опыт работы «Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»
на тему
Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении с окружающими людьми. Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что у младших школьников отмечается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения, что в дальнейшем может сказаться на учебной деятельности ребенка.
Решение проблемы развития коммуникативных навыков младшего школьника ставит задачу формирования у школьников умений взаимодействовать. Именно в период обучения в школе начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Возникновение опыта связано с проблемами, стоящими перед ребенком начальной школы, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.
Избежать данной ситуации можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка.
Поэтому необходимо переосмыслить действительность и найти новые подходы в решении проблемы
развития и формирования коммуникативных навыков школьника.
Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении с окружающими людьми. Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что у младших школьников отмечается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения, что в дальнейшем может сказаться на учебной деятельности ребенка.
Решение проблемы развития коммуникативных навыков младшего школьника ставит задачу формирования у школьников умений взаимодействовать. Именно в период обучения в школе начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Возникновение опыта связано с проблемами, стоящими перед ребенком начальной школы, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.
Избежать данной ситуации можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Поэтому необходимо переосмыслить действительность и найти новые подходы в решении проблемы развития и формирования коммуникативных навыков школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 239.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Могилина Екатерина Леонидовна
Управление образования и науки администрации
муниципального района «Алексеевский район и
город Алексеевка» Белгородской области
«Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством специально организованной театрально-игровой деятельности»
Автор опыта: Могилина Е.Л.,
социальный педагог МОУ ООШ №5
Алексеевка, 2013 год
Содержание
| 3-8 |
| 8-15 |
| 15-17 |
| 18-19 |
| 20-42 |
Информация об опыте
Условия возникновения и становления опыта
С 2010 года в сфере профессиональных интересов социального педагога стала идея развития коммуникативных навыков школьника. Заинтересовали возможности и пути развития, формирования навыков общения. Другой важной задачей для социального педагога, стал поиск эффективных средств организации образовательного процесса, которые бы способствовали развитию и формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Работая социальным педагогом с детьми младшего школьного возраста, автор опыта наблюдает, что дети испытывают серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, которые отрицательно сказываются на общении с окружающими людьми. Возникновение данного опыта связано, прежде всего, с тем, что у младших школьников отмечается отставание в развитии социально-коммуникативных навыков. Это проявляется в несформированности речевых форм общения, а также в общей неразвитости структурных компонентов общения, что в дальнейшем может сказаться на учебной деятельности ребенка.
Решение проблемы развития коммуникативных навыков младшего школьника ставит задачу формирования у школьников умений взаимодействовать. Именно в период обучения в школе начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Современных детей характеризует эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Возникновение опыта связано с проблемами, стоящими перед ребенком начальной школы, а именно: трудности в социализации, межличностном общении, в умении регулировать собственное эмоциональное состояние.
Избежать данной ситуации можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Поэтому необходимо переосмыслить действительность и найти новые подходы в решении проблемы развития и формирования коммуникативных навыков школьника.
Для изучения исходного состояния сформированности социально-личностных качеств школьников была использована методика изучения уровня творческой активности (автор М.И. Рыжков), методика выявления коммуникативных склонностей учащихся (автор Р.В. Овчарова), методика «Самооценка» (автор А.И. Липкин), методика «Навыки общения «Рукавички»» (автор Г.А. Цукерман)», методика выявления коммуникативно-речевых действий учащихся (составлена на основе методики Цукерман Г.А. (приложение 1). Результаты диагностики показали, что навыки общения и взаимодействия с миром у 42% обучающихся сформированы на низком уровне, у 46% - на среднем уровне и только у 9% обучающихся имеется высокий уровень развития навыков общения.
По результатам проведенного тестирования оказалось, что только 6% детей владеют навыками общения со сверстниками, умеют общаться со взрослыми - 8,З%, умеют активно слушать - 16,7% , используют нормы речевого этикета - 3%, чувствуют уверенность в себе - 8,3%, понимают себя – 8,3%. По результатам диагностики коммуникативных склонностей 17 обучающихся имеют низкий уровень, ниже среднего - 1, средний уровень –5 обучающихся.
Результаты обследования обучающихся показали, что некоторые дети испытывают трудности в общении, не могут точно и последовательно рассказать о себе, своей семье, ближайших родственниках, испытывают трудности при построении межличностных отношений с одноклассниками, у детей не сформированы правила взаимодействия.
Эти данные позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования работы по развитию и формированию коммуникативных навыков младшего школьника.
Ориентируясь на исследования выдающихся психологов, педагогов, философов, автор опыта выбрала направление своей работы, которое заключается в организации театрально-игровой деятельности.
Автор опыта считает, что именно создание системы работы по формированию социально-значимых качеств содействует успешной социализации личности младшего школьника.
Обоснование актуальности и перспективности опыта
Проблема развития коммуникативных навыков в современной школе приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование важных навыков побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию организационно-педагогических условий, необходимых для успешной социализации личности младшего школьника. Данный возраст – уникальный период развития личности. Именно он обеспечивает общее развитие ребенка, формирует его отношение к миру. Чтобы ребенок мог познавать этот сложный мир, чтобы почувствовал себя нужным, он должен научиться жить в обществе.
Проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами образования. Педагоги в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей младшего школьного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Постепенно, последовательно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.
В школьном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в театрально-игровую деятельность, разнообразие которой обогащает процесс воспитания и обучения. Обращение к внутреннему миру с помощью театрализованных игр, сказочных историй, способствует усвоению детьми новых образцов творческого поведения и перенесению их в естественные жизненные ситуации.
Поэтому перед взрослыми стоит серьезная задача довести до ребенка необходимую коммуникативную информацию, определенные чувства и эмоции, нравственные и этические понятия.
Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения эффективности работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного школьного образования.
Одним из путей развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста автор опыта видит в организации театрально-игровой деятельности.
Этап | Название этапа | Цель этапа | Сроки |
1 | Подготовительный | Предполагает обнаружение проблемы. Сбор необходимой информации по проблеме развития коммуникативных навыков младшего школьника определение целей, постановка задач. Изучение методической литературы. Подбор диагностического материала. | 2010-2011 учебный год |
2 | Организационный | Становление опыта. Разработка системы работы по формированию и успешной социализации личности младшего школьника. Выбор методов и форм по решению поставленных задач. Внедрение автором опыта циклов занятий. | 2011-2012 учебный год |
3 | Заключительный | Подведение итогов достигнутых результатов. Проверка успешности выбранных организационных форм, методов работы для решения возникшего противоречия. | 2012-2013 учебный год |
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в создании условий, обеспечивающих развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством организации театрально-игровой деятельности.
Длительность работы над опытом
Работа по разрешению противоречия между необходимостью повышения эффективности работы по развитию коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного воспитания и обучения велась на протяжении трех лет и была разделена на несколько этапов:
Диапазон опыта
Диапазон опыта – представлен системой мероприятий по развитию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста посредством организации театрально-игровой деятельности.
Коммуникативная направленность этих занятий активизирует формирование всех видов речевой деятельности: умение слушать и говорить, свободно пользоваться языком и выразительными средствами речи в различных речевых ситуациях.
2.Теоретическая база опыта
Проблема межличностного общения достаточно широко освещена в психолого-педагогической литературе. Значительные работы в этой области имеются у Л.С. Выготского [3], Л.А.Венгер[2], Алифанова Е.М. [1], В.С. Мухиной [15] и др. Вопросами деятельности и общения занимались Зимняя И.А.[5], Мудрик А.В. [17] и Мясищев В.Н.[19] и др. Перед педагогами детского сада стоит проблема как можно более качественно и своевременно подготовить ребенка к общению - это серьезная и сложная проблема.
Киянченко Е.А. считает, что формирование коммуникативной компетентности человека является актуальной проблемой социальной психологии, решение которой имеет важное значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. [9] Пассов Е.И., [23] отводил большую роль в человеческой жизни компетентному общению.
Автор опыта согласен с точкой зрения Леонтьева А.А. о том, что общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить ее новыми связями и отношениями между людьми. [13], [14].
В своих трудах Нуждина М.А. [20], Мильруд Р.П. [16] пришли к выводу о том, что полноценное общение невозможно без коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки являются средством осуществления речевого общения. К основным умениям относятся: активность в общении, умение слушать и понимать речь, умение строить общение с учетом ситуации, умение легко входить в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражать свои мысли, умение пользоваться формами речевого этикета.
Коммуникативные навыки необходимо развивать еще в детстве. Тогда, когда ребенок наиболее пластичен, способен все впитывать в себя. Большую роль в этом, по мнению автора опыта, играют технологии театрально - игровой деятельности.
Характер социальной активности и инициативности младших школьников в сюжетно-ролевых играх обсуждался в работах Батуриной Е.Г. [7], Калинина Р.Р.[8] и других. Исследования этих авторов показывают, что положение детей в ролевой игре неодинаково - одни выступают в роли ведущих, другие - в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. Навыки общения детей закрепляются в игре.
Таким образом, анализируя литературу, автор опыта пришёл к выводу, что игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности. Всё это может дать театральная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
Т.И. Петрова отмечает, что, театрализованная деятельность - это форма изживания впечатлений жизни, лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой [25].
Опираясь на работы Г.В. Комяковой, можно выделить формы и средства театрализованной деятельности для школьников [12]. Слово «театр» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова определяется как 1) искусство представления драматических произведений на сцене; само такое представление; 2) зрелищное предприятие, помещение, где представляются на сцене такие произведения подготовки самого праздника.
Таким образом, в основе успешной коммуникации школьников лежит их деятельность - либо способность к организации совместной игровой деятельности, либо успешность продуктивной деятельности. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству.
Организация театрально-игровой деятельности в общеобразовательном учреждении позволяет успешно развивать воображение, творческие способности детей.
Новизна опыта
Новизна опыта заключается в создании системы мероприятий, применения методов и приемов, реализации циклов коррекционно - развивающих занятий на театрально-игровой основе, нацеленных на развитие у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Применение данного опыта возможно в условиях, начальной школы общеобразовательного учреждения, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.
II. Технология опыта
Целью педагогической деятельности является развитие у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрально-игровой деятельности.
Для достижения поставленной цели автором опыта были определены следующие задачи:
1.Создание психолого-педагогических условий для реализации творческой активности детей младшего школьного возраста, способствующих развитию коммуникативных навыков.
2. Разработка системы мероприятий, коррекционно-развивающих занятий, направленных на решение спектра проблем, касающихся развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
3. Определение организационных форм театрализованных игр и упражнений как одного из средств развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста.
Развитие у детей младшего школьного возраста коммуникативных навыков посредством организации театрально-игровой деятельности осуществляется в следующих направлениях:
1) Развитие эмоционально - аффективной сферы;
2) Формирование самосознания и позитивного самовосприятия;
3) Освоение социально-коммуникативных умений и навыков в
социально- организованной совместной деятельности.
4) Постепенный переход от игры для себя к игре, ориентированной на зрителя;
5) От игры в малой группе сверстников к игре в группе пяти-семи человек, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
6) От создания в игре драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.
Работа по созданию театрализованных представлений осуществляется поэтапно. В своей педагогической деятельности педагог использует следующие формы организации театрально-игровой деятельности:
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на коррекционно-развивающих занятиях, театрализованные игры-спектакли, миниатюры.
На первом этапе внимание детей педагог акцентирует на таких способах общения, как обращение по имени при высказывании, адресованном конкретному ребёнку, контакт глазами, телесные прикосновения, улыбка. (Приложение 2). Атмосфера доверия, установленная на первом этапе, является предпосылкой и условием успешности педагогической работы на всех дальнейших этапах. Автор использует стратегию «Имя». Ребенку предлагается придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Обосновать, почему? Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценку школьника.
Театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, поэтому большинство игр, используемых на занятиях, отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые стихи и песенки являются хорошим игровым материалом. Показывая мини-пьески в настольном театре, на фланелеграфе, в технике бибабо, при помощи отдельных игрушек и кукол, педагог передаёт палитру переживаний через интонацию, а по возможности и через внешние действия героя. С целью раскрепощения и устранения внутренней скованности, обучающихся педагог проводит специальные этюды, упражнения на развитие эмоций, воображения. Например, простые этюды "Осенний дождь", "Мы на празднике", в которых эмоциональное состояние передаётся детям при помощи словесной (солнышко встаёт и солнышко садится) и музыкальной (мелодия движется вверх и вниз) установок, побуждающих выполнять соответствующие движения. Используя склонность детей к подражанию, педагог добивается выразительной имитации голосом различных звуков живой и неживой природы. Например, дети, изображая ветер, надувают щёки. Упражнение усложняется, когда перед ними педагог ставит задачу подуть так, чтобы спугнуть злого волка, лица детей делаются устрашающими, в глазах передаётся гамма самых разнообразных чувств. Игра позволяет ребёнку вступить в особые отношения с окружающим миром, в которые он не может вступить сам в силу ограниченности своих возможностей, способствует развитию положительных эмоций, воображения, в дальнейшем соотносить различные впечатления со своим личным опытом в самостоятельной игровой деятельности.
На втором этапе игровые ситуации позволяют ребенку выражать свои желания, интересы, ориентируясь на собственные потребности и желания других детей. На каждом занятии обучающимся предоставляется возможность говорить о себе, своих ощущениях, высказывать собственное мнение, при этом слушать других, ждать своей очереди (Приложение 3).
Умение общаться с людьми в различных ситуациях развивают этюды на вежливое поведение («Знакомство», «Просьба», «Благодарность», «Угощение», «Разговор по телефону», «Поздравление»). С помощью мимики и жестов разыгрываются этюды на основные эмоции («Радость», «Гнев», «Грусть», «Удивление», «Отвращение», «Страх»). (Приложение 4)
Школьник постепенно переходит:
- от игры " для себя " к игре, ориентированной на зрителя;
- игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс и результат;
- игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
- создание в игре-драматизации простого образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена.
Углубляется интерес к театрализованным играм. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства, использовать пантомиму двух-четырёх действующих лиц. Театрально-игровой опыт детей расширяется за счёт освоения игры-драматизации. В работе с детьми социальным педагогом используются:
- многоперсонажные игры - драматизации по текстам двух – трёх - частных сказок о животных и волшебных сказок ;
- игры - драматизации по рассказам на тему " Труд взрослых";
- постановка спектакля по произведению.
Содержательную основу составляют игровые этюды репродуктивного и импровизационного характера («Угадай, что я делаю», «Мы на прогулке»).
Театрально - игровые этюды и упражнения «Угадай, что я делаю», положительно влияют на развитие психических качеств детей: восприятия, ассоциативно - образного мышления, воображения, памяти, внимания. В ходе такого перевоплощения происходит совершенствование эмоциональной сферы; обучающиеся мгновенно, в рамках заданного образа, реагируют на смену музыкальных характеристик, подражают новым героям. Импровизационность становится основой работой на этапе обсуждения способов воплощения образов героев, и на этапе анализа результатов театрализованной игры, детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Развивается режиссёрская игра. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
Третий этап - завершающий. В начале этого этапа проводятся специальные развивающие занятий с использованием игровых ситуаций на развитие способности ребенка понимать эмоциональные состояния свои и других людей; на формирование умения выражать эмоции и чувства вербально, в движении, мимикой, голосом в творчестве; на развитие способности сопереживать. В игровой занимательной форме дети познают себя и окружающих. Проигрывая различные ситуации, ребёнок освобождается от негативных эмоциональных состояний, преодолевает страх. Дети с агрессивным поведением учатся на занятиях адекватным способам выражения гнева вербализовать своё состояние, контролировать себя. Через игровые ситуации ребёнок с агрессивным поведением развивает способность слышать собеседника, не перебивать его, доброжелательно предлагать свои варианты решений выхода из проблемных ситуаций, обсуждать и принимать правила игры.
Затем проходит обучение детей правилам взаимодействия через различные виды театрализованной деятельности и занятий, направленных на актуализацию умений, полученных детьми на предыдущих этапах, а также на обучение детей умению разрешать спорные и конфликтные ситуации, вести обсуждение, реализовывать различные стратегии поведения в игровых и реальных ситуациях взаимодействия. В процессе обсуждения игровых ситуаций, взаимодействия в ходе игры и театрализованной деятельности развиваются способности ребенка к самовыражению, способности слушать и слышать собеседника, происходит процесс проживания детьми ситуации взаимодействия героев сказки, произведения за счет её инсценирования. (Приложение 5)
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:
• от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
• от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
• от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
• от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.
Для того, чтобы школьники продолжали совершенствовать свои исполнительские умения, развивать чувство партнёрства проводятся занятия-прогулки, наблюдения за окружающим (поведение животных, людей, их интонации, движения.) Для развития воображения проходят такие задания, как: «Представьте море, песчаный берег. Мы лежим на тёплом песке, загораем. У нас хорошее настроение. Поболтали ногами, опустили их, разгребли тёплый песок руками» и т. д. Создавая обстановку свободы и раскованности, необходимо побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта. Так, они могут переиначивать начало и концовки знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадает герой, вводить в действие новых персонажей. Используются мимические и пантомические этюды и этюды на запоминание физических действий. Дети подключаются к придумыванию оформления сказок, отражению их в изобразительной деятельности. В драматизации дети проявляют себя очень эмоционально и непосредственно, сам процесс драматизации захватывает ребёнка гораздо сильнее, чем результат. Артистические способности детей развиваются от выступления к выступлению. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля - всё это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнёрами. Работа по развитию театрализованной деятельности и формированию творческих способностей младших школьников приносит ощутимые результаты. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, речь, образное мышление, воображение, внимание, память и др.
Постепенно педагог усложняет тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж», произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г. Х. Андерсена.
Яркой особенностью игр для детей младшего школьного возраста, используемых педагогом становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для младших школьников характерны игры «с продолжением». (Приложение 7)
Автор опыта большое внимание в своей работе по формированию коммуникативных навыков младших школьников уделяет работе над главнейшими элементами речевой интонации, которыми являются фразовые ударения, паузы и мелодика речи.
Школьники живо интересуются театром как видом искусства. Их увлекают рассказы об истории театра и театрального искусства, о внутреннем обустройстве театрального помещения для зрителей (фойе с фотографиями артистов и сцен из спектаклей, гардероб, зрительный зал, буфет) и для работников театра (сцена, зрительный зал, репетиционные комнаты, костюмерная, гримёрная, художественная мастерская). Интересны детям и театральные профессии (режиссёр, актёр, гримёр, художник и др.). Школьники уже знают основные правила поведения в театре и стараются не нарушать их, когда приходят на представление.
Игра – драматизация, используемая педагогом, часто становится спектаклем, в котором дети играют для зрителей, а не для себя, им доступны режиссёрские игры, где персонажи - куклы, послушные ребёнку. Такой формой педагог учит детей регулировать своё поведение, движения, обдумывать свои слова. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра, придумывать и разыгрывать диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героя.
Важное место занимает не только подготовка и проведение спектакля, но и последующая работа. Автор опыта выясняет степень усвоения содержания воспринимаемого и разыгрываемого спектакля в специальной беседе с детьми, в ходе которой высказываются мнения о содержании пьесы, даются характеристики действующим персонажам, анализируются средства выразительности. Для выявления степени усвоения школьниками материала она использует метод ассоциаций. Например, на отдельном занятии дети вспоминают весь сюжет спектакля в сопровождении музыкальных произведений, звучавших в ходе него, и, используя те же атрибуты, которые были на сцене. Повторное обращение к постановке способствует лучшему запоминанию и пониманию её содержания, акцентирует внимание детей на особенностях выразительных средств, даёт возможность вновь пережить испытанные чувства. В этом возрасте детей уже не устраивают готовые сюжеты - им хочется придумывать свои и для этого социальный педагог представляет необходимые условия:
- нацеливает детей на создание собственных поделок для режиссёрской настольной театрализованной игры;
- знакомит их с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию собственного замысла;
- даёт школьникам возможность отражать замыслы в движении, пении, рисовании;
- проявляет инициативу и творчество как пример для подражания.
Для совершенствования отдельных элементов движений, интонаций разработаны специальные упражнения и гимнастика, которую младшие школьники могут проводить сами. Например, они придумывают и задают сверстникам какой-либо образ, сопровождая его словом, жестом, интонацией, позой, мимикой. Работа строится по структуре: чтение, беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения. Важно предоставлять детям больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Например, упражнение на звуковое воображение:
Можешь ли ты услышать, что говорит облако? Может, оно поёт, вздыхает? Представь и услышишь необыкновенные звуки или придумай свои, никому пока неизвестные. Опиши или нарисуй свой собственный звук.
Игра «Кто я?» Представь и расскажи. Я:
- ящерка;
- ветерок;
- макаронина;
- рыбка;
- книжка;
В разыгрываемых сказках детям предлагается определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный), а затем сформулировать его речевую характеристику. Работа над этюдами развивает умение действовать в условиях вымысла и общаться, реагируя на поведение партнёра (Приложение 6).
На всех этапах работы важна похвала, адекватная реальным достижениям ребёнка, позволяющая расширить его представления о своих возможностях.
Постоянно меняющиеся ситуации, возникающие в процессе совместного взаимодействия детей, требуют от них обоюдной согласованности. В детском коллективе ребенок учится строить отношения, обогащается опытом, вырабатывает характер.
Результатом такой работы является:
1. Дети становятся раскрепощеннее, чувствуют себя комфортнее, становятся свободнее в общении со сверстниками и со взрослыми, развивается эмоционально-волевая сфера.
2. Дети начинают осознавать свой успех, значимость своей деятельности, знают, что такое хорошо, что такое плохо.
3. Совершенствуется моторика, координация движений.
4. Развивается чувство коллективизма.
5. Участие в таких представлениях доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Для более эффективного развития у детей социально-коммуникативной, эмоционально-аффективной, сенсорно-поведенческой систем и коммуникативной функций речи важно подключение родителей к работе с детьми. Для родителей, которые хотят гармонизировать отношения со своими детьми, научить своего ребенка адекватно оценивать себя, строить успешные отношения с другими людьми используются различные формы организации работы:
• домашние совместные творческие задания;
• открытые занятия с использованием театрально-игровой деятельности;
• коллективные тематические беседы на интересующие родителей темы;
• индивидуальные беседы и домашние задания по выполнению отдельных упражнений и игр, знакомых детям;
• проведение праздников с оформлением стендов, совместных работ, с конкурсами, чаепитием.
В групповой и индивидуальной беседе с родителями важно объяснить им, что наиболее значимыми факторами благополучного развития ребёнка являются атмосфера в семье, поддержание эмоционального контакта с ребёнком, стиль воспитания, положение ребенка в семье, вера в его силы.
Результатом работы является сформированность навыков общения, а также большой интерес школьников и родителей к организации и проведению тематических театрализованных представлений.
Таким образом, театрально-игровая форма воспитания - одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие.
Результативность опыта
Критерием результативности опыта является положительная динамика развития коммуникативных навыков.
Показатели сформированности данных навыков и методики используемые автором опыта, представлены в таблице:
Наименование показателей | Используемая методика |
Навыки общения | Методика выявления навыков общения «Рукавички»» (автор Г.А. Цукерман)». |
Коммуникативные склонности | методика выявления коммуникативных склонностей обучающихся (автор Р.В. Овчарова) |
Самооценка | методика «Самооценка» (автор А.И. Липкин), |
Творческая активность | методика диагностики уровня творческой активности (автор М.И. Рыжков |
Межличностные отношения, наличие друзей | методика «социометрия», автор Якоб Морено»), |
Эмоциональное состояние | методика «Цвето-рисуночный тест диагностика психических состояний, автор А.О. Прохоров»). |
Индивидуальные способности | Метод наблюдения |
Наименование показателей | Начальный этап 2010год. | Завершающий этап 2013год. |
Навыки общения | Низкий уровень – 45% обучающихся | Низкий уровень –9 % обучающихся |
Средний уровень 46% обучающихся | Средний уровень –63% обучающихся | |
Высокий уровень – 9% | Высокий уровень – 27% | |
Коммуникативные склонности | Низкий уровень имеют – 12 воспитанников | Низкий уровень имеют – 1 воспитанник |
Ниже среднего –3 воспитанник | Ниже среднего – воспитанник | |
Средний уровень - 3 воспитанника | Средний уровень - 14 воспитанников | |
Высокий уровень – 3 воспитанника | ||
Самооценка | Заниженная самооценка у -55% воспитанников | Заниженная самооценка у -18% воспитанников |
Завышенная у 27% воспитанников | Завышенная у 9% воспитанников | |
Адекватная у 18% воспитанников | Адекватная у 73% воспитанников | |
Творческая активность, развитие индивидуальных способностей | 82% обучающихся нуждаются в развитии индивидуальных и творческих способностей -10 воспитанника имеют низкий уровень активности; -6 воспитанников имеют средний уровень активности; - 3 имеют высокий уровень | 1- воспитанник имеют низкий уровень активности; -10 воспитанника имеют средний уровень активности; - 8 воспитанников имеют высокий уровень |
Межличностные отношения, наличие друзей | -36% воспитанников имели негативное отношение к окружающим; -у 27% воспитанников отсутствуют друзья в классе;
| - 91% воспитанников имеют положительные взаимоотношения с окружающими; - у 9% (1 воспитанник) затрудняется в установлении межличностных контактов. |
Эмоциональное состояние | 72% (12 воспитанников) испытывают трудности при регулировании своих эмоциональных состояний. | 65% (14 воспитанников) владеют навыком регулирования эмоционального состояния; 35% (5воспитанников) испытывают трудности при регулировании своих эмоциональных состояний. |
Представленные в таблице результаты обследования воспитанников освидетельствуют в целом о положительной динамике отслеживаемых показателей.
Опыт организации работы по формированию коммуникативных навыков у школьников начальной школы, свидетельствует о существенных изменениях:
- в формировании адекватной самооценки обучающихся;
- при построении межличностных отношений с одноклассниками;
- в сформированности навыков общения;
- в понимании и оценивании своих эмоциональных состояний и состояний сверстников.
- в отношение к окружающим, наличие друзей и приятелей в классе,
- в развитии индивидуальных способностей.
Библиографический список
- Киянченко Е.А. Учим детей общаться// Начальная школа.- 2002.- М.-с.63-68
- Венгер Л.А. Что же такое способности? // Вопросы психологии.- 1994.- 1.- с.151-154.
- Выготский Л.С.Умственное развитие детей в процессе обучения. Сбор-ник статей.-М.-Л.:Учпедгиз,1935. -135 с.
- Добрович А.Б.Воспитателю о психологии и психогигиене обучения. -М.: Просвещение, 1999.-207 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб HYPERLINK "http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/annot/annot_1_9.html". – 101 с.
- Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формирования личности ребенка //
- Калинина Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 160с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, изд-во «Академия развития».
- Кон И. С. Ребенок и общество. - М., 1998. - 271 с.
- Комякова Г.В. Исправление речевых недостатков / Г.В. Комякова. — СПб: ГУКИ, — 1992.
- Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. – М.: Едиториал УРСС, 2003.. – 294 с.
- Леонтьев А.А.Деятельность и общение.//Вопросы философии.-2000.-1.-с. 121-132.
- Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного воспитания. 2000. - № 4. – С. 9-15.
- Мудрик А.В. Общение школьников. – М., «Знание», 1987. – 76 с.
- Мыркин В.Я. Что значит общение как предмет воспитания. // Воспитание в школе, 1994. - № 1. – С. 32-35, 39.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970. – 39 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. – М, Рус. яз., 1991. – 917 с.
- Панферов В.Н. Психология общения. // Вопросы философии, 1972. - № 7.
- Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания. – М., «Просвещение», 1991. – 223 с.
- Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. – № 1. – С. 50-51.
- Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии/С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 625с.
- Скалкин В.Л. Коммуникативные упражнения: Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1983. – 128 с.
- Смирнов С.А., Котова И.Б. Педагогика. – М., «Академия», 2000. – 329 с.
- Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И.Лисиной// Вопросы психологии.-1996.-№ 6.- С.76-81.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.
- Царькова В.Б. Какие упражнения нужны для развития умения говорить? // Коммуникативная методика, 2002. - № 2. – С. 14-17.
Приложение 1
МЕТОДИКА
ВЫЯВЛЕНИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
Методика составлена на основе методики Цукерман Г.А., которая выявляет уровень коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации).
«Узор под диктовку»
Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи
Возраст: 7-10 лет
Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами
Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.
Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.
Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (Рисунок 1), экран (ширма).
Рисунок 1.
Инструкция: «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».
Критерии оценивания:
- продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;
- способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;
- умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;
- способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;
- эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.
Показатели уровня выполнения задания:
1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;
2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;
3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и соблюдением правил.
Приложение 2
Игры, способствующие установлению эмоциональных контактов детьми.
1. Игра – приветствие « Микрофон».
Все дети сидят на ковре и по кругу передают «микрофон». Каждый говорит слова приветствия и высказывает группе или отдельным детям пожелания на день.
2. « Катай каравай»
Водящему надевают на глаза шапку, поворачивают несколько раз вокруг себя, отводят в сторону, приговаривают:
Катай каравай,
Поворачивай, давай
К лесу - куралесу.
Говор, слепой,
Куда ты головой?
Водящий должен отгадать место, в котором находится. Он может ощупать предметы, около которых стоит.
3. «Мельница»
Дети проговаривают хором слова и выполняют движения в разном темпе.
Мели, мели мельница (Дети медленно вращают одну руку)
Жерновочки вертятся. (Вращают другую руку)
Дует, дут ветерок (В среднем темпе наклоняют поднятые
Гонит тучи на порог. Вверх руки в одну и другую стороны)
Мы корзиночки возьмём, (Берутся за руки и быстро-быстро
топают по кругу)
И на мельницу пойдём. (Останавливаются ,кланяются, затем
Мельник, мельник, дай муки Складывают руки вместе).
Испечём мы пироги!
Приложение 3
Игры и игровые ситуации, позволяющие ребёнку выражать свои желания, интересы и предпочтения
1. Катаем мяч
Описание. Когда дети собираются в круг, у них развивается чувство общности и принадлежности к группе. Если к тому же они вместе проговаривают стихи, то это чувство усиливается. Такая простая символическая деятельность, как перекатывание, передача и прием мяча, помогает детям устанавливать контакт друг с другом.
Материалы: один не слишком маленький, хорошо катящийся мяч..
Инструкция детям. Станьте в круг и держите друг друга за руки. Давайте выучим стихотворение о нашей группе:
Мы стоим рука в руке,
Вместе мы — большая лента.
Можем мы большими быть (подняли руки вверх),
Можем маленькими быть (руки вниз),
Но никто один не будет (киваем соседям и пожимаем руки).
А теперь сядьте на пол также по кругу, но потеснее. Мы сыграем в игру с мячом. Это будет так: я качу мяч тому, кто сидит напротив меня. Этот ребенок крепко держит мяч обеими руками и ждет, что будет дальше. А мы все вместе называем имя того, у кого мяч, и продолжаем: «Марк в нашей группе!» После этого ребенок катит мяч кому-нибудь другому. И так далее, пока каждый не подержит мяч и не услышит свое имя.
(Дети могут получать мяч несколько раз, но важно никого не пропустить.)
Приложение 4
Этюды
Этюды на выражение основных эмоций
Общей целью этих этюдов является развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.
Примечание. Содержание этюдов не читается детям, а эмоционально пересказывается предложенная в этюде ситуация — это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему, с учетом эмоциональных особенностей и проблем каждого конкретного ребенка или группы.
Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения
1. Собака принюхивается (для детей 7-10лет)
Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Морда у нее вытянулась вперед, уши поднялись, глаза неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный и дразнящий запах.
2. Лисичка подслушивает (для детей 7-8лет)
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Вы разительные движения. Голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Поза. Ногу выставить вперед, корпус тела слегка наклонить кпереди.
3. Что там происходят? (для детей 7-8 лет)
Мальчики стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась девочке. «Что там происходит?» — подумала она, но ближе подойти не решилась.
Выразительные движения. Голову поворачивать в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.
Поза. Выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
4. Кузнечик (для детей 7-8 лет)
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг - и вот уже стрекочет совсем в другом месте. Звучит музыка Ан. Александрова «Кузнечик».
Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы
5. Любопытный (для детей 7-10 лет)
По улице шел мужчина и нес в руке спортивную сумку, из которой что-то выпирало. Мальчик это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в сумке. Мужчина шел большими шагами и не замечал мальчика. А мальчик прямо-таки «прилип» к прохожему: то с одной стороны подбежит к нему, то с другой и, вытягивая шею, заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю, а сам зашел в телефонную будку. Мальчик присел на корточки около сумки, слегка потянул за молнию и заглянул внутрь сумки. Там лежали всего-навсего две обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно махнул рукой, встал и не спеша пошел к своему дому. Как поступил мальчик? Правильно ли, какова характеристика его поступка?
6. Раздумье (для детей 7-10 лет)
Мальчик собирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но в какую сторону идти?
Во время этюда звучит музыка Д. Львова-Компанейца «Раздумье».
Выразительные движения. Ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Этюды на выражение удивления
1. Удивление (для детей 7-10 лет)
Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было... Из чемодана выпрыгнула собака.
Мимика: Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.
2. Круглые глаза (для детей 7 лет)
Однажды Артур подсмотрел в подъезде удивительную сценку и написал об этом рассказ: «Однажды я зашел в подъезд и увидел, что бегает тряпка. Я поднял тряпку и увидел, что там котенок».
Ведущий предлагает детям показать, какие круглые глаз были у мальчика, когда он увидел живую тряпку.
Этюды на выражение удовольствия и радости
1. Цветок (для детей 7 лет)
Теплый луч упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем.
Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны - цветок расцвел; голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем. Мимика. Глаза полузакрыты: улыбка, мышцы лица расслаблены.
2. Ласка (для детей 7 лет)
Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся толовой о его руки. Звучит музыка А. Холминова «Ласковый котенок»
3. Вкусные конфеты (для детей 7-8лет)
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки».
Мимика: Жевательные движения
Приложение 5
Занятия, направленные на развитие навыков общения и взаимодействия
Учимся понимать других людей. Формируем самооценку
Задачи | Основное содержание деятельности дошкольника |
Создание условий для продуктивных изменений самооценки частных характеристик, которые модифицируются под влияние новой информации, опыта, оценок окружающих, объективного анализа | Упражнение «Комплимент» участники занятия говорят друг другу, что-то приятное. Игра «Зеркало» участники по очереди подходят к зеркалу и рассказывают все, кого они там видят. Проблемный вопрос: легко ли было выполнять задание? Почему? Задание 1 «Что я знаю о себе» 1.Составление таблицы – характеристики умений и качеств. 2.Организация дискуссии. Вывод для того, что бы быстрее чему-нибудь научиться, следует чаще заниматься самоанализом Экскурсии: В библиотеку, в аптеку, в парк, к храму, к памятникам, по ближайшим улицам. Рассматривание: Фотовыставка «Мой родной край». «Знаменитые люди села» Домашнее задание Изготовление сюрпризов - сувениров Развлечения: Папа, мама, я –дружная семья. Задание 2 «Психологический портрет» на развитие ассоциативного восприятия. В рисунках выразить, какой смысл заключается для вас в каждом из предложенных слов. Обменяться с товарищем и обсудить данный вопрос. Рассматривание:Фотографий людей с проявлением различных эмоций. Обсуждение. Игра «Я такой же, как ты» Выбор игрового имени. Объяснить выбранному партнеру, почему он такой же, использую характеристики сравнения, качества личности, физические данные и др. Упражнение «Я не люблю» Каждому из участников предлагается рассказать, что ему не нравится в человеческих отношениях. Организация свободного обмена мнениями. Задание 3 «Похвала». Похвалить себя за успешно выполненные задания.. Продуктивная деятельность «На что похоже наше настроение» Выразить в рисунках свое ощущение от разных слов, нарисовать, на что похоже настроение. Домашнее задание. Сочинение на тему « Мое настроение, когда я шел из школы» Проверка домашнего задания. Вопросы: - как менялось ваше настроение? - от чего это зависело? - кто повлиял на ваши эмоции? Задание 4 «Если бы я был тобой» Это задание помогает расширить представления о внутреннем мире другого человека, о его чувствах и мыслях. Литературный пересказ «Пересказ по кругу» После прочтения небольшого отрывка из повести Марка Твена «принц и нищий», начинаем пересказ, но только по одной строчке. По окончанию пересказа все стараются вспомнить , все ли рассказали, что пропущено. Домашнее задание Написать небольшое сочинение, которое начинается со слов: «Если бы я был волшебником» Проверка домашнего задания Задание 5 Самохарактеристика «Какой Я» Наблюдение «Прохожий». На улице учащиеся наблюдают за двумя, тремя прохожими. Затем общими усилиями пытаются сконструировать характер тех, кого видели на улице, дать возможные версии, как общаться с этими людьми. Подвижная игра «Фруктовый салат». Развитие внимания, взаимоуважения друг другу Рефлексия «Погода» |
Учимся управлять эмоциями и эмоциональными состояниями, а также своим поведением в стрессовых ситуациях
Задачи | Основное содержание деятельности дошкольника |
Развитие положительных эмоций. Формировать умение регулировать своими эмоциями. Осознавать и анализировать собственные эмоции и эмоциональные состояния. Видеть и понимать чувства и эмоции других людей. | Задание 1 «Раскрась свои чувства». Используя карандаши разных цветов раскрасить свои чувства. Анализ рисунков. Объяснить, почему выбран такой цвет Общение: Люди бывают разные. Задание 2 «Пиктограммы». После знакомства с пиктограммами, участникам предлагается придумать свои пиктограммы и объяснить их значение Составление рассказов: «От куда приходит радость», «Зачем ярость». Художественная литература: Загадки, сказки, небылицы, перевертыши Упражнение «Гнев», «Грусть», «Куда уходит злость», «Печаль». Упражнение проводится с использование пиктограмм. Проводится обсуждение с обучающимися. Составление рассказов: «Зачем гневаться», « Не грусти» Рассматривание: Фотографий людей с различными выражениями и проявлениями эмоций Задание 3. «Литературный пересказ» Отрывок из книги Э.Сетон-Томпсона «Животные -герои» .Вопросы для обсуждения: - какую эмоцию испытывал автор рассказа? - вспомните из текста, что у него вызвало именно эту эмоцию? - почему автор заплакал?. Продуктивная деятельность Путешествие в страну чувств (лепка) Задание 4. «Литературный пересказ» Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Улыбка». Вопросы к дискуссии: - какие эмоции девочка переживала? - Что надо делать, если тебе плохо? Почему? Игры «Внутренняя бесконечность», «Угадай эмоцию» Задание 5. «Литературный пересказ» Для пересказа предлагается отрывок из рассказа В. Голявкина «Хорошо и плохо». Вопросы к дискуссии: - какие состояния и как проявились у одной из героинь рассказа? Сюжеты загадки – этюды (испуг-радость), (внимание – страх – радость), (стыд), (удивление - стыд), (отвращение), (отвращение-гнев), (печаль) Развлечения: «Наши достижения» Продуктивная деятельность: . Оформление выставки «наш класс», «Моя улыбка». Рисование «Дарить радость», «Салют улыбок». |
Учимся работать с информацией
Задачи | Основное содержание деятельности дошкольника | ||||||||||
Воспринимать и анализировать информацию. Вырабатывать собственное мнение и обосновывать его. Строить доказательство и умозаключения. Ясно и конкретно выражать свои мысли. Слушать, воспринимать и обдумывать мысли, доказательства, умозаключения. | Общение: Какое качество вы цените в себе и в других людях? Составление рассказов: Составить рассказ, притчу, историю, которые несли б информацию о выбранном вами качестве. Продуктивная деятельность Выставка рисунков «Качество человека, которое я выбираю» Творческие игры: «Веришь – не веришь», «Подобрать синонимы», направлены на развитие критичности. Задание 1 «Пять строчек по правилам (синквейн)» Народные игры: Подвижные, словесные Познавательная игра «Передай предмет» (описать качества, материал, назначение и т.д.) Общение «Дискуссия с вопросами» - каким образом человек получает информацию? - назовите средства информации? Продуктивная деятельность: Работа со средствами интернет, энциклопедией, переодической печатью. Продуктивная деятельность Создание слайдовых презентаций. Задание 2 «Приемы эффективного чтения» использование приема Инсерт. Задание 3 Инсерт (или значки по ходу чтения)
Продуктивная деятельность. Рисование «Кустики идей» Задание 3 «Пересказ по плану Группа разбивается на пары, пересказывают друг другу содержание текста, подсказывают друг другу. Организуется общее обсуждение - Достаточно ли полным и точным получился пересказ? - какой из приемов больше всего помог в осмыслении и запоминании содержания текста? - что было наиболее сложным при работе с текстом? Задание 3 «Толстые и тонкие вопросы» Заполнение таблицы «Банк вопросов» Задание 4 «Идеал». 1.Чтение рассказа «Дикий котенок» 2. Заполнение листа для решения проблем.
Развлечение «Ярмарка воспоминаний» |
Развиваем творчество
Задачи | Основное содержание деятельности дошкольника | ||||||||||||||||||
Развивать способность генерировать максимальное количество идей; способность создавать разноплановые идеи, генерировать нестандартные идеи | Общение: «Комплимент» -Чей комплемент вам показался необычным или неожиданным? - что помогло придумать необычные комплименты? - Просто ли было озвучить необычный комплимент? - Почему? Задание 1 «Акробат»
Участники заполняют таблицу
Вопросы к обсуждению - Что помешало выполнить задачу быстрее? - что могло бы помочь выполнить задачу быстрее? Задание 2 «Литературный пересказ» Отрывок из книги Дж. Ролинга «Гарри отери узник Азбакана» Вопросы к обсуждению - Как Гарри осознавал свою проблему? - Сколько способов решения этой проблемы (преодоление страха) узнали ученики? Назовите эти способы. - Почему Гарри не хватило времени, чтобы придумать способ высмеивания? - Как ему удалось справиться со страхом? Упражнение «Я устал», «Самопохвала» (психогимнастика – снятие эмоционального напряжения) Задание 3. «Новое качество» Придумать новое качество предмету Конкурс рисунков «Необычайный предмет» Творческие игры:
Задние 4 «Лего» 1.Совместное конструирование. 2. сочинить рассказ о том, кто изображен на картинке , причем действуя в паре. Вопросы к обсуждению - Понравился ли вам совместный рассказ? - насколько то, что вы задумали, отличается от того, что получилось? Общение (умение вести переговоры, выходить из конфликтных ситуаций):
Вопросы к обсуждению - Понравилось ли вам упражнения? - Все ли удалось договориться? Театрализованная деятельность «Премьера» Группа делится на три подгруппы
Театрализованная деятельность «Кинофестиваль»
Вопросы к обсуждению - было ли вам интересно выполнять задание? - Обращались ли вы в процессе работы к своим записям? - Оцените пожалуйста, степень своей включенности в работу. - Поделитесь впечатлениями. - Как вы думаете почему одни оценили свою включенность как высокую, другие – как низкую? - Что мы могли бы сделать, чтобы все чувствовали себя комфортно и были включены в работу? Работа над проектом «Неизвестная планета» |
Приложение 6
Инсценировки стихов и сказок, развивающие способности ребенка
к самовыражению, способности слышать и слушать собеседника.
(для детей младшего школьного возраста)
Инсценировка английской народной песенки «Перчатки»
в переводе С. Маршака.
Реквизит: Для детей – шапочки для роли котят, перчатки, вырезанные из бумаги;
Для педагога – шапочка Кошки, нарядное платье.
Подготовка спектакля: педагог рассказывает, что песенка, которую дети сейчас услышат, переведена с английского языка на русский замечательным поэтом С. Я. Маршаком, и выразительно читает текст.
Потеряли котятки
На дороге перчатки
И в слезах прибежали домой
«Мама, мама, прости
Мы не можем найти
Мы не можем найти
Перчатки!»
« Потеряли перчатки?
Вот плохие котятки!
Я вам нынче не дам пирога
Мяу – мяу. Не дам
Мяу-мяу, не дам
Я вам нынче не дам пирога!»
Побежали котятки,
Отыскали перчатки
И смеясь, прибежали домой
«Мама, мама, не злись
По тому, что нашлись
По тому, что нашлись
Перчатки!
« Отыскали перчатки?
Вот спасибо, котятки!
Я за это вам дам пирога
Мур-мур-мур – пирога
Мур-мур-мур – пирога
Я за это вам дам пирога!»
Педагог сообщает, что он будет мамой-кошкой, причём строгой, которая любит во всём порядок. Подводит детей к мысли, что котята в их исполнении должны быть очень расстроены потерей и радоваться, найдя перчатки. А чтобы зрители это поняли, надо испуг, слёзы, радость передать с помощью жестов . Каждый котёнок это может делать по своему: один громко плачет (или смеётся), а другие тихонько всхлипывают…
Проведение спектакля: Педагог рассказывает: « в одном сказочном английском городе жила кошка с котятами. Каждое утро котята отправлялись на прогулку, а мама кошка занималась домашним хозяйством.
« Кошка» прощается с котятами, повязывает фартук, берёт метлу и занимается уборкой.
педагог: « Однажды, возвращаясь, домой, котята потеряли перчатки. И вот что произошло дальше…» Читает песенку, а все участники инсценировки действуют в соответствии с текстом.
Приложение 7
Картотека игр
- «Копилка чувств». Педагог предлагает детям фразу:
«Мы шагаем по тропинке,
Мы идем в зеленой бор» (А. Кузнецова)
- Как можно по-разному произнести эту фразу? (Ответы детей.)
- Давайте вместе будем заполнять копилку чувств!
Педагог и дети (вместе) находят как можно больше вариантов: шепот и крик, детская, взрослая и старческая речь, напевное произношение - пробуем все.
Когда варианты произношения исчерпаны, переходим к пропеванию фразы (произвольная мелодическая организация, но с сохранением образного содержания отработанных вариантов).
- А теперь давайте попробуем обойтись без слов. Нам будет помогать интонация - манера произношения, в которой мы будем отражать самые разные чувства. Интонация может быть удивленная, горестная, сердитая, веселая. А еще какая? Давайте пофантазируем.
Методические рекомендации. Игру рекомендуется проводить следующим образом: дети встают в круг и по очереди выходят в центр, произнося свой придуманный вариант, заполняя «копилку чувств».
Комментарий. Игра развивает творческое мышление детей, навыки актерской игры.
- «Игры на развитие фантазии и творческих навыков
- «Мир в красках, формах и линиях». Воспитатель (музыкальный руководитель) просит детей изобразить свой мир на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, разных цветов) и формы, ничего конкретного.
Музыка - фон, подобранный в соответствии с эмоциональным состоянием детей (успокаивающий, стабилизирующий или, наоборот, активизирующий).
- «Спонтанное рисование под музыку». Детям предлагается рисовать все, что они захотят, пока звучит музыка. Ассоциации, вызываемые музыкой, свободно выражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т. д.
- «Музыкальные каракули, или Музыкальная сказка»
Подготовительный этап (для индивидуальной работы). Педагог предлагает детеям поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков - музыкальную фразу или просто продолжая тот фрагмент, который начат предыдущим участником.
Педагог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, который понравится ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, которая подтолкнет ребенка к свободному самовыражению. В зале должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны. Ребенок импровизирует, от него не требуется наличия определенных способностей и навыков.
Педагог просит ребенка извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если ребенок затрудняется, то воспитатель (музыкальный руководитель) начинает первым. Ребенок, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой.
Весь процесс создания музыкальной импровизации желательно записать на пленку. Когда ребенок почувствует, что ему больше нечего добавить, воспитатель (музыкальный руководитель) предлагает прослушать запись результата их совместного творчества, после чего дает положительную оценку творчеству ребенка, говорит что-нибудь хорошее о самом процессе творчества и предлагает ребенку обсудить их музыкальное произведение. После этого еще раз прослушивается запись.
Основные моменты обсуждения:
- какие инструменты чаще использовались;
- что можно сказать о звуках, которые преобладают в импровизации, описать их;
- какие еще звуковые сочетания запомнились;
- можно ли услышать какую-либо мелодию, получилась ли красивая музыка;
- о чем, по их мнению, рассказывает музыка, ими созданная;
Комментарий. Эту технику можно использовать как инструмент развития ценных социальных качеств - терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее можно применять в групповой, индивидуальной и семейной работе. Дети могут обладать минимальными навыками игры на музыкальных инструментах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду деятельности.
- «Я - режиссер». Детям предлагаются пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один раз отрежь»…
Обсуждается смысл пословиц. Затем детям предлагается стать театральными режиссерами: разыграть любую пословицу как маленький спектакль средствами пантомимы. (Необходима предварительная беседа о функциях режиссера.)
Пример: в мини-спектакле «Семь раз отмерь, один раз отрежь», пофантазировав, можно действовать с предметами (укоротить длину рукавов, штанин), сопровождая процесс выразительной пантомимой.
Спектакль-пантомима дает возможность провести с детьми викторину «Какую пословицу мы разыграли?»
Можно разыгрывать пословицы, в которых упоминаются предметы одежды, например: «Встречают по одежке, а провожают по уму», «Работать спустя рукава» и т.д.
Можно разыгрывать загадки: «Сто одежек, и все без застежек» (капуста) и т.д.
Правильно определить пословицу, наряду со средствами пантомимы, детям поможет пропевание отдельных реплик. Также возможно музыкальное сопровождение: дети сами выбирают инструменты, подходящие для их мини-спектакля, и музыкально оформляют «спектакли».
Комментарий. Игра раскрывает и развивает творческие способности ребенка, театральные (актерские и режиссерские), дает возможность каждому ребенку в произвольной форме реализовать творческий потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия - "Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста".
Может быть использован на уроках общения....
Опыт работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»
В настоящее время в дошкольных учреждениях отмечается значительный рост количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии. В связи с этим формируются логопедические группы с ...
Опыт работы"Развитие двигательной моторики детей младшего школьного возраста средствами танца
Опыт работы педагога хореографа...
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
Опыт работы «Развитие коммуникативных компетенций обучающихся через организацию практической деятельности на уроках истории».
В современных условиях развития образовательной системы стоит вопрос, как обеспечить качественное обучение каждого ученика, обеспечить усвоение им стандарта образования, дать возможность для его дальн...
Опыт работы: "Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкально-игровых упражнений"
Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, теа...
Конспекты занятий к программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности «Волшебный мир общения»
Конспекты занятийк программе развития коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями посредством игровой деятельности«Волшебный мир общения»...