Психофизическое развитие обучающихся 1 класса. Способы привития навыков здорового образа жизни на занятиях спортивного кружка
опыты и эксперименты (физкультура и спорт) на тему

Бобрешова Валентина Сергеевна

Доклад о создании оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка младшего школьного возраста. Рассматриваются основные направления работы учителя и результаты спортивного кружка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_psikhofozicheskoe_razvitie_1_kl.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14 пос. Приэтокского»

Психофизическое развитие обучающихся

1 класса.  Способы привития навыков

здорового образа жизни

на занятиях спортивного кружка

Доклад выступления

на педагогическом совете №5

от 03 апреля 2012 г.

учителя физической культуры

Бобрешовой Валентины Сергеевны

  Психофизическое развитие обучающихся 1 класса.

Способы привития навыков здорового образа жизни

на занятиях спортивного кружка.


        
На каждом этапе индивидуального развития организм детей и подростков представляет собой гармоничное целое с присущими для данного возраста особенностями строения сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и определенными антропометрическими данными.
        Наши первоклассники не имеют каких-либо отклонений в состоянии здоровья. Они все относятся к первой (основной) группе здоровья. Это очень хорошо, потому что строить урок или занятие физической культурой намного проще: не надо подбирать особые упражнения и задания для обучающихся, относящихся к третьей (медицинской) группе,  или к детям, имеющим хронические заболевания. Однако, изначально у них разный уровень физической подготовленности.

         Состояние человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие дети невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны. Это видно из наблюдений за первоклассниками: за их внешним видом, соблюдением правил гигиены, отношением к обязанностям, восприятием тех или иных заданий, вопросов, действий и т.д.

Процесс физического воспитания оказывает непосредственное воздействие на внутренний мир человека, на его сознание и поведение. Под влиянием физических упражнений изменяется характер деятельности всех органов и систем организма, совершенствуется их строение, повышается устойчивость к заболеваниям, воздействию стрессовых ситуаций, укрепляется соматическое и психическое здоровье, появляется стремление к улучшению своего здоровья.

Таким образом, уже в начальной школе правильная организация физической активности способствует тому, что физические упражнения благоприятно воздействуют на психическое развитие детей.

Отсюда можно сделать  вывод о психофизическом развитии обучающихся и продолжить обучение самодиагностике своего организма. При этом перед нами стоит ряд задач:
• повысить у учащихся интерес к своему здоровью;
• вызвать стремление быть здоровым, вести здоровый образ жизни;
• дать некоторые рекомендации по укреплению состоянию организма;
• провести ряд экспериментов или практических работ, направленных на выявление плоскостопия, искривления позвоночника, эмоциональности, уровня физической подготовленности и др.
        Что же представляет собой процесс, направленный на психофизическое развитие младших школьников в нашей школе?


        
Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. В связи с этим проблемы содержания, структуры учебной деятельности, условий и путей ее формирования, особенностей функционирования этой деятельности влияют на выделение качественных изменений в психическом развитии учащихся.

         Целью нашего сопровождения является создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка младшего школьного возраста.

В профилактическом направлении проводится работа над обеспечением профилактики возникновения отклонений в развитии, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка. Средствами профилактики выступают специально организованная предметно-пространственная среда в классе, развивающее взаимодействие, сотрудничество взрослых с ребенком в различных видах деятельности, индивидуальные и групповые развивающие занятия с педагогом.

Работа в развивающем направлении направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребёнком соответствующими формами деятельности и общения. Реализуется развивающая функция в процессе индивидуальных и групповых занятий с учителем.

Коррекционное направление – предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка, создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций. Реализуется коррекционная функция в процессе специальной организации предметно-пространственной, коррекционно-развивающей среды, специально организованного взаимодействия взрослых с ребенком, а также в ходе дополнительных занятий.

Любая задержка и любое нарушение в ходе физического развития ребенка, отражается на его поведении, а также на его двигательной деятельности в различных ее формах. Снижение уровня двигательной активности школьников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало.

Работа в первом классе проводится в системе, охватывающей все стороны физического воспитания: (развитие двигательной активности, двигательных навыков, психофизических качеств, достижение физического совершенства, усвоение общечеловеческих и национально–культурных ценностей).     Развитие каждой стороны физического воспитания имеет собственную динамику и широкий круг задач. Полноценная проработка такого материала требует больших усилий и временных затрат. Однако в нашем случае установлена взаимосвязь с другими видами деятельности первоклассников (кружковая работа дополнительного образования). Тем самым двигательная деятельность занимает естественное место в жизни детей.

В процессе обучения учитываются возрастно-психологические, индивидуальные особенности ребенка, а также состояние его здоровья. Этот принцип позволяет наметить оптимизацию развития для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью.

Предложенное психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления обучающихся первого класса выстраивается по трем направлениям в соответствии с задачами, определенными системой физического воспитания:

1. Оздоровительное: в первую очередь решается проблема качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка;

2. Воспитательное: органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, воспитание в детях чувства ответственности за свое здоровье;

3. Образовательное: обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

Для реализации первого направления эффективно используются все средства физического воспитания: физические упражнения; естественные силы природы; гигиенические факторы окружающей нас среды. Используются  профилактические и коррегирующие упражнения, дыхательные и звуковые упражнения; комплексы упражнений, формирующие правильную осанку; закаливание; точечный массаж; комплексы упражнений, направленные на профилактику и коррекцию плоскостопия и др. (Приложение 1).

Забота о правильном, своевременном психофизическом развитии ребенка и его здоровье должна выражаться в следующем:

  1. удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
  2. обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованную для дошкольного возраста двигательную активность и физические нагрузки;
  3. сформировать навыки в разных видах движений;
  4. способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
  5. стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
  6. создать оптимальные условия для разностороннего развития детей: активизации мыслительной деятельности, поиска адекватных форм поведения, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых проявлений детей.

Родители и педагоги, «вооруженные» единой программой физического воспитания, несомненно, достигнут желаемого результата – привить навыки здорового образа жизни.

Разработанное психолого-педагогическое сопровождение физического развития и оздоровления детей младшего школьного возраста не только позволяют на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и стимулирует самореализацию каждого и взаимообогащение всех. Применяемая модель системы взаимодействия способствует созданию микроклимата, в основе которого – уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами. В результате обеспечивается взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического, социального. Что в свою очередь говорит о достижении цели физического воспитания, предусматривающей воспитание здорового всесторонне гармонично физически развитого ребенка.

Приложение 1.

Способы психофизического развития

обучающихся 1 класса

Перекрестные движения стимулируют одновременно оба полушария головного мозга и тем самым делают процесс психофизического развития более успешным. Это упражнение развивает бинокулярное зрение (пластическое видение обоими глазами); ориентацию в пространстве (различие «правого» и «левого»); координацию мускулов мозга. Продолжительность упражнения: не менее 1 минуты.

Кончики ушей (думающая шапочка)

- Указательными и большими пальцами рук тяните за края свои уши во внешнюю сторону, как будто вы хотите их распрямить. Начинайте с верхнего края уха и идите вниз до мочки уха!

Упражнение способствует повышению внимания; улучшению слуха и речи; активизации памяти. Дозировка упражнения: 15 раз.

Выключатели света (Бугорки на лбу – позитивные точки.)

Дотроньтесь кончиками пальцев нежно до точек на лбу между бровями и тем местом, откуда начинают расти волосы. При этом закройте глаза и расслабьтесь!

Это упражнение снимает стресс и напряжение; снимает мыслительные блокады; активизирует память. Длительность упражнения: по желанию, минимально – 1минута.

Лежащая восьмерка (Шлифование восьмерок.)

- Вытяните руку, которой вы пишите и напишите ею в воздухе большие лежащие восьмерки! Теперь другой рукой, потом двумя руками. Вытягивайте руку дальше – ваши восьмерки должны стать большими. Место пересечения вашей восьмерки должно находиться перед вами – между глазами! Следите глазами за линией движения ваших кончиков пальцев! Делайте это упражнение под музыку. Можете петь своим восьмеркам колыбельную, чтобы они лучше спали. Нарисуйте вашу лежащую восьмерку на доске или на бумаге!

Это упражнение способствует различению и запоминанию символов; улучшает координацию и центровку тела. Продолжительность упражнения: 3 минут.

Колебания маятника (Раскачивание центра тяжести)

Скрестите ноги. Верхняя часть туловища и руки свисают свободно. Раскачивайтесь далеко налево и направо как маятник часов с кукушкой. Не забывайте время от времени менять положение ног.

Раскачивание маятника не только расслабляет уставшую во время долгого сидения мускулатуру, но и оказывает воздействие на: равновесие и координацию тела; абстрактное мышление; зрительную память; чувство собственного достоинства. Продолжительность упражнения: до тех пор, пока это доставляет удовольствие.

Рисование двумя руками (Синхронное рисование.)

- Попробуйте рисовать одновременно двумя руками без карандаша в воздухе. Как дирижер без палочки. Послушайте музыку и продирижируйте ее. От адажио (медленного темпа) до престиссимо (самого быстрого темпа).

От пиано (тихого звучания) до престиссимо.

- Укрепите лист бумаги на стене. Возьмите две разные краски. Используйте мел, фломастеры, карандаши. Начинайте вести обоими карандашами от центра листа и рисуйте одну и ту же фигуру двумя руками в зеркальном отображении. Со временем перейдите на меньшие форматы. Используйте доску для рисования. Рисование двумя руками: активизирует координацию глаз и рук; развивает ориентацию в пространстве (особенно понятие «левое» - «правое»); расширяет периферийное зрение.

Школа перекрестных танцев

Если вы устали, нервничаете или не можете сконцентрироваться, вам всегда поможет танец. Важно, чтобы движения проходили «через крест». Если вы протягиваете левую руку, то одновременно протягивайте правую ногу, если вы трясете левой ногой, делайте парящие движения правой рукой…

Профилактика плоскостопия

Для предотвращения плоскостопия у детей младшего школьного возраста на занятиях спортивного кружка применяются следующие упражнения, которые рекомендуется выполнять и в домашних условиях.

1. Ходьба босиком по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками – мощный фактор предупреждения плоскостопия.
2. Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесет пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберет шариков в миску и т.д.
3. Из положения, сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, книга).
4. Хождение на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.
5. Хождение на внешней стороне стопы.
6. «Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперед), ребенок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.
7. «Художник». Рисование карандашом, зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.
8. «Утюжки». Сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем круговые движения.
9. Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение трех минут.

Позы

Позы применяются как общеизвестные статические физические упражнения и как специфические виды статических упражнений.

          «Скульптор» (развивает образные представления и двигательную память). Водящий изображает скульптора, а остальные участники игры – глину. Скульптор выводит одного из учащихся на середину зала и показывает ему, как тот должен встать, какое сделать лицо, чтобы походить на изображаемую фигуру, например, злого волка, хитрую лису или трусливого зайца.

«Скульптурная группа» (развивает образные представления, двигательную память и коммуникативные способности). Аналогично игре «Скульптор», но в роли «глины» – двое или больше ребят, объединенных сюжетной игрой, например – волк гонится за зайцем. Когда скульптор отдыхает и отворачивается, группа может ожить, но при первом движении скульптора снова замирает в прежней позе. Скульптор должен исправить позы, если они неправильны. Остальные учащиеся могут его поправлять.

Физические упражнения сопряженного характера

«Бабочки и стрекозы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.

Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях.

«Бег с флажками» (развивает быстроту реакции и сочетание зрительной и моторной памяти).

Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с флажком соседа из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, держит флажки всех цветов. Подняв флажок определенного цвета, он дает сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих – добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него флажок, вернуться на свое место.

Физические упражнения творческого характера

«Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Дети стоят в шеренгу и маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети должны выполнять их:

Зайчики! – Дети прыгают, имитируя движение зайцев.

Лошадки! – Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь бьет копытом.

Раки! – Дети пятятся назад, как раки.

Птицы! – Бегают, раскинув руки, или (стоя на месте) машут руками.

Аист! – Прыжки на месте на одной ноге.

Лягушка! – Присесть и скакать вприсядку.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

«Качели». Ребенок стоя качается на качелях. Выразительные движения.

1. Ноги слегка расставлены, обе ступни касаются пола, но вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую.
2. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее тяжесть тела, покачивать вперед-назад. Для большей экспрессии сгибать и выпрямлять колени.

Этюд может сопровождаться песней «Крылатые качели» из кинофильма «Приключения Электроника».

«Насос и мяч». Первый из участников изображает большой надувной мяч, второй надувает его насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены, голова слегка опущена. «Насос» накачивает «мяч», сопровождая движения рук звуком «с-с-с». С каждой подачей воздуха «мяч» начинает надуваться: постепенно распрямляет туловище, поднимает голову, приподнимает руки, надувает щеки. Когда «мяч» надут, из него выдергивают шланг, и воздух выходит. Со звуком «ш-ш-ш» мяч снова сдувается и обмякает.

«Пылесос и пылинки». Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, опускаются на пол. Пылесос собирает пылинки: кого он коснется, тот отходит в сторону. Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед-вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Мимические упражнения

«Возьми и передай» (выразительность жеста).

Учащиеся сидят или стоят в кругу и передают друг другу какой-нибудь воображаемый предмет (различных размеров и формы. Со стороны должно казаться, что дети передают реальный предмет. Этюд может выполняться под музыку.

«Круглые глаза» (выражение удивления).

Первоклассник увидел бегающую в подъезде тряпку, приподнял ее и увидел под ней котенка. Ведущий предлагает показать, какие круглые глаза были у первоклассника, когда он увидел «живую» тряпку.

«Удивление».

Мимический этюд: ребенок увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было, из чемодана выпрыгнула собака. Мимика: рот раскрыт, брови подняты и т.д.

Дыхательные упражнения

Комплекс 1. На 4 счета – глубокий вдох, на 4 счета – медленный выдох («спущенный мяч»); на 2 счета – резкий глубокий вдох, на 4 счета – медленный глубокий выдох; на 4 счета – глубокий вдох («всей грудью»), на 2 счета – резкий выдох («животом»).

Комплекс 2. На 2 счета – глубокий вдох, на 2 – глубокий выдох; на 2 счета – глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 4 – медленный выдох; на 4 – глубокий вдох, на 2 – задержать дыхание, на 2 – резкий выдох («животом»); произвольное глубокое дыхание через полуоткрытый рот («со свистом»).

Этюды

Для подготовки к выполнению различных этюдов предлагаются несложные упражнения: например, изобразить без предмета:

1) вдеть нитку в иголку;
2) пришить пуговицу;
3) подбросить и поймать мяч;
4) заточить карандаш;
5) перелистать книгу с тонкими и альбом с толстыми страницами;
6) плеснуть в кого-либо водой из стакана и увернуться от того, чтобы облили тебя;
7) разрезать на ломти арбуз и один ломоть съесть.

Усложняя, можно предложить выполнить следующие задания, изображая горящую свечу, мигающую лампочку, тупые ножницы, горячий утюг, велосипед с «восьмеркой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа по привитию Здорового образа жизни "Три S+"

Название  программы несёт в себе современный спортивный характер-стиль, а также является символьным. Число « три » издавна почиталось и употреблялось на Руси, в нашей программе оно тоже имеет сво...

ЗАНЯТИЯ ХОРЕОГРАФИЕЙ КАК СПОСОБ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. (КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА).

Актуальность выбранной нами темы обусловлена рядом противоречий в современной теории и практике развития занятия хореографией в Дошкольных образовательных учреждениях.Первое противоречие заключа...

Из опыта работы классного руководителя 7 Г класса по привитию здорового образа жизни учащимся.

Основными задачами  педагога являются: исследование и оценка состояния здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранен...

Программа «Развитие ребенка через привитие здорового образа жизни».

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности педагога является работа по формированию здорового образа жизни учащихся как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитате...

ПРОЕКТ "Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни через занятия в физкультурно-спортивном клубе"

На сегодняшний день проблема сохранения здоровья населения РФ является одной из глобальных. Среди многочисленных проблем, которые стоят перед разными специалистами общеобразовательных школ валеологами...

«Формирование ответственного отношения обучающихся к своему здоровью, как фактор привития здорового образа жизни»

статья на тему воспитания и привытия навыков здорового образа жизни у учащихся с нарушением интеллекта...

Использование различных технологий на уроках физической культуры и занятиях в спортивных кружках, спортивных секциях.

Использование различных технологий на уроках физической культуры и занятиях в спортивных кружках, спортивных секциях....