Рабочая программа по физической культуре для 5 класса
календарно-тематическое планирование по физкультуре (5 класс) на тему

2. Пояснительная записка

 

     Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5  класса  (мальчики) составлена на основе Комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся с 1- 11 класс (2010 г) и ориентирована на работу по учебнику Физическая культура. 5–7 классы / под ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2008.

 

Общая характеристика учебного предмета

 

   Предметом обучения физической культуры в 5 классе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется  здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

   Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

  Цель физического восптитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

   Задачи:

·         содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;

  • обучение основам базовых видов двигательных действий;

·         дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

·         формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

·         выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;

·         углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;

·         воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;

·         выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;

·         формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

·         воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;

·         содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

 

Место учебного предмета в учебном плане

   Согласно БУП образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в основной школе выделяется 270 часов, из них в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2012г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений…», на уроки физической культуры в 5 классе выделяется 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

 

Содержание материала

 

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

 

Естественные основы

 

    Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

 

Социально-психологические основы

 

     Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

    Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

    Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

 

Культурно-исторические основы

 

 Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

 

Приемы закаливания

 

Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

 

Волейбол

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнования по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

 

Баскетбол

 Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнования по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

 

Гимнастика

 

 Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

 

Легкая атлетика

 

 Правила и организация проведения соревнований по кроссу, техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc194 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка»

         «Рассмотрено»                                                                                              «Согласовано»                                                                                      «Утверждаю»

       на заседании МО                                                                                        Зам.директора по  УВР                                                         Директор МОУ «СОШ с.Сосновка»

     протокол № ______                                                                                      протокол № _________                                                                  приказ № ______________

от «___»___________ 2013г                                                                              от «___»___________ 2013г                                                            от «___»___________ 2013г      

      Руководитель МО:                                                                                       Зам.директора по УВР:                                                       Директор МОУ «СОШ с.Сосновка»                ________Ларькина В.Д.                                                                                   _________ Малофеева Е.В.                                                               _________ Чеберяк В.Ф.

                             

Рабочая учебная программа

 по физической культуре

на ступени основного образования, 5 класс

2013 – 2014 учебный год

Составлена на основе  Комплексной программы по физическому  воспитанию   для учащихся  с 1-11  класс, автор-составитель В.И.Лях   (2010 г.)

 Программу составила:  Шугани Анастасия Юрьевна

                                                     

 Количество часов: всего   99   часов; в неделю 3 час.

   

:

с. Сосновка

2013 г

Структура программы

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка
  3. Учебно-тематический план (содержание программы)
  4. Календарно-тематическое планирование
  5. Требования к уровню подготовки учащихся
  6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
  7. Перечень учебно-методического обеспечения
  8. График нормативов по физической культуре

2. Пояснительная записка

     Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5  класса  (мальчики) составлена на основе Комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся с 1- 11 класс (2010 г) и ориентирована на работу по учебнику Физическая культура. 5–7 классы / под ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2008.

Общая характеристика учебного предмета

   Предметом обучения физической культуры в 5 классе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется  здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

   Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

  Цель физического восптитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

   Задачи:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.

Место учебного предмета в учебном плане

   Согласно БУП образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в основной школе выделяется 270 часов, из них в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2012г. №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений…», на уроки физической культуры в 5 классе выделяется 102 часа (3 часа в неделю, 34 учебные недели).

Содержание материала

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля

Естественные основы

    Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.

Социально-психологические основы

     Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

    Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу.

    Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.

Культурно-исторические основы

 Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.

Приемы закаливания

Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).

Волейбол

Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнования по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Баскетбол

 Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнования по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.

Гимнастика

 Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

Легкая атлетика

 Правила и организация проведения соревнований по кроссу, техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.

3. Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Виды программного материала

Количество часов

(уроков)

1.

Основы знаний о физической культуре

в процессе уроков

2.

Легкая атлетика

21

3.

Спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол)

36

4.

Гимнастика с элементами акробатики

21

5.

Лыжная подготовка

21

6.

Кроссовая подготовка

3

Итого

102

4. Календарно-тематическое планирование

уро

ка

Тема

 урока

Тип

урока

Кол-

во

часов

Требования   к   уровню  подготовки    обучающихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1-2

Инструктаж по т/б на уроках легкой атлетики. Бег на короткие дистанции 30м

Изучение нового материала

2

Уметь выполнять бег по дистанции ритмично и свободно

Текущий

03.09.

07.09.

3

Бег на короткие дистанции 30м

Комплексный

1

Уметь выполнять бег по дистанции ритмично и свободно

Тестирование

07.09.

4-5

Бег на короткие дистанции 60м

Комплексный

2

Уметь выполнять бег по дистанции ритмично и свободно

Текущий

10.09.

14.09.

6

Бег на короткие дистанции 60м

Комплексный

1

Уметь выполнять бег по дистанции ритмично и свободно

Тестирование

14.09.

7-9

Эстафетный бег

Комплексный

3

Уметь выполнять передачу эстафетной палочки

Текущий

17.09.

21.09.

21.09.

10-11

Прыжок в длину с разбега

Комплексный

2

Уметь правильно приземляться

Текущий

24.09.

28.09.

12

Прыжок в длину с разбега

Комплексный

1

Уметь правильно приземляться

Тестирование

28.09.

13-14

Метание мяча на дальность

Комплексный

2

Уметь правильно выполнять разбег

Текущий

01.10.

05.10.

15

Метание мяча на дальность

Комплексный

1

Уметь правильно выполнять разбег

Тестирование

05.10.

16-18

Бег на длинные дистанции 1000м

Комплексный

3

Уметь выполнять бег по дистанции ритмично и свободно

Текущий

08.10.

12.10.

12.10.

19-20

Кроссовая подготовка

Комплексный

2

Уметь выполнять бег по дистанции ритмично и свободно

Текущий

15.10.

19.10.

21

Кроссовая подготовка

Комплексный

1

Уметь выполнять бег по дистанции ритмично и свободно

Тестирование

19.10.

22-24

Инструктаж по т/б на уроках гимнастики. Неопорные прыжки: прыжки со скакалкой

Изучение нового материала

3

Уметь выполнять прыжки со скакалкой разными способами

Текущий

22.10.

26.10.

26.10.

25-28

Опорные прыжки: наскок в упор присев и соскок прогнувшись

Комплексный

4

Уметь выполнять опорные прыжки через гимнастического коня

Текущий

05.11.

09.11.

09.11.

12.11.

29-32

Висы и упоры на низкой перекладине

Комплексный

4

Уметь выполнять висы и упоры на гимнастических снарядах

Текущий

16.11.

16.11.

19.11.

23.11.

33-36

Лазанье по канату в два приема

Комплексный

4

Уметь выполнять лазанье по канату

Текущий

23.11.

26.11.

30.11.

30.11.

37-39

Акробатическое упражнение: кувырок назад

Комплексный

3

Уметь выполнять комплексы акробатических упражнений

Текущий

03.12.

07.12.

07.12.

40-42

Акробатическое упражнение: «мост» из положения лежа на спине

Комплексный

3

Уметь выполнять комплексы акробатических упражнений

Текущий

10.12.

14.12.

14.12.

43-46

Инструктаж по т/б на занятиях лыжной подготовки. Попеременный двухшажный ход

Изучение нового материала

4

Уметь передвигаться на лыжах заданным способом

Текущий

17.12.

21.12.

21.12.

24.12.

47-50

Одновременный бесшажный ход

Комплексный

4

Уметь передвигаться на лыжах заданным способом

Текущий

28.12.

28.12.

11.01.

11.01.

51-54

Подъем «полуелочкой»

Комплексный

4

Уметь передвигаться на лыжах заданным способом

Текущий

14.01.

18.01.

18.01.

21.01.

55-58

Торможение «плугом»

Комплексный

4

Уметь передвигаться на лыжах заданным способом

Текущий

25.01.

25.01.

28.01.

01.02.

59-62

Поворот «переступанием»

Комплексный

4

Уметь передвигаться на лыжах заданным способом

Текущий

01.02.

04.02.

08.02.

08.02.

63

Передвижение на лыжах 1000м

Комплексный

1

Уметь передвигаться на лыжах заданным способом

Тестирование

11.02.

64-65

Инструктаж по т/б на спортивных играх. Стойки и передвижения игрока в баскетболе

Изучение нового материала

2

Уметь выполнять передвижения по площадке

Текущий

15.02.

15.02.

66-67

Ведение мяча правой и левой рукой

Комплексный

2

Уметь выполнять ведение мяча

Текущий

18.02.

25.02.

68-69

Остановка прыжком

Комплексный

2

Уметь выполнять остановку прыжком в игре мини-баскетбол

Текущий

01.03.

01.03.

70-71

Поворот с мячом

Комплексный

2

Уметь выполнять повороты в игре мини-баскетбол

Текущий

04.03.

11.03.

72-73

Передача мяча двумя руками от груди с места

Комплексный

2

Уметь выполнять передачи мяча в игре мини-баскетбол

Текущий

15.03.

15.03.

74-75

Бросок мяча двумя руками от груди

Комплексный

2

Уметь выполнять бросок  мяча в игре мини-баскетбол

Текущий

18.03.

22.03.

76-78

Стойки и перемещения игрока в волейболе

Изучение нового материала

3

Уметь выполнять перемещения по площадке в волейболе

Текущий

22.03.

01.04.

05.04.

79-81

Передача мяча сверху двумя руками

Комплексный

3

Уметь выполнять передачи мяча  в волейболе

Текущий

05.04.

08.04.

12.04.

82-84

Прием мяча снизу над собой

Комплексный

3

Уметь выполнять приемы мяча  в волейболе

Текущий

12.04.

15.04.

19.04.

85-87

Нижняя прямая подача

Комплексный

3

Уметь выполнять подачи в волейболе

Текущий

19.04.

22.04.

26.04.

88-89

Передвижения игрока в футболе

Изучение нового материала

2

Уметь выполнять передвижения по площадке в футболе

Текущий

26.04.

29.04.

90-92

Удар внутренней стороной стопы

Комплексный

3

Уметь выполнять удары по мячу

Текущий

06.05.

13.05.

17.05.

93-94

Остановка катящегося мяча подошвой

Комплексный

2

Уметь выполнять остановку мяча в футболе

Текущий

17.05.

20.05.

95-96

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы

Комплексный

2

Уметь выполнять остановку мяча в футболе

Текущий

24.05.

24.05.

97-99

Ведение мяча

Комплексный

3

Уметь выполнять ведение мяча в футболе

Текущий

27.05.

31.05.

31.05.

5. Требования к уровню подготовленности учащихся

В результате изучения физической культуры  ученик должен

знать/понимать:

  • роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактике вредных привычек;
  • основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
  • способы закаливания организма и основные приемы самоконтроля;
  • когда и где зародились Олимпийские игры;
  • что является главным ритуалом церемонии открытия Игр.

уметь:

  • составлять и выполнять комплексы упражнений утренней гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
  • выполнять акробатические, легкоатлетические упражнения (комбинации), технические действия в спортивных играх;
  • выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств;
  • осуществлять самоконтроль за своим физическим развитием;
  • соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений.

6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся

      При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

       Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.

      Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого. К значительным ошибкам относятся:

        - старт не из требуемого положения;

        - отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;

        - бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;

       - несинхронность выполнения упражнения.

      Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.

Методика оценки успеваемости по основам знаний:

Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.

Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.

Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.

Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.

Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):

Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.

Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:

Отметка «5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической  гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.

Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.

Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.

7. Перечень учебно-методического обеспечения

Класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея

УМК обучающего

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

5

Учебник

«Физическая культура, 5-7 классы», М.Я.Виленский издательство «Просвещение», 2008 г.

.

Учебник

«Физическая культура, 5-7 классы», М.Я.Виленский издательство «Просвещение», 2008

 Дополнительная литература:

Ковалько.  Поурочные разработки для 5 класса. Издательство ВАКО, 2008г

8.  График нормативов по физической культуре

п/п

Название норматива

Дата

проведения

план

факт

1

Бег  на короткие дистанции 30м

07.09.

2

Бег  на короткие дистанции 60м

14.09.

3

Прыжок в длину с разбега

28.09.

4

Метание мяча на дальность

05.10.

5

Бег 1000м

19.10.

6

Ходьба на лыжах 1000м

11.02.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре 5 класс (102 час)

Рабочая программа учебного курса физическая культура для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической ку...

Рабочая программа по физической культуре 5 класс

Программа составлена на основе примерной комплексной программы В.И.Ляха для 1-11 классов. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 учебных недель. ...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс.

Рабочая программа по физической культуре по ФГОС второго поколения для 1 класса....

Рабочая программа по физической культуре 2 класс

Рабочая программа по физической культуре 2 класс, второе поколение ФГОС....

рабочая программа по физической культуре 7 класс

рабочая программа по физической культуре  для 7 класса, модуль русская лапта...

Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха

Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....

Рабочая программа по физической культуре 11 класс ,5-8 класс ,9 класс

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ...