Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания
материал по физкультуре по теме
Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства. В практическом отношении физическое воспитание представляет собой физическую подготовку человека к деятельности – трудовой, интеллектуальной, общественной, военной.
Для целенаправленной подготовки юношей к службе в Вооружённых Силах страны в каждой школе необходима система, организация урочных и внеклассных занятий по физической подготовке. Большое значение в ходе всех занятий следует уделять развитию силы как физического качества.
Комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации, систематичности и последовательности в процессе физического воспитания – основа мотивации к занятиям физической культурой, к самосовершенствованию и к здоровому образу жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sila.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Шадричи
Орловского района Кировской области
Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания
Работу выполнил
Колеватов Александр
Анатольевич,
учитель физкультуры
I категории
МКОУ СОШ д. Шадричи,
стаж работы – 25 лет
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….. 3
I. Теоретические основы формирования силовых качеств……………………. 6
1.1. Сила как физическое качество…………………………………………... 7
1.2. Средства развития силы………………………………………………….. 7
1.3. Методы развития силы…………………………………………………… 8
II. Организация учебного процесса по развитию силы……………………….. 9
2.1. Развитие силы в процессе различных форм занятий по физическому
воспитанию……………………………………………………………….. 9
2.2. Использование опыта Джо Вейдера по развитию силы……………… 11
2.3. Результаты работы по развитию силовых качеств……………………. 15
Заключение……………………………………………………………………… 16
Список использованных источников по теме………………………………… 17
ВВЕДЕНИЕ
МКОУ СОШ д. Шадричи, где я работаю учителем физической культуры, расположена в 35 километрах от районного центра и насчитывает 9 комплектов классов. Я преподаю свой предмет с 1 по 11 класс. Стаж моей педагогической деятельности составляет 23 года.
Над темой «Развитие силы как физического качества у учащихся старших классов в процессе различных форм физического воспитания» я работаю с 1998 года.
Физическое воспитание – составная часть физической культуры, педагогический процесс, направленный к тому, чтобы формировать двигательные навыки, психофизические качества, достичь физического совершенства. В практическом отношении физическое воспитание представляет собой физическую подготовку человека к деятельности – трудовой, интеллектуальной, общественной, военной.
В настоящее время ведётся много разговоров о том, что выпускники школ, юноши допризывного и призывного возрастов, не имеют должной физической подготовки для службы в Вооружённых Силах.
Военная служба предъявляет высокие, а подчас и чрезвычайно высокие требования к силовым способностям военнослужащих. Деятельность личного состава воинских подразделений непосредственно связана с их силовой подготовленностью. Высокого уровня силы, силовой выносливости требуют марш-броски, переходы с грузом по пересечённой местности, преодоление всевозможных препятствий, обслуживание разнообразной военной техники, тяжёлые сапёрные работы и другие виды учебно-боевой деятельности, зачастую осуществляемые в неблагоприятных условиях.
Налицо противоречие: стране нужна сильная армия, но нет элементарной военной подготовки лиц призывного возраста. Исчезли из учебной программы такие предметы как НВП (начальная военная подготовка) и ДПЮ
(допризывная подготовка юношей). Как следствие – отсутствие мотивации к службе в армии вообще, боязнь и нежелание большого количества юношей (и их родителей) отдать свой долг Родине. Что делать? Остаётся одно – восполнять все эти упущения средствами физического воспитания.
Но практика физического воспитания свидетельствует о недостаточном развитии у значительного числа выпускников силы и силовой выносливости. Такое положение в большей степени обусловлено несовершенством методики развития силовых качеств учащихся в процессе всех форм занятий физическими упражнениями, в том числе и на уроках по физическому воспитанию.
Таким образом, для целенаправленной подготовки юношей к службе в Вооружённых Силах страны в каждой школе необходима система, организация урочных и внеклассных занятий по физической подготовке. Большое значение в ходе всех занятий следует уделять развитию силы как физического качества.
Актуальность темы побудила меня вплотную заняться решением назревшей проблемы в рамках своего образовательного учреждения.
Задача школы, педагогического коллектива, родителей состоит в том, чтобы сформировать выпускника школы как всесторонне развитого гражданина своей страны, физически подготовленного к будущей трудовой деятельности и исполнению своего воинского долга.
Цель своей педагогической деятельности я вижу, в первую очередь, в формировании у учащихся мотивации к занятиям физической культурой вообще и силовой подготовкой в частности. Обязательным при этом считаю личный пример воинской службы и пропаганду здорового образа жизни. Всё это, естественным образом, должно подкрепляться созданием в школе условий для развития практических умений учащихся.
Для решения этой цели мною определены следующие задачи.
Образовательные:
- обучать жизненно важным двигательным умениям и навыкам на уровне возможностей и способностей учащихся, направленных на развитие силы, силовой выносливости и скоростно-силовых качеств
- формировать специальные теоретические знания
Воспитательные:
- формировать у юношей необходимые для военной службы навыки и умения, внутреннюю готовность к службе в Вооружённых Силах России
- воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине
- формировать личностные качества школьников воспитанием чувства товарищества, коллективизма, взаимоуважения, честности, ответственности за свои поступки, взаимовыручки
Оздоровительные:
- укреплять здоровье, содействовать нормальному физическому развитию
- формировать у детей установку на здоровый образ жизни – оптимальный двигательный режим, рациональное питание, личную гигиену, профилактику вредных привычек, режим дня
Комплексное решение образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с принципами дифференциации и индивидуализации, систематичности и последовательности в процессе физического воспитания – основа мотивации к занятиям физической культурой, к самосовершенствованию и к здоровому образу жизни.
Стратегия моей педагогической деятельности соотносится с идеей учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
Силовая подготовка – это специализированный педагогический процесс физического совершенствования учащихся, направленный на укрепление здоровья, развитие силы и выносливости, формирование атлетического телосложения.
Различают общую и специальную силовую подготовку.
Общая силовая подготовка составляет фундаментальную основу специальной силовой подготовки молодого человека. Её задача – разносторонне развить мускулатуру, повысить способность к проявлению силы в разнообразных движениях в условиях трудовой и военной деятельности.
Задача специальной подготовки – на базе общей силовой подготовки развить в первую очередь специфические, наиболее необходимые для профессиональной деятельности мышцы.
Силовая подготовка учащихся должна решать задачи всестороннего развития их силовых способностей для того, чтобы обеспечить необходимый уровень и максимальной силы, и силовой выносливости, и скоростно-силовых качеств. В ходе занятий должно осуществляться прикладное назначение силовой подготовки, обусловленное требованиями будущей трудовой деятельности и военной службы учащихся.
Повышение уровня силовой подготовленности учащихся – задача непростая. Трудность её обусловлена, прежде всего, естественными возрастными изменениями организма 15 – 17-летних юношей, у которых размеры тела увеличиваются быстрее, чем растёт мышечная масса. Вследствие этого показатель абсолютной силы увеличивается незначительно, а относительный – даже уменьшается. Поэтому сделать силовую подготовку учащихся более эффективной можно только при помощи регулярных, целенаправленных занятий, используя для этого все формы физической подготовки: уроки по физическому воспитанию, внеурочные занятия в режиме дня и досуга.
1.1.СИЛА КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечных усилий. В процессе выполнения трудовых действий человек может поднимать, опускать или удерживать тяжёлые грузы. При этом мышцы, обеспечивающие эти трудовые действия, работают в различных режимах. Режим работы мышц называется преодолевающим, если при преодолении какого-либо сопротивления они сокращаются или укорачиваются.
Мышцы, противодействующие какому-либо сопротивлению, растягиваются и удлиняются, например, при медленном опускании груза. Такой режим работы мышц называется уступающим.
Часто при выполнении трудовых действий человеку приходится удерживать тяжёлый груз на плечах или в руках. Работающие мышцы при этом напрягаются, но не изменяют своей длины. Такой режим работы мышц называется статическим или изометрическим.
В зависимости от режима мышечной деятельности силовые способности человека подразделяются на два вида: 1) собственно силовые, которые проявляются в условиях статического режима и медленных движений;
2) скоростно-силовые, проявляющиеся при выполнении быстрых движений преодолевающего и уступающего характера.
1.2.СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СИЛЫ
Средствами развития силы являются определённые виды силовых упражнений:
- изометрические упражнения
- упражнения с внешним сопротивлением
- упражнения с тяжестями
- упражнения с партнёром
- упражнения с сопротивлением других предметов
- упражнения в преодолении собственного веса
1.3.МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СИЛЫ
- повторный метод – повторение физического упражнения с одинаковой мощностью, характером и длительностью интервалов отдыха
- метод «до отказа» (используется при выполнении гимнастических силовых упражнений с собственным весом)
- метод максимальных усилий – использование предельных и околопредельных отягощений (для учащихся является дополнительным, осуществляется под контролем преподавателя и с обеспечением страховки)
- метод динамических усилий – выполнение упражнений с малыми отягощениями, но с наивысшей скоростью
- изометрический (статический) метод – выполнение кратковременных максимальных напряжений без изменения длины мышц (для учащихся является дополнительным средством развития силы)
II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ СИЛЫ 2.1. РАЗВИТИЕ СИЛЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Развитие силы учащихся старших классов осуществляется мною на уроках физического воспитания, во время удлинённой подвижной перемены и на занятиях спортивной секции, таким образом – регулярно. Планируя процесс силовой подготовки, я определяю конкретные задачи по повышению силовых качеств учащихся. В зависимости от поставленных задач я подбираю упражнения, с помощью которых можно в ограниченное время развивать необходимые силовые качества. Упражнения я стараюсь подбирать несложные по технике исполнения и воздействующие на большие мышечные группы. Это в основном простые движения, хорошо знакомые учащимся, но выполняемые с отягощениями. Развитие силы осуществляется с помощью самых разнообразных снарядов: гантелей, гирь, дисков от штанги, а также заменяющих их подручных тяжёлых предметов. Кроме этого обязательно выполняются упражнения с собственным весом. Занятия силовой подготовкой на уроках физического воспитания требуют чёткой организации. В зависимости от уровня силовой подготовленности учащихся определяется время на выполнение силовых упражнений, объём и интенсивность нагрузки. Мною регулируется темп выполнения упражнений. Обязательным является периодический замер пульса. Систематическое измерение частоты пульса учащихся позволяет мне своевременно корректировать разработанные планы занятий, регулируя нагрузку в зависимости от функционального состояния организма занимающихся. В комплекс, выполняемый во время удлинённой подвижной перемены, включаются, как правило, 4-5 силовых упражнений, вовлекающих в работу мышцы рук и плечевого пояса, спины, живота, ног. В каждом упражнении выполняются 1-2 подхода по 6-8 повторений. Эффективными и удобными средствами развития силы, не требующими специального оборудования, являются упражнения с партнёром, а также с собственным весом. Эти упражнения могут выполняться одновременно большим числом учащихся. Парные упражнения выполняются преимущественно в медленном и среднем темпе с поочерёдным уступающим сопротивлением партнёров. Такие упражнения всегда вносят в занятия оживление и азарт. Развитие силы старшеклассников осуществляется также и в работе спортивной секции. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа в спортивном зале школы, где имеются гимнастическая стенка, перекладина, брусья, гимнастический конь и козёл, скамейки для выполнения упражнений в положении лёжа, гимнастические маты. Инвентарь включает разнообразные снаряды: 3 заводские штанги, заводские и самодельные гантели, самодельные тренажёры, 1 заводская и 1 самодельная боксёрские груши эспандеры, скакалки. В секционных занятиях обеспечивается преемственность с силовой подготовкой, проводимой на уроках физического воспитания. Типовыми комплексами упражнений, разносторонне развивающими силовые качества учащихся, являются следующие:
| |
Особое внимание при организации занятий по развитию силы уделяется соблюдению физиологических и гигиенических особенностей подготовки учащихся, режиму дня, организации правильного питания, недопустимости употребления алкоголя и курения.
2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОПЫТА ДЖО ВЕЙДЕРА ПО РАЗВИТИЮ СИЛЫ
Новизна моего опыта работы по развитию силы у юношей старших классов заключается в использовании на занятиях спортивной секции системы строительства тела Джо Вейдера, американского тренера, создателя современного атлетизма. Он вырастил таких великих атлетов как Арнольд Шварценеггер, Лу Ферриньо, Франко Коломбо и др. В основе данной системы лежит такая методика, которая обеспечивает последовательное и научно обоснованное продвижение от начальных до самых сложных стадий атлетических тренировок. Нами используются комплексы упражнений для новичков. Суть системы – тренировка с отягощениями. Что она даёт?
- увеличивает мышечную массу
- повышает мышечную выносливость
- увеличивает прочность костей и связок, толщину хрящей и число капилляров в мышцах
- улучшает здоровье и физическую подготовленность
- повышает результативность в спорте
- увеличивает гибкость
- увеличивает мощность и скорость
- помогает ослаблять стресс и напряжение повседневной жизни
- способствует формированию позитивного мнения о себе
- прививает дисциплинированность и усиливает мотивацию, которая переносится на все другие сферы жизни
- помогает контролировать вес
- укрепляет сердце и нормализует давление
- улучшает качество и увеличивает продолжительность жизни
- увеличивает уровень гемоглобина
- способствует снижению уровня содержания холестерина
Штанга и гантели – лучшие средства для наращивания объёмов мышц и силы. При выполнении упражнений должны приниматься в расчёт такие факторы, как диета, продолжительность сна и отдыха, общий режим жизни. Постоянство в тренировках является ключом к успеху.
Специфические тренировочные результаты зависят от числа повторений. Низкое число повторений (1-5) развивает главным образом силу и мощность, среднее число повторений (8) обеспечивает рост мышечных объёмов, улучшает рельеф мышц и локальную выносливость, высокое число повторений развивает главным образом мышечную выносливость и их рельеф и в меньшей степени – прирост объёма мышц.
Начинать необходимо с одного подхода к каждому упражнению. Отягощения на тренировках подбираются в зависимости от силы и энергии, а вес отягощений регулируется в полном соответствии с самочувствием в день занятий.
Важным является начинать тренировки с разминки (до выполнения основных упражнений). Что она даёт?
- усиливает кровоток в суставах и помогает увеличить плавность движений, что предохраняет от травм
- поднимает температуру крови, что предотвращает растяжение мышц
- обеспечивает дополнительное поступление крови в мышцы, и они сокращаются с большей силой и производительностью
- позволяет прорабатывать мышцы по всей амплитуде движений (от полного растягивания до полного сокращения)
Успокаивающие упражнения (после выполнения основных упражнений)
- после напряжённого тренинга с отягощениями предоставляют сердцу и циркуляторной системе время для постепенного снижения активности, а системе метаболизма – время для возвращения к норме; кроме того, они предотвращают застой крови
- удлиняют мышцы, которые подвергались сильнейшим сокращениям, таким образом, предотвращая появление боли в мышцах и способствуя развитию гибкости
- понижают температуру тела до нормальной, чтобы вновь приступить к повседневной деятельности
РАЗМИНОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
- прыжки, ноги врозь с хлопками над головой – 20-30 раз
- попеременные касания носков расставленных ног пальцами рук – 20-30 раз в каждую сторону
- отжимания от пола – 10-15 раз
- наклоны в стороны – 20-40 раз
Выполнять упражнения следует одно за другим без паузы, чтобы хорошо подготовиться к тренировке.
УСПОКАИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ
В условиях нашего учебного заведения возможен бег трусцой с постепенным замедлением и ходьбой – 5-10 минут.
Первые четыре тренировки – это вводные уроки, задача которых состоит в том, чтобы определить нужный вес отягощений для выполнения упражнений в удобном темпе, «наработка колеи». В течение первого месяца выполняется только один подход к упражнению.
ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ УПРАЖНЕНИЙ
I группа
1. Жим штанги, лёжа на горизонтальной скамье (15-16 кг)
2. Разведение рук с гантелями в стороны, лёжа на горизонтальной скамье
(4-5 кг)
3. Подъём рук с гантелями через стороны стоя (1-1.5 кг)
4. Приседание со штангой на спине (15-16 кг)
5. Упражнение для мышц шеи во всех направлениях
6. Тяга штанги к животу в наклоне (11-12 кг)
7. Сгибание рук со штангой стоя (9-10 кг)
8. Выпрямление рук в локтях со штангой лёжа /французский жим лёжа/
(9-10 кг)
9. Сгибание рук с гантелями, сидя на наклонной скамье (4-5 кг)
10. Подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа
11. Подъём ног, лёжа на наклонной скамье
12. Подъём на носки со штангой на спине (15-16 кг)
II группа
- Подъём штанги на грудь (9-10 кг)
- Тяга гантели в наклоне одной рукой (4-5 кг)
- Жим штанги с груди стоя (9-10 кг)
- Тяга штанги узким хватом к подбородку стоя (4-5 кг)
- Подъём рук через стороны в наклоне (2-2,5 кг)
- Сгибание руки с гантелью с опорой локтя в бедро (2-2,5 кг)
- Выпрямление руки в локте назад в наклоне (2-2,5 кг)
- Сгибание рук со штангой в запястьях хватом снизу (9-10 кг)
- Подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа
- Подъём на носки со штангой на спине (15-16 кг)
- Выпад вперёд одной ногой со штангой на спине (6-7 кг)
III группа
- Приседание со штангой на спине (15-16 кг)
- Становая тяга штанги (22-23 кг)
- Тяга штанги к животу в наклоне (11-12 кг)
- Жим штанги, лёжа на наклонной скамье (11-12 кг)
- Жим штанги узким хватом, лёжа на горизонтальной скамье (9-19 кг)
- Подъём штанги или гантели вперёд в прямых руках (4-5 кг)
- Попеременное сгибание рук с гантелями сидя (4-5 кг)
- Выпрямление руки в локте вверх сидя /французский жим сидя/ (2-2,5 кг)
- Подъём рук через стороны в наклоне (2-2,5 кг)
- Подъём на носки в ходьбе со штангой на спине (11-12 кг)
- Подъём туловища по сокращённой амплитуде из положения лёжа
- Подъём ног, лёжа на наклонной скамье
2.3. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ
Результативность системы проявляется в стойком повышении уровня развития физической силы школьников, появляются уверенность, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию, умению организовывать себя в достижении поставленной цели. Имея определённый авторитет у детей, прививая им любовь и интерес к занятиям физической культуры, развивая такие необходимые качества, я тем самым готовлю почву для успешной службы юношей в рядах российской армии.
Динамику роста показателей развития силы у юношей старших классов за 2011 -2012 учебный год можно проследить по следующей таблице.
Виды Подтягивание Жим штанги Сгибание рук
30 кг в упоре лёжа
ФИ учащихся сентябрь май сентябрь май сентябрь май
Ананьин Р. 15 22 51 113 47 72
Булычёв Е. 7 11 23 41 23 31
Заушицын М. 8 12 17 25 20 31
Машковцев С. 5 9 7 12 18 29
Мухаметзянов Д. 9 13 22 31 20 32
Фокин И. 2 4 5 9 15 22
Чупраков Д. 8 14 28 45 22 41
Наглядными показателями успешности развития силы у учащихся нашей школы являются также призовые места в различных районных спортивных соревнованиях, районных спартакиадах допризывной молодёжи, районных соревнованиях допризывной молодёжи «А ну-ка, парни!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сила – дело наживное. Нужно понять простую истину: чтобы подтягиваться, нужно…подтягиваться. Чтобы плавать, нужно плавать. Бегу можно научиться только через бег. Сила начинается с действия. Хорошая физическая подготовка – добрая половина подготовки боевой. Физическая слабость – ахиллесова пята, иметь которую настоящий солдат не имеет права себе позволить.
Настоящий опыт показывает, что при определённом желании можно добиться хороших результатов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ
- Вейдер, Джо. Строительство тела по системе Джо Вейдера. – [Текст] /Джо Вейдер // Система строительства тела. – М.: Физкультура и спорт, 1992. – 112 с.: ил.
- Воробьёв, А.Н. Анатомия силы. – [Текст] / А.Н. Воробьёв // Анатомия силы. Физкультура и здоровье. – 2-е изд., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 80 с.: ил.
- Сорокин, Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника, или Тельняшка в награду. – М.: Советский спорт, 1990. – 64 с.
- Сухоцкий, И.В. Силовая подготовка учащихся ПТУ допризывного и призывного возрастов: Метод. пособие для ПТУ. – М.: Высш. шк., 1990. – 80 с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» для учащихся старших классов
Тестовые задания на уровень знаний по предмету «Физическая культура» используются в школе для определения уровня знаний учащихся старших классов....
Методика проведения подвижных игр с младшими школьниками в различных организационных формах физического воспитания.
В данном материале описаны подвижные игры, а так же даны методические рекомендации по их использованию в различных формах физкультурного образования...
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА тема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»
Две первые глава дипломаДИПЛОМНАЯ РАБОТАтема: «Влияние занятий оздоровительной аэробикойна развитие основных физических качеств у девушек старшего школьного возраста»...
Учебные задания по физической культуре для учащихся старших классов
Дополнительные учебные задания по физической культуре для учащихся старших классов...
Проект "Нравственное воспитание учащихся старших классов в процессе проектной деятельности"
Система нравственного воспитания уч-ся на основе произведений о ВОВ (творчество В.П. Астафьева)...
Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.
Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности через призм...
Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания
Статья посвящена формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания. Анализируются понятия духовность, нравственные качества личности, ...