Учет моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет
методическая разработка по физкультуре на тему

 

Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владеть обеими руками для умения управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника.

Учитывая отсутствие данных о степени влияния учета моторной асимметрии рук на степень владения техническими приемами у учащихся 8-х классов, было проведено тестирование до, и после обучения  броску мяча в корзину. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchet_motornoy_asimmetrii_ruk_u_yunyh_basketbolistov.docx110.31 КБ

Предварительный просмотр:

КАШИНА Яна Викторовна

Совершенствование техники бросков мяча в корзину

 на основе учета моторной асимметрии рук

у юных баскетболистов 13-14 лет

Санкт-Петербург

2012

Введение

Успешность спортивной деятельности,  способность человека к адаптивному поведению,  обучаемость и способность к саморегуляции зависит от организации функциональных асимметрий. За прошедшие годы стала очевидной правомерность различия моторной,  сенсорной, психической асимметрии человека,  а также выделения индивидуального профиля асимметрии (ИПА), под которым понимается присущее каждому субъекту определенное сочетание функциональных асимметрий.

Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий. Теоретики физического воспитания отмечают их как «один из интереснейших спортивных феноменов».

Данные о соотношении асимметрий-симметрий у юных и квалифицированных спортсменов, психофизиологических и двигательных особенностях леворуких и амбидекстров малочисленны. Они позволяют предположить, что проявления различных типов моторных асимметрий зависят от индивидуально-типологических особенностей человека: возраста, пола, занятий определенным видом спорта, спортивной квалификации и стажа. Определение ведущей конечности признано важным для спортивной практики, так как может служить маркером результативности действий во многих видах спорта.

Изучение типа ИПА как фактора, обуславливающего различные аспекты спортивной деятельности, перспективно в контексте спортивной психологии и физиологии и имеет большое значение для выявления предпосылок, определяющих особенности двигательного развития, психическое и физическое состояние спортсменов.

Тщательная оценка ИПА необходима для раннего выявления элементов «левшества» при спортивном и профессионально отборе, обучении и воспитании.

С учетом всех вышеизложенных аргументов изучение ИПА у представителей различных видов спорта представляется чрезвычайно актуальным.

Знание об индивидуальных особенностях, учитывая моторную асимметрию рук, у школьников 13 – 14 лет позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.

Объект исследования.

Объектом исследования явился учебный процесс учащихся 8-х классов на уроках физической культуры по баскетболу.

Предмет исследования.

В работе изучалось влияние учета моторной асимметрии рук на точность выполнения броска мяча в корзину у учащихся 8-х классов на уроках физической культуры.

Теоретическая значимость.

Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владеть обеими руками для умения управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника.

Учитывая отсутствие данных о степени влияния учета моторной асимметрии рук на степень владения техническими приемами у учащихся 8-х классов, было проведено тестирование до, и после обучения  броску мяча в корзину.

Моторная асимметрия рук

Моторная  (двигательная)  асимметрия,  напрямую связанная с сенсорной и психической,  имеет большое количество вариаций и определяет характер выполнения двигательного действия.

Надежность двигательных действий определяется морфогенетическими особенностями организма, обеспечивающими их устойчивость, и зависит от наличия необходимого уровня асимметрии при выполнении движения. Асимметрия движений позволяет снизить их неопределенность и увеличить устойчивость вследствие возможности выбора оптимального варианта структуры движения.

В связи с фундаментальностью проблемы имеют место глубокие теоретические обобщения. Проведены разнообразные экспериментальные исследования о проявлениях асимметрии в различных видах спорта.

Описаны возрастные особенности двигательных асимметрий. В большей мере исследована доминантность верхних, реже – нижних  конечностей, организация изолированных и совместных движений рук у правшей и левшей.

Моторная асимметрия в конкретном виде спорта зависит от симметричности или асимметричности технических действий. В симметричных упражнениях выраженная функциональная асимметрия ограничивает возможности спортсменов. Ведущая конечность выполняет более активные действия, регулируя работу неведущей.

Спортивная востребованность левшей связана не только с особенностями их двигательного развития, но и со спецификой восприятия информации, стратегии мышления и стиля действий.

Научно обосновывается положение о недопустимости переучивания левшей в процессе физического воспитания или обучения технике и тактике в разных видах спорта. Поэтому учет левых моторных асимметрий способствует более высоким спортивным достижениям, правильному выбору амплуа и тактики действий спортсмена. В игровых видах спорта тренеры стремятся с помощью левшей усилить эффективность игры в команде.

Многочисленные данные об изменении функциональных врожденных асимметрий вод влиянием многолетних систематических тренировочных воздействий дают возможность предположить возможность и целесообразность осознанного управления тренировочным процессом с учетом фактора симметрии-асимметрии.

Существуют следующие методические положения учебно-тренировочного процесса, составленные с учетом функциональных асимметрий:

-       началу двигательного изучения должно предшествовать определение функциональных асимметрий;

-       обучение сложным по координации движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста занимающегося;

-       эффективнее перенос навыков с ведущей на неведущую сторону;

-       направленная тренирующая стимуляция неведущей стороны менее результативна.

Учет явления латерализации признан одним из важных положений тренировки координационных способностей.  Предлагается на начальном этапе обучения технике движений предоставлять детям, специализирующимся в спортивных играх, возможность свободного выбора ведущей конечности (правой или левой). Затем, принимая во внимание функциональную асимметрию ребенка, желательно, чтобы новый элемент техники он усвоил вначале ведущей конечностью в сильнейшую (удобную) сторону, а затем, последовательно, неведущей конечностью или в слабейшую сторону. В этом плане зеркальное выполнение двигательных действий является одним из важнейших методических приемов, одновременно расширяющих координационные возможности, технические и технико-тактические умения.

В игровых видах спорта методика воздействия в аспекте формирования двигательной асимметрии сложна. Причина заключается в том, что основы двигательной двусторонности, желательные в этих видах спорта, закладываются на ранних этапах тренировки, а проявляется она на уровне высокого спортивного мастерства.

Симметричная подготовка спортсмена в игровых видах спорта (обеих рук, ног и сторон тела) является существенным резервом повышения спортивной подготовки. Признано оптимальным симметричное развитие с самых ранних этапов тренировки, а не попытки перевода асимметричных движений в симметричные на более высоких ступенях спортивного совершенствования. Симметризация движений, как проявление двигательной универсальности и специфической всесторонности, становится одним из существенных элементов эстетики движений, более благоприятного восприятия зрителей и судей и, по мнению автора, неотъемлемой частью физического и спортивно-технического развития молодых спортсменов.

Индивидуальное снижение асимметрии под воздействием симметрирующих нагрузок, а тем более переучивание, возможно только при наличии определенных способностей у спортсмена. Поэтому целесообразность временных затрат должна определяться для каждого отдельного спортсмена и в соответствии с особенностями вида спорта. Только низкий начальный уровень асимметрии и возможности симметричной ответной реакции могут позволить спортсмену достичь высокого уровня владения движениями в обе стороны. Совершенный уровень техники, обеспечивающий технико-тактическое преимущество в ситуационных видах спорта, достижим лишь особо одаренными в координационном и интеллектуальном отношении спортсменами. Норму асимметрии определяет вид спорта, а способы и возможности ее достижения - индивидуальные особенности спортсмена и грамотное планирование тренировочного процесса.

Знание ИПА спортсмена (не менее чем по четырем сенсомоторным признакам) необходимо использовать для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения и физического воспитания, при исследовании физической и умственной работоспособности, физических качеств, а также создании нормативов соответствующих параметров изолированно для правых и левых конечностей. В перспективе аналогичные исследования позволят выявить и дифференцировать основные этапы развития видов функциональных асимметрий, установить их возрастные нормы и использовать последние в качестве критериев развития моторики в разные возрастные периоды.

Обязательное тестирование характеристик моторики для обеих симметричных конечностей является необходимым условием формирования индивидуальной спортивной техники согласно требованиям к симметрии-асимметрии двигательной деятельности, предъявляемым конкретным видом спорта.

В игровых видах спорта отдается предпочтение амбидекстрам  (людям в равной мере успешно владеющими правыми и левыми конечностями). Спортсмены - амбидекстры более успешно действуют в сложных ситуациях, не тратят времени на дополнительную обработку мяча или выбор позы, успешно выполняют технико-тактические действия.

Проанализировав научно-методическую литературу по изучаемой проблеме можно сделать вывод, что учет факторов асимметрии-симметрии человека представляет значительный резерв в повышении эффективности тренировочного процесса в спорте. Сегодня еще нет исчерпывающих экспериментальных данных о том, сколько времени необходимо посвящать упражнению ведущей и сколько неведущей конечности. Это зависит от разных факторов и, прежде всего, от этапа спортивной тренировки, уровня мастерства и индивидуальных особенностей учащегося.

Цель, задачи, методы и организация исследования

Цель и задачи исследования

        Цель работы: совершенствование техники выполнения броска мяча в корзину с учетом моторной асимметрии рук у учащихся 8 классов.

        Задачи исследования:

1. Определить индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) у учащихся 8 – х классов.

2. Выявить показатели точности попадания мяча в корзину при броске одной рукой от плеча ведущей и неведущей рукой.

3. Подобрать специальный комплекс упражнений, направленный на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8 – х классов.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования.

  1. Теоретический анализ научно-методической литературы.
  2. Спортивное педагогическое тестирование.
  3. Педагогическое наблюдение.
  4. Педагогический эксперимент.
  5. Метод математической статистики для обработки полученных данных.

Методы исследования

Теоретический анализ научно-методической литературы

Теоретический анализ научно-методической литературы проводился на первом этапе спортивно-педагогического тестирования, в период с июля 2009 года по октябрь 2010 года. Была проанализирована учебно-методическая литература по теме исследования.

Спортивно-педагогическое тестирование

На первом этапе спортивно-педагогического тестирования был определен индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) при помощи нескольких тестов:

- «Переплетение пальцев кисти» (№1) - испытуемый переплетает пальцы кисти, ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;

- «Поза Наполеона» (№2)- испытуемый скрещивает руки на груди, ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди;

- «Аплодирования» (№3) - при аплодировании ведущая рука более активна и подавижна, она ударяет о ладонь неведущей руки;

- «На точность» (№4)- с открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой, ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом.

Результаты тестирования занесены в протокол (Приложение 1, 2).

На втором этапе было проведено первое тестирование при выполнении броска мяча в корзину одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метра с правой и левой стороны от щита под углом 45° ведущей и неведущей рукой, где учитывалось количество попаданий. А также  подобран комплекс специальных упражнений для совершенствования техники броска мяча в корзину с учетом индивидуальной моторной асимметрии рук.

На третьем этапе спортивно-педагогического тестирования комплекс упражнений был внедрен в процесс обучения и, было проведено итоговое  тестирование при выполнении бросков мяча в корзину одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны от щита под углом 45° ведущей и неведущей рукой.  Учитывалось количество попаданий.

Педагогическое наблюдение

Педагогические наблюдения за действиями учащихся 8-х классов проводились в процессе урока по физической культуре.

Броски выполнялись сериями по десять бросков с каждой стороны ведущей и неведущей рукой. Учитывалось количество попаданий мяча в корзину с каждой стороны и каждой рукой. Цифровой материал записывался в протокол. Форма протокола прилагается (Приложение 3-6).

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанных и связанных между собой. Были рассчитаны  — средняя арифметическая величина, среднее квадратичное отклонение, средняя квадратичная ошибка. Сравнительный анализ осуществляется по критерию Стьюдента. Степень достоверности (Р) находили по таблице критерия Стьюдента. Если Р ≤ 0,05, Р ≤ 0,01, то ошибка меньше 5 %, 1 % и результат достоверен. Если Р ≥ 0,05, то ошибка больше 5 % и результат не достоверен.

Педагогический эксперимент

Исследования проводились в течение 2010-2011 г.г. на базе гимназии г. Санкт – Петербурга.

В исследовании принимали учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов.

В период с октября по ноябрь 2010 года все испытуемые занимались по общему плану. В ноябре 2010 были проведены тесты на определение ИПА у каждого учащегося, а также тесты на точность выполнения бросков мяча в корзину с правой и левой стороны от щита ведущей и неведущей рукой. По результатам которых были составлены контрольная и экспериментальная группы:

8 «А» - контрольная группа – 26 человек;

8 «Б» - экспериментальная группа – 26 человек.

В экспериментальной группе применялись следующие методические приемы обучения:

        1.Объяснение и показ техники выполнения броска мяча в корзину одной рукой от плеча.

        2.Выполнение упражнений индивидуально у баскетбольного щита, у стены, в парах и тройках ведущей и неведущей рукой с учетом моторной асимметрии каждого учащегося.

        3.Упражнения выполнять в следующей последовательности: 1 - 3-е повторение для ведущей руки, 4 - 6-е - для неведущей; на 7 - 9-е повторение работает ведущая рука, а неведущая - на 10 - 13-е повторение (на одно повторение больше выполняет неведущая рука), и заканчивается упражнение по 4 повторения на каждую руку: сначала ведущей рукой 14 - 17-е, затем неведущей 18 - 21-е повторение.

        Такая последовательность выполнения двигательных действий использовалась в следующих упражнениях:

        - передача мяча одной рукой от плеча: различные варианты выполнения (на месте, в стену, в парах, в тройках, в движении и т.д. (количество передач);

        - ведение мяча на месте и в движении (количество повторений);

        - бросок мяча одной рукой от плеча (количество бросков);

        - обманные движения с мячом и без мяча (количество повторений);

        - индивидуальное обыгрывание без и с сопротивлением, с различных положений по отношению к корзине (количество повторений).

        Также велась постоянная работа над ошибками.

        В контрольной группе применялись стандартные методические приемы обучения: объяснение и показ техники выполнения броска; имитация приема; выполнение броска в парах по навесной траектории; броски мяча в корзину с различных расстояний и разных точек.

Метод математической статистики

Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке по программе «Excel».

Организация исследования

Проанализировав специальную литературу по выбранной теме на первом этапе спортивно-педагогического тестирования, были получены первичные данные по ИПА каждого учащегося.

На втором этапе  после проведенного первого тестирования был разработан комплекс специальных упражнений для совершенствования техники выполнения броска мяча в корзину ведущей и неведущей рукой  от плеча.

На третьем этапе после обработки результатов первого тестирования в экспериментальной группе этот комплекс специальных упражнений был внедрен в процесс обучения. Использовались методы показа и объяснения, детально отрабатывалась техника выполнения броска мяча в корзину с учетом моторной асимметрии каждого учащегося.

В контрольной группе обучение проводилось по общей программе обучения (объяснение, показ).

В конце третьего этапа после спортивно-педагогического эксперимента, который длился до апреля 2011 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное тестирование, полученные результаты были обработаны.

В экспериментальной группе был подобран следующий комплекс специальных упражнений.

1. Совершенствование бросков с близкого расстояния в движении. Игрок ведет мяч левой (правой) рукой к корзине, выполняет бро сок левой (правой) рукой, ловит мяч, ведет его правой (левой) рукой от корзины (5—6 м), опять ве дет мяч к корзине, выполняет бросок правой (левой) рукой. Броски выполнять с разных точек.

2.  То же самое, но игрок, выполнив бросок, не ведет мяч от корзины, а сразу выполняет бросок, сделав только самые необходимые подготовительные движения (пово рот, обманное движение, короткое ведение), чтобы брос ки выполнялись из удобных положений. Выполнять брос ки удобной и неудобной рукой, применяя обманные движения.

3. Совершенствование бросков с одной точки. Игрок выполняет броски с одного и того же места удобной и неудобной рукой.

4. Совершенствование «прохода» и бросков в движе нии. Игрок с мячом стоит на расстоянии 6—8 м от кор зины, выполняет обманное движение, имитируя бросок в корзину или ведение мяча в одну сторону, и после этого мгновенно   «проходит» в противоположную   сторону к корзине. Игрок совершенствует  характерные   для себя проходы с излюбленных мест. После этого он заканчи вает «проход» броском мяча в корзину удобной и неудобной рукой на большой ско рости и начинает упражнение сначала с того же места или с другого.

5. Игрок ударяет мячом о стену, ловит его, ведет правой (левой) рукой к корзине, останавливается и выполняет бросок  правой (левой) рукой,   бежит к корзине, ловит мяч, ведет его левой (правой) рукой  к другой стене и выполняет то же самое.

6. То же самое, но игрок ловит мяч, отскочивший от стены, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движе ние, имитируя проход посередине  площадки, выполняет поворот вперед, «проходит» по лицевой линии и выполня ет бросок.

7. Игрок, находящийся у центрального круга (или у лицевой линии лицом к противоположной корзине), бро сает мяч вверх - вперед, как можно быстрее бежит вперед, стараясь поймать мяч, пока тот не упал на пол. Поймав мяч, выполняет обманное движение, ведет мяч вперед к корзине и выполняет бросок. То же самое по вторяет в другую корзину.

8. Совершенствование разных бросков с разных рас стояний. Игрок бросает мяч с дальней дистанции удобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч, выполняет бросок с ближнего рас стояния неудобной рукой, ведет мяч от корзины, поворачивается, ведет к корзине и бросает со среднего расстояния удобной рукой.

9. Вести мяч вокруг зала и выполнить броски по очереди во все имеющиеся корзины (по часовой стрелке – левой рукой, против часовой – правой).

10.Совершенствование дальних бросков. Игрок вы полняет бросок с дальнего расстояния удобной рукой с избранной точки, бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого расстояния неудобной рукой, ведет его в исходное положение (или в другое место), опять выполняет бросок издали.

11. Два игрока имеют один мяч. Поочередно каждый выполняет броски в движении. Игрок, выполнивший бро сок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, который за это время занимает на площадке место по своему усмотрению. При выполнении бросков справа от щита – бросать правой рукой, слева от щита – левой рукой).

12. То же самое, но игрок, выполнивший бросок, пере дав мяч партнеру, бежит к нему и исполняет роль защит ника. Действия защитника   могут   быть  пассивными и активными.

13. Игрок без мяча вбегает в штрафную площадь, получает мяч от партнера, выполняет обманное движение в одну сто рону, поворачивается вперед и бросает мяч.   Выполнив бросок, он сам ловит мяч, возвращает его партнеру и за нимает место за пределами штрафной площадки. Затем он опять вбегает в штрафную площадку и получает мяч. Выполнив 5—10 бросков, игроки меняются местами.

14. Один игрок бросает мяч в корзину с избранной точ ки, второй ему подает мяч. Иг рок с одной точки выполняет серию из 5-10 бросков, затем игроки меняются ролями.

15. То же самое, но игрок, подающий мяч, после каж дой передачи   бежит к партнеру и выполняет  роль за щитника.

16. Игроки на площадке стоят рядом на расстоянии 4-5 м и передают мяч друг другу. После нескольких пере дач один из них бросает мяч в корзину неудобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру и опять занимает место рядом с партнером. После нескольких передач бросок выполняет другой игрок.

17. Игрок получает мяч, стоя спиной к корзи не, выполняет обманное движение в одну сторону, пово рачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок неудобной рукой. Пой мав мяч, он возвращает его партнеру и занимает исход ное положение и т. д.

18. Игрок, получив мяч под кольцом, делает обманное движение, имитируя бросок в корзину, поворачивается вперед, ведет мяч и выполняет бросок с другой стороны корзины.

19. Упражнение для  совершенствования  добивания мяча. Игроки стоят у щита с обеих сторон кольца. Один игрок бросает мяч о щит выше кольца партнеру (или на брасывает на кольцо); второй — старается добить мяч в корзину. Стоя справа от щита добивание мяча выполнять правой рукой, стоя слева – левой рукой.

20. Один игрок выполняет броски со средних, второй — подает мяч. Если мяч не попа дает в корзину, игрок, подающий мяч, добивает его в кор зину неудобной рукой и после этого возвращает мяч партнеру.

21. Игроки выполняют поочередно броски со средней дистанции. Бросив мяч со средней дистанции, игрок бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого рас стояния. За попадание с дальней дистанции - 2 очка, с близкой - 1. Кто быстрее наберет определенное количе ство очков (например, 21). Броски со средней дистанции выполнять удобной рукой, с ближней дистанции – неудобной.

22. Каждый игрок имеет по мячу. Игроки  выбирают на площадке аналогичные точки, с которых выполняют броски. Игрок, выполнивший   бросок, бежит за мячом, ведет его на исходное положение и опять бросает мяч. Кто быстрее забросит 10 раз.

23. Игра «Школа». На площадке отмечается опреде ленное число точек, с которых будут выполняться броски в корзину. Начинать броски с самой близкой точки. Игрок, забросивший мяч с ближайшей точки, имеет право выполнить бросок со следующей точки. Игрок, за бросивший мяч со всех точек, возвращается в обратном направлении, забрасывая мяч поочередно с каждой точки. Когда игрок забросит мяч со всех точек по два раза (пройдет «школу» туда и обратно), он держит экзамен, бросает штрафные броски. Надо забросить поочередно 5 штрафных бросков. Кто быстрее закончит «школу». Броски с ближних точек выполнять неудобной рукой.

24.Три игрока имеют два мяча. Один игрок бросает мяч в корзину, ловит его и передает игроку, не имеюще му мяча. Следующим выполняет бросок второй игрок, имеющий мяч, ловит его и передает тому игроку, кото рый не имеет мяча. Игрок, выполнивший бросок и пере давший мяч партнеру, быстро занимает место для полу чения мяча и выполнения броска.

25. Два игрока имеют по мячу и с выбранных мест поочередно бросают мяч в корзину. Третий игрок подает мяч обоим партнерам. Подающе го мяч партнера поочередно сменяют через 10 бросков.

26. Игрок с мячом выполняет серию бросков мяча в корзину с одного места. Другой игрок в роли защитника, он разрешает свободно получать мяч, а во время броска мешает, имитируя действия защитни ка. Третий игрок подает мячи   бросающему. Выполнив серию из 10-15 бросков, игроки меняются ролями.

27. Два игрока быстро передают мяч между собой. Третий, как можно быстрее передвигаясь от одного игро ка к другому, старается помешать броску. Как только игрок с мячом на мгновение окажется свободным, он тут же выполняет бросок неудобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч и пере дает его партнеру, а сам становится  защитником. Рас стояние между передающими мяч такое, что третий игрок - защитник, быстро передвигаясь, какое-то время, может помешать свободно бросить мяч.

28. Игрок, имеющий мяч, с середины площадки пе редает его игроку, стоящему в углу площадки, сам бежит по направлению к другому углу, потом быстро изменяет направление, бежит к мячу, получает мяч и выполняет бросок неудобной рукой. Игрок, выполнивший бросок, занимает место в углу площадки, а игрок, который уже находился в углу, ловит отскочивший от щита мяч, передает его игроку, находящемуся у центрального круга, сам бежит туда же, и упражнение продолжается.

29. Один игрок выполняет броски с дальних и средних расстояний. Остальные игроки, стоя под щитом, стараются добить мяч неудобной рукой, не попавший в коль цо. Игроки поочередно меняются местами.

30. Игра 1x1 в одну корзину при наличии третьего игрока. Третий игрок в роли пассивного помощника. На падающий передает ему мяч, когда находится в положе нии, неудобном для броска, а третий игрок опять возвра щает мяч нападающему. Мяч в игру вводит тоже третий игрок, он передает мяч тому игроку, который забросил его в корзину. После определенного количества бросков игроки меняются ролями или играют до установленного числа очков (до 10 и т. д.).

Результаты исследования и их обсуждение

Эффективность экспериментальных методических приемов  обучения и динамика показателей результативности

броска мяча в корзину

В результате спортивно-педагогического тестирования был определен индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) учащихся в 8 «А» и в 8 «Б» классах (рис. 1).

Рис. 1. Индивидуальный профиль асимметрии

учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов

По данным тестирования процент левшей в 8 «А» составил 15% от общего числа учащихся, а в 8 «Б» классе – 12%.

В результате педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень результативности бросков у учащихся 8-х классов ведущей и неведущей рукой с правой и с левой стороны от щита (табл. 1).

Таблица 1

Исходный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

Ведущая рука

Неведущая рука

Ведущая рука

Неведущая рука

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Среднее арифмети-ческое

5,6±0,8

5,3±0,5

2,8±0,2

2,7±0,3

5,1±0,5

4,4±0,7

2,9±0,3

2,7±0,1

Критерий Стьюдента

0,8

0,3

1,5

0,5

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Не достоверно

Не достоверно

Не достоверно

Не достоверно

Как видно из табл.1 и рис.2 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся КГ и ЭГ, как с правой стороны, так и с левой стороны ведущей и неведущей рукой статистически не достоверны. В КГ с правой стороны ведущей рукой оно составило 5,6±0,8 попаданий, а в ЭГ 5,3±0,5 при индивидуальном разбросе показателей в КГ от 3 до 10 попаданий, в ЭК – от 2 до 8 (t=0,8; Р≥0,05); с левой стороны ведущей рукой в КГ - 5,1±0,5, а в ЭГ – 4,4±0,7 при индивидуальном разбросе от 2 до 8 в КГ и от 1 до 9 в ЭГ (t=1,5; Р≥0,05).

При выполнении бросков неведущей рукой с правой стороны среднее количество попаданий составило в КГ – 2,8±0,2 попаданий, в ЭГ – 2,7±0,3, при индивидуальном разбросе попаданий от 1 до 5 в КГ и ЭГ (t=0,3; Р≥0,5), а при выполнении бросков с левой стороны были отмечены следующие результаты: в КГ – 2,9±0,3, а в ЭГ – 2,7±0,1, при индивидуальном разбросе от 1 до 6 попаданий в КГ и от 1 до 5 в ЭГ (t=0,5; Р≥0,5).

Рис.2 Исходный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

По первоначальному тестированию показатели бросков с правой и левой стороны ведущей и неведущей рукой у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.

За время эксперимента в обеих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча, как ведущей, так и неведущей рукой. Однако это улучшение в разных группах было различно.

Через 6 месяцев после начала эксперимента динамика показателей в контрольной группе изменилась (табл.2, рис.3).

Как видно из табл.2 и рис.3 в результате обучения выявлен небольшой прирост показателей, как справа, так и слева ведущей рукой.

Таблица 2

Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой)

у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

5,6±0,8

5,8±0,5

5,1±0,5

5,5±0,4

Критерий Стьюдента

1,9

2,9

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

Рис. 3 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

Индивидуальный разброс при исходном тестировании в контрольной группе при броске с правой стороны составил от 3 до 10 попаданий, а через 6 месяцев от 4 до 10 попаданий. С левой стороны индивидуальный разброс в начале эксперимента составлял от 2 до 8 попаданий, а после эксперимента от 3 до 8 попаданий.

Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны ведущей рукой составили, в среднем 5,8±0,5 попадания. Результаты статистически достоверны (t=1,9; Р˃0,05). А при броске с левой стороны – в среднем 5,5±0,4. Результат также статистически достоверен (t=2,9; Р˃0,05).

При повторном тестировании в контрольной группе (8 «А» классе) выявлен прирост показателей, как с правой стороны, так и с левой стороны, при выполнении бросков ведущей рукой, но он небольшой.

Таблица 3

Изменение показателей броска одной рукой от плеча

(неведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

2,8±0,2

3,9±0,2

2,9±0,3

4,1±0,2

Критерий Стьюдента

9,3

7,5

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

При выполнении бросков неведущей рукой в контрольной группе (табл.3, рис.4) также была выявлена положительная динамика. Так если среднее количество попаданий с правой стороны до начала спортивно-педагогического эксперимента составляло 2,8±0,2, то после - 3,9±0,2. Результаты статистически достоверны (t=9,3; Р ≥ 0,05). А с левой стороны: до - 2,9±0,3 попаданий, а после - 4,1±0,2. Результаты также статистически достоверны (t=7,5; Р ≥ 0,05).

Рис.4 Изменение показателей броска одной рукой от плеча

(неведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев

После повторного тестирования в контрольной группе при бросках неведущей рукой также есть положительный результат, но по сравнению с экспериментальной группой он сильно отличается, что видно из таблиц 4,5 и рисунков 5, 6.

Таблица 4

Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

5,2±0,5

7,0±0,4

4,4±0,7

6,7±0,6

Критерий Стьюдента

9,8

8,2

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

 

        

Рис. 5 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

По окончании спортивно-педагогического эксперимента точность попаданий в экспериментальной группе ведущей рукой с правой стороны от щита  возросла (табл. 4, рис.5). Если среднее количество попаданий с правой стороны до начала эксперимента составлял 5,2±0,5, то после - 7,0±0,4. Результаты статистически достоверны (t=9,8; Р ≥ 0,05). С левой стороны: до начала эксперимента - 4,4±0,7, после - 6,7±0,6. Результаты также статистически достоверны (t=8,2; Р ≥ 0,05).

        А количество попаданий неведущей рукой, как с правой, так и с левой стороны после внедрения специального комплекса упражнений стала еще существеннее (табл.5 и рис.6).

Таблица 5

Изменение показателей броска одной рукой от плеча (неведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

До

После

До

После

Среднее арифметическое

2,7±0,3

5,3±0,4

2,7±0,1

5,5±0,5

Критерий Стьюдента

15,4

10,4

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

Рис. 6 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (неведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев

Если до начала спортивно-педагогического эксперимента среднее количество попаданий с правой стороны от щита неведущей рукой составлял 2,7±0,3, то уже после эксперимента этот показатель стал выше - 5,3±0,4. Результат статистически достоверен (t=15,4; Р ≥ 0,05). Та же динамика отображается и в показателях  бросков с левой стороны: до - 2,7±0,1, после - 5,5±0,5. Результат также статистически достоверен (t=10,4; Р ≥ 0,05).

        При проведении занятий в экспериментальной группе учащиеся занимались по предложенной программе, что улучшило все показатели (табл.6, рис.7).

Таблица 6

Конечный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

Показатели

С правой стороны

С левой стороны

Ведущая рука

Неведущая рука

Ведущая рука

Неведущая рука

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

Среднее арифмети-ческое

5,8±0,5

7,0±0,4

3,9±0,2

5,3±0,4

5,5±0,4

6,7±0,6

4,2±0,2

5,6±0,5

Критерий Стьюдента

2,8

4,2

2,8

3,8

Уровень значимости

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Р ≥ 0,05

Заключение о достоверности

Достоверно

Достоверно

Достоверно

Достоверно

Рис. 7 Конечный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов

Как показал (табл.6, рис.7) анализ фактических данных, различные методические приемы обучения оказали существенное изменение на показатели точности броска одной рукой от плеча, как с правой стороны ведущей рукой (t=2,8; Р˂0,001), так и с левой стороны (t=2,8; Р˂0,001). Те же изменения можно наблюдать и при выполнении бросков неведущей рукой: с правой стороны - (t=4,2; Р˂0,001), а с левой - (t=3,8; Р˂0,001).

Проанализировав полученные данные в обеих группах, можно сделать вывод, что подобранный нами специальный комплекс упражнений существенно повысил точность выполнения бросков мяча в корзину неведущей рукой, как с правой, так и с левой стороны от щита у учащихся в экспериментальной группе.

Оценка динамики показателей результативности броска мяча

в корзину с учетом моторной асимметрии рук

Симметричная подготовка спортсмена в игровых видах спорта (обеих рук, ног и сторон тела) является существенным резервом повышения спортивной подготовки. Признано оптимальным  симметричное развитие с самых ранних этапов тренировки, а не попытки перевода асимметричных движений в симметричные на более высоких ступенях спортивного совершенствования.

Знание ИПА спортсмена  необходимо использовать для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения и физического воспитания.

        Конечно, нельзя утверждать, что только учет моторной асимметрии рук при броске мяча в корзину повлиял на положительные результаты в эксперименте. В процессе проведенного эксперимента и другие технические элементы выполнялись «неудобной рукой» в большем объеме, что также повлияло на положительные результаты спортивно-педагогического эксперимента.

Нужно учитывать и тот факт, что эксперимент проходил в общеобразовательной школе, где разный контингент учащихся. Все учащиеся изначально имеют различный уровень физической подготовленности. В классах есть учащиеся, которые занимаются различными видами спорта, что дает им некое преимущество перед своими одноклассниками в освоении того или иного элемента в баскетболе и не только. Именно у этих учащихся прирост показателей во время эксперимента был выше, чем у других. Но и те учащиеся, которые занимались только на уроках физической культуры, показали положительную динамику в процессе эксперимента.

Комплекс средств, направленный на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8 – х классов

Результаты педагогического эксперимента показали, что при использовании комплекса специальных упражнений,  направленных на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8-х классов сглаживающих моторную асимметрию рук,  качество обучения,  оцениваемое по значению точности выполнения броска мяча в корзину, было выше у экспериментальной группы, чем у контрольной группы, занимавшейся  без учета индивидуальных моторных асимметрий.

Это дает основание заключить, что предлагаемый комплекс упражнений в обучении технике броска мяча в корзину одной рукой от плеча способствуют более высокому качеству владения мячом.

Выводы

1. На начальном этапе эксперимента был выявлен индивидуальный профиль асимметрии в контрольной и экспериментальной группе.

По данным тестирования процент левшей в 8 «А» составил 15% от общего числа учащихся, а в 8 «Б» классе – 12%.

2. На начальном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика изменений результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группе.

До начала эксперимента в контрольной и экспериментальной группе средний показатель (из 10 бросков) с правой стороны ведущей рукой составил 5,6±0,8 и 5,3±0,5 попаданий соответственно (t=0,8; Р≥0,05), с левой стороны – средний показатель 5,1±0,5 и 4,4±0,7 (t=1,5; Р≥0,05).

Неведущей рукой в контрольной и экспериментальной группе до начала эксперимента: с правой стороны – 2,8±0,2 и 2,7±0,3 (t=1,5; Р≥0,05); с левой стороны – 2,9±0,3 и 2,7±0,1 (t=0,5; Р≥0,05).

После эксперимента в контрольной и экспериментальной группе с правой стороны ведущей рукой – средний показатель попаданий 5,8±0,5 и 7,0±0,4 (t=2,8; Р≥0,05), а с левой стороны – средний показатель 5,5±0,4 и 6,7±0,6 (t=2,8; Р≥0,05).

А неведущей рукой в контрольной и  экспериментальной группе результативность попаданий после эксперимента с правой стороны составила в среднем 3,9±0,2 и 5,3±0,4 (t=4,2; Р≥0,05),  с левой стороны – 4,2±0,2 и 5,6±0,5 попаданий (t=3,8; Р≥0,05).

3. В результате эксперимента было выявлено существенное влияние учета индивидуального профиля моторной асимметрии в процессе совершенствования броска мяча в корзину одной рукой от плеча с правой и левой стороны ведущей и неведущей рукой. Экспериментальная методика оказала положительное  влияние  на точность выполнения броска мяча в корзину, а также на другие элементы техники баскетбола.

Практические рекомендации

Результаты исследования и их анализ позволяют предложить следующие рекомендации.

1. Для определения природной моторной асимметрии целесообразно применять  следующие упражнения - для определения ведущей руки:

- «Переплетение пальцев кисти» - испытуемый переплетает пальцы кисти, ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;

- «Поза Наполеона» - испытуемый скрещивает руки на груди, ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди;

- «Аплодирования» - при аплодировании ведущая рука более активна и подавижна, она ударяет о ладонь неведущей руки;

- «На точность» - с открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой, ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом.

По результатам вышеназванных тестов определялся профиль природной асимметрии.

2. Для рационального дозирования физической нагрузки в учебном процессе на ведущую и неведущую руку  следует учитывать индивидуальные особенности проявления моторной асимметрии учащихся.

3. На этапе начальной подготовки учащимся целесообразно давать нагрузку на неведущую руку на 10% больше, чем на ведущую, что обеспечивает сглаживание асимметрии физического развития спортсменов, прирост результатов по физической и технико-тактической подготовленности.

4. При выполнении упражнений, характерной особенностью которых является использование одной конечности, необходимо осуществлять индивидуально-дифференцированный подход с учетом моторной асимметрии спортсменов. Например, из расчета 10 повторений для ведущей руки и соответственно 11 - для неведущей. 

Задания следует выполнять в следующей последовательности: 1 - 3-е повторение для ведущей руки, 4 - 6-е - для неведущей; на 7 - 9-е повторение работает ведущая рука, а неведущая - на 10 - 13-е повторение (на одно повторение больше выполняет неведущая рука), и заканчивается упражнение по 4 повторения на каждую руку: сначала ведущей рукой 14 - 17-е, затем неведущей 18 - 21-е повторение.

Такая последовательность выполнения двигательных действий может использоваться в  следующих упражнениях:

        - передача мяча одной рукой от плеча: различные варианты выполнения (на месте, в стену, в парах, в тройках, в движении и т.д. (количество передач);

        - ведение мяча на месте и в движении (количество повторений);

        - бросок мяча одной рукой от плеча (количество бросков);

        - обманные движения с мячом и без мяча (количество повторений);

        - индивидуальное обыгрывание без и с сопротивлением, с различных положений по отношению к корзине (количество повторений).

Список использованной литературы

  1. Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Издательство "Советский спорт",2005 г.
  2. Бердичевская,  Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека // Автореф.дисс…докт.мед.наук. – Краснодар. - 1999. – 50 с.
  3. Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 9. -С. 43-46.
  4. Больсевич, В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика  физической культуры, 2000-275с.
  5. Ефимова, И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 1. - С. 35-39.
  6. Колесникова, Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Авто-реф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2004.
  7. Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н., Глумов, А.Г. Межполушарное распределение функций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. – 1996. - № 2. - С. 56-63.
  8. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 192 с.
  9. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл., 2010. – 127 с.
  10. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
  11. Мирошникова, Р.В., Потапова, Н.М., Кудряшов, В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград, 1994.-35с.
  12. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. 3-е издание. Москва. Издательский центр "Академия" 2007 г.
  13. Ник Сортел. Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных игроков. Москва. Астрель. АСТ, 2005 г.
  14. Полянцева, Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10 – 12 лет: Афтореферат дис…. Конд. пед. наук. – Киев, 1990. – 23 с.
  15. Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для ин-тов физ.культ. Изд.3 – е перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
  16. Семашко, Н.В. Баскетбол. Учебник для физ.ин – тов. Изд. 2-е, перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 264 с.
  17. Сологуб, Е.Б., Таймазов, В.А. Спортивная генетика. Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – М.: Терра - Спорт. – 2000. – 127 с.
  18. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 520с.
  19. Степанова, О.Б. Произвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга // Автореф.дисс…канд.психол.наук. - М. - 2000 – 20 с.
  20. Теория и методика спортивных игр: сборник лекций. Вып. IV: 4.1/ Московская гос. акад. физ культуры. – Малаховка: [б.и.], 2006. – 176с.
  21. Файрушин, Р.Н. Вновь об обучении броскам мяча в корзину/ Р.Н.Файрушин // Физкультура в школе. – 2006. - №4. – с.11-13
  22. Фомина,  Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск, 2003.
  23. Хомская, Е.Д., Ефимова И.В., Куприянов В.А. и др. Значение профиля межполушарной асимметрии для спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1989. - № 1. – С. 8-12.
  24. Чермит, К.Д. Симметрия – асимметрия в спорте.–М.: Физкультура и спорт.–1992. –255 с.
  25. Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие/ Е.Р.Яхонтов. – 2-е изд., перераб. и доп.; СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб., Олимп, 2006. – 134 с.

Приложение 1

Определение ведущей руки в контрольной группе (8 «А» класс)

п/п

Имя

Тесты

Ведущая рука

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

1

Наталья

+

+

+

+

Левая

2

Екатерина

+

+

+

+

Правая

3

Анна-Луиза

+

+

+

+

Правая

4

Владимир

+

+

+

+

Левая

5

Егор

+

+

+

+

Правая

6

Дмитрий

+

+

+

+

Правая

7

Даниил

+

+

+

+

Правая

8

Михаил

+

+

+

+

Правая

9

Яна

+

+

+

+

Правая

10

Мадина

+

+

+

+

Правая

11

Елизавета

+

+

+

+

Правая

12

Виктория

+

+

+

+

Правая

13

Александра

+

+

+

+

Правая

14

Алексей

+

+

+

+

Левая

15

Арина

+

+

+

+

Правая

16

Валерий

+

+

+

+

Правая

17

Кристина

+

+

+

+

Левая

18

Шахокат

+

+

+

+

Правая

19

Полина

+

+

+

+

Правая

20

Елизавета

+

+

+

+

Правая

21

Алина

+

+

+

+

Правая

22

Диана

+

+

+

+

Правая

23

Евгения

+

+

+

+

Правая

24

Юлия

+

+

+

+

Правая

25

Анастасия

+

+

+

+

Правая

26

Дарья

+

+

+

+

Правая

Приложение 2

Определение ведущей руки в экспериментальной группе (8 «Б» класс)

п/п

Имя

Тесты

Ведущая рука

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

Пр

Лев

1

Филипп

+

+

+

+

Правая

2

Эмиль

+

+

+

+

Правая

3

Полина

+

+

+

+

Левая

4

Никита

+

+

+

+

Правая

5

Даниил

+

+

+

+

Левая

6

Андрей

+

+

+

+

Правая

7

Иван

+

+

+

+

Правая

8

Маргарита

+

+

+

+

Правая

9

Александр

+

+

+

+

Правая

10

Иван

+

+

+

+

Правая

11

Денис

+

+

+

+

Левая

12

Полина

+

+

+

+

Правая

13

Анастасия

+

+

+

+

Правая

14

Дарья

+

+

+

+

Правая

15

Маргарита

+

+

+

+

Правая

16

Егор

+

+

+

+

Правая

17

Даниил

+

+

+

+

Правая

18

Дарья

+

+

+

+

Правая

19

Анастасия

+

+

+

+

Правая

20

Евгений

+

+

+

+

Правая

21

Иван

+

+

+

+

Правая

22

Вадим

+

+

+

+

Правая

23

Олег

+

+

+

+

Правая

24

Александр

+

+

+

+

Правая

25

Роман

+

+

+

+

Правая

26

Кирилл

+

+

+

+

Правая

Приложение 3

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (ведущей) от плеча в контрольной группе (8 «А» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Наталья

4

5

5

5

2

Екатерина

5

3

6

4

3

Анна-Луиза

5

4

6

4

4

Владимир

3

5

4

6

5

Егор

6

7

6

7

6

Дмитрий

6

8

6

8

7

Даниил

10

7

10

7

8

Михаил

10

8

9

8

9

Яна

9

7

9

7

10

Мадина

6

4

6

5

11

Елизавета

5

5

5

5

12

Виктория

6

6

6

7

13

Александра

5

4

6

4

14

Алексей

6

8

6

8

15

Арина

7

5

7

5

16

Валерий

6

3

6

4

17

Кристина

4

7

4

6

18

Шахокат

3

5

4

5

19

Полина

7

5

7

5

20

Елизавета

6

6

6

7

21

Алина

5

4

6

4

22

Диана

3

2

4

4

23

Евгения

8

5

7

5

24

Юлия

3

4

4

5

25

Анастасия

4

4

4

5

26

Дарья

3

3

4

3

Приложение 4

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (неведущей) от плеча в контрольной группе (8 «А» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Наталья

2

3

4

4

2

Екатерина

2

2

4

5

3

Анна-Луиза

3

3

4

5

4

Владимир

2

4

3

5

5

Егор

4

4

5

6

6

Дмитрий

4

3

4

5

7

Даниил

5

5

6

6

8

Михаил

5

6

7

6

9

Яна

3

2

4

3

10

Мадина

3

3

4

3

11

Елизавета

3

5

4

5

12

Виктория

2

3

3

3

13

Александра

3

2

4

4

14

Алексей

2

3

4

5

15

Арина

3

3

4

3

16

Валерий

2

1

3

3

17

Кристина

4

3

5

4

18

Шахокат

2

2

3

4

19

Полина

3

1

3

3

20

Елизавета

3

3

4

4

21

Алина

1

2

3

4

22

Диана

1

2

3

3

23

Евгения

4

4

5

6

24

Юлия

2

3

4

3

25

Анастасия

4

3

4

4

26

Дарья

2

1

2

3

Приложение 5

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (ведущей) от плеча в экспериментальной группе (8 «Б» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Филипп

5

6

7

7

2

Эмиль

4

3

6

8

3

Полина

5

5

6

7

4

Никита

2

5

5

6

5

Даниил

4

7

6

8

6

Андрей

5

2

6

5

7

Иван

4

4

7

6

8

Маргарита

5

5

8

6

9

Александр

7

4

7

7

10

Иван

8

4

8

7

11

Денис

4

6

7

7

12

Полина

4

3

5

4

13

Анастасия

5

5

8

8

14

Дарья

4

2

6

5

15

Маргарита

3

2

4

2

16

Егор

6

4

7

5

17

Даниил

6

5

7

8

18

Дарья

4

2

7

5

19

Анастасия

4

1

6

6

20

Евгений

6

5

9

8

21

Иван

8

7

9

8

22

Вадим

8

9

9

10

23

Олег

7

7

9

8

24

Александр

7

5

9

8

25

Роман

8

5

9

10

26

Кирилл

4

2

6

6

Приложение 6

Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (неведущей) от плеча в экспериментальной группе (8 «Б» класс)

№ п/п

Имя

Исходный уровень

Конечный уровень

Правая сторона

Левая сторона

Правая сторона

Левая сторона

1

Филипп

3

3

6

5

2

Эмиль

2

2

4

5

3

Полина

1

3

4

4

4

Никита

2

2

4

4

5

Даниил

2

5

5

6

6

Андрей

3

3

5

5

7

Иван

2

2

6

4

8

Маргарита

4

3

6

5

9

Александр

3

2

4

4

10

Иван

4

4

6

5

11

Денис

1

3

4

6

12

Полина

1

2

4

4

13

Анастасия

2

3

5

5

14

Дарья

2

1

3

3

15

Маргарита

1

2

4

6

16

Егор

3

3

6

6

17

Даниил

4

3

8

7

18

Дарья

2

2

6

5

19

Анастасия

1

3

4

4

20

Евгений

5

3

7

7

21

Иван

4

3

8

9

22

Вадим

5

3

8

7

23

Олег

4

2

6

6

24

Александр

4

3

7

9

25

Роман

4

4

6

8

26

Кирилл

3

3

4

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов

Регулярные занятия положительно влияют на развитие таких качеств, как быстрота, ловкость, внимание, скоростная и силовая выносливость. Целью моей работы является раскрытие основных средств для развити...

Методические рекомендации учителям физической культуры "Физическая подготовка юного баскетболиста"

Методическая разработка содержит рекомендации по физической подготовке спортсменов, начинающих баскетболистов. Может быть рекомендован учителям физической культуры, тренерам - преподавателям....

Научно-методическая работа: «ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В БЫСТРОМ ПРОРЫВЕ»

Подготовка баскетболистов проводиться в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Многолетняя подготовка баскетболиста строиться на основе методических положений, которые и соста...

Реферат На тему: «Влияние развития физических качеств на уровень тренированности и физической работоспособности в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов (12-13лет)».

Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в це...

Моторная асимметрия представителей разных видов спорта

ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Совершенствование техники бросков мяча в корзину на основе учета моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет

Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий....