ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ (основная школа)
методическая разработка по физкультуре (11 класс) на тему
Каждая образовательная область Базисного учебного плана ориентируется на достижение главной цели развития отечественной системы школьного образования – формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры.
Цельшкольного образования по физической культуре– формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
В основной школеданная цель конкретизируется: учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностейшкольников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Образовательный процесс в области физической культуры в основной школе строится так, чтобы были решены следующие задачи:
- укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
- формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
- освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
- обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
1. Основные требования стандарта второго поколения
к программам основного общего образования по физической культуре
Ориентируясь на решение задач образования школьников в области физической культуры, программы основного общего образования в своем предметном содержании должны быть направлены на:
• реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион, бассейн), региональными климатическими условиями и видом учебного учреждения (городские, малокомплектные и сельские школы);
- реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
- соблюдение дидактических правил от тесанного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания к логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
• усиление оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры (2001) основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках школьного образования активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать сознание и мышление, творческий подход и самостоятельность.
В соответствии со структурой двигательной (физкультурной) деятельности примерные программы основного общего образования по физической культуре должны включать в себя три основных учебных раздела:
- «Знания о физической культуре» (информационный компонент деятельности),
- «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» (операциональный компонент деятельности),
- «Физическое совершенствование» (процессуально-мотивационный компонент деятельности).
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и может включать в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и ее развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека». Эти темы включают сведения об истории древних и современных Олимпийских игр, основных направлениях развития физической культуры в современном обществе, о формах организации активного отдыха и укрепления здоровья средствами физической культуры. Кроме этого, здесь могут раскрываться основные понятия физической и спортивной подготовки, особенности организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, даются правила контроля и требования техники безопасности.
Раздел «Способы двигательной (физкультурной) деятельности» можетсодержать задания, которые ориентированы на активное включение учащихся в самостоятельные формы занятий физической культурой. Этот раздел соотносится с разделом «Знания о физической культуре» и может включать в себя темы «Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой» и «Оценка эффективности занятий физической культурой». Основным содержанием этих тем является перечень необходимых и достаточных для самостоятельной деятельности практических навыков и умений.
Раздел «Физическое совершенствование», наиболее значительный по объему учебного материала, должен быть ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Этот раздел может включать в себя несколько тем, например: «Физкультурно-оздоровительная деятельность», «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью», «Прикладно-ориентированные упражнения» и «Упражнения общеразвивающей направленности».
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся. Здесь обычно даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем физического воспитания, помогающие коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, которые адресуются в первую очередь школьникам, имеющим отклонения в физическом развитии и в состоянии здоровья.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и обычно включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе могут предлагаться физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта (гимнастики с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр). Овладение упражнениями и действиями базовых видов спорта как правило раскрывается в программе с учетом их использования в организации активного отдыха, массовых спортивных соревнований.
Тема «Прикладно-ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи обычно предлагается осуществить посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям различными способами, в вариативно изменяющихся внешних условиях. Данная тема представляется весьма важной для школьников, которые готовятся продолжать свое образование в системе средних профессиональных учебных заведений.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» предназначена для организации целенаправленной физической подготовки учащихся и, как правило, включает в себя физические упражнения на развитие основных физических качеств. Эта тема, в отличие от других учебных тем, носит лишь относительно самостоятельный характер, поскольку ее содержание должно входить в содержание других тем раздела «Физическое совершенствование». В связи с этим предлагаемые упражнения часто распределяются по разделам базовых видов спорта и группируются по признаку направленности на развитие соответствующего физического качества (силы, быстроты, выносливости и т. д.). Такое изложение материала позволяет учителю отбирать физические упражнения и объединять их в различные комплексы, планировать динамику нагрузок и обеспечивать преемственность в развитии физических качеств, исходя из половозрастных особенностей учащихся, степени освоенности ими упражнений, условий проведения уроков, наличия спортивного инвентаря и оборудования.
При планировании учебного материала по базовым видам спорта допускается в бесснежных районах РФ заменять освоение темы «Лыжные гонки» углубленным изучением содержания других тем.
В свою очередь, тему «Плавание» можно вводить в учебный процесс при наличии соответствующих условий и материальной базы по решению местных органов управления образованием за счет регионального или школьного компонента.
В«Тематическом планировании» обычно излагаются темы основных разделов программы и приводится характеристика деятельности учащихся. Данная характеристика ориентирует учителя на те результаты педагогического процесса, которые должны быть получены как итог освоения содержания учебного курса.
2. Формы организации и планирование образовательного процесса ФК
в соответствии с требованиями стандартов второго поколения
Основными формами организации образовательного процесса в основной школеявляются:
- уроки физической культуры,
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня,
- спортивные соревнования и праздники,
- занятия в спортивных секциях и кружках,
- самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия).
Уроки физической культуры –это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа:
- Уроки с образовательно-познавательной направленностью.
- Уроки с образовательно-обучающей направленностью.
- Уроки с образовательно-тренировочной направленностью.
При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как
- комплексные(с решением нескольких педагогических задач);
- целевые(с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Уроки с образовательно-познавательной направленностьюдают учащимся необходимые знания, знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по их планированию, проведению и контролю. Важной особенностью этих уроков является то, что учащиеся активно используют учебники по физической культуре, различные дидактические материалы (например, карточки) и методические разработки учителя.
Уроки с образовательно-познавательной направленностью имеют и другие особенности.
Во-первых, продолжительность подготовительной части уроков небольшая (до 5-6 мин), в нее включаются как ранее разученные тематические комплексы упражнений (например, для развития гибкости, координации движений, формирования правильной осанки), так и упражнения общеразвивающего характера, содействующие повышению работоспособности, активности процессов внимания, памяти и мышления. Учебная деятельность в этой части урока может быть организована фронтально, по учебным группам, а также индивидуально (или с небольшой группой школьников).
Во-вторых, в основной части урока выделяют соответственно образовательный и двигательный компоненты. Образовательный компонент включает в себя постижение детьми учебных знаний и знакомство со способами физкультурной деятельности. В зависимости от объема учебного материала продолжительность этой части урока может быть от 3 до 15 мин. Двигательный компонент включает в себя обучение двигательным действиям и развитие физических качеств учащихся. Продолжительность этой части урока будет зависеть от времени, требующегося на решение задач, запланированных в образовательном компоненте. Между образовательным и двигательным компонентами основной части урока необходимо включать обязательную разминку (до 5-7 мин), которая по своему характеру должна соотноситься с задачами двигательного компонента. Вместе с тем если урок проводится по типу целевого урока, то все учебное время основной части отводится на решение соответствующей педагогической задачи.
В-третьих, продолжительность заключительной части урока зависит от продолжительности основной части, но не превышает 5-7 мин.
Уроки с образовательно-обучающей направленностьюиспользуются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках учащиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т. п.).
В основной школе данный вид уроков проводится по типу комплексных уроков с решением нескольких педагогических задач.
Отличительные особенности планирования этих уроков:
- планирование задач обучения осуществляется в логике поэтапного формирования двигательного навыка: начальное обучение, углубленное разучивание и закрепление, совершенствование;
- планирование освоения физических упражнений согласовывается с задачами обучения, а динамика нагрузки — с закономерностями постепенного нарастания утомления, возникающего в процессе их выполнения;
- планирование развития физических качеств осуществляется после решения задач обучения в определенной последовательности:
1) гибкость, координация движений, быстрота;
2) сила (скоростно-силовые и собственно силовые способности);
3) выносливость (общая и специальная).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностьюиспользуются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки.
В основной школе такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки: во-первых, с соблюдением соотношения объемов тренировочной нагрузки в общей и специальной подготовке; во-вторых, с системной цикловой динамикой повышения объема и интенсивности нагрузки; в-третьих, с ориентацией на достижение конкретного результата в соответствующем цикле тренировочных уроков.
Помимо целевого развития физических качеств, на этих уроках необходимо сообщать школьникам соответствующие знания, формировать у них представления о физической подготовке и физических качествах, физической нагрузке и ее влиянии на развитие систем организма. Кроме этого, на уроках с образовательно-тренировочной направленностью учащихся обучают способам контроля величины и функциональной направленности физической нагрузки, а также способам ее регулирования в процессе выполнения учебных заданий.
Отличительные особенности целевых уроков:
- обеспечение постепенного нарастания величины физической нагрузки в течение всей основной части урока;
- планирование относительно продолжительной заключительной части урока (до 7-9 мин);
- использование в качестве основных режимов нагрузки развивающего (пульс до 160 уд./мин) и тренирующего (пульс свыше 160 уд./мин) режимов;
- обеспечение индивидуального (дифференцированного) подбора учебных заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно на основе контроля частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия.
В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен активно включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). При этом приобретаемые учащимися на уроках знания и умения должны включаться в систему домашних занятий, при выполнении которых они закрепляются.
Согласно Базисному учебному плану на обязательное изучение всех учебных тем программы отводится 350 ч, из расчета 2 ч в неделю с Vпо IXкласс. Вместе с тем, чтобы у учителей физической культуры были условия для реализации их творческих программ и инновационных разработок, индивидуальных педагогических технологий и подходов, программа предусматривает выделение определенного объема учебного времени – 20 % (70 часов) от объема времени, отводимого на изучение раздела «Физическое совершенствование».
- Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура»
(для основного общего образования)
«Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию:
- Оценка успешности овладения программным содержанием
- Установка минимального содержания образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
- понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
- понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредныхпривычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
- бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
- уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
- рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
- поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
- восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
- понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
- восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
- владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
- владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
- владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
- владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
- знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
- знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
- способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
- умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
- способность проявлять дисциплинированность и уважи-тельное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
- способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
- способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
- способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
- способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
- способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
- способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
- способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам их организации и проведения;
- способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
- способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
- способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
- способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
- владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
- способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
- умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
- умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;
- хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
- культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
- владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
- Материально-техническое оснащение учебного процесса
по предмету «Физическая культура»
(согласно стандарту второго поколения для основного общего образования)
№ пп | Наименование объектов и средств материально-технического ос нащения | Необходимое количество | Примечание |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1.1 | Стандарт основного общего образования по ФК | Д | Стандарт по ФК, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по ФК (спортивного зала) |
1.2 | Стандарт среднего (полного) общего образования ФК (базовый уровень) |
| |
1.3 | Стандарт среднего (полного) общего образования по ФК (профильный уровень) |
| |
1.4 | Примерная программа по ФК основного общего образования | Д | |
1.5 | Примерная программа по ФК среднего (полного) общего образования (базовый уровень) |
| |
1.6 | Примерная программа по ФК среднего (полного) общего образования (профильный уровень) |
| |
1.7 | Авторские рабочие программы по ФК культуре | Д | |
1.8 | Учебник по ФК | К | В библиотечный фонд вводят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ |
1.9 | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» | Г | Комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек |
1.10 | Научно-популярная и художественная литература по ФК, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.11 | Методические издания по ФК для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 | Демонстрационные наглядные пособия | ||
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д |
|
2.2 | Плакаты методические | Д | Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим корригирующим упражнениям |
2.3 | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей ФК, спорта и олимпийского движения | Д |
|
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1 | Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» | Д |
|
3.2 | Аудиозаписи | Д | Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям, проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников |
4 | Технические средства обучения | ||
4.1 | Телевизор с универсальной приставкой | Д | Телевизор не менее 72 см по диагонали |
4.2 | Видеомагнитофон с комплектом видеокассет | Д |
|
4.3 | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок | Д | Аудиоцентр с возможностью использования CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитных записей |
4.4 | Радиомикрофон (петличный) | Д |
|
4.5 | Мегафон | Д |
|
4.6 | Мультимедийный компьютер | Д | Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудиовидеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащён акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
4.7 | Сканер | Д |
|
4.8 | Принтер лазерный | Д |
|
4.9 | Копировальный аппарат | Д | Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения |
4.10 | Цифровая видеокамера | Д | Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения |
4.1 1 | Цифровая фотокамера | Д |
|
4.12 | Мультимедиа проектор | Д |
|
4.13 | Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25х1,25 |
5 | Учебно-практическоеи учебно-лабораторное оборудование | ||
Гимнастика | |||
5.1 | Стенка гимнастическая | Г |
|
5.2 | Бревно гимнастическое напольное | Г |
|
5.3 | Бревно гимнастическое высокое | Г |
|
5.4 | Козел гимнастический | Г |
|
5.5 | Конь гимнастический | К |
|
5.6 | Перекладина гимнастическая | Г |
|
5.7 | Брусья гимнастические разновысокие | Г |
|
5.8 | Брусья гимнастические параллельные | Г |
|
5.9 | Канат для лазанья с механизмом крепления | Г |
|
5.10 | Мост гимнастический подкидной | Г |
|
5.11 | Скамейка гимнастическая жесткая | Г |
|
5.12 | Скамейка гимнастическая мягкая | Г |
|
5.13 | Комплект навесного оборудования | Г | В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания |
5.14 | Контейнер с набором тяжелоатлетических гантелей | Г |
|
5.15 | Скамья атлетическая вертикальная | Г |
|
5.16 | Скамья атлетическая наклонная | Г |
|
5.17 | Стойка для штанги | Г |
|
5.18 | Штанги тренировочные | Г |
|
5.19 | Гантели наборные | Г |
|
5.20 | Вибрационный тренажер М. Ф. Агашина | Г |
|
5.21 | Коврик гимнастический | К |
|
5.22 | Станок хореографический | Г |
|
5.23 | Акробатическая дорожка | Г |
|
5.24 | Маты гимнастические | Г |
|
5.25 | Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) | Г |
|
5.26 | Мяч малый (теннисный) | К |
|
5.27 | Скакалка гимнастическая | К |
|
5.28 | Мяч малый (мягкий) | К |
|
5.29 | Палка гимнастическая | К |
|
5.30 | Обруч гимнастический | К |
|
5.31 | Коврики массажные | Г |
|
5.32 | Секундомер настенный с защитной сеткой | Д |
|
5.33 | Пылесос | Д | Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря |
5.34 | Сетка для переноса малых мячей | Д |
|
Легкая атлетика | |||
5.35 | Планка для прыжков в высоту | Д |
|
5.36 | Стойки для прыжков в высоту | Д |
|
5.37 | Барьеры легкоатлетические тренировочные | Г |
|
5.38 | Флажки разметочные на опоре | Г |
|
5.39 | Лента финишная | Д |
|
5.40 | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г |
|
5.41 | Рулетка измерительная (10 м, 50 м) | Г |
|
5.42 | Номера нагрудные | Г |
|
Спортивные игры | |||
5.43 | Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой | Д |
|
5.44 | Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой | Г |
|
5.45 | Мячи баскетбольные | Г |
|
5.46 | Сетка для переноса и хранения мячей | Д |
|
5.47 | Жилетки игровые с номерами | Г |
|
5.48 | Стойки волейбольные универсальные | Д |
|
5.49 | Сетка волейбольная | Д |
|
5.50 | Мячи волейбольные | Г |
|
5.51 | Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей | Д |
|
5.52 | Табло перекидное | Д |
|
5.53 | Ворота для мини-футбола | Д |
|
5.54 | Сетка для ворот мини-футбола | Д |
|
5.55 | Мячи футбольные | Д |
|
5.56 | Номера нагрудные | Г |
|
5.57 | Компрессор для накачивания мячей | Д |
|
Туризм | |||
5.58 | Палатки туристские (двухместные) | Г |
|
5.59 | Рюкзаки туристские | Г |
|
5.60 | Комплект туристский бивуачный | Д |
|
Измерительные приборы | |||
5.6.1 | Пульсометр | Г |
|
5.6.2 | Шагомер электронный | Г |
|
5.6.3 | Комплект динамометров ручных | Д |
|
5.6.4 | Динамометр становой | Д |
|
5.6.5 | Ступенька универсальная (для степ-теста ) | Г |
|
5.6.6 | Тонометр автоматический | Д |
|
5.6.7 | Весы медицинские с ростомером | Д |
|
Средства доврачебной помощи | |||
5.6.8 | Аптечка медицинская | Д |
|
Дополнительный инвентарь | |||
5.6.9 | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Д | Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу |
6 | Спортивные залы (кабинеты) | ||
6.1 | Спортивный зал игровой |
| С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек |
6.2 | Спортивный зал гимнастический |
| С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек |
6.3 | Зоны рекреации |
| Для проведения динамических пауз (перемен) |
6.4 | Кабинет учителя |
| Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
6.5 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
| Включает в себя стеллажи, контейнеры |
7 | Пришкольный стадион (площадка) | ||
7.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д |
|
7.2 | Сектор для прыжков в длину | Д |
|
7.3 | Сектор для прыжков в высоту | Д |
|
7.4 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д |
|
7.5 | Площадка игровая баскетбольная | Д |
|
7.6 | Площадка игровая волейбольная | Д |
|
7.7 | Гимнастический городок | Д |
|
7.8 | Полоса препятствий | Д |
|
7.9 | Лыжная трасса | Д | С небольшими отлогими склонами |
7.10 | Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе | Д |
|
Примечание. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал. Конкретное количество средств и объектов материально-технического оснащения указано с учетом средней наполняемости класса (26-30 учащихся).
Для отражения количественных показателей в таблице использована следующая система условных обозначений:
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
К - комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме: Рассказ "Медведь зимой".
Конспект урока чтения во втором классе ЗПР школы глухих по теме : Рассказ "Медведь зимой"....
Буквы Ч, ч, обозначающие звук [ч,]( второй урок) УМК "Школа России"
Материал можно использовать на втором уроке обучения грамоте по теме "Буквы Ч, ч, обозначающие звук [ч,]" ....
Презентация к семинару "Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования".
Введение ФГОС- процесс сложный и многоплановый, включающий комплекс мероприятий,реализация которых необходима на государственном, региональном, школьном уровнях. Впервые на государственном уровне опре...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Актуальным является формирование ответственности с первых дней обучения. Ребёнок, перешагнув порог школы уже возлагает на себя ответственность: вовремя приходить школу, выполнять указания уч...
Обучение русскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения основного общего образования
Цель современного российского образования:полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и ...
Виды оценивания в условиях ФГОС второго поколения (основное общее образование)
Предлагаю на обсуждение свою методическую наработку....
Конспект урока по физической культуре - второй класс.
Конспект урока проведённого в 2 «в» классе. Цель: Развивать двигательные качества и способствовать повышению уровня физической подготовленности учащихся....