Рейтинговая система оценок по ФК
методическая разработка по физкультуре на тему
Методическая разработка по физической культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka-reytingovaya_sistema_otsenki_znaniy_po_fk-kislyakova_2012-2013.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
по дисциплине физическая культура
на тему: «Разработка рейтинговой системы оценки знаний по физической культуре»
автор:
руководитель ф.в.
Кислякова М.С.
Москва, 2012
В последние годы все больше поступает информация о неблагоприятных сторонах влияния образовательного процесса в учебных заведениях на состояние здоровья учащихся
Разработка высокоэффективных промышленных технологий, нарушенная экология, увеличение потока информации, увеличение умственной нагрузки и другие объективные факторы привели к тому, что образ жизни современного человека все в большей степени стал провоцировать гиподинамию, переедание или недоедание, психическое перенапряжение. Особенно тревожное положение складывается со здоровьем студентов, которые приходят в наш колледж. Динамика общей заболеваемости характеризуется неуклонным ростом хронических форм заболеваний. Особенно высокими темпами растут хронические болезни систем кровообращения(высокое или низкое артериальное давление), костно-мышечной, эндокринной систем, желудочно-кишечного тракта. В последнее время подавляющая часть патологий приходится на долю болезней органов дыхания. Очень высокие данные по таким заболеваниям как гайморит, тонзиллит, кариес, которые порой и являются первопричиной развития хронических заболеваний вышеназванных систем. Несмотря на прослеживающуюся в мире на протяжении последних 30-40 лет акселерацию в настоящее время у нас в стране число учащихся, соответствующих по физиологическим нормам своему биологическому возрасту снизилось до 50%, а число детей с нормальным физическим развитием снизилось до 13%. В итоге только 5-6% детей могут считаться условно здоровыми, то есть соответствуют своему биологическому возрасту и уровню физического развития.
Современное образование сегодня - это активно развивающийся социальный институт, в котором учебно-воспитательный процесс настолько интенсифицирован, что требует от обучающихся значительных физических и психических усилий. Отсюда, естественно, возникает проблема сохранения здоровья детей, решение которой ложится на систему физического воспитания учащихся. Всегда считавшаяся одной из лучших в мире по своей логике построения, научному обоснованию, направленности на всестороннее развитие физических возможностей человека и реализацию его двигательного потенциала, эта система в настоящее время, к сожалению, не справляется со своим основным назначением - оздоровлением учащихся. Статистика неумолимо указывает на сохраняющуюся тенденцию ухудшения состояния здоровья детей и подростков, особенно за последние 10-15 лет. Это касается в первую очередь их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличения темпов роста хронических заболеваний и других показателей. Программа по физической культуре в существующем виде по-прежнему нацелена на формирование у учащихся преимущественно многочисленных двигательных умений и навыков. Однако исследования показывают, что путь становления двигательных умений и навыков, их вегетативных компонентов, а с ними и достижение оздоравливающего эффекта от физической нагрузки требуют значительно большего времени, чем это предусмотрено учебным планом программы.
Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию учащихся, особенно последнего десятилетия, выявил наряду с разработками и внедрением в практику различных инновационных программ и здоровьесберегающих технологий отсутствие у урока физической культуры конкретной цели как исходного стратегического начала в педагогической системе, что противоречит основному принципу системности. Вместо нее предлагается, как правило, ряд задач: главных, основных и т.д. Однако задачи, какими бы они ни были, - лишь направление деятельности или тактика, которая, по существу, не может подменять собой стратегию. Наличие же в объяснительных записках подавляющего числа программ по физической культуре общей цели на сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами физического воспитания представляется не более чем программным заявлением (или декларацией) в системе предполагаемого образовательного процесса. Следовательно, отсутствие конкретной цели у конкретного физкультурного занятия разрушает его как целостную педагогическую систему, лишая главного смысла.
Отдельный студент, стремящийся освоить то или иное движение, не может его выполнить в силу разных причин, к которым чаще всего относятся индивидуальные конституциональные особенности развития организма или просто элементарный страх, и начинает испытывать в
первую очередь психологический дискомфорт: его заставляют выполнять это действие, стыдят, сравнивают с другими, более успешными учениками, ставят двойки в журнал, над ним начинают смеяться одноклассники. В ответ на это у ребенка появляется естественная защитная реакция - инстинкт самосохранения. Он начинает искать лазейки, чтобы этого не делать: лжет, несет "липовые" справки от врача об освобождении, у него осложняются взаимоотношения как с учителем, так и со сверстниками и т.д. Фатальная "неуспешность" снижает у такого ребенка мотивацию к занятиям. В результате у него формируется комплекс неполноценности, что влечет расстройство нервной системы, а за ней, как правило, и различные соматические нарушения функций организма. Следовательно, цена, которую большее количество детей платят за освоение различных двигательных умений и навыков программного материала по физической культуре, - показатели состояния их здоровья.
Таким образом, существующая в настоящее время в программах по физическому воспитанию жесткая регламентация двигательного материала на уроках физической культуры существенно ограничивает деятельность учителя в подборе упражнений, а ученику трудно их выполнить.
Нарушение иерархической цепочки компонентов построения урока физической культуры как педагогической системы привело к появлению определенного перекоса в постановке задач. Известно, что в условиях среднего специального учебного заведения основу системы физического воспитания учащихся составляет оздоровительная направленность ее организации. Исходя из этого положения, постановка задач на уроке физической культуры должна носить комплексный, здоровьесберегающий характер, где наряду с группой задач образовательной, как утверждает теория, непременно должны быть задачи оздоровительной, а также и воспитательной направленности.
Анализ программ по физической культуре свидетельствует о явном доминировании в них группы задач образовательной направленности:
- обучить двигательному действию;
- закрепить двигательное умение;
- совершенствовать двигательные навыки и т.д.
Практика показывает, что на уроках с такой узкодидактической направленностью теряется декларируемая в концептуальных положениях этих же программ базовая идеологическая установка на гармоничность физического развития ребенка. Данное направление предполагает, прежде всего, качественные изменения жизнеобеспечивающих органов и физиологических систем, а уже затем как производное физического развития, а не наоборот рост его двигательных умений и навыков. Кроме того, такая односторонняя постановка образовательной группы задач существенно ослабила на уроке физической культуры взаимосвязь умственного, нравственного и эстетического воспитания, превратив его, по существу, в "натаскивание" учащихся на выполнение заданных практических нормативов, что является, на мой взгляд, ложным результатом.
Предметом особого беспокойства, на мой взгляд, является система оценивания результатов деятельности учащихся на уроках физической культуры, которая также пока остается несовершенной.Практика показывает, что эта система достаточно громоздкая и носит, как правило, субъективный характер. Усредненные программные требования (знает, умеет, владеет) к такой оценке качества, как правило, не соответствуют индивидуальным возможностям организма детей. Оценить же отношение ребенка к двигательной активности на уроке, его потребность сохранять и поддерживать здоровый образ жизни, желание выполнить то или иное упражнение, стремление превзойти самого себя и т.д. крайне сложно, поскольку критериев для этого просто нет. Следовательно, освоение студентом в полной мере всего объема и теоретического, и практического материала на уровне "успешности", равно как и объективно оценить его старания, представляется маловероятным.
Организация двигательного режима студентов на фоне современной интенсификации образовательного процесса как никогда требует от педагогов непременного учета биологических закономерностей развития молодого организма. В этой связи серьезную озабоченность вызывает явная недостаточность физической нагрузки в ходе учебно-воспитательного процесса в сравнении с умственной, которая откровенно превалирует. В существующем виде программа по физической культуре с двумя-тремя часами в неделю (12-15% от общего бюджета времени всех дисциплин учебного плана) не может обеспечить должное физическое развитие детей в учебном процессе. Причиной этого является чрезмерный временной разрыв между занятиями, который составляет 3-4 дня. Такой разрыв, во-первых, не сохраняет накопленного организмом "про запас" для последующей мышечной работы потенциала и приводит к его утрате. Во-вторых, функции организма, в которых наметилась положительная динамика в результате действия физической нагрузки, возвращаются в "исходное состояние", что не создает прогрессивных изменений этих функций и систем, лежащих в основе тренирующего эффекта. В-третьих, не обеспечивается включение основного физиологического механизма перехода от срочной адаптации к долгосрочной. В результате эффективность такого урока физической культуры крайне низка.
Поэтому необходимо на уроках физкультуры создавать наиболее благоприятный психологический климат, применять личностно-значимые способы учебной работы, индивидуальные задания разных уровней и типов. Все эти параметры которые не только раскрепощают молодого человека, повышают уровень его учебной мотивации, способствуют сохранению эмоциональной уравновешенности и повышение уверенности в собственных силах. Необходимость перехода к более гибкой системе оценивания очевидна для всех.
Конечно, прежде чем перейти на систему рейтингового контроля по физической культуре для учащихся , необходимо осмыслить ее преимущества перед пятибалльной системой.
В настоящее время рейтинговую систему применяют преподаватели различных дисциплин во многих учебных заведениях.
Многие подтверждают эффективность этой системы. И все-таки рейтинговая система еще не получила своего логического завершения. Дело в том, что различные варианты действуют автономно в рамках только одного, в лучшем случае, нескольких предметов и имеют различные «расценки», что не позволяет определить общий рейтинг ученика по всем предметам.
Поэтому первым условием для опробации этого метода является нахождение общей отправной точки, позволяющей вывести какую-то закономерность или формулу, пригодную для определения рейтинга по любому предмету.
Кроме того, как второе условие, рейтинговая система должна легко сочетаться с 5-балльной или даже вытекать из нее непосредственно. Ведь существующая система обучения не позволяет нам окончательно отказаться от «троек», «четверок» и «пятерок».
Рассмотрев все условия можно вывести формулу:
Р=(У+Н)+П-Ш, где
Р –рейтинговая отметка
У – урок
Н – норматив
П – поощрительные баллы
Ш – штрафные баллы
Поощрительные и штрафные баллы для учащимихся могут быть разные, к примеру:
I. Поощрительные баллы.
1. Посещение урока -5баллов.
2. Сдача нормативов – 1-5 баллов
3. Посещение спортивных секций (в колледже) – 1балл
(вне колледжа) – 4 балла
4. Участие в соревнованиях
А) внуртиколледжные: 1 место – 4 балла Б) городские: 1 место – 10 баллов
2 место – 3 балла 2 место – 8 баллов
3 место – 2 балла 3 место – 6 баллов
4 место -1 балл 4 место – 4 балла
5. За помощь учителю на уроке – 1-5 баллов
6. Премия за здоровье (не пропускал уроки по болезни) – 5 баллов
7. Уровень физической подготовленности (УФП) – высокий – 3 балла
вышесреднего – 2 балла средний – 1 балл
II. Штрафные баллы.
1. За отсутствие спортивной формы – 1-3 баллов
2. Опоздания – 1-3 баллов
3. Замечание по дисциплине – 1-3 баллов
4.Нарушение охраны труда (ОТ) – 1-5 баллов
5. За отказ выполнять упражнение – 0 баллов.
Итак, рейтинговая оценка получилась:
На «5» Р= (5*3+4*2) = 23 балла, где 5 – посещение уроков, 3- количество уроков; 4 - на «5» все нормативы выполнить сложно, 2 – количество нормативов.
На «4»: Р= (5*3+3*2)=21 балл На «3»: Р= (5*3+2*2)=19 баллов
Таким образом, у ученика появляется интерес к учебному процессу. Желание набрать максимальное количество очков повышает его активность на уроках.
Весь программный материал по предмету за семестр рассматривается как нечто целое, равное 100 баллам. Перевод баллов в оценки пятибалльной системы осуществляется следующим образом:
ОТЛИЧНО - от 85 до 100 баллов;
ХОРОШО - от 65 до 84 баллов;
УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - от 35 до 65 баллов;
НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО - 35 балл и менее.
Рейтинговая система включает следующие основные разделы:
· Контроль текущей работы студентов.
· Формирование итоговой оценки по предмету.
Итоговый балл студента складывается из суммы баллов, полученных в течение семестра по всем видам занятий и баллов.
Раньше при подтягивании на перекладине ученик с хорошей физической подготовкой, выполнив норматив на «отлично», соскакивал со снаряда, далеко не исчерпав свои возможности. Тоже было и у девушек при отжимании. Состязательности не получалось. Сейчас ученик, преодолев рейтинговый барьер отличной и даже превосходной оценки, может бороться за престиж абсолютного рейтинга, стараясь показать максимальный результат.
А значит улучшиться дисциплина и активность. Рейтинговая система стала большим подспорьем в воспитательной работе. Штрафные очки за «неспортивное» поведение, пропуски занятий, опоздание, за отсутствие или неряшливость спортивной формы, за пассивность улучшат морально-этический климат в группе.
В процессе дальнейшей работы рейтинговой системы технология ее применения неизбежно будет совершенствоваться. Следовательно, и неизбежно коррективы некоторых первоначальных условий.
Из опыта работы многих педагогов по физической культуре было видно, что рейтинговой системе надо создать ряд условий, без которых она не будет действовать.
- Выработка у учащихся достаточно сильной мотивации к учению, обеспечивающей взаимозависимость текущей учебы и конечных результатов труда. Если не создать такую мотивацию, учащиеся будут противиться, кто открыто, кто внутренне такой системе определения оценок, т.к. при ее внедрении им гораздо сложнее будет при прежних затратах труда получить отличную или хорошую оценку.
- Создание материальной базы, обеспечивающей полноправное функционирование рейтинговой системы оценок. Рейтинговая система предполагает полную гласность и наглядность.
- Разработка математической системы оценок, то есть определения объема рейтинга оценок за изучение полного курса предмета.
- Фиксирование и оценивание всех учебных действий учащихся во избежание обид и недоразумений.
Результативность обучения отслеживается по следующим показателям и критериям:
- оценка отношения личности учащихся к физической культуре;
- самооценка учащимися своего отношения к физической культуре;
- состояние сформированности комплекса двигательных умений и навыков в стандартных упражнениях программы из различных разделов (легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка);
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М.: Наука, 1982. - 269 с.
2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физ. культуры, 1993, № 4, с. 21-22.
3. Бойков Е.П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженеров-электромехаников водного транспорта: Автореф. канд. дис. Омск, 2001, с. 20-68.
4. Кончиц Н.С. Физиологические основы индивидуализации процесса физического воспитания студентов: Автореф. докт. дис. Томск, 1989, с. 29-43.
5. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания в 1-11-х классах. М., 2004. - 126 с.
6. Матвеев А.П., Петрова Т.В. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре. М., 2001. - 128 с.
7. Арзамазов А., Зайдинер М. Рейтинговая система оценки знаний// Школьные технологии. №5 1998 с.187
8. Науменко Ю.В. Школьный стресс и рейтинговая оценка знаний и умений подростков// Школьные технологии. № 2, 2006, с. 183
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Презентация выступления на конференции...
Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"
Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....
Рейтинговая система оценки успешности обучения физике в Интегральной технологии
Проблема повышения качества и эффективности образования обостряется в связи с расширением и углублением процесса модернизации российского образования. Изменение в целях образования привод...