Рейтинговая система оценки успешности обучения физике в Интегральной технологии
методическая разработка по физике по теме
Проблема повышения качества и эффективности образования обостряется в связи с расширением и углублением процесса модернизации российского образования. Изменение в целях образования приводит к тому, что школа должна создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Широкие возможности для достижения вышесказанного имеются при использовании педагогических технологий обучения. Одной из таких технологий, позволяющих результативно обучать, является Интегральная технология В.В.Гузеева. Целью данной работы является определение эффективности данной технологии в обучении физике с использованием рейтинговой модели со стимулирующей шкалой оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_ocenivaniya_v_interalnoy_tehnologii.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рейтинговая система оценки успешности обучения
физике в Интегральной технологии
Низамутдинова Светлана Юрьевна
г. Миасс, МБОУ «СОШ №4»
Проблема повышения качества и эффективности образования обостряется в связи с расширением и углублением процесса модернизации российского образования. Изменение в целях образования приводит к тому, что школа должна создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного взаимодействия. Широкие возможности для достижения вышесказанного имеются при использовании педагогических технологий обучения. По мнению В.П. Беспалько, педагогическая технология является частью педагогической системы. И если дидактическая система отвечает на вопросы «чему учить» и «зачем учить», а методическая – «как учить», то технология обучения отвечает на вопрос «как учить результативно с гарантированным достижением целей». Одной из таких технологий, позволяющих результативно обучать, является Интегральная технология В.В.Гузеева. Целью данной работы является определение эффективности данной технологии в обучении физике с использованием рейтинговой модели со стимулирующей шкалой оценивания.
Как известно, традиционные системы оценивания не позволяют с достаточной объективностью измерить уровень учебных достижений, является малоинформированной, не мотивируют к учению. По мнению В.П.Беспалько, их использование может сопровождаться некоторым психологическим дискомфортом. Поэтому, мы согласны с мнением группы ученых-педагогов под руководством Т.И.Шамовой, что «возникает необходимость разработки новых видов, форм, методов и средств оценки динамики продвижения учащихся в образовательном процессе, способствующих мотивации и интереса к обучению, а также учитывающих индивидуальные особенности учащихся» [6].
В образовании долгое время применялись традиционные системы оценивания качества ЗУН, способов деятельности учащихся, количественным выражением которой явилась пятибалльная отметка. По мнению В.П.Беспалько «отметочная система не выполняет достаточную диагностическую функцию в школе. Необходимы альтернативные способы оценивания результатов обучения, которые позволят не только оценить результаты, но и проследить динамику развития личности, ее успешное продвижение в учебной деятельности и адаптацию к окружающей среде. Альтернативой может выступать педагогическая диагностика» [1].
Контроль, оценивание знаний, умений учащихся входит в диагностирование как необходимые составные части. Диагностическая деятельность учителя позволяет выявить реальные проблемы учащихся на ранних этапах обучения, направлять усилия на их разрешение и прогнозировать тенденции развития каждого учащегося. Диагностика является одним из компонентов мониторинга образовательного процесса. По В.В.Гузееву [2] в мониторинге успешности обучения объединяются две задачи: получения информации обратной связи (проблема контроля) и соотнесения реально полученных результатов с планировавшимися (проблема оценки). «…традиционные приемы выборочного, отсроченного по времени и эпизодического контроля процесса обучения не обеспечивают достаточного управления учебной деятельностью школьников. В настоящее время без непрерывного слежения за обучением каждого ученика эффективное управление учебным процессом невозможно, а в технологическом подходе к обучению необходимость такого слежения становится постулатом» [там же С.128].
В 2002 ─ 2004 годах во многих российских вузах проходил эксперимент по организации образовательного процесса, предусматривающего использование рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. В специальных Методических рекомендациях, приложенных к приказу Минобразования России от 11. 07. 2002 №2654 были созданы проекты положений о рейтинговых системах. Основными требованиями к рейтинговым системам оценок качества успеваемости студентов считаются:
- использование кумулятивных оценок качества учебной работы студентов;
- использование результатов рейтингового контроля для управления образовательным процессом;
- реализация рейтинговых систем с применением автоматизированной компьютерной подсистемы.
Рейтинговая система оценивания повышает мотивацию учащихся к освоению образовательных программ путем более высокой дифференциации оценки их учебной работы, повышает уровень организации образовательного процесса в образовательном учреждении.
В своей работе мы опираемся на следующие принципы к организации рейтинговой системы оценивания: а) организации обучения на основе деятельностного подхода к усвоению знаний; б) диагностичности - диагностики достижения уровня планируемых результатов обучения на всех этапах применения рейтинговой системы; в) развитие мотивационной сферы ученика; г) объективности - достигается большая объективность оценки обученности.
В нашей работе мы поставили следующие задачи:
а) выяснить возможность применения рейтинговой модели оценивания в Интегральной технологии;
б) создать рейтинговую модель со стимулирующей шкалой оценивания уровня обученности по физике;
в) оценить влияние рейтинговой модели со стимулирующей шкалой оценок на эффективность Интегральной технологии;
Ключевым фактором в оценочном процессе является установление обратной связи с обучающимися. Не только учитель должен знать насколько продвинулся ученик в приобретении знаний, но и сами ученики могли определить качество своей работы. Информацию обратной связи в Интегральной технологии учитель получает после каждого урока вторичного закрепления, когда проводится срезовый контроль. Вот как об этом говорит автор технологии: « Для успешного управления деятельностью учеников … необходимо организовать непрерывную обратную связь, получение своевременной информации об успешности продвижения каждого ученика» [3]. Срезовые работы имеют бинарные оценки – да или нет, 0 или 1, достиг или не достиг запланированного уровня. Кроме этого, в Интегральной технологии используется комбинация двух количественных (абсолютных и относительных) оценочных шкал. Относительной является оценка, просчитанная как среднее арифметическое всех оценок, полученных за блок уроков. Если учеником во вторичном закреплении решены задачи минимального уровня – оценка «3», 1 уровня – «4», 2 уровня – «5». Оценка, полученная за итоговый контроль по всей теме, считается абсолютной «так как отражает точно достигнутый учеником уровень» [там же с.58]. По итогам двух оценок за каждый блок уроков учитель выставляет итоговую оценку за учебный период.
Результаты многолетних исследований, отзывы учеников и родителей, показали, что комбинация относительной и абсолютной систем оценивания в Интегральной технологии является объективной. Но, по мнению автора, Интегральная технология строилась для рейтинговых систем оценивания результатов обучения. Более того, В.В.Гузеев предлагает построение неравномерной рейтинговой шкалы, которая является «более рациональной и жизнеспособной» [4].
Воспользовавшись данной нам возможностью изменить оценочную шкалу в Интегральной технологии, мы предлагаем применять диагностико-регулировочные линии. На основе такой линии мы создали рейтинговую модель со стимулирующей шкалой оценок, обеспечивающий мониторинг образовательного процесса. В основу данной модели положен принцип эмоционального фона - ожидание ситуации успеха, вера и желание в возможность достижения положительных результатов в учении, создание условий для развития «сущностных сил» обучаемых, что приводит к повышению уровня познавательной активности, учебной мотивации и уверенности в собственных силах. Четко сформулированный критерий достижения уровня планируемых результатов обучения повышает ритмичность работы обучаемых, приводит к воспитанию чувства долга, ответственности, к желанию морального удовлетворения, что также мотивирует к учению.
Рейтинговая модель со стимулирующей шкалой оценивания теоретически обоснована доктором педагогических наук, профессором ЧГПУ, заведующей кафедрой математики и естествознания факультета УНК Поповой А.А. Линия предназначена для регулирования объема и качества знаний и умений с целью достижения планированного результата обучения. Модель пригодна для контроля обученности по крупным разделам учебного материала, включающая несколько тем. В Интегральной технологии таким крупным разделом является блок уроков по теме. Автор РМСШО доказывает, что число структурных элементов линии должно находится в промежутке от 3 до 7. Если число структурных элементов равно или меньше 3, то нет стимулирующего эффекта, линия не работает. Если число структурных элементов больше или равно 7, то коэффициенты становятся большими, создаются трудности в расчетах суммарных баллов. Наиболее оптимальный вариант, когда число структурных элементов равно 4 или 5[5].
В практике образования существует несколько основных методов оценивания: устный (опрос, чтение карты, чертежа, ответы на вопросы); письменный (диктант, изложение, сочинение, рефераты, контрольные работы и т.д); практический (наблюдение, микроисследование, лабораторная и практическая работы и т.д). Преобладание какого-то одного метода оценивания над другими приводит к субъективности оценивания, к различным шансам на достижение планируемых результатов обучения для детей с разным типом мышления, памяти, воображения и т.д. Для снижения перечисленных негативных факторов в рейтинговой модели используются различные виды диагностик – тестовые задания, самостоятельные, лабораторные и контрольные работы и т.п.
В качестве примера рассмотрим 5-блочною модель оценивания учащихся по физике в 10 классе в теме «Законы сохранения в механике». На ее изучение по программе на базовом уровне планируется отвести 11 часов. Рассмотрим, как выглядит структура блока уроков по этой теме в соответствии с Интегральной технологией. Напомним, как называются модули в этой технологии: ВП – вводное повторение, ИНМ(О) – изучение нового материала основного объема, З(Т-М) – первичное закрепление (тренинг-минимум), З(РДО) – вторичное закрепление (развивающее дифференцированное обучение), ОП, КОН, Кор - обобщающее повторение, контроль, коррекция.
Мы изменили контрольно-оценочный компонент в Интегральной технологии и структура этого блока имеет следующий вид:
Законы сохранения (11ч)
№ урока | модуль | Содержание урока |
1 | ВП ИНМ(О) | Импульс тела. Закон сохранение импульса. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. КПД механизмов. Энергия: кинетическая и потенциальная. |
2 | З(Т-М) | Решение задач минимального уровня. Индивидуальное домашнее задание № 6 « Закон сохранения импульса» Индивидуальное домашнее задание №7 «Работа. Мощность. КПД» |
3 | З(РДО) | Семинар-практикум. Срез №6. |
4 | ИНМ(О) З(Т-М) | Закон сохранения энергии. Решение задач минимального уровня. |
5 | З(РДО) | Индивидуальное домашнее задание № 8 «Закон сохранения энергии» |
6 | З(РДО) | Семинар-практикум. Срез № 7 |
7 | З(РДО) | Семинар-практикум. С/Р |
8 | З(РДО) | Лабораторная работа № 2 |
9 | ОП | Обобщающее повторение по всей теме. |
10 | КОН | Контрольная работа № 3 |
11 | КОР | Коррекция. |
Процедура оценивания в данной теме состоит из 5 структурных элементов (выделены жирным шрифтом), деление на которые является неравномерным по объему и сложности. В этой теме предполагается проведение двух тестовых мероприятий, по 1 самостоятельной, лабораторной и контрольной работе. За тестовые задания (срезы №№ 6,7) максимальное количество по 5 баллов, за самостоятельную 10 баллов, за лабораторную работу 20 баллов и максимум за контрольную работу – 40 баллов.
Примем, что Б – максимальное количество баллов за весь блок уроков, А – полученный суммарный балл учащегося по всем блокам или уровень самоудовлетворенности. В итоге максимальное количество баллов за весь блок равен Б=80 баллов, а А= 64 балла. Для того, чтобы линия работала, необходимо, чтобы А/Бх100% = 80%. Рассмотрим, какому количеству баллов соответствует традиционная 5балльная оценка:
64 – 51 баллов – «5»
50 – 38 баллов – «4»
37 – 26 баллов – «3»
Построенную линию мы применили для оценивания двух групп: контрольной и экспериментальной. Результаты психологического тестирования показали, что в контрольной группе выше познавательная способность, высока организованность на обучение, мотивация, чем в экспериментальной группе. Это доказывается и на практике: контрольный класс более мотивирован на отработку полученных результатов, на отслеживание своей успеваемости.
Теперь рассмотрим, какая традиционная оценка соответствует набранному количеству баллов в экспериментальной группе: трое получили оценку «4», 6 человек оценку «3», оставшиеся 16 человек оценку «2». В контрольной группе иные результаты: по 5 человек получили оценку «5» и «3», 6 человек оценку «4», 3 человека оценку «2».
Для создания ситуации успеха, веру в собственные способности в экспериментальной группе и достижения еще более высоких результатов в контрольной группе мы изменили критерий оценивания по отношению к внутреннему эталону. Внутренний эталон – это результаты, максимальный балл самого успевающего учащегося в классе. Поэтому соответствие количества набранных баллов и традиционная оценка изменяются для экспериментальной группы: 40 – 32 балла – «5»
31 – 24 балла – «4»
23 – 16 баллов – «3»
И для контрольной группы: 70 – 56 баллов – «5»
55 – 42 балла – «4»
41 – 28 баллов – «3»
После такого изменения количество полученных традиционных оценок другое: в экспериментальной группе 7 человек получили «5», 6 человек - «4», 8 человек – «3», и 3 человека – «2». В контрольной группе следующие оценки: 3 человека получили «5», 7 человек – «4», 5 человек «3» и 2 человека – «2». Хочется отметить, что в контрольной группе количество «5» и «2» не изменяется при использовании внутреннего эталона и без него.
Результаты оценивания экспериментальной группы
ФИО | Контрольные процедуры | Σ | Традиционная оценка по запланированному результату | Традиционная оценка по реально полученному результату | ||||
№6 | №7 | С/Р | Л/Р | К/Р | ||||
1 | 4,4 | 4,3 | 7,5 | 2 | 15,7 | 40 | 3 | 4 |
2 | 4,4 | 4,3 | 7,5 | 5 | 15,1 | 36 | 3 | 5 |
3 | 1,4 | 2,03 | 3,8 | 6 | 7,1 | 20 | 2 | 3 |
4 | 2,5 | - | 5,0 | 6 | 0,9 | 14 | 2 | 2 |
5 | 1,25 | - | 7,5 | 7 | 0,6 | 16 | 2 | 3 |
6 | 2,5 | 4,8 | 7,5 | 4 | 12,8 | 32 | 3 | 5 |
7 | 0,6 | 2,5 | 3,8 | 2 | 8,8 | 18 | 2 | 3 |
8 | 3,75 | 4,8 | 7,5 | 6 | 17,4 | 40 | 4 | 5 |
9 | 4,4 | 4,8 | 7,5 | 12 | 14,6 | 43 | 4 | 5 |
10 | 1,9 | 0,7 | 3,8 | 3 | 6,3 | 16 | 2 | 3 |
11 | 2,5 | 2,6 | 3,8 | 2 | 7,7 | 19 | 2 | 3 |
12 | 2,5 | 4,8 | 7,5 | 10 | 7,4 | 32 | 3 | 5 |
13 | 4,1 | 3,5 | 5,0 | 10 | 13,1 | 36 | 3 | 5 |
14 | 1,3 | 2,3 | 5,0 | 3 | 12,5 | 24 | 2 | 4 |
15 | 2,5 | 3,0 | 3,8 | 8 | 6,6 | 24 | 2 | 4 |
16 | 2,3 | 2,8 | 6,3 | 6 | 6,6 | 24 | 2 | 4 |
17 | 0,6 | 2,3 | 2,5 | 7,2 | 10,5 | 23 | 2 | 3 |
18 | 2,3 | 3,3 | 3,8 | 5,0 | - | 14 | 2 | 2 |
19 | 2,5 | 3,9 | 6,3 | 6 | 6,3 | 25 | 2 | 4 |
20 | 1,9 | 1,5 | 2,5 | 7 | 6,8 | 20 | 2 | 3 |
21 | 1,3 | 4,2 | 7,5 | 8 | 6,3 | 27 | 3 | 4 |
22 | - | - | 5,0 | 6 | 0,3 | 11 | 2 | 2 |
23 | 5 | 4,9 | 7,5 | 10 | 12 | 39 | 4 | 5 |
24 | 0,6 | - | 2,5 | 2 | 11,4 | 17 | 2 | 3 |
25 | 0,6 | 1,6 | 0 | - | 4,9 | 7 | 2 | 2 |
Результаты оценивания контрольной группы
ФИО | Контрольные процедуры | Σ | Традиционная оценка по запланированному результату | Традиционная оценка по реально полученному результату | ||||
№ 6 | №7 | С/Р | Л/Р | К/Р | ||||
1 | 2,63 | 2,38 | 5 | 9 | 9,41 | 28,4 | 3 | 3 |
2 | 1,2 | 1,61 | 5,8 | 6 | 4 | 18,6 | 3 | 2 |
3 | - | - | - | - | - | - | - | - |
4 | 4,38 | 3,57 | 6,25 | 15 | 24,2 | 53,4 | 5 | 4 |
5 | 3,75 | 4,1 | 7,5 | 18 | 17,96 | 51,3 | 5 | 4 |
6 | - | - | - | - | - | - | - | - |
7 | 1,25 | 1,47 | 6,25 | 4 | 6 | 19 | 2 | 2 |
8 | 4 | 4 | 8 | 10 | 14 | 40 | 4 | 3 |
9 | 1,88 | 3,15 | 6,25 | 12 | 23 | 46,4 | 4 | 4 |
10 | - | 2,52 | 5 | 14 | 22,8 | 44,3 | 4 | 4 |
11 | 5 | 4,9 | 7,5 | 15 | 24,2 | 46,7 | 4 | 4 |
12 | 1,25 | 3,05 | 7,5 | 8 | 8,6 | 28,4 | 3 | 3 |
13 | 5 | 4,24 | 6,25 | 17 | 31,4 | 63,8 | 5 | 5 |
14 | 5 | 4,9 | 6,25 | 13 | 39,9 | 69 | 5 | 5 |
15 | 0,63 | - | 7,5 | 9 | 11,4 | 28,5 | 3 | 3 |
16 | 3,13 | 3,85 | 6,25 | 16 | 15,96 | 45,2 | 4 | 4 |
17 | 2,5 | 1,96 | 5,6 | 7,5 | 10,4 | 28 | 3 | 3 |
18 | 3,75 | 3,7 | 7,5 | 4 | 24,2 | 43,2 | 4 | 4 |
19 | 4,38 | 4,62 | 7,5 | 13 | 22,8 | 52,3 | 5 | 5 |
Мнение коллег, собственный опыт применения рейтинговой модели со стимулирующей шкалой в Интегральной технологии показывает:
а) возможность использования рейтинговой модели со стимулирующей шкалой в Интегральной технологии;
б) увеличение эффективности обучения физике в Интегральной технологии;
в) сравнивая запланированные и реально полученные результаты обучения, можно регулировать качество обучения физике.
Библиография
1. Беспалько, В.П Опыт разработки и использования критериев качества усвоения знаний. В сб. Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения / В.П Беспалько. – М.: 1962.
2. Бершадский, М.Е Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е Бершадский, В.В.Гузеев. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2003. – С.126
3. Гузеев, В.В Эффективные образовательные технологии: Интегральные и ТОГИС [Текст] / В.В.Гузеев. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – С.44
4. Гузеев, В.В Оценка, рейтинг, тест / В.В.Гузеев // Школьные технологии. – 1998. - №3. – С.1
5. Попова А. А. Теоретические основы исследовательской деятельности учителя (квалиметрический аспект) / А. А. Попова. – Челябинск: изд-во ЧГПУ 2000. – С.143
6. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: учебное пособие / Т.И Шамова, С.Н.Белова, И.В.Ильина, Г.Н.Подчалимова, А.Н.Худин. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – С.29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ«РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ»
В рамках нового поколения образовательных стандартов особое значение придается личностным и метапредметным образовательным результатам. Но существующая система оценивания не эффективна и для достижени...
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам.
Рейтинговая система оценки знаний как один из результатов работы по индивидуальным планам....
Рейтинговая система оценки знаний
Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных ...
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ПЕРЕХОДА НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ПО ФИЗИКЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Эта программа позволяет создать гибкую модель перехода на новую сущность обучения - индивидуальные траектории при обучении физики....
Рейтинговая система оценки знаний обучающихся
Презентация выступления на конференции...
Выступление на конференции "Рейтинговая система оценки знаний"
Выступление на конференции "Ярмарка идей" вместе с презентацией по рейтинговому контролю, 2012 год....
Применение, технологии рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике.
В данной работе расмотрен вопрос практического применения рейтинговой системы оценки знаний студентов СПО технического профиля по физике, отдельным документо...