Учет моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет
методическая разработка по физкультуре на тему
Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владеть обеими руками для умения управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника.
Учитывая отсутствие данных о степени влияния учета моторной асимметрии рук на степень владения техническими приемами у учащихся 8-х классов, было проведено тестирование до, и после обучения броску мяча в корзину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchet_motornoy_asimmetrii_ruk_u_yunyh_basketbolistov.docx | 110.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КАШИНА Яна Викторовна
Совершенствование техники бросков мяча в корзину
на основе учета моторной асимметрии рук
у юных баскетболистов 13-14 лет
Санкт-Петербург
2012
Введение
Успешность спортивной деятельности, способность человека к адаптивному поведению, обучаемость и способность к саморегуляции зависит от организации функциональных асимметрий. За прошедшие годы стала очевидной правомерность различия моторной, сенсорной, психической асимметрии человека, а также выделения индивидуального профиля асимметрии (ИПА), под которым понимается присущее каждому субъекту определенное сочетание функциональных асимметрий.
Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий. Теоретики физического воспитания отмечают их как «один из интереснейших спортивных феноменов».
Данные о соотношении асимметрий-симметрий у юных и квалифицированных спортсменов, психофизиологических и двигательных особенностях леворуких и амбидекстров малочисленны. Они позволяют предположить, что проявления различных типов моторных асимметрий зависят от индивидуально-типологических особенностей человека: возраста, пола, занятий определенным видом спорта, спортивной квалификации и стажа. Определение ведущей конечности признано важным для спортивной практики, так как может служить маркером результативности действий во многих видах спорта.
Изучение типа ИПА как фактора, обуславливающего различные аспекты спортивной деятельности, перспективно в контексте спортивной психологии и физиологии и имеет большое значение для выявления предпосылок, определяющих особенности двигательного развития, психическое и физическое состояние спортсменов.
Тщательная оценка ИПА необходима для раннего выявления элементов «левшества» при спортивном и профессионально отборе, обучении и воспитании.
С учетом всех вышеизложенных аргументов изучение ИПА у представителей различных видов спорта представляется чрезвычайно актуальным.
Знание об индивидуальных особенностях, учитывая моторную асимметрию рук, у школьников 13 – 14 лет позволит учителям подбирать и использовать в уроке средства, обеспечивающие обучение на более высоком уровне.
Объект исследования.
Объектом исследования явился учебный процесс учащихся 8-х классов на уроках физической культуры по баскетболу.
Предмет исследования.
В работе изучалось влияние учета моторной асимметрии рук на точность выполнения броска мяча в корзину у учащихся 8-х классов на уроках физической культуры.
Теоретическая значимость.
Как известно, начиная заниматься баскетболом, все технические приемы учащиеся выполняют «удобной» рукой, т.е. «правша» - правой, а «левша» - левой. Но, безусловно, в баскетболе необходимо владеть обеими руками для умения управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника.
Учитывая отсутствие данных о степени влияния учета моторной асимметрии рук на степень владения техническими приемами у учащихся 8-х классов, было проведено тестирование до, и после обучения броску мяча в корзину.
Моторная асимметрия рук
Моторная (двигательная) асимметрия, напрямую связанная с сенсорной и психической, имеет большое количество вариаций и определяет характер выполнения двигательного действия.
Надежность двигательных действий определяется морфогенетическими особенностями организма, обеспечивающими их устойчивость, и зависит от наличия необходимого уровня асимметрии при выполнении движения. Асимметрия движений позволяет снизить их неопределенность и увеличить устойчивость вследствие возможности выбора оптимального варианта структуры движения.
В связи с фундаментальностью проблемы имеют место глубокие теоретические обобщения. Проведены разнообразные экспериментальные исследования о проявлениях асимметрии в различных видах спорта.
Описаны возрастные особенности двигательных асимметрий. В большей мере исследована доминантность верхних, реже – нижних конечностей, организация изолированных и совместных движений рук у правшей и левшей.
Моторная асимметрия в конкретном виде спорта зависит от симметричности или асимметричности технических действий. В симметричных упражнениях выраженная функциональная асимметрия ограничивает возможности спортсменов. Ведущая конечность выполняет более активные действия, регулируя работу неведущей.
Спортивная востребованность левшей связана не только с особенностями их двигательного развития, но и со спецификой восприятия информации, стратегии мышления и стиля действий.
Научно обосновывается положение о недопустимости переучивания левшей в процессе физического воспитания или обучения технике и тактике в разных видах спорта. Поэтому учет левых моторных асимметрий способствует более высоким спортивным достижениям, правильному выбору амплуа и тактики действий спортсмена. В игровых видах спорта тренеры стремятся с помощью левшей усилить эффективность игры в команде.
Многочисленные данные об изменении функциональных врожденных асимметрий вод влиянием многолетних систематических тренировочных воздействий дают возможность предположить возможность и целесообразность осознанного управления тренировочным процессом с учетом фактора симметрии-асимметрии.
Существуют следующие методические положения учебно-тренировочного процесса, составленные с учетом функциональных асимметрий:
- началу двигательного изучения должно предшествовать определение функциональных асимметрий;
- обучение сложным по координации движениям следует начинать через ведущую сторону независимо от возраста занимающегося;
- эффективнее перенос навыков с ведущей на неведущую сторону;
- направленная тренирующая стимуляция неведущей стороны менее результативна.
Учет явления латерализации признан одним из важных положений тренировки координационных способностей. Предлагается на начальном этапе обучения технике движений предоставлять детям, специализирующимся в спортивных играх, возможность свободного выбора ведущей конечности (правой или левой). Затем, принимая во внимание функциональную асимметрию ребенка, желательно, чтобы новый элемент техники он усвоил вначале ведущей конечностью в сильнейшую (удобную) сторону, а затем, последовательно, неведущей конечностью или в слабейшую сторону. В этом плане зеркальное выполнение двигательных действий является одним из важнейших методических приемов, одновременно расширяющих координационные возможности, технические и технико-тактические умения.
В игровых видах спорта методика воздействия в аспекте формирования двигательной асимметрии сложна. Причина заключается в том, что основы двигательной двусторонности, желательные в этих видах спорта, закладываются на ранних этапах тренировки, а проявляется она на уровне высокого спортивного мастерства.
Симметричная подготовка спортсмена в игровых видах спорта (обеих рук, ног и сторон тела) является существенным резервом повышения спортивной подготовки. Признано оптимальным симметричное развитие с самых ранних этапов тренировки, а не попытки перевода асимметричных движений в симметричные на более высоких ступенях спортивного совершенствования. Симметризация движений, как проявление двигательной универсальности и специфической всесторонности, становится одним из существенных элементов эстетики движений, более благоприятного восприятия зрителей и судей и, по мнению автора, неотъемлемой частью физического и спортивно-технического развития молодых спортсменов.
Индивидуальное снижение асимметрии под воздействием симметрирующих нагрузок, а тем более переучивание, возможно только при наличии определенных способностей у спортсмена. Поэтому целесообразность временных затрат должна определяться для каждого отдельного спортсмена и в соответствии с особенностями вида спорта. Только низкий начальный уровень асимметрии и возможности симметричной ответной реакции могут позволить спортсмену достичь высокого уровня владения движениями в обе стороны. Совершенный уровень техники, обеспечивающий технико-тактическое преимущество в ситуационных видах спорта, достижим лишь особо одаренными в координационном и интеллектуальном отношении спортсменами. Норму асимметрии определяет вид спорта, а способы и возможности ее достижения - индивидуальные особенности спортсмена и грамотное планирование тренировочного процесса.
Знание ИПА спортсмена (не менее чем по четырем сенсомоторным признакам) необходимо использовать для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения и физического воспитания, при исследовании физической и умственной работоспособности, физических качеств, а также создании нормативов соответствующих параметров изолированно для правых и левых конечностей. В перспективе аналогичные исследования позволят выявить и дифференцировать основные этапы развития видов функциональных асимметрий, установить их возрастные нормы и использовать последние в качестве критериев развития моторики в разные возрастные периоды.
Обязательное тестирование характеристик моторики для обеих симметричных конечностей является необходимым условием формирования индивидуальной спортивной техники согласно требованиям к симметрии-асимметрии двигательной деятельности, предъявляемым конкретным видом спорта.
В игровых видах спорта отдается предпочтение амбидекстрам (людям в равной мере успешно владеющими правыми и левыми конечностями). Спортсмены - амбидекстры более успешно действуют в сложных ситуациях, не тратят времени на дополнительную обработку мяча или выбор позы, успешно выполняют технико-тактические действия.
Проанализировав научно-методическую литературу по изучаемой проблеме можно сделать вывод, что учет факторов асимметрии-симметрии человека представляет значительный резерв в повышении эффективности тренировочного процесса в спорте. Сегодня еще нет исчерпывающих экспериментальных данных о том, сколько времени необходимо посвящать упражнению ведущей и сколько неведущей конечности. Это зависит от разных факторов и, прежде всего, от этапа спортивной тренировки, уровня мастерства и индивидуальных особенностей учащегося.
Цель, задачи, методы и организация исследования
Цель и задачи исследования
Цель работы: совершенствование техники выполнения броска мяча в корзину с учетом моторной асимметрии рук у учащихся 8 классов.
Задачи исследования:
1. Определить индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) у учащихся 8 – х классов.
2. Выявить показатели точности попадания мяча в корзину при броске одной рукой от плеча ведущей и неведущей рукой.
3. Подобрать специальный комплекс упражнений, направленный на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8 – х классов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования.
- Теоретический анализ научно-методической литературы.
- Спортивное педагогическое тестирование.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический эксперимент.
- Метод математической статистики для обработки полученных данных.
Методы исследования
Теоретический анализ научно-методической литературы
Теоретический анализ научно-методической литературы проводился на первом этапе спортивно-педагогического тестирования, в период с июля 2009 года по октябрь 2010 года. Была проанализирована учебно-методическая литература по теме исследования.
Спортивно-педагогическое тестирование
На первом этапе спортивно-педагогического тестирования был определен индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) при помощи нескольких тестов:
- «Переплетение пальцев кисти» (№1) - испытуемый переплетает пальцы кисти, ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;
- «Поза Наполеона» (№2)- испытуемый скрещивает руки на груди, ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди;
- «Аплодирования» (№3) - при аплодировании ведущая рука более активна и подавижна, она ударяет о ладонь неведущей руки;
- «На точность» (№4)- с открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой, ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом.
Результаты тестирования занесены в протокол (Приложение 1, 2).
На втором этапе было проведено первое тестирование при выполнении броска мяча в корзину одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метра с правой и левой стороны от щита под углом 45° ведущей и неведущей рукой, где учитывалось количество попаданий. А также подобран комплекс специальных упражнений для совершенствования техники броска мяча в корзину с учетом индивидуальной моторной асимметрии рук.
На третьем этапе спортивно-педагогического тестирования комплекс упражнений был внедрен в процесс обучения и, было проведено итоговое тестирование при выполнении бросков мяча в корзину одной рукой от плеча с расстояния 1,5 метров с правой и левой стороны от щита под углом 45° ведущей и неведущей рукой. Учитывалось количество попаданий.
Педагогическое наблюдение
Педагогические наблюдения за действиями учащихся 8-х классов проводились в процессе урока по физической культуре.
Броски выполнялись сериями по десять бросков с каждой стороны ведущей и неведущей рукой. Учитывалось количество попаданий мяча в корзину с каждой стороны и каждой рукой. Цифровой материал записывался в протокол. Форма протокола прилагается (Приложение 3-6).
Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке, при этом использовалось сравнение двух выборок и попарно несвязанных и связанных между собой. Были рассчитаны — средняя арифметическая величина, среднее квадратичное отклонение, средняя квадратичная ошибка. Сравнительный анализ осуществляется по критерию Стьюдента. Степень достоверности (Р) находили по таблице критерия Стьюдента. Если Р ≤ 0,05, Р ≤ 0,01, то ошибка меньше 5 %, 1 % и результат достоверен. Если Р ≥ 0,05, то ошибка больше 5 % и результат не достоверен.
Педагогический эксперимент
Исследования проводились в течение 2010-2011 г.г. на базе гимназии г. Санкт – Петербурга.
В исследовании принимали учащиеся 8 «А» и 8 «Б» классов.
В период с октября по ноябрь 2010 года все испытуемые занимались по общему плану. В ноябре 2010 были проведены тесты на определение ИПА у каждого учащегося, а также тесты на точность выполнения бросков мяча в корзину с правой и левой стороны от щита ведущей и неведущей рукой. По результатам которых были составлены контрольная и экспериментальная группы:
8 «А» - контрольная группа – 26 человек;
8 «Б» - экспериментальная группа – 26 человек.
В экспериментальной группе применялись следующие методические приемы обучения:
1.Объяснение и показ техники выполнения броска мяча в корзину одной рукой от плеча.
2.Выполнение упражнений индивидуально у баскетбольного щита, у стены, в парах и тройках ведущей и неведущей рукой с учетом моторной асимметрии каждого учащегося.
3.Упражнения выполнять в следующей последовательности: 1 - 3-е повторение для ведущей руки, 4 - 6-е - для неведущей; на 7 - 9-е повторение работает ведущая рука, а неведущая - на 10 - 13-е повторение (на одно повторение больше выполняет неведущая рука), и заканчивается упражнение по 4 повторения на каждую руку: сначала ведущей рукой 14 - 17-е, затем неведущей 18 - 21-е повторение.
Такая последовательность выполнения двигательных действий использовалась в следующих упражнениях:
- передача мяча одной рукой от плеча: различные варианты выполнения (на месте, в стену, в парах, в тройках, в движении и т.д. (количество передач);
- ведение мяча на месте и в движении (количество повторений);
- бросок мяча одной рукой от плеча (количество бросков);
- обманные движения с мячом и без мяча (количество повторений);
- индивидуальное обыгрывание без и с сопротивлением, с различных положений по отношению к корзине (количество повторений).
Также велась постоянная работа над ошибками.
В контрольной группе применялись стандартные методические приемы обучения: объяснение и показ техники выполнения броска; имитация приема; выполнение броска в парах по навесной траектории; броски мяча в корзину с различных расстояний и разных точек.
Метод математической статистики
Все данные цифрового материала, приведенные в протоколах, подвергались статистической обработке по программе «Excel».
Организация исследования
Проанализировав специальную литературу по выбранной теме на первом этапе спортивно-педагогического тестирования, были получены первичные данные по ИПА каждого учащегося.
На втором этапе после проведенного первого тестирования был разработан комплекс специальных упражнений для совершенствования техники выполнения броска мяча в корзину ведущей и неведущей рукой от плеча.
На третьем этапе после обработки результатов первого тестирования в экспериментальной группе этот комплекс специальных упражнений был внедрен в процесс обучения. Использовались методы показа и объяснения, детально отрабатывалась техника выполнения броска мяча в корзину с учетом моторной асимметрии каждого учащегося.
В контрольной группе обучение проводилось по общей программе обучения (объяснение, показ).
В конце третьего этапа после спортивно-педагогического эксперимента, который длился до апреля 2011 года, для оценки эффективности педагогических воздействий было проведено повторное тестирование, полученные результаты были обработаны.
В экспериментальной группе был подобран следующий комплекс специальных упражнений.
1. Совершенствование бросков с близкого расстояния в движении. Игрок ведет мяч левой (правой) рукой к корзине, выполняет бро сок левой (правой) рукой, ловит мяч, ведет его правой (левой) рукой от корзины (5—6 м), опять ве дет мяч к корзине, выполняет бросок правой (левой) рукой. Броски выполнять с разных точек.
2. То же самое, но игрок, выполнив бросок, не ведет мяч от корзины, а сразу выполняет бросок, сделав только самые необходимые подготовительные движения (пово рот, обманное движение, короткое ведение), чтобы брос ки выполнялись из удобных положений. Выполнять брос ки удобной и неудобной рукой, применяя обманные движения.
3. Совершенствование бросков с одной точки. Игрок выполняет броски с одного и того же места удобной и неудобной рукой.
4. Совершенствование «прохода» и бросков в движе нии. Игрок с мячом стоит на расстоянии 6—8 м от кор зины, выполняет обманное движение, имитируя бросок в корзину или ведение мяча в одну сторону, и после этого мгновенно «проходит» в противоположную сторону к корзине. Игрок совершенствует характерные для себя проходы с излюбленных мест. После этого он заканчи вает «проход» броском мяча в корзину удобной и неудобной рукой на большой ско рости и начинает упражнение сначала с того же места или с другого.
5. Игрок ударяет мячом о стену, ловит его, ведет правой (левой) рукой к корзине, останавливается и выполняет бросок правой (левой) рукой, бежит к корзине, ловит мяч, ведет его левой (правой) рукой к другой стене и выполняет то же самое.
6. То же самое, но игрок ловит мяч, отскочивший от стены, стоя спиной к корзине, выполняет обманное движе ние, имитируя проход посередине площадки, выполняет поворот вперед, «проходит» по лицевой линии и выполня ет бросок.
7. Игрок, находящийся у центрального круга (или у лицевой линии лицом к противоположной корзине), бро сает мяч вверх - вперед, как можно быстрее бежит вперед, стараясь поймать мяч, пока тот не упал на пол. Поймав мяч, выполняет обманное движение, ведет мяч вперед к корзине и выполняет бросок. То же самое по вторяет в другую корзину.
8. Совершенствование разных бросков с разных рас стояний. Игрок бросает мяч с дальней дистанции удобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч, выполняет бросок с ближнего рас стояния неудобной рукой, ведет мяч от корзины, поворачивается, ведет к корзине и бросает со среднего расстояния удобной рукой.
9. Вести мяч вокруг зала и выполнить броски по очереди во все имеющиеся корзины (по часовой стрелке – левой рукой, против часовой – правой).
10.Совершенствование дальних бросков. Игрок вы полняет бросок с дальнего расстояния удобной рукой с избранной точки, бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого расстояния неудобной рукой, ведет его в исходное положение (или в другое место), опять выполняет бросок издали.
11. Два игрока имеют один мяч. Поочередно каждый выполняет броски в движении. Игрок, выполнивший бро сок, бежит к корзине, ловит мяч и передает его партнеру, который за это время занимает на площадке место по своему усмотрению. При выполнении бросков справа от щита – бросать правой рукой, слева от щита – левой рукой).
12. То же самое, но игрок, выполнивший бросок, пере дав мяч партнеру, бежит к нему и исполняет роль защит ника. Действия защитника могут быть пассивными и активными.
13. Игрок без мяча вбегает в штрафную площадь, получает мяч от партнера, выполняет обманное движение в одну сто рону, поворачивается вперед и бросает мяч. Выполнив бросок, он сам ловит мяч, возвращает его партнеру и за нимает место за пределами штрафной площадки. Затем он опять вбегает в штрафную площадку и получает мяч. Выполнив 5—10 бросков, игроки меняются местами.
14. Один игрок бросает мяч в корзину с избранной точ ки, второй ему подает мяч. Иг рок с одной точки выполняет серию из 5-10 бросков, затем игроки меняются ролями.
15. То же самое, но игрок, подающий мяч, после каж дой передачи бежит к партнеру и выполняет роль за щитника.
16. Игроки на площадке стоят рядом на расстоянии 4-5 м и передают мяч друг другу. После нескольких пере дач один из них бросает мяч в корзину неудобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч, передает его партнеру и опять занимает место рядом с партнером. После нескольких передач бросок выполняет другой игрок.
17. Игрок получает мяч, стоя спиной к корзи не, выполняет обманное движение в одну сторону, пово рачивается в другую, ведет мяч и выполняет бросок неудобной рукой. Пой мав мяч, он возвращает его партнеру и занимает исход ное положение и т. д.
18. Игрок, получив мяч под кольцом, делает обманное движение, имитируя бросок в корзину, поворачивается вперед, ведет мяч и выполняет бросок с другой стороны корзины.
19. Упражнение для совершенствования добивания мяча. Игроки стоят у щита с обеих сторон кольца. Один игрок бросает мяч о щит выше кольца партнеру (или на брасывает на кольцо); второй — старается добить мяч в корзину. Стоя справа от щита добивание мяча выполнять правой рукой, стоя слева – левой рукой.
20. Один игрок выполняет броски со средних, второй — подает мяч. Если мяч не попа дает в корзину, игрок, подающий мяч, добивает его в кор зину неудобной рукой и после этого возвращает мяч партнеру.
21. Игроки выполняют поочередно броски со средней дистанции. Бросив мяч со средней дистанции, игрок бежит к корзине, ловит мяч и выполняет бросок с близкого рас стояния. За попадание с дальней дистанции - 2 очка, с близкой - 1. Кто быстрее наберет определенное количе ство очков (например, 21). Броски со средней дистанции выполнять удобной рукой, с ближней дистанции – неудобной.
22. Каждый игрок имеет по мячу. Игроки выбирают на площадке аналогичные точки, с которых выполняют броски. Игрок, выполнивший бросок, бежит за мячом, ведет его на исходное положение и опять бросает мяч. Кто быстрее забросит 10 раз.
23. Игра «Школа». На площадке отмечается опреде ленное число точек, с которых будут выполняться броски в корзину. Начинать броски с самой близкой точки. Игрок, забросивший мяч с ближайшей точки, имеет право выполнить бросок со следующей точки. Игрок, за бросивший мяч со всех точек, возвращается в обратном направлении, забрасывая мяч поочередно с каждой точки. Когда игрок забросит мяч со всех точек по два раза (пройдет «школу» туда и обратно), он держит экзамен, бросает штрафные броски. Надо забросить поочередно 5 штрафных бросков. Кто быстрее закончит «школу». Броски с ближних точек выполнять неудобной рукой.
24.Три игрока имеют два мяча. Один игрок бросает мяч в корзину, ловит его и передает игроку, не имеюще му мяча. Следующим выполняет бросок второй игрок, имеющий мяч, ловит его и передает тому игроку, кото рый не имеет мяча. Игрок, выполнивший бросок и пере давший мяч партнеру, быстро занимает место для полу чения мяча и выполнения броска.
25. Два игрока имеют по мячу и с выбранных мест поочередно бросают мяч в корзину. Третий игрок подает мяч обоим партнерам. Подающе го мяч партнера поочередно сменяют через 10 бросков.
26. Игрок с мячом выполняет серию бросков мяча в корзину с одного места. Другой игрок в роли защитника, он разрешает свободно получать мяч, а во время броска мешает, имитируя действия защитни ка. Третий игрок подает мячи бросающему. Выполнив серию из 10-15 бросков, игроки меняются ролями.
27. Два игрока быстро передают мяч между собой. Третий, как можно быстрее передвигаясь от одного игро ка к другому, старается помешать броску. Как только игрок с мячом на мгновение окажется свободным, он тут же выполняет бросок неудобной рукой, бежит к корзине, ловит мяч и пере дает его партнеру, а сам становится защитником. Рас стояние между передающими мяч такое, что третий игрок - защитник, быстро передвигаясь, какое-то время, может помешать свободно бросить мяч.
28. Игрок, имеющий мяч, с середины площадки пе редает его игроку, стоящему в углу площадки, сам бежит по направлению к другому углу, потом быстро изменяет направление, бежит к мячу, получает мяч и выполняет бросок неудобной рукой. Игрок, выполнивший бросок, занимает место в углу площадки, а игрок, который уже находился в углу, ловит отскочивший от щита мяч, передает его игроку, находящемуся у центрального круга, сам бежит туда же, и упражнение продолжается.
29. Один игрок выполняет броски с дальних и средних расстояний. Остальные игроки, стоя под щитом, стараются добить мяч неудобной рукой, не попавший в коль цо. Игроки поочередно меняются местами.
30. Игра 1x1 в одну корзину при наличии третьего игрока. Третий игрок в роли пассивного помощника. На падающий передает ему мяч, когда находится в положе нии, неудобном для броска, а третий игрок опять возвра щает мяч нападающему. Мяч в игру вводит тоже третий игрок, он передает мяч тому игроку, который забросил его в корзину. После определенного количества бросков игроки меняются ролями или играют до установленного числа очков (до 10 и т. д.).
Результаты исследования и их обсуждение
Эффективность экспериментальных методических приемов обучения и динамика показателей результативности
броска мяча в корзину
В результате спортивно-педагогического тестирования был определен индивидуальный профиль асимметрии (ИПА) учащихся в 8 «А» и в 8 «Б» классах (рис. 1).
Рис. 1. Индивидуальный профиль асимметрии
учащихся 8 «А» и 8 «Б» классов
По данным тестирования процент левшей в 8 «А» составил 15% от общего числа учащихся, а в 8 «Б» классе – 12%.
В результате педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень результативности бросков у учащихся 8-х классов ведущей и неведущей рукой с правой и с левой стороны от щита (табл. 1).
Таблица 1
Исходный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов
Показатели | С правой стороны | С левой стороны | ||||||
Ведущая рука | Неведущая рука | Ведущая рука | Неведущая рука | |||||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | |
Среднее арифмети-ческое | 5,6±0,8 | 5,3±0,5 | 2,8±0,2 | 2,7±0,3 | 5,1±0,5 | 4,4±0,7 | 2,9±0,3 | 2,7±0,1 |
Критерий Стьюдента | 0,8 | 0,3 | 1,5 | 0,5 | ||||
Уровень значимости | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | ||||
Заключение о достоверности | Не достоверно | Не достоверно | Не достоверно | Не достоверно |
Как видно из табл.1 и рис.2 среднее количество попаданий из десяти бросков у учащихся КГ и ЭГ, как с правой стороны, так и с левой стороны ведущей и неведущей рукой статистически не достоверны. В КГ с правой стороны ведущей рукой оно составило 5,6±0,8 попаданий, а в ЭГ 5,3±0,5 при индивидуальном разбросе показателей в КГ от 3 до 10 попаданий, в ЭК – от 2 до 8 (t=0,8; Р≥0,05); с левой стороны ведущей рукой в КГ - 5,1±0,5, а в ЭГ – 4,4±0,7 при индивидуальном разбросе от 2 до 8 в КГ и от 1 до 9 в ЭГ (t=1,5; Р≥0,05).
При выполнении бросков неведущей рукой с правой стороны среднее количество попаданий составило в КГ – 2,8±0,2 попаданий, в ЭГ – 2,7±0,3, при индивидуальном разбросе попаданий от 1 до 5 в КГ и ЭГ (t=0,3; Р≥0,5), а при выполнении бросков с левой стороны были отмечены следующие результаты: в КГ – 2,9±0,3, а в ЭГ – 2,7±0,1, при индивидуальном разбросе от 1 до 6 попаданий в КГ и от 1 до 5 в ЭГ (t=0,5; Р≥0,5).
Рис.2 Исходный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов
По первоначальному тестированию показатели бросков с правой и левой стороны ведущей и неведущей рукой у контрольной группы немного превышали показатели экспериментальной группы.
За время эксперимента в обеих группах улучшились показатели, характеризующие эффективность владения броском от плеча, как ведущей, так и неведущей рукой. Однако это улучшение в разных группах было различно.
Через 6 месяцев после начала эксперимента динамика показателей в контрольной группе изменилась (табл.2, рис.3).
Как видно из табл.2 и рис.3 в результате обучения выявлен небольшой прирост показателей, как справа, так и слева ведущей рукой.
Таблица 2
Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой)
у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев
Показатели | С правой стороны | С левой стороны | ||
До | После | До | После | |
Среднее арифметическое | 5,6±0,8 | 5,8±0,5 | 5,1±0,5 | 5,5±0,4 |
Критерий Стьюдента | 1,9 | 2,9 | ||
Уровень значимости | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | ||
Заключение о достоверности | Достоверно | Достоверно |
Рис. 3 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев
Индивидуальный разброс при исходном тестировании в контрольной группе при броске с правой стороны составил от 3 до 10 попаданий, а через 6 месяцев от 4 до 10 попаданий. С левой стороны индивидуальный разброс в начале эксперимента составлял от 2 до 8 попаданий, а после эксперимента от 3 до 8 попаданий.
Результаты тестирования, полученные при броске с правой стороны ведущей рукой составили, в среднем 5,8±0,5 попадания. Результаты статистически достоверны (t=1,9; Р˃0,05). А при броске с левой стороны – в среднем 5,5±0,4. Результат также статистически достоверен (t=2,9; Р˃0,05).
При повторном тестировании в контрольной группе (8 «А» классе) выявлен прирост показателей, как с правой стороны, так и с левой стороны, при выполнении бросков ведущей рукой, но он небольшой.
Таблица 3
Изменение показателей броска одной рукой от плеча
(неведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев
Показатели | С правой стороны | С левой стороны | ||
До | После | До | После | |
Среднее арифметическое | 2,8±0,2 | 3,9±0,2 | 2,9±0,3 | 4,1±0,2 |
Критерий Стьюдента | 9,3 | 7,5 | ||
Уровень значимости | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | ||
Заключение о достоверности | Достоверно | Достоверно |
При выполнении бросков неведущей рукой в контрольной группе (табл.3, рис.4) также была выявлена положительная динамика. Так если среднее количество попаданий с правой стороны до начала спортивно-педагогического эксперимента составляло 2,8±0,2, то после - 3,9±0,2. Результаты статистически достоверны (t=9,3; Р ≥ 0,05). А с левой стороны: до - 2,9±0,3 попаданий, а после - 4,1±0,2. Результаты также статистически достоверны (t=7,5; Р ≥ 0,05).
Рис.4 Изменение показателей броска одной рукой от плеча
(неведущей рукой) у испытуемых контрольной группы за 6 месяцев
После повторного тестирования в контрольной группе при бросках неведущей рукой также есть положительный результат, но по сравнению с экспериментальной группой он сильно отличается, что видно из таблиц 4,5 и рисунков 5, 6.
Таблица 4
Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев
Показатели | С правой стороны | С левой стороны | ||
До | После | До | После | |
Среднее арифметическое | 5,2±0,5 | 7,0±0,4 | 4,4±0,7 | 6,7±0,6 |
Критерий Стьюдента | 9,8 | 8,2 | ||
Уровень значимости | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | ||
Заключение о достоверности | Достоверно | Достоверно |
Рис. 5 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (ведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев
По окончании спортивно-педагогического эксперимента точность попаданий в экспериментальной группе ведущей рукой с правой стороны от щита возросла (табл. 4, рис.5). Если среднее количество попаданий с правой стороны до начала эксперимента составлял 5,2±0,5, то после - 7,0±0,4. Результаты статистически достоверны (t=9,8; Р ≥ 0,05). С левой стороны: до начала эксперимента - 4,4±0,7, после - 6,7±0,6. Результаты также статистически достоверны (t=8,2; Р ≥ 0,05).
А количество попаданий неведущей рукой, как с правой, так и с левой стороны после внедрения специального комплекса упражнений стала еще существеннее (табл.5 и рис.6).
Таблица 5
Изменение показателей броска одной рукой от плеча (неведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев
Показатели | С правой стороны | С левой стороны | ||
До | После | До | После | |
Среднее арифметическое | 2,7±0,3 | 5,3±0,4 | 2,7±0,1 | 5,5±0,5 |
Критерий Стьюдента | 15,4 | 10,4 | ||
Уровень значимости | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | ||
Заключение о достоверности | Достоверно | Достоверно |
Рис. 6 Изменение показателей броска одной рукой от плеча (неведущей рукой) у испытуемых экспериментальной группы за 6 месяцев
Если до начала спортивно-педагогического эксперимента среднее количество попаданий с правой стороны от щита неведущей рукой составлял 2,7±0,3, то уже после эксперимента этот показатель стал выше - 5,3±0,4. Результат статистически достоверен (t=15,4; Р ≥ 0,05). Та же динамика отображается и в показателях бросков с левой стороны: до - 2,7±0,1, после - 5,5±0,5. Результат также статистически достоверен (t=10,4; Р ≥ 0,05).
При проведении занятий в экспериментальной группе учащиеся занимались по предложенной программе, что улучшило все показатели (табл.6, рис.7).
Таблица 6
Конечный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов
Показатели | С правой стороны | С левой стороны | ||||||
Ведущая рука | Неведущая рука | Ведущая рука | Неведущая рука | |||||
КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | КГ | ЭГ | |
Среднее арифмети-ческое | 5,8±0,5 | 7,0±0,4 | 3,9±0,2 | 5,3±0,4 | 5,5±0,4 | 6,7±0,6 | 4,2±0,2 | 5,6±0,5 |
Критерий Стьюдента | 2,8 | 4,2 | 2,8 | 3,8 | ||||
Уровень значимости | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | Р ≥ 0,05 | ||||
Заключение о достоверности | Достоверно | Достоверно | Достоверно | Достоверно |
Рис. 7 Конечный уровень показателей результативности бросков одной рукой от плеча у учащихся 8-х классов
Как показал (табл.6, рис.7) анализ фактических данных, различные методические приемы обучения оказали существенное изменение на показатели точности броска одной рукой от плеча, как с правой стороны ведущей рукой (t=2,8; Р˂0,001), так и с левой стороны (t=2,8; Р˂0,001). Те же изменения можно наблюдать и при выполнении бросков неведущей рукой: с правой стороны - (t=4,2; Р˂0,001), а с левой - (t=3,8; Р˂0,001).
Проанализировав полученные данные в обеих группах, можно сделать вывод, что подобранный нами специальный комплекс упражнений существенно повысил точность выполнения бросков мяча в корзину неведущей рукой, как с правой, так и с левой стороны от щита у учащихся в экспериментальной группе.
Оценка динамики показателей результативности броска мяча
в корзину с учетом моторной асимметрии рук
Симметричная подготовка спортсмена в игровых видах спорта (обеих рук, ног и сторон тела) является существенным резервом повышения спортивной подготовки. Признано оптимальным симметричное развитие с самых ранних этапов тренировки, а не попытки перевода асимметричных движений в симметричные на более высоких ступенях спортивного совершенствования.
Знание ИПА спортсмена необходимо использовать для осуществления дифференцированного подхода в процессе обучения и физического воспитания.
Конечно, нельзя утверждать, что только учет моторной асимметрии рук при броске мяча в корзину повлиял на положительные результаты в эксперименте. В процессе проведенного эксперимента и другие технические элементы выполнялись «неудобной рукой» в большем объеме, что также повлияло на положительные результаты спортивно-педагогического эксперимента.
Нужно учитывать и тот факт, что эксперимент проходил в общеобразовательной школе, где разный контингент учащихся. Все учащиеся изначально имеют различный уровень физической подготовленности. В классах есть учащиеся, которые занимаются различными видами спорта, что дает им некое преимущество перед своими одноклассниками в освоении того или иного элемента в баскетболе и не только. Именно у этих учащихся прирост показателей во время эксперимента был выше, чем у других. Но и те учащиеся, которые занимались только на уроках физической культуры, показали положительную динамику в процессе эксперимента.
Комплекс средств, направленный на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8 – х классов
Результаты педагогического эксперимента показали, что при использовании комплекса специальных упражнений, направленных на повышение точности броска неведущей рукой у учащихся 8-х классов сглаживающих моторную асимметрию рук, качество обучения, оцениваемое по значению точности выполнения броска мяча в корзину, было выше у экспериментальной группы, чем у контрольной группы, занимавшейся без учета индивидуальных моторных асимметрий.
Это дает основание заключить, что предлагаемый комплекс упражнений в обучении технике броска мяча в корзину одной рукой от плеча способствуют более высокому качеству владения мячом.
Выводы
1. На начальном этапе эксперимента был выявлен индивидуальный профиль асимметрии в контрольной и экспериментальной группе.
По данным тестирования процент левшей в 8 «А» составил 15% от общего числа учащихся, а в 8 «Б» классе – 12%.
2. На начальном этапе эксперимента была выявлена положительная динамика изменений результатов тестирования в экспериментальной и контрольной группе.
До начала эксперимента в контрольной и экспериментальной группе средний показатель (из 10 бросков) с правой стороны ведущей рукой составил 5,6±0,8 и 5,3±0,5 попаданий соответственно (t=0,8; Р≥0,05), с левой стороны – средний показатель 5,1±0,5 и 4,4±0,7 (t=1,5; Р≥0,05).
Неведущей рукой в контрольной и экспериментальной группе до начала эксперимента: с правой стороны – 2,8±0,2 и 2,7±0,3 (t=1,5; Р≥0,05); с левой стороны – 2,9±0,3 и 2,7±0,1 (t=0,5; Р≥0,05).
После эксперимента в контрольной и экспериментальной группе с правой стороны ведущей рукой – средний показатель попаданий 5,8±0,5 и 7,0±0,4 (t=2,8; Р≥0,05), а с левой стороны – средний показатель 5,5±0,4 и 6,7±0,6 (t=2,8; Р≥0,05).
А неведущей рукой в контрольной и экспериментальной группе результативность попаданий после эксперимента с правой стороны составила в среднем 3,9±0,2 и 5,3±0,4 (t=4,2; Р≥0,05), с левой стороны – 4,2±0,2 и 5,6±0,5 попаданий (t=3,8; Р≥0,05).
3. В результате эксперимента было выявлено существенное влияние учета индивидуального профиля моторной асимметрии в процессе совершенствования броска мяча в корзину одной рукой от плеча с правой и левой стороны ведущей и неведущей рукой. Экспериментальная методика оказала положительное влияние на точность выполнения броска мяча в корзину, а также на другие элементы техники баскетбола.
Практические рекомендации
Результаты исследования и их анализ позволяют предложить следующие рекомендации.
1. Для определения природной моторной асимметрии целесообразно применять следующие упражнения - для определения ведущей руки:
- «Переплетение пальцев кисти» - испытуемый переплетает пальцы кисти, ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху;
- «Поза Наполеона» - испытуемый скрещивает руки на груди, ведущей считается та рука, кисть которой оказывается сверху предплечья другой руки и которая раньше начинает движение и первой прикасается к груди;
- «Аплодирования» - при аплодировании ведущая рука более активна и подавижна, она ударяет о ладонь неведущей руки;
- «На точность» - с открытыми глазами выбирается точка в средней части листа, и с закрытыми глазами наносится по 10 точек правой и левой рукой, ведущая рука наносит точки ближе к цели и с меньшим разбросом.
По результатам вышеназванных тестов определялся профиль природной асимметрии.
2. Для рационального дозирования физической нагрузки в учебном процессе на ведущую и неведущую руку следует учитывать индивидуальные особенности проявления моторной асимметрии учащихся.
3. На этапе начальной подготовки учащимся целесообразно давать нагрузку на неведущую руку на 10% больше, чем на ведущую, что обеспечивает сглаживание асимметрии физического развития спортсменов, прирост результатов по физической и технико-тактической подготовленности.
4. При выполнении упражнений, характерной особенностью которых является использование одной конечности, необходимо осуществлять индивидуально-дифференцированный подход с учетом моторной асимметрии спортсменов. Например, из расчета 10 повторений для ведущей руки и соответственно 11 - для неведущей.
Задания следует выполнять в следующей последовательности: 1 - 3-е повторение для ведущей руки, 4 - 6-е - для неведущей; на 7 - 9-е повторение работает ведущая рука, а неведущая - на 10 - 13-е повторение (на одно повторение больше выполняет неведущая рука), и заканчивается упражнение по 4 повторения на каждую руку: сначала ведущей рукой 14 - 17-е, затем неведущей 18 - 21-е повторение.
Такая последовательность выполнения двигательных действий может использоваться в следующих упражнениях:
- передача мяча одной рукой от плеча: различные варианты выполнения (на месте, в стену, в парах, в тройках, в движении и т.д. (количество передач);
- ведение мяча на месте и в движении (количество повторений);
- бросок мяча одной рукой от плеча (количество бросков);
- обманные движения с мячом и без мяча (количество повторений);
- индивидуальное обыгрывание без и с сопротивлением, с различных положений по отношению к корзине (количество повторений).
Список использованной литературы
- Баландин, Г.А. Урок физкультуры в современной школе. Издательство "Советский спорт",2005 г.
- Бердичевская, Е.М. Роль функциональной асимметрии мозга в возрастной динамике двигательной деятельности человека // Автореф.дисс…докт.мед.наук. – Краснодар. - 1999. – 50 с.
- Бердичевская, Е.М. Профиль межполушарной асимметрии и двигательные качества // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 9. -С. 43-46.
- Больсевич, В.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000-275с.
- Ефимова, И.В. Межполушарная асимметрия мозга и двигательные способности // Физиология человека. - 1996. - Т. 22, № 1. - С. 35-39.
- Колесникова, Л.А. Методика физической и технико-тактической подготовки юных баскетболисток с учетом моторной асимметрии: Авто-реф. дис. … канд. пед. наук. Тула, 2004.
- Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н., Глумов, А.Г. Межполушарное распределение функций // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Естественные науки. – 1996. - № 2. - С. 56-63.
- Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра – Спорт, 2000. – 192 с.
- Лях, В.И., Зданевич, А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл., 2010. – 127 с.
- Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Мирошникова, Р.В., Потапова, Н.М., Кудряшов, В.А. Начальное обучение баскетболу.- Волгоград, 1994.-35с.
- Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. 3-е издание. Москва. Издательский центр "Академия" 2007 г.
- Ник Сортел. Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных игроков. Москва. Астрель. АСТ, 2005 г.
- Полянцева, Н.В. Тренировка точности выполнения технических приемов у юных баскетболистов 10 – 12 лет: Афтореферат дис…. Конд. пед. наук. – Киев, 1990. – 23 с.
- Портнов, Ю.М. Баскетбол: Учебник для ин-тов физ.культ. Изд.3 – е перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с.
- Семашко, Н.В. Баскетбол. Учебник для физ.ин – тов. Изд. 2-е, перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1976. – 264 с.
- Сологуб, Е.Б., Таймазов, В.А. Спортивная генетика. Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – М.: Терра - Спорт. – 2000. – 127 с.
- Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский дом «Академия», 2007. – 520с.
- Степанова, О.Б. Произвольная регуляция скорости движений рук у лиц с различными профилями латеральной организации мозга // Автореф.дисс…канд.психол.наук. - М. - 2000 – 20 с.
- Теория и методика спортивных игр: сборник лекций. Вып. IV: 4.1/ Московская гос. акад. физ культуры. – Малаховка: [б.и.], 2006. – 176с.
- Файрушин, Р.Н. Вновь об обучении броскам мяча в корзину/ Р.Н.Файрушин // Физкультура в школе. – 2006. - №4. – с.11-13
- Фомина, Е.В. Сенсомоторные асимметрии спортсменов. Омск, 2003.
- Хомская, Е.Д., Ефимова И.В., Куприянов В.А. и др. Значение профиля межполушарной асимметрии для спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. – 1989. - № 1. – С. 8-12.
- Чермит, К.Д. Симметрия – асимметрия в спорте.–М.: Физкультура и спорт.–1992. –255 с.
- Яхонтов, Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие/ Е.Р.Яхонтов. – 2-е изд., перераб. и доп.; СПб ГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – СПб., Олимп, 2006. – 134 с.
Приложение 1
Определение ведущей руки в контрольной группе (8 «А» класс)
№ п/п | Имя | Тесты | Ведущая рука | |||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | |||||||
Пр | Лев | Пр | Лев | Пр | Лев | Пр | Лев | |||
1 | Наталья | + | + | + | + | Левая | ||||
2 | Екатерина | + | + | + | + | Правая | ||||
3 | Анна-Луиза | + | + | + | + | Правая | ||||
4 | Владимир | + | + | + | + | Левая | ||||
5 | Егор | + | + | + | + | Правая | ||||
6 | Дмитрий | + | + | + | + | Правая | ||||
7 | Даниил | + | + | + | + | Правая | ||||
8 | Михаил | + | + | + | + | Правая | ||||
9 | Яна | + | + | + | + | Правая | ||||
10 | Мадина | + | + | + | + | Правая | ||||
11 | Елизавета | + | + | + | + | Правая | ||||
12 | Виктория | + | + | + | + | Правая | ||||
13 | Александра | + | + | + | + | Правая | ||||
14 | Алексей | + | + | + | + | Левая | ||||
15 | Арина | + | + | + | + | Правая | ||||
16 | Валерий | + | + | + | + | Правая | ||||
17 | Кристина | + | + | + | + | Левая | ||||
18 | Шахокат | + | + | + | + | Правая | ||||
19 | Полина | + | + | + | + | Правая | ||||
20 | Елизавета | + | + | + | + | Правая | ||||
21 | Алина | + | + | + | + | Правая | ||||
22 | Диана | + | + | + | + | Правая | ||||
23 | Евгения | + | + | + | + | Правая | ||||
24 | Юлия | + | + | + | + | Правая | ||||
25 | Анастасия | + | + | + | + | Правая | ||||
26 | Дарья | + | + | + | + | Правая |
Приложение 2
Определение ведущей руки в экспериментальной группе (8 «Б» класс)
№ п/п | Имя | Тесты | Ведущая рука | |||||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | |||||||
Пр | Лев | Пр | Лев | Пр | Лев | Пр | Лев | |||
1 | Филипп | + | + | + | + | Правая | ||||
2 | Эмиль | + | + | + | + | Правая | ||||
3 | Полина | + | + | + | + | Левая | ||||
4 | Никита | + | + | + | + | Правая | ||||
5 | Даниил | + | + | + | + | Левая | ||||
6 | Андрей | + | + | + | + | Правая | ||||
7 | Иван | + | + | + | + | Правая | ||||
8 | Маргарита | + | + | + | + | Правая | ||||
9 | Александр | + | + | + | + | Правая | ||||
10 | Иван | + | + | + | + | Правая | ||||
11 | Денис | + | + | + | + | Левая | ||||
12 | Полина | + | + | + | + | Правая | ||||
13 | Анастасия | + | + | + | + | Правая | ||||
14 | Дарья | + | + | + | + | Правая | ||||
15 | Маргарита | + | + | + | + | Правая | ||||
16 | Егор | + | + | + | + | Правая | ||||
17 | Даниил | + | + | + | + | Правая | ||||
18 | Дарья | + | + | + | + | Правая | ||||
19 | Анастасия | + | + | + | + | Правая | ||||
20 | Евгений | + | + | + | + | Правая | ||||
21 | Иван | + | + | + | + | Правая | ||||
22 | Вадим | + | + | + | + | Правая | ||||
23 | Олег | + | + | + | + | Правая | ||||
24 | Александр | + | + | + | + | Правая | ||||
25 | Роман | + | + | + | + | Правая | ||||
26 | Кирилл | + | + | + | + | Правая |
Приложение 3
Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (ведущей) от плеча в контрольной группе (8 «А» класс)
№ п/п | Имя | Исходный уровень | Конечный уровень | ||
Правая сторона | Левая сторона | Правая сторона | Левая сторона | ||
1 | Наталья | 4 | 5 | 5 | 5 |
2 | Екатерина | 5 | 3 | 6 | 4 |
3 | Анна-Луиза | 5 | 4 | 6 | 4 |
4 | Владимир | 3 | 5 | 4 | 6 |
5 | Егор | 6 | 7 | 6 | 7 |
6 | Дмитрий | 6 | 8 | 6 | 8 |
7 | Даниил | 10 | 7 | 10 | 7 |
8 | Михаил | 10 | 8 | 9 | 8 |
9 | Яна | 9 | 7 | 9 | 7 |
10 | Мадина | 6 | 4 | 6 | 5 |
11 | Елизавета | 5 | 5 | 5 | 5 |
12 | Виктория | 6 | 6 | 6 | 7 |
13 | Александра | 5 | 4 | 6 | 4 |
14 | Алексей | 6 | 8 | 6 | 8 |
15 | Арина | 7 | 5 | 7 | 5 |
16 | Валерий | 6 | 3 | 6 | 4 |
17 | Кристина | 4 | 7 | 4 | 6 |
18 | Шахокат | 3 | 5 | 4 | 5 |
19 | Полина | 7 | 5 | 7 | 5 |
20 | Елизавета | 6 | 6 | 6 | 7 |
21 | Алина | 5 | 4 | 6 | 4 |
22 | Диана | 3 | 2 | 4 | 4 |
23 | Евгения | 8 | 5 | 7 | 5 |
24 | Юлия | 3 | 4 | 4 | 5 |
25 | Анастасия | 4 | 4 | 4 | 5 |
26 | Дарья | 3 | 3 | 4 | 3 |
Приложение 4
Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (неведущей) от плеча в контрольной группе (8 «А» класс)
№ п/п | Имя | Исходный уровень | Конечный уровень | ||
Правая сторона | Левая сторона | Правая сторона | Левая сторона | ||
1 | Наталья | 2 | 3 | 4 | 4 |
2 | Екатерина | 2 | 2 | 4 | 5 |
3 | Анна-Луиза | 3 | 3 | 4 | 5 |
4 | Владимир | 2 | 4 | 3 | 5 |
5 | Егор | 4 | 4 | 5 | 6 |
6 | Дмитрий | 4 | 3 | 4 | 5 |
7 | Даниил | 5 | 5 | 6 | 6 |
8 | Михаил | 5 | 6 | 7 | 6 |
9 | Яна | 3 | 2 | 4 | 3 |
10 | Мадина | 3 | 3 | 4 | 3 |
11 | Елизавета | 3 | 5 | 4 | 5 |
12 | Виктория | 2 | 3 | 3 | 3 |
13 | Александра | 3 | 2 | 4 | 4 |
14 | Алексей | 2 | 3 | 4 | 5 |
15 | Арина | 3 | 3 | 4 | 3 |
16 | Валерий | 2 | 1 | 3 | 3 |
17 | Кристина | 4 | 3 | 5 | 4 |
18 | Шахокат | 2 | 2 | 3 | 4 |
19 | Полина | 3 | 1 | 3 | 3 |
20 | Елизавета | 3 | 3 | 4 | 4 |
21 | Алина | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Диана | 1 | 2 | 3 | 3 |
23 | Евгения | 4 | 4 | 5 | 6 |
24 | Юлия | 2 | 3 | 4 | 3 |
25 | Анастасия | 4 | 3 | 4 | 4 |
26 | Дарья | 2 | 1 | 2 | 3 |
Приложение 5
Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (ведущей) от плеча в экспериментальной группе (8 «Б» класс)
№ п/п | Имя | Исходный уровень | Конечный уровень | ||
Правая сторона | Левая сторона | Правая сторона | Левая сторона | ||
1 | Филипп | 5 | 6 | 7 | 7 |
2 | Эмиль | 4 | 3 | 6 | 8 |
3 | Полина | 5 | 5 | 6 | 7 |
4 | Никита | 2 | 5 | 5 | 6 |
5 | Даниил | 4 | 7 | 6 | 8 |
6 | Андрей | 5 | 2 | 6 | 5 |
7 | Иван | 4 | 4 | 7 | 6 |
8 | Маргарита | 5 | 5 | 8 | 6 |
9 | Александр | 7 | 4 | 7 | 7 |
10 | Иван | 8 | 4 | 8 | 7 |
11 | Денис | 4 | 6 | 7 | 7 |
12 | Полина | 4 | 3 | 5 | 4 |
13 | Анастасия | 5 | 5 | 8 | 8 |
14 | Дарья | 4 | 2 | 6 | 5 |
15 | Маргарита | 3 | 2 | 4 | 2 |
16 | Егор | 6 | 4 | 7 | 5 |
17 | Даниил | 6 | 5 | 7 | 8 |
18 | Дарья | 4 | 2 | 7 | 5 |
19 | Анастасия | 4 | 1 | 6 | 6 |
20 | Евгений | 6 | 5 | 9 | 8 |
21 | Иван | 8 | 7 | 9 | 8 |
22 | Вадим | 8 | 9 | 9 | 10 |
23 | Олег | 7 | 7 | 9 | 8 |
24 | Александр | 7 | 5 | 9 | 8 |
25 | Роман | 8 | 5 | 9 | 10 |
26 | Кирилл | 4 | 2 | 6 | 6 |
Приложение 6
Сводный протокол результативности бросков мяча в корзину одной рукой (неведущей) от плеча в экспериментальной группе (8 «Б» класс)
№ п/п | Имя | Исходный уровень | Конечный уровень | ||
Правая сторона | Левая сторона | Правая сторона | Левая сторона | ||
1 | Филипп | 3 | 3 | 6 | 5 |
2 | Эмиль | 2 | 2 | 4 | 5 |
3 | Полина | 1 | 3 | 4 | 4 |
4 | Никита | 2 | 2 | 4 | 4 |
5 | Даниил | 2 | 5 | 5 | 6 |
6 | Андрей | 3 | 3 | 5 | 5 |
7 | Иван | 2 | 2 | 6 | 4 |
8 | Маргарита | 4 | 3 | 6 | 5 |
9 | Александр | 3 | 2 | 4 | 4 |
10 | Иван | 4 | 4 | 6 | 5 |
11 | Денис | 1 | 3 | 4 | 6 |
12 | Полина | 1 | 2 | 4 | 4 |
13 | Анастасия | 2 | 3 | 5 | 5 |
14 | Дарья | 2 | 1 | 3 | 3 |
15 | Маргарита | 1 | 2 | 4 | 6 |
16 | Егор | 3 | 3 | 6 | 6 |
17 | Даниил | 4 | 3 | 8 | 7 |
18 | Дарья | 2 | 2 | 6 | 5 |
19 | Анастасия | 1 | 3 | 4 | 4 |
20 | Евгений | 5 | 3 | 7 | 7 |
21 | Иван | 4 | 3 | 8 | 9 |
22 | Вадим | 5 | 3 | 8 | 7 |
23 | Олег | 4 | 2 | 6 | 6 |
24 | Александр | 4 | 3 | 7 | 9 |
25 | Роман | 4 | 4 | 6 | 8 |
26 | Кирилл | 3 | 3 | 4 | 6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие скоростно-силовых качеств у юных баскетболистов
Регулярные занятия положительно влияют на развитие таких качеств, как быстрота, ловкость, внимание, скоростная и силовая выносливость. Целью моей работы является раскрытие основных средств для развити...
Использование педагогических технологий на примере тренировочного занятия с группой юных баскетболистов ДЮСШ Павлово-Посадского района Московской области
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4295251","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
Методические рекомендации учителям физической культуры "Физическая подготовка юного баскетболиста"
Методическая разработка содержит рекомендации по физической подготовке спортсменов, начинающих баскетболистов. Может быть рекомендован учителям физической культуры, тренерам - преподавателям....
Научно-методическая работа: «ОБУЧЕНИЕ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОВ В БЫСТРОМ ПРОРЫВЕ»
Подготовка баскетболистов проводиться в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Многолетняя подготовка баскетболиста строиться на основе методических положений, которые и соста...
Реферат На тему: «Влияние развития физических качеств на уровень тренированности и физической работоспособности в учебно-тренировочном процессе юных баскетболистов (12-13лет)».
Современный баскетбол характеризуется интенсификацией соревновательной деятельности, что проявляется в увеличении плотности игровых действий, уменьшении времени выполнения как технических приемов в це...
Моторная асимметрия представителей разных видов спорта
ПРОЯВЛЕНИЕ МОТОРНОЙ АСИММЕТРИИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ СПОРТА...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Совершенствование техники бросков мяча в корзину на основе учета моторной асимметрии рук у юных баскетболистов 13-14 лет
Известно множество исследований моторики человека, которые свидетельствуют о существовании моторных асимметрий....