Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательного режима и физической подготовленности (качеств) в процессе здоровьесберегающей деятельности.
методическая разработка по физкультуре по теме
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников из-за растущей учебной нагрузки и гиподинамии на общем фоне социально-психологического дискомфорта. По окончании одиннадцатилетнего обучения школа должна выпустить гармонично развитого и «физически совершенного» выпускника, что является одной из основных задач каждого педагогического коллектива образовательного учреждения. Выполнение тестов по физической подготовленности учащихся не дают объективной картины развития учащихся и не отражают общую динамику физического развития учащегося. Но это проблему можно решить и решать ее надо не индивидуально, а всем коллективом образовательного учреждения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников из-за растущей учебной нагрузки и гиподинамии на общем фоне социально-психологического дискомфорта. По окончании одиннадцатилетнего обучения школа должна выпустить гармонично развитого и «физически совершенного» выпускника, что является одной из основных задач каждого педагогического коллектива образовательного учреждения. Выполнение тестов по физической подготовленности учащихся не дают объективной картины развития учащихся и не отражают общую динамику физического развития учащегося.
В своей работе с учащимися я, как учитель физической культуры, основной целью ставлю – формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательной деятельности и развитие физических качеств школьников.
Исходя из этого, в процессе комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся, я решаю следующие задачи:
• разъясняю учащимся положительное влияние физической культуры и, в частности, двигательной активности на организм, которая способствует подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма;
• вырабатываю практические умения и навыки в процессе формирования гармоничного развития учащихся;
• формирую положительную мотивацию к занятиям физической культурой;
• пропагандирую и поощряю желание учащихся стремиться к здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), на которые я опираюсь в своей работе, составляя совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников основам сохранения здоровья, являются одной из самых перспективных образовательных систем ХХІ века и представляют качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Для решения поставленных задач я ежегодно провожу мониторинг динамики физического развития подростков, возрастных и гендерных особенностей мотивации развития подростков в плане гармонизации кондиционных способностей.
Так, одно из проведенных в Лицее № 37 исследований учащихся 3-х возрастных групп ставило целью - выяснить степень положительной динамики наблюдаемых изменений в 3-х показателях физической подготовленности: скоростно-силовых, силовых качеств и гибкости.
Для сравнения динамики полученных разноразмерных величин трех показателей физического развития нами был рассчитан простейший индекс относительного изменения указанных величин.
(Х2-Х1)/ Х2 =Δ ,где
Δ – развитие физических качеств, выраженное в долях единицы от +1 до – 1.
Х1 – средне арифметический показатель уровня развития физических качеств за первый период.
Х2 – средне арифметический показатель уровня развития физических качеств за второй период.
Показатели индекса (х2-х1)/х2 развития физических качеств
учащихся Лицея №37 за учебный год
Девочки | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Прыжок в длину с места | Сгибание разгибание туловища | Наклон вперед из положения сед | подтягивание | |
Младшая | 0,17 | 0,16 | 0,78 | 0,2 |
Средняя | -0,03 | 0,2 | 0,2 | -0,08 |
Старшая | 0,01 | 0,3 | 0,2 | 0,03 |
Мальчики | ||||
Прыжок | Пресс | Гибкость | подтягивание | |
Младшая | 0,2 | 0,13 | 0,8 | 0,38 |
Средняя | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,01 |
Старшая | 0,04 | 0,1 | -0,24 | -0,03 |
Анализ стандартных показателей физического развития в младшей, средней и старшей группе показал, что:
• за период обучения (1 год) в группе юношей и девушек не произошло развитие силовых и скоростно-силовых показателей. Это приводит к снижению двигательной активности, слаборазвитый мышечный аппарат, который передает органам импульсы низкой, едва необходимой чистоты, что ухудшает в первую очередь работу мозга и внутренних органов. У таких людей снижены энергетические резервы в нервных клетках и уровень иммунной защиты;
• в группе юношей за тот же период показатели кондиционных способностей, определяющие развитие брюшного пресса и подвижность опорно-двигательного аппарата, наблюдается снижение и «регресс» в развитии. Снижение показателей в подвижности опорно-двигательного аппарата связано с возрастными особенностями юношей старшего школьного возраста, так как наблюдаются изменения психологического характера в отношении к себе самому, меняются цели, на первый план выходят учеба, поступление в ВУЗы.
Диагностика в группе девушек за учебный год показала, что у них наблюдается позитивная динамика в показателях направленных на развитие брюшного пресса и подвижности опорно-двигательного аппарата. Это связано с подростковым желанием быть лучше, чем другие, выделяться среди остальных, коррекцией телосложения. Их желание совершенствовать себя исходит не столько от них самих, сколько от окружающей их среды.
Отдельно хочу сказать о физическом качестве – выносливость, которая
играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья.
Сенситивный период развития выносливости затрагивает весь школьный возраст, что дает возможность совершенствовать его функциональные возможности. Наиболее распространённым методом для выполнения упражнений способствующих развитию общей выносливости является метод стандартного выполнения упражнения в равномерном режиме. Однако, для целенаправленного развития общей выносливости необходимо разнообразить применяемые методы. Для этого возможно выполнение упражнений общей выносливости методом стандартного выполнения упражнения в режиме повторной нагрузки. Для учащихся старшего школьного возраста и наиболее подготовленных учеников целесообразно применение циклических упражнений методом переменно-непрерывного упражнения. Наиболее сложным является выполнение упражнений в переменно-интервальном режиме, которое возможно лишь при соответствующей подготовке занимающихся. Также для воспитания общей выносливости может использоваться метод круговой тренировки выполнения физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы. Необходимо помнить, что оздоровительный эффект аэробной нагрузки находится в диапазоне чистота сердечных сокращений 130–140 уд. в мин., так как в этом случае наблюдается наибольший ударный объём сердечной мышцы.
Данные мониторинга позволяют педагогическому коллективу (учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, классным руководителям) планировать и реализовывать на практике более эффективные формы и методы здоровьесберегающих технологий, которые способствуют совершенствованию различных функций организма и гармоничному развитию личности ребенка..
Я, как учитель физической культуры, отслеживая динамику изменения физических качеств в процессе возрастного развития школьников, планирую комплекс упражнений, направленных на развитие отстающих физических качеств. Физические упражнения являются одним из важнейших средств улучшения здоровья и должны быть организованы в соответствии с организационно-методическими требованиями процесса физического воспитания.
В результате проведенного исследования было выявлено, что у юношей отстают в развитии такие физические качества, как гибкость и сила, то в урок я включаю виды деятельности, которые направлены на создание положительной мотивации к гармоничному развитию учащихся и на их желание совершенствовать отстающие физические качества и двигательные способности, а именно:
1. выбираю вид спорта и подбираю соответствующие упражнения, специфика которых будет способствовать развитию отстающих качеств. Например, на разделе игры волейбол: передача и прием набивных мячей одной и двумя руками; броски и толкание набивных мячей одной и двумя руками; подкидывание набивного мяча с последующим выпрыгиванием, ловля мяча, отбивание его руками; выталкивание, стоя на обеих ногах и упираясь плечом в плечо; выталкивание в приседе, упираясь плечом в плечо.
2. совместно с учащимися в ходе урока определяю, какое движение необходимо довести до уровня двигательного навыка и умения, а какое – до ознакомления, развивая тем самым осознанное восприятие выполняемых движений (в определенных видах игр);
3. в каждый урок включаю упражнения на растягивание мышц, суставных связок и мышечных сухожилий с увеличением амплитуды движения, выполняемые с отягощением и без, для этого я применяю упражнения, где один партнер выполняет пассивное движение при активной помощи другого; в которых один партнер выполняет движение, а другой оказывает сопротивление; упражнения, где мяч используется в качестве опоры или как ориентир.
4. ежеурочно увеличиваю объем упражнений, направленных на развитие силы динамического характера. Применяю, в основном, упражнения с набивными мячами, упражнения с отягощением собственной массы тела, а так же упражнения из раздела атлетической гимнастики. При составлении комплекса упражнений учитываю заинтересованность учащихся в избранном ими виде спорта. При положительном эмоциональном фоне можно добиться наилучших результатов, поэтому обязательно включаю игровые формы.. Например, игра «Достань камешек». Для игры требуется крепкая веревка длиной 2-3 метра и два камешка. Двое соревнующихся берутся за концы веревки, расходятся, натягивая ее. На равноудаленное расстояние от каждого участника кладется камешек. По сигналу каждый старается перетянуть противника, достать свой камешек.
5. анализируя результаты диагностики и наблюдая прирост скоростно- силовых показателей, я совмещаю упражнения, направленные на развитие динамической силы с упражнениями на скорость, что и дает положительный результат.
Промежуточная диагностика, проведенная в январе следующего учебного года, показала, что в результате проведения данных комплексов упражнений у этой группы учащихся повысился уровень показателей исследуемых мною физических качеств. Это позволило мне сделать вывод, что выбранные упражнения дают положительный результат, а предложенный учащимися вид спорта создает положительный эмоциональный фон на уроке, способствует совершенствованию тактико-технического мастерства и развитию мыслительной деятельности учащихся. Таким образом, создана положительная мотивация на формирование двигательной активности каждого учащегося.
Показатели динамики изменений физических качеств у девушек в средней возрастной группе снижены: силовые и скоростно-силовые (прыжок в длину с места). С повышающимися умственными нагрузками увеличивается психо-эмоциональное напряжение школьников, сопровождающиеся ощущениями дискомфорта.
Учитывая, возрастные особенности и сенситивные периоды развития этих качеств, я применяю следующие упражнения:
• дыхательная гимнастика. Большим преимуществом для выполнения дыхательных упражнений и снятия эмоционального напряжения в условиях урока физической культуры является: относительная простота упражнений; возможность выполнения дыхательных упражнений фронтальным методом; независимость от особенностей образовательных задач урока физической культуры; вынужденная смена деятельности занимающихся с умственной на физическую; оздоровительный эффект дыхательных упражнений.
• упражнения со средними отягощениями, выполняемые с максимальной скоростью одиночного сокращения; упражнения со средним сопротивлением и установкой на максимально возможную скорость одиночного движения, используемые для развития силы рук.
• упражнения на развитие силы скоростно-силовых показателей ног. Упражнение осуществляется посредством прыжков на максимальную высоту, с последующим выпрыгиванием с помощью "ударного" метода, заключающегося в максимальном выпрыгивании вверх после прыжка в глубину с возвышения.
Оптимизация урока физической культуры в сторону повышения его оздоровительного эффекта должна решаться каждым учителем физической культуры индивидуально, исходя из имеющихся условий и средств, опыта и профессионализма и, в первую очередь, понимания необходимости участия в решении данной проблемы.
Продолжая работу над выработкой положительной мотивации к развитию физических качеств, я, являясь руководителем спортивной секции по волейболу, стараюсь совершенствовать у учащихся не только тактико-техническое мастерство, но и создавать оздоровительный эффект при помощи специальных упражнений. У ученика может быть несколько различных мотивов, между которыми, вследствие их противоречивости, идет борьба. В результате более сильный (действенный) мотив побеждает и организует свою активность. Моя задача, как преподавателя и руководителя спортивной секции, заключается в том, чтобы мотив физического совершенствования был доминантным.
На протяжении двух лет я проводил диагностику у другой группы учащихся, посещающих не только уроки физической культуры, но и спортивную секцию. Результаты диагностики убедительно доказывают, что развитие физических качеств: скоростно-силовых, силовых качеств и гибкости заметно возросло, что позволяет мне сделать вывод о необходимости комплексного подхода к совершенствованию физических качеств на уроках, во внеурочной деятельности и в спортивных секциях.
Совершенствовать физическую подготовленность учащихся, создавать потребность в здоровом образе жизни, развивать личностные и спортивные качества подростков – все это является основополагающей задачей учителя физической культуры, который может и должен помогать детям укреплять свое здоровье и самосовершенствоваться.
На создание положительной мотивации гармоничного развития физических качеств и формирования здорового образа жизни направлена созданная в Лицее система здоровьесберегающей деятельности. Все запланированные и проводимые мероприятия помогают школьникам осознать ценность здоровья, здорового образа жизни, самореализоваться в различных видах деятельности, сформировать двигательные и поведенческие основы здорового образа жизни, раскрыть свои резервные возможности. А взаимосвязь урочных и внеурочных форм занятий, домашних заданий, активного участия учащихся в спортивно-массовых мероприятиях школы, города, области улучшает физическую подготовленность учащихся, создает потребность в здоровом образе жизни, развивает личностные и спортивные качества подростков. В результате этого взаимодействия укрепляется здоровье детей, формируется потребность систематически заниматься физической культурой, спортом, познавать свои физические резервы, добиваться успехов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В современном обществе обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников из-за растущей учебной нагрузки и гиподинамии на общем фоне социально-психологического дискомфорта.
Цель физического воспитания достижение и сохранение оптимального уровня здоровья
Цель МОУ По окончании одиннадцатилетнего обучения школа должна выпустить гармонично развитого и «физически совершенного» выпускника, что является одной из основных задач каждого педагогического коллектива образовательного учреждения .
Цель учителя Формирование физического здоровья учащихся через оптимизацию двигательной деятельности и развитие физических качеств школьников.
Состояние моторики детей выражается в их двигательном опыте и степени проявления двигательных способностей. Физическая подготовленность, в каждом конкретном возрастном периоде, в значительной степени зависит от уровня морфо-функционального созревания организма детей, а также от уровня генетической обусловленности его структур и функций .
Грамотное применение специально подобранных и дозированных физических упражнений во время усиленного естественного морфо-функционального развития организма детей способствует совершенствованию соответствующих процессов, достижению значительного улучшения функциональных возможностей всех систем организма
Задачи учителя разъяснять учащимся положительное влияние физической культуры и, в частности, двигательной активности на организм, которая способствует подъёму общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма; вырабатывать практические умения и навыки в процессе формирования гармоничного развития учащихся; формировать положительную мотивацию к занятиям физической культурой; пропагандировать и поощрять желание учащихся стремиться к здоровому образу жизни.
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ НЕОБХОДИМО ЕЖЕГОДНО ПРОВОДИТЬ МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОЗРАСТНЫХ И ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКОВ В ПЛАНЕ ГАРМОНИЗАЦИИ КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И КООРДИНАЦИОННЫХ.
Данные мониторинга позволяют педагогическому коллективу (учителям физической культуры, педагогам дополнительного образования, классным руководителям) планировать и реализовывать на практике более эффективные формы и методы здоровьесберегающих технологий, которые способствуют совершенствованию различных функций организма и гармоничному развитию личности ребенка.
Для сравнения показателей физического развития ребенка учителями Лицея был рассчитан индекс относительного изменения указанных величин
Изменения уровня развития физических качеств с 9 по 11 класс ( юноши )
Изменения уровня развития физических качеств с 7 по 9 класс ( юноши )
Изменения уровня развития физических качеств с 1 по 3 класс ( юноши )
Изменение уровня развития физических качества за 2008-2009 уч. год
Изменение уровня развития физических качества за 2009-2010 уч. год
Изменение уровня развития физических качества за 2010-2011 уч. год (юноши)
Изменение показателей развития у Куряча Михаила за период 2008-2011 год (с 7 по 9 класс)
Изменение показателей развития у Целикова Евгения за период 2008-2011 год (с 9 по 11 класс)
Изменение показателей развития у Орлова Валерия за период 2008-2011 год (с 1 по 3 класс)
Изменений показателей развития у трех юношей за 2008-2011 года
Совершенствовать физическую подготовленность учащихся, создавать потребность в здоровом образе жизни, развивать личностные и спортивные качества подростков – все это является основополагающей задачей учителя физической культуры, который может и должен помогать детям укреплять свое здоровье и самосовершенствоваться. ВЫВОДЫ:
Оптимизация урока физической культуры в сторону повышения его оздоровительного эффекта должна решаться каждым учителем физической культуры индивидуально , исходя из имеющихся условий и средств, опыта и профессионализма и, в первую очередь, понимания необходимости участия в решении данной проблемы. ВЫВОДЫ:
ВЫВОДЫ: Отслеживая динамику изменения физических качеств в процессе возрастного развития школьников, необходимо планировать ряд мероприятий направленных на гармоничное развитие физических качеств и укрепление здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя истории "Формирование исследовательских умений учащихся через работу с письменными источниками на уроках истории и во внеурочной деятельности"
Материал содержит опыт работы учителя истории....
"Формирование индивидуального здоровья обучающихся через использование спортивных игр на уроках физической культуры».
Практические навыки и познавательная деятельность будут способствовать продолжению работы по формированию индивидуального здоровья обучающихся. Знания и навыки по исп...
Формирование ключевых компетентностей учащихся через оптимизацию образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС нового поколения
Одним из приоритетов школьного образования сегодня становится овладение знаниями о современном обществе и умение применять их в конкретных жизненных ситуациях. Получение достоверной социальной информа...
Формирование физически здоровой личности через знания о здоровом образе жизни
Здоровье – это сложное комплексное явление, которое включает несколько более узких категорий, таких как здоровье физическое, психическое, психологическое, душевное и т.д. Все данные типы здоровья тесн...
Оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры
Школьный возраст – важный этап в развитии личности. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображения ребенка, подталкивают к самостоятельному...
Укрепление и сохранение физического здоровья обучающихся , формирование здорового образа жизни через оптимизацию двигательного режима и физической подготовки школьников
Сущность педагогической системы, по которой работаю,заключается в личностно - ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой,...
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дать характеристику факторам, влияющим на двигательную активность школьников старшего возраста и определить влияние различных двигательных режимов на физическое состояние и здоровье обучающихся....