Рабочая программа по физической культуре для 10 класса
календарно-тематическое планирование по физкультуре (10 класс) на тему
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 10 класса составлена на основе Комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся с 1- 11 класс (2010 г) и ориентирована на работу по учебнику Физическая культура. 10–11 классы / под ред. В. И. Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2008.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет физическая культура является основной формой физического воспитания. В сочетании с другими формами – физкультурно-оздоровительными мероприятия в режиме учебного дня, внеклассной работой по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями- достигается основная цель физкультурного образования.
Цель – формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Задачи:
· содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
· дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
· формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
· выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
· углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
· воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
· выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
· формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
· воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
· содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно БУП образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в 10 классе выделяется 102 часа,
из них на уроки физической культуры 68 часов (2 часа в неделю) и 34 часа на бадминтон (1 час в неделю).
Содержание материала
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки:
Социокультурные основы
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
Психолого-педагогические основы
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
Медико-биологические основы
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Баскетбол
Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований.
Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол
Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координациионных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.
Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика
Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_10_klass.doc | 340 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОУ «СОШ с.Сосновка»
протокол № ______ протокол № _________ приказ № ______________
от «___»___________ 2013г от «___»___________ 2013г от «___»___________ 2013г
Руководитель МО: Зам.директора по УВР: Директор МОУ «СОШ с.Сосновка» ________Ларькина В.Д. _________ Малофеева Е.В. _________ Чеберяк В.Ф.
Рабочая учебная программа
по физической культуре
на ступени среднего (полного) общего образования, 10 класс
2013 – 2014 учебный год
Составлена на основе: Комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся с 1-11 класс, автор-составитель В.И.Лях (2010г)
Программу составила: Шугани Анастасия Юрьевна
Количество часов: всего 67 часов; 2 часа в неделю.
:
с. Сосновка
2013 г
Структура программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план (содержание программы)
- Календарно-тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Критерии и нормы оценки знаний учащихся
- Перечень учебно-методического обеспечения
- График нормативов по физической культуре
2. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 10 класса составлена на основе Комплексной программы по физическому воспитанию для учащихся с 1- 11 класс (2010 г) и ориентирована на работу по учебнику Физическая культура. 10–11 классы / под ред. В. И. Лях, А.А.Зданевич. – М.: Просвещение, 2008.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет физическая культура является основной формой физического воспитания. В сочетании с другими формами – физкультурно-оздоровительными мероприятия в режиме учебного дня, внеклассной работой по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями- достигается основная цель физкультурного образования.
Цель – формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение знаниями, умениями и навыками физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Задачи:
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно БУП образовательных учреждений РФ всего на изучение физической культуры в 10 классе выделяется 102 часа,
из них на уроки физической культуры 68 часов (2 часа в неделю) и 34 часа на бадминтон (1 час в неделю).
Содержание материала
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки:
Социокультурные основы
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья; физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движение.
Психолого-педагогические основы
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля за физическими нагрузками во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений. Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания. Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
Медико-биологические основы
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Баскетбол
Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований.
Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол
Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координациионных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств.
Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние на телосложение гимнастических упражнений. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика
Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Виды программного материала | Количество часов (уроков) |
1. | Основы знаний о физической культуре | в процессе уроков |
2. | Легкая атлетика | 18 |
3. | Спортивная игра (волейбол) | 14 |
4. | Гимнастика с элементами акробатики | 18 |
5. | Лыжная подготовка | 13 |
Итого | 67 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока | Тип урока | Кол- во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | |
план | факт | ||||||
1-2 | Инструктаж по т/б на уроках легкой атлетики. Спринтерский бег 60м | Изучение нового материала | 2 | Уметь выполнять спринтерский бег по дистанции | Тестирование | 03.09. 07.09. | |
4-5 | Спринтерский бег 100м | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять спринтерский бег по дистанции | Тестирование | 10.09. 14.09. | |
7-8 | Эстафетный бег | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять спринтерский бег по дистанции | Текущий | 17.09. 21.09. | |
10-12 | Бег по дистанции на 1000м | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять спринтерский бег по дистанции | Тестирование | 24.09. 28.09. 01.10. | |
14-16 | Прыжок в длину с разбега | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять прыжок в длину с разбега | Тестирование | 05.10. 08.10. 12.10. | |
18-20 | Метание в горизонтальные и вертикальные цели | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять метания на заданное расстояние | Текущий | 15.10. 19.10. 22.10. | |
22-24 | Метание различных снарядов на дальность с разбега | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять метания на заданное расстояние | Тестирование | 26.10. 05.11. 09.11. | |
26 | Инструктаж по т/б на уроках гимнастики. Строевые упражнения: повороты в движении кругом. | Изучение нового материала | 1 | Уметь выполнять строевые упражнения | Текущий | 12.11. | |
28 | Строевые упражнения: перестроение из колонны по одному в колонну по 2, по 4, по 8 в движении. | Совершенствование | 1 | Уметь выполнять строевые упражнения | Текущий | 16.11. | |
30-31 | Висы и упоры: подъем в упор силой (мальчики); толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять висы и упоры на гимнастических снарядах | Текущий | 19.11. 23.11. | |
33-34 | Висы и упоры: подъем переворотом (мальчики); толчком 2 ног вис углом (девочки). | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять висы и упоры на гимнастических снарядах | Текущий | 26.11. 30.11. | |
36-38 | Висы и упоры: сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (мальчики); сед углом, равновесие на нижней жерди, упор присев на одной, махом соскок (девочки). | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять висы и упоры на гимнастических снарядах | Текущий | 03.12. 07.12. 10.12. | |
40-42 | Опорные прыжки через коня: прыжок ноги врозь (мальчики); прыжок углом скосого разбега толчком одной ногой (девочки). | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять опорные прыжки через гимнастического коня. | Текущий | 14.12. 17.12. 21.12. | |
44-46 | Акробатические упражнения: переворот боком (мальчики); сед углом. Стоя на коленях, наклон назад. Стойка на лопатках (девочки). | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять акробатические комбинации из ранее изученных элементов. | Текущий | 24.12. 28.12. 13.01. | |
48-50 | Акробатические упражнения: комбинации из ранее изученных элементов. | Совершенствование | 3 | Уметь выполнять акробатические комбинации из ранее изученных элементов. | Текущий | 14.01. 20.01. 21.01. | |
52-59 | Инструктаж по т/б на уроках лыжной подготовки. Переход с одновременных ходов на попеременные ходы. | Изучение нового материала | 8 | Уметь выполнять лыжные ходы | Текущий | 27.01. 28.01. 03.02. 04.02. 10.02. 11.02. 17.02. 18.02. | |
61-68 | Преодоление подъемов и препятствий на лыжах. | Совершенствование | 8 | Уметь преодолевать различные препятствия на лыжах | Текущий | 25.02. 01.03. 04.03. 11.03. 17.03. 18.03. 31.03. 01.04. | |
70-71 | Ходьба на лыжах 1000м | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять передвижения на лыжах заданным способом на заданное расстояние | Тестирование | 07.04. 08.04. | |
73-74 | Инструктаж по т/б на спортивных играх. Приемы и передачи мяча в волейболе. | Изучение нового материала | 2 | Уметь выполнять приемы и передачи мяча различными способами. | Текущий | 14.04. 15.04. | |
76-77 | Подача мяча | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять различные подачи мяча. | Текущий | 21.04. 22.04. | |
79-80 | Нападающий удар. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять нападающий удар в игре волейбол | Текущий | 28.04. 29.04. | |
82-83 | Защитные действия. | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять защитные действия в игре волейбол | Текущий | 06.05. 12.05. | |
85-86 | Тактика игры | Совершенствование | 2 | Уметь выполнять тактические действия в игре волейбол | Текущий | 17.05. 19.05. | |
88-90 | Учебная игра. | Совершенствование | 3 | Уметь играть в волейбол по правилам | Текущий | 24.05. 26.05. 31.05. |
5. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения физической культуры ученик должен
знать/понимать:
- исторические этапы развития физической культуры, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
- содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- правила профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- правила оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
- цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- развитие отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
- признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
уметь:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физичексих качеств, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, акробатические комбинации, гимнастические комбинации, легкоатлетические упражнения, передвижения на лыжах;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого. К значительным ошибкам относятся:
- старт не из требуемого положения;
- отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
- бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
- несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям физическими упражнениями.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленный на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической или ритмической гимнастики. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | УМК обучающего | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | |||
10 | Учебник «Физическая культура, 10-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич издательство «Просвещение», 2008 г. . | Учебник «Физическая культура, 10-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич издательство «Просвещение», 2008 г. Дополнительная литература: Ковалько. Поурочные разработки для 10 класса. Издательство ВАКО, 2008г |
8. График нормативов по физической культуре
№ п/п | Название норматива | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Бег на короткие дистанции 60м | 07.09. | |
2 | Спринтерский бег 100м | 14.09. | |
3 | Бег по дистанции на 1000м | 23.09. | |
4 | Прыжок в длину с разбега | 30.09. | |
5 | Метание различных снарядов на дальность с разбега | 14.10. | |
6 | Ходьба на лыжах 1000м | 21.01. |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО Зам.директора по УВР Директор МОУ «СОШ с.Сосновка»
протокол № ______ протокол № _________ приказ № ______________
от «___»___________ 2013г от «___»___________ 2013г от «___»___________ 2013г
Руководитель МО: Зам.директора по УВР: Директор МОУ «СОШ с.Сосновка» ________Ларькина В.Д. _________ Малофеева Е.В. _________ Чеберяк В.Ф.
Рабочая учебная программа
по физической культуре
на ступени среднего (полного) общего образования, 10 класс
2013 – 2014 учебный год
Составлена на основе: «Программа по физической культуре. Бадминтон» для учащихся 10-11 класса, автор-составитель: В.Г.Турманидзе (2011г)
Программу составила: Шугани Анастасия Юрьевна
Количество часов: всего 33 часа; 1 часа в неделю.
:
с. Сосновка
2013 г
Структура программы
- Титульный лист
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план (содержание программы)
- Календарно-тематическое планирование
- Требования к уровню подготовки учащихся
- Критерии и нормы оценки знаний учащихся
- Перечень учебно-методического обеспечения
- График нормативов по физической культуре
2. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена для учащихся 10 класса на основе программы «Физическая культура. Бадминтон, для учащихся 10-11 классов», автор-составитель В.Г.Турманидзе (2011г) в 2013-2014 учебном году является апробацией.
Общая характеристика учебного предмета
Физическая подготовка обучающихся бадминтоном направлена на всестороннее и гармоничное развитие физических качеств, овладение жизненно важными двигательными действиями. В процессе занятий бадминтоном развиваются такие физические качества как: быстрота, скоростно-силовые качества, общая выносливость и координация. Занятия бадминтоном опосредованно воздействуют на организм обучающихся, повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата, улучшают подвижность в суставах и способствуют укреплению здоровья в целом.
Цель: формирование у обучающихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств посредством игры в бадминтон, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Задачи:
- развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья на занятиях бадминтоном;
- воспитание бережного отношения к собственному здоровью, потребности в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью на занятиях бадминтоном;
- овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта специально-прикладными физическими упражнениями и в частности бадминтоном, как базовым видом спорта;
- освоение системой знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций на занятиях бадминтоном;
- приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями посредствам бадминтона.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно ФБУП для образовательных учреждений Российской Федерации на этапе среднего (полного) общего образования на изучение предмета «Физическая культура» в 10–11 классах отводится 204 часа из расчёта 3 часа в неделю. Для занятий бадминтоном 1 урок в неделю составляет 34 часа в учебном году.
Содержание материала
Знания о физической культуре
Физическая культура и здоровый образ жизни. Современные оздоровительные системы. Формы и содержание оздоровительных занятий бадминтоном. Бадминтон как средство длительного сохранения творческой активности человека. Влияние занятий бадминтоном на состояние здоровья человека.
Оздоровительные системы физического воспитания. Бадминтон в адаптивной физической культуре. Бадминтон, как система занятий по реабилитации и восстановлению здоровья человека. Бадминтон, как система оздоровительных занятий в профилактике профессиональных заболеваниях человека.
Спортивная подготовка. Бадминтон как средство профилактики профессиональных заболеваний. Содержание тренировочных занятий по бадминтону. Основы физической, технической и психологической подготовки в бадминтоне. Совершенствование физической, технической и психологической подготовки в бадминтоне.
Способы физкультурной деятельности
Организация и проведение занятий физической культурой. Формы организации занятий бадминтоном в адаптивной физической культуре. Применение бадминтона в адаптивной двигательной рекреации и реабилитации, обучающихся с отклонением в состоянии здоровья. Оздоровительные, рекреативные и спортивные формы организации занятий бадминтоном. Основы проведения оздоровительных занятий по бадминтону. Основы проведения рекреативных занятий бадминтоном. Основы проведения учебно-тренировочных занятий по бадминтону.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Оценка физической работоспособности. Оценка индивидуального здоровья. Тестирование специальных физических качеств в бадминтоне. Оценивать физическую работоспособность с применением пробы PWC 140. Оценивать индивидуальное здоровье по показателям пробы «Руфье». Тестирование специальных физических качеств в бадминтоне. Ведение дневника самоконтроля.
Физическое совершенствование
Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью. Бадминтон в системе занятий адаптивной физической культурой. Основы занятий бадминтоном в соответствии с медицинскими показаниями. Бадминтон на занятиях в специальной медицинской группе. Правила подбора физической нагрузки на занятиях в специальной медицинской группе. Избирательное развитие физических качеств в бадминтоне. Правила подбора физических упражнений избирательной направленности для развития физических качеств бадминтонистов на оздоровительных, рекреативных и тренировочных занятиях.
Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью. Совершенствование технической и тактической подготовки в бадминтоне. Упражнения для обучения технико-тактическим действиям: короткому удару с задней линии площадки; плоские удары выполняемые открытой и закрытой стороной ракетки. Тактика одиночной игры в защите; в атаке. Выполнение ударов «смеш» по прямой, по диагонали, в правый и левый угол площадки. Тактика парной игры: защитные действия игроков; атакующие действия игроков. Расположение игроков от атаки к защите и наоборот. Совершенствование технических приемов и тактических действий в бадминтоне. Прикладные упражнения и технические действия в бадминтоне: для развития реакции; для развития внимания; для развития мышления. Совершенствование ударов: «смеш»; высоко-далеких ударов по прямой, по диагонали, в правый и левый угол площадки; укороченных ударов на сетку; плоских ударов в средней зоне площадки. Тактика смешанных (микст) игр: тактические действия юноши в атаке и в защите; тактические действия девушки в атаке, в защите. Комбинационная игра: Быстрые атакующие удары со смещением обучающегося к задней линии, удары по низкой траектории в среднюю зону площадки. Упражнения специальной физической подготовки.
3. Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Виды программного материала | Количество часов (уроков) |
1 | Знания по физической культуре | 3 |
Физическая культура и здоровый образ жизни. | 1 | |
Оздоровительные системы физического воспитания. | 1 | |
Спортивная подготовка. | 1 | |
2 | Способы физкультурной деятельности | 2 |
Организация и проведение занятий физической культурой. | 1 | |
Оценка эффективности занятий физической культурой. | 1 | |
3 | Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью | 3 |
Основы занятий бадминтоном в соответствии с медицинскими показаниями | 1 | |
Бадминтон на занятиях в специальной медицинской группе. | 1 | |
Правила подбора физической нагрузки на занятиях в специальной медицинской группе. | 1 | |
4 | Физическое совершенствование со спортивно-оздоровительной и прикладно-ориентированной направленностью. | 26 |
Техническая подготовка | 12 | |
Тактическая подготовка | 12 | |
Соревнования по бадминтону | 2 |
4. Календарно-тематическое планирование
№ уро ка | Тема урока | Тип урока | Кол- во часов | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Дата | |
план | факт | ||||||
3 | Инструктаж по т/б на уроках по бадминтону. | Изучение нового материала | 1 | Знать т/б на уроках по бадминтону. | Текущий | 09.09. | |
6 | Современные оздоровительные системы. | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 16.09. | |
9 | Бадминтон в адаптивной физической культуре. | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 23.09. | |
13 | Содержание тренировочных занятий по бадминтону. | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 30.09. | |
17 | Формы организации занятий бадминтоном в адаптивной физической культуре | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 07.10. | |
21 | Оценка физической работоспособности. | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 14.10. | |
25 | Основы занятий бадминтоном в соответствии с медицинскими показаниями | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 21.10. | |
27 | Бадминтон на занятиях в специальной медицинской группе. | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 04.11. | |
29 | Правила подбора физической нагрузки на занятиях в специальной медицинской группе. | Комплексный | 1 | Знать теоретический материал по бадминтону | Текущий | 11.11. | |
32 | Упражнения с воланом | Комплексный | 1 | Уметь выполнять упражнения с воланом | Текущий | 18.11. | |
35 | Упражнения с воланом | Комплексный | 1 | Уметь выполнять упражнения с воланом | Тестирование | 25.11. | |
39 | Упражнения с ракеткой | Комплексный | 1 | Уметь выполнять упражнения с ракеткой | Текущий | 02.12. | |
43 | Упражнения с ракеткой | Комплексный | 1 | Уметь выполнять упражнения с ракеткой | Текущий | 09.12. | |
47 | Упражнения с воланом и ракеткой | Комплексный | 1 | Уметь выполнять упражнения с воланом и ракеткой | Текущий | 16.12. | |
51 | Упражнения с воланом и ракеткой | Комплексный | 1 | Уметь выполнять упражнения с воланом и ракеткой | Текущий | 23.12. | |
60 | Хват ракетки | Комплексный | 1 | Уметь правильно держать ракетку в игре бадминтон | Текущий | 11.01. | |
69 | Жонглирование воланчика | Комплексный | 1 | Уметь жонглировать воланчиком | Текущий | 18.01. | |
72 | Жонглирование воланчика | Комплексный | 1 | Уметь жонглировать воланчиком | Тестирование | 25.01. | |
75 | Удары ракеткой по воланчику (справа, слева, снизу) | Комплексный | 1 | Уметь выполнять удары по воланчику | Текущий | 01.02. | |
78 | Удары ракеткой по воланчику (справа, слева, снизу) | Комплексный | 1 | Уметь выполнять удары по воланчику | Текущий | 08.02. | |
81 | Удары ракеткой по воланчику (справа, слева, снизу) | Комплексный | 1 | Уметь выполнять удары по воланчику | Текущий | 15.02. | |
84 | Удары ракеткой по воланчику (сверху: открытой и закрытой стороной) | Комплексный | 1 | Уметь выполнять удары по воланчику | Текущий | 24.02. | |
87 | Удары ракеткой по воланчику (сверху: открытой и закрытой стороной) | Комплексный | 1 | Уметь выполнять удары по воланчику | Текущий | 03.03. | |
92 | Удары ракеткой по воланчику (сверху: открытой и закрытой стороной) | Комплексный | 1 | Уметь выполнять удары по воланчику | Текущий | 15.03. | |
93 | Подача воланчика в бадминтоне | Комплексный | 1 | Уметь выполнять подачи воланчика в бадминтоне | Текущий | 22.03. | |
94 | Подача воланчика в бадминтоне | Комплексный | 1 | Уметь выполнять подачи воланчика в бадминтоне | Текущий | 05.04. | |
95 | Подача воланчика в бадминтоне | Комплексный | 1 | Уметь выполнять подачи воланчика в бадминтоне | Тестирование | 12.04. | |
96 | Тактические действия в бадминтоне | Комплексный | 1 | Уметь выполнять тактические действия в бадминтоне | Текущий | 19.04. | |
97 | Тактические действия в бадминтоне | Комплексный | 1 | Уметь выполнять тактические действия в бадминтоне | Текущий | 26.04. | |
98 | Тактические действия в бадминтоне | Комплексный | 1 | Уметь выполнять тактические действия в бадминтоне | Текущий | 05.05. | |
99 | Игры с воланом и ракеткой | Комплексный | 1 | Уметь играть в игры с воланом и ракеткой | Текущий | 13.05. | |
100 | Игры с воланом и ракеткой | Комплексный | 1 | Уметь играть в игры с воланом и ракеткой | Текущий | 20.05. | |
101 | Соревнования по бадминтону | Совершенствование | 1 | Уметь играть в бадминтон по правилам | Тестирование | 27.05. |
5. Требования к уровню подготовленности учащихся
В результате изучения физической культуры ученик должен
знать/понимать:
- роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и профилактики вредных привычек;
- основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;
- способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;
уметь:
- составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
- выполнять технические действия по бадминтону;
- выполнять комплексы обще-развивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной) физической культуры с учетом
состояния здоровья и физической подготовленности;
- осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовленностью, контроль за техникой выполнения двигательных действий и режимами физической нагрузки;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений по бадминтону;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения самостоятельных занятий по формированию индивидуального телосложения и коррекции осанки, развитию физических качеств, совершенствованию техники движений;
- включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.
6. Критерии и нормы оценки знаний учащихся
При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предлагаемого.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Методика оценки успеваемости по основам знаний:
Оценивая знания учащихся, надо учитывать глубину и полноту знаний, аргументированность их изложения, умение учащихся использовать знания применительно к конкретным случаям и практическим занятиям бадминтоном.
Отметка «5» выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает. Используя примеры из практики, своего опыта.
Отметка «4» ставится за ответ, в котором содержаться небольшие неточности и незначительные ошибки.
Отметка «3» учащиеся получают за ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в материале, нет должной аргументации и умения использовать знания в своем опыте.
Методика оценки техники владения двигательными действиями (умениями, навыками):
Отметка «5» - двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
Отметка «4» - двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
Отметка «3» - двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
Методика оценивания способов (умений) осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность:
Отметка «5» - учащийся демонстрирует разнообразные упражнений с воланом и ракеткой. При этом учащийся может самостоятельно организовать место занятий, подобрать инвентарь и применить его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его.
Отметка «4» - имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности.
Отметка «3» - учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря, с трудом контролирует ход и итоги выполнения задания.
7. Перечень учебно-методического обеспечения
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану лицея | УМК обучающего | УМК учителя | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | |||
10 | Учебник «Физическая культура, 10-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич издательство «Просвещение», 2008 г. . | Учебник «Физическая культура, 10-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич издательство «Просвещение», 2008 г. «Физическая культура. Бадминтон, для учащихся 10-11 классов», автор-составитель В.Г.Турманидзе (2011г) Дополнительная литература: Бадминтон для всех. В.А.Лепешкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2007 DVD- диск: «Азбука волана», 2012г. |
8. График нормативов по бадминтону
№ п/п | Название норматива | Дата проведения | |
план | факт | ||
1 | Передвижение в четыре точки из центра площадки (приставным, крестным и простым шагом), перенося воланы в каждый угол площадки | 13.05. | |
2 | Набивание (жонглирование) волана, кол-во раз | 20.05. | |
3 | Выполнение короткой передачи волана из правой передней зоны площадки в левую переднюю зону (по диагонали), кол-во раз | 27.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре 5 класс (102 час)
Рабочая программа учебного курса физическая культура для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по физической ку...
Рабочая программа по физической культуре 5 класс
Программа составлена на основе примерной комплексной программы В.И.Ляха для 1-11 классов. Рабочая программа рассчитана на 3 часа в неделю, 35 учебных недель. ...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс.
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС второго поколения для 1 класса....
Рабочая программа по физической культуре 2 класс
Рабочая программа по физической культуре 2 класс, второе поколение ФГОС....
рабочая программа по физической культуре 7 класс
рабочая программа по физической культуре для 7 класса, модуль русская лапта...
Рабочая программа по физической культуре 1 класс на основе авторской программы В.И.Ляха
Рабочая программа и тематическое планирование по физической культуре выполнены на основе авторской программы В.И.Ляха и в соответствии с требованиями ФГОСа....
Рабочая программа по физической культуре 11 класс ,5-8 класс ,9 класс
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС ...