Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания
статья
Статья посвящена формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания. Анализируются понятия духовность, нравственные качества личности, рассмотрены различные подходы к данному понятию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания
Аннотация: Статья посвящена формированию духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов на уроках истории и обществознания. Анализируются понятия духовность, нравственные качества личности, рассмотрены различные подходы к данному понятию.
Ключевые слова: нравственные качества личности, духовность, формирование, проблемы формирования ценностей.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов- время смены ценностных ориентиров. Происходят изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов. Сегодня самая большая опасность, подстерегающая наше общество - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у школьников искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, долге и совести. Подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Проблема формирования духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы детей. Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко формирование духовно-нравственных качеств личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа является важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Актуальность исследования обусловлена возрастанием роли общеобразовательной школы в формировании духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов, которая включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве; подготовку учащихся к жизни в гражданском обществе, демократическом правовом государстве путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.. Актуальность проблемы формирования ценностей у современных старшеклассников обусловлена:
- отсутствием мотивации духовно-нравственного развития и совершенствования подрастающего поколения;
- незнанием старшеклассниками духовно-нравственных ценностей;
- негативными факторами (наркомания, табакокурение, алкоголизм и т.д);
- наличием огромного количества негативного в интернете и СМИ (жестокость, экстремизм, агрессии и т.д.)
Данная проблема выступает в качестве значимой в современных нормативно-правовых и правительственных документах:
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;
закон «Об образовании РФ».
В педагогическом словаре понятие «нравственность» рассматривается, « во-первых, как особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличия от простых норм или традиции нравственности нормы получают обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д.; во-вторых, как система внутренних прав человека, основана на гуманистических ценностях доброты, справедливости, порядочности, сочувствия, готовности прийти на помощь» [3].
Проблема формирования духовно-нравственных качеств личности интересует представителей различных отраслей знаний. Философские аспекты этой проблемы «рассмотрены в трудах С.Ф. Анисимова, Е.А. Ануфриева, В.Г. Афанасьева; о качествах личности раскрывают в своих работах психологи и социологи К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.Ааньев, Л.И.Божович; вопросы воспитания нравственных качеств школьников освещены в исследованиях Н.И. Болдырева, Б.З. Вульфова, А.В. Иващенко и др. В последнее десятилетие также появились труды, посвященные исследованию условий применения традиционных и инновационных форм приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям. (Р.С. Гарифуллина, Л.А. Ибрагимова, В.И. Новикова)» [4].
Однако до настоящего времени вопросы формирования духовно-нравственных качеств личности школьника не получили систематического анализа. В педагогической литературе только намечаются общетеоретические подходы формирования духовно-нравственных качеств личности школьника.
Понятие «нравственные качества личности» рассматривается как «динамическая интегративная совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную, интеллектуально-чувственную и поведенческую сферы, содержание и структура которых определяет ее субъективное отношение к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности» [5].
Определение понятия «духовные качества» в психолого-педагогических исследованиях не дается, т.к. нет четкой границы между понятиями «нравственные» и «духовно-нравственные» качества.
По мнению В.И.Даля, духовность – это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от «обыденности»[2].
Понятие «духовность» употребляется в обиходе наших выражений очень широко.
Оно проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе доброты, истины, красоты и гармонии.
Понятие «нравственность» подразумевает способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
С точки зрения философии понятие «формирование» есть процесс, противостоящий распаду, оно ведет к преодолению хаоса и случайности, и «оформлению» человека в устойчивую и целостную новую сущность – личность [1]. Таким образом, человек овладевает собственным поведением и входит в общество с его нормами и требованиями, постепенно переходит от натуральной жизни к культурной и цивилизованной.
Изучение истории и обществознания в общеобразовательной школе вносит значительный вклад в формирование духовно-нравственных качеств личности молодого поколения. Современная концепция обществознания включает необходимый набор знаний, без которых невозможна деятельность типичных социальных ролей в современном обществе. Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. На уроках истории и обществознания уделяется особое внимание привитию таких ценностей как: нравственность и духовность, интеллектуальное развитие, ценность семьи и здоровый образ жизни. Цель данного исследования - создать условия на уроках истории и обществознания для формирования у учащихся старших классов духовно-нравственных качеств личности: человеколюбия, вежливости, бескорыстия, терпимости, тактичности, трудолюбия, верности, бережного отношения к природе, постоянного культурного развития.
Формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся старших классов в частном общеобразовательном учреждении «Школа-интернат № 9 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги» организовано на уроках истории и обществознания использованием разнообразных форм и методов: лекции, учебные тематические конференции, рефераты, семинары, диспуты, «круглые столы», практические занятия, тесты. Учащиеся старших классов работают с наглядными пособиями (плакаты, таблицы, натуральные объекты), информационными материалами (демонстрация слайдов, видеозаписей, видеофильмов).
Главное назначение учителя на уроках истории и обществознания быть источником нравственного влияния. Осуществляя индивидуальный подход и степень самостоятельности, учитель развивает творческие способности каждого ученика. Главная задача учителя является воспитать старшеклассника таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.
На уроках истории, учащиеся не только знакомятся с конкретными ситуациями, событиями и именами, также формируются духовно-нравственные качества личности учащихся, особенно когда знания, полученные на уроках, являются результатом их собственной поисково-исследовательской деятельности. Формами проведения таких уроков являются практические и семинарские занятия, традиционные уроки и викторины дебаты, деловые игры, командные развивающие игры, конференции. При этом широко используется проблемный метод изучения истории, который позволяет организовать работу на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы, используя анализ обстоятельств и соответствующей информации. Такой метод формирует способности учащихся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, аргументировано отстаивать свою точку зрения, принимать убедительные доводы других людей. По актуальным проблемам проводятся уроки в форме «круглых столов» или семинарских занятий, внеклассные мероприятия, конференции.
Итогом поисково-исследовательской деятельности учащимися 10-11 классов разработан и реализован долгосрочный проект по истории по теме "Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны". Старшеклассники, проявившие интерес к данной теме, подобрали материал для школьного музея. В процессе сбора материала организовали встречи и беседы с ветеранами – железнодорожниками Великой Отечественной войны. Занимаясь поисково-исследовательской деятельностью, обучающиеся осознают место человека в истории страны, города, школы, взаимосвязь исторических событий с судьбой конкретного человека, свое место в истории. Изучая жизнь людей, реализовавших себя в профессии, дети обращают внимание на те черты характера и нравственные качества, которые помогли этим людям добиться высоких результатов и при этом остаться в воспоминаниях людей примером доброты, нравственности, настойчивости. Использование проектно-исследовательских технологий позволяет активизировать мыслительную деятельность, развивает познавательную и социальную активность, расширяет кругозор, учит применять знания в дальнейшей исследовательской деятельности. Такая работа способствует не только познавательной и творческой активности обучающихся, но и формированию ценностных ориентиров личности. Данный проект "Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны" был представлен на окружной научно-практической конференции.
Курс обществознания позволяет учащимся старших классов на познавательном этапе овладеть знаниями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину в его отношениях с другими людьми, институтами гражданского общества, государством. Смена ценностей сегодня происходит далеко не в лучшую сторону, вполне нормальным считается гражданский брак, а не семья. Негативное окружение уводит старшеклассников от понимания истинных ценностей. Например, оценивания уровень готовности старшеклассников к проблемно-ценностному общению по проблемам семьи и традиционных семейных ценностей, которые, отражают их степень сформированности духовно-нравственных семейных ценностей, на одном из уроков обществознания в 9 классе по теме «Нравственные основы любви, брака, семьи» с учащимися проводится анкетирование по данной теме. Для этой цели были разработаны критерии:
Низкий уровень: старшеклассник не включается в процесс диалогового ценностно-ориентированного общения по семейной проблематике; при индивидуальном личностном обращении у старшеклассника возникают трудности с ответом, с высказыванием собственных суждений; старшеклассник считает ненужным духовно-нравственное совершенствование, самовоспитание,
Средний уровень: старшеклассник включается в обсуждение, диалоговое ценностно-ориентированное общение; сопереживает при актуализации проблем современного общества, современной семьи, через художественно-образное восприятие литературных, изобразительных, музыкальных образов; имеет собственную точку зрения, хотя не всегда аргументирует свои суждения; не проявляет инициативы в ценностно-ориентированной деятельности.
Высокий уровень: ярко выраженная заинтересованность познавательной деятельности; осознанная способность к сопереживанию, рассуждению, диалоговому общению; аргументированное высказывание и отстаивание собственной точки зрения по проблемам современного мира, общества, современной семьи; старшеклассник имеет четко сформированные ценностные позиции, нравственные ориентиры, духовно-нравственные ценности; хорошо прослеживается мотивированное стремление духовно-нравственного совершенствования.
Анализ результатов такой работы на уроке показал, отношение старшеклассников к духовно-нравственным семейным ценностям, оценку себя как будущего семьянина и родителя. Около 70% старшеклассников имеют четко сформированные духовно-нравственные ценностные позиции, ориентированы на заключение государственного брака при создании семьи. 80% учащихся считают, что самый оптимальный возраст для вступления в брак период с 20 до 30 лет, и незначительная часть 9% - от 30 лет и старше, 2% ответили – от 16 до 18 лет. Значит большинство старшеклассников считают брак в раннем возрасте неприемлемым. Старшеклассники склонны считать, что семейные отношения продлевают жизнь обоих супругов. Девушки больше придают значение верности, а юноши честности и справедливости. 78% учащихся старших классов в браке ищут продолжение рода, 22% - безопасность, комфорт и общение. Любовь, верность и доверие являются главными в семейных отношениях.
При использовании на уроках истории и обществознания разнообразных технологий и форм обучения как проектная, информационные и коммуникационные технологии, активные формы обучения (организация работы в группах и в парах), дискуссии, дебаты, анкетирование, лекции, семинары затрагиваются основные нравственные проблемы, связанные с формированием духовно-нравственных качеств личности, нравственными отношениями между людьми, человеком, обществом и природой. Учащиеся старших классов приобретают навыки сбора и обработки информации, навыки исследовательской деятельности, у них появляется возможность проявить способности, творчество, определиться в интересах, самоутвердиться, познать себя, предложить свою точку зрения. А также формируется более серьёзное и осознанное отношение к событиям, происходящим в городе, стране, мире в целом, готовятся стать достойными гражданами России.
Литература
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). Екатеринбург, 2000.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009.
3. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003
4. Серикова Л. А. Формирование духовно-нравственных и нравственно-волевых качеств школьника в условиях современной системы образования: научная статья кандидата педагогических наук/ Л.А.Серикова.- Саранск, 2011.
5. Чепиков В.Г. Теоретические основы нравственного воспитания [Текст]/ В.Г.Чепиков. - Нальчик, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии
Формирование учебно-познавательных компетенций учащихся старших классов на уроках информатики через использование проектной технологии 9обобщение педагогического опыта)...
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...
Мероприятия по реализации основных направлений программы духовно – нравственного воспитания школьников на 2013 – 2014 уч. год. учителя истории и обществознания
план мероприятий и пояснительная записка учителя истории и обществознания Смольской Татьяны Григорьевны...
Духовно-нравственное воспитание личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием современных ИКТ
В статье рассматриваются основные направления духовно-нравственного воспитания личности учащегося 5 класса на уроках английского языка с использованием различных современных информационно-коммуникацио...
доклад на тему «Роль классного руководителя в формировании устойчивых ценностных качеств личности учащегося»
В самом главном документе - законе об «Образование» ПМР прописано: подготовка высокообразованных, творчески мыслящих, гармонично развитых граждан, обладающих глубокими знаниями, умениями, ...
«Формирование гражданско-патриотических качеств личности обучающегося через краеведение на уроках географии и во внеурочной деятельности».
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деячтельности по географии для развития гражданско-патриотических качеств личности обучающегося....
МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИКУМА ПО ОСНОВАМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ.
В процессе эксперимента мы часто обращаемся к опросам, которые помогают понять изменения в отношении ребят к нравственности, их поведению, выявить насущную проблему, волнующую школьников. Так, наприме...