Привитие навыков физического самосовершенствования
статья по физкультуре на тему
Познавательный материал для учащихся с 1 по 11 класс на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
privitie_navykov_fizicheskogo_samosovershenstvovaniya.doc | 547 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 2067 ТиНАО г. Москвы
Всероссийский интернет конкурс
Беседа для учащихся 1-11 классов
«Привитие навыков физического самосовершенствования»
Выполнила учитель физического воспитания
ГБОУ Школа 2067 г. Москвы
Костяева Анна Михайловна
Ноябрь 2014 г.
ПРИВИТИЕ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФИЗИОЛОГО – ЗДРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Неуклонный рост объема знаний, которыми необходимо овладеть учащимся в школе, овладеть ими не механически, а осмысленно без вреда для здоровья, делает необходимыми поиски новых методик преподавания.
При построении учебно – воспитательного процесса нельзя не учитывать фактор – состояние здоровья, физического развития учащегося.
Оздоровительная работа в учебное и вне учебное время, предполагает реализацию практических мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Осуществляется оздоровление детей и взрослых средствами физической культуры и спорта, профилактической медицины и гигиены, социально – психологической коррекции и реабилитации. Естественным средством разрешения проблемы сохранения здоровья является использование в учебном процессе всего многообразия движений. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова показали, что движения человека возникают как рефлекторный акт под влиянием внутренних (голод, жажда) или внешних (зрительных, звуковых, температурных) стимулов и теснее чем какая – либо функция, связаны с деятельностью центральной нервной системы и ее важнейшим отделом – корой головного мозга. В учебно – воспитательном процессе необходимо использовать режим двигательной активности, нейтрализующий утомляемость, использовать в работе здоровьеукрепляющую методику доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.
В качестве ключевой идеи здоровьесбережения может выступать гуманистический подход, когда система образования строится на основе гуманистических принципов.
Продолжительное пребывание детей в положении сидя как раз может оказаться тем фактором, накладывавшем существенные ограничения на развитие функциональных возможностей ребенка, таких систем как сердечно – сосудистая, органов дыхания, органов пищеварения. Даже кратковременные воздействия статистических напряжений являются фактором, ограничивающим микроциркуляцию и гемодинамику и угнетающим подвижность нервных процессов и вегетативных функций. Целесообразным считается использовать динамическую позу в учебном процессе – педагог планирует построение урока с таким расчетом, чтобы в процессе занятий дети несколько раз организованно переводились из положения сия в положение стоя. Количество подъемов и продолжительность однократного пребывания в положении стоя зависит от характера урока. Удобно поднимать учащихся, когда они слушают объяснения педагога либо отвечающего ученика.
Повышать эффективность восприятия и потенциал зрительной системы рекомендуется за счет построения занятий в режиме объектов и зрительных горизонтов. С целью «разгрузки» сенсорно – психогенных напряжений учащихся надо использовать физкультпаузы, физкультминутки различного содержания и тренажеры для зрения.
Результатом здоровьесберегающего образования является индивидуальное здоровье учащегося, представляющее собой динамический комплекс психофизиологических свойств и качеств личности, направленной на самосовершенствование и здоровый образ жизни.
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, закаливание, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков).
Суточный режим – целесообразно – организованный, соответствующий возрастным особенностям и профессиональной деятельности распорядок суточной деятельности, повторяющийся изо дня в день. Это способствует созданию оптимальных условий для деятельности и восстановлению организма, повышает работоспособность.
- Подъем в 7-00
- Зарядка и закаливающие процедуры
- Завтрак
- Трудовая деятельность либо учеба
- Обед
- Трудовая деятельность либо учеба
- Полдник
- Учебно-тренировочные занятия или занятия любимым дедом
- Душ
- Ужин
- Отдых, культурные развлечения
- Прогулка
- Сон
Зарядка включает в себя 8-9 упражнений по 8-10 раз повторений, каждое длится в течение 10-15 мин. Летом при открытом окне или на балконе, зимой при открытой форточке выполняется в легкой спортивной одежде. Заканчивается спортивной ходьбой и дыхательными упражнениями. После выполняется одна из закаливающих процедур.
В режиме дня надо предусмотреть время для приема пищи. Питаются за 1,5 – 2 часа до занятий упражнениями и до сна. Сон 9-10 часов в сутки для восстановления организма.
Уход за телом – мытье рук предупреждает инфекционные и кишечные заболевания. Чистая кожа учувствует газообмене организма. Мытье ног и смена носков предупреждают грибковые заболевания кожи, гнойничковые образования. Необходимо мыть руки перед едой, после посещения туалета, грязной работы. Стричь коротко ногти на ногах и руках, чтобы не скапливались микробы. Раз в неделю надо мыться в бане, принимать душ. Нательное белье меняется ежедневно. Чисть зубы утром и вечером. Мыть волосы рекомендуется еженедельно.
ЗАКАЛИВАНИЕ
Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди не простужаются. Закаливание повышает не специфическую устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливая иммунные реакции. Закаливание имеет огромное прикладное значение, становясь порой жизненно необходимым.
Наилучшим способом достижения положительных эмоций при закаливании детей и подростков является введение в закаливающую процедуру элементов веселой игры. Каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне, должна доставлять радость и удовольствие.
Виды закаливания:
- Закаливание воздухом
- Закаливание водой (классическое, закаливание замедленным охлаждением, поочередное воздействие сначала водой, затем воздушной процедурой, контрастный способ)
- Закаливание солнцем
Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:
- Систематичность (закаливание будет эффективным, когда осуществляется не от случая к случаю, а ежедневно);
- Постепенность (повышать силу закаливающего воздействия и продолжительность процедуры нужно постепенно);
- Учет индивидуальных особенностей человека – при закаливании надо принимать во внимание возраст, пол, состояние семьи и климатические условия и привычные температурные режимы);
- Сочетание общих и местных закаливающих процедур;
- Активный двигательный режим;
- Разнообразие средств и форм закаливающих процедур;
- Самоконтроль при закаливании;
- Комплексность – закаливание будет эффективным если используются все естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
Черты характера, способствующие развитию заболеваний
Более часто простужаются, болеют гриппом и другими резисторными заболеваниями люди, обладающие следующими чертами характера:
- Упрямство и негибкость характера;
- Чувство вины и самобичевания;
- Мизантропия (по отношению к себе тоже);
- Разочарование и подозрительность;
- Злопамятность и неспособность прощать;
- Ранимость и обидчивость;
- Озабоченность и неуверенность;
- Ослабленный контроль за своими чувствами;
- Нестабильность и агрессивность.
Закаливающие факторы природы: солнце, воздух, вода (обтирание, обливание, душ, купание, обмывание стоп, полоскание горла).
САМОКОНТРОЛЬ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
Самоконтроль – простейшие наблюдения за состоянием своего организма в процессе занятий физкультурой.
В процессе самоконтроля регистрируются показатели: самочувствие, сон, оценка работоспособности, аппетит.
Самочувствие складывается из ряда признаков: ощущение бодрости или усталости, вялости, наличие болей или неприятных ощущений в каком-либо органе. Самочувствие оценивают по пяти бальной шкале:
5 – отличное, 4 – хорошее, 3 – посредственное, 2 – плохое, 1 – очень плохое.
Сон обычно характеризуется быстрым (в течение 5-10 минут) засыпанием и легким пробуждением с ощущением бодрости и свежести.
Если сон беспокойный, с перерывами, с головными болями, после сна остается ощущение вялости — это признак переутомления.
Аппетит – ухудшение или отсутствие аппетита может указывать на утомление или начинающее заболевание.
Работоспособность – оценивается по пяти бальной шкале как и самочувствие.
Из объективных показателей состояния организма в процессе самоконтроля регистрируют частоту пульса, массу тела, динамометрию кисти, потоотделение.
Тест ЧСС:
110-130 ударов в минуту – зона низкой интенсивности движений
130-160 ударов в минуту – зона средней умеренной интенсивности
160-170 ударов в минуту – зона большой интенсивности
170-175 ударов в минуту – зона высокой интенсивности
Масса тела измеряется один раз в неделю.
Динамометрия позволяет определить силу мышц кисти и спины.
Потоотделение – нормальная реакция организма на интенсивность нагрузки.
Умеренное потоотделение – отсутствие капель на лбу, влажности в подмышечной области.
Значительное – капли пота на лбу и ладонях.
Чрезмерное – струящийся в подмышечной области пот и появление крупных капель на лбу, груди, спине.
Признаки утомления:
Допустимое утомление – лицо слегка розовое, потоотделение умеренное, мимика лица не искажена, движения координированные, мышцы не напряжены.
Недопустимое – мимика лица искажена, лицо красное, потливость чрезмерная, движения нарушены, в мышцах возникают судороги, потеря ориентации.
ВЛИЯНИЕ УПРАЖНЕНИЙ НА ОРГАНИЗМ И ЗДОРОВЬЕ
Занятия физическими упражнениями регулируют работу всех органов и систем организма человека (сердечно-сосудистую, дыхательную, пищеварительную) приводят к повышению уровня окислительно – восстановительных процессов. Укрепляются мышцы, суставы. Связки, улучается рост костей. Мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается выброс крови в сосуды, что способствует лучшему питанию мозга и тканей кислородом, повышается фагоцитарная функция крови. У тренированных людей сердце работает более экономно, уменьшается частота сердечных сокращений. Скорость кровотока работающих мышц увеличивается в 20 раз и тем самым увеличивается интенсивность обмена веществ.
Развиваются дыхательные мышцы, увеличивается ЖЕЛ, дыхание становится более редким и глубоким, что способствует профилактике возможных заболеваний, увеличивается число альвеол в легких, что способствует совершенствованию дыхательного аппарата.
Занятия физическими упражнениями способствуют совершенствованию ЦНС, которая обладает высокой степенью приспособленности к новым требованиям и меняющимися условиями внешней среды. Возрастает подвижность нервных процессов в коре головного мозга, совершенствуются процессы торможения и возбуждения.
Большое влияние физическая культура оказывает на вегетативную нервную систему, управляющую функцией внутренних органов.
Увеличивается мышечная масса человека, сила и объем мышц, повышается содержание белка в них, значительно повышается эластичность мышц, повышается содержание в них белка, повышается эластичность мышц, расширяется сеть капилляров и улучшается кровообращение. Мышцы регулируют и активизируют работу внутренних органов.
Тренированный организм более устойчив к неблагоприятным условиям внешней среды: охлаждению, перегреванию, колебанию атмосферного давления, инфекциям. У тренированного организма повышается клеточный иммунитет.
Физические упражнения оказывают влияние на жировой обмен, уровень жировых веществ в крови снижается, уменьшается содержание холестерина в крови, что уменьшает риск возникновения инфаркта миокарда, нарушение мозгового кровообращения, сосудистых заболеваний.
Физические упражнения улучшают работоспособность человека. Необходимо чередовать умственную работу с физическими упражнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Привитие навыков самообслуживания детям с умственной отсталостью в семье.
Появление в семье ребенка - одна из самых больших радостей жизни. Однако рождение ребенка с отклонениями в развитии ставит его родителей пере неожиданными проблемами. Какую же педагогическую раб...
Применение методов продуктивного способа обучения с целью привития навыков самодеятельности учащихся на уроках литературы (М.А. Булгаков "Мастер и Маргарита")
Применение методов продуктивного обучения, способствующих привитию навыков самодеятельности учащихся, позволит разрешить противоречия: между стремлением личности ученика к саморазвитию между увеличен...
Психофизическое развитие обучающихся 1 класса. Способы привития навыков здорового образа жизни на занятиях спортивного кружка
Доклад о создании оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка младшего школьного возраста. Рассматриваются ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по составлению образовательной учебной программы по изучению правил дорожного движения и привитию навыков культурного поведения на дорогах во внеурочное время «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» для учащихся 5 - 9 классов
Методические рекомендации для учителей и классных руководителей, которые на классных часах изучают ПДД...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Уход за посудой. Правила мытья посуды»
Задачи:-знакомить с правилами мытья посуды, моющими средствами и их назначением;- формировать умения мыть посуду, пользоваться моющими средствами;- корригировать речемыслительную деятельность;- воспит...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе(ГУО) по теме «Использование бытовой техники при стирке белья»
Задачи:- закреплять знания правил ручной стирки, знакомить с правилами пользования стиральными машинами активаторного и барабанного типа; познакомить с правилами ТБ,- корригировать рече-мыслител...
Конспект урока хозяйственно-бытового труда и привития навыков самообслуживания в 8 классе (ГУО) по теме «Правила культурного поведения за столом. Моделирование реальных ситуаций»
Цели: добиваться уяснения учащимися правил поведения в столовой; проработать правила хорошего тона за столом....