Рабочая программа по физической культуре для 9 классов.
рабочая программа по физкультуре (9 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы основного общего образования по физической культуре, в которой реализуется федеральный компонент государственного стандарта и программе по физической культуре авторов Ляха В.И., Кофмана Л.Б, Мейксона Г.Б.
Программа «Физическая культура» ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формированию потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств, формированию гуманистических отношений, приобретению опыта общения и выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Обучение школьников творческому применению полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Программа состоит из двух составных частей, ориентирующих школьников в сфере физической культуры и творческой деятельности:
1) физкультурно-оздоровительная деятельность.
2) спортивно-оздоровительная деятельность.
Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры. Вторая часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а так же применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
В программе отражены основные формы физической культуры, составляющие целостную систему физического воспитания в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizkultura_9_klass_2014-15_god.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 20»
Согласовано_________ Заместитель директора по УВР Н.В. Юрченкова | Принято на Педагогическом совете. Протокол №_1__ «30» августа 2014 г. Утверждаю_____________ Директор МБОУ Лицея № 20 И.Г. Бозина |
Рабочая программа
Физическая культура
Разработана учителем физической культуры Лицея № 20 Щегловой А.А.
Для 9 классов
Количество часов в учебном году 102; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных уроков – 13 из них: 3 - соревнования, 9 - тестов (контрольных нормативов), 1 - зачет по технике исполнения.
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по физической культуре. Сборник нормативных документов. Физическая культура / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2008; и
программы по физической культуре под редакцией Ляха В.И., Кофмана Л.Б., Мэйксона Г.Б./сост. М.И. Васильева и др. – 2-е изд., Волгоград: Учитель, 2008.
Учебник:
1. Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура 8-9кл. М.: Просвещение, 2012
г. Междуреченск, 2014 г.
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………… 3
Содержание обучения ………………………………………………………. 6
Требования к уровню подготовки учащихся ………………………………. 12
Календарно тематическое планирование …………………………………… 14
Список литературы …………………………………………………………... 16
Приложение …………………………………………………………………... 17
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе примерной государственной программы основного общего образования по физической культуре, в которой реализуется федеральный компонент государственного стандарта и программе по физической культуре авторов Ляха В.И., Кофмана Л.Б, Мейксона Г.Б.
Целью курса «Физическая культура» является укрепление здоровья, содействие формированию гармоничной, разносторонне развитой личности; Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью, к личной безопасности, умения оказать само - и взаимопомощь. Выполнение курса обеспечивает решение следующих взаимосвязанных задач:
- укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры, спорта, и основам безопасности жизнедеятельности;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- приобретение знаний в области гигиены, медицины, понятий о здоровье и здоровому образу жизни;
- систематизировать представление о личном здоровье, о факторах влияющих на состояние здоровья, об оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам, применению в различных по сложности условиях;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
Программа «Физическая культура» ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формированию потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитанию моральных и волевых качеств, формированию гуманистических отношений, приобретению опыта общения и выживания в различных чрезвычайных ситуациях. Обучение школьников творческому применению полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
Программа состоит из двух составных частей, ориентирующих школьников в сфере физической культуры и творческой деятельности: 1) физкультурно-оздоровительная деятельность 2) спортивно-оздоровительная деятельность.
Первая составная часть призвана создать у детей целостное представление о физической культуре и культуре здоровья как элементах общей культуры. Вторая часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов собственно двигательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, а так же применять их при решении оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.
В программе отражены основные формы физической культуры, составляющие целостную систему физического воспитания в школе.
Особенности организации уроков физической культуры.
Каждый урок физической культуры состоит из практической и теоретической части. Практическая часть представлена играми, соревнованиями, отработкой двигательных умений и навыков.
На каждом уроке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Вместе с тем, отличительной особенностью учебных занятий в средней школе является углубленное обучение двигательным действиям, включая технику основных видов спорта (легкая атлетика гимнастика, спортивные игры, лыжная подготовка). Продолжается дальнейшее обучение основам базовых видов двигательных действий, развитие координационных и кондиционных способностей.
Программа предусматривает формирование у учащихся общих учебных умений, навыков и способов деятельности и ключевых компетенций.
В образовательной деятельности это:
- использование наблюдений, измерений и моделирования;
- комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях не предполагающих стандартного их применения;
- исследование несложных практических ситуаций.
В информационно коммуникативной деятельности:
- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- умение составлять планы и конспекты;
- умение использовать знаковые системы (таблицы, схему и т. п.)
В рефлексивной деятельности:
- самостоятельная организация учебной деятельности;
- владение навыками оценки и самооценки своей деятельности;
- владение умениями совместной деятельности.
Содержание обучения
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности.
Здоровый образ жизни человека, роль и значение занятий физической культурой в его формировании.
Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Туристические походы как одна из форм активного отдыха, основы организации и проведения пеших туристических походов.
Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок.
Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультурная паузы (основы содержания, планирования и дозировки упражнений), закаливание организма способом обливания (планирование и дозировка),
Правила ведение дневника самонаблюдения за состоянием здоровья, физическим развитием и физической подготовленностью.
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью
Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики.
Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно-сосудистой системы и т.п.).
Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения).
Физические упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания и передвижения в висе и упоре.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности.
Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).
Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма.
Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию).
Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.
Спортивно-оздоровительная деятельность
Знания о спортивно-оздоровительной деятельности.
История зарождения древних Олимпийских игр. Общие представления об истории возникновения Современных Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов.
Понятие общей и специальной физической подготовки, спортивно-оздоровительной тренировки. Техника двигательных действий (физических упражнений), ее связь с физической подготовленностью и двигательным опытом человека. Основы обучения движениям и контроль над техникой их выполнения.
Физические качества и их связь с физической подготовленностью человека, основы развития и тестирования.
Соблюдения режимов физической нагрузки, профилактики травматизма и оказания до врачебной помощи.
Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности. Правила спортивных соревнований и их назначение.
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной направленностью
Гимнастические упражнения:
Акробатические упражнения и комбинации - девушки: кувырок вперед (назад) в группировке, с последующим поворотом на 180*; стойка на лопатках, перекат вперед в упор присев; юноши: кувырок вперед ноги крестно, с последующим поворотом на 180*, кувырок назад в упор присев; кувырок вперед с последующим прыжком вверх и мягким приземлением; кувырок через плечо; кувырок вперед в стойку на лопатках, перекат вперед в упор присев;
Опорные прыжки – девушки: прыжок через гимнастического козла ноги в стороны; юноши: прыжок через гимнастического козла, согнув ноги; прыжок боком с поворотом на 90*.
Лазание по канату – юноши: способом в три приема; способом в два приема.
Упражнения и комбинации на спортивных снарядах. Гимнастическое бревно - девушки: ходьба с различной амплитудой движений и ускорениями, поворотами в правую и левую стороны; передвижения приставными шагами (левым и правым боком); танцевальные шаги с махами ног и поворотами на носках; подскоки в присед; равновесие на одной ноге; упор присев и полушпагат; соскоки (прогнувшись толчком ног из стойки поперек).
Гимнастическая перекладина (низкая) - юноши: из виса стоя прыжком упор, махом левой (правой) вперед, назад, опускание в вис лежа на согнутых руках;
Гимнастические брусья (параллельные) - юноши: наскок в упор, размахивания в упоре, соскок махом назад углом с опорой о жердь; махи в упоре на руках с разведением ног над жердями; прыжком подъем в упор, махом вперед сед ноги врозь, мах вовнутрь, соскок махом вперед.
Легкоатлетические упражнения.
Старты (высокий, с опорой на одну руку; низкий) с последующим ускорением. Спортивная ходьба. Бег - «спринтерский», «эстафетный», «кроссовый»).
Прыжки (в длину с разбега способом «согнув ноги» и «прогнувшись»; в высоту с разбега способом «перешагивание»).
Прыжки в высоту способом перешагивание.
Метания малого мяча: на дальность с разбега, из положения сидя, стоя на колене, лежа на спине; по неподвижной и подвижной мишени с места и разбега.
Упражнения лыжной подготовки
Передвижение лыжными ходами, переход с одного лыжного хода на другой (попеременным двушажным; одновременным безшажным; одновременным двушажным).
Повороты на месте, в движении, на спусках («упором», «плугом»).
Подъемы («елочкой»; «елочкой») и торможение («плугом»; «упором»), спуски в низкой и основной стойке (по прямой и наискось).
Спортивные игры
Баскетбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча на месте и в движении; ловля и передача мяча на месте и в движении; броски мяча в корзину, стоя на месте, в прыжке, в движении; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Волейбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; подача мяча (нижняя и верхняя); прием и передача мяча стоя на месте и в движении; прямой нападающий удар; групповые и индивидуальные тактические действия, игра по правилам.
Мини-футбол: специальные упражнения и технические действия без мяча; ведение мяча (по прямой, «змейкой», с обведением лежащих и стоящих предметов); удары с места и в движении (по неподвижному и катящемуся мячу, после отскока мяча); остановка катящегося мяча; приземление летящего мяча; групповые и индивидуальные тактические действия; игра по правилам.
Развитие физических качеств.
Физические упражнения и комплексы упражнений, ориентированные на развитие силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости и ловкости. Подвижные игры и эстафеты. Специализированные полосы препятствий.
Упражнения культурно-этнической направленности: сюжетно-образные и обрядовые игры, элементы техники национальных видов спорта.
Способы спортивно-оздоровительной деятельности.
Составление и выполнение комплексов упражнений общей. Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и развитию физических качеств (на примере одного из видов спорта).
Наблюдения за режимами физической нагрузки во время занятий спортивно-оздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной динамикой физической подготовленности в системе тренировочных занятий (на примере одного из видов спорта).
Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи).
Распределение времени на изучение разделов учебной программы
Раздел учебной программы | Классы/часы | |
8 класс | 9 класс | |
I. Базовая часть | 83 часа | 80 часов |
1. Основы знаний | В процессе урока | |
2. Лёгкая атлетика | 20 | 20 |
3. Гимнастика | 15 | 15 |
5. Спортивные игры | 33 | 36 |
6. Лыжная подготовка | 15 | 15 |
II. Вариативная часть | 22 | 16 |
1. Туризм | 4 | 4 |
2.Игры с предметами. | 18 | 12 |
Итого | 105 | 102 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса физической культуры 9 класса учащиеся должны
знать/уметь:
Основы знаний о личной гигиене, гигиене сна, питания, труда и отдыха. Влияние занятий физическими упражнениями (спортивными играми, гимнастикой, легкой атлетикой, зимними видами спорта ) на системы дыхания, кровообращения, ЦНС и др. Основные компоненты физической культуры личности. Развитие волевых и нравственных качеств. Основные приемы самоконтроля; здоровый образ жизни - одна из основных ценностных ориентаций; врачебный контроль во время занятий; правила самостоятельной тренировки двигательных способностей; дневник самоконтроля; правила и назначение спортивных соревнований.
Двигательные умения, навыки и способности:
В циклических и ациклических локомоциях: С максимальной скоростью пробегать 60 метров из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); с 9-13 шагов разбега выполнять прыжок в длину; С 9-13 шагов разбега выполнять прыжок в высоту способом перешагиванием.
Метание мяча на дальность, на меткость: Метать малый мяч с 3-6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с10-15 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из трех элементов на перекладине (мальчики); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); последовательно выполнять комбинацию упражнений, состоящую из шести элементов, или комбинацию, состоящую из четырех гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в «полушпагат», «мост» и поворот в упор-стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в волейбол, баскетбол (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: показывать результаты не ниже среднего уровня развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревнованиях по легкой атлетике - бег 60м, прыжок в длину и в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта, участвовать в выполнении комплекса ГТЗО.
Способы поведения на занятиях по физической культуре: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю во время занятий, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Уровень физической культуры, составляющей вариативную часть (материал по выбору учителя и учащихся, определяемый самой школой и направленный на углубленное изучение одного или нескольких видов спорта), определяет учитель.
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения
ОТ – обучение технике исполнения упражнения
СТ – совершенствование техники пройденного материала
КН – сдача контрольных нормативов по виду деятельности
ТИ – техника исполнения
С - соревнования по виду спорта
РФК – развитие физических качеств
РКС – развитие координационных способностей
ССП – скоростно-силовая подготовка
ТТП – технико-тактическая подготовка.
№ учеб. нед. | Тема | Кол-во час. | Практичес-кая деят-ность | Виды конт-роля | ||
Лёгкая атлетика – 10ч. | ||||||
1 | Т.Б. на уроках легкой атлетики. Бег на 30м, 60м | 1 | ОТ | КН | ||
2 | Бег на короткие дистанции | 1 | РФК | КН | Тест №1 | |
2 | Метание мяча на дальность. | 2 | ОТ | Тест №13 | ||
3 | Бег с препятствиями. Прыжок в длину. | 1 | РКС | КН | ||
3 | Техника эстафетного бега. Прыжок в длину. | 1 | ОТ | Тест№3 | ||
3 | Бег на средние дистанции. | 1 | ССП | |||
4 | Бег на длинные дистанции. | 2 | РФК | |||
4 | Соревнования на дистанции 1000м. | 1 | С | С | ||
Туризм- 4ч | ||||||
5 | Техника безопасности при проведении походов и занятий на природе. Движение группой. | 1 | ТС, ТТП | |||
5 | Укладка и переноска снаряжения. Разбивка бивака. | 1 | ТТП | |||
5 | Ориентирование. | 1 | ТТП | |||
6 | Туристическая полоса препятствий | 1 | РФК | |||
Спортивные игры – 11ч. | ||||||
6 | Техника безопасности по волейболу. Правила игры. | 2 | ОТ | |||
6-7 | Прием и передачи мяча. Прямой нападающий удар. | 3 | ОТ | |||
7-8 | Сочетание приемов: прием, передача, нападающий удар. | 3 | РКС | |||
8-9 | Верхняя прямая подача. Учебная игра. | 3 | РКС | |||
Гимнастика – 15ч. | ||||||
10 | Т.Б. на уроках гимнастики. Общеразвивающие упражнения. | 1 | РФК | |||
10 | Строевые упражнения. Развитие силовых качеств. | 2 | РФК | |||
11 | Висы и упоры. Упражнения со скакалкой. | 2 | РКС | |||
11-12 | Акробатика. | 2 | РКС | Тест №4,5 | ||
12 | Силовая гимнастика – юноши, ритмика – девушки. | 2 | РФК | |||
13 | Опорный прыжок. | 3 | ССП | |||
14 | Гимнастическая полоса препятствий | 2 | СТ | Тест №6 | ||
14 | Влияние физической подготовки на работоспособность школьника. | 1 | ТС | |||
Баскетбол – 9ч. | ||||||
15 | Т. Б. на уроках баскетбола. Сочетание приемов передвижений и остановок. | 1 | ТС | |||
15 | Сочетание приемов передвижений и остановок. | 1 | СТ | Зачет по технике | ||
16 | Сочетание приемов передач, ведений и остановок. | 2 | СТ | |||
16 | Бросок по кольцу, штрафной бросок. | 1 | ОТ | |||
16-17 | Тактические действия – позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях. | 2 | ТТП | |||
17 | Правила баскетбола. Учебная игра. | 2 | ТТП | |||
Лыжная подготовка –15ч. | ||||||
18 | Техника безопасности на уроках лыжной подготовки. Подготовка снаряжения. | 1 | ТС | |||
18 | Техника лыжных ходов. | 2 | СТ | |||
19-20 | Техника перехода с одного лыжного хода на другой. | 5 | ОТ | |||
20-21 | Технические приемы подъема и спуска с горы. | 4 | ОТ | |||
22 | Лыжные эстафеты. | 2 | ССП | |||
22 | Соревнования по лыжным гонкам. | 1 | С | С | ||
Игры с предметами. Флорбол – 6ч. | ||||||
23 | Техника безопасности на уроках спортивных игр. Правила игры. | 1 | ОТ | |||
23 | Прием и передачи мяча. Броски по воротам. | 2 | ОТ | |||
24 | Индивидуальные и групповые действия в нападении и защите. Учебная игра. | 2 | ТТП | |||
24 | Учебная игра. | 1 | ТИ | |||
Волейбол - 9 ч | ||||||
25 | ТБ на занятиях волейболом. Стойки и перемещения. | 1 | РКС | |||
25 | Прием и передачи мяча. | 2 | СТ | |||
26 | Стойки и перемещения игрока. | 1 | СТ | |||
26 | Подачи и прием мяча. | 2 | СТ | |||
27 | Нападающие удары. | 1 | ОТ | Тест №11 | ||
27 | Учебная игра. | 2 | ТТП | |||
Баскетбол – 7ч. | ||||||
28 | Т. Б. на уроках баскетбола. Сочетание приемов передвижений и остановок. | 1 | РФК | |||
28 | Сочетание приемов передач, ведений и бросков. | 1 | РФК | |||
28 | Бросок по кольцу. Штрафной бросок. | 1 | РКС | Тест №10 | ||
29 | Взаимодействие игроков в защите и нападении. | 2 | ТТП | |||
29 | Правила баскетбола. Учебная игра. | 2 | ТТП | |||
Лёгкая атлетика – 10ч. | ||||||
30 | Т.Б. при выполнении прыжковых упражнений. | 1 | РКС | |||
30 | Прыжок в высоту. | 2 | СТ | |||
31 | Низкий старт. Эстафетный бег. | 2 | СТ | Тест №12 | ||
31-32 | Метание с разбега. Бег на короткие дистанции. | 2 | РКС | |||
32 | Кроссовая подготовка. Прыжок в длину. | 2 | РФК | |||
33 | Соревнования по ОФП. | 1 | С | С | ||
Футбол – 6ч. | ||||||
33 | Т.Б. на занятиях футболом. Ведение и остановка мяча. | 1 | РФК | |||
33 | Правила игры. Ведение мяча. | 1 | РКС | |||
34 | Остановка и удар по мячу. | 1 | РКС | |||
34 | Учебная игра. | 3 |
Список литературы:
1. Видякин М. В. Физкультура. Система лыжной подготовки. Конспекты занятий. Волгоград: Учитель, 2008.
2. Должиков И. И. Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере. - М.: Айрис-пресс, 2008.
3. Коджаспиров Ю. Г. Развивающие игры на уроках физической культуры в 5-11 классах. - М.: Дрофа, 2009.
4. Кузнецова З. И. Физическая культура в школе. - М.: Просвещение, 2010.
5. Лепёшкин В. А. Методика обучения учащихся технике передвижения на лыжах. - М.: Дрофа, 2011.
6. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Издательство Москва, 2008.
7. Лях В.И., Кофман Л.Б. Мейксон Г.Б. Физическая культура. Развернутое тематическое планирование по комплексной программе физического воспитания. - Волгоград: Учитель, 2011.
8. Погодаев Г.И, Мишин Б.И. Организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе. - М.: Дрофа, 2009.
9. Настольная книга учителя физической культуры. Под редакцией профессора Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, 2011.
Приложение № 1
Контрольно-измерительные материалы
Тест № 1. Бег 30 м с высокого старта. В забеге принимают участие не менее двух человек. По команде «На старт!» участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде «Внимание!» наклоняются вперед и по команде «Марш!» бегут к линии финиша по своей дорожке. Время определяют с точностью до 0,1 с.
Тест № 2. Прыжки в длину с места. На площадке проводят линию и перпендикулярно к ней закрепляют сантиметровую ленту (рулетку). Учащийся встает около линии, не касаясь ее носками, затем отводя руки назад, сгибает ноги в коленях и, оттолкнувшись обеими ногами, сделав резкий мах руками вперед, прыгает вдоль разметки. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Даются три попытки, лучший результат идет в зачет. Упражнение требует предварительной подготовки для выработки координации движений руками и ногами.
Тест № 3. Челночный бег 3×10 м. В забеге могут принимать участие один или два человека. Перед началом забега на линии старта для каждого участника кладут два кубика. По команде «На старт!» участники выходят к линии старта. По команде «Марш!» бегут к финишу, кладут кубик за линию финиша и, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком, который кладут рядом с первым. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания кубиком пола. Время фиксируют с точностью до 0,1 с.Челночный бег 5х10 проводится по тем же правилам , но с тремя кубиками.
Тест № 4. Подтягивание (мальчики – из виса хватом сверху на высокой перекладине, девочки – из виса лежа на подвесной перекладине (до 80 см). По команде производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идет в зачет. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.
Тест № 5. Гибкость. На полу мелом наносится линия А – Б, а от ее середины – перпендикулярная линия, которую размечают через 1 см. Ученик садится так, чтобы пятки оказались на линии А – Б. Расстояние между пятками 20–30 см, ступни вертикальны. Партнер (или двое) фиксирует колени тестируемого. Выполняются три разминочных наклона и затем четвертый, зачетный. Результат определяется по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.
Тест № 6. Преодоление полосы препятствий в спортивном зале. Для ее сооружения используют обычные гимнастические инвентарь и оборудование. Это упражнение комплексное, имеющее прикладное значение и требующее от учащихся не только физический усилий, но и проявления таких качеств, как смелость, решительность, находчивость. Перед преодолением полосы необходимо провести предварительную подготовку в отдельных упражнениях (под контролем учителя). Полосу комплектуют из пяти препятствий так, чтобы каждое упражнение требовало проявления определенных двигательных качеств, их чередования. Сложность этапов определяет педагог. Порядок преодоление препятствий может быть следующим:
1. Акробатическое упражнение.
2. Прыжок на снаряд (гимнастический конь, козел, стопка гимнастических матов и т.п.)
3. Равновесие на бревне (на рейке гимнастической скамейки).
4. Выполнение одного из упражнений на перекладине или брусьях.
5. Метание мяча в цель(горизонтальную или вертикальную) с заданного расстояния. Допускается не более четырех ошибок.
Тест № 7.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. И.П.- лежа не полу, руки согнуты, кисти в упоре на ширине плеч, туловище прямое, носки касаются пола. По команде участник начинает разгибать руки до положения упора: сгибая руки, возвращается в и.п. и т д. Количество правильно выполненных отжиманий записывается в протокол.
Тест № 8. Бег на длинные дистанции (кросс 1000; 1500; 2000метров)
В забеге принимают участие с начала – мальчики, затем стартуют – девочки. На линии старта выстраиваются все участники забега – общий старт. По команде «внимание, марш» все участники стартуют одновременно. Каждый участник самостоятельно определяет темп и тактику движения по дистанции. Время забега фиксируется после прохождения финишной черты грудью спортсмена, время определяется с точностью до 0,1 с.
Тест №9. Контрольный забег по лыжным гонкам на 1000 м.(1500м; 2000м; 3000м) В забеге принимают участие с начала – мальчики, затем стартуют – девочки (старт происходит через каждые 10 секунд). По команде «Внимание, марш!» стартует первый учащийся. Выбор лыжного хода зависит от рельефа местности, по которой происходит забег. Время забега фиксируется после прохождения финишной черты носками ботинок спортсмена, время определяется с точностью до 0,1 с.
Тест №10 Штрафные броски в баскетболе: Бросок выполняется с линии штрафного броска. Перед броском делаются 1-2 удара в пол, глубокий вдох-выдох и на задержке дыхания выполняется бросок. Выполнение возможно различными способами: двумя руками от груди; одной или двумя руками от головы; одной рукой от плеча.
Тест №11 Подачи в волейболе: Нижняя прямая подача, нижняя боковая подача, верхняя подача. Нижняя прямая подача выполняется из исходного положения – туловище наклонено вперед, правая рука при замахе отводится вниз-назад, левая удерживает мяч на уровне пояса. Левая рука, чуть подтолкнув мяч вверх, быстро убирается вниз, одновременно правой рукой движением вниз-вперед производится удар по мячу. Мяч должен перелететь через сетку.
Тест №12 Прыжок в высоту: Прыжок начинается с разбега с боку от планки под углом 30-45о, отталкивание производится дальней от планки ногой. Руки на замахе отводятся назад через стороны. Выполняется активный мах маховой ногой и нога переносится через планку. После опускания маховой ноги за планку дугообразным движением с повернутой наружу стопой переносится толчковая нога. Приземление осуществляется на маховую ногу, лицом или боком к планке.
Тест №13 Метание на дальность: Техника действия состоит из исходного положения: стойка левым боком к цели, ноги на ширине плеч. Сгибая правую ногу, наклонить туловище вправо. Правая рука с мячом отведена вправо, левая рука согнута перед грудью Из этого и.п. выполнить бросок за счет активного разгибания правой ноги, поворота грудью в сторону метания и переноса массы тела на левую ногу. При этом принять положение «натянутый лук». Из этого положения без задержки и фиксирования выпрямить туловище и пронести руку с мячом над плечом. После выпуска снаряда туловище повернуть налево и левую руку отвести в сторону.
Тест №14 Метание в цель: Расстояние до цели 14-16 и 16-18 метров у мальчиков, у девочек 12-14 метров. Для выполнения метания нужно стать левым боком к цели в положении ноги на ширине плеч, ступни параллельно, правая рука поднята вверх над правым плечом и несколько отведена вправо. Затем повернуться грудью в направлении броска, одновременно перенести массу тела на левую ногу, правую при этом поставить на носок и повернуть пятку наружу. Руку с мячом согнуть в локте под углом 120о, кисть повернуть ладонью влево. Не задерживаясь в этом положении, выполнить бросок, поворачивая при этом кисть с мячом ладонью вперед резким движением опуская её вниз.
Тест №15 Поднимание туловища в положении лежа, в положение сидя: Упражнение выполняется из и.п. лёжа на мате ноги согнуты под углом 90о, зафиксированы с помощью партнера, руки за головой. По команде «марш», спортсмен в течение 30 секунд из исходного положения принимает положение - сед руки за головой, локти касаются середины бедра, и возвращается в исходное положение. Засчитывается полностью выполненное движение из и.п. в и.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре 5 класс (102 час)
Рабочая программа учебного курса физическая культура для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической ку...
Рабочая программа по физической культуре 5 класс
Программа составлена на основе примерной комплексной программы В.И.Ляха для 1-11 классов. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 учебных недель. ...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс.
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС второго поколения для 1 класса....
Рабочая программа по физической культуре 2 класс
Рабочая программа по физической культуре 2 класс, второе поколение ФГОС....
рабочая программа по физической культуре 7 класс
рабочая программа по физической культуре для 7 класса, модуль русская лапта...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха
Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....
Рабочая программа по физической культуре 11 класс ,5-8 класс ,9 класс
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ...