Статья. Тема: " Реализация идей системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры.
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Ботвина Наталья Евгеньевна

 

Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе

 

  Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт унифицирует темы и подходы преподавания, благодаря чему обучающийся сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении. Стандарт включает в себя следующие требования:

- Требования к структуре основных образовательных программ (учитываются составляющие части предметов, количество часов, соотношение обязательной и вариативной части программ)

- Требования к условиям реализации основных образовательных программ (это условия в которых реализуется образовательная программа т.е. количество педагогов, финансирование, МТО)

- требования к результатам освоения основных образовательных программ (навыки и знания которыми должен овладеть ученик (предметные, метапредметные, личностные)

и если говорить о конечном результате. то стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.

Для каждого учителя-предметника наиболее значимым является раздел - структура основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Для реализации требований, каждый учитель разрабатывает для своего предмета образовательную программу, к которой тоже есть свои требования. Это три раздела:

1. Целевой (цели, задачи и планируемые результаты освоения программы)

2. Содержательный (отражает темы и блоки программы, направленной на достижение личных. метапредметных и предметных компетенций учащихся)

3. Организационный (условия организации учебного процесса (план. мероприятия)

 

 

 

Данная программа позволяет учителю решать приоритетные задачи стандартов:

- развивать и воспитывать личность обучающихся

- учить детей учиться, а не только осваивать материал

- обеспечивать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений

- получать итоговую оценку в обучении (достижение личных, предметных и метапредметных результатов)

Для достижения поставленных задач в процессе обучения необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии и системно-деятельный подход.

" Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь". Подход в обучении при котором ученик сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно-деятельностным

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим лицом. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры проводится через:

- формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями

- многообразие средств, методов и методических приемов обучения (применение подводящих упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей, игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации урока)

- вариативность выполнения физических упражнений. Они выполняются с изменением отдельных характеристик движения (пространственных, временных. Силовых и других)

- разнообразие ФУ (базовые виды спорта, ОРУ с предметами и без предметов)

 

- разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста. Подготовленности и индивидуальных особенностей детей

- прикладной характер физкультуры (подготовка к трудовой деятельности, к службе в армии)

- проектирование процесса индивидуальных программ оздоровлени, спортивного и физического совершенствования. При этом обучающийся самостоятельно проектирует и реализует свое физическое развитие.

При проведении урока физической культуры учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделения содержательной области (могу). Организовывает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия. Помогает ребятам разобраться, что стало причиной затруднения при выполнении задания, выявить причину и установить каких именно знаний не хватает для устранения причины и выполнения поставленной задачи. Так же основными особенностями урока является то, что на уроке ученики самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока, планируют способы достижения целей и задач. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная формы работы) Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль и взаимоконтроль), формулируют затруднения и корректируют самостоятельно. Учащиеся участвуют в оценке деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). В заключительной части урока проводится рефлексия (дети сами дают оценку чему они научились на уроке, что получилось, что не получилось)

В заключении хочется отметить, что использование системно-деятельностного подхода в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры, спорта и сохранения здоровья.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ботвина Н.Е., учитель физической культуры

ГБОУ СОШ №386 Кировского района Санкт-Петербурга

Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе

  Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт унифицирует темы и подходы преподавания, благодаря чему обучающийся сможет получить все необходимые знания и навыки в любом образовательном учреждении. Стандарт включает в себя следующие требования:

- Требования к структуре основных образовательных программ (учитываются составляющие части предметов, количество часов, соотношение обязательной и вариативной части программ)

- Требования к условиям реализации основных образовательных программ (это условия в которых реализуется образовательная программа т.е. количество педагогов, финансирование, МТО)

- требования к результатам освоения основных образовательных программ (навыки и знания которыми должен овладеть ученик (предметные, метапредметные, личностные)

и если говорить о конечном результате. то стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.

Для каждого учителя-предметника наиболее значимым является раздел - структура основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Для реализации требований, каждый учитель разрабатывает для своего предмета образовательную программу, к которой тоже есть свои требования. Это три раздела:

1. Целевой (цели, задачи и планируемые результаты освоения программы)

2. Содержательный (отражает темы и блоки программы, направленной на достижение личных. метапредметных и предметных компетенций учащихся)

3. Организационный (условия организации учебного процесса (план. мероприятия)

Данная программа позволяет учителю решать приоритетные задачи стандартов:

- развивать и воспитывать личность обучающихся

- учить детей учиться, а не только осваивать материал

- обеспечивать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений

- получать итоговую оценку в обучении (достижение личных, предметных и метапредметных результатов)

Для достижения поставленных задач в процессе обучения необходимо использовать информационно-коммуникативные технологии и системно-деятельный подход.

" Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь". Подход в обучении при котором ученик сам добывает знания в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется системно-деятельностным

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. Очевидно, что переход на новые образовательные стандарты предполагает совершенствование урока — основной формы организации обучения. Учитель должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным действующим лицом. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода, отражают слова К. Д. Ушинского: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

Реализация деятельностного подхода на уроках физической культуры проводится через:

- формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями

- многообразие средств, методов и методических приемов обучения (применение подводящих упражнений, расчлененного и целостного методов обучения, интенсивных методов обучения и развития двигательных способностей, игровые и соревновательные методы, фронтальный, групповой и индивидуальный способы организации урока)

- вариативность выполнения физических упражнений. Они выполняются с изменением отдельных характеристик движения (пространственных, временных. Силовых и других)

- разнообразие ФУ (базовые виды спорта, ОРУ с предметами и без предметов)

- разноуровневые задания для обучающихся с учетом состояния здоровья, пола, возраста. Подготовленности и индивидуальных особенностей детей

- прикладной характер физкультуры (подготовка к трудовой деятельности, к службе в армии)

- проектирование процесса индивидуальных программ оздоровлени, спортивного и физического совершенствования. При этом обучающийся самостоятельно проектирует и реализует свое физическое развитие.

При проведении урока физической культуры учитель создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в деятельность (хочу) и выделения содержательной области (могу). Организовывает подготовку учащихся к самостоятельному выполнению учебного действия. Помогает ребятам разобраться, что стало причиной затруднения при выполнении задания, выявить причину и установить каких именно знаний не хватает для устранения причины и выполнения поставленной задачи. Так же основными особенностями урока является то, что на уроке ученики самостоятельно формулируют тему, цели и задачи урока, планируют способы достижения целей и задач. Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная формы работы) Учащиеся осуществляют контроль (самоконтроль и взаимоконтроль), формулируют затруднения и корректируют самостоятельно. Учащиеся участвуют в оценке деятельности по ее результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей). В заключительной части урока проводится рефлексия (дети сами дают оценку чему они научились на уроке, что получилось, что не получилось)

В заключении хочется отметить, что использование системно-деятельностного подхода в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры, спорта и сохранения здоровья.

Литература:

Fgos/foxford/ru –статья.

Gimhazia6-vorkuta/narod/ru –статья.

Pedrazvitie/ru – статья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В Законе  «Об образовании в Российской федерации» сказано: "Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Педагог должен воспитывать г...

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ

СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ «ОТ ДВИЖЕНИЯ К МЫШЛЕНИЮ...

Системно-деятельностный подход на уроках физической культуры "От движения к мышлению"

Используя системно-деятельностный подход на уроке физической культуры, развиваю индивидуальные способности каждого ученика, обеспечивая его физическое развитие и саморазвитие....

Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода

quot;Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности в процессе реализации идей системно-деятельностного подхода" ...

Презентация "Системно - деятельностный подход на уроках физической культуры как средство повышения уровня физической подготовленности обучающихся"

В настоящей презентации  расскажу о практических достижениях профессиональной деятельности в области применения системно-деятельностного подхода.Ключевые понятия темы: образовательное воздействие...

Статья - "Реализация идей компетентностного подхода на уроках физической культуры

Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека....