Оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры
материал по физкультуре на тему

Школьный возраст – важный этап  в развитии личности. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображения ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию к проявлению творчества. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем.  

Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие развитие ребенка. В случаи  ограничения этой потребности дети перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому уже в первом классе важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, ритмическими упражнениями, народными играми. Большинство  возможности для этого имеет физическое воспитание. Заботясь о  физической нагрузке,  учитель не должен забывать о любознательности и заинтересованности, формирующем познавательномся  интересе. Цель педагога состоит в том, чтобы занятия приносили детям радость,  поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности, обращая внимание на красоту и совершенство человеческого тела, удовольствия от движения.  

        «Игра представляют  собой наиестественнейший  вид физических упражнений.  … Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верна, как, например, при подвижных играх.… Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь, организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела…Игры, бесспорно, оставляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений

    В связи с этими требованиями обязательной оздоровительной направленности образовательного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников,  к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохраняя и укрепляя здоровья, а  также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии.  Являясь  неотъемлемым  компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей  и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем в физическом развитии и продолжают существовать в реальной жизни. Но результативно  это может проходить только в том случаи, если педагог  не только хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, но и владеет рациональной технологией, разнообразных подвижных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно  - профилактического потенциала в неразрывном единстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Оптимизации двигательных режимов на уроках физической культуры"

Методическая разработка

Подготовил учитель по физической культуре

Государственного автономного профессионального образовательного учреждения города  Москвы «Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

Кононыхина Елена Анатольевна

г. Москва 2016

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, гиподинамия, двигательная активность, массовый спорт, оздоровительная физическая культура, порог анаэробного обмена.

Здоровье как важнейшее свойство живого организма применительно к человеку является мерой духовно-двигательной культуры, показателем качества жизни и в то же время результатом нравственных положений социальной политики. Здоровье как социально-биологическая основа жизни всего человечества есть в конечном счете результат политики государства, создающего у своих граждан духовную потребность в том, чтобы относиться к своему организму как к необходимой основе реализации своего предназначения к продлению полноценного рода, как к задаче энергетического обеспечения созидательного труда, гарантии совершенного генофонда, основе развития творчества и духовности.

В настоящее время в связи с научно-техническим прогрессом, автоматизацией производственных процессов ограничивается двигательная активность (ДА) человека. Гиподинамия становится болезнью XXI века. Доля мышечных усилий, как отмечает А.И. Берг, в энергетическом балансе человечества за последние 100 лет сократилась с 94 до 1%. Именно поэтому проблема оздоровительной физической культуры приобретает в наши дни исключительную практическую значимость. Ведь занятия оздоровительной физической культурой и массовым спортом - это путь к искусственному увеличению физической активности человека для удовлетворения его естественных потребностей в движениях. Потребность эта запрограммирована природой. Объем мышечных усилий наших предков был достаточно большим, при этом энергообмен за сутки составлял примерно 5000 ккал, тогда как в настоящее время на мышечную работу человек физического труда затрачивает 1200-2000 ккал, а люди умственного труда - значительно меньше. Низкий уровень активности мышц, составляющих около 40% массы тела человека, опасен для организма. Геронтологи отмечают, что долгожителями, как правило, являются люди, живущие в достаточно суровых условиях, требующих напряжения физических сил.

Известно, что под воздействием физической нагрузки улучшается синтез белка не только в самих работающих мышцах, но и в других органах и тканях, увеличивается масса крови, снижается риск образования тромбов в сосудах, улучшается работа печени, почек, повышается работоспособность. Однако физическая нагрузка будет полезной только тогда, когда она оптимальна, особенно для лиц с ослабленным здоровьем, перенесших серьезные заболевания, для людей старшего возраста и особенно для детей и подростков. В связи с этим важной проблемой является определение критического минимума ДА для занимающихся оздоровительной физической культурой и массовым спортом. Под критическим минимумом ДА подразумеваются те граничные параметры рационально организованной двигательной деятельности в условиях повседневного быта, отступление от которых в сторону уменьшения ведет к регрессу функциональных возможностей организма (Л.П. Матвеев). Вместе с тем чрезмерность физических нагрузок также может негативно сказаться на здоровье человека.

Чтобы обеспечить человеку здоровье, высокую работоспособность и долголетие, одни специалисты рекомендуют делать в день от 10 до 30 тыс. шагов, другие - заниматься физическими упражнениями не менее 6-10 ч в неделю. Современному взрослому человеку, если его работа не связана с физическим трудом, для компенсации гиподинамии на занятия физическими упражнениями необходимо отводить до 10 ч в неделю, т.е. примерно 1,5 ч в сутки (М.Я. Виленский, В.И. Ильинич). В этом случае при занятиях ходьбой норма ДА взрослого человека составляет 10 - 14 тыс. шагов в день, или 7-10 км. В настоящее время такую нагрузку имеют менее 50% горожан. Например, ДА учителей школ и преподавателей вузов составляет в среднем только 2,1 - 4,3 тыс. шагов в сутки (1,5 - 3 км). Необходимый уровень ДА зависит от состояния здоровья, физической подготовленности и возраста занимающихся оздоровительной физической культурой. Так, людям среднего возраста (35-60 лет) с невысоким уровнем физической подготовленности для профилактики ишемической болезни сердца целесообразно проходить ежедневно хотя бы по 5 км (А.Н. Климов, Б.М. Липовецкий), постепенно увеличивая дистанцию до 7-10 км в соответствии с ростом физической работоспособности. У молодых людей с достаточно высоким уровнем физической работоспособности необходимый уровень ДА может быть достигнут благодаря повышению интенсивности физических упражнений. Однако для занятий оздоровительной физической культурой существуют пределы, которые ограничивают интенсивность физических нагрузок.

Таким пределом является порог анаэробного обмена (ПАНО) - показатель интенсивности работы, при превышении которого в организме возникает дефицит кислорода, накапливается кислородный долг, в крови и тканях повышается концентрация молочной кислоты и быстро наступает утомление. Известно, что при занятиях оздоровительной физической культурой нагрузки должны выполняться до уровня ПАНО, т.е. в аэробной зоне, когда организм получает необходимое количество кислорода во время самой работы. Это упражнения умеренной интенсивности. У лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой, ЧСС на уровне ПАНО составляет для пожилых примерно 140-150 уд/мин, для молодых - 160-170 уд/мин и в каждом конкретном случае зависит от физической подготовленности человека.

С повышением аэробной работоспособности уровень ПАНО увеличивается. Выполнение длительных, но неинтенсивных физических упражнений в зоне аэробного энергообеспечения (ходьба, бег, плавание и т.д.) было названо К. Купером аэробикой.

При занятиях аэробикой с ростом физической работоспособности и повышением ПАНО как раз и создаются условия для повышения интенсивности работы и достижения необходимого уровня физической активности за меньшее количество часов физической работы в недельном цикле занятий оздоровительной физической культурой. Так, К. Купер считает, что минимум необходимой ДА (1000 ккал на физическую работу) может быть обеспечен 15 км медленного бега в неделю (30-40 мин в день), и не советует превышать границу 25 км, полагая, что пробегание больших дистанций уже не решает задач укрепления здоровья и связано или с подготовкой к соревнованиям, или с удовлетворением самолюбия. По мнению кардиолога А. Обермана, такая нагрузка может значительно улучшить состояние здоровья.

Однако существуют и другие точки зрения: для нормальной жизнедеятельности человека и поддержания хорошего здоровья необходимо тратить на физические упражнения 2-3 тыс. ккал в неделю (Е. Миллер). Такую нагрузку можно получить при 3-4-разовой тренировке в неделю (по 1 ч бега). При этом недельная нагрузка составляет 3040 км. Считается, что подобные нагрузки оптимальны для укрепления здоровья, повышения аэробной физической работоспособности человека, и такую недельную тренировку целесообразно распределять между бегом, плаванием и спортивными играми. Но на рекомендуемый уровень ДА могут выйти только практически здоровые люди при многолетних систематических занятиях аэробикой. Люди же с отклонениями в состоянии здоровья могут заниматься адаптивной физической культурой.

Максимальный объем физической нагрузки, который используется любителями бега при занятиях оздоровительной физической культурой, - 60-80 км в неделю. Более длительная беговая нагрузка может привести к перенапряжению сердечно-сосудистой системы и опорно-двигательного аппарата. При занятиях оздоровительной физической культурой следует различать минимальный, оптимальный и максимальный уровни ДА.

При минимальной ДА поддерживается достигнутый уровень физической подготовленности и состояния здоровья. Уменьшение физической активности (ниже этого уровня) ведет к гипокинезии, возникновению и развитию различных заболеваний организма. При оптимальном уровне систематически выполняются довольно большие нагрузки, выходящие по интенсивности на ПАНО. Выше этого уровня работа будет происходить (в большей или меньшей степени) в анаэробных условиях, что снижает оздоровительный эффект и может вести к перенапряжению и заболеваниям. Такие нагрузки можно отнести к максимальным. Оптимальный уровень ДА способствует совершенствованию аэробных возможностей, улучшению состояния сердечно-сосудистой, дыхательной, нервно-мышечной систем, увеличению резервов организма, замедлению процессов старения. Эти эффекты во многом связаны с адаптивным синтезом белка, что стимулирует увеличение клеточных структур, активирование синтеза ферментов и улучшение жизнедеятельности организма.

В процессе занятий по мере совершенствования физической работоспособности человека повышается уровень ПАНО, расширяются границы аэробной зоны и все более интенсивные нагрузки совершаются за счет аэробных источников энергии. Это в еще большей степени повышает функциональные возможности организма, укрепляет здоровье, отодвигает старость, но физические нагрузки тем не менее должны оставаться в оптимальной зоне физической активности человека.

Как известно, рост функциональной подготовленности человека при многолетних занятиях оздоровительной физической культурой ограничивается генетическими особенностями его организма, состоянием здоровья, возрастом. Процессы старения, снижая возможности организма, ухудшают адаптацию к физическим нагрузкам и уменьшают резервы организма. Это приводит к тому, что начиная с определенного возраста, несмотря на систематические тренировки, физическая работоспособность вначале стабилизируется на достигнутом уровне, а затем начинает снижаться. Особенно заметны эти процессы в период с 50-60 лет. С этого времени начинают ограничиваться аэробные возможности организма, снижается уровень ПАНО, а следовательно, те нагрузки, которые раньше были оптимальными, становятся неадекватными, чрезмерными, могут привести к перенапряжению и ускорению процессов старения.

В связи с этим подход к рассмотрению проблемы старения организма требует существенного пересмотра как интенсивности оздоровительной тренировки, так и ее объема. Причем при снижении интенсивности (с тем чтобы работа проходила в аэробной зоне) длительность физических нагрузок даже увеличивается.

И.А. Аршавский считает оптимальной такую неоднозначную по длительности и интенсивности ДА, которая создает в организме условия для индукции избыточного анаболизма, т.е. увеличивает его энергетический потенциал, что, в свою очередь, обеспечивает оптимальное функционирование организма при выполнении основных социально необходимых функций (учебы, трудовой деятельности, службы в армии и др.).

С понятием об оптимуме тесно связан вопрос о критериях его измерения и оценки. Разные авторы подходят к измерению параметров и оценке ДА с различных позиций. Так, X. Моль и К. Купер измеряют ДА временем и интенсивностью, оценивая ее достаточность (или недостаточность) суммой баллов, набранных за неделю. Критерием оценки системы тренировки на выносливость (аэробики) авторы избрали показатели физической подготовленности, разработанные шведскими учеными.

М.Ф. Гриненко, Г.Г. Саноян, В.В. Меньшиков подходят к оценке общей ДА с позиции энергетики. Они считают, что оптимальное использование средств физической культуры должно соответствовать оптимуму суточных затрат энергии и строиться с учетом энергозатрат человека на производстве и в быту. Так как оптимальная норма расхода энергии на мышечную деятельность у взрослого человека в сутки определена физиологами в 1200-2000 ккал и известна энергетическая стоимость различных видов деятельности, несложно высчитать, сколько энергии расходуется на мышечную работу, и определить, находится ли она в пределах оптимума, и если нет, то соответствующим образом корректируют ее.

Чтобы выяснить, как взаимосвязан двигательный режим с особенностями заболеваемости, сопоставлялись заболеваемость различными нозологическими формами у рабочих, имеющих неодинаковый объем занятий физическими упражнениями средней интенсивности в неделю, и его распределение, на разное количество видов движений. Анализ данных в целом показал, что наименьшее количество случаев заболеваний и их средняя продолжительность отмечались при объеме ДА 6 ч в неделю, распределенных на 5-6 занятий в возрасте до 30 лет и на 2-3 занятия в возрасте старше 30 лет при выполнении ежедневной утренней гимнастики. Меньшая заболеваемость в возрасте до 30 лет отмечалась при наличии в активе 5-6 видов занятий в годовом цикле, а в возрасте старше 30 лет - 3 видов (Л.Н. Нифонтова, И.С. Биевецкая).

Анализ объективных и субъективных данных профессиональной работоспособности показал, что у трудящихся, нормализовавших свой двигательный режим, утомление к концу рабочего дня стало менее выражено, восстановление к началу рабочего дня было более полным, заболеваемость по количеству случаев снизилась в 1,7 раза, по количеству дней нетрудоспособности в 1,5 раза и оказалась самой низкой по сравнению с другими группами занимающихся.

Динамические наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности рабочих в зависимости от направленности и величины изменений двигательного режима свидетельствовали о том, что существенное ухудшение показателей отмечалось при уменьшении недельного объема занятий физическими упражнениями, в то время как при увеличении двигательной активности, и особенно при достижении ее рациональных норм, существенного ухудшения показателей физического состояния организма вообще не наблюдалось, а 9 показателей из 13 улучшились (Л.Н. Нифонтова).

Общие количественные пределы структурно-нормативной модели рационального двигательного режима трудящихся можно считать научно обоснованными, так как данные, полученные педагогами и экономистами (A.M. Алексеев, Д.И. Дьяков), говорят об одних и тех же количественных пределах рациональных параметров и характеристик двигательного режима. Именно они легли в основу "Единой программы физического воспитания населения" бывшего СССР, где были обозначены пределы рационального недельного объема занятий физическими упражнениями (6 ч), их интенсивность, кратность занятий и их характер.

Аналогичные расчеты оптимального недельного объема ДА были выполнены и для других контингентов населения. Так, для дошкольников он находится в пределах 21-28 ч, для школьников - 14-21 ч, для учащихся СПТУ, студентов средних специальных и высших учебных заведений - 10-14 ч.

Однако индивидуализация нагрузок требует систематического оперативного, текущего и этапного физиологического, врачебного и педагогического контроля функционального состояния организма, его физиологической работоспособности и состояния здоровья для внесения корректировок в выполняемые физические нагрузки. Только при этих условиях занятия оздоровительной физической культурой дают ожидаемый эффект.

Школьный возраст – важный этап  в развитии личности. Богатство окружающего мира, его красочность, звуковая полифония увлекают, будят чувства и воображения ребенка, подталкивают к самостоятельному познанию, действию к проявлению творчества. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учиться любить его и целенаправленно действовать в нем.  

Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие развитие ребенка. В случаи  ограничения этой потребности дети перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому уже в первом классе важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, ритмическими упражнениями, народными играми. Большинство  возможности для этого имеет физическое воспитание. Заботясь о  физической нагрузке,  учитель не должен забывать о любознательности и заинтересованности, формирующем познавательномся  интересе. Цель педагога состоит в том, чтобы занятия приносили детям радость,  поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности, обращая внимание на красоту и совершенство человеческого тела, удовольствия от движения.  

        «Игра представляют  собой наиестественнейший  вид физических упражнений.  … Ни при каком другом способе физических упражнений цель эта не достигается так полно и верна, как, например, при подвижных играх.… Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает и упражняется весь, организм, вследствие чего наивернее достигается желательная гармония между различными частями тела…Игры, бесспорно, оставляют одно из наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений

    В связи с этими требованиями обязательной оздоровительной направленности образовательного процесса диктуют необходимость пристального внимания к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников,  к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохраняя и укрепляя здоровья, а  также предупреждения и устранения недостатков в физическом развитии.  Являясь  неотъемлемым  компонентом оздоровительной среды, игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей  и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем в физическом развитии и продолжают существовать в реальной жизни. Но результативно  это может проходить только в том случаи, если педагог  не только хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, но и владеет рациональной технологией, разнообразных подвижных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно  - профилактического потенциала в неразрывном единстве.

 

  Высокоразвитый человеческий интеллект берет свое начало в человеческих движениях.

                                                                           Г. Доман.

                         

                                 

     Двигательная деятельность – эмоциональный подъем.                                    

                                     

          Природа дала ребенку врожденное стремление к движению, снабдив ценнейшим чувством   - чувством «мышечной радости», которое он испытывает двигаясь. Двигательная активность  - одна из основных генетически обусловленных биологических потребностей человеческого организма, которая дарует человеку сама жизнь.

        Игры с активным физическим компонентом позволяют решить  целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками: удовлетворить их потребность в движении  и стабилизировать    эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные творческие способности, нравственные качества итд.     

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею  положительные  эмоции усиливают физиологические процессы  в организме и улучшают работу всех   органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовлетворение, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус  всего организма.

В целях наиболее эффективного выявления и использования ресурсов игры принято различать  подвижные, спортивные и специальные оздоровительные (коррекционно-оздоровительные) игры.

К подвижным  относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку  и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных  разнообразных и простых движениях, связанных  с вовлечением в работу главным образом  больших мышечных групп и просты по своему содержанию и правилам.  

  К спортивным относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта: они требуют подготовки и спортивного совершенствования  играющих.    Спортивные игры характеризуются   наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство.    Они отличаются от подвижных сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.             

     Специальные оздоровительные игры наряду  с укреплением различных групп мышц, тренировкой вестибулярного аппарата, профилактикой нарушения зрения и осанки снимают утомления, вызванное интенсивными интеллектуальными нагрузками, и создают у игроков состояние психофизиологического комфорта.

    Особое внимание с позиции практики коррекционно - развивающего  образования  заслуживает связь  физического воспитания посредством игр с развитием познавательных процессов учеников. Так установлено положительное влияние подвижных игр не только  на развитие физических качеств детей, но и на формирование структурных единиц психики:  памяти – слуховой, моторно-слуховой, зрительной, воображения - творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения задач; восприятия-степени  развития наблюдательности, объема и адекватности восприятия; наглядно- образцового и логического мышления.

      Вместе с тем задачи,  решаемые, средствами подвижных и спортивных игр  сводятся, не только к повышению объема и разнообразия форм двигательной активности, восстановлении гармонии мышечной деятельности младших школьников и нормированию  психофизической нагрузки, но и к обретению им утраченной, но все еще крайне необходимой   игровой среды.

    Высокий    интерес детей     этого возраста  к свободной двигательной, в том числе   - игровой, деятельности подтверждаются исследованиями.                                                                          

Так по данным анкетированного опроса, свободного времени у учеников начальной школы   в течение дня остается около 3ч. Проводят все это время на воздухе 38% девочек и 35% мальчиков. В выходные дни пребывание не улице  оказывается продолжительнее, т. к около 3х часов проводят на воздухе 72% девочек и 77% мальчиков. Во время прогулок большинство детей предпочитают двигательную активность - 65% девочек занимаются преимущественно прыжками со скакалкой  и 60% - бегом.

У мальчиков    наибольший интерес вызывают упражнения в беге – 82% и игры с мячом 77%.

Интересы мальчиков и девочек в выборе игр в свободное время различны: мальчики ограничиваются небольшим запасом игр и отдают предпочтение играм с мячом – футболу и хоккею по упрощенным правилам.

Игровая деятельность девочек характеризуется более разнообразными двигательными действиями. Среди наиболее интересных игр они называют «Охотники и зайцы», «Прятки», Совушка»,

Примечательно, что в 8 летнем возрасте дети принимают 80% решений относительно участия и неучастия в физической активности, исходя из субъективного оцениваемого ими уровня своей подготовленности.  

Таким образом, разумное использование резервов игровой двигательной активности       - подвижных, оздоровительных игр и  игровых упражнении, игр спортивного характера и др. – должно стать инструментом действенного снижения негативных последствий учебной перегрузки, увеличения уровня ежедневной двигательной активности младших школьников, совершенствования их физических возможностей, и интеллектуальных способностей, повышение психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма с тем, чтобы, в конечном счете, способствовать сохранению и укреплению здоровью.

    В любом классе уже с первых дней обучения выделяются дети с разной степенью моторности (подвижности). По средством простого наблюдения учитель может выделить группу детей большой подвижности, средней подвижности, малоподвижные дети.

     Группы детей большой подвижности, они наиболее активны и энергичны как в процессе уроков, так и на переменах, а в ходе организованных и самостоятельных  подвижных игр  чаще всего бывают лидерами. Вместе с тем нередко именно им бывают, свойственны высокая реактивность и конфликтность поведения. Из- за чрезмерной подвижности такие дети не всегда успевают  вникнуть в суть происходящего, в результате чего у них отмечается невысокая степень осознанности своих действий, в том числе  - в играх со сверстниками.

          Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным, спокойным поведением. Они эмоциональны, азартны, самостоятельно активны, часто сами становятся инициаторами игр. Движения их обычно уверенные, четкие целенаправленные.

            Малоподвижные дети пассивны, вялы, быстро устают. Обычно они держаться в стороне от активных игр и больше тяготеют к спокойным играм, выбирая деятельность не требующие большого пространства; на прогулках меньше находятся в движении.

          В дальнейшем управление режимом двигательной активности школьников предполагает дифференцированную регуляцию, оптимизации двигательной активности детей всех названных групп в течение дня.

      В планировании режима двигательной активности следует учитывать уровень физического развития  и двигательной подготовленности учеников, их индивидуальные особенности поведения, а также степень произвольности (организованности) двигательной активности.

                  Ресурсы режима жизнедеятельности младшего

                              школьника в обеспечении игровой

                                    двигательной активности.

                                                                                                       

Место и время проведения подвижных, оздоровительных игр и игр спортивного характера с  младшими школьниками

         Организованные формы

школа

  Первая половина

учебного дня

физкультурные паузы на общеобразовательных уроках

перемены

динамические паузы между уроками

уроки физической подготовки

Вторая половина учебного дня

Прогулки, «часы здоровья», свободная детская деятельность в группе продленного дня

Физкультурные праздники и досуги (общешкольные, параллели

 классов или отдельного класса)

секции (факультативы) подвижных, народных, спортивных или оздоровительных игр)

семья

Вторая половина учебного дня, выходные дни

Прогулки, самостоятельная стихийная и совместная со взрослым организованная двигательная деятельность

Учреждения дополнительного образования

Преимущественно вторая половина учебного дня, выходные дни

Детские спортивные секции школы

Детские оздоровительные лагеря, школьные площадки

каникулы

Разные виды игр в соответствии с оздоровительной программой лагеря или площадки

                               

      Следует помнить о том,  что детей интересует не только сам процесс игры, но и ее результат. Продукт деятельности в командных подвижных играх – общий, но степень участия вклад каждого игрока в общее дело часто бывает различен.  Поэтому после проведения игры необходимо дать  ее педагогическую оценку, в том числе и в  зависимости от меры участия в ней игроков и качества выполнения ими игровых действий. Так существуют  игры, в которых успех команды является  простой суммой результатов действий ее членов, которые вносят равный вклад в победу, и тогда оценка дается преимущественно всей команде игроков.   Другая группа игр основана  на парном  соревновании и вклад каждого игрока  в успех команды зависит не только от его умений, но и от умений партнера. В таких играх следует оценивать, прежде всего, сплоченность игровых пар, их взаимовыручку. Наконец есть  игры,  в которых действия следующего участника являются как бы продолжением действий  предыдущих детей, поэтому неудачные действия одного ребенка  могут быть компенсированы дополнительными усилиями других. Давая оценку  участия детей в играх этой группы, учитель  может охарактеризовать как общие, так  и индивидуальные качества игроков разных команд.  Во всех случаях  анализ и оценка игры должны быть неформальными, стимулировать детей  к продолжению  участия в играх и не унижать их достоинства.

              Игры, ориентированы на оптимизацию    

                      двигательного режима

                                 игры малой подвижности

          название

     Преобладающие  задачи  

    Ход игры

Джек – Кен-поп (камень-ножницы-бумага)

Развитие быстроты реакции, взаимодействия с партнерам; тренировка мышц руки

Настроение

Развитие мимических движений и навыков невербального общения

Детям предлагается отгадывать настроение  одного из игроков по выражению лица

(грустное лицо, счастливое лицо)

Поймай мяч

Развития внимания памяти, приобретение навыков в бросках и ловле мячей

 Играющие располагаются по кругу

Водящий находится в центре, подбрасывая верх мяч, он называет имя игрока, названный игрок должен поймать мяч. если он поймал мяч, то возвращается на свое место, если же не поймал, то меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Запрещенный цвет

 Развитие быстроты двигательной реакции, внимания координации произвольности двигательных актов

По игровой площадке разбрасываются геометрические фигуры, ведущий называет цвет. По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.

Воробей

Развитие быстроты реакции, произвольности движений, точности броска

Мышеловка

Развитие быстроты реакции, произвольности движений  ориентировки в пространстве

Дети изображают мышеловку, берутся за руки и говорят:

Ах, как мыши надоели: все погрызли,  все поели

Ну, дождетесь же плутовки, доберемся мы до вас  

Вот построим мышеловки  

Переловим всех сейчас.

Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По сигналу ведущего «хлоп» игроки, стоящие в кругу опускают руки и приседают, мышеловка считается захлопнутой.

                          Игры средней подвижности        

 

название

преобладающие задачи

   

         Ход игры

Второй  лишний

Развитие быстроты реакции, произвольности движений

Играющие образуют круг,

став, на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока находятся вне круга, один их них ловит другого. Убегающий может в любой момент встать впереди любого из игроков, и тогда тот, кто оказывается позади, становится убегающим.

Третий лишний

Развитие быстроты реакции, координации движения

Аналогично игре (второй лишний)

Карлики и великаны            

Развитие координации, произвольности   движений, внимания сообразительности, творческого воображения

По команде  педагога »великаны» игроки должны выпрямиться, подняться на носки , по команде»карлики»  - присесть.

   

Кошки - мышки

Развитие ловкости, быстроты реакции и скорости движения, воспитание выносливости

Путанка

Развитие гибкости, произвольности и координации движений

Игроки, взявшись за руки, образуют, круг             начинают запутываться, меняя свое положение в круге, но, не разрывая при этом руки. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком порядке изначально стояли игроки.

Шишки, желуди орехи.

Развитие внимания быстроты, реакции точности.

                         

                                   Игры большой подвижности

       Название

  Преобладающие задачи

          Ход игры

Вызов номеров  

Воспитания внимания, развитие быстроты и ловкости движений чувства товарищества

Играют две команды, ведущий  распределяет игроков  по номерам , игроки услышав свой номер бегут к точке поворота обегают ее и возвращаются на место.

    Жмурки

Воспитания внимания, развитие быстроты и ловкости движений

Воробьи, вороны

 Развитие ловкости координации движений, внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в пространстве

Дети делятся на две команды «воробьи», «вороны»

По сигналу учителя «воробьи» воробьи убегают, а вороны догоняют и наоборот

Два мороза

Развития навыков передвижения, быстроты реакции координации движений, внимания

 Выбирают двух водящих   морозов, морозы обращаются к ребятам:

Мы два брата молодые, два мороза удалые, я - мороз – красный нос, я - мороз синий нос, кто из вас решиться в путь дороженьку пуститься, не боимся мы угроз и не страшен нам мороз

Охотники и утки

Развитие быстроты реакции, произвольности движений

К своим флажкам

Развития внимания памяти, слуха, умения ориентироваться

Космонавты

Развитие быстроты реакции, внимания, воспитание выносливости

Дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам. На какую захотим на такую полетим, но в игре один секрет опоздавшим места нет.

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места в (обруч, круг). Опоздавшие собираются в центре круга.

Литература

1. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов. - М.: Молодая гвардия, 1997.

2. Батурин, К.А. Контроль и самоконтроль при занятиях оздоровительной физической культурой / К.А. БатуринЛ.И. Литвинова. - Мн.: Вышэйш. школа, 1992. - С. 6-9.

3. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман. - М.: Физкультура и спорт, 1983.

4. Дядичкин, В.П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В.П. Дядичкин. - Мн.: Вышэйш. школа, 1990.

5. Кобяков, Ю.П. Модель здоровья человека как структурная основа теории здоровья // Теория и практика физ. культуры, 2006. - № 1. - С. 23-25.

6. Кожанов, В.В. Саморазвитие культуры здоровья студента в процессе спортивно ориентированного физического воспитания / В.В. Кожанов // Теория и практика физ. культуры, 2006. - № 2. - С. 12-15.

7. Попов, С.В. Валеология в школе и дома / С.В. Попов. - СПб.: Союз, 1997.

8. Разумов, А. Здоровье здорового человека / А. РазумовВ. ПономаренкоВ. Пискунов. - М.: Медицина, 1996.

9. Рубцов, А.Т. Группы здоровья / А.Т. Рубцов. - М.: Физкультура и спорт, 1977.

10. Сухаревский, Л. Уметь быть здоровым! / Л. Сухаревский // Спортивная жизнь России, 1985. - № 8. - С. 18-27.

11.         Дереклеева Н.И.   Двигательные игры,  тренинги и уроки здоровья.1-5классы.-М.: ВАКО, 2004. -152с. (Мастерская учителя).

   12.     Маханева М.Д.      Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и в начальной школе:  Методическое пособие. – М.: АРКТИ,2006.  -264с. (Развитие и воспитание)

13.    Степанова  О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе.: Методическое пособие для учителей  начальной школы,  воспитателей  групп продленного дня, педагогов системы дополнительного образования и родителей. Серия игровые технологии» - М.:ТЦ Сфера, 2006.    -144с.

14. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Под. общ. ред. Н.В.Сократова.- М.:ТЦ Сфера, 2007.   -224с (учебное пособие),


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование процесса круговой тренировки для развития двигательных качеств на уроках физической культуры.

Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся.Труд школьника - в основном труд умственный, требующий постоянной концентраци...

Критерий оценки двигательных действий на уроках физической культуры по разделу: «Волейбол».

Критерий оценки двигательных действий на уроках физической культуры по разделу: «Волейбол»,которые  использую при изучении спортивной игры....

Методы контроля за развитием двигательных качеств на уроках физической культуры

В данной работе представлены слайды по мониторингу тестовых занятий по физической культуре, которые проводятся ежегодно в начале и в конце учебного года. Затем ведется отслеживание всех физических кач...

План-клнспект урока по теме: "Обучение двигательным действиям на уроках физической культуры при изучении темы спортивная игра - баскетбол"

В уроке используется много не стандартного оборудования. Очень большой диапозон различных упражнений и заданий. Урок можно разбить на несколько уроков и получится блок уроков по определённому напрвлен...

Проект в рамках региональной программы "Эффективный регион", "Оптимизация процесса подготовки к уроку физической культуры"

Описание проблемы:Длительное время выдачи инвентаряЗадержка проведения образовательной деятельности  в спортивном зале,Отсутствие свободных площадей для хранения спортивного инвентаряКлючевой рис...