Оздоровление и закаливание детей школьного возраста посредством обучения плаванию
статья (физкультура и спорт) по теме
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации, так как именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья, основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств.
Поэтому неслучайно одним из важнейших направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является сохранение и укрепление здоровья школьников. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Здоровьесбережение должно выступать как одна из важнейших задач образовательного процесса. По моему мнению, приоритеты в решении данной проблемы должны быть за средствами физической культуры и спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ozdorovlenie_i_zakalivanie_detey_shkolnogo_vozrasta_posredstvom_obucheniya_plavaniyu.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровление и закаливание детей школьного возраста посредством обучения плаванию
В настоящее время перед нашим государством достаточно остро стоят проблемы здоровья подрастающего поколения, воспитания у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге. Эти проблемы неоднократно обсуждались общественностью, специалистами различных сфер деятельности, средствами массовой информации, так как именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья, основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для развития физических качеств.
Поэтому неслучайно одним из важнейших направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" является сохранение и укрепление здоровья школьников. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Здоровьесбережение должно выступать как одна из важнейших задач образовательного процесса. По моему мнению, приоритеты в решении данной проблемы должны быть за средствами физической культуры и спорта.
Среди массовых видов спорта, на мой взгляд, пожалуй, только плавание сочетает возможность гармоничного развития организма, ярко выраженную оздоровительную направленность, важное прикладное значение, эмоциональную притягательность водной среды. В МОСШ №43 - лучший бассейн среди образовательных учреждений города Нижневартовска. Бассейн посещают все обучающиеся с 1 по 7 классы. На плавание им отводится 1 час в неделю.
Занятия по плаванию в образовательном учреждении решают оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи:
Оздоровительные задачи направлены на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные - формируют двигательные умения и навыки, формирование знаний о видах и способах плавания.
Воспитательные - воспитывают нравственно-волевые качества: смелость, настойчивость, чувства собственного достоинства.
Для решения перечисленных задач в образовательном учреждении созданы следующие условия:
В бассейне выделено достаточно места для активного движения детей с учетом использования оборудования и пособий.
Имеются специализированные функциональные помещения: медицинский кабинет, физкультурный зал с тренажерами и шведской стенкой.
Созданы санитарно-гигиенические условия жизнедеятельности детей: комфортный температурный и световой режим.
Соблюдается режим проветривания, кварца и уборки помещений, правила личной гигиены детей. Созданы условия для реализации различных форм закаливания.
Разработана система занятий по обучению детей плаванию.
«Он не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке недостойном называться гражданином. В то время умение читать и плавать рассматривалось как символ разностороннего развития человека. По моему убеждению, и в наше время умение плавать жизненно важный прикладной навык. Большое количество несчастных случаев на воде происходит из-за того, что люди не умеют плавать. По данным ЮНЕСКО, ежегодно из каждого миллиона людей, населяющих нашу планету, тонет около 120 человек. В России ежегодно погибает на воде около 25 тысяч человек. Это гораздо больше, чем в иных локальных войнах, где применяется современное вооружение. Печальная статистика. Более половины гибнущих на воде – люди, не умеющие плавать и нарушающие правила поведения на воде. Поэтому в моей работе главной задачей обучения плаванию является сохранение жизни людей. В этой ситуации, по моему мнению, приоритетное значение приобретает овладение умениями и навыками прикладного плавания именно в условиях плавательного бассейна. Мною разработана рабочая программа по плаванию на основании программы физического воспитания общеобразовательных учреждений под редакцией В.И. Ляха и А.А. Зданевича, Москва «Просвещение» 2008г. Программа имеет рецензию кандидата педагогических наук, доцента кафедры спортивных дисциплин НГГУ.
Цель программы: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие.
Программа включает несколько разделов:
- задачи для каждого года обучения,
- теоретические сведения,
- практические занятия,
- общеразвивающие и специальные физические упражнения,
- техника стартов и поворотов,
- контрольные упражнения и нормативы для учащихся каждого года обучения.
Занятия по обучению плаванию в начальной школе направлены на освоение умений плавать и развитие координационных способностей, выносливости.
Основной целью занятий в 5-7 классах является приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде. За время занятий школьники должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать. Плавание предъявляет высокие требования к координационным способностям занимающегося, равновесию, ориентированию в пространстве, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, чувству ритма.
Дети должны опробовать множество вариантов движений, а из их многообразия выбрать «свой», соответствующий индивидуальным особенностям. Для этого при проведении занятий использую различные методы и приемы:
- выполнение движений в соревновательной или игровой форме,
- выполнение упражнений в парах с поддержкой друг друга,
- облегчение (усложнение) условий выполнения упражнений,
- контрастные упражнения,
- вариативность при изучении движений,
- медленное плавание,
- последовательное выполнение движений, держась за неподвижную опору,
- демонстрация способов плавания и различных упражнений,
- показ фотографий, рисунков, плакатов и т.д.
С целью повышения мотивации обучающихся к плаванию:
- Выстраиваю занятия разнообразно и интересно с учетом биологического развития детей и подростков.
- Разработала комплекс бесед для детей о закаливании, спасательных средствах, о мерах безопасности на воде, утоплении, спасании тонущих, оказании первой помощи при утоплении.
- Для лучшего усвоения темы использую наглядность.
- Провожу анкетирование по теме «Как ты относишься к своему здоровью?»
- Для проверки успешности освоения и совершенствования навыков плавания среди учащихся 1-7 классов по всем видам провожу мониторинг.
Мониторинг результатов обучения плаванию обучающихся 5 классов
№ | ФИО | кроль | брасс | |||||||||||||||||||
Проба Генче | Проба Штанге | Старт | Ныряние 3-7 м. | Повороты | Задержка дыхания | С/ п 50 м. кроль на груди | по эл.100-200-м.руками | По эл.100-200-м.ногами | 200-300 м. на груди | по эл. 100-200-м.ногами | по эл.100-200- м. руками | 200-300 м. на спине | С/ п 50 м. кроль на спине | С/ п брассом 12.5- м. | на груди 200м. | по эл.100м. ногами | по эл. 100м. руками | на спине 200 м. | по эл. 100м. ногами | по эл. 100м. руками | ||
1 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
2 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
3 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
4 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |
5 | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * |
отлично хорошо удовлетворительно
Регулярно провожу мониторинг по отслеживанию сдачи нормативов по плаванию, которые указаны в Программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы.
Результаты выполнения нормативов по плаванию обучающихся за 3 года
Приведенные таблицы мониторинговых исследований подтверждают стабильность результатов.
В процессе обучения школьников плаванию решается важная проблема - закаливание организма, как эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний: закаленные дети, как правило, не простужаются.
Занятия по плаванию включают следующие виды закаливания:
- ножные ванны,
- плавание в бассейне,
- контрастный душ,
- обтирание тела влажным полотенцем,
- оздоровительный массаж,
- упражнения для формирования правильной осанки,
- занятия на массажных дорожках.
Системная работа по закаливанию обучающихся, основанная на соблюдении принципов постепенности, систематичности, комплексности и учета индивидуальных особенностей позволяет добиваться сокращения простудных заболеваний среди учащихся 1-7 классов, что подтверждается результатами мониторинга.
Результаты диагностики простудных заболеваний
По графику можно отследить уровень заболевших детей школьного возраста. Мы видим, что при переходе из начального в среднее звено количество заболевших детей увеличилось. Возможно, это связано с увеличением нагрузок, напряжения, с возрастными особенностями детей, становятся более самостоятельными, с адаптационным периодом учащихся. В среднем звене по графику наблюдается стабильная динамика здоровья детей по простудным заболеваниям, что свидетельствует о положительной роли уроков плавания.
Совместно с медицинской сестрой бассейна проведены исследования здоровья детей на уроках плавания и функциональных проб. В качестве примера привожу результаты одного класса за 3 года.
Результаты функциональных проб за 3 года
График демонстрирует динамику улучшения функциональных проб у детей за 3 года во всех классах.
За время занятий плаванием выросла активность детей в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях. Увеличилось количество детей, посещающих спортивные секции. Обучающиеся активно участвуют во внутришкольных и городских соревнования по плаванию, проводимых на базе образовательного учреждения. Для одаренных и способных обучающихся в школе организована секция по плаванию. Многие ребята имеют разряды по плаванию, приносят победы образовательному учреждению на городском, региональном и всероссийском уровнях.
Результатом работы по обучению плаванию среди обучающихся МОСШ №43 является снижение заболеваемости, повышение показателей физической подготовленности, позитивная динамика по отношению к своему здоровью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством формирования культурно-гигиенических умений и навыков самообслуживания
У детей попадающих в социально-реабилитационный центр, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных о...
опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»
Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицател...
«Формирование двигательных умений и навыков у детей младшего школьного возраста посредством тренировочных занятий футболом».
Обобщение опыта работы...
Занятия в группе аэробики - оздоровление детей школьного возраста
Проект о занятиях аэробикой во внеурочное время, о мероприятиях с целью физической подготовки....
Обобщенный опыт работы "Повышение двигательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения плаванию."
Обучать детей с ОВЗ необходимым навыкам, адаптируя их к социальной среде, проводить учебно-спортивные мероприятия, обуччать плаванию и общефизической подготовке основные задачи обьединения "Путь ...
Методика обучения плаванию детей школьного возраста
Здесь вы узнаете о принципах, особенностях техники передвижения в воде. ЗадачиОбразовательная:Обучить технике гребка руками при плавании кролем на груди;Обучить правильному с...