целом средний. Результат детей экспериментальной группы ниже, чем в контрольной.
2.2. Методика развития навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста через занятия по йоговскими упражнениям
На втором этапе было проанализировано состояние работы базового ДОУ, и выявлено, что необходимо усовершенствовать методику обучения детей с помощью упражнений Хатха-йоги, провести целенаправленное обучение детей йоговскими упражнениям в организованных и самостоятельных видах деятельности.
На формирующем этапе работа проводилось в форме кружковых занятий.
Занятие по обучению йоговских упражнениям состоит из 3-х частей:
- Подготовительная
- Основная
- Заключительная.
В I часть занятий входит разминка: хождение по камушкам, бег, ходьба на носках, пятках, внутренних и внешних сторонах стоп, добавлены упражнения на гимнастической лестнице: висы на руках лицом к стене, спиной к стене, с поднятием ног.
После разминки выполнялись дыхательные упражнения: глубокий вдох носом, выдох удлиненный с мягким звуком «ха». Все упражнения воспитатель показывал, а потом делал вместе с детьми, при этом максимально приближал данные упражнение к какому-либо образу.
Глубокий вдох носом, выдох со звуком «у». Словесное сопровождение: «А» теперь на нас подул холодный зимний ветер».
Следующие упражнение на развитие равновесие, координация, укрепление позвоночника, подвижности суставов, массаж органов, прилегающих к диафрагме, хорошая вентиляция средних долей легких; полезно при сердечных заболеваниях.
II часть занятия состоит из йоговских упражнений, направленных на решение основных образовательных задач.
III часть занятия включает психогимнастические упражнения, направленные на снятие физической и эмоциональной напряженности и анализ занятия.
Средняя продолжительность занятий занимала от 20-30 минут. Каждому занятию предшествует предварительная работа, содержание которой состоит из: закрепления знаний, умений и навыков детей предыдущего занятия и подготовка к усвоению новых двигательных навыков. Проведем примеры занятий по обучению йоговским упражнениям.
На данном этапе для развития йоги, занятия были составлены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с постепенным усложнением программного содержания. Высокий интерес у детей вызвала тематика занятий, так как она была достаточно оригинальной и незнакомой детям.
Тематика занятий:
Тема №1. Поза зародыша.
Тема №2. Поза угла
Тема №3. Поза мостика
Тема №4. Поза ребенка
Тема №5. Поза кошка.
Тема №6. Поза горы.
Тема №7. Поза Тадасана.
Тема №8 . Поза алмаз.
Тема №9. Поза кошечка добрая .
Тема №10. Поза рыба
Дети занимались с удовольствием. На занятиях мы работали над формированием навыков правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста. На каждом занятии дети узнавали что-то новое для себя о жизни и культуре древней индийской йоги. Дети искренно радовались результатам своих работ. Перед каждым занятием проводилась предварительная работа, заключающаяся в проведении бесед по теме занятий, в рассматривании различных иллюстраций.
На всем протяжении проведенных занятий, был интерес и внимание детей. Проведена индивидуальная работа с детьми, у которых проявляется нарушение осанки.
В итоге наблюдения детей, определяя состояние осанки каждого ребенка, удалось выявить дефект и причины их возникновения. Исходя из этого, назначаются корригирующие упражнения. У некоторых детей старшей группы были такие дефекты осанки- осанка с круглой спиной
Мы пересмотрели организацию двигательной деятельности детей на прогулке. Одновременно начали воспитывать у детей привычку принимать правильную рабочую позу в различных условиях; сидеть на стуле за столом прямо, непринужденно, опираясь ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола: правильно ходить и стоять, равномерно распределяя тяжесть туловища на обе ноги или чередуя опорную ногу.
Также проходило обучение детей правильному положению тела и по словесному указанию воспитателя, контролировать свою позу, видеть и исправлять неправильное положение товарища.
В течение всего дня в групповой комнате и на прогулке, мы наблюдали за детьми и напоминали о том, чтобы они сохраняли правильное положение тела.
При формировании умения удерживать правильное положение тела важно развивать и укреплять у ребенка крупные мышечные группы плечевого пояса, спины и живота. Во вводную часть занятия включаем разнообразные упражнения на развитие чувства равновесия и воспитания внимания, упражнения в ходьбе и беге, построении и перестроении; упражнения в прыжках и ползании, танцевальные, для профилактики плоскостопия и формирования правильной осанки.
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования
Третий- контрольный этап эксперимента заключался в повторном проведении диагностики с целью сделать сравнительный анализ результатов корригирующей гимнастики, детей обеих групп после проведенной работы с детьми экспериментальной группы. Критерии оставались прежними.
Дети экспериментальной и контрольной групп показали на занятиях: бег, ходьба, упражнение дыханию, осанке, массаж, гимнастика по Хатха-йоги и т.д.
Высокий уровень на 1 этапе эксперимента наблюдается у 4детей (44,4%); средний у 3 детей(33,3 %); низкий –2 (22,2%)а на третьем-высокий у 4 детей из 9, что составляет 44,4% средний 5 детей (55,5%), при этом низкий уровень передали формы не наблюдается.
В контрольной же группе по данному критерию отмечается незначительный рост: если на 1 этапе эксперимента высокий уровень наблюдался у (40%)2детей, средний у2 детей (40%), низкий у1 ребенка (20%) то на контрольном 111 этапе у троих детей (60%) наблюдался высокий уровень рост отмечается на 20 %, средний-у 1, низкий у1.
Данные контрольной группы свидетельствуют о незначительном улучшении показателей: если на 1 этапе эксперимента высокий уровень наблюдался у 3 детей (60%), средний у 2 детей (40%), низкий уровень выполнения работ по данному критерию имели 2 ребенка (40%); средний № детей (60%), низкий отсутствовал.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о подтверждении нашей гипотезы о том, что если с детьми старшего дошкольного возраста, провести систему занятий по гимнастическую упражнению Хатха-йоги, то можно исправить осанку.
Наиболее сложной по организации и проведению является основная часть занятия. От правильного сочетания физических упражнений, их количества, дозировки, выбора способов организации детей зависит весь ход занятия, а главное, его оздоровительный эффект.
Использовали общеразвивающие упражнения с набивным мячом. Они развивают силу и выносливость мышц, улучшают координацию движений.
Для воспитания хорошей осанки очень важна методика проведения основных движений. При обучении правильной ходьбы, нужно напомнить детям о том, что спина должна быть прямой, живот подтянутым, голова подтянута.
В корригирующие движения мы включили подвижные игры и игры эстафеты.
В правилах игры основное внимание обратили на технику выполнения движений и правильную осанку. В течение 4 месяцев, под руководством мед. работника и физрука были проделаны комплексные упражнения по улучшению осанки.
Заключение.
Йоговские упражнения готовят ребенка к будущей взрослой жизни и являются средством гармонического развития личности дошкольника. К сожалению, в настоящее время не все дошкольные учреждения отдают должное йоге. Эта система обучения только начала находить практическое применение в практике ДОУ. Задача воспитателя состоит в том, чтобы повысить физические качества через упражнения
Работу по формированию правильной осанки следует постоянно вести, а не только с теми, у которых замечены какие-либо отклонения. В каждом детском учреждении должны быть созданы все условия для проведения профилактических мероприятий. Обязательны систематические физические упражнения в виде ежедневной утренней гимнастики, физкультурных занятий, подвижных игр. Значительная роль принадлежит строго соблюдаемому режиму дня, размеру мебели, позе детей во время занятий и игр.
Медицинский работник и физический руководитель должны отдельно работать с родителями детей, имеющих предрасположенность к нарушению осанки, практически ознакомили с комплексом специальных упражнений для закрепления на дому. Так же в детском саду велась витаминизация и профилактика по данной заболеваемости.
Анализ показателей физического развития и здоровья детей помогает улучшить качество индивидуальной работы с детьми, наметить конкретные меры по исправлению дефектов осанки, перспективу в развитии основных видов движений, укрепить контакт воспитателей с родителями.
Изучив поставленную проблему, был сделан вывод, что необходимыми условиями обучения детей старшего дошкольного возраста йоговским упражнениям для повешения физического развития является:
- Целенаправленное и систематическое руководство педагогами при обучении дошкольников йоговским упражнениям;
- учет возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
- личностно- ориентированный подход к ребенку.
- создания условий для обучения йоговским упражнениям.
- введения специального комплекса физических упражнений для улучшения физических качеств и развитие дальнейшего интереса детей к йоговским упражнениям, физкультурных занятий, утренней гимнастике, формах активного отдыха.
Также необходима тесная совместная работа ДОУ и семьи в процессе формирования высокой двигательной активности детей.
Таким образом, мы выполнили цель нашего исследования; выявили пути и средства обучения йоговским упражнениям для развития физических качеств детей старшего возраста. Гипотеза исследования подтвердилась и нами разработаны методические рекомендации для практических работников и родителей по физическому развитию детей.
Список использованной литературы
1. Аксенов И. Ф., Бирючков Б.И, Карпов С.А, Савостьянов П.А, Шлемин А.М. Воспитание правильной осанки М., 1964.-С.3
2. Бурмистрова И. Правильная ли у детей осанка // Дошкольное воспитание –1990, № 9, С.30-33
3. Баландина. В Формирование правильной осанки // Дошкольное воспитание 1984.-№2.- С.35.
4. Белостоцкая Е.М, Виноградова Т.Ф., Канаевская Л.Я, Теленчи В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. -М., 1987
5. Баканенкова Л.И, Русскова Л.В.Физическое воспитание детей дошкольного возраста. -М., 1982. –С.38.
6. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. М., 1989.-С. 72.
7. Галанов. А.С.Игры,которые лечат. М., 2001.-С. 41
8. Игнатьева Т.П. практическая Хатха-йога для детей. Гармонизирующие комплексы-СПб.: -2003 год.
9. Красикова И.С. Осанка. Воспитание правильной осанки . Лечение нарушений осанки.-СПб.: 2001.
10. Карманова Л.В. Занятия по физической культуре в старшей группе д\с возраста –М.; 1980г.
11. Концепция дошкольного образования Республика Саха (Якутия). Якутск,2000г.
12. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей : Кн.для учащихся и родителей.-М.: 1993.
13. Ловейко.И.Д. Формирование осанки у школьников. -М.1970. –С.3
14. Ловейко.И.Д. «О формировании правильной осанки».//Дошкольное воспитание 1985 №3-С.77
15. Лахманчун Г.Е. Эта замечательная йога, или Взгляд в себе-М.:1992
16. Рудистам К. Групповая психотерапия. М 1990.-С.229.
17. Скоблин А.П., Рехлицкой А.Я. Деформации скелета у детей. М., 1975. –С.11
18. Саркисян. А, Овакимян.Г. Как выработать правильную осанку у младших дошкольников.//Дошкольное воспитание 1989.№2 .-С. 46
19. Олонцева Г.Н. Детям об осанки. Иркутск 1997 год.
20. Хухлаева.Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М.,1984.-С.15
21. Чабовская А.П, Голубев.В.В, Егорова.Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. М.,1987.-С.60.
22. Рипа М.Д., Велитченко В.К., Волкова С.С. Занятие физической культурой со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе. -М . 1988.-С. 26
23. Осокина Т.И. Физическая культура д/с 1988г.
24. Степаненкова Э.Я. .Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. 2001г.
Приложения №1
Список детей участвовавших в эксперименте.
Экспериментальная группа
№ | Фамилия имя ребенка | Код | результат |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Большаков Назар. Слепцов Максим Колодезникова Тома Мочкина Алена. Маркова Наташа. Тарбахов Слава. Павлова Инна. Павлов Женя. Павлова Алена |
Э01 Э02 Э03 Э04 Э05 Э06 Э07 Э08 Э09 |
норма норма норма норма норма норма норма норма норма |
Контрольная группа | |||
| Фамилия имя ребенка | код | результаты |
1 2 3
4 5 | Слепцов Никита Захарова Даяна Лексекун Уйгулан.
Ефимова Кыдаана Егоров Айаал
| К01 К02 К03
К04 К05 | Норма Норма Осанка с круглой спиной Норма норма |
| |||
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1 Комплекс статических упражнений Хатха-йоги.
Тема № 1. Поза зародыша.
Оздоравливает органы пищеварения, укрепляет мышцы живота и спины, является великолепным, растягивающим позвоночник, упражнением. Снимает боли, вызванные смещением позвоночников, в поясничном отделе.
И.п.- лежа на спине обхватите согнутую правую ногу за лодыжку и прижмите ее верхней поверхностью бедра к животу. Внимание сконцентрируйте на правой стороне живота. Удерживайте позу 5-6 секунд, затем вернитесь в и. п.
Прижмите согнутую левую ногу к животу, Внимание на левой стороне живота. Держите 5-6 секунд и вернитесь в и.п.
Прижмите обе ноги, стараясь подбородком или лбом коснуться коленей. Внимание при этом на области пупка. Удерживайте 5-6 секунд и спокойно опустите ноги, расслабьтесь.
Повторите в той же последовательности 2-3 раза или выполните упражнение только один раз, но с более продолжительной задержкой. Дыхание спокойное, произвольно.
Методические указание;
Если вы пока не достаете подбородком или лбом коленей, не расстраивайтесь, будьте настойчивы. С каждым разом гибкость позвоночника будет увеличиваться, и вы сможете правильно выполнить эту позу. Не перенапрягивайтесь. Движения должны быть плавными и спокойными.
поза помогает наладить пищеварение, укрепить мышцы живота, спины
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тема№2. Поза угла.
Упражнение помогает при запорах, при вздутии кишечника, уменьшает отложение жира в области живота , укрепляет его мышцы. Девушки следует уделить этому упражнению особое внимание, так как у многих из вас мышцы живота очень слабые. Это не только некрасиво, но ведет ко многим заболеваниям органов малого таза.
Лежа на спине, руки вытяните вдоль туловища. Сделайте спокойно вдох и выдох. Внимание сосредоточьте на мышцах живота. Поднимите прямые ноги на 5-6 см над уровнем поверхности, на которой лежите. Удерживайте угол столько, сколько сможете без особых усилий. Сначала 5 секунд. Затем постепенно прибавляя по 1-2 секунд каждый последующий день. Дыхание спокойное, произвольное.
Закончив упражнение, обязательно отдохните, расслабьте мышцы живота и ног, мысленно направив на них струю воздуха при выдохе. Сняв напряжение мышц, приступайте к следующей позе.
Методические указание;
Если вам тяжело держать обе ноги, то делайте облегченный вариант-подьем и удержание каждой ноги поочередно. Не выполняйте упражнение до дрожи в ногах. Не поднимайте ноги высоко. Чем ниже вы будете держать прямые ноги, тем сильнее напряжение в области живота. Ноги в коленях не сгибайте.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Поза мостика.
Лежа на спине, согните ноги в коленях. Помогая руками, приподнимите таз. Опирайтесь на ступени ног, лопатки и затылок. Руками можно поддерживать туловище, поднимая его как можно выше, плавно прогибая позвоночник (а можно положить их на пол вдоль туловища). Плечи, шея, голова при этом прижаты к полу. Внимание на поясницу. Сохраняйте такое положение 6-8 секунд. Дыхание произвольное.
Затем, не допуская резких движений, на выдохе медленно опуститесь, вытяните ноги и отдохните в течение нескольких секунд. Позу можете повторить еще раз.
Упражнение поможет увеличить гибкость позвоночника, укрепить мышцы живота, устранить вздутие кишечника, боли в пояснице.
Отдохнув, приступайте к разучиванию следующей позы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Поза ребенка.
Сядьте на пятки, колени вместе, спина прямая. Спокойно на выдохе наклонитесь вперед и лбом коснитесь пола. Руки расположите вдоль тела ладонями вверх вдоль тела ладонными вверх. Расслабьте плечевой пояс. Находитесь в позе 5-10 секунд. Дыхание спокойное, произвольное.
ВНИМАНИЕ ! Если вы предрасположены к повышенному кровяному давлению, то выполняйте позу ребенка осторожно, удержите ее только несколько секунд.
Упражнение улучшает кровообращение, помогает снять головную боль, переутомление.
Поза кошки.
Сядьте на пятки, колени вместе, спину держите прямо. Руки положите на бедра, соединив большой и указательный пальцы (символ концентрации внимания). Дыхание спокойное. Думайте о положительных качествах, которые вы хотели бы развить в себе.
Само название позы-бриллиант-прекрасный камень, сверкающий, притягивающий взгляд вызывает у вас ощущение красоты, спокойствия, уверенности в своих силах.
Удерживайте позу 20-30 секунд. Затем посидите на корточках, давая отдых голеностопным суставам.
ВНИМАНИЕ ! Если вы ощущаете сильную боль в голеностопных суставах, положите под них валик из свернутого полотенца, небольшого одеяла.
Поза дерева. И. п. то же. Разведите руки в стороны ладонями вниз. Расправьте плечи, грудную клетку. Шею не напрягайте, смотрите прямо перед собой. Тянитесь за руками влево и вправо одновременно.
По истечении 30 секунд на выдохе руки опустите вниз. Сделайте 2-3
Приложение №6
Поза алмаз ;
встать на колени, а затем сесть на пятки. Выпрямиться, расправив плечи и развернув грудную клетку. Голова прямо, позвоночник тянуть вверх, ладони положить на бедра, дыхание ровное, спокойное. Сопровождение: «наши глазки как маленькие алмазы, вот мы ими вращаем так (по часовой стрелке), а теперь так (против часовой стрелки), и на меня смотрим. Как они засверкали у вас, настоящие алмазы, даже смотреть больно» (жмурим глаза).
Оказать детям помощь в установке стоп, чтобы пятки были соединены, а спина выпрямлена.
Формирует правильную осанку, формирует свод стопы (при плоскостопии), укрепляет мускулатуру ног и суставы, а также хорошее упражнение для глаз.
Поза ребенок;
сесть на пятки, колени вместе, спина прямая. Сделать глубокий вдох и на выдохе медленно наклониться вперед, коснувшись лбом пола. Руки свободно расположить вдоль тела ладонями вверх, локти чуть согнуты. Расслабить плечи, руки, дышать спокойно. Фиксация позы 8-10 секунд. Улучшает кровообращение, помогает снять головную боль и переутомление.
Поза змея; исходное положение как в позе кобра. Медленно понять голову и плечи, удерживая туловище в таком положении за счет мышц спины. Голову тянуть вперед-вверх, взгляд устремить в потолок. Зафиксировать позу в течение 8-10 секунд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования навыков полноценного чтения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста
Чтение- это один из общеучебных навыков, наряду с письмом и счетом. навык чтения формируется одним из первых с момента поступления ребенка в школу. и это не случайно, так как чтение можно считать осно...
Теоретическое обоснование применения методики миофасциального релиза в процессе формирования правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста
Нарушения осанки и деформации позвоночника являются в настоящее время актуальной проблемой. Из анализа данных научно-методической литературы известно, что 96% из всех отклонений от нормальной осанки у...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях"
Статья опубликование в сборнике научных трудов "Специальное образование XXI века: от ранней помощи до профессиональной подготовки". В статье раскрываются идеи влияния формирования навыков тв...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Статья "Развитие связной речи и формирование навыков творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого- педагогических исследованиях"
В статье рассматривается взаимосвязь специальной комплексной, систематической и длительной психолого-педагогической и логопедической коррекции на формирование творческого рассказывания у детей с ОНР с...
Методологический анализ формирования навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста
Аннотация. С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопеди...