ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
опыты и эксперименты по теме

 

         Актуальным является формирование ответственности с первых дней обучения. Ребёнок, перешагнув порог школы уже возлагает на себя ответственность: вовремя приходить школу, выполнять указания учителя, соблюдать школьный режим, придерживаться правил поведения и стремиться к удачам в обучении.

         Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно для себя открывают мир человеческих отношений.

         Итак, соблюдая все условия и под постоянным контролем, можно добиться хороших результатов в классе. Способность ребёнка быть ответственным, адекватно реагировать на ситуации всецело зависит от воспитывающих его людей.  Поэтому разработаны методики, которые воспитателям следует использовать в своей работе с детьми. Воспитывая ребёнка, взрослый должен помнить, что процесс воспитания надо контролировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_otvetstvennosti.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

     ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО

                                   

                     КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЫ

                                                           Разработала:

учитель начальных классов

МКОУ «Талбакульская СОШ»

Маркевич Альбина Кестутисовна

                                             ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..................................................................................................................3

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У УЧАЩИХСЯ 2-ГО КЛАССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ.............................................................................................................6

1.1. Характеристика процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста................................................................................................6

1.2. Нравственные представления детей младшего школьного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов....................................10

1.3. Психолого-педагогические особенности формирования ответственности у учащихся 2-ого класса начальной школы.......................................................16

Выводы

ГЛАВА2. ИЗУЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.......................................................................................22

2.1. Методы и диагностические методики, направленные на изучение сформированности ответственности у  учащихся 2-го класса начальной школы.....................................................................................................................22

2.2. Анализ и интерпретация полученных данных............................................28

Выводы………………….......................................................................................30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................31

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................33

       

                                         

3

ВВЕДЕНИЕ

         Ответственность – это способность личности достойно исполнять свои обязанности  и быть готовым отвечать за свои поступки. Ответственный человек точен и пунктуален, честен, справедлив и принципиален.

             Ответственность – это волевое качество. Оно тесно связано с другими волевыми качествами как настойчивость, выдержка. И характеризуется такими признаками как точность, пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и её готовность отвечать за свои действия.

         Учителя и родители нередко требуют от ребёнка прилежания  и ответственности, забывая о формировании этого качества. Задача воспитателя в младшем возрасте формировать ответственность. «Пусть каждый уже с детства приучается иметь о вещах истинное мнение, которое с возрастом должно укрепляться, и пусть устремляется к тому, что правильно, и избегает того, что неправильно» [7, 284]

         Актуальным является формирование ответственности с первых дней обучения. Ребёнок, перешагнув порог школы уже возлагает на себя ответственность: вовремя приходить школу, выполнять указания учителя, соблюдать школьный режим, придерживаться правил поведения и стремиться к удачам в обучении.

        В своей статье «Такой незнакомый «Я»», Ищенко Г.Г. пишет: «В нравственном воспитании необходимо, чтобы ребёнок отказался от случайных поступков, капризов, вызванных желаниями, а следовал бы только своему разуму. Для этого с детьми нужно обращаться  строго, но в меру, приучать к самообузданию и повиновению. Но не подавлять личность ребёнка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, ласковыми словами».

         Переход от дошкольного детства к школьной жизни – один из переломных моментов в психическом развитии человека. Ведущая деятельность дошкольника – игра. Она является добровольным занятием ребёнка: хочет – играет, не хочет – не играет. Переступив порог школы, ребёнок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть ведущей для ребёнка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.

         Наиболее актуальным формирование ответственности становится с момента поступления ребёнка в школу. Дома, с одной стороны, к его жизни, его занятиям более уважительное отношение, чем к дошкольным играм. Одновременно к нему предъявляются более строгие требования. В школе главное лицо – это учитель. От него исходят все основные требования. Отношения с учителем совсем не похожи на отношения с родителями и с воспитателем детского сада. Первое время учитель для ребёнка – чужой человек, и малыш невольно испытывает страх, робость перед ним.

4

Отношения с другими учениками тоже вначале не так просты: нет знакомых

детей, нет друзей, с которыми ребёнок привык общаться. В садике ученики первого класса были старшими, а в школе стали малышами. Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие – наоборот, бывают перевозбуждены, трудно управляемы.  

        В своих работах Лихачёв Б.Т., Щуркова Е.Н. выявляют сущность основных понятий теории нравственного воспитания и предлагают способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания.

         Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как в этом возрасте дети охотно для себя открывают мир человеческих отношений.

         «Нравственное воспитание не должно ограничиваться формальным заучиванием и отработкой привычек поведения. Лишь в реальных жизненных ситуациях, активных взаимоотношениях человека с людьми, животными, природой, в процессе сознательного нравственного выбора формируются личностно значимые нравственные ценности, которые со временем закладывают фундамент нравственности данного человека» [10, 84].

         Проблема исследования:

-Каковы особенности формирования нравственных представлений об ответственности у детей младшего школьного возраста?        

          Тема исследования:

-Формирование нравственных представлений об ответственности у учащихся 2-го класса начальной школы.

          Объект исследования:

1) Процесс нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

         Предмет исследования:

-Нравственное воспитание младших школьников.

         Цель исследования:

-теоретически обосновать и эмпирическим путём исследовать процесс формирования нравственных представлений ответственности у учащихся 2-ого класса.

         Гипотеза исследования:

-Формирование  нравственных представлений об ответственности у учащихся  2-го класса начальной школы имеет следующие особенности:

1) психологические особенности данной возрастной группы;;

2) осознание ребёнком необходимости и важности выполнения поручений, имеющих значение для других;

3) направленность на успешное выполнение порученных заданий;

4) эмоциональное переживание задания, его характера, результата;

5

5) осознание необходимости держать ответ за выполнение порученного дела.

         Задачи исследования:

1) Составить характеристику процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

2) Рассмотреть нравственные представления  детей младшего школьного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов.

3) Определить психолого-педагогические особенности формирования ответственности у учащихся 2-ого класса начальной школы.

4) Подобрать методы и диагностические методики, направленные на изучение сформированности ответственности у учащихся 2-ого класса начальной школы.

5) Проанализировать полученные данные, сделать выводы.

         Методы исследования:

Теоретические – анализ и синтез, цитирование.

 Эмпирические – Педагогическое наблюдение, беседе, анкетирование, опрос.

         База исследования:

МОУ «Зелёновская начальная общеобразовательная школа», учащиеся 2-го класса, 4 человека.

   

           

                     

                                                       

6

                                                     

Глава 1.  Формирование  ответственности у учащихся 2-ого класса начальной

                  школы как психолого-педагогической проблемы

1.1. Характеристика процесса нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

           

          Нравственное воспитание ребёнка начинается в период дошкольного

    детства. Школьное детство – новая ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание  её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.

         «Нравственность – 1) Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простых норм или традиций нравственные нормы получают обоснование в виде  идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.д.;

                                             2) Система внутренних прав человека, основанная на гуманистических ценностях доброты, справедливости, готовности прийти на помощь» [6, 198].

         В нашем обществе школьное детство делится на три периода: младший школьный возраст, средний и старший. Попытаемся проанализировать особенности и значение периода младшего школьного возраста для развития индивидуальности ребёнка. Посмотрим, какие качественно новые изменения возникают в этом периоде.

         «Формирование личности – процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий воспитания, обучения, социальной среды, целенаправленное развитие личности или каких-либо её сторон, качеств под влиянием воспитания и обучения; процессе становления человека как субъекта и объекта общественных отношений» [6, 711].

         Всё новое – новые требования, новые правила в отношениях с другими людьми, новые нормы предметных действий раскрывают неизвестные до сих пор закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть.

         В жизнь ребёнка входит новый диалог с учителем. Диалог предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего школьника с учителем открывает для него новые формы сотрудничества с другими. Учитель выступает носителем общественных требований. Он же и главный ценитель их поведения, ибо развитие моральных качеств учащихся идёт через учение как ведущую деятельность на данном возрастном этапе. Важно отметить, что

7

в этом возрасте даже влияние семьи должно оказываться через деятельность учения. Уже к концу второго класса школьник может осуществлять контроль

не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре с товарищем. К четвёртому классу он может сам поставить сам перед собой учебную задачу, составить режим работы оценить и проверить её.

         О готовности детей начальной школы к выполнению учительских требований красноречиво говорит эксперимент, который был проведён в своё время Л.И. Божович.

         Ученикам начальных классов предложили остаться по желанию на дополнительные занятия. После уроков дети должны были писать элементы латинских букв. Перед занятиями учитель предупреждал, что в дальнейшем латинские буквы могут им понадобиться. Это детей не смутило. Они выполняли задание ответственно: старательно выводили буквы, выполняли всё, что говорил учитель. После урока многие ученики выразили желание завести специальную тетрадь и получить задание на дом.

         Исследования показали, что у младших школьников направленность личности может быть как социальной, так и эгоистической. [4, 171].

         Задача учителя состоит в том, чтобы при организации учебной деятельности заботиться не только об усвоении предметных знаний и соответствующих умений, но и о становлении и развитии социально направленной мотивации, о формировании ответственности за выполняемые ими задания, об умении считаться с другими, думать об их интересах.

          «Ответственность – способность личности контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми в обществе или коллективе социальными, нравственными и правовыми нормами и правилами, чувством долга. Воспитание ответственности у растущего человека – актуальная задача современной школы. Не менее важна ответственность и самого учителя. Безответственный учитель – недопустимое явление в образовательной сфере» [6, 242].

          Ребёнок должен воспринимать класс как свой коллектив, где есть справедливость, доброжелательность, требовательность. При этом требования учителя ребёнок должен воспринимать как систематически действующие правила коллектива, выполнение которых необходимо для его нормальной жизнедеятельности. Дело в том, что когда ребёнок приходит в школу и встречается с новыми требованиями, то он воспринимает их по аналогии с правилами игры, с правилами выполнения новой роли – роли ученика. Хорошее выполнение правил означает в глазах ребёнка, что он хороший ученик. Такую же оценку даёт его поведению и учитель. Однако для нравственного воспитания этого недостаточно, выполнение правил должно выражать его отношение к другим ученикам, к коллективу класса.

8

          Итак, личность характеризуется мерой ответственности перед другими людьми, ответственностью за выполняемую деятельность. Отсюда следует, что учитель должен систематически формировать у детей ответственное отношение к выполняемой ими деятельности. Но ответственное выполнение деятельности предполагает не только положительную мотивацию у ребёнка –    

желание что-то сделать, но и умение реализовать имеющиеся намерения. Многие учителя просто требуют от ребёнка прилежания, аккуратности, ответственности и т.п., но не задумываются над тем, а готов ли ребёнок этому, посильна ли ему эта задача. Важно подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело с задачей и поэтому должны думать о методах её решения. Так, допустим, ученик получает задание приготовить к посещению детского сада подарок, изготовленный собственными руками. Предлагая ребёнку это задание, учитель должен, во-первых, проверить, правильно ли ребёнок понял это задание. Далее, ребёнок должен осознать трудоёмкость задания (сколько  времени оно потребует от него), срок окончания. После этого ему надо составить план работы: распределить его по дням, определить время работы на каждый день. Если учитель не позаботится о способе реализации ответственного поведения ребёнка, то от этого задания может получиться прямо противоположный результат. Ребёнок, не оценив вовремя трудоёмкость задания, начнёт выполнять его слишком поздно. Увидев, что справиться с ним в имеющееся у него время он не может, откажется от выполнения, то есть проявит безответственность. Бывает и другая картина. Родители, увидев, что ребёнок попал в трудную ситуацию, предлагает свою помощь и фактически сами выполняют задание. А ребёнок несёт в школу продукт их труда как собственный. В этом случае уже двойной отрицательный эффект воспитания: и безответственность, и обман.

         Специальные исследования показали, что обучение детей способам решения задач на ответственность приводит к повышению не только уровня реализации имеющегося у ребёнка мотива, но и самой мотивации. Естественно, чем младше ребёнок, тем более необходима ему такая помощь. В классе всегда найдутся такие ученики, которые сами овладели способами решения таких задач. Но большинству детей требуется специальное обучение вида ответственного поведения. [2].

         Важно добавить, что при этом учитель не должен забывать о закономерностях усвоения. В частности, вначале обучения ребёнку необходима материализация. Так, чтобы приступить к работе вовремя, ребёнок  должен получить какое-то внешнее «напоминание»: звонок будильника или какой-то другой внешний сигнал. Аналогично, для того чтобы ребёнок считался со временем и «не тянул его» при выполнении задания, полезно поставить перед ним часы, которые помогают ребёнку контролировать свою деятельность, меньше отвлекаться во время работы.[20].

9

          Такова она – первая школа в школе: школа оценок и отношений к собственным действиям.

         Организуя содержание обучения и общения с младшим школьником, взрослые определяют развитие личности ребёнка в этом возрасте. Тип мышления взрослого становится типом мышления ребёнка. Оценки и отношения взрослого становятся эталонами действия ребёнка. Но в младшем

возрасте происходит и важное изменение в жизни ребёнка: он овладевает    

навыками ориентировки в своём внутреннем мире, что становится важнейшим условием для перехода к среднему школьному возрасту.

         Итак, в младшем школьном возрасте  под влиянием обучения происходят сдвиги  в психическом развитии детей, что подготавливает их к вступлению в переломный и потому ответственный период их жизни – подростковый возраст.

                                                       

10

1.2. Нравственные представления детей младшего школьного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов

         Волевые качества не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих их проявления. Способностью предвидеть конечный результат своих действий и поступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, по мнению Л.И. Божович, обладают далеко не все зрелые, сформировавшиеся личности. Психологи полагают, что если развивать и тренировать эти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласия и совершенства в управлении самим собой. А.С. Макаренко считал, что основные характерологические черты личности складываются до 5-летнего возраста. Американский учёный- психолог Блюм пишет, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в период начального обучения уже в игровой деятельности, а далее в деятельности учения, как отмечают психологи, раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро личности. Хорошо известно, что всё, что усваивает ребёнок в этом возрасте, остаётся на всю жизнь.

         В отношениях с воспитанниками А.С. Макаренко опирался на принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном «укрощении», он называл главным «педагогическим пороком». В его трактовке, дети – прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарище и граждан, уважать их права и обязанности, в том числе право на радость и обязанность ответственности [12, 143].

         А.С. Макаренко стремился к тому, чтобы сделать радость ребёнка ответственной, а его ответственность – радостью, доставляющей нравственное удовлетворение. Эту диалектическую задачу А.С. Макаренко разрешал с помощью метода «перспективных линий» в детской жизни. Он показал, что воспитывать человека – значит воспитывать умение находить перспективные пути, на которых его ждёт «завтрашняя радость». С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели.  Этот процесс создаёт новый уровень отношений и деятельности. На смену требованию педагога приходит общественная требовательность, которая затем перерастёт в требование личности к себе самой.

         Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врождённых идей  и норм морали. «Естественный моральный закон», выдвинутый Д. Локком, был подчинён идее правового государства, которое должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной

11

безопасности и свободному пользованию своей собственностью. Существенна также позиция Локка, предполагавшая подчинение  идеи Бога

требованиям разума. Отсюда вытекало и его требование: только здравый смысл должен служить регулятором поведения человека. В самоограничении

и самодисциплине он видел необходимое условие разумного поведения и управление человека собой при различных обстоятельствах жизни. При этом нравственные нормы и правила поведения не должны оставаться чем-то внешним, они должны стать его глубоко внутренними личностными качествами. Поэтому задача развития в личности внутренней потребности к активному утверждению в себе нравственных принципов рассматривалось Д. Локком в качестве главной  цели воспитания.

         Формальное заучивание правил поведения бессмысленно. Применяя идею наглядности обучения  и к практике нравственного воспитания. Локк рекомендовал показывать детям на наглядных примерах, как им следует поступать и чего следует избегать. Практика, повторные действия, закрепление положительного опыта поведения и обусловленных этим рациональных привычек и черт характера рассматривались Локком в качестве важнейших средств воспитания. Он считал также целесообразным использовать для закрепления положительного опыта поведения повторные нравственные действия. Искусство воспитания, специальных ситуаций, побуждающих ребёнка к желаемым повторным действиям, укрепляющим положительную привычку.[11].

         В «Мыслях о воспитании» Локк настаивает на необходимости формирования волевых качеств личности как важнейшей воспитательной задачи обучения: «Хотя и не подлежат сомнению, что наиболее подходящим временем для учебных занятий детей является то, когда они настроены и расположены к учению, когда ни душевная вялость, ни сосредоточение на каких-либо других мыслях не делают учения слишком трудным и противным для них, однако следует иметь в виду две вещи: 1) если за такими моментами недостаточно тщательно следят и недостаточно пользуются ими всякий раз, когда они наступают, или, если такие моменты наступают не так часто, как следовало бы, нельзя пассивно допускать, чтобы из-за этого страдали успехи ребёнка: нельзя давать ребёнку привыкать к лени и этому нерасположению к учению в нём укрепляться; 2) хотя иные вещи плохо усваиваются, когда душа к ним не расположена или занята чем-либо другим, однако очень важно и стоит затрачивать усилия на то, чтобы приучить душу господствовать над собой и быть способной по собственному выбору освобождаться от увлечения одним предметом, обращаться легко и с удовольствием к другому или в любой момент стряхивать с себя вялость и энергично приниматься за то, что указывает разум или совет другого...». [7, 285].

         Развитие детей в системе Л.В. Занкова, понимается не в узком смысле, как развитие отдельных сторон – внимание, памяти, воображения и т.п., а как

12

общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т.е. фундаментальных сторон психики, составляющих её основу. Развитие ума проявляется не только в усвоении, но                                                          

 и переработке знаний, в которых участвуют различные виды  умственной                                                          

деятельности – логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображение. Развитие ума связано с развитием воли – умением

мобилизовать себя на достижение поставленной цели. Развитие чувств – эстетических, нравственных, интеллектуальных – составляет духовное богатство человека.

         В.А. Сухомлинский в своей работе «Как воспитать настоящего человека» пишет: «Ты очень рано, 6- или 7-летним ребёнком, вступаешь в трудовую и интеллектуальную жизнь; умение правильно реагировать на одобрение и порицание уже в детстве приобретает для тебя очень важный смысл. Не должно быть диссонанса между твоим положением  ребёнка, с одной стороны, и большой общественной значимостью положения школьника – с другой. Многие ненормальности школьной жизни как раз и происходят от этого диссонанса: с одной стороны, ты дитя несмышленое, а с другой – ты уже не маленький, у тебя есть обязанности, ты ответственен, учись, как требует Родина. Нередко бывает, что дома тебя только хвалят, отец, мать тобой не налюбуются, а в школе вдруг тобой недовольны: не только порицают, но и упрекают, осуждают, наказывают. Сумей разобраться в этом диссонансе и ты сам; знай, что бесконечное захваливание не только ослабляет духовные силы человека, но и порождает очень опасную черту – жалость к самому себе. Тот, у кого болезненно развивается эта черта, никогда не станет мужественным. Умей быть духовно сильным и мужественным прежде всего в отношении к самому себе. Тот, кто по-настоящему дорожит человеческими ценностями в тебе, скуп на похвалу. Пробуждай в себе угрызения совести. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой – помни эти хорошие слова А.П. Чехова». Воспитание совести, стыда, совестливости, ответственности, долга – одна из самых утончённых сфер духовного, нравственного совершенствования и самосовершенствования. Сложность этой работы заключается в том, что она должна быть совершенно сознательной: уже маленький первоклассник должен отдавать себе отчёт в том, что «поганому виду немаэ стиду», как говорится в украинской пословице. И в тоже время к осознанию человек должен идти путём самостоятельных размышлений, раздумий. Эта сфера воспитания, в которой человек больше должен думать о самом себе. Д, чтобы не стать бессовестным эгоистом, человеку надо уметь требовательно и строго думать о себе. [15,110-111,115]

         Показателями ответственности как качества личности А.И. Кочетов считает:

-понимание ответственности перед коллективом, родителями, товарищами;

-интерес к общественной деятельности, к общим делам;

13

-исполнительность, в том числе дисциплинированность;

-инициативность, в том числе самостоятельность;

-способность к длительному напряжению и деятельности на общую пользу под влиянием общественных мотивов;

-ответственность за дела коллектива, за действия и поведение товарищей;

-готовность помочь товарищу;

-требовательность к товарищу;

-требовательность к себе;

-отношение к мнению и требованию товарищей.

         В словаре психологических терминов ответственность характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как черта личности формируется в ходе совместной деятельности как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил. Существенное влияние на принятие ответственности за успех или неудачу в совместной деятельности оказывают уровень развития группы и её сплочённость, адекватной оценки степени личной ответственности за общее дело.

          Ответственность, по мнению отечественного психолога К. Муздыбаева, связана с осознанием личностью смысла своей жизни: чем более очевиден для человека смысл бытия, тем более ответственными являются его поступки. Если человек не принимает социальные нормы и не находит смысла в собственной жизни, то его активность и социальная ответственность ослабляются.

         Личностная ответственность развивается в течение всей жизни. Известный швейцарский психолог Ж.Пиаже выделял семь стадий развития морально ответственного поведения у детей в ходе усвоения ими правил игры. Ребёнок должен преодолеть незрелость интеллекта и эмоциональное чувство уважения к старшим, перейти от эгоцентризма (когда он считает себя центром мира) к умению ставить себя на место других людей.[9].

         Моральное сознание развивается в тесном активном творческом взаимодействии ребёнка со средой, при котором ребёнок проигрывает различные социальные роли.

         Высшим уровнем развития личной ответственности считается поведение, основанное на «автономной морали», когда личность несёт ответственность за свои поступки перед нравственным «Я».

         Личностную ответственность связывают с её проявлением в поведении: «Степень личной ответственности – это чувство определённой возможности контролировать совершения действия и его исход». Муздыбаев выделяет следующие векторы развития ответственности: 1) от коллективной к индивидуальной ( «вектор индивидуализации», по Пиаже);с развитием социума за проступок отдельного человека отвечает не группа, к которой принадлежит человек, совершивший проступок, а он сам; 2) от внешней к

14

внутренней, осознанной личностной ответственности («вектор спиритуализации» ответственности, по Пиаже); переход от внешнего к внутреннему контролю поведения; 3) от ретроспективного плана к перспективному, т.е. ответственность не только за прошлое, но и за будущее; личность на только предвидит результаты своих действий, но и стремится активно их достигать; 4) ответственность и «срок давности» - возможность

влияния прежних отношений между людьми на их настоящие взаимоотношения, хотя они уже другие.[2, 121].

         Е.Д. Дорофеев предлагает дополнить векторы развития ответственности ещё одним. Этот вектор можно определить как развитие индивидуальной ответственности за всё большее число людей – «от ответственности за себя к ответственности за всех».[24, 122].

         Принять ответственность можно за отношения в группе, а также за её деятельность (цель, результат и процесс). Ответственность за групповые отношения подразделяется на ответственность за групповые нормы (как

 результат прошлых взаимодействий); стремление к изменению норм, традиций, отношений (будущее); реальное состояние группы (настоящее).

         Только в школьном возрасте у ребёнка появляется устойчивая форма личности и мировоззрения, то есть он становится и более социализированным, и более индивидуализированным существом.

         Таким образом, в идеях о культурном развитии Выготского можно выделить несколько важнейших моментов: неравномерность всего процесса культурного развития, появление не связанных предметной деятельностью сфер жизни, которые объединяются только через содержание личности, «Я человека», появление в культурном развитии обобщённых идей о другом человеке и о жизни вообще; переживание несоответствия между знаком и орудием и их роли в овладении собственным поведением, социальная, культурно-историческая обусловленность идей о другом человеке и о «Я».

         Данные Лоренца Кольберга, исследовавшего отношение детей к моральным дилеммам. Он следовал в своей работе идеям Жана Пиаже и пользовался его методом. Ребёнок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой он не был, но мог оценить положение человека, для которого следование правильным нормам вступало в противоречие с интересами других людей. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой.

         Многие психологи согласны с результатами, полученными Л. Кольбергом , и используют их для понимания особенностей морального развития конкретного ребёнка, ориентируясь на содержание этапов развития, описанных им.

          Можно обратить внимание на то, что для детей в конце детства преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других». Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы

15

своего психологического пространства, чтобы сохранять своё «Я», - можно сказать, что это одно из главных противоречий в психической реальности этого периода, которое разрешается созданием, освоением меры правильности (то есть оправданной, обоснованной, нужной) в регуляции отношений других к «Я» и «Я» к самому себе. Это ориентация на правильность как соответствие некоторому образцу (поведение, чувства, действия) делает детей этого возраста сензинтивными к освоению

технологии осуществления правильной, нормальной жизни – они легко и охотно учатся тому, что имеет воплощённый в «хорошем» (правильном) предмете результат, им доставляет явное удовольствие получение результата, соответствующего их представлениям о реальных вещах, которые могут заполнить их психологическое пространство как их личные вещи.[9].

                                                       

 

16

1.3. Психолого-педагогические особенности формирования ответственности у учащихся 2-ого класса начальной школы

          Сначала ребёнок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение ещё не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок  начинает радовать ребёнка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребёнком правила и нормы начинают выступать в форме обобщённой категории «надо». При этом отметим, что «надо» выступает для ребёнка не просто как знание, что надо так поступать, а как непосредственное эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе. Можно считать, что в этом переживании проявляется первоначальная, зачаточная форма чувства долга. Особенность же чувства долга состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который непосредственно побуждает поведение человека. [23,13-15].

         По данным исследований, зарождение чувства долга наблюдается у детей в старшем дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте идёт процесс дальнейшего развития этого чувства. Дети в этом возрасте способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Аналогично, совершая поступок согласно требованиям чувства долга, ребёнок переживает радость, гордость. Именно эти чувства побуждают ребёнка совершать нравственные поступки. Задача воспитателей состоит в том, чтобы создать условия для упражнений ребёнка в нравственном поведении. Постепенно такое поведение приобретает характер привычки. Воспитанный человек очень много делает автоматически: так, ему не надо думать, уступить или не уступить место человеку, нуждающемуся в этом, для воспитанного человека это само собой разумеющееся поведение. На следующем мотивационном уровне у человека возникает потребность совершать нравственные поступки. Одно дело, когда человек, сталкиваясь с нравственным выбором, поступает согласно чувству долга. Другое дело, когда человек ищет, где ему надо выполнить свой долг перед другими людьми. Если человек не совершает поступков, важных для других, он испытывает чувство неудовлетворённости собой, его «грызёт совесть».

         Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребёнок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учить их сопереживать.

         В этом возрасте ребёнок способен оценивать своё поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача учителя – постепенно приучать детей к такому анализу поступков.

                                                           

17

         Учитывая, что уровень развития личности характеризуется мерой ответственности человека перед другими людьми, познакомимся с исследованием Т.В. Морозкиной, посвящённой этой теме.

         Исследование проводилось в школе. В нём участвовали учащиеся вторых классов.

         Вначале Т.В. Морозкина, автор работы, выявила уровень понимания детьми понятия «ответственность» применительно к обязанностям дежурного в школе. Оказалось, что ученики не смогли дать определение этого понятия. Они ограничивались конкретными примерами ответственного поведения, называли основные обязанности дежурного.

         Младшие школьники оценивали своё дежурство как хорошее.

         Фактически оказалось, что во втором классе только 27% детей справляются с дежурством. В качестве причин плохого отношения к дежурству были указаны недостатки в его организации со стороны взрослых.

         Формирование проходило в несколько этапов. Вначале были устранены организационные недостатки, связанные с инвентарём, расписанием дежурства, контролем за ним.

         На втором этапе эксперимента были составлены специальные карточки, где были расписаны обязанности дежурного по классу; были даны указания о том, как надо дежурить, а также было описано, какое дежурство может считаться хорошим.

         В классе ежедневно вывешивался «Экран дежурства», в котором проверяющие взрослые (экспериментатор, учитель,  завуч и др.) проставляли отметки за дежурство, вносили пожелания и предложения.

         Оказалось, что ликвидация организационных недостатков в дежурстве позволила улучшить положение: стали ответственно выполнять обязанности дежурного 51% учащихся.

         После получения карточек дети с удовольствием изучали их содержание, при дежурстве постоянно сверялись с ними. Относились к карточкам бережно, 62%  детей полностью выполняли обязанности дежурного, старались выполнять их так, чтобы не было нареканий. 25% детей были активны, пользовались любыми предлогами, чтобы пропустить некоторые обязанности или выполнить их некачественно. Среди этой группы учащихся было много таких, кто обращался за помощью к учителю. Присутствие взрослых не влияло на поведение учеников, которые отказывались то или иное поручение. И только присутствие более авторитетных для них лиц (экспериментатор, завуч) заставляло приступить к дежурству.

         Таким образом, на этом этапе школьники научились пользоваться карточками и выполнять обязанности дежурного, но постоянно внешнего контроля оказалось недостаточно для воспитания ответственного отношения

18

к дежурству. Это говорит о том, что дежурство не приобрело для учеников личной значимости.

         На следующем этапе эксперимента в дежурство включился взрослый: классный руководитель. При этом он активно участвовал в дежурстве, относился к выполнению обязанностей очень ответственно. Через неделю у школьников отмечалось более тщательное выполнение обязанностей и появление гордости за оказываемое им доверие. Дети с удовольствием «опережали» учителя, радовались, когда он выражал им благодарность за помощь. Во время работы учителя рассказывали о важности совместного труда, о дружбе, взаимовыручка, об ответственном отношении. Дежурство для второклассников приобрело новый смысл: между детьми установились новые отношения, в которых участвовал взрослый на положении старшего друга и носителя образца поведения.

         Через 2,5 недели реальное участие взрослого в дежурстве значительно сократилось. Его участие заключалось в доброжелательном отношении к детям, в готовности помочь при возникновении трудностей, в общении «на равных». Но организацию контроль за дежурством осуществлял взрослый. Между школьниками возникли новые отношения: они стали более дружными и сплочёнными; на первый план выступило обсуждение проблем, волнующих их.

         На следующем этапе эксперимента было проведено соревнование между группами. Это позволило сформировать ответственности за общее дело. В результате из двух вторых классов только 10% детей получили за дежурство оценку «хорошо», остальные – «отлично».

         После этого учащиеся уже полностью справлялись с дежурством. Взрослый осуществлял лишь общий контроль за его ходом. Он помогал иногда советами, участвовал в общении с дежурными.

         Поведение детей во время дежурства носило коллективно ответственный характер: за поведением дежурного следила теперь вся группа. К взрослому они обращались за подтверждением своего мнения, интересовались, интересовались его оценкой качества дежурства, делились своими проблемами. Родители сообщали, что дети стали более ответственно относиться и к домашним поручениям.

         На следующем этапе эксперимента каждый ученик должен был осознать и оценить своё участие в деятельности. В специальном «Листе дежурства» каждый дежурный отмечал выполненные им обязанности и их качество. Оказалось, что самоотчёты дети делали тщательно и оценивали свою работу объективно. Внешнего руководства больше не требовалось.

         По всем признакам дежурство теперь характеризовалось как ответственная деятельность школьников, которая приобрела для них личностный смысл. Отметим, что дети стали стремиться выразить новое положительное отношение к товарищам и учителю не только во время

19

дежурства, но и в других видах деятельности. Это говорит о том, что у детей перестраивалось поведение в целом.

         Контрольный эксперимент проводился в более трудной ситуации: дети должны были дежурить по школе. Оказалось, что 83% второклассников справились с этой задачей, 17% детей не смогли без помощи учителя справиться с дисциплиной на переменах. Отметим, что в двух параллельных, неэкспериментальных, вторых классах справились с заданием лишь 17% детей.

         Эксперимент показал, что для формирования внутренней ответственности у детей этого возраста необходимо участие учителя. Именно он был носителем «материальной формы» ответственности, показывая детям образец ответственного отношения к делу. Чётко выступила также необходимость разделённой деятельности: реальное участие учителя в дежурстве помогло учащимся качественно освоить все необходимые действия, связанные с организацией и выполнением дежурства. На следующих этапах они все эти действия выполняли самостоятельно. Но главное, что решило успех дела, - организация нравственных отношений в коллективе. Именно это выступило как ценность для каждого из участников и привело к формированию у них внутренней ответственности. [20].

         Многочисленные исследования показали, что у школьников к третьему классу положительное отношение к учению и ответственность снижаются. Мотивы, которые составляли основу поведения детей в первых-вторых классах, начинают ослабевать. Объясняется это тем, что к этому времени ребёнок уже привык  к позиции ученика, она уже не вызывает у него чувства гордости и готовности выполнять все требования учителя. Авторитет учителя в глазах ребёнка также падает. Эти явления наблюдаются не только в нашей отечественной школе, но и школах других стран. Является ли такое положение вещей неизбежным или его можно избежать? Исследования последних десятилетий показали, что снижение интереса к учению и снижения ответственного отношения к нему может не быть. Другими словами, эти явления не отражают закономерных возрастных особенностей детей, а являются результатом неправильной организации обучения в начальной школе.

         Тридцатилетний эксперимент, проведённый под руководством В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, убедительно показал, что в экспериментальных классах таких явлений не наблюдается. Объясняется это тем, что в этих классах дети усваивают учебные предметы на более высоком уровне, у них формируется теоретическое мышление, глубокий познавательный интерес. При этом процесс обучения организован так, что учитель выступает в нём не как авторитарный руководитель, а как более опытный участник, сотрудничающий с детьми, решающий вместе с ними

20

различные задачи. Коллективные формы работы и коллективные формы ответственности органично входят в ежедневную жизнь классов. [13].

         Массовая школа недооценивает интеллектуальные возможности младших школьников.

         Предлагаемое для усвоения содержание не удовлетворяет любознательность детей, с которой они приходят в школу. В плане организации учебного процесса, как уже было сказано, учитель постоянно стремится укреплять свою позицию, не формирует коллективной ответственности, мнения коллектива. Но именно это закономерно становится значимым для подростка. Учение в этом возрасте уже не является ведущей деятельностью, авторитет учителя заменяется авторитетом коллектива. И это

надо предвидеть, к этому надо готовить детей. Если же с этим не считаться, то своеобразный регресс развития в начальной школе будет сохраняться, а переход на следующую ступень развития будет связан с кризисом. [1].

         Итак, обучение в начальной школе должно обеспечить усвоение не только интеллектуального, но и других видов человеческого опыта. Центральное место среди них занимает нравственный опыт, который лежит в основе личности человека. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного члена общества.  

         Личность ученика формируется в процессе учебной деятельности. Эффективность развития личности зависит от характера учебного процесса, от соответствия его закономерностям усвоения.

         

                                                         

 21

ГЛАВА 2. Изучение нравственных представлений учащихся начальной школы.

2.1. Методы и диагностические методики, направленные на изучение сформированности ответственности у учащихся 2-ого класса начальной школы

       

         Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Она определяет относительный уровень развития ребёнка, его потенциальные возможности, выявляет изменение уровней и те новообразования, которые в нём происходят.

         Чтобы иметь полное и точное представления об учащихся, об их ценностных ориентациях, нравственных представлениях, следует провести ряд диагностических методик.

         При проведении диагностики дети находятся в одинаковых условиях и кроме вопросов на воображаемое поведение предполагаются естественные, реальные ситуации, соответствующие возможностям младших школьников.[5].

         Существуют методики изучения степени понимания детьми ценностей окружающего мира, норм нравственного поведения. Одна из таких методик «Что такое хорошо и что такое плохо?» Л.М. Фридман. Цель данной методики: с помощью опросных методов установить нравственные представления детей об ответственности. Детям предлагается (устно) привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков. Методика позволяет определить у  детей степень сформированности у них понятий об ответственности. Степень эта оценивается как: 1) неправильное представление; 2) правильное, но недостаточно полное и чёткое; 3) полное и чёткое представление об ответственности.

           Изучение самооценки ответственности. Методика, разработанная М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой, позволяет определить, как ученик оценивает свою личную ответственность. Предлагается инструкция: «Внимательно прочитай утверждения и подчеркни то, которое описывает тебя».

         Я очень ответственный ученик.

         Я ответственный, но не всегда.

         Я не очень ответственный.

         Я безответственный.

         Далее педагог предлагает объяснить, почему он выбрал то или иное утверждение.

         Для того, чтобы рассмотреть, как учащиеся  2-ого класса оценивают свой уровень сформированности ответственности, также можно использовать методику «Самооценка волевых качеств» М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой.

22

Методика представляет собой модифицированный вариант шкалы оценки                                                           личностных качеств Дембо-Рубинштейна. Учащимся предлагаются бланки, 

на которых изображена 5-ти ступенчатая лесенка(рис.1). Даётся инструкция: «Представь себе, что знакомые тебе сказочные персонажи расположились на пяти ступеньках лестницы так, что самые ответственные из них находятся на верхней – пятой ступеньке, а самые безответственные – на нижней (первой ступеньке)». Оговаривается, что такое «ответственность», каких людей (сказочных персонажей) можно назвать ответственными. Педагог записывает или зарисовывает ответы детей, распределяя сказочных героев на пяти ступеньках. Затем предлагается задание: «А теперь обозначь «крестиком» на какой ступеньке, рядом с каким персонажем стоишь ты?» Количество набранных баллов приравнивается выбранному номеру ступеньки.

5

4

Высокий

3

Средне-высокий

2

Средний уровень

1

Средне-

низкий

Низкий уровень

Рис.1  Лесенка ответственности

         Одновременно учителю предлагается оценить проявление ответственности у учащихся по 5-ти балльной шкале. Если ученик проявляет ответственность в учебной деятельности практически всегда, то он получает 5 баллов; не всегда, то достаточно -4 балла; иногда проявляет, иногда нет -3 балла; проявляет редко – 2 балла; не проявляет совсем – 1 балл. Уровни ответственности определяются так: 5 баллов – высокий уровень, 4- средне-высокий, 3 – средний, 2 – средне-низкий, 1 – низкий уровень ответственности.

         Результаты методики «Самооценка волевых качеств» сопоставляются с мнением учителя, чтобы определить, насколько критично подходят учащиеся к оценке своих волевых качеств. Если оценки ученика и учителя совпадают, то можно говорить об адекватной самооценке ответственности. Если ученик оценивает проявление качества выше, чем учитель, то самооценка неадекватная, завышенная. В случае если оценка ученика ниже оценки учителя, то это говорит о неадекватной, заниженной самооценке. [13].

23

         Методика «Характеристика» Л.М. Фридман, даёт возможность учителю  дать качественную и количественную оценку нравственного                                                          

поведения  учащихся, проявлений в нём общественной активности, товарищества, самокритичности, ответственности.  

         1. Участие школьника в общественных делах:

    а) никогда не участвует;

    б) от случая к случаю;

    в) часто, но не по своей инициативе;

    г) регулярно, иногда по своей инициативе;

    д) инициатор общественных дел в классе.

         2. Участие школьника в оказании помощи одноклассникам по учёбе:

    а) никогда не участвует;

    б) от случая к случаю;

    в) часто, но не по своей инициативе;

    г) регулярно, иногда по собственной инициативе;

    д) систематически, по собственной инициативе.

         3. Степень самокритичности школьника:

    а) никогда не воспринимает критику;

    б) редко воспринимает критику;

    в) иногда воспринимает критику;

    г) воспринимает критику вдумчиво;

    д) самокритичен, в критике не нуждается.

         4. Уровень ответственности в отношении к делу:

    а) никогда нельзя поручать ответственное дело;

    б) иногда можно что-то поручить;

    в) можно часто давать поручения;

    г) можно всегда давать поручения;

    д) сам является инициатором в выполнении ответственных дел и доводит их до конца.

         5. Помощь школьника в общественной работе:

    а) никогда никому не помогает;

    б) помогает редко и только избранным;

    в) иногда, любому;

    г) часто, но избранным;

    д) всегда, любому.

         

         Каждый ответ оценивается в баллах. Далее высчитывается частное от деления суммы полученных баллов на 5 (количество вопросов). При такой технике вычисления максимальное значение показателя равно 5, минимальное -1. Если просуммировать индивидуальные показатели и

24

разделить их на количество школьников, участвующих в эксперименте, то получим средний показатель класса. С ним можно сравнить индивидуальные показатели отдельных учащихся. Можно сравнить и измерять показатели в

различные отрезки времени (например, в начале и в конце учебного года, от класса к классу), сопоставлять свою, т.е. учительскую оценку с оценкой родителей или других учителей, работающих в классе.

           

         Определить уровень ответственности ребёнка в представлении его родителей поможет методика Л.М. Фридман «Наш ребёнок».

         Родителей просят ответить на вопросы анкеты, записав на листочки номер вопроса (1-10) и номер ответа (1-4) на каждый вопрос.

1. Исполнителен и послушен ли ребёнок в семье? Охотно ли он исполняет поручения родителей?

    1. Постоянно проявляет неисполнительность и непослушание.

    2. Часто непослушен и неисполнителен.

    3. Не всегда исполнителен и послушен.

    4. Всегда исполнителен и послушен.

2. Каково поведение ребёнка дома?

    1. Постоянно ведёт себя плохо, дерзит и т.д.

    2. Часто ведёт себя плохо и на замечания не реагирует.

    3. Не всегда. Позволяет шалости, но на замечания реагирует положительно.

    4. Всегда хорошо.

3. Насколько чутко и отзывчиво относится ребёнок к родителям и близким?

    1. Постоянно дерзит, грубит, раздражается по поводу замечаний.

    2. Часто проявляет грубость, чёрствость, эгоизм.

    3. Не всегда отзывчивый и заботливый.

    4. Отзывчивый, заботливый, добрый.

4. Насколько ребёнок трудолюбив?

    1. Постоянно уклоняется от труда, очень ленив.

    2. Часто уклоняется от труда, трудится только под контролем.

    3. Не всегда помогает, делает лишь то, что поручают.

    4. Любит труд, постоянно помогает старшим.

5. Насколько воспитаны простота и скромность у ребёнка в отношении к родным и близким?

    1.Очень заносчив, хвастлив, высокомерен.

    2. Часто проявляет высокомерие, зазнайство, заносчивость.

    3. Иногда проявляет хвастовство, высокомерие, зазнайство.

    4. Всегда прост и скромен.

6. Проявляется ли у ребёнка критичность по отношению к другим людям?

25

    1. Некритичен, подстраивается к мнению других членов семьи или товарищей.

    2. Очень редко высказывает свои мнения, критические суждения.

    3. Критикует, но при этом не всегда правильно и тактично.

    4. Критикует взгляды и поведение близких разумно и тактично.

7. Проявляет при этом самокритичность?

    1. Озлобленно воспринимает критику членов семьи, на замечания грубит.

    2. Не воспринимает критику других, не реагирует на замечания членов семьи.

    3. Не всегда исправляется после критических замечаний.

    4. Самокритичен, уважает критику членов семьи, стремится  учесть критические замечания.

8. Как относится к учению дома?

    1. Уроки дома не учит, школу посещать не хочет.

    2. Проявляет безответственное отношение к домашним заданиям, требует постоянного контроля.

    3. Не всегда добросовестно готовит домашние задания.

    4. Ответственно, добросовестно готовит домашние задания.

9. Как относится к общественным поручениям?

    1. Не любит общественную работу, не выполняет её.

    2. Чаще всего безответственно относится к общественной работе, поручениям, требует постоянного контроля родителей.

    3. Не всегда проявляет желание выполнять поручение.

    4. Охотно выполняет общественные поручения, рассказывает об их выполнении дома.

10. Каково отношение ребёнка к своему классу?

    1. Не любит свой класс и открыто выражает своё отрицательное отношение к нему.

    2.Равнодушен к делам класса.        

    3. Любит класс, но всегда подкрепляет это хорошими делами.

    4. Любит свой класс и всегда подкрепляет это хорошими делами.

   

          Получив от родителей листочки с номерами вопросов и ответов, учитель суммирует номера ответов (для каждого школьника) и полученную сумму делит на 10 (число вопросов). Степень проявления нравственных качеств в поведении школьников в представлении их родителей оценивается по следующей шкале:

    От 1 до 1,5 – по мнению родителей, указанные качества не проявляются.

    От 1,5 до 2,5 – по мнению родителей, качества проявляются слабо.

    От 2,5 до 3,5 – по мнению родителей, указанные качества проявляются.

    От 3,5 до 4 – по мнению родителей, качества проявляются ярко.

26

На основе полученных данных учитель сопоставляет оценку родителей со своими представлениями. В случае несовпадения необходимо выяснить причину этого несоответствия (скрытность, необъективность родителей и т.д.) с помощью других методик и наметить индивидуальную работу с этим учеником (а при необходимости и с родителями). Обнаруженные негативные поступки (а также условия и причины, их породившие) должны служить указанием в направлении дальнейшего нравственно-психологического развития ребёнка.

         При проведении предлагаемых методик все участники эксперимента чётко знают, что от них требуется.

               

 

                                                         

                                                         

27

2.2.  Анализ и интерпретация полученных данных

         На базе МОУ «Зелёновской  начальной общеобразовательной школы, с учащимися 2-го класса, в составе 4 человек, была проведена диагностика сформированности представлений об ответственности. Для выяснения нравственных представлений об ответственности, учащимся предлагалось в устной форме привести хорошо известные им примеры соответствующих поступков (приложение 1).

         Дети говорили об ответственности, как «хороший поступок», «выполнение уроков», «дежурство в классе». Полное и чёткое представление об ответственности у 25% учащихся, правильное, но недостаточно полное и чёткое – у 50% учащихся, 25% детей показали неправильное представление об ответственности.

         Как показали наблюдения, есть дети, не выполняющие или выполняющие только частично домашнее задание, а также дети, выполняющие задания дома и в школе небрежно и нестарательно.

         При изучении самооценки ответственности у учащихся, им были предложены бланки, на которых изображена 5-ти ступенчатая лесенка. Они должны были представить сказочных персонажей, которые могли бы были расположиться на ступеньках, а затем, обозначить «крестиком» на какой ступеньке, рядом с каким персонажем могли поставить себя (приложение 2).

         75% учащихся поставили себя на третью ступеньку – средний уровень, что показывает об адекватной самооценке учащихся. 25% учащихся поставили себя на 4 ступеньку – средне-высокий уровень, сопоставив с учительской оценкой – это завышенная самооценка.

          Чтобы дать качественную и количественную оценку нравственного поведения учащихся, проявлений в нём общественной активности, товарищества, самокритичности, ответственности, была составлена характеристика на каждого учащегося второго класса, по методике Л.М. Фридман «Характеристика» (приложение 3). 

         Просуммировав индивидуальные показатели и разделив их на количество школьников, то получили средний балл класса – 2,95.

         Далее, по методике Л.М. Фридман «Наш ребёнок» предлагается родителям  определить уровень нравственного поведения в их представлении (приложение 4).

         Обработав полученную информацию, был получен средний балл по классу – 3,15. Это показывает, что по мнению родителей нравственные качества проявляются.

         Сопоставив все тестовые показатели, было определено, что ответственность у детей второго класса проявляется. Поэтому было проведено родительское собрание «Треугольники ответственности», по

28

воспитанию ответственности у учащихся второго класса, по выполнению домашних заданий. [2, 391-395]

         При последующей организации работы детей над домашними заданиями, выполнялись все требования учителя и воспринимались детьми спокойно и просто.

         Таким образом, соблюдая все условия и под постоянным контролем, учитель и родители добиваются хороших результатов в классе. Учащиеся стали систематически выполнять все задания, как устные так и письменные.

         Результаты «Треугольников ответственности» обнаруживались у детей не в одно и то же время. Описываемые способы поведения появились у некоторых детей уже через 10-12 дней, у других через 2-3 недели, а отдельным детям для этого понадобилось значительно больше времени – до полутора месяцев.

         Следует отметить, что на выбор ценностей детей в первую очередь влияет мнение, выбор взрослого, примеры из фильмов, книг, мнение и выбор коллектива, близких и друзей.

         

                                                         

29

Выводы

         

         Диагностика как специфический вид педагогической деятельности выступает непременным условием эффективности воспитательного процесса. Она определяет относительный уровень развития ребёнка, нравственные представления детей, выявляет изменения уровней и те новообразования, которые в нём происходят.

         Проведённые исследования свидетельствуют, что ответственность младшего школьника является недостаточно сформированным качеством. Он переживает невыполнение задания учителя, однако неохотно берёт ответственность за результаты своей учёбы на себя, оправдывает своё поведение рядом внешних причин. Младшему школьнику очень важно выглядеть «примерным», «ответственным» учеником в глазах учителя, ему трудно признаться, что в невыполнении задания учителя виноват он сам.        

         Результаты диагностики показали, что у учащихся в основном сформированы нравственные представления об ответственности в соответствии их возрастным особенностям. Они приводят примеры ответственных поступков, объясняют, что такое «ответственность», дают самооценку нравственной воспитанности. Но есть учащиеся, которые не адекватно дают самооценку своей ответственности

         Ученик, ответственно подходящий к учению, добивается больших результатов. Исследования позволили проследить тесную связь между проявлением ответственности и успеваемостью школьников.

         Итак, соблюдая все условия и под постоянным контролем, можно добиться хороших результатов в классе. Способность ребёнка быть ответственным, адекватно реагировать на ситуации всецело зависит от воспитывающих его людей.  Поэтому разработаны методики, которые воспитателям следует использовать в своей работе с детьми. Воспитывая ребёнка, взрослый должен помнить, что процесс воспитания надо контролировать.

                                                           30

                                                Заключение

         Вопросы нравственного воспитания были рассмотрены и педагогами и психологами всех времён. Но вопрос воспитания до сих пор актуален. Работая над проблемой нравственного воспитания учащихся 2-го класса начальной школы, была изучена психолого-педагогическая литература, рассмотрены сущность, основные понятия нравственного воспитания, а также характеристика учащихся в возрасте 8 лет, раскрыты особенности нравственных представлений учащихся этого возраста, изучены содержание, методы, формы нравственных представлений об ответственности у учащихся 2-го класса, продиагностированы второклассники, проанализированы полученные результаты и сделаны определённые выводы.

         Понятие ответственность предполагает наличие субъекта и требует указания на объект. Субъект – конкретная личность, взаимодействующая с миром. Объект – это то, за что субъект несёт ответственность. Взаимосвязь субъекта и объекта создаёт временную перспективу понятия: ответственность за совершённое действие.

         Ответственность у человека формируется  в школьные годы, а именно в младшем возрасте.

         Работа по нравственному воспитанию учащихся результативна при системном подходе, предлагающем педагогическую диагностику; использование разнообразных методов воспитания; включение воспитанника в социальные и внутри коллективные  отношения; интенсивное привлечение к деятельности с учётом имеющихся у него положительных качеств и способностей.

         Обучение в начальной школе должно обеспечить усвоение не только интеллектуального, но и других видов человеческого опыта. Центральное место среди них занимает нравственный опыт, который лежит в основе личности человека. Личность характеризует человека как хорошего или плохого, ответственного или безответственного.

          Проанализировав результаты по исследованию сформированности нравственных представлений об ответственности у учащихся 2-го класса начальной школы, пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств, способствуют:

         - полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;

         - использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;

         - личный пример взрослых;

         - факторы, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включённые в содержание работы.

                                                          31

       

         Организуя содержание обучения и общения с младшим школьником, взрослые определяют развитие личности ребёнка в этом возрасте. Тип мышления взрослого становится типом мышления ребёнка. Оценки и отношения взрослого становятся эталонами действия ребёнка. Но в младшем возрасте происходит и важное изменение в жизни ребёнка: он овладевает  навыками ориентировки в своём внутреннем мире, что становится  важнейшим условием для перехода к среднему школьному возрасту.

         Соблюдая все условия и под постоянным контролем, можно добиться хороших результатов. Способность ребёнка быть ответственным, адекватно реагировать на ситуацию всецело зависит от воспитывающих его людей.

                                                         

                                                       

32

ЛИТЕРАТУРА

1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2000 – с.478

2. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании // Начальная школа. – 2005. - №11 – с.68.

2.Артюхова И.С. Настольная книга классного руководителя, 1-4 классы. – М.: Эксмо,2008. – с.432.

3.Артюхова И.С. Красные треугольники // Начальная школа. – 1999. – №30 – С.38-39.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 1997.- с.428

5.Классному руководителю о классном часе // Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. –М.: Творческий центр, 2002.- с.116.

6. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М., 2001. – с.734.

7.Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И. Педагогическое наследие. – М., 1987. – с.284, 285, 298.

8.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М.: Педагогика, 1984 – Т.1. - 405с.

9. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1972. – с.526.

10. Лихачёв Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. – Самара, 1987. – с.84.

11.Локк Дж. «Мысли о воспитании». Хрестоматия по истории зарубежной педагогике. – М., 1981. – с.140, 145.

12. Макаренко А.С. Лекции для родителей. – М.: Учпедгиз, 1940. – с.148.

13.Матюхина М.В., Саблина Т.А. Изучение и формирование мотивации достижения у младших школьников. – Волгоград, 1994. – с.216.

14. Нечаева Н.В. Л.В. Занков. О методической системе начального обучения // Начальная школа. – 1995. - №11 – С.47-53.

15.Романовская З.И. Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников // Начальная школа. – 1991. - №3 – С.36-42.

16. Новейший психологический словарь/ под ред. В.Б. Шапаря, - 2-е изд., -Ростов-н-Д.: Феникс, 2006. – с.242.

17. Российская педагогическая энциклопедия: В 3т. – М.: Педагогика, 1993 –Т.1. – с.276.

18. Руссо Ж.- Ж. Эмиль, или о воспитании. – М.: Просвещение, 1989. – с.240.  

19.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – М.: Педагогика, 1989. – с. 110,111, 115.

20.Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – с.356.

21. Титаренко Т.М. Семья и формирование личности. – М.: Мысль, 1987.- с.487.

22. Щуркова Н. Самоуправление школьников – номинальное и реальное // Воспитание школьников. – 1985.-№4 – С.44-45.

23. Шуркова Н. Нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников. – 1990.- №5 – С.13-15.

24.Эрудит. Психология. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2006. – с. 21, 22.

  Приложение 1

   

 Методика Л.М. Фридман «Что такое хорошо и что такое плохо?»

п/п

Список учащихся

        Ответы  учащихся

      Степень

сформированности

     понятий

1.

Вера Г.

Всегда учу уроки, не опаздываю на уроки

          !

2.

Виктор М.

Слушаюсь родителей, учу уроки

           +

3.

Андрей П.

Учу уроки, убираю игрушки

            +

4.

Никита Т.

Хожу в школу, не дерусь

            *

! – полное и чёткое представление об ответственности

+ - правильное, но недостаточно полное и чёткое

* - неправильное представления

Сформировано представление – 75%

Недостаточно сформировано – 25%

                                                                                                    Приложение 2

                               

                                  «Самооценка волевых качеств»

                         Методика М.В. Матюхиной, С.Г. Яриковой

  5-0%

4- 25%

 Богатырь

3-75%

 Золушка

2- 0%

  Снегурочка

1- 0%

   Емеля

  Незнайка

Адекватная самооценка – 75%

Неадекватная самооценка – 25%

             

Приложение 3

                             ТРЕУГОЛЬНИКИ  ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Цели и задачи:

-помощь родителям в организации выполнения домашних заданий младшими школьниками;

-ознакомление родителей с методическим приёмом «Красные треугольники».

Предварительная подготовка:

-Памятку для родителей оформить на отдельном листе, раздать памятки каждому родителю в начале собрания.

ПАМЯТКА   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ

                             Расписание домашних заданий «Красные  треугольники»

Правила составления:

-Задание желательно выполнять в тот день, когда его задали, независимо от того, будет этот урок на следующий день или нет.

-На выполнение домашнего задания по каждому уроку не нужно планировать больше чем полчаса. Причём должно быть чётко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребёнок не способен выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов.

-Между выполнениями разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 минут.

-Распределите домашние задания равномерно по дням недели.

-Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков.

-Желательно, чтобы в выходные дни ребёнок был полностью освобождён от уроков – он должен полноценно отдохнуть.

-Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание.

-Повесьте его на стенку.

           Красные  треугольники – наглядность выполненной работы

       В расписании напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребёнок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо предмету, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться, либо огорчиться результатами.

       Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами.

     

                                 

                                           Ход  собрания.

1. Рациональное выполнение домашнего задания – непростая задача.

         Выполнение домашних заданий ребёнком в начальной школе – проблема непростая и для него самого, и для его родителей. Папам  и мамам приходится уделять немало времени для совместного «творчества» со своим чадом, чтобы все уроки были выполнены вовремя и пристойным образом. Малыш (6-7-летний ребёнок для родителей ещё малыш) – неопытный ученик. Ему трудно самому спланировать время для выполнения домашних заданий, продумать время для выполнения домашних заданий, продумать, какой урок лучше делать сначала, а какой – потом. Без помощи взрослых на первых порах никак не обойтись.

         Но вот ребёнок становится немного постарше, и в принципе родители уже не против, чтобы часть ответственности за свои учебные дела ребёнок взял на себя. Как этому научить? С чего начать? Можно просто побеседовать с ребёнком, объяснив ему, что письменные уроки нужно чередовать с устными. Кроме этого, желательно задание выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. Задание по чтению (пересказ) и иностранный язык нужно повторить несколько раз. Также будет хорошо, если ребёнок сумеет распределить заданные уроки равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто». Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше 30-ти минут – после этого ребёнок устаёт, ему трудно дольше получаса удерживать внимание на чём-то одном. В этом особенность его возраста.

         Задачка, в общем-то, получается не для всякого программиста посильная, то есть не каждый взрослый, принимая во внимание одновременно столько факторов, сумеет оптимально распределить своё время и силы.

         Сделать первый шаг по воспитанию у ребёнка самостоятельности в выполнении домашних заданий (а где самостоятельность, там, естественно, и ответственность) поможет следующий простой приём – составление расписания выполнения домашних заданий.

 2.Совместное составление расписания домашних заданий.

         Составляя подобное расписание, делайте всё вместе с ребёнком: пусть он поможет что-то начертить, написать, красиво оформить. Тем более нужно советоваться с ребёнком, когда вы будете вносить в это расписание содержание. Только чувствуя, что он причастен к этому делу, что там есть его мысли, пожелания. труд, ребёнок возьмётся следовать ему, будет стремиться его выполнять.

         Итак, для составления подобного расписания берётся большой плотный лист бумаги (не альбомный, а как минимум формата А4); карандашом он делится на пять равных частей по дням недели: понедельник; вторник, среда, четверг, пятница. Суббота и воскресенье – выходные дни – сюда не вносятся.

         Каждая часть «озаглавливается»: наверху пишется название дня недели. Каждый день недели в свою очередь делится пополам. Верхняя часть – это то, что дано нам в неизменённом виде: расписание уроков( оно неизменно по крайней мере на четверть). Здесь же отмечается время, когда начинаются и когда заканчиваются уроки. Должно быть чётко видно, во сколько ребёнок каждый день приходит домой.

         Нижняя часть каждого дня недели – это то, что должно быть выработано вместе (родителями и ребёнком) как руководство к действию для маленького школьника. Эту часть расписания не нужно сразу жёстко заполнять: сначала можно пометить карандашом, какие уроки и в какое время выполняются. при получении обратной связи, что такое расписание реально и посильно для ребёнка, обведите карандаш ручкой. Если необходимо, скорректируйте его.

3.Правила составления.

         Начните делать такое расписание недели через две после начала четверти: расписание уроков в школе установилось, вы поняли, какой примерно график будет ребёнку удобен.

         - Задание желательно выполнять в тот день, когда его задали, независимо от того, будет этот урок на следующий день или нет.

         - На выполнение домашнего задания по каждому уроку не нужно планировать больше чем полчаса. Причём должно быть чётко указано время начала и окончания его выполнения. Если вы знаете, что задание по какому-либо предмету ребёнок не способен выполнить за полчаса, планируйте его выполнение в несколько этапов.

         -Между выполнениями разных заданий должен быть перерыв от 10 до 20 минут.

         - Распределите домашние задания равномерно по дням недели.

         - Если нужно, выделите специальное время для повторения некоторых уроков.

         - Желательно, чтобы в выходные дни ребёнок полностью освобождён от уроков – он должен полноценно отдохнуть.

         - Постарайтесь внешне привлекательно и понятно оформить это расписание.

         - Повесьте его на стенку.

4. Красные  треугольники – наглядность выполненной работы.

         Одна из самых интересных особенностей этого расписания –  наглядность выполненной работы для ребёнка. Добиваемся этой наглядности таким простым способом. В расписании напротив каждого урока делается небольшая прорезь бритвой или ножницами. Из красного картона вырезаются небольшие треугольники, чтобы их можно было вставлять в эту прорезь. Ребёнок, выполнив полностью и вовремя домашнее задание по какому-либо предмету, вставляет в прорезь напротив него красный треугольник. К концу дня и он, и родители имеют возможность либо порадоваться, либо огорчиться результатами.

         Вставленные треугольники остаются в прорезях до конца недели. В конце  недели результаты усилий по выполнению домашних заданий наглядно предстанут перед вами. Если ребёнок старался почти полностью и вовремя выполнил все уроки, обязательно поощрите его. Вы лучше знает, что он любит. Может быть, это совместная прогулка в парк, катание на аттракционах, покупка какой-либо игрушки, сладостей. И, конечно, похвала, искреннее восхищение и гордость своим волевым и целеустремлённым ребёнком.

         Даже если он не смог поначалу справиться с выполнением расписания, но старался, всё равно похвалите его, создайте у него стимул не бросать эту работу. Как всегда, в воспитании нужны прежде всего терпение и внимание к ребёнку.

         Подобное расписание, конечно, не отменяет помощи родителей ребёнку. Младшему школьнику нужны и помощь, и поддержка, и поощрение. Но оно поможет и вам, и ребёнку рационально спланировать учебные и выходные дни, разумно чередовать уроки и отдых, найти время для занятий музыкой, спортом, танцами и тому подобное.

5.Время для выполнения домашнего задания.

         Выполнение домашних заданий лучше не затягивать, не откладывать на позднее время. Однако не следует забывать о перерывах, которые позволили бы школьникам восстановить силы и умственную работоспособность. Если ребёнок делает уроки самостоятельно, то пусть таймер или какой-либо иной подобный прибор напоминает ему, что настала пора отдохнуть. Но отдых и просмотр телепередач или игры на улице – не одно и то же, тем более что, занявшись этим, школьники с большим трудом и неохотой возвращаются к урокам.

 

6. Опирайтесь на сильные качества.

         Не старайтесь тренировать наиболее слабо развитое качество или способность школьника, упор следует делать на более сильные, нормально развитые качества. Например, если ребёнок плохо запоминает, не надо ещё и ещё раз повторять заданное, лучше постарайтесь осмыслить материал, составьте план и опирайтесь на него и материал учебника до тех пор, пока ученик не почувствует уверенность в собственных силах. Если страдает логика, то упор лучше сделать на заучивание.

         Младшие школьники требуют к себе особо терпимого отношения со стороны взрослых. Крики и упрёки могут спровоцировать утрату интереса к учению, появление комплекса неудачника. Терпение же и помощь со стороны взрослых могут творить чудеса.

         Не следует думать, что нельзя устранить причину неуспеваемости. Любой недостаток, можно либо устранить, либо компенсировать за счёт другого качества.

7. Поэтапное выполнение каждого урока.

         При выполнении домашнего задания по предмету можно использовать такой приём – разбить это задание на ряд более мелких. Например, прочитать, понять, выписать то, что требуется в тетрадь, а на листочек – малопонятное, сформулировать вопросы к взрослым, повторить, выполнить задания в конце параграфа и тому подобное.

         Контролировать и оценивать следует каждый этап работы.

         Если ребёнок не способен развить достаточное волевое усилие, то его следует поддержать, подбодрить, вовремя оказать необходимую помощь, но не подменять собой ребёнка, не приниматься за выполнение заданий  вместо него.

         И, конечно, никогда не будут лишними выражения родительской любви, внимания к проблемам ребёнка, забота о его благополучии в школе и дома.

8. Заключительная часть.

         Классный руководитель подводит итоги, отвечает на вопросы родителей (если они возникают), даёт родителям возможность высказать своё мнение по обсуждаемым вопросам.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика формирования пространственных представлений у умственно осталых учащихся на уроках истории России

Выдержка из аттестационной работы на тему "Формирование временных и пространственных предстажвлений на уроках истории в схпециальной (коррекционной) школы VIII вида...

Формирование нравственных и эстетических представлений у учащихся на уроках швейного дела

План-конспект открытого урока трудового обучения в 8 классе. Данный урок и сообщение "родились"неожиданно. Необходимо было изготовить в подарок одному из детских домов Кубани подарки....

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ».

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»....

Формирование нравственных качеств и представлений у учащихся с ОВЗ во внеурочное время» (доклад на областном семинаре)

В докладе говорится как проводится нравственно-патриотическое, нравственно-эстетическое, воспитание во вне урочное время с детьми коррекционной школы 8 вида.Прилагается презентация...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ У УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА ПУТЕМ  ОРГАНИЗАЦИИ БЕСЕДЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДИСКУССИИ"

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для...

Разработка уроков литературы, направленных на формирование нравственных представлений у подростков 8-го класса, по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка"

Данные разработки уроков помогут в комплексе изучить историю создания повести, содержание произведения, работа с литературоведческим материалом, работой с текстом....

Рекомендации для родителей по формированию геометрических представлений и понятий для учащихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями.

Рекомендации для родителей по формированию геометрических представлений и понятий для  учащихся 5 класса с интеллектуальными нарушениями....